--PAGE_BREAK--Конкуренция: понятие, классификация видов
Термин «конкуренция» имеет несколько значений. Изначально конкуренция толковалась как соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Этим объясняется подход к конкуренции как состязательной борьбе, соперничеству: между экономическими агентами — за наиболее выгодные условия купли-продажи товаров; производителями — за наиболее выгодные рынки сбыта, условия производства и источники сырья; потребителями — за лучшие условия покупки благ; собственниками ресурсов — за лучшие варианты продажи ресурсов.
Однако есть и другое значение понятия конкуренции, применяемое в экономической науке для определения способа организации рынка, — «свободная (совершенная) конкуренция» или «несовершенная конкуренция», в зависимости от особенностей рынка, или типа рыночной структуры.
Существует несколько классификаций типов рыночных структур. Простейшая их них, но очень важная исходит из уровня конкуренции в отрасли (на рынке), который характеризуется степенью влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.
Если вдоль одной прямой последовательно расположить типы рыночных структур, выстраивая их по возрастанию степени конкуренции, то крайней слева окажется чистая (совершенная) монополия, крайней справа — совершенная конкуренция, а между ними разместятся олигополия и монополистическая конкуренция.
Совершенная конкуренция — это ситуация на рынке, при которой множество продавцов и покупателей торгуют однородными (абсолютно идентичными, недифференцированными) товарами, при этом доля каждого из них в общем объеме продаж или покупок чрезвычайно мала. Новый производитель может беспрепятственно вступать на данный рынок. Для выхода также не существует преград.
Входные барьеры бывают юридическими (исключительное право на производство товара или услуги, государственная лицензия, патент, контроль над стратегическими ресурсами) и экономическими (реклама, экономические преимущества крупного производства и др.). На рынке с совершенной конкуренцией никто из субъектов не обладает рыночной властью и воспринимает складывающиеся цены и условия продаж как заданные, будучи не в силах воздействовать на цену в выгодную для себя сторону.
Неоклассическая теоретическая модель совершенной конкуренции также предполагает полную информированность субъектов рынка обо всех процессах и изменениях на нем, абсолютную мобильность производственных ресурсов, рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы, и наличие некоторых других признаков. Сторонники неоклассической школы полагают, что совершенная конкуренция — это идеальное состояние рынка. Если бы она существовала на рынках всех благ, то экономика достигла бы максимально возможной эффективности. Но в чистом виде подобных рыночных структур практически не бывает. Наиболее близки к модели совершенной конкуренции рынки сельскохозяйственной продукции, производимой и продаваемой большим числом мелких независимых землепользователей.
Несовершенная конкуренция возникает в условиях, когда продавцы и (или) покупатели способны оказать существенное влияние на цену товара.
Монополия подразумевает присутствие на рынке одного продавца, монопсония — одного покупателя, двусторонняя монополия — одного продавца и одного покупателя. Товару, который продает монополист, обычно нет близких заменителей, а вступлению новых субъектов на рынок препятствуют значительные барьеры. При такой структуре рынка один субъект имеет рыночную власть и определяет желательные для себя сочетания цены и объема продаж. Обычно продавец-монополист стремится увеличить цены, покупатель-монопсонист — их снизить, чтобы получить выгоды для себя за счет своих партнеров. Ниже будет показано, что такие рыночные структуры зачастую регулируются государством с целью минимизации негативных для экономики последствий.
Монополистическая конкуренция устанавливается на рынке, где функционирует множество продавцов, продающих, однако, дифференцированный товар. В отличие от совершенной конкуренции такая ситуация широко распространена в современной экономике (пример — рынки многих товаров широкого потребления). В результате продавцы получают определенный объем рыночной власти, но меньший, чем монополисты.
Олигополия характерна для рынка, на котором действуют несколько продавцов (олигопсония — несколько покупателей), производящих однородный либо дифференцированный товар. В силу своей немногочисленности рыночные субъекты являются взаимозависимыми и в своей деятельности должны учитывать возможные действия других субъектов. У каждого субъекта есть определенная власть над рынком, однако степень конкуренции между фирмами неоднозначна, она зависит от стратегии поведения фирм на рынке. Продавцы могут сговориться между собой, действовать согласованно, и рынок превратится в подобие монополии с высокими ценами и ограниченными объемами продаж. Однако нередко фирмы «воюют» друг с другом, и тогда цены падают до минимально возможного уровня.
Усложним анализ и рассмотрим более общую классификацию рыночных структур (табл.4.1). Выделенные выше совершенная и монополистическая конкуренции — это разновидности двусторонней полиполии (много продавцов и покупателей), различающиеся степенью взаимозаменяемости товаров.
Степень рыночной власти у субъектов различных рыночных структур отражена в табл.4.1 очень упрощенно. При прочих равных условиях чем меньше субъектов на рынке с одной стороны (со стороны продавцов или покупателей), тем больше степень рыночной власти. Взаимозависимость продавцов характеризуется показателем перекрестной количественной эластичности, который раскрывает влияние изменения объема продаж товара одной фирмой на цену товара другой фирмы. Взаимозаменяемость товаров отражается показателем перекрестной ценовой эластичности, который демонстрирует влияние изменения цены товара у одной фирмы на объем продаж другой. Подробнее о показателях эластичности будет рассказано в гл.6.
При монополии вся власть сосредоточивается в руках продавца, а при монопсонии — в руках покупателя. При олигополии (олигопсонии) степень рыночной власти меньше, а при полиполии она стремится к нулю. Концентрации рыночной власти содействует дифференциация товара (при прочих равных условиях).
Ш Одним из первых понятие совершенной конкуренции использовал А. Смит. В догадках, разбросанных по страницам его «Богатства народов», просматривается группа условий, необходимых для совершенной конкуренции (у Смита — «свободной»). Однако увидеть их стоит труда, ибо они выражены, как правило, слабо, неявно, а отчасти лишь подразумеваются. Дж. Стиглер (американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1982 г) насчитал у Смита пять таких условий.
«1. Конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре.
2. Число конкурентов, потенциальных или уже имеющихся, должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные ходы.
3. Экономические единицы должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях.
4. Должна быть свобода (от социальных ограничений) действовать в соответствии с этим знанием.
5. Нужно достаточно времени, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев».
У. Дж. Баумоль ввел понятие «совершенно состязательный рынок». Согласно традиционной точке зрения, совершенная конкуренция является единственным типом рыночной структуры, обеспечивающим максимальное благосостояние общества. Однако множество допущений, необходимых для существования совершенной конкуренции, делает ее малореалистичной. Напротив, модель совершенно состязательного рынка имеет практически лишь одно ограничение: вход и выход фирм из отрасли должен быть абсолютно свободным и бесплатным. Любая фирма может беспрепятственно войти на рынок, и у существующих фирм нет никаких преимуществ по затратам и технологиям. Кроме того, любая фирма вправе покинуть рынок, компенсировав при этом все расходы, связанные с процессом вхождения. Фирм на таком рынке может быть сколько угодно — от одной (которую стандартная точка зрения сразу причислит к чистой монополии) до множества, производящих как однородный, так и дифференцированный товар. Совершенно конкурентный рынок должен быть совершенно состязательным, но не наоборот. Угроза вхождения новичков заставляет существующие фирмы назначать цену на свои товары как можно ниже, в идеальном случае — на уровне, не позволяющем получать сверxприбыл^ Таким образом, стандартное условие максимизации благосостояния общества способно выполняться даже на рынке, где существует одна фирма.
* Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс // Вехи экономической мысли. Т.2: Теория фирмы / Сост., общ. ред.В.М. Гальперина. СПб.: Экон. шк., 2000. С.301.
'"«Баумоль У. Дж. Состязательные рынки: мятеж в теории структуры отрасли // Вехи экономической мысли. Т.5: Теория отраслевых рынков / Под общ. ред.А.Г. Слуцкого. СПб.: Экон. шк., 2003. С.110-140.
продолжение
--PAGE_BREAK--Структура и инфраструктура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике
В предыдущем параграфе речь шла о рыночных структурах, различающихся по способу организации отрасли, способу взаимодействия фирм, виду конкуренции. Теперь рассмотрим структуру рынка, понимаемую как взаиморасположение и взаимосвязь составляющих рынок частей, устройство рынка.
Как известно, субъектами рынка являются:
• домашние хозяйства (индивидуумы);
• фирмы;
• государство.
Под термином «домашнее хозяйство» не понимается какое-то производство, семейное предприятие, личное подсобное хозяйство, он никак не связан с процессом производства. Человек может работать на каком-то предприятии либо быть собственником предприятия, но одновременно являться членом домашнего хозяйства. Домашние хозяйства, владеющие ресурсами, получают факториальные доходы (доходы собственников производственных ресурсов). Выделяют следующие укрупненные виды ресурсов: труд, капитал, земля (природные ресурсы), предпринимательская способность (см. гл. 2). Их собственниками являются исключительно индивиды (домашние хозяйства), фирмы не владеют ресурсами. Правда, некоторые виды ресурсов (земля, капитал) могут также находиться в государственной собственности. С собственностью на ресурсы связаны доходы домашних хозяйств (рис.4.4).
Человек, который работает по найму, продает свой труд, получая взамен доход в виде заработной платы. Доход собственника капитала — процент с капитала. Собственник земли может сдавать ее в аренду и получать ренту (следует оговориться,
что понятие «рента» в экономической науке и практике имеет много других значений, кроме приводимого здесь). Наконец, человек, занимающийся предпринимательской деятельностью, использует свой специфический ресурс — предпринимательскую способность и получает доход в виде прибыли.
На рис.4.5 показана примерная структура доходов домашних хозяйств Республики Беларусь.
С учетом того, что основная часть земельных ресурсов находится в собственности государства, земельная рента на схеме не выделена. Прибыль как доход от предпринимательской способности определить достаточно сложно, поэтому приведен другой, менее точный показатель — доходы от предпринимательской деятельности, который частично включает прибыль, доходы на вложенный капитал (процент), ренту. Кроме того, ощутимую часть доходов населения составляют государственные социальные трансферты (помощь), не связанные напрямую с обладанием ресурсами.
Вторая категория участников рынка — это фирмы. Они занимаются производством благ, в процессе которого используют ресурсы, покупаемые у домашних хозяйств. Соответственно, плата за привлекаемые ресурсы составляет издержки фирм, а выручка от продажи произведенных благ — доходы фирм.
Домашние хозяйства, получив доходы от продажи на рынке своих ресурсов, тратят их на покупку благ, производимых фирмами. Так осуществляется кругооборот доходов и товаров в экономике (рис.4.6).
Структура рынка может быть субъектной и объектной. Если субъектная структура рынка означает состав его участников, то объектная зависит от того, чем на данном рынке торгуют.
В простейшем виде рынок делится на рынок потребительских благ (товаров и услуг) и рынок ресурсов (см. рис.4.6). Блага (товары) производятся фирмами и покупаются людьми для конечного потребления. Ресурсы принадлежат домашним хозяйствам и покупаются фирмами для производства товаров. Среди ресурсных можно выделить рынки труда, капитала, земли, которые в свою очередь подразделяются на рынки квалифицированного и неквалифицированного труда, фондовые и валютные, рынки различных природных ресурсов и т.д. Товарные рынки структурируются по видам товаров, которые бывают длительного пользования, широкого потребления, продовольственными и т.д.
Структуру рынка можно классифицировать по географическому принципу, выделив местные (локальные) рынки, региональные, национальные и международные.
Для эффективного функционирования рынка важно наличие развитой рыночной инфраструктуры — совокупности институтов, обеспечивающих работу рынка; организации, с помощью которой работают рынки ресурсов и товаров, циркулируют потоки товаров, ресурсов и доходов между фирмами и домашними хозяйствами (хотя субъектами инфраструктуры зачастую являются также фирмы).
Существует множество институтов рыночной инфраструктуры. В зависимости от широты интерпретации данного понятия к инфраструктуре можно отнести даже все магазины, дороги между местами проживания потребителей и местами расположения фирм и т.д. Остановимся лишь на некоторых организациях инфраструктуры, наличие которых позволяет причислить рынок к категории достаточно развитых. Это ярмарки, аукционы, биржи.
Под ярмаркой понимается рынок товаров, периодически организуемый в установленных местах. Формой продажи товаров, которая проводится в определенном месте в определенное время на основе конкуренции покупателей, является аукцион. По способу организации аукционы весьма разнообразны, но наиболее известными являются аукционы с повышением цены (так называемый «английский» аукцион).
Очень важную роль играют биржи, на которых осуществляются сделки купли-продажи товаров, ресурсов и на основе взаимодействия спроса и предложения формируются рыночные цены. Самые распространенные — это биржи труда, товарные, фондовые и валютные биржи. Биржа труда (во многих странах ее роль выполняют различные службы занятости) осуществляет посреднические операции на рынке труда, здесь анализируется конъюнктура данного рынка, ведется учет безработицы, выплачиваются пособия безработным, организуется помощь в трудоустройстве. На товарной бирже осуществляются посреднические операции с товарами, формируются цены на данные товары. Во многих сделках, даже производимых вне биржи, в качестве ориентировочной цены принимается биржевая цена товара. На фондовой бирже торгуют капитальными ресурсами в нематериальных формах (т.е. не машинами и зданиями, а акциями, облигациями и другими ценными бумагами).
К инфраструктурным организациям рынка можно отнести также брокерские фирмы, торговые дома, холдинги, страховые компании, торгово-промышленные палаты, аудиторские фирмы. Брокерская фирма (брокер) — это коммерческая организация, осуществляющая сделки по купле-продаже товаров, ресурсов, ценных бумаг и т.д. от имени своих клиентов. Фирму, которая проводит внешнеторговые операции (импорт и продажу внутри страны зарубежных товаров, экспорт и продажу за рубежом товаров национального производства), обычно называют торговым домом. Холдинг — это фирма, капитал которой формируется из пакетов акций других компаний, обычно для координации и контроля над их деятельностью с целью получения прибыли. Страховая компания — финансово-кредитная организация, осуществляющая страховую деятельность на рынке (по страхованию, нейтрализации рисков). Торгово-промышленная палата — коммерческая организация, в задачу которой входит содействие развитию торговых связей рыночных субъектов страны с зарубежными партнерами. Аудиторская фирма — независимая организация, анализирующая и контролирующая финансовую и учетную деятельность предприятий по их заказу.
продолжение
--PAGE_BREAK--Фиаско рынка. Роль государства в современной рыночной экономике
Может ли рыночная система быть идеальной? При наличии полного набора рынков всех благ в каждом временном периоде, предупреждении всех рисков, всесторонней информированности субъектов рынка, создании ситуации совершенной конкуренции на рынках всех благ это было бы возможно.
В экономической науке выделяют ситуации «фиаско рынка», в которых общественное благосостояние не может быть максимизировано исключительно рыночными механизмами и требует вмешательства государства. Однако некоторые экономисты, проводя аналогию, говорят о существовании ситуаций «фиаско государства»: государственное регулирование не обязательно воздействует на экономику благотворно.
В качестве наиболее существенного фиаско рынка следует назвать проблему внешних эффектов, или экстерналий. Рынок обеспечивает эффективное размещение и использование производственных ресурсов, если выполняется следующее условие: только те, кто участвует в рыночной сделке, несут все связанные с нею издержки и получают все выгоды. Однако в реальности оно трудновыполнимо. Например, если производство товара связано с загрязнением окружающей среды, то часть издержек производства перекладывается на третьих лиц — людей, живущих рядом с источником загрязнения, а все доходы получает продавец товаров. Таково проявление отрицательного внешнего эффекта. Но существуют и положительные
внешние эффекты. Например, цветовод, разбивая клумбу около своего дома ради удовлетворения собственных эстетических потребностей, одновременно доставляет удовольствие соседям, и им не надо за это платить. К положительным экстерналиям также относят образование: обучаясь, человек преследует собственные интересы, но чем больше квалифицированных специалистов в стране, тем эффективнее работает экономика в целом, и выгоды получают все граждане.
Как положительные, так и отрицательные внешние эффекты возникают в связи с нечетко определенными правами собственности на блага и ресурсы и значительными издержками на спецификацию и защиту прав собственности. Рынок не в состоянии сам решить данную проблему. Отрасли с отрицательными экстерналиями производят благ больше оптимального для общества уровня, в отраслях с положительными внешними эффектами наблюдается недопроизводство благ. Роль государства заключается в регулировании внешних эффектов — устранении отрицательных последствий (например, борьба с загрязнением окружающей среды) и стимулировании положительных (например, государственные расходы на образование), для того чтобы привести объемы выпуска благ в таких отраслях к величинам, полнее соответствующим общественным потребностям.
Серьезным поводом для государственного вмешательства в рыночные процессы является проблема производства общественных благ. Общественные блага приносят положительные внешние эффекты всем, как только становятся доступными для кого-то. Они характеризуются признаками неисключаемости и неизбирательности. Другими словами, если общественное благо создано, затруднительно не позволить кому-то пользоваться им, даже если человек не желает платить. Кроме того, потребление блага одним человеком не снижает для других возможности пользоваться этим же благом (все имеют общественные блага в одинаковом количестве). Классический пример общественных благ — маяки: если маяк построен, никто не запретит смотреть на его огни капитанам всех кораблей вне зависимости от того, платят они за эту услугу или нет, и пользоваться услугами маяка все капитаны могут, не мешая друг другу.
Частные блага не обладают подобными свойствами. Например, хлеб, который продается в магазинах, во-первых, недоступен тому, кто не заплатит за него (конечно, кроме случаев воровства), а во-вторых, потребление хлеба одними людьми влияет на величину его потребления другими.
Подобные отличия общественных благ от частных обусловливают особенности функционирования рынков этих благ. Рынок хорошо (наверняка лучше, чем государство) справляется с обеспечением общества частными благами, т.е. тот же хлеб производится и продается в таких количествах и по таким ценам, которые близки к оптимальным для общества в существующих условиях. В то же время продавать общественные блага на рынке затруднительно — многие не согласятся платить за строительство маяка, зная, что их не смогут лишить возможности пользоваться его сигналами. Данная проблема «безбилетников» может привести к тому, что общественные блага либо вообще перестанут создаваться, либо объемы их производства будут недостаточными.
В этой связи важно, чтобы государство выполняло роль организатора производства общественных благ, собирало налоги (невзирая на возможную незаинтересованность меньшинства оплачивать общественные блага) и покупало для общества данные блага. Сколько и каких — должно определяться в рамках политического процесса (в демократической системе это выборы, референдумы и т.д.) принятия экономических решений. Примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, правоохранительная система.
Организовывать обеспечение страны общественными благами можно по-разному, необязательно задействуя при этом только государственные предприятия. Так, строить маяки, производить военное оборудование могут частные фирмы, а в некоторых странах действуют даже частные тюрьмы. Государство должно лишь оплачивать производство общественных благ из собранных налогов.
Еще одним фиаско рынка является монополизм. Мы уже рассмотрели ранее понятия конкуренции и монополии. Рыночная экономика функционирует нормально только в условиях соревнования, соперничества, конкуренции экономических субъектов — как продавцов, так и покупателей. Проблема заключается в том, что победивший в конкурентной борьбе зачастую захватывает все большую долю рынка и приобретает рыночную власть. Логическим завершением данного процесса является монополизация рынка. При монополии товары производятся в меньших количествах, нежели при совершенной конкуренции, качество их, как правило, хуже, а цены выше. Кроме того, некоторые отрасли являются естественными монополистами, поскольку обеспечение рынка отдельными благами с помощью нескольких поставщиков бывает технически затруднено или признается неэффективным.
Государственное вмешательство в экономические процессы оправданно при проведении антимонопольной политики. Пер-
вые спланированные мероприятия такого характера были осуществлены в конце XIX — начале XX в., и все последнее столетие правительства разных стран пытались решить проблему монополий.
Антимонопольную политику можно разделить на два направления:
стимулирования конкуренции в тех отраслях, где она возможна;
регулирования экономических процессов в тех отраслях, где конкуренция в принципе затруднительна.
Примером первого направления в конце XX в. явилось судебное решение, предписывавшее разделить компанию (США) на две относительно независимые компании, с тем чтобы уменьшить рыночную власть данного производителя программного обеспечения. В ситуации же естественной монополии (например, поставщиков коммунальных услуг) государство регулирует цены, тарифы, стандарты объема и качества благ и т.д.
Зачастую правительства предпочитают национализировать отрасли естественных монополий, чтобы поставки благ для потребителей осуществлялись государственными предприятиями, для которых получение монопольной прибыли — не самоцель. Однако результаты таких мер неоднозначны, далеко не всегда государственные монополии действуют эффективнее частных. С одной стороны, у государственных предприятий меньше стимулов к получению сверхприбыли за счет повышения цен, но с другой — у них также меньше стимулов к экономии издержек. Какой из данных аспектов «перевесит», таким и будет результат для общества.
В проблеме асимметричности рыночной информации также проявляется несовершенство рынка. Как уже отмечалось, рынок работает хорошо, только если все субъекты одинаково информированы об экономической конъюнктуре. Продавец и покупатель чаще всего владеют различным объемом информации о товаре: иногда продавец знает больше, иногда покупатель. Сделка, разные стороны которой неодинаково осведомлены, лишь случайно может быть заключена с оптимальными ценами. Скорее всего, один ее участник получит выгоду за счет другого (обычно более информированный за счет менее информированного).
Экономисты считают проблему асимметричности информации очень серьезной. Что мы знаем о товарах, которые покупаем и продаем, о ситуации на рынке, о действительных издержках и выгодах экономических субъектов? Совсем недостаточно, чтобы считать понятия «экономический оптимум», «лучше» и «хуже» вполне обоснованными, особенно в долгосрочном аспекте. Проблему следует разделить надвое. Прежде всего, она связана с неполнотой информации, поскольку невозможно все знать об окружающем мире. К примеру, достоверно не известно, насколько вредны или полезны генетически модифицированные продукты питания. Будь иначе, рынок этих продуктов стал бы иным, развивался лучше или хуже либо вовсе исчез. В данном примере и продавец, и покупатель осведомлены одинаково слабо, причем их неосведомленность имеет временной аспект — неясно, что произойдет в будущем. Проблема собственно асимметричности информации заключается не в том, много или мало знают продавец и покупатель, а в том, имеют ли они одинаковую информацию. Продавец плохого товара может выдать его за хороший и попытаться продать по более высокой цене. Но иногда и покупателю известно об объекте сделки больше, чем продавцу, и он обращает это в свою пользу. Однако необязательно обладание информацией приносит выгоду. Так, потенциальный работник может знать, какой он хороший специалист, но если этого не знает работодатель, пользу такая осведомленность никому не принесет. В интересах обоих, чтобы работник поделился с нанимателем информацией о своей квалификации. Оговоримся, что плохому работнику выгодно скрывать свои характеристики от работодателя.
Роль государства состоит прежде всего в распространении рыночной информации, принуждении осведомленных субъектов к обмену информацией с менее осведомленными. Например, соответствующие государственные органы следят, чтобы на этикетках указывалась подробная информация о товаре. Сегодня потребитель бифштекса, произведенного в странах ЕС, имеет возможность ознакомиться с полной «родословной» этого бифштекса.
Кроме того, некоторые рынки (например, рынок страховых услуг) в принципе основаны на риске и неопределенности, и меры государственного регулирования, которые помогают снизить риск, тем самым ведут к оптимизации цен и, соответственно, увеличению объемов продаж на рынке. Примером государственного регулирования асимметричной информации является правило пользования ремнями безопасности в автомобилях. Почти каждый автолюбитель оценивает для себя риск пострадать в аварии как незначительный и зачастую пренебрегает мерами безопасности. Однако для страны в целом данный риск велик, и не вызывает сомнения целесообразность государственного принуждения к соблюдению этих предупредительных мер.
В качестве важной задачи государственного регулирования экономических процессов рассматривается снижение трансакционных издержек, т.е. издержек, которые несут рыночные агенты в процессе подготовки, заключения и исполнения сделок. Например, покупая товар в магазине, мы кроме самого товара оплачиваем проезд до магазина и обратно (или несем затраты по доставке товара на дом). К тому же поиск наиболее выгодных вариантов сделки требует сбора информации, что сопряжено с затратами времени, сил и средств. Человек регулярно ездит на работу, иногда на достаточно большое расстояние от дома, — это также трансакционные издержки. К другим примерам относятся издержки по защите прав собственности, обеспечению выполнения контрактов, ведению переговоров и многие другие. По сути все они составляют «силу трения» в экономической системе.
Очевидно, что чем ниже сила трения, тем выше коэффициент полезного действия механизма. Поэтому государственные усилия, направляемые на снижение трансакционных издержек в экономике, могут дать значительные выгоды в масштабах страны. Во многом данная функция связана с предыдущей (регулированием асимметричности информации), так как государственные усилия по увеличению степени информированности рыночных субъектов снижают уровень трансакционных издержек. Кроме того, государство может развивать инфраструктуру — строить более эффективные коммуникации, организовывать заключение сделок более дешевыми и быстрыми способами. В этом его роль перекликается с политикой обеспечения общественными благами (компьютеризация экономики, развитие системы банковских карточек и электронных денег и т.д.).
Все отмеченные направления государственного регулирования экономики связаны с повышением эффективности ее функционирования. Однако существуют и другие цели, стремясь к которым государство вмешивается в рыночные процессы. Такой целью является социальная эффективность (или социальная справедливость), для обеспечения определенного уровня которой государство может даже пойти на некоторое снижение экономической эффективности. В связи с этим следует выделить два направления государственной политики — перераспределение доходов и регулирование структуры потребления населения.
Политика перераспределения доходов прежде всего направлена на сглаживание дифференциации доходов между различными категориями населения внутри страны. Рынок «знает» лишь один способ распределения доходов — пропорционально обладанию правами собственности на ресурсы. Субъекты, имеющие в своем распоряжении относительно много ресурсов, получают соответственно и большие доходы. Субъекты же, не обладающие большим количеством ресурсов (а некоторые люди с ограниченными возможностями зачастую даже не могут трудиться), имеют очень малые доходы или не имеют их вовсе. Многие члены общества не готовы мириться со значительной дифференциацией доходов. Государство должно проводить (и обычно проводит) политику социальной защиты в интересах малообеспеченных граждан. Формы защиты разные, но общий принцип один — забрать часть доходов у богатых и передать их бедным.
Крайнюю степень перераспределения можно определить как «всем поровну», однако до нее дело практически не доходит, и тому есть две причины. Во-первых, при перераспределении снижаются стимулы к труду: зачем человеку с высоким уровнем доходов продолжать много трудиться и зарабатывать много денег, если их все равно заберут; зачем бедному работать больше, если стандартный уровень жизни ему обеспечит государство? Во-вторых, нерезультативность перераспределения доходов объясняется действием «эффекта дырявого ведра». Государство может взять у богатых миллион рублей, но какую часть из этого миллиона оно «донесет» до бедных? Какими будут издержки такого перераспределения? В идеальном случае (забудем о коррупции) придется тратиться только на зарплату и иные расходы чиновников, осуществляющих сбор налогов и выдачу пособий. Но на практике потери бывают столь велики, что обществу становится невыгодно перераспределять доходы.
Если не доводить дело до крайностей и определить границы вмешательства, государство может корректировать процесс образования и распределения доходов граждан с целью снижения неравенства в обществе. Следует упомянуть о случайных составляющих образования доходов: одному человеку повезет выиграть в лотерею, а другой пострадает от стихийного бедствия или потеряет работу в результате внезапного экономического кризиса.
Регулирование структуры потребления людей связано частично с проблемой асимметричности информации, а частично — с проблемой внешних эффектов. Общество и правительство неоднозначно относятся к структуре потребительского спроса. Одни блага признаются приоритетными, другие (например, наркотики) в большинстве стран попадают под запрет, потребление третьих ограничивается (алкоголь, табак), а четвертых — стимулируется и субсидируется государством (жилищное строительство). Такая политика может рассматриваться как ограничение свободы потребителей, но она проводится практически везде.
Перечисленные направления государственной экономической политики входят в сферу микроэкономической политики, т.е. ориентированы на улучшение функционирования отдельных фирм, отраслей и рынков. Но важной составляющей государственной активности является макроэкономическая политика. Общую картину отражает рис.4.7
Целями макроэкономического регулирования являются достижение устойчивых темпов экономического роста, полной занятости, стабильного уровня цен, внешнеэкономической сбалансированности. Первая цель определена тем, что рыночная экономика подвержена циклическим процессам со спадами и подъемами, периодически в ней возникают экономические кризисы. Некоторые экономисты утверждают, что рыночная экономика способна устранять подобные колебания самостоятельно, без вмешательства государства, но это не всегда подтверждалось практикой. А если рынок и урегулирует все колебания собственными усилиями, последствия этого нам не всегда нравятся.
Регулирование занятости в стране позволяет поддерживать минимально возможный уровень безработицы. Важно, чтобы основной производственный ресурс — труд — использовался как можно более полно и в то же время эффективно: экономике нужны не просто рабочие места, а по возможности эффективные рабочие места.
Борьба с инфляцией необходима для поддержания относительно стабильного среднего уровня цен в стране.
Регулирование курса национальной валюты, объемов экспорта и импорта способствует внешней сбалансированности национальной экономики. В идеале, при прочих равных условиях, в страну должно приходить столько же денег, сколько уходит из нее. Накопление значительной внешней задолженности нежелательно. Давать взаймы другим странам — значит уменьшать вложения в собственную экономику.
В конечном счете все усилия государства по регулированию рыночной экономики должны быть согласованы между собой, непротиворечивы и подчинены достижению основной цели — максимизации общественного благосостояния (см. рис.4.7).
продолжение
--PAGE_BREAK--