1. План маркетинга
Вам предстоит разработать единую маркетинговую стратегию, направленную на достижение главной цели Вашей коммерческой деятельности,— получение прибыли.
Под маркетингом мы понимаем все, что делается ради удовлетворения разнообразных потребностей покупателей с выгодой для предпринимателя.
Маркетинг нельзя рассматривать в отрыве от других составных частей бизнеса. Так, например, он может оказывать влияние и на финансовые планы, и на политику в отношении персонала.
Мы начнем с анализа рынка. 2. Ваш рынок
Для начала необходимо описать Ваш рынок и те меры, с помощью которых Вы собираетесь на нем закрепиться.
Для успешного ведения бизнеса Вам необходим план маркетинга.
В нем должны быть отражены следующие моменты:
Ваш рынок;
Ваши покупатели;
где они находятся;
емкость рынка;
Ваши конкуренты;
как можно их превзойти;
какие маркетинговые исследования Вы провели;
какую политику ценообразования Вы намерены проводить.
Это лишь некоторые пункты Вашего плана маркетинга. Их можно дополнить другими пунктами, более полно отражающими специфику Вашего вида бизнеса.
Более подробно мы рассмотрим их в следующих разделах. 3. Определение Вашего товара/ рынка
Предположим, Вы окончательно определили, каким видом бизнеса Вы будете заниматься. Возможно, Вы также уже решили, где разместить свое предприятие.
Вы должны знать, что представляет собой Ваш рынок в широком смысле этого слова. Если Вы открываете пекарню, Вы будете работать на рынке продуктов питания. Если Вы собираетесь открыть ресторан, Вы будете заняты в сфере общественного питания.
План, как правило, разрабатывается на один год. Но можно составить план и на пять лет.
К примеру, когда открывается крупное предприятие, у его руководства должен быть план развития на 15 лет вперед. Пусть Ваше предприятие невелико— все равно старайтесь мыслить и действовать масштабно.
Каким бы ни было Ваше предприятие, не пытайтесь сбывать свою продукцию кому придется. Необходимо определить собственный участок рынка, т. е. ту группу потребителей, на которую будет нацелен Ваш бизнес. Остановимся ненадолго на этом вопросе.
Ваши потребители могут проживать в разных местах (в городе, пригороде, сельской местности и т.д.). Это относится не только к отдельным лицам, но и различным фирмам.
Ваши потребители могут различаться по возрасту, семейному и социальному положению, уровню доходов и др. Точно так же, фирмы могут быть крупными и мелкими, давно действующими и недавно созданными.
Кроме того, необходимо понять, чем руководствуются Ваши клиенты при покупке товаров. Почему люди вообще покупают? Происходит ли это потому, что они хотят обменять часть своих денег на нужный им вид товара? Или, может быть, им нужен «престижный»товар? Или потому, что им нравятся традиционные вещи? Мотивы совершения покупок многочисленны и разнообразны.
Таким образом, Вы должны четко определить, на кого будет нацелена Ваша коммерческая деятельность. Не сделав этого, не стоит приступать к составлению плана маркетинга.
Даже в том случае, если Ваш бизнес развивается весьма успешно, необходимо время от времени пересматривать круг своих потенциальных покупателей.
Тем более это следует сделать, если у Вас возникли какие-либо затруднения.
Постарайтесь описать в приведенной ниже таблице основные виды своих товаров или услуг, а также круг потенциальных покупателей.
ВАШИ ОСНОВНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ
ВАШ РЫНОК 4. План маркетингового исследования
Ответы на многие интересующие Вас вопросы можно получить в результате маркетингового исследования, являющегося неотъемлемой составляющей комплекса маркетинговых мероприятий.
Если Ваша деятельность не связана с производством товаров, затраты на проведение маркетингового исследования, вероятно, будут для Вас не очень обременительны.
Ранее речь шла о необходимости составить ясное и полное представление о своем рынке. Для этого и требуется маркетинговое исследование, т.е. изучение рынка. Это особенно важно с точки зрения оценки возможного объема сбыта и, как следствие, размера выручки от реализации.
В большинстве случаев Вы сами можете провести маркетинговое исследование с минимальными денежными затратами. Здесь потребуются затраты другого рода. Речь идет о том времени, которое Вам придется потратить на изучение рынка. Однако знание рынка необходимо для успешного и прибыльного ведения Вашего предприятия.
Маркетинговые исследования необходимо проводить постоянно. Только в этом случае Вы будете шагать в ногу со временем, предлагая современные, а не давно устаревшие товары.
Задумывались ли Вы о том, какого рода информация, связанная с рынком, Вам требуется, чтобы начать свое дело? А какая информация потребуется по мере практической реализации Вашего плана?
Запишите свои соображения в таблицах, которые приводятся ниже.
КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О РЫНКЕ ВАМ НЕОБХОДИМА, ЧТОБЫ НАЧАТЬ СВОЕ ДЕЛО?
КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О РЫНКЕ ПОТРЕБУЕТСЯ ВАМ В БУДУЩЕМ?
a) ближайшем;
б) отдаленном. 5. План рекламных мероприятий и мер, направленных на стимулирование сбыта
Чем бы Вы ни занимались, Вы должны распространить на своем рынке информацию о себе, а также о своих товарах или услугах. Кроме того, Вам предстоит убедить своих клиентов в необходимости купить то, что Вы предлагаете.
На рынке Вы со всех сторон окружены конкурентами! Поэтому не исключено, что «гвоздем»Вашего плана маркетинга станет именно реклама. Прежде всего, покупатели должны о Вас узнать.
Возможно, изучение рынка и вызовет к жизни Вашу будущую рекламу.
Нужен план, который отражал бы, что, где и каким образом вы собираетесь сообщить своим клиентам, а также затраты, необходимые для проведения рекламной кампании. Расходы могут оказаться немалыми.
А теперь поговорим о рекламе.
Попробуйте записать в таблице свои соображения по поводу рекламы. Что бы Вы хотели сообщить? Кому? Когда? Каким образом? Сколько денег Вы предполагаете на это потратить?
ВАША РЕКЛАМА И СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА
Что бы вы хотели сообщить?
Кому адресована Ваша информация?
Какой рекламный канал (газету, журнал радио и т.д.) Вы предпочитаете использовать, в какие дни и какое время?
Как часто Вы будете давать рекламу? Когда Вы начнете это делать?
Сколько денег Вы собираетесь потратить на рекламу в течение года (в тыс. руб.)? 6. План сбыта
Реклама, стимулирование сбыта и сам сбыт тесно взаимосвязаны. Они дополняют друг друга, поэтому их следует планировать в комплексе.
По существу реклама и хорошая репутация фирмы облегчают Вашу коммерческую жизнь. Ведь информированный клиент, если так можно сказать, мысленно покупает Ваш товар еще до общения с Вами.
Вам придется самим решать, сколько продавцов Вам понадобится и сколько денег Вы на это потратите. Если же Вы собираетесь заниматься сбытом самостоятельно, в этом случае Вам придется потратить часть своего свободного времени.
Помимо зарплаты продавцам, придется потратить деньги и на различные виды материального стимулирования (например, премии, оплата проезда, оплачиваемые отпуска для своих сотрудников и т.д.), а также, не исключено, и на фирменную одежду.
Ниже в таблице перечислите предлагаемые Вами основные виды товаров или услуг и запишите, сколько Вы собираетесь продать (в натуральном или стоимостном выражении).
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТОВАРОВ, УСЛУГ
КОЛИЧЕСТВО ПРОДАННЫХ ТОВАРОВ, СТОИМОСТЬ ОКАЗАННЫХ УСЛУГ
Это поможет Вам решить, сколько продавцов Вам нужно.
А теперь, опираясь на эти данные, подумайте, сколько Вам требуется продавцов. Сколько денег для этого нужно?
Количество продавцов
Затраты на них (в тыс. руб.) 7. План распределения продукции
Если Вы будете заниматься производством товаров, Вам предстоит решить много вопросов, связанных с их доставкой.
Необходимо учесть три следующих момента:
наличие достаточных запасов готовой продукции на складе;
доставка товаров к месту реализации;
использование различных посредников или сети дистрибьюторов.
В Вашем плане необходимо учесть количество готовой продукции, которое будет находиться на складе, а также схему выполнения заказов Ваших клиентов.
Следует помнить, что за хранение товаров на складе надо платить (сюда включается оплата помещения, отопления, освещения склада и т.д.). Кроме того, хранить товары на складе— значит, замораживать деньги. Избыток товаров на складе— столь же дурной знак, что и их недостаток.
Важный раздел Вашего плана— доставка товаров (в каком количестве, куда, с какой периодичностью). В настоящее время в России существует немало коммерческих транспортных фирм, предлагающих услуги по доставке товаров различными видами транспорта.
Имея дело с торговыми агентами, оптовиками и розничными торговцами, Вы будете выплачивать им определенное комиссионное вознаграждение или делать скидку с отпускной цены.
Помните: если Вы работаете на рынке без посредников, Вам все равно придется заниматься созданием товарных запасов и доставкой продукции к месту назначения.
С другой стороны, если Вы занимаетесь торговлей или оказанием услуг, тогда уже Вы будете являться составной частью системы распределения Вашей фирмы-поставщика.
По-прежнему нужно думать о наличии достаточных запасов готовой продукции на складе. Ваши поставщики, естественно, будут предлагать вам взять как можно больше продукции.
Вы же должны стремиться свести запасы готовой продукции на складе к минимуму.
Нужно точно рассчитать денежные расходы, необходимые для поддержания оптимального количества товарных запасов на складе.
Таким образом, Вам предстоит решить немало вопросов, связанных с распределением продукции.
Постарайтесь ответить на ряд вопросов в приведенной ниже таблице.
Как Вы будете формировать складские запасы?
Сколько это будет стоить?
Как Вы будете осуществлять доставку товаров?
Как она будет организована?
Сколько она будет стоить?
Если Вы будете продавать свои товары в розницу, будете ли Вы взимать дополнительную плату за их доставку?
По каким каналам Вы собираетесь распределять свою продукцию?
Сколько она будет стоить?
Сколько денег Вам предстоит потратить на реализацию продукции в течение всего года (в тыс. руб.)? 8. Цена
Цена— это те деньги, которые покупатели платят за Ваш товар или услугу. Она приносит доход, покрывает все Ваши расходы и обеспечивает определенную прибыль.
Поэтому начинать следует с точного подсчета всех своих расходов в течение года. Если Вы занимаетесь производством какой-нибудь продукции, разделите величину расходов на количество произведенной продукции и Вы получите базовую себестоимость продукции.
Если Вы занимаетесь оказанием каких-нибудь услуг, Вы получите дневную или недельную стоимость процесса обслуживания.
Если к себестоимости добавить некоторую сумму, то получится цена, по которой Вы можете продавать, получая определенную прибыль.
Но это еще не все.
Ваш клиент купит товар по указанной цене только в том случае, если цена, по его мнению, соответствует ценности этого товара. Таким образом, цена зависит от Вашего участка рынка и размера Вашего предприятия.
Если Ваш товар рассчитан на узкий круг покупателей и предполагается небольшой объем сбыта— цена будет высокой. Если же Вы хотите добиться большого объема сбыта, цена должна быть умеренной. К примеру, Ваше кафе может предлагать разные бутерброды и салаты по цене от 1,5 до 15 тысяч рублей, рассчитанные на разных посетителей.
Необходимо время от времени корректировать свои цены, даже если Вы уже не новичок в бизнесе.
Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
Могли бы Вы определить круг своих потенциальных покупателей?
Какова цель Вашего бизнеса— широкий охват рынка или работа с узким кругом покупателей?
При какой цене Ваши товары или услуги будут пользоваться спросом? 9. План доходов
В предыдущем разделе мы рассмотрели основы ценообразования. Но цена определялась Вашей возможностью продать без учета готовности и желания Ваших клиентов купить.
Начальный этап установления цены достаточно сложен. Это, кстати, одна из причин, почему план маркетинга должен быть максимально гибким. Как правило, лучше сначала немного завысить цену. Понизить ее будет легче, чем поднять. Но, конечно же, никогда не стоит снижать цены настолько, чтобы продавать себе в убыток.
Цель данного раздела плана маркетинга— оценить Ваш совокупный годовой доход.
Воздержитесь от составления плана, пока Вы не знаете, каким будет Ваш предполагаемый годовой доход. Возможно, Вам не раз придется пересматривать эти цифры в процессе составления плана маркетинга, а также по мере практической реализации Вашего плана в течение года. Разумеется, если у Вас есть данные за предшествующие годы, сделать это будет намного проще.
Если Вы захотите получить кредит, Вас обязательно спросят, какого ежегодного дохода Вы ожидаете в течение ближайших трех лет.
Попробуйте определить размер годовой выручки от реализации.
Напротив каждого пункта в таблице параграфа «Определение Вашего товара/рынка»укажите цены, по которым Вы можете продавать свои товары.
Умножьте эти цены на предполагаемый объем сбыта.
Совокупный доход от реализации основных видов товаров или услуг (в тыс. руб.)
Какова величина совокупного дохода от реализации всех других товаров и услуг (в тыс. руб.)
Ожидаемый совокупной доход (в тыс. руб.) 10. Финансовый план
В предыдущих разделах мы рассмотрели различные составные части плана маркетинга. Мы убедились в том, что все его части тесно взаимосвязаны. Было показано, как приходится принимать различные решения в процессе составления плана маркетинга.
Кроме того, стало ясно, что принимаемые решения тесно связаны с различного рода затратами. Таким образом, разрабатывая план маркетинга, мы вплотную подошли к этапу составления финансового плана.
Занятие бизнесом требует затрат денег, времени, физических и моральных сил. Поэтому одна из главных причин составления финансового плана— оценить целесообразность и зрелость Вашего коммерческого проекта в целом.
Как правило, с этой целью рассматривается период работы за 5 лет. Самостоятельно или вместе со специалистом по финансовым вопросам Вы должны проанализировать, сколько денег было вложено за прошедшие 5 лет и сколько денег в результате Вашей коммерческой деятельности было получено за это же время.
Если совокупные расходы превысили Ваши доходы, может быть, Вам не следует продолжать дальнейшую работу в данной области.
В этой брошюре мы рассмотрели:
выручку или доход;
расходы, связанные с изучением рынка, проведением маркетингового исследования;
затраты на рекламу и стимулирование сбыта товаров;
расходы, связанные с организацией торговли;
расходы, связанные с распределением товаров.
А теперь все финансовые показатели, которые Вы рассчитали в процессе освоения данной брошюры, отразите в следующей таблице:
Ожидаемые финансовые итоги года (в тыс. руб.)
Совокупный доход от реализации (в тыс. руб.)
Затраты на маркетинговые исследования (в тыс. руб.)
Затраты на рекламу и стимулирование сбыта товаров (в тыс. руб.)
Расходы, связанные с организацией торговли (в тыс. руб.)
Расходы, связанные с распределением товаров (в тыс. руб.)
Совокупные расходы, связанные с маркетингом (в тыс. руб.)
Убедитесь в том, что все Ваши затраты, связанные с организацией сбыта товаров, будут восполнены ожидаемыми доходами. 11. Подведем итоги
В данной работе, посвященной плану маркетинга, была сделана попытка:
дать определение составных частей маркетинга;
показать их тесную взаимосвязь и взаимное влияние;
подчеркнуть определяющую роль финансовых вопросов в процессе разработки и составления плана маркетинга;
показать, что план маркетинга не является готовой формулой успеха, он представляет собой лишь непрерывный процесс подготовки, уточнения, внесения соответствующих изменений и дальнейшего уточнения рыночной информации.
Составить план маркетинга непросто, но, чтобы добиться успеха в бизнесе, сделать это необходимо.
Предположим, что, наконец, Ваш план маркетинга подготовлен (возможно, частично он основан лишь на Ваших предположениях). Может быть, Вам пришлось кое-что переделать в нем в процессе работы.
Теперь этот раздел бизнес-плана будет служить Вашим ориентиром в процессе коммерческой деятельности. Если Вы готовите бизнес-план, чтобы представить его кому-нибудь, необходимо изложить все данные точно так же, как это было сделано в первом разделе, в котором речь шла лично о Вас и Вашем виде бизнеса.
Примерно через три месяца проанализируйте достигнутые Вами хозяйственные результаты. Если возникла необходимость, внесите соответствующие изменения.
Через три месяца было бы полезно перечитать эту работу еще раз. Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.dist-cons.ru/