--PAGE_BREAK--Исходная предпосылка планомерности научно-технического прогресса — обеспечение определяющей роли экономических целей и задач по отношению к его темпам, направлениям и результатам, подчинение развития науки и техники сложившимся и предвидимым общественным потребностям.
Как справедливо отмечает А. И. Анчишкин, экономические цели и задачи формируют направления научно-технического прогресса, точнее, их сравнительную значимость, приоритетность. Можно назвать по меньшей мере три главных объективных источника образования таких приоритетов. Например, чем ограниченнее какой-либо вид ресурса (включая территориально-транспортный аспект его ограниченности), тем в большей мере научно-технический прогресс должен быть сконцентрирован на прямой экономии и на замещении данного вида ресурса.
Другой источник формирования приоритетов — «точки роста», новые процессы и явления, отражающие возникновение новых общественных потребностей и возможностей их удовлетворения. В этом случае основой формирования приоритетов может быть принципиально новая технология, порождающая новые потребности. Первоначальный толчок исходит здесь от самого научно-технического прогресса, а благоприятные социально-экономические условия превращают такой импульс в приоритетное направление развития науки и техники. Приоритеты могут складываться также в результате воздействия социальных ограничений, связанных со здоровьем человека, необходимостью поддерживать экологическое равновесие.
Наряду с обеспечением взаимодействия стран — членов СЭВ по приоритетным направлениям технического прогресса одна из наиболее важных задач научно-технического сотрудничества заключается в обеспечении быстрого внедрения результатов научных исследований и конструкторских разработок в производство путем рационального распределения производственных программ между партнерами.
Практика сотрудничества стран СЭВ уже знает ряд примеров комплексного решения вопросов технического прогресса и производственного сотрудничества. Одним из таких примеров может служить углубление взаимодействия научно-технического и производственного сотрудничества стран в области вычислительной техники. На основе реализации межправительственного соглашения было осуществлено объединение сил научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, промышленных предприятий ряда отраслей, производящих средства вычислительной техники. Обеспечено взаимодействие многотысячных коллективов в странах — участницах соглашения на основе специализации и кооперации в производстве средств электронизации народного хозяйства.
В последние годы министерства, ведомства, объединения и комбинаты стран — членов СЭВ стали значительно больше внимания уделять комплексному решению научно-технических и производственно-экономических задач, в особенности в таких областях, как производство оборудования для АЭС, микропроцессоры, робототехника.
Подобные примеры подчеркивают необходимость последовательного учета проблематики научно-технического развития и сотрудничества в соглашениях о международной специализации и кооперации производства. В этой области возникла, видимо, необходимость разработки нового типа соглашения, которое могло бы охватить в комплексе условия научно-технической подготовки производства, выпуска специализированной и кооперированной продукции, а также ее последующего технического усовершенствования.
Разработка такого рода комплексных соглашений особенно актуальна в условиях, когда страны СЭВ совместно определяют первоочередные объекты производственной и научно-технической кооперации с целью содействия развитию приоритетных видов производства, определяющих технический прогресс и эффективность многих отраслей и народного хозяйства в целом.
Материализация любой научной идеи требует эффективного взаимодействия всех звеньев единого цикла «наука-производство». Попытки внедрять в «сыром виде» достижения науки в народное хозяйство ведут к значительным дополнительным затратам при производстве и использовании новой техники, препятствуют ее широкому распространению, часто дискредитируют правильную научную идею. Поэтому каждое направление научно-технического прогресса, рассчитанное на массовое использование его результатов в народном хозяйстве должно включать в обоснованном соотношении научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, технологические институты и опытные производства; назрела также необходимость создания специализированных внедренческих организаций («инженерных фирм»).
Эти фирмы наряду с обслуживанием потребителей новой техники должны заниматься и организацией процесса внедрения (управленческие услуги по внедрению техники, «авторский надзор», «привязка» техники и технологии к местным условиям и т. п.).
Интенсификация научных исследований означает в современных условиях осуществление принципа приоритетности в развитии науки, концентрации ресурсов науки на решающих направлениях. В условиях, когда замедляется экстенсивное расширение всех видов ресурсов, в том числе научно-технических, такая концентрация может потребовать систематического перераспределения ресурсов между направлениями развития науки, большего приспособления к новым условиям организации науки и подготовки научных кадров.
На основе расширенного и пропорционального воспроизводства всех звеньев НИОКР и концентрации научно-технических ресурсов должно быть обеспечено сокращение продолжительности цикла «наука—производство» и тем самым ускорен оборот научно-технических ресурсов. Для этого, помимо названных условий, необходимо повышать оснащенность труда ученых, его эффективность на основе форсированного развития научного приборостроения; моделировать и автоматизировать научные эксперименты на основе использования ЭВМ, что позволит как сократить время и трудоемкость экспериментов, многократно увеличить их число, так и учесть еще на стадии научных исследований возможные условия фактического использования нововведений; значительно ускорить проектные и конструкторские работы на основе автоматизированного поиска и выбора уже имеющихся стандартных решений, широкого использования ЭВМ и соответствующей периферийной техники.
В наибольшей мере усиление планомерного характера научно-технического прогресса в условиях содружества должно проявиться в возрастающих масштабах, скорости и эффективности внедрения и распространения (тиражирования) нововведений в народном хозяйстве. Для этого необходимо целенаправленно формировать условия как для вертикального (разработка—внедрение), так и для горизонтального перемещения технологии (охват новой техникой все новых и новых объектов, сфер ее применения).
Все более важными критериями результативности взаимного сотрудничества на современном этапе становятся такие показатели, как степень его воздействия на качественное преобразование отраслей и производств; осуществление сдвигов в ассортиментной структуре продукции; повышение «скорости перемещения» технических новинок по стадиям процесса их научно-технической разработки и освоения производством.
В итоге деятельности стран и органов СЭВ в области ускорения технического прогресса синтез научно-технического и производственного сотрудничества приобретает качественно новое содержание. Естественно, этот процесс еще не завершен. Он, как отмечено в документах СЭВ, нуждается в дальнейшем ускорении, в усилении ориентации на конечные производственные результаты.
Решение этого вопроса предполагает реализацию комплекса мероприятий как на макро, так и на микроэкономическом уровне: согласованное изменение соотношения между капиталовложениями на новое строительство и модернизацию; налаживание выпуска оборудования, необходимого для осуществления модернизации и реконструкции; создание необходимых экономических и организационно-правовых предпосылок для оперативного распространения растущего потока инноваций в масштабах содружества стран СЭВ.
Здесь многое зависит и от преобразований в области экономического механизма сотрудничества. Так, рациональное международное разделение труда в области науки и техники нельзя себе представить на современном этапе, а тем более в перспективе без его органического соединения с кооперацией в сфере производства. Последовательное решение этой проблемы зависит от многих факторов. В их числе развитие производственной и научно-технической кооперации, создание условий для расширения непосредственных (прямых) связей национальных хозяйственных организаций, для формирования совместных фирм, для объединения ресурсов социалистических стран в других формах. Эти условия включают в себя не только материальные, но и организационно-правовые предпосылки, в том числе необходимую степень унификации норм национального хозяйственного права.
Учитывая возросший научно-технический потенциал стран СЭВ и разветвленную систему их научно-технического сотрудничества, представляется целесообразным усилить научно-техническое обоснование решений, принимаемых в области специализации и кооперации производства, а также при определении объемов и структуры взаимных внешнеторговых поставок. Для этого предстоит разработать уже давно получившую признание в теоретическом плане систему практических мероприятий, обеспечивающих единство и неразрывность цикла «наука — техника — производство — тиражирование новой техники и технологий—обмен».
Например, уже сегодня, на наш взгляд, правомерна постановка вопроса об ускоренном формировании новой, достаточно самостоятельной области производственной и научно-технической кооперации — совместного внедрения получаемых по линии взаимного сотрудничества, а также в итоге НИОКР в отдельных странах результатов научных исследований в производство. При таком подходе появляется реальная возможность скорейшего освоение новшеств (в том числе в рамках совместных фирм) на основе скоординированного или совместного использования капиталовложений для совместного строительства дополнительных производственных мощностей, расширения или реконструкции существующих предприятий с ориентацией на развитие экспортного производства.
3. Укрепление материально-технической базы качественного преобразования важнейших отраслей экономики стран СЭВ. В России была принята программа применительно к экономической сфере была определена такая ключевая задача, как кардинальное повышение производительности труда с ориентацией на достижение высшего мирового уровня.
Страны СЭВ в совокупности обладают для решения этой важнейшей задачи крупнейшим научно-техническим потенциалом, развитым машиностроением. У них имеется возможность не только самостоятельно разрабатывать новую технику и технологию, но и обеспечивать их материализацию в основных фондах производственной и непроизводственной сферы, создавать тем самым предпосылки для более активного участия в международном технологическом обмене.
В то же время при укреплении материально-технической базы, необходимой для качественного преобразования важнейших отраслей экономики стран СЭВ, возникает ряд сложных задач. Первая из них — активизация многостороннего сотрудничества по авангардным направлениям технического прогресса путем разработки и реализации крупных совместных программ, проектов, приоритетов. Это, безусловно, наиболее эффективный путь международной концентрации ресурсов. В то же время возможности его использования отнюдь не беспредельны. Число крупных международных программ (даже при тщательно отлаженном механизме их осуществления) должно определяться с учетом не только ресурсных, но и управленческих возможностей обеспечения их реализации.
Возможности многостороннего сотрудничества расширяются, когда в качестве организатора реализации международной программы выступает предприятие или объединение той или иной страны, далее всего продвинувшееся в разработке или освоении новой техники и технологии. Суть этой разновидности многостороннего сотрудничества можно охарактеризовать как выполнение национальной хозяйственной организацией функции технологического интегратора — головной организации, налаживающей международную научно-производственную деятельность хозяйственных организаций заинтересованных стран.
Тут возникает вторая проблема: по ряду экономических и организационных причин эта разновидность многостороннего сотрудничества реализовывалась на практике преимущественно лишь путем ее преобразования в первую разновидность (например, посредством заключения межправительственных соглашений, генеральных соглашений по специализации и кооперации и т. п.). Она практически не стала его самостоятельной формой. Эту задачу еще предстоит решить в полном объеме.
Третья проблема связана с широким распространением (тиражированием) инноваций, имеющихся в отдельных странах. Тут может быть использован самый широкий арсенал форм сотрудничества — прямые связи, использование кредитных ресурсов для наращивания производства на соответствующих национальных предприятиях. Но и здесь в качестве обязательного условия должна выступать многосторонность сотрудничества (по крайней мере в таких областях, как унификация, стандартизация, нормализация и т. п.).
Рассмотрим в качестве иллюстрации ряд конкретных примеров решения новейших научно-технических проблем в странах СЭВ с использованием различных конкретных форм сотрудничества. Следует подчеркнуть прежде всего, что их крупнейший научно-производственный потенциал вовсе более широких масштабах используется для качественного преобразования важнейших отраслей и производств на коллективной основе. Так, в числе крупнейших многосторонний соглашений, находящихся в процессе реализации, можно назвать Соглашение о международной специализации и кооперировании производства и взаимных поставках оборудования для атомных электростанций.
Оно предусматривает строительство атомных электростанций в европейских странах — членах СЭВ. При решении этой задачи осуществляется широкое сотрудничество в области научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, создания специальных материалов, самых современных видов оборудования, строительства необходимых производственных мощностей.
Страны — участницы соглашения осуществляют, в частности, переход к освоению производства оборудования для атомных электростанций нового поколения с реакторными установками мощностью 1 млн. кВт. Все это обеспечивает выполнение программы расширения производства электроэнергии на атомных электростанциях в странах — членах СЭВ. На перспективу намечена имеющая важное народнохозяйственное значение разработка реакторных установок большой мощности на быстрых нейтронах, а также использование атомной энергии на атомных теплоэлектроцентралях и в атомных котельных.
На основе сложившейся кооперации и с учетом возможностей стран было подписано Соглашение о сотрудничестве при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблеме «Разработка реакторных установок большой мощности на быстрых нейтронах (с натриевым теплоносителем и использованием в качестве теплоносителя диссоциирующих газов) ».
Программа работ по реализации соглашения включает в себя такие темы, как разработка методов и программ для физических расчетов новых реакторов; экспериментальные и теоретические исследования теплофизики и гидродинамики активной зоны; оптимизация отдельных систем и технических решений по реакторной установке; разработка отдельных видов оборудования (парогенератор, арматура); разработка контрольно-измерительных приборов, системы автоматического регулирования, управления и защиты. Ведутся также поисковые работы по созданию опытной реакторной установки на быстрых нейтронах с диссоциирующим теплоносителем.
Соглашение о многосторонней специализации и кооперировании в разработке новых средств вычислительной техники, в соответствии с которым объем взаимных поставок этих средств возрастет примерно вдвое и достигнет 15 млрд. руб.
Россия и другие страны СЭВ намерены реализовать крупные программы, связанные с освоением новейших достижений современной науки и техники. В этих целях, в частности, Комитетом СЭВ по сотрудничеству в области плановой деятельности принят перечень координируемых на многосторонней основе проблем экономического сотрудничества и более длительный период в увязке с научно-техническим сотрудничеством. В первом (межотраслевом по своей сути) разделе перечня содержится 29 крупных согласованных проблем.
Помимо решения таких важных народнохозяйственных задач, как ресурсосбережение, совершенствование топливно-энергетического баланса, решение продовольственной проблемы, механизация погрузочно-разгрузочных работ и т. п., страны СЭВ уделяют растущее внимание переходу от ручного, дистанционного, механического управления машинами, механизмами и технологическими процессами к системам автоматического управления с помощью электроники. Они решают задачи, связанные с использованием микроэлектроники, робототехники, налаживают широкое взаимное сотрудничество в данной сфере.
продолжение
--PAGE_BREAK--