Тема контрольной работы:
«Предпринимательская деятельность».
Виды, формы.
Предпринимательство как экономический ресурс.
Предпринимательские способности (предпринимательство) – это экономический ресурс, в состав которого входят предприниматели, предпринимательская инфраструктура, предпринимательская этика и культура.
Уникальность значения предпринимательства состоит во взаимодействии экономических ресурсов – труд, капитал, земля, знание. Инициатива, риск и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост. Предпринимательские способности эффективно реализуются в условиях современной экономической системы, не обременённой чрезмерной государственной бюрократией. Залогом успешного использования предпринимательских способностей являются сами предприниматели, их квалификация и уровень образования, способность брать на себя ответственность и инициативу, умение ориентироваться в высококонкурентной среде. Важную роль играет малый и средний бизнес, являющийся питательной средой предпринимательства.
К предпринимателям относятся: владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих. Используют также термин «предпринимательский потенциал» — возможности по реализации предпринимательских способностей людей.
Сущность предпринимательства
Предпринимательство (бизнес) – это инициативная деятельность отдельных лиц или коллективов в экономической области, осуществляемая на свой риск и под свою ответственность и направленная на систематическое получение дохода (прибыли), а также развитие и расширение сферы деятельности.
Сущность предпринимательства состоит в поиске и реализации ресурсов в целях производства. Такое соединение может быть кратковременным, долговременным или постоянным.
Предприниматели создают в рыночной экономике сектор предприятий. Предприятия (фирмы) представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая приносит коммерческую выгоду.
Система ценностей
Процветающее предприятие занимает прочные позиции на рынке и получает устойчивую прибыль от своей деятельности. Эта задача может быть реализована через создание системы ценностей для трёх общественных групп:
владельцы (акционеры) предприятия, заинтересованные в постоянном и всё возрастающем потоке доходов и таком использовании собственных и привлечённых средств, которые увеличивают ценность принадлежащей им собственности;
потребители продукции, для которых наивысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене;
поставщики и персонал предприятия заинтересованы в стабильности предприятия, развитии с ним долгосрочных отношений, благоприятной рабочей атмосфере.
Создание ценностей – это функция фирмы. Этот процесс представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности, которое, в свою очередь, обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объёмы продаж, увеличивать прибыль и, в конечном счёте, укреплять свои рыночные позиции. Ценность, созданная фирмой для своих потребителей, определяется денежной суммой, которую они готовы заплатить за её товары или услуги. Фирма получает прибыль только в том случае, если эта денежная сумма превышает все необходимые затраты.
Целевые установки фирмы
Конечной целью деятельности фирмы является упрочение её позиций на рынке, прежде всего за счёт увеличения прибыли.
В условиях несовершенной конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется другими целевыми установками фирмы, такими, как:
увеличение валовой выручки (продаж) при обеспечении удовлетворительного объёма чистой выручки (прибыли);
максимизация темпов роста валовой выручки (продаж);
выход на новый рынок;
сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.
Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия.
Конкурентное преимущество и стратегическое планирование.
Основной инструмент фирмы в создании системы ценностей – это её долгосрочная стратегия, которая базируется на использовании конкурентного преимущества предприятия.
Конкурентное преимущество – выигрышное отличие от конкурентов, обеспечивающее превосходство на рынке. Различают два основных вида рыночной стратегии предприятия:
Стратегия меньших издержек – получение большей прибыли за счёт разницы между одинаковыми ценами и более низкими затратами.
Стратегия дифференциации – создание большей ценности (новое качество товара, особые потребительские свойства, высокий уровень сервиса) при сравнимых с конкурентами издержках.
Выбирая оптимальную рыночную стратегию, руководство фирмы должно решить, в какой сфере конкуренции будет реализовываться конкурентное преимущество (либо все секторы рынка одновременно, либо какой-то узкий его сегмент).
После того как конкурентная рыночная стратегия и сфера конкуренции определены, следующим инструментом реализации целевых установок предприятия, обеспечивающим устойчивое положение на рынке, является стратегическое планирование, т.е. систематическое составление плана действий, направленных на достижение целевых установок предприятия.
Первый этап планирования – анализ внешней среды, т.е. экономической и политической ситуации в стране, отрасли, рынка, спроса, ресурсов.
Второй этап планирования – оценка возможностей фирмы действовать в этой среде.
Третий этап – выбор вариантов развития фирмы.
Организационные формы предпринимательства
Решения о деятельности предприятия принимаются с учётом результатов анализа внутренней и внешней среды. Для экономического анализа фирмы группируются по ряду существенных признаков:
Формы собственности:
Частная — самостоятельная, независимая фирма или монополистическое объединение;
Государственная собственность – государственная (капитал и управление полностью принадлежат государству) или смешанная (государство обладает большей частью капитала, или играет решающую роль в управлении);
По размерам (численность занятых и объём продаж) предприятия подразделяются:
Малые;
Средние;
Крупные;
Классификация фирм по характеру деятельности:
Производящие материальные блага;
Оказывающие услуги;
Классификация по признаку доминирующего фактора производства:
Трудоёмкие;
Капиталоёмкие;
Материалоёмкие;
Наукоёмкие;
По правовому статусу:
Хозяйственные товарищества и общества;
Производственные кооперативы;
Государственные и муниципальные; унитарные предприятия;
Некоммерческие организации;
Индивидуальные предприниматели;
Частная предпринимательская деятельность может осуществляться как на индивидуальной (без образования юридического лица), так и на коллективной основе.
Формы частной коллективной предпринимательской деятельности могут быть следующими:
Полное товарищество – тип предприятия, участники которого в соответствии с заключённым между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (т.е. всем своим имуществом, включая личное).
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – то, в котором наряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества, имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, в пределах сумм внесённых ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – учреждённое одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделён на доли определённых учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесённых ими вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью – это общество, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; его участники несут ответственность по обязательствам в обязательном размере к стоимости их вкладов.
Акционерное общество (АО) – общество, уставный капитал которого разделён на определённое число акций. Участники (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Открытое акционерное общество (ОАО) – акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчёт, бухгалтерский баланс, счёт прибылей и убытков.
Закрытое акционерное общества (ЗАО) – АО, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определённого круга лиц.
Производственный кооператив – это коммерческая организация со статусом юридического лица, представляющая собой добровольное объединение граждан с целью осуществления совместной производственной или какой-либо хозяйственной деятельности. Собственность такого кооператива складывается из паев.
Жизненный цикл предприятия
Цикл жизни предприятия (фирмы) – это определённый период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке. Типичная модель жизненного цикла предприятия представлена четырьмя стадиями (выход на рынок, рост, зрелость, упадок), каждая из которых характеризуется определённым соотношением объёма продаж и прибыли.
Стадии жизненного цикла предприятия
Характеризует
Целевая установка
1) Выход на рынок
Процесс создания и становления предприятия, за которым стоят определённые начальные вложения капитала.
Выход на рынок, обеспечение стартового уровня продаж.
2) Рост
Проведение активной рыночной экспансии, наращивание темпов роста продаж.
Расширение производственных мощностей, захват рынков.
3) Зрелость
Увеличение валовой выручки, рост прибылей.
Борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек.
4) Упадок
Снижение объёмов продаж и сокращение прибыли вплоть до возникновения убытков.
Продолжение операций для минимизации убытков или выживание на рынке с последующим использованием ресурсной базы для новой рыночной экспансии.
Виды предпринимательской деятельности
В соответствии со стадиями производственного цикла предпринимательская деятельность делится на:
производственное предпринимательство— деятельность по производству товаров, оказанию услуг, выполнению работ, информационному обеспечению, созданию духовных ценностей;
коммерческое предпринимательство — проведение торговых, торгово-посреднических и торгово-закупочных операций;
финансовое предпринимательство — деятельность на финансовых рынках, в сфере страхования, аудита. В сфере услуг развивается
консалтинговое предпринимательство — инициативная деятельность по управленческому консультированию.
Интрапренёрство и экстрапренёрство.
Предпринимательство может активно развиваться и в тесной связи с крупными и средними предприятиями, и внутри таких предприятий. Автономная сфера деятельности может стать либо самостоятельным юридическим лицом (напр., зависимым предприятием или дочерним предприятием), либо функционировать на правах особого подразделения предприятия. Внутрифирменную предпринимательскую деятельность называется интрапренёрством, а независимое предпринимательство именуется иногда экстрапренёрством. В зависимости от сферы деятельности на предприятии в системе интрапренёрст-ва выделяют:
макропредпринимателей -работников, организующих внешние связи предприятия с другими организациями, деловой, административной и технологической средой, населением;
мезопредпринимателей — работников среднего управленческого звена, осуществляющих управление материально-финансовыми потоками во внутренней деятельности предприятия, в т. ч. инновационными мероприятиями;
микропредпринимателей, сферой активности которых являются структурные подразделения и функциональные группы внутри предприятия — цеха, отделы, участки, вплоть до организации рабочих мест.
Особенностью интрапренёрства по сравнению с экстрапренёрством являются более тесные рамки допустимого поведения предпринимателя, а также необходимость учёта интересов предприятия в целом.
Предпринимательский климат, потенциал
В основе предпринимательской деятельности лежит преодоление неопределённости, неразрывно связанной с будущим развитием событий. Поскольку точно предсказать будущий спрос, как правило, невозможно, предприниматель рискует. Амортизирующий эффект предпринимательской деятельности достигается также за счёт того, что предприниматель более зорко, чем обычные субъекты экономики, наблюдающий за экономической действительностью и подмечающий не удовлетворённый в настоящее время спрос, создаёт ситуацию, при которой этот спрос в конце концов удовлетворяется и на данном рынке наступает равновесие. Для каждой страны в данном периоде характерна своя совокупность условий, определяющих степень предпринимательской активности, возможности концентрации ресурсов, необходимых для реализации предпринимательского замысла. Эта совокупность характеризует предпринимательский климат страны.
Учитывая важную роль предпринимательства в развитии экономики и придании ей динамичности, можно говорить о предпринимательском потенциале экономики как совокупности её основных характеристик, которые определяют возможности реализации предпринимательских устремлений граждан. Предпринимательский потенциал играет существенное значение в повышении конкурентоспособности национальных экономик.
Вывод
«В сфере предпринимательства в рыночной экономике заложен огромный интеллектуальный и творческий потенциал, который может раскрыться и в направлениях, желательных для конкретного человека или общества, и в нежелательных направлениях. В связи с этим обществу приходится брать на себя как задачи стимулирования и поддержки предпринимательства, так и функции его контроля и регулирования, жертвуя при этом возможностями удовлетворения текущих запросов в пользу удовлетворения потребностей будущего».
(Г. Б. Клейнер.)
Экономика учебник
«Экономика» учебник издание 3-е, переработанное и дополненное, под редакцией доктора экономических наук профессора А. С. Булатова.
Большая экономическая энциклопедия
/>/>