Реферат по предмету "Музыка"


Александр Гаук

Александр
Гаук

Александр
Васильевич Гаук (1893–1963) - русский дирижер, композитор, педагог. Родился в
Одессе 3 августа 1893, получил начальное музыкальное образование под
руководством О.Бахмана (выпускника Венской консерватории); по окончании
гимназии занимался музыкой с Н.Шамье. В 1910 поступил в Петербургский
университет, где играл в студенческом оркестре на ударных инструментах, брал
уроки фортепиано у Е.Ф.Дауговет, подготовившей Гаука к поступлению в
Петербургскую консерваторию, где он обучался в 1911–1917 (по классам
дирижирования Н.Н.Черепнина, фортепиано – Дауговет, Ф.М.Блуменфельда,
композиции В.П.Калафати, И.И.Витола, А.К.Глазунова). С 1917 дирижер в
петроградском Театре музыкальной драмы, в 1920–1931 – дирижер (главным образом
балета) Ленинградского театра оперы и балета. Сотрудничал с балетмейстерами
Ф.В.Лопуховым (в спектаклях "Ночь на Лысой горе" на музыку
М.П.Мусоргского, "Пульчинелла", "Байка про Лису, Петуха, Кота да
Барана" И.Ф.Стравинского, "Красный мак" Р.М.Глиэра,
"Щелкунчик" П.И.Чайковского, "Болт" Д.Д.Шостаковича и др.)
и Л.С.Леонтьевым ("Времена года" Глазунова). Выступал и как
симфонический дирижер. В 1930–1933 заместитель директора по художественной
части и главный дирижер Ленинградской филармонии, в 1933–1936 дирижер Большого
симфонического оркестра Всесоюзного радио (БСО), основатель (1936) и главный
дирижер (до 1941) Государственного симфонического оркестра СССР, в 1953–1962
главный дирижер БСО. В 1954 был удостоен звания «Народный артист РСФСР» (1954).
Гастролировал в Японии, Мексике, Венгрии, Румынии, ГДР.

На становление
Гаука как симфонического дирижера значительное влияние оказало знакомство с
искусством иностранных дирижеров, гастролировавших в России; его кумиром был
А.Никиш.

С именем Гаука
неразрывно связана история становления отечественного симфонизма советского
периода. Он был первым интерпретатором ряда симфонических произведений
Н.Я.Мясковского (включая его 17-ю симфонию, посвященную Гауку), Ю.А.Шапорина,
А.И.Хачатуряна и др. Особое место в его репертуаре занимали
кантатно-ораториальные сочинения Г.Ф.Генделя, И.С.Баха, Г.Берлиоза.

С 1927 Гаук вел
преподавательскую деятельность: до 1934 в Ленинградской консерватории (с 1930
доцент), в 1941–1943 – в Тбилисской консерватории; с 1948 вел класс
дирижирования в Московской консерватории (с 1948 профессор), среди его учеников
– Е.А.Мравинский, А.Ш.Мелик-Пашаев, Э.П.Грикуров, Е.Ф.Светланов, Н.С.Рабинович,
Е.С.Микеладзе.

Автор
нескольких симфонических произведений, 2 концертов (для арфы и для фортепиано с
оркестром), инструментальных пьес, романсов. Восстановил (по оркестровым
голосам, хранившимся в библиотеке Ленинградской консерватории) уничтоженную
автором Первую симфонию С.В.Рахманинова и в 1944 исполнил ее в Москве; инструментовал
оперу "Женитьба" М.П.Мусоргского (1917); создал инструментальные
переложения фортепианного цикла "Времена года" и двух циклов романсов
П.И.Чайковского (1942).

Оставил
воспоминания о Мясковском, Глиэре и др. Выступал как музыкальный критик на
страницах журнала «Советская музыка», газеты «Советская культура» и др. В его
книге "По страницам воспоминаний дирижера" описаны события до 1943.
Умер Гаук в Москве 30 марта 1963.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.