--PAGE_BREAK--- нереализованные товары (например, быстро устаревающие модели мобильных телефонов);
- товары, бывшие в употреблении (самая большая группа товаров Интернет-аукциона);
- товары, на которые следует обратить внимание потребителей (всевозможные рекламные кампании).
Рентабельность Интернет-аукциона может складываться из двух факторов: рекламных доходов: (баннерная реклама, спонсорство, привилегированное размещение лота) и доходов с оборота (размещение лота, комиссия от суммы сделки, комиссия от страхования лота и комиссия с доставки лота). Однако доходы с оборота возможны только при хорошем развитии онлайновых платежей.
Развитие Интернет-аукционов в России имеет перспективы, и подобные проекты по-прежнему сохраняют свою привлекательность для инвесторов. Учитывая уроки западных коллег, можно сделать вывод, что малый бизнес стремится к большим Интернет-аукционам, т. к. решающим фактором покупки на Интернет аукционе служит не брэнд, а цена.
Успех Интернет-проекта зависит от следующих факторов: правильно выбранная ниша, правильное позиционирование, преимущество первого игрока, профессиональная разработка, грамотное управление и администрирование, комплексный маркетинг, сотрудничество с другими Интернет-компаниями.
Россия не остается в стороне от происходящих в мире глобальных экономических процессов. Также предпринимаются более или менее удачные попытки использования Интернет в бизнесе. В русскоязычном Интернет существует не менее 10 специализированных Web-сайтов-аукционов. И несколько десятков аукционов проводятся на различных корпоративных Web-сайтах.
Интернет-аукцион является интересным маркетинговым инструментом, позволяющим определить уровень интереса к товару до начала его масштабной реализации, а также определить те ценовые уровни, на которых покупатели готовы всерьез задумываться о его приобретении. Тем не менее, доходность данного ресурса обеспечивается не за счет купли-продажи непосредственно на аукционе, а посредством оказания дополнительных услуг.
В России сфера Интернет-аукционов развивается довольно таки быстро. Интернет аукционы в России прочно завоевали своего потребителя, свое место на рынке. Теперь каждый желающий, вне зависимости от места жительства, может купить необходимый и актуальный для себя товар. Однако цена далеко не всегда радует глаз. Интернет аукционы в России хорошо решают данную проблему. Теперь можно сразу покупать необходимый товар через Интернет-аукцион, где цены устанавливают сами пользователи, продавцы и потребители.
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ
2.1 Причины и формы развития международной экономической интеграции
Экономическая интеграция (integration, от лат. integratio – восстановление) – взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию.
На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» – в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.
Если XVII – первая половина XX вв. стали эпохой формирования независимых национальных государств, то во второй половине XX в. начался обратный процесс. Эта новая тенденция сначала (с 1950-х) получила развитие только в Европе, но затем (с 1960-х) распространилась и на другие регионы. Многие страны добровольно отказываются от полного национального суверенитета и образуют интеграционные объединения с другими государствами. Главной причиной этого процесса является стремление к повышению экономической эффективности производства, и сама интеграция носит прежде всего экономический характер.
Бурный рост экономических интеграционных блоков отражает развитие международного разделения труда и международной производственной кооперации.
Международное разделение труда – это такая система организации международного производства, при которой страны, вместо того чтобы самостоятельно обеспечивать себя всеми необходимыми товарами, специализируются на изготовлении только некоторых товаров, приобретая недостающие посредством торговли. Простейшим примером может быть торговля автомобилями между Японией и США: японцы специализируются на производстве экономичных малолитражек для небогатых людей, американцы – на выпуске престижных дорогих автомашин для зажиточных. В результате и японцы и американцы выигрывают в сравнении с ситуацией, когда каждая страна производит автомобили всех разновидностей.
Международная производственная кооперация, вторая предпосылка развития интеграционных блоков, представляет собой такую форму организации производства, при которой работники разных стран совместно участвуют в одном и том же производственном процессе (или в разных процессах, связанных между собой). Так, многие комплектующие детали для американских и японских автомобилей производят в других странах, а на головных предприятиях осуществляется только сборка. По мере развития международной кооперации формируются транснациональные корпорации, организующие производство в международном масштабе и регулирующие мировой рынок.
Результатом международного разделения труда и международной производственной кооперации является развитие международного обобществления производства – интернационализация производства. Она экономически выгодна, поскольку, во-первых, позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы разных стран, а во-вторых, дает экономию на масштабе. Второй фактор в современных условиях наиболее важен. Дело в том, что высокотехнологичное производство требует высоких начальных инвестиций, которые окупятся, только если производство будет крупномасштабным, иначе высокая цена отпугнет покупателя. На рисунке 1 видно, что при малом объеме выпуска Q1, только для внутреннего рынка, товар имеет высокую себестоимость и, как следствие высокую цену; при большем объеме выпуска Q2, с использованием экспорта, себестоимость и цена значительно понижаются. Поскольку внутренние рынки большинства стран (даже таких гигантов как США) не обеспечивают достаточно высокого спроса, то требующее больших затрат высокотехнологичное производство (автомобиле- и самолетостроение, производство ЭВМ, видеомагнитофонов) становится выгодным лишь при работе не только на внутренний, но и на внешние рынки.
Рисунок 1. – Эффект экономии на масштабе.
Интернационализация производства идет одновременно и на общемировом уровне, и на уровне отдельных регионов. Для стимулирования этого объективного процесса создаются специальные наднациональные экономические организации, регулирующие мировую экономику и перехватывающие часть экономического суверенитета у национальных государств.
Интернационализация производства может развиваться по-разному. Простейшая ситуация – это когда между разными странами устанавливаются устойчивые экономические связи по принципу взаимодополнения. В этом случае каждая страна развивает свой особый набор отраслей, чтобы продавать их продукцию в значительной мере за рубеж, а затем на валютную выручку приобретать товары тех отраслей, которые лучше развиты в других странах (например, Россия специализируется на добыче и экспорте энергоресурсов, импортируя потребительские промтовары). Страны получают при этом обоюдные выгоды, но их экономика развивается несколько односторонне и сильно зависит от мирового рынка. Именно эта тенденция доминирует сейчас в мировом хозяйстве в целом: на фоне общего экономического роста увеличивается разрыв между развитыми и развивающимися странами. Главными организациями, стимулирующими и контролирующими такого рода интернационализацию в мировом масштабе, являются Всемирная торговая организация (ВТО) и международные финансовые организации как, например, Международный валютный фонд (МВФ).
Более высокая ступень интернационализации предполагает выравнивание экономических параметров стран-участниц. В международном масштабе этот процесс стремятся направлять экономические организации (например, ЮНКТАД) при Организации Объединенных Наций. Однако результаты их деятельности до сих пор выглядят довольно малозначительными. С гораздо более ощутимым эффектом подобная интернационализация развивается не на мировом, а на региональном уровне в виде создания интеграционных союзов различных групп стран.
Помимо чисто экономических причин у региональной интеграции есть и политические стимулы. Укрепление тесных экономических отношений между разными странами, сращивание национальных экономик гасит возможность их политических конфликтов и позволяет вести единую политику в отношении других стран. Например, участие Германии и Франции в ЕС ликвидировало их политическое противостояние, длившееся со времен Тридцатилетней войны, и позволило им выступать «единым фронтом» против общих соперников (в 1950–1980-х – против СССР, с 1990-х – против США). Формирование интеграционных группировок стало одной из мирных форм современного геоэкономического и геополитического соперничества.
В начале 2000-х, по данным Секретариата Всемирной торговой организации (ВТО), в мире зарегистрировано 214 региональных торговых соглашений интеграционного характера. Международные экономические интеграционные объединения есть во всех регионах земного шара, в них входят страны с самым разным уровнем развития и социально-экономическим строем. Самые крупные и активные действующие интеграционные блоки – это Европейский союз (ЕС), Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) и организация «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) в бассейне Тихого океана.
Региональная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней (Табл. 1).
Таблица 1.
Ступени развития региональной экономической интеграции
На каждой из этих ступеней устраняются определенные экономические барьеры (различия) между странами, вступившими в интеграционный союз. В результате в границах интеграционного блока складывается единое рыночное пространство, все страны-участницы выигрывают за счет повышения эффективности деятельности фирм и понижения государственных расходов на таможенный контроль.
2.2 Основные современные интеграционные группировки Европы
Исторически наиболее глубокое развитие международная экономическая интеграция получила в Западной Европе, где во второй половине XX в. постепенно создано единое экономическое пространство – «Соединенные Штаты Европы». Западноевропейское сообщество является в настоящее время самым «старым» интеграционным блоком, именно его опыт служил главным объектом для подражания другим развитым и развивающимся странам.
Для западноевропейской интеграции есть много объективных предпосылок. Страны Западной Европы имеют длительный исторический опыт развития хозяйственных связей, в результате чего произошла сравнительная унификация экономических институтов («правил игры»). Западноевропейская интеграция опиралась также на близкие культурные и религиозные традиции. Немалую роль в ее возникновении сыграли идеи единой Европы, которые были популярны еще в средневековую эпоху как отражение единства христианского мира и как память о Римской империи. Важное значение имели и итоги Первой и Второй мировых войн, которые окончательно доказали, что силовое противоборство в Западной Европе не принесет победу какой-то одной стране, а лишь приведет к общему ослаблению всего региона. Наконец, существенную роль сыграли и геополитические факторы – необходимость объединять Западную Европу для противодействия политическому влиянию с востока (со стороны СССР и восточноевропейских соцстран) и экономической конкуренции других лидеров «ядра» капиталистической мировой экономики (прежде всего, США). Этот комплекс культурно-политических предпосылок уникален, его невозможно скопировать ни в одном другом регионе планеты.
Начало западноевропейской интеграции положил подписанный в 1951 и вступивший в силу в 1953 Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В 1957 был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу в 1958. В этом же году образовалось Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, Римский договор объединил три крупные западноевропейские организации – ЕОУС, ЕЭС и Евратом. С 1993 Европейское экономическое сообщество переименовали в Европейский Союз (ЕС), отразив в изменении названия повышение степени интегрированности стран-участниц.
На первом этапе западноевропейская интеграция развивалась в рамках зоны свободной торговли. В этот период, с 1958 по 1968, в Сообщество входили только 6 стран – Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. На начальном этапе интеграции между участниками были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю, но каждая страна-участница еще сохраняла свой национальный таможенный тариф в отношении третьих стран. В этот же период началась координация внутренней экономической политики (прежде всего, в сфере сельского хозяйства).
Таблица 3. – Соотношение сил в ЕЭС и ЕАСТ
Почти одновременно с ЕЭС, с 1960, начала развиваться другая западноевропейская интеграционная группировка – Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Если в организации ЕЭС главенствующую роль играла Франция, то инициатором ЕАСТ стала Великобритания. Первоначально ЕАСТ была многочисленнее ЕЭС – в 1960 в нее входило 7 стран (Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция), позже в нее вошли еще 3 страны (Исландия, Лихтенштейн, Финляндия). Однако партнеры по ЕАСТ являлись куда более разнородными, чем участники ЕЭС (Табл. 3). Кроме того, Великобритания превосходила по экономической силе всех своих партнеров по ЕАСТ вместе взятых, в то время как ЕЭС имел три центра силы (ФРГ, Франция, Италия), и самая экономически сильная страна ЕЭС не имела абсолютного превосходства. Все это предопределило менее удачную судьбу второй западноевропейской группировки.
Второй этап западноевропейской интеграции, таможенного союза, оказался самым продолжительным – с 1968 по 1986. В этот период страны-члены интеграционной группировки ввели единые внешние таможенные тарифы для третьих стран, установив уровень ставок единого таможенного тарифа по каждой товарной позиции как среднее арифметическое национальных ставок. Сильный экономический кризис 1973–1975 несколько затормозил интеграционный процесс, но не остановил. С 1979 начала действовать Европейская валютная система.
Успехи ЕЭС сделали его центром притяжения для других западноевропейских стран (Табл. 4). Важно отметить, что большинство стран ЕАСТ (сначала Великобритания и Дания, затем Португалия, в 1995 сразу 3 страны) «переметнулись» в ЕЭС из ЕАСТ, доказав тем самым преимущества первой группировки перед второй. По существу, ЕАСТ оказался для большинства его участников своего рода стартовой площадкой для вступления в ЕЭС/ЕС.
продолжение
--PAGE_BREAK--