Реферат по предмету "Мировая экономика"


Планирование и прогнозирование розничного товарооборота по торговому предприятию в условиях рыночной

--PAGE_BREAK--Чем выше разность между плановой (или фактической) выручкой предприятия и точкой безубыточности, тем выше запаса финансовой прочности и устойчивости предприятия. Запас финансовой прочности, в %, рассчитывается по формуле:
(Тплан (факт) –Тб)х100
                              Зфп =            Тплан(факт)                        /1.11/
Для магазина запас финансовой прочности составит:
(4734-1489)х100
                                    Зфп =   4734 (с учетом НДС)            =68,5%
Следовательно, уменьшение товарооборота более чем на 68,5% от прогнозируемого объема означает для магазина резкое снижение платежеспособности, утрату финансовой устойчивости, вероятность банкротства. Определив минимальный критический объем товарооборота, обеспечивающий предприятию безубыточную работу, переходят к расчету возможного объема товарооборота на планируемый год.
Вторая стадия — прогноз общего объема товарооборота.
Анализ товарооборота начинают с определения его объема за исследуемый год. Полученные данные (отчетные) сравнивают с плановыми показателями и с показателями (базисными) соответствующих предшествующих временных интервалов. Подобные сопоставления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития.
На основе запланированного объема продажи устанавливают необходимые размеры товарных запасов и поступления товаров.  Товарные запасы должны быть запланированы в размерах, обеспечивающих бесперебойную продажу товаров в широком ассортименте. Объем  розничного товарооборота и его структура должны обеспечить удовлетворение потребностей населения в разнообразных товарах в соответствии с его спросом. Поступление товаров предусматривают в таком размере, чтобы вместе с запасом товаров на начало планируемого периода оно обеспечивало бесперебойную торговлю, выполнение плана продажи и создание нормального запаса товаров на конец планируемого периода.
Греховодова М.Н отмечает — прогноз общего объема товарооборота магазина рассчитывается как сумма реализации отдельных товарных групп, учитывая влияние следующих факторов:
-                   численность и состав обслуживаемого населения;
-                   сложившийся уровень потребления и реализации товаров в зависимости от покупательских фондов населения;
-                   соотношение товарного и нетоварного потребления;
-                   развитие жилищного строительства (например, при улучшении жилищно-бытовых условий обслуживаемого населения высокими темпами увеличивается спрос на обои, лаки, мебель и т.д.[5].
Третья  стадия — рассчитав общий объем товарооборота на планируемый период, его распределяют по кварталам и месяцам. Экономически обоснованные прогнозы товарооборота по кварталам (периодам года) играют важную роль для ритмичного удовлетворения покупательского спроса, стабильного денежного обращения и т.д. Данные о динамике денежных доходов по кварталам и месяцам, темпы их роста на прогнозируемый период позволяют повысить обоснованность плана товарооборота в пределах года.
После определения годового товарооборота с разбивкой по кварталам приступают к прогнозированию его по отдельным товарным группам и товарам с учетом сезонности спроса населения и сложившегося уровня продажи товаров. Так, в летний период происходит некоторое сокращение потребления мяса и мясных продуктов за счет увеличения потребления молока, овощей, фруктов.
Важной исходной предпосылкой планирования является анализ выполнения плана розничного товарооборота за предплановый период. Сложившиеся  пропорции в прошлых периодах нельзя механически переносить в план товарооборота при его прогнозировании. Необходимо подвергнуть критическому анализу результаты и определить, под влиянием каких факторов сложились сезонные колебания и какова степень влияния этих факторов в прогнозируемом периоде.
Внутригодичное колебание  и изменение товарооборота происходит под влиянием объемов и состояния покупательной способности населения, особенностей спроса и в зависимости от равномерности завоза товаров  по периодам года. Поэтому при прогнозировании предусматриваются меры по обеспечению равномерности завоза и поступлению товаров в соответствии с особенностями покупательского спроса в отдельные периоды года. Важным в экономическом обосновании плана розничного товарооборота является учет тенденций его развития за ряд лет, выявленных в результате анализа.
Четвертая стадия —  планирование структуры товарооборота торгового предприятия, т.е. объема реализации отдельных товарных групп. В условиях, когда торговые предприятия самостоятельно устанавливают размеры торговых надбавок на товары при различной издержкоемоксти их реализации, регулирование товарооборота по отдельным товарным группам позволяет регулировать и сумму получаемой прибыли.
В связи с тем, что к составлению планов на будущий год приступают, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь текущий год, определяют ожидаемые товарные запасы (стадия 5) и ожидаемое поступление товаров (стадия 6), которые являются исходной базой планирования показателей на предстоящий год.
Ожидаемым выполнением плана розничного товарооборота называют реально выполнимую величину товарооборота до конца текущего года.[6] Определение ожидаемого выполнения плана за текущий год является важной частью работы по составлению плана.  Ожидаемое выполнение плана определяется как по всему товарообороту, так и по отдельным товарным группам. По тем товарам, по которым не предполагается значительного перевыполнения плана, ожидаемый товарооборот определяют на основе фактического товарооборота за первое полугодие и плана второго полугодия или фактического товарооборота за 9 месяцев текущего года и плана на 4 квартал этого же года.
Стадия 5 —  определение суммы товарных запасов на планируемый год. Обоснованная величина запасов позволяет поддержать предприятие в нормальном состоянии, т.е. при отсутствии дефицита или избытка товаров. Недостаток запасов влечет за собой снижение суммы товарооборота и некоторую «потерю» покупателей. Избыток товаров ухудшает финансовые показатели торгового предприятия.
Величина запаса  должна одновременно отвечать двум критериям: обеспечить бесперебойную торговлю разнообразными предметами потребления в соответствии с запросами покупателей и обеспечить ускорение оборачиваемости оборотного капитала. Итак, важное значение имеет обоснованный расчет необходимой суммы товарных запасов, а следовательно, и оборотного капитала на планируемый период. Подобный расчет целесообразно произвести на каждый месяц, квартал и в целом на год.
В соответствии с процессом формирования можно выделить следующие составные элементы запаса товаров:  Рабочий запас, включающий запас на прием и подготовку товаров к продаже, представительный набор для их показа покупателям в торговом зале магазина. Величина этого запаса зависит от количества разновидностей, входящих в состав товарной группы.
Запас пополнения, необходимый для обеспечения регулярной торговли в периоды между очередной доставкой товара. Его размер зависит от частоты завоза, широты ассортимента и комплектности поступающих партий товаров. В период между очередным поступлением этот запас колеблется от максимума (в день доставки) до минимума (в канун завоза). Поэтому при определении необходимого запаса учитывается среднее время периодичности, т.е. половина частоты поступления товаров.
Рабочий запас и запас пополнения в совокупности составляют торговый запас.
Гарантийный запас, предназначенный для обеспечения бесперебойной торговли на случай значительного увеличения спроса в отдельные периоды возможного нарушения сроков и объемов поставки товаров и других непредвиденных обстоятельств. Его величина устанавливается на основе анализа торгового процесса в определенном проценте от торгового запаса. В соответствии с этими элементами может быть использован следующая формула расчета необходимого уровня запаса в днях (Уз):
П
                         Уз = Р + 2 + Г             /1.12/
Где Р – рабочий запас; П – запас пополнения; Г – гарантийный запас.
Пример[7]. Необходимо рассчитать необходимый уровень запаса сахара по магазину, исходя из следующих параметров его формирования: рабочий запас определен в 2 дня; частота завоза сахара в магазин – 2 раза в месяц; гарантийный запас принят в размере 100% торгового запаса.
            15
Уровень запаса в днях = 2 + 2 +9,5 + 19 дней
По товарам сложного ассортимента следует дополнительно учесть коэффициент комплектности, рассчитываемый как отношение среднего количества разновидностей в одной партии к общему их количеству. Если, например, магазин торгует 20 наименованиями кондитерских изделий, а в каждой партии в среднем поступает к их разновидностей, то коэффициент комплектности равен 0,25 (5:20). Это значит, что при частоте завоза кондитерских изделий 3 раза в месяц запас пополнения составляет 20 дней (10/2 :0,25), т.е. обновление всего ассортимента происходит после четырех поставок этих изделий.
На основе данных об уровне в днях рассчитывается необходимая сумма товарных запасов.
Пример[8]. Запас сахара по магазину определен в 19 дней. При намеченном дневном обороте по его реализации в 50 тыс.руб. необходимая сумма запаса составит 950 тыс.руб. (50.тыс.рубх19дней).
Движение товарных запасов во взаимосвязи с оборотом по продаже позволяет установить один из важнейших экономических показателей торговли – товарооборачиваемость, которая характеризует скорость оборота, или время обращения товаров. Она может быть выражена либо числом оборотов, либо количеством дней, необходимых на один оборот. Расчет товарооборачиваемости в днях позволяет определить, за сколько дней оборачивается средний товарный запас. Таким образом, при определении товарооборачиваемости берут не конкретный запас товаров на ту или иную дату, а средний запас за весь анализируемый период (квартал, год).
Средний товарный запас исчисляется по формуле средней хронологической, образуемой показателями конкретных товарных запасов на ряд промежуточных дат рассматриваемого периода по формуле:
                                        З1                     Зп
2 +З2+З3 + …… 2
                                Зс =                п –1                                /1.13/
Где Зс – средний запас текущего хранения в сумме за анализируемый период;
З 1,2,3, — запасы текущего хранения на конкретные даты;
П – количество периодов (взятых остатков).
Пример. Требуется определить фактическую товарооборачиваемость за I квартал текущего года. Товарооборот по продаже товаров за этот квартал составил 1253 тыс. руб., а товарные запасы по отчетным данным на 1 января – 260 тыс. руб., на 1 февраля – 230 тыс. рублей, на 1 марта – 210 тыс, на 1 апреля – 216 тыс. рублей.
Определим средний товарный запас на 1 квартал по средней хронологической:                             260/2 +230+210+216/2
4-1            = 226 тысяч рублей
Среднедневный оборот за этот квартал равен 13,9 тыс рублей (1253:90). Разделив средний товарный запас на среднедневный оборот по продаже, получим товарооборачиваемость в днях (226:13,9 =16,2 дня). Время обращения товаров в днях можно исчислить  и другим способом: средний запас товаров умножить на число дней в периоде и разделить на товарооборот этого периода (226 х90:1253 =16,2 дня.).
Для выражения товарооборачиваемости числом оборотов оборот по продаже товаров делят на средний товарный запас за анализируемый период в нашем примере (1253:226 = 5,5 раза). Это значит, что при данном объеме товарооборота средний товарный запас обернется в течение всего периода (в нашем примере – квартала) 5,5 раза. Показатели времени обращения товаров в днях и товарооборачиваемости в разах взаимосвязаны. Зная один из них, можно определить другой. Если число дней  в периоде разделить на товарооборачиваемость, выраженную числом оборотов, получим время обращения товаров в днях оборота – 16, дня (90:5,5) или 5,5 раза (90:16,2). Ускорение товарооборачиваемости позволяет вести хозяйственную деятельность предприятия с меньшими затратами денежных и материальных средств. Так, сокращение времени обращения на один день позволяет высвободить оборотные средства, вложенные в товарные запасы, равные однодневному товарообороту.
 Отсюда следует, что одним из подходов к определению проектируемой суммы запасов в предприятии являются изучение состояния его оборотных средств и выявление возможности ускорения их оборачиваемости.
Пример[9]. Торговым предприятиям установлен объем розничного товарооборота на планируемый год 2940 млн. руб. Фактическая оборачиваемость капитала, вложенного в товарные запаса, составила в прошлом году 63 дня. В планируемом году на основе результатов анализа принято решение ускорить оборачиваемость этих средств на 2 дня, т.е. довести до 61 дня (63 дня – 2 дня). Проектируемая средняя сумма товарных запасов предприятия на год равна:                  
                                        2940 млн. руб
                                       360 дней   х 61 день = 498 млн. руб
В рыночных  условиях проектируемая величина запаса должна быть увязана с величиной собственных оборотных средств торгового предприятия. В нашем примере в прошлом году доля собственного капитала, вложенного в товарные запасы, составила 45%, а заемных средств – 55%.
Сумма собственных оборотных средств предприятия  (с учетом индексации) в планируемом периоде определена в размере 220 млн. рублей. При сохранении их фактической доли размер запасов в планируемом периоде должен составить 489 млн. рублей (220 млн. рублей: 45%). В нашем примере она намечена в 498 млн. рублей, что потребует увеличения заемных вложений средств и затрат по кредиту. В этих условиях представляется необходимым изыскать резервы снижения проектируемой суммы  товарных запасов на 9 млн. рублей (489-498).
На следующем этапе в пределах общей суммы устанавливаются запасы  товаров по подразделениям (отдельным торговым точкам) и товарным группам. При этом используется опытно-статистический метод, т.е. учитываются результаты анализа и выборочных обследований, а также экспертные оценки и интуиция коммерческих работников.
Факторы, оказывающие влияние  на ускорение оборачиваемости товаров, необходимо учитывать при планировании товарных запасов. Это позволит установить экономически обоснованные нормативы товарных запасов, обеспечить дальнейшее развертывание товарооборота, всесторонне удовлетворить потребности населения.
Стадия 6. Заключительным этапом планирования является определение необходимой суммы поступления товаров на планируемый период. Успешное развитие товарооборота требует, чтобы товары поступали в торговую сеть планомерно, в соответствии с запланированным товарооборотом по кварталам и месяцам года. При определении товарного обеспечения товарооборота используется балансовый метод:
П =Р+В+З2-З1             /1.14/
Пример[10]. Сумма товарооборота предприятия установлена на планируемый год 2940 млн. рублей. Запасы на конец года намечены в сумме 550 млн.рублей. прочее выбытие (убыль и т.п.) рассчитано по опыту прошлых лет в размере 2% от суммы товарооборота, т.е. 59 млн. рублей. При фактической сумме запаса на начало года (с учетом индексации) 508 млн. руб. необходимое поступление равно:
П = (2940 + 59 +550 –508) =3041 млн. рублей
При окончательном решении вопроса о сумме завоза товаров в торговую сеть следует по опыту работы учесть необходимый резерв на возможное в условиях конкуренции снижение розничных цен, на случай повышения спроса на отдельные товары.
 Даже при описании в общих чертах, без углубления в конкретные подробности, видно, что процесс планирования розничного товарооборота, это сложный, последовательный, многоэтапный процесс, стадии которого закономерно следуют одна из другой, и все они взаимосвязаны, между ними существует балансовая связь. Из вышесказанного  также видно, что на величину товарооборота оказывает влияние большое количество различных факторов: колебания спроса, уровень инфляции, стабильность и размеры денежных доходов населения и др. Чтобы планируемые показатели были более точными, используют следующие основные методы прогнозирования товарооборота: экономико-математические, экономико-статистические, нормативные и др., и некоторые из них я рассмотрю в  следующей главе.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Смокинг
Реферат Проблема человека в философии софистов и Сократа
Реферат Любовь в поэтическом сознании стихотворцев 18 века.
Реферат The Road Beneath My Feet Essay Research
Реферат Womens Rights Essay Research Paper Equality should
Реферат Виробництво хлібобулочних виробів ЗАТ "Пролісок"
Реферат Огрубление русского языка в СМИ
Реферат Решение задач по генетике с использованием законов Г.Менделя
Реферат Аспірантів та студентів які беруть участь у роботі Міжнародної науково-практичної інтернет-конференції викладачів, аспірантів та студентів «маркетинг-дайджест»
Реферат Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности учителя
Реферат Методи прийняття рішень у сфері управління нематеріальних активів
Реферат Силос. Научные основы силосования и факторы влияющие на этот процесс
Реферат Machiavellian Philosophy In King Lear Essay Research
Реферат Використання мотивації досягнення успіху для розвитку особистості і здібностей дитини
Реферат Обучение иноязычной письменной речи как виду речевой деятельности на среднем этапе