Реферат по предмету "Мировая экономика"


Мировое хозяйство тенденции и перспективы

--PAGE_BREAK--Исходная предпосылка планомерности научно-техниче­ского прогресса — обеспечение определяющей роли экономических целей и задач по отношению к его темпам, направлениям и результатам, подчинение развития науки и техники сложившимся и предвидимым общественным по­требностям.
Как справедливо отмечает А. И. Анчишкин, экономические цели и задачи формируют направления на­учно-технического прогресса, точнее, их сравнительную зна­чимость, приоритетность. Можно назвать по меньшей мере три главных объективных источника образования таких при­оритетов. Например, чем ограниченнее какой-либо вид ре­сурса (включая территориально-транспортный аспект его ограниченности), тем в большей мере научно-технический прогресс должен быть сконцентрирован на прямой экономии и на замещении данного вида ресурса.
Другой источник формирования приоритетов — «точки роста», новые процессы и явления, отражающие возникнове­ние новых общественных потребностей и возможностей их удовлетворения. В этом случае основой формирования прио­ритетов может быть принципиально новая технология, по­рождающая новые потребности. Первоначальный толчок ис­ходит здесь от самого научно-технического прогресса, а бла­гоприятные социально-экономические условия превращают такой импульс в приоритетное направление развития науки и техники. Приоритеты могут складываться также в резуль­тате воздействия социальных ограничений, связанных со здо­ровьем человека, необходимостью поддерживать экологиче­ское равновесие.
Наряду с обеспечением взаимодействия стран — членов СЭВ по приоритетным направлениям технического прогрес­са одна из наиболее важных задач научно-технического со­трудничества заключается в обеспечении быстрого внедре­ния результатов научных исследований и конструкторских разработок в производство путем рационального распределения производственных программ между партнерами.
Практика сотрудничества стран СЭВ уже знает ряд при­меров комплексного решения вопросов технического прогресса и производственного сотрудничества. Одним из таких примеров может служить углубление взаимодействия науч­но-технического и производственного сотрудничества стран в области вычислительной техники. На ос­нове реализации межправительственного соглашения было осуществлено объединение сил научно-исследовательских и проектно-конструкторских   организаций,   промышленных предприятий ряда отраслей, производящих средства вычис­лительной техники. Обеспечено взаимодействие многотысяч­ных коллективов в странах — участницах соглашения на ос­нове специализации и кооперации в производстве средств электронизации народного хозяйства.
В последние годы министерства, ведомства, объединения и комбинаты стран — членов СЭВ стали значительно больше внимания уделять комплексному решению научно-техниче­ских и производственно-экономических задач, в особенности в таких областях, как производство оборудования для АЭС, микропроцессоры, робототехника.
Подобные примеры подчеркивают необходимость последо­вательного учета проблематики научно-технического разви­тия и сотрудничества в соглашениях о международной спе­циализации и кооперации производства. В этой области возникла, видимо, необходимость разработки нового типа соглашения, которое могло бы охватить в комплексе условия научно-технической подготовки производства, выпуска спе­циализированной и кооперированной продукции, а также ее последующего технического усовершенствования.
Разработка такого рода комплексных соглашений особен­но актуальна в условиях, когда страны СЭВ совместно оп­ределяют первоочередные объекты производственной и науч­но-технической кооперации с целью содействия развитию приоритетных видов производства, определяющих техниче­ский прогресс и эффективность многих отраслей и народного хозяйства в целом.
Материализация любой научной идеи требует эффектив­ного взаимодействия всех звеньев единого цикла «наука-производство». Попытки внедрять в «сыром виде» достиже­ния науки в народное хозяйство ведут к значительным до­полнительным затратам при производстве и использовании новой техники, препятствуют ее широкому распространению, часто дискредитируют правильную научную идею. Поэтому каждое направление научно-технического прогресса, рассчи­танное на массовое использование его результатов в народ­ном хозяйстве должно включать в обоснованном соотно­шении научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, технологические институты и опытные производства; назрела также необходимость создания спе­циализированных внедренческих организаций («инженерных фирм»).
Эти фирмы наряду с обслуживанием потребителей новой техники должны заниматься и организацией процесса внед­рения (управленческие услуги по внедрению техники, «ав­торский надзор», «привязка» техники и технологии к мест­ным условиям и т. п.).
Интенсификация научных исследований означает в со­временных условиях осуществление принципа приоритетно­сти в развитии науки, концентрации ресурсов науки на ре­шающих направлениях. В условиях, когда замедляется эк­стенсивное расширение всех видов ресурсов, в том числе научно-технических, такая концентрация может потребовать систематического перераспределения ресурсов между на­правлениями развития науки, большего приспособления к новым условиям организации науки и подготовки научных кадров.
На основе расширенного и пропорционального воспроиз­водства всех звеньев НИОКР и концентрации научно-техни­ческих ресурсов должно быть обеспечено сокращение про­должительности цикла «наука—производство» и тем самым ускорен оборот научно-технических ресурсов. Для этого, по­мимо названных условий, необходимо повышать оснащен­ность труда ученых, его эффективность на основе форсиро­ванного развития научного приборостроения; моделировать и автоматизировать научные эксперименты на основе исполь­зования ЭВМ, что позволит как сократить время и трудоем­кость экспериментов, многократно увеличить их число, так и учесть еще на стадии научных исследований возможные условия фактического использования нововведений; значи­тельно ускорить проектные и конструкторские работы на основе автоматизированного поиска и выбора уже имею­щихся стандартных решений, широкого использования ЭВМ и соответствующей периферийной техники.
В наибольшей мере усиление планомерного характера научно-технического прогресса в условиях содружества должно проявиться в возрастающих масшта­бах, скорости и эффективности внедрения и распростране­ния (тиражирования) нововведений в народном хозяйстве. Для этого необходимо целенаправленно формировать усло­вия как для вертикального (разработка—внедрение), так и для горизонтального перемещения технологии (охват новой техникой все новых и новых объектов, сфер ее применения).
Все более важными критериями результативности взаим­ного сотрудничества на современном этапе становятся такие показатели, как степень его воздействия на качественное преобразование отраслей и производств; осуществление сдви­гов в ассортиментной структуре продукции; повышение «ско­рости перемещения» технических новинок по стадиям про­цесса их научно-технической разработки и освоения произ­водством.
В итоге деятельности стран и органов СЭВ в области ускорения технического прогресса синтез научно-техническо­го и производственного сотрудничества приобретает качест­венно новое содержание. Естественно, этот процесс еще не завершен. Он, как отмечено в документах СЭВ, нуждается в дальнейшем ускорении, в усилении ориентации на конечные производственные результаты.
Решение этого вопроса предполагает реализацию комп­лекса мероприятий как на макро, так и на микроэкономи­ческом уровне: согласованное изменение соотношения меж­ду капиталовложениями на новое строительство и модер­низацию; налаживание выпуска оборудования, необходимого для осуществления модернизации и реконструкции; создание необходимых экономических и организационно-правовых предпосылок для оперативного распространения растущего потока инноваций в масштабах содружества стран СЭВ.
Здесь многое зависит и от преобразований в области эко­номического механизма сотрудничества. Так, рациональное международное разделение труда в области науки и техники нельзя себе представить на современном этапе, а тем более в перспективе без его органического соединения с коопера­цией в сфере производства. Последовательное решение этой проблемы зависит от многих факторов. В их числе развитие производственной и научно-технической кооперации, созда­ние условий для расширения непосредственных (прямых) связей национальных хозяйственных организаций, для фор­мирования совместных фирм, для объединения ресурсов со­циалистических стран в других формах. Эти условия вклю­чают в себя не только материальные, но и организационно-правовые предпосылки, в том числе необходимую степень унификации норм национального хозяйственного права.
Учитывая возросший научно-технический потенциал стран СЭВ и разветвленную систему их научно-технического сотрудничества, представляется целесообразным усилить на­учно-техническое обоснование решений, принимаемых в области специализации и кооперации производства, а также при определении объемов и структуры взаимных внешнетор­говых поставок. Для этого предстоит разработать уже давно получившую признание в теоретическом плане систему практических мероприятий, обеспечивающих единство и не­разрывность цикла «наука — техника — производство — тира­жирование новой техники и технологий—обмен».
Например, уже сегодня, на наш взгляд, правомерна по­становка вопроса об ускоренном формировании новой, до­статочно самостоятельной области производственной и на­учно-технической кооперации — совместного внедрения по­лучаемых по линии взаимного сотрудничества, а также в итоге НИОКР в отдельных странах результатов научных ис­следований в производство. При таком подходе появляется реальная возможность скорейшего освоение новшеств (в том числе в рамках совместных фирм) на основе скоординиро­ванного или совместного использования капиталовложений для совместного строительства дополнительных производст­венных мощностей, расширения или реконструкции сущест­вующих предприятий с ориентацией на развитие экспортно­го производства.
 

3. Укрепление материально-технической базы качественного преобразования важнейших отраслей экономики стран СЭВ. В России была принята программа применительно к экономической сфере была определена такая ключевая задача, как кардинальное повышение производительности труда с ориентацией на до­стижение высшего мирового уровня.
Страны СЭВ в совокупности обладают для решения этой важнейшей задачи крупнейшим научно-техническим потен­циалом, развитым машиностроением. У них имеется возмож­ность не только самостоятельно разрабатывать новую техни­ку и технологию, но и обеспечивать их материализацию в основных фондах производственной и непроизводственной сферы, создавать тем самым предпосылки для более актив­ного участия в международном технологическом обмене.
В то же время при укреплении материально-технической базы, необходимой для качественного преобразования важ­нейших отраслей экономики стран СЭВ, возникает ряд слож­ных задач. Первая из них — активизация многостороннего сотрудничества по авангардным направлениям техническо­го прогресса путем разработки и реализации крупных совме­стных программ, проектов, приоритетов. Это, безусловно, на­иболее эффективный путь международной концентрации ре­сурсов. В то же время возможности его использования отнюдь не беспредельны. Число крупных международных программ (даже при тщательно отлаженном механизме их осуществления) должно определяться с учетом не только ресурсных, но и управленческих возможностей обеспечения их реализации.
Возможности многостороннего сотрудничества расширя­ются, когда в качестве организатора реализации междуна­родной программы выступает предприятие или объединение той или иной страны, далее всего продвинувшееся в разра­ботке или освоении новой техники и технологии. Суть этой разновидности многостороннего сотрудничества можно оха­рактеризовать как выполнение национальной хозяйственной организацией функции технологического интегратора — го­ловной организации, налаживающей международную науч­но-производственную деятельность хозяйственных организа­ций заинтересованных стран.
Тут возникает вторая проблема: по ряду экономических и организационных причин эта разновидность многосторон­него сотрудничества реализовывалась на практике преиму­щественно лишь путем ее преобразования в первую разно­видность (например, посредством заключения межправи­тельственных соглашений, генеральных соглашений по специализации и кооперации и т. п.). Она практически не стала его самостоятельной формой. Эту задачу еще предстоит решить в полном объеме.
Третья проблема связана с широким распространением (тиражированием) инноваций, имеющихся в отдельных странах. Тут может быть использован самый широкий арсе­нал форм сотрудничества — прямые связи, использование кредитных ресурсов для наращивания производства на со­ответствующих национальных предприятиях. Но и здесь в качестве обязательного условия должна выступать много­сторонность сотрудничества (по крайней мере в таких обла­стях, как унификация, стандартизация, нормализация и т. п.).
Рассмотрим в качестве иллюстрации ряд конкретных примеров решения новейших научно-технических проблем в странах СЭВ с использованием различных конкретных форм сотрудничества. Следует подчеркнуть прежде всего, что их крупнейший научно-производственный потенциал вовсе более широких масштабах используется для качествен­ного преобразования важнейших отраслей и производств на коллективной основе. Так, в числе крупнейших многосторон­ний соглашений, находящихся в процессе реализации, мож­но назвать Соглашение о международной специализации и кооперировании производства и взаимных поставках обору­дования для атомных электростанций.
Оно предусматривает строительство атомных электро­станций в европейских странах — членах СЭВ. При решении этой задачи осуществляется ши­рокое сотрудничество в области научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, создания специальных ма­териалов, самых современных видов оборудования, строи­тельства необходимых производственных мощностей.
Страны — участницы соглашения осуществляют, в част­ности, переход к освоению производства оборудования для атомных электростанций нового поколения с реакторными установками мощностью 1 млн. кВт. Все это обеспечивает выполнение программы расширения производства электро­энергии на атомных электростанциях в странах — членах СЭВ. На перспективу намечена имеющая важное народно­хозяйственное значение разработка реакторных установок большой мощности на быстрых нейтронах, а также исполь­зование атомной энергии на атомных теплоэлектроцентралях и в атомных котельных.
На основе сложившейся кооперации и с учетом возмож­ностей стран было подписано Соглашение о сотруд­ничестве при проведении научно-исследовательских и опыт­но-конструкторских работ по проблеме «Разработка реактор­ных установок большой мощности на быстрых нейтронах (с натриевым теплоносителем и использованием в качестве теплоносителя диссоциирующих газов) ».
Программа работ по реализации соглашения включает в себя такие темы, как разработка методов и программ для физических расчетов новых реакторов; экспериментальные и теоретические исследования теплофизики и гидроди­намики активной зоны; оптимизация отдельных систем и технических решений по реакторной установке; разработка отдельных видов оборудования (парогенератор, арматура); разработка контрольно-измерительных приборов, системы автоматического регулирования, управления и защиты. Ве­дутся также поисковые работы по созданию опытной реак­торной установки на быстрых нейтронах с диссоциирующим теплоносителем.
Со­глашение о многосторонней специализации и кооперирова­нии в разработке новых средств вычислительной техники, в соответствии с которым объем взаимных поставок этих средств возрастет примерно вдвое и достиг­нет 15 млрд. руб.
Россия и другие страны СЭВ намерены реализовать крупные программы, связанные с освоением новейших достижений современной науки и техники. В этих целях, в частности, Комитетом СЭВ по сотрудничеству в об­ласти плановой деятельности принят перечень ко­ординируемых на многосторонней основе проблем экономи­ческого сотрудничества  и более длитель­ный период в увязке с научно-техническим сотрудничеством. В первом (межотраслевом по своей сути) разделе перечня содержится 29 крупных согласованных проблем.
Помимо решения таких важных народнохозяйственных задач, как ресурсосбережение, совершенствование топливно-энергетического баланса, решение продовольственной про­блемы, механизация погрузочно-разгрузочных работ и т. п., страны СЭВ уделяют растущее внимание переходу от руч­ного, дистанционного, механического управления машинами, механизмами и технологическими процессами к системам автоматического управления с помощью электроники. Они решают задачи, связанные с использованием микроэлектрони­ки, робототехники, налаживают широкое взаимное сотрудни­чество в данной сфере.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :