Реферат по предмету "Психология"


Агрессивное поведение детей

Введение
Довольно часто дети, находящиеся на границе между детством и взрослостью,имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики отокружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новоесложное задание, плохой успеваемости в школе. Такие дети, как правило, чащедругих подвергаются манипуляциям со стороны взрослых. Кроме того, чтобы вырастив собственных глазах, подростки любят покритиковать других, что часто приводитк межличностным конфликтам, а то и к дракам.
Психолого–педагогическая работа с детьми, находящимися на границе междудетством и взрослостью всегда являлась весьма непростой деятельностью педагога,который должен выступать и в роли учителя (в нашем случае учителя английскогоязыка), и в роли психолога. Данная тема является и будет являться актуальной,так как дети взрослеют, переживают массу изменений, к которым не былиподготовлены психологически.
Наша задача – помочь преодолеть возникающие трудности, подсказать, еслинужен совет, быть добрым другом и мудрым наставником.
Г.С. Салливан утверждает, что низкая самооценка, это следствиеопределённых неблагоприятных переживаний, которые препятствуют реализацииконъюнктивного побуждения, иными словами ребёнку трудно найти в себе силывыказать расположение к другому человеку [15; 158]. Такое состояние ребёнкаприводит к развитию “комплекса неполноценности”, а на фоне “комплексанеполноценности” в процессе интеллектуализации может формироваться “комплекспревосходства” [17; 123]. Таким образом, имеют место детские неврозы различногохарактера [18; 254]. Высокая тревожность у детей, находящихся в стадии переходаот детства к юношеству, может привести к формированию защитного механизма“комплекса Иона” [16; 205], который будет препятствовать актуализации личности.Снижение уровня тревожности, предупреждение нежелательного поведения можнодобиться, работая с каждым ребенком индивидуально и в группах, например вшкольном классе, используя определенные методики и средства.
Данный вопрос, который мы осветим в нашей курсовой работе, изучен сразных позиций. Но нельзя заявить, что на него можно легко найти ответ. Человекиндивидуален, не только из-за определенного генотипа, но и из-за личного опыта,характера, персональных мнений, суждений и убеждений, выстраивающихся взависимости от общества, окружающего его. Поэтому, выбирая методику, былонеобходимо сначала познакомиться с группой ребят, которой нам предстоит помочь,изучить каждого индивидуально и выбрать наиболее подходящую методику.
Для того, чтобы помочь преодолеть все трудности переходного возраста, аименно повысить уровень их самооценки, помочь обрести чувство душевногокомфорта, успешнее учиться, быстро адаптироваться в подростковом обществе(классе) и системе учебной деятельности, мы, в течение психолого–педагогическойпрактики будем использовать один из самых сильных приемов – сказки, ведь именносказки содержат в себе весь нравственный опыт, накопленный поколениями,передающийся из уст в уста. Только с помощью сказки мы сможем добитьсянеобходимого нравственного душевного отклика (переживания героям, жалость иличувство радости за персонажей), уравновесить детскую психику и помочь ребятампреодолеть подростковый кризис.
Глава IПричины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадияхподросткового возраста1.        Нарушения поведения
Проблема отклонения вповедении – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если быне было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребностьобщества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частныхметодиках просто отпала бы.
Подростковый возраст –один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительнуюкратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всюдальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественнопроисходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства:переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычногошкольного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурнаягормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым иподатливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитыватьсвойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроляродных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и котрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. Сдругой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательнойработе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильныевзаимоотношения в семье, возросший уровень разводов [7; 11].
Девиантное поведениенесовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается, какрезультат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных,организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребёнка,подростка, юноши. При этом, большую роль среди причин, обуславливающихразличные отклонения, играют социально-психологические,психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимодля эффективной воспитательной профилактической деятельности [12; 36]. Такимобразом, именно в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних особоезначение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуетсяприрода отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываютсяпрактические меры по предупреждению асоциальных проявлений.
Девиантное поведениеявляется сейчас наиболее актуальной проблемой. И если раньше считалось, чтоотклоняющееся поведение присуще исключительно подросткам мужского пола, то впоследние годы и подростки женского пола привлекают всё больше внимания. И делоне только в росте мелких правонарушений, алкоголизации и токсикоманий удевушек. Крайне важным является то, что эти отклонения приобретают у них большуюсоциальную значимость и, соответственно, бывают более тяжёлыми. При этомподростки женского пола всё чаще становятся “вдохновителями” и инициатораминарушений поведения у мальчиков [12; 38].
В числе разнообразных,взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление отклоняющегося поведения,можно выделить такие как:
1. Индивидуальный фактор,действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения,которые затрудняют социальную адаптацию индивида;
2.      Психолого-педагогическийфактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;
3.      Социально-психологическийфактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействиянесовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, вучебно-воспитательном коллективе;
4.      Личностныйфактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношениииндивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения,к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностныхориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;
5.      Социальныйфактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиямисуществования общества.
Выявление негативныхвлияний затруднено, прежде всего, потому что они не выступают изолированно, апредставляют взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих с разнымнегативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения: человеческое развитиеобусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды(социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее многих видовнаправленного воздействия на формирование личности), собственной практическойдеятельности человека [12; 39].
Можно заметить, что ввозрасте 12-13 лет поведение напрямую связано с ситуационными факторами,безнадзорностью и некритичностью в отношении поведения микросоциума.
Истоки учебных неуспехови аномального поведения лежат в педагогической и социальной запущенности,различных отклонениях в состоянии физического и психического здоровья. Этавзаимосвязь была подмечена ещё в прошлом веке, но актуальна она в качествеобъяснения современных реалий. По большей же части отклонения в поведенииобусловлены не врождёнными психическими и физиологическими дефектами, апредставляло собой последствия неправильного воспитания и в семье и в школе[12; 39].
Приобретает особуюактуальность исследование девиантного поведения несовершеннолетних и пути егокоррекции в связи со снижением возрастных границ. Чаще всего корниагрессивности и повышенной тревожности уходят в раннее детство, закрепляясь илисглаживаясь в более позднем возрасте.
Нижняя возрастная границаотклонений в поведении очень подвижна и причины отклонений глубокоиндивидуальны. Например, уже в старших группах детских садов (исследованиембыло охвачено 384 ребёнка дошкольных учреждений Ивано-Франковской области) вповедении 12-13% детей наблюдались существенные отклонения. Среди них:отсутствие контакта со сверстниками из-за неумения разрешать конфликты«мирным» путём, стремление дезорганизовать коллективную игру,познавательную деятельность детей, если в ней не удовлетворяются его сугуболичные интересы, отсутствие элементарных навыков и привычек культурногоповедения (вежливости, аккуратности, исполнительности и пр.), обидчивость, упрямство,вспышки озлобленности, вплоть до проявления агрессивного поведения [12; 40].
У 35% обследованныхподростков, отличающихся девиантным поведением отмечена повышеннаяагрессивность. Проявлялось это и в том, что у них нет жалости к другим,наоборот, они старались нанести увечья окружающим. У 85% из нихзарегистрированы случаи садистских действий [6; 58].
Среди форм агрессивныхреакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:
Физическая агрессия(нападение) – использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия –действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобныешутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами,битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
Вербальная агрессия –выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и черезсодержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
Склонность к раздражению– готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости,грубости.
Негативизм –оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета илируководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбыпротив установившихся законов и обычаев.
Из форм враждебныхреакций отмечаются [6; 59]:
Обида – зависть иненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир задействительные или мнимые страдания.
Подозрительность –недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, чтоокружающие намерены причинить вред.2.        Типология агрессивного поведения современных подростков
Агрессивные подростки,при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения,отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедностьценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость инеустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровеньинтеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность,недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость,озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. Утаких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимальноположительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страхперед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход изтрудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами,регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаютсяи дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивностьвыступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности,взрослости [7; 23].
Часто такие подросткинаходятся по отношению к официальному руководству школы в некоторой оппозиции,выражающейся в их подчёркнутой независимости от учителей. Они претендуют нанеформальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальнуюфизическую силу. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой,возможно потому, что за свой успех они могут использовать привлекательный длявсех подростков принцип справедливости. Не случайно возле них собираются неочень разборчивые в целях и средствах, компании подростков. Способствуют успехутаких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказывается беззащитнымперед наглостью и цинизмом, особенно, если этот цинизм представлен под видомморального принципа " выживают сильные, слабые вымирают " [7; 23].
Раскрытие причин ихарактера агрессивности детей и подростков требует проведения определённойклассификации [7; 23].
В различной литературе поданной тематике упоминается о ряде работ зарубежных исследователей, которыепредложили разделение на две группы:
Подростки ссоциализированными формами антиобщественного поведения, для которых нехарактерны психические, эмоциональные расстройства.
Подростки, отличающиесянесоциализированным агрессивным поведением, для которых характерны различныепсихические нарушения.
В отечественнойпсихологии существует несколько типов классификаций. Некоторые исследователи отклоняющегосяповедения считают необходимым в качестве основы считать психофизиологическиеразличия детей, другие – психосоциальное развитие.
Существует несколькоклассификаций трудных подростков, наиболее распространенная следующая:
1)        с педагогическойзапущенностью;
2)        с социальнойзапущенностью (нравственно испорченных);
3)        с крайнейсоциальной запущенностью [2; 77].
Также выделяют:
1)        глубокопедагогически запущенные подростки;
2)        подростки саффективными нарушениями;
3)        конфликтные дети(неуживчивые) [3; 46].
Обширные материалы,добытые Л.М.Семенюк на основе анализа документации школ, бесед с учителями,родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка ссверстниками, взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонахповедения, в процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощьюопросников, сочинений и наблюдений, позволили ей выделить четыре группы [13; 63]:
Подростки с устойчивымкомплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформациюценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Имсвойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствиеавторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость,драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
Подростки сдеформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широкимкругом интересов, отличающиеся обострённым индивидуализмом, желающие занятьпривилегированное положение за счёт притеснения слабых и младших. Стремление кприменению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, ктослабее.
Подростки, у которыхконфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиесяодносторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В ихповедении преобладают косвенная и вербальная агрессия.
Подростки, отличающиесяслабо деформированными потребностями при отсутствии определённых интересов ивесьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью,трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение передстаршими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальнаяагрессивность и негативизм [13; 64].
Приведённые классификацииагрессивности подростков основываются на комплексе свойств личности, типичныхдля определённой группы подростков. Анализ причин отклонений в личностномразвитии и поведении позволяет конкретнее наметить приёмы воспитательной работыс целью коррекции агрессивного поведения подростков.3.        Подростковый кризис
Вопрос о подростковомкризисе, о кризисном характере перехода от детства к взрослости до настоящеговремени является достаточно спорным.
Значение понятияподросткового кризиса прошло путь от «благотворного» в XIX веке, отражающегопреодоление болезни и возвращения к здоровью, к «злокачественному»,означающему сегодня какую-либо патологию. Это понятие одновременно имеет массузначений, свойственных самому понятию кризиса: перекресток дорог, решающийповорот, прыжок в неведомое, испытание, успех или катастрофа. [10; 12]
Сегодня в психологическойлитературе можно найти, по крайней мере, два понимания подросткового кризиса. Содной стороны, акцент ставится на идее перелома, внезапных изменений в ходеразвития, влекущих за собой значительные перемены в поведении, образе мыслей ипредставлениях; с другой стороны — преобладает понимание кризиса, какпсихологических нарушений, сопровождающихся страданиями, тревогами,подавленностью, целым рядом трудностей невротического характера, чтообуславливает дезадаптацию в повседневной жизни.
Известно, что дляподросткового кризиса ранее применялась такая характеристика, как «нормальнаяпатология». В свою очередь понятие «критический период» часто используетсяв общеязыковом смысле с целью подчеркнуть значимость этапа в общем ходеразвития. Кроме того, оно применяется и в том смысле, в котором это понятиебыло заимствовано психологией из эмбриологии, где оно служит характеристикойпериода онтогенеза, отличающегося повышенной уязвимостью, особойчувствительностью организма или его части к повреждающим воздействиям, чтораспространяется и на психологические характеристики. [10; 13 ]Применительно кподростковому возрасту это образно объяснил Л.С. Выготский, указывая, что всеособенности переходного периода вытекают из несоответствия или расхождения трехточек созревания — социально-культурного, общеорганического и полового, онписал о подростковом возрасте: «Сам по себе это возраст мощного подъема, новместе с тем возраст нарушенного и неустойчивого равновесия, возраст развития,которое разветвилось на три отдельные русла, и именно подъем, лежащий в основеэтого возраста, делает его особенно критичным. В самом деле, сам по себе подъемтруден и ответственен. То же самое явление, которое на путника, идущего поровной дороге, не окажет заметного воздействия, может стать труднейшимпрепятствием, иногда опрокидывающим, для путника, идущего в гору». [4; 167].
Процесс созреванияскладывается из кризиса и из синтеза, представляющих различные моменты одной итой же волны развития» [4; 32].
Симптомы кризиса – этоклассические симптомы практически любого из кризисов детского возраста:строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, недооценка взрослых,отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшиеся, протест-бунт.Некоторые авторы добавляют сюда также ревность к собственности. Этот типкризиса широко описан в литературе и часто носит название «кризиснезависимости». Ревность к собственности у подростков выражается втребовании не трогать у него ничего на столе, не входить в его комнату, аглавное – «Не лезть ему в душу». Остро ощущается переживание внутреннегомира – вот та главная собственность, которую оберегает подросток и ревнивозащищает от других.
Второй путьпротивоположен: это чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных,возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения. Описание подобногопротекания возрастного кризиса в литературе крайне редко – в работе Б.Л. Ланды,посвященный кризису 3-х лет – «кризис зависимости». Применительно кподростковому возрасту этот вариант не описан. Вместе с тем наблюдения иклиническая работа с подростками (около 450 случаев) свидетельствуют, что онвстречается в 10-12% случаев. [10; 43]
Если «кризиснезависимости» — это некоторый рывок вперед, выход за пределы старыхправил, норм, то «кризис зависимости» — возврат назад, к той своейпозиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональноеблагополучие, чувство уверенности, защищенности. И то и другое – вариантысамоопределения. В первом случае это: «Я уже не ребенок», во втором – «Я- ребенок, и хочу оставаться им».
На то, что у подростка,переживающего кризис, эти две тенденции существуют, указывают иэкспериментальные данные, полученные А.М. Прихожаном по модифицированной методикеБ. Заззо «Выбор золотого возраста». [10; 60] Суть модификации состояла вприведении методики к форме школьной оценки – использование вертикальной шкалы(«линии жизни») и точки, характеризующей представление ребенка о том, какоеместо занимают в этой линии дети его возраста.
Согласно критерием,предложенным Б. Заззо, самым продуктивным является выбор в качестве «золотого»,наиболее желаемого возраста – собственный возраст. В данном исследовании такойвыбор сделали около 17% испытуемых. Подростки 12-14 лет в качестве наиболееблагоприятного возраста чаще всего выбирали «несколько старше» — на 2-3года (24%). Около 9% проявили желание быть намного старше. Примерно 13%подростков демонстрировали желание «быть маленькими» и даже «оченьмаленькими». И, наконец, 37% подростков сделали двойственный выбор,указывая, что они хотели бы быть или старше (как, правило, намного) либомладше, но только «не такими, как сейчас». Именно последниехарактеризовались наиболее яркими проявлениями, типичными для подросткового кризиса.[10;67]
Именно сила этиходновременно существующих и противоположных тенденций обуславливаетнапряженность кризиса, а победа одной из них характеризует его разрешение и вомногом предопределяет дальнейшее развитие личности.
Глава II.Психолого–педагогическая работа с подростками в период кризиса
Месяц назад нампредставилась возможность поработать не только учителем английского языка, но иклассным руководителем. Перед нами была поставлена задача – провестивоспитательную работу с детьми с целью повышения их нравственной культуры.
Радикальные изменения,происходящие в жизни нашего общества, в том числе в сфере образования, требуютвсестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от национальныхкорней и традиций привело к кризису общественного сознания, выразившему вкрайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенностиобщества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытойпропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась вподростковой и молодежной сфере. Поэтому из многообразия воспитательных задач явыбираю нравственное воспитание школьников. Анализ материалов чтений,публикаций периодической печати, специальной литературы по проблемамнравственного воспитания и образования, вышедшей за последние годы, позволяетсделать вывод о том, что в педагогической среде укрепляется мнение, чторелигиозное (православное) образование может послужить основой целостноговоспитания и образования личности, способствовать восстановлению подлиннойиерархии ценностей, остановить распад нравственного ядра личности,выхолащивание ее внутренней жизни.
Народные сказки наилучшимобразом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии, поскольку прекрасно подходят длявыражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ человеческогобытия.
Известно, что сказкинесут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Силавоздействия образов и сюжета сказки такова, что школьники уже в процессепервого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок,всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь.Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: зло наказывается, добровосторжествует. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом преждевсего и состоит большая педагогическая ценность сказки.
Поэтому, недостаточноесодержание сказок о животных в учебной программе надо восполнить его череззнакомство с ними в процессе внеклассной работы. На наш взгляд, именно такая воспитательнаяработа с детьми будет плодотворна для их нравственного развития.
Одна из наших задачзаключалась в правильном выборе изучаемой сказки. Сказки наилучшим образомотвечают запросам школьников, органично соответствуют подростковой психологии.
Воображаемый,фантастический мир в основе своей оказывается отображением реального мира вглавных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает учащимсявозможность сравнивать ее с реальностью, с окружением, в котором существуют онсам, его семья, близкие ему люди. Это необходимо для развивающегося мышления,так как оно стимулируется тем, что человек сравнивает и сомневается, проверяети убеждается. Сказка не оставляет школьника равнодушным наблюдателем, а делаетего активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждуюнеудачу и каждую победу. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случаедолжно быть наказано.
Сегодня потребность всказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестываетнепрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость подростковойпсихики велика, она все же имеет свои границы. Школьник переутомляется,делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного,необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях отом, почему все происходит так, а не иначе.
Сказка нагляднопоказывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастьеи несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя иптицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, к финальному успеху. За ошибкиприходится расплачиваться, а расплатившись, герой снова получает право наудачу.
Реализуя даннуювоспитательную задачу, необходимо использовать такие методы воспитания какметод убеждения и метод упражнения. Метод упражнения – это такого родавоздействие, которое обеспечивает реальные практические действия ребенка,воплощающие его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение,делая его видимым для другого. Метод убеждения выступает в виде суждений,аргументаций педагога, сообщения об общепринятом в культуре, диалога педагога сдетьми, раскрытия внутреннего скрытого смысла происшедшего, дискуссии, совета.
Нельзя забывать и о такихметодах как метод поощрения и метод наказания. Поощрение организуетсяодобрением, похвалой, материальном предметом, благодарностью, присвоениемзвания. Наказание организуется аналогично, у него те же виды, меняется лишьоценочный вектор. Перечислим аналогичные виды: неодобрение, замечание, лишениеудовольствий, выговор, исключение из системы общения либо из группы. Данныеметоды являются наиболее эффективными в решении выбранной воспитательнойзадачи.
Реализовать воспитательнуюзадачу мне помогли материалы нескольких сказок: The three little pigs, Цветок Справедливости (В.Ерошенко).
В процессе нравственноговоспитания учащихся большая роль принадлежит этическим беседам. Этическуюбеседу следует проводить систематически, желательно во внеурочное время. Припроведении этических бесед мы учитывали, что моральные нормы и правила имеютслишком сложный и многоплановый характер и их нельзя раскрыть сразу в полномобъеме. Мы считаем, что целесообразнее беседовать с детьми по конкретнымвопросам. Все беседы на моральные темы должны строиться на живом и убедительномматериале, в роле данного материала и выступали сказки.
С педагогической точкизрения такая беседа должна быть содержательным и глубоко эмоциональным урокомнравственности, обогащающим моральные знания учащихся и стимулирующим их кположительным поступкам и действиям.
Заключение
Целью данной курсовой работы выступала реализация психолого –педагогической работы, а именно сбор информации, получение теоретическихзнаний, анализ исследования проявлений агрессии у подростков, оказаниепсихологической помощи детям, вступающим в подростковый возраст, формированиенравственных качеств, используя вековой опыт человечества, хранящийся всказках.
Формулируя выводы по работе, необходимо отметить, что современныйподросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации.Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологическихпреобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, снасыщенным характером информации, которая создаёт массу «шумов», глубинно воздействующихна подростка, у которого ещё не выработано чёткой жизненной позиции. В-третьих,с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, чтовызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения. При этом у молодых людейразвивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растёт ихиндивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт кэгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильностисоциальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегоднянеобходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые несозданы [6; 63]. Личность ребёнка и подростка формируется не сама посебе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которыхподросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается семьи.Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей, где появляютсядети с отклонениями в поведении. Эти классификации не противоречат, адополняют, иногда повторяя друг друга.
Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения сподростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповыеформы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидацииподростков в группе, индивидуальная работа с подростком является болееэффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй.После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должнаследовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Ноосновной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.Абрамова С. «Возрастная психология».Высшая школа, — М., 2001.- 319 с.
2. Ананьев Б.Г. “О человеке, какобъекте и субъекте воспитания” Избранные психологические труды в 2-х томах М.,1980 – 160 с.
3. Асеев В. Возрастная психология:Учебное пособие. – Иркутск, ДРОФА, 1999. — 456 с.
4. Выготский Л. С. «Психологияискусства». — М.: Магистр, 1968. — 311 с.
5. Бадмаев С. А. Психологическаякоррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр, 1999.-311 с.
5. Беличева С.А. “Основы превентивнойпсихологии” М., 1993 — 320 с.
6. Бодалев А. А. «Личность и общение”.– Избр. труды М.: Педагогика, 1983. — 139 с.
7. Бодалев А.А. Формирование понятияо другом человеке как личности. М., АСАDЕМА, 1999. — 317 с.
8. Брунев Дж. Психология познания.ВЕЧЕ, — М., 1987. – 458 с.
9. Возрастная и педагогическаяпсихология/Под ред. А. В. Петровского. – М., АСАDЕМА, 1999. — 567 с.
10. Возрастная и педагогическаяпсихология/Под ред. М.В. Гамезо.- М., ВЕЧЕ, 2000. — 311 с.
11. Гордеева О.В. Развитие языка иэмоций у детей // Вопросы психологии. 1995 N 2.
12. Шипицына Л.М. ИвановЕ.С.“Нарушения поведения учеников вспомогательной школы”. — М., 1992 -401 с.
13. Этуш К.М. Агрессия и подросток.М., 2001.- 419 с.
14. Ярмолаев И.А. Агрессия какпсихологический феномен. М., 2001. — 499 с.
15. Салливан Г. С. — Интерперсональная теория психиатрии. — М.: Магистр, 1999. — 311 с.
16. Маслоу Абрахам — Мотивация иличность. – М.: ДРОФА, 1999. — 256 с.
17. Адлер Билл — Перехитрим малыша. — М.: Педагогика, 1983. — 139 с.
19. Фрейд А. Психология я и защитныемеханизмы. Я и ОНО в период полового созревания. — М.: Магистр, 1999. — 506 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.