Информация как объект гражданских правоотношений Информация особый объект гражданских правоотношений, она обладает следующими признаками информация, являясь идеальной компонентой бытия, т.е. благом нематериальным, опосредует имущественные отношения информация является непотребляемым объектом гражданских правоотношений, который подвергается лишь моральному старению важной особенностью информации является возможность ее практически неограниченного тиражирования.
Информация как объект гражданских правоотношений обладает следующими особенностями информация - нематериальное и непотребляемое благо возможность неограниченного тиражирования информации и отсутствие монополии на информацию, кроме случаев, указанных в законе. В то же время информация не относится к объектам права собственности, т. к. на нее невозможно распространить в традиционном порядке права владения, пользования, распределения. Информация относится к объектам интеллектуальной собственности, на которые существуют
исключительные права. Данные объекты регулируются специальным законодательством. Право регулирует не процесс творчества, а создание организационных, имущественных и иных предпосылок творческой деятельности. Право устанавливает режим объектов охрану прав и интересов создателя информации юридическом оформлении процесса получения информации заключение на получение и использование информации. Право строится и функционирует на определенных принципах, выражающих его сущность и социальное назначение,
отражающих главные свойства и особенности. Принципами права должны руководствоваться все участники информационных отношений органы законодательной, исполнительной, судебной власти, организации и граждане. Соблюдение принципов может служить мерилом правового и социального характера государства, эффективности защиты информационных прав и законных интересов человека и гражданина. За последние годы сложилась практика, согласно которой при принятии основополагающих федеральных законов
в отдельных статьях либо главах формулируется законодательное понимание поименованных в данных законах принципов и понятий. Однако принципы только формирующейся отрасли информационного права, как и принципы, лежащие в основе некоторых других отраслей права, относятся к числу неформализованных правовых явлений, поскольку не существует утвержденного их перечня, равно как и легальных определений и формулировок.1 Выявление принципов информационного права задача всей правовой науки и информационного права.
Не будучи закрепленными в конкретных статьях закона, принципы информационного права должны быть выведены из анализа всей совокупности норм информационного законодательства. Следует отметить, что аналогично другим отраслям права,2 система принципов информационного права должна гармонично сочетать общеправовые принципы, на которых основана вся система права, межотраслевые принципы, свойственные нескольким отраслям, и специфические отраслевые принципы собственно информационного права.
Общеправовые принципы, присущие в том числе и информационному праву, такие, как принцип социальной справедливости и социальной свободы, принцип равенства граждан перед законом, принцип единства юридических прав и обязанностей, ответственности и законности и т.п в настоящее время подробно описаны в юридической литературе.3 В данной работе остановимся подробнее на отраслевых и межотраслевых принципах информационного права. Информация представляет собой основу не только любой профессиональной деятельности, но и основу
существования всей цивилизации, всего социального сообщества. Именно информация, накопленная тысячелетиями, структурированная и систематизированная в виде знания, позволяет осуществить процесс духовного развития человеческого общества, его научно-технический прогресс. Поэтому основополагающим принципом правового регулирования отношений в информационной сфере является принцип свободы информации. Суть данного принципа состоит в том, что естественное право человека на
информацию, составляющую основу его жизнедеятельности, должно найти свое воплощение в системе позитивного права. Сегодня принцип свободы информации закреплен в основных международных правовых документах Всеобщей декларации прав человека, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международном пакте о гражданских и политических правах, Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой
Верховным Советом РСФСР, Конституции РФ и ряде законов. Принцип свободы информации определяется следующими правами и свободами, закрепленными в Конституции РФ свобода мысли и слова ч. 1 ст. 29 свобода выражения своих мнений и убеждений ч. 3 ст. 29 право свободно искать, получать передавать, производить и распространять информацию любым законным способом ч. ст. 29 свобода массовой информации ч.
5 ст. 29 право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды ст. 42 свобода всех видов творчества ч. 1 ст. 44 право на доступ к культурным ценностям ч. 2 ст. 44. Ограничение свободы информации допустимо лишь по законным основаниям. Другим основополагающим принципом информационного права является принцип гармоничного сочетания интересов общества, личности и государства в информационной сфере.
Так, интересы личности в информационной сфере закреплены в Конституции РФ в виде основных прав и свобод и в ст. 11 Федерального закона Об информации, информатизации и защите информации. Интересы общества соблюдены введением института общероссийского национального достояния ст. 9 Федерального закона Об информации, информатизации и защите информации и институтов тайн коммерческой,
профессиональной, служебной и др Интересы государства закреплены введением института государственных информационных ресурсов ст. 7 Федерального закона Об информации, информатизации и защите информации и государственной тайны Закон РФ О государственной тайне. В связи с данным принципом уместно вспомнить о существующей в праве теоретической и практической проблеме соотношения прав личности, интересов государства и общества.4
Конечно, права наций и народов являются частью более общей проблемы прав человека. Поэтому успешное решение проблемы прав любого народа или нации первичным условием имеет решение вопроса о правах человека. В то же время права человека ни в коем случае нельзя противопоставлять интересам государства и общества, без которых они не могут быть успешно реализованы. Именно поэтому многие ученые-юристы сегодня говорят о необходимости пересмотреть принцип приоритета
прав личности над правами любой социальной общности, так как его последовательное развитие ведет к войне всех против всех.5 Таким образом, необходим разумный баланс между такими составляющими устойчивого развития всякой цивилизации, как личность, общество и государство. Это с полным основанием относится и к информационной сфере. Здесь также приоритетным направлением является поддержание гуманитарно-ориентированных процессов правовыми
методами, пресечение информационной деятельности, наносящей вред психическому и физическому здоровью людей, направленной на пропаганду насилия, растления личности, социальных и моральных основ человеческого общения.6 В связи с проблемой приоритета интересов частного и публичного хотелось бы более подробно остановиться на возможности использования в информационном праве принципов гражданского права. Вызвано это тем, что ст. 128 ГК РФ признала информацию объектом гражданских правоотношений.
Вовлечение информации в гражданский оборот породило проблему разграничения сфер правового регулирования гражданского законодательства и информационного законодательства. На наш взгляд, особенности информации как объекта правового регулирования определяют содержание различий принципов правового регулирования в гражданском и информационном праве. Так п. 1 ст. 1 ГК РФ предусматривает, что гражданское законодательство основывается на признании равенства
участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. С нашей точки зрения, данные принципы в информационным праве приобретают несколько иное содержание. Одним из фундаментальных принципов гражданского права является принцип неприкосновенности собственности.
Суть этого принципа заключается в том, что собственник имеет возможность использовать свое имущество, не опасаясь его изъятия или ограничения использования. Ни один субъект не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда ч. 3 ст. 35 Конституция РФ. Этот же принцип реализуется и информационном праве, но при этом он приобретает несколько иной характер. Ограничение использования информационных ресурсов в информационном праве, как
и в гражданском, является исключительным случаем. Однако в информационном праве применяется процедура засекречивания информационных ресурсов, составляющих государственную тайну, обусловленная исключительно публичными интересами. Так, должностные лица, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решение о засекречивании информации, находящейся в собственности организаций и граждан, если эта информация включает сведения, перечисленные в перечне сведений, отнесенных к государственной
тайне. Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти. В договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходят эти сведения, и
собственником информации должны быть предусмотрены обязательства собственника информации по ее нераспространению. Установление ограничений на использование информации в результате отнесения ее к категории конфиденциальной информации типичная черта правового режима информационных ресурсов Другой гражданско-правовой принцип, принцип свободы договора, также применим к информационной сфере. Субъекты информационного права свободны в заключении договоров с информационными ресурсами информационными
системами, они могут выбирать своего контрагента, определять условия договора и т.п. Однако в информационном праве граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обязаны представлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов ст. 8 Федерального закона Об информации, информатизации и защите информации.
Перечни представляемой в обязательном порядке документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, утверждает Правительство Российской Федерации. Федеральным законом Об обязательном экземпляре документов введен институт обязательного экземпляра документов. Согласно ст. 1 указанного закона под обязательным экземпляром документов понимаются различных видов
тиражированных документов, подлежащие передаче производителями в соответствующие организации в порядке и количестве, установленном федеральным законом. Обязательные экземпляры документов выступают в качестве ресурсной базы комплектования национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации. Таким образом, анализ применимости гражданско-правовых принципов к правовому регулированию информационных отношений позволяет сделать вывод о переносе в информационной сфере приоритета с частных
интересов на интересы публичные. Цель гражданского права заключается в том, чтобы путем регулирования имущественно-стоимостных отношений, составляющих предпосылку и результат товарообмена, регулировать сам процесс товарного оборота. Это имеет значение и для информационного права, однако данная цель не является главной. Регулирование оборотоспособности информационных ресурсов должно рассматриваться непосредственно в контексте обеспечения сбалансированных интересов личности, общества и государства в информационной
сфере. К третьему отраслевому принципу информационного права следует отнести принцип единства и дифференциации информации и материального носителя.7 Суть его состоит в том, что, с одной стороны, информация как объект правового регулирования находится в постоянной связи с конкретным материальным носителем. Следует отметить, что действующее информационное законодательство определяет не правовой режим информации вообще, а правовой режим документированной информации.
В ст. 2 Федерального закона Об информации, информатизации и защите информации законодатель определяет документированную информацию документ как зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Одной из составляющих характеристик правого режима информационных ресурсов являются нормы, устанавливающие порядок документирования информации. С другой стороны, информация не зависит от конкретного носителя, на котором она зафиксирована.
Одни и те же сведения могут быть представлены на различных носителях и при этом оставаться инвариантными им. Да и ценностью, как правило, обладает не материальный объект, на котором зафиксирована информация, а сами сведения. Все это приводит к необходимости детальной разработки в системе информационного права правового режима информации и института права на информацию. Говоря о межотраслевых принципах информационного права, следует отметить также принцип закрепления
за государством регулирующих функций в информационной сфере. Так, Конституция РФ п. 4 ст. 29 устанавливает ограничение на свободу реализации информационных процессов, вызванное отнесением информации к государственной тайне. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Право на развитие и использование информационных ресурсов должно быть реализовано таким образом, чтобы
удовлетворять потребностям в развитии нынешнего и будущего поколений. Это закреплено в конституционном праве на доступ к культурным ценностям ч. 2 ст. 44 и обязанности каждого заботится о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры ч. 3 ст. 44. Данные конституционные положения закрепляют принцип сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих национальное достояние.
Дальнейшее развитие указанные конституционные нормы получили в законах О средствах массовой информации, О библиотечном деле, О Музейном фонде Российской федерации и музеях в Российской Федерации, О национально-культурной автономии и некоторых других нормативных актах. Еще один межотраслевой принцип, который с полным основанием можно отнести к принципам информационного
права, это принцип свободы творчества, закрепленный в ст. 44 Конституции РФ. Данный принцип, принизывающий собой все авторское право, применим и к сфере создания информационных объектов, являющихся результатом творческой деятельности произведений науки, литературы, программ для ЭВМ, информационных технологий, информационных систем, баз данных и т.п Сегодня во многих странах происходит переход общества в информационную стадию развития.
Одной из целей этой новой общественной формации является информационное единство всей человеческой цивилизации. Уже сейчас с созданием глобальных информационных сетей многие проблемы, в том числе юридические, приобретают размах трансконтинентальных. Это вызывает необходимость согласования действий в области выработки норм и стандартов, регулирующих отношения государств, общественных организаций и граждан в глобальных информационных процессах и структурах на основе принципа гармонизации национального информационного
законодательства с законодательством зарубежных государств. Одним из проявлений данного принципа является участие Российской Федерации в международных договорах по проблемам создания и развития международного информационного пространства. Так, 22 июля 2000 г. в Окинаве Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция и Япония приняли
Хартию Глобального информационного общества.8 В этой Хартии устанавливаются основные принципы вхождения государств в такое общество, и провозглашаются основные положения, которые страны восьмерки будут согласованно применять, а все остальные страны мира могут применять. Цель такого сотрудничества заключается в том, чтобы уменьшить разрыв в уровне использования современной информационной техники и технологий и, как следствие, уменьшить разрыв в уровне жизни и
в большей степени удовлетворить потребности большинства народов мира. В связи с этим на правительствах лежит задача создания предсказуемой, транспарентной и недискриминационной политики и нормативной базы, необходимой для информационного общества. Усилия международного сообщества, направленные на развитие глобального информационного общества, должны сопровождаться согласованными действиями по созданию безопасного и свободного от преступности мирового
информационного пространства. Как уже отмечалось, информация составляет основу духовного и профессионального развития человека. Трудно переоценить ее значение в жизни каждого человека, общества и государства. Поэтому вопросы управления государственными информационными ресурсами решаются успешнее всего при участии в этом процессе всех заинтересованных граждан. Государство должно способствовать большей информированности общественности и ее участию в процессе принятия решений по вопросам управления информационными ресурсами.
Должен быть обеспечен эффективный доступ к юридическим механизмам, включая возмещение ущерба и возможность судебной защиты. Это проявляется в создании правовых условий для вовлечения граждан и общественных объединений в процесс принятия значимых решений в информационной сфере и реализации в законодательстве принципа демократизации информационного права. Система принципов информационного права будет развиваться с совершенствованием и уточнением норм информационного права. Сегодня на том начальном этапе становления, на котором находится
информационное право, знание основных принципов позволяет правильно толковать и применять на практике отдельные нормы информационного законодательства и решать вопросы, на которые нет прямого ответа в действующем законодательстве. Интеллектуальная собственность Особым объектом права является интеллектуальная собственность гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг фирменное
наименование, товарный знак, знак обслуживания. Эти права на результаты творческой деятельности человека и средств индивидуализации регулируются специальным законодательством. Объекты интеллектуальной собственности могут использоваться третьими лицами только с согласия правообладателя. К объектам интеллектуальной собственности относятся результаты духовного творчества людей и поэтому они непосредственно не связаны с правом собственности на материальный объект, в котором выражены.
Результаты интеллектуальной деятельности, как и приравненные к ним в правовом режиме средства индивидуализации товаров и их изготовителей, относятся к категории нематериальных объектов. Духовная природа таких объектов обусловливает основные особенности правового регулирования отношений, связанных с использованием и защитой исключительных прав. К этим отношениям неприменимы нормы о праве собственности, относящиеся к вещным правам.
Частным случаем интеллектуальной собственности является промышленная собственность. К ней относится изобретения, полезные модели, промышленные образцы, фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания. Имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на промышленной собственности, регулируются патентным законом России от 23 сентября 1992 года и Законом О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест
происхождения товаров от 23 сентября 1992 года. Результаты интеллектуальной деятельности, как блага нематериальные, могут рассматриваться в качестве определнного вида информационных ресурсов. Таким образом, информацию можно назвать новым объектом гражданского права ст. 139 ГК РФ. В широком смысле под информацией понимается совокупность определенных сведений и данных об окружающем мире. Однако гражданско-правовому регулированию подлежит не всякая информация, а лишь
та, которая обладает действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности ее третьим лицам и отсутствия свободного доступа к ней на законных основаниях и владелец которой принимает меры к сохранению ее конфиденциальности. Таким образом, Гражданский кодекс предусматривает защиту заинтересованных лиц от разглашения принадлежащей им информации без соответствующего разрешения. Гражданское право охраняет информацию, представляющую собой служебную
или коммерческую тайну, поэтому разглашение ее против воли предпринимателя влечет за собой для лиц, допустивших ее разглашение, а также незаконными методами получивших ее, обязанность возместить причиненные этим убытки. В современном мире информация выступает в качестве особого объекта договорных отношений, связанных с е сбором, хранением, поиском, переработкой, распространением и использованием в различных сферах человеческой деятельности. Наряду с результатами творческой деятельности объектами гражданских
правоотношений выступают результаты иных действий. Так, предметом договора подряда является результат работы подрядчика, который он должен передать заказчику. В подряде и иных договорах подрядного типа результат приобретает вещную форму, т.е. материализуется в созданных, отремонтированных, переработанных вещах. Эти результаты могут быть отделены от самих действий, вследствие чего они рассматриваются в качестве
самостоятельных объектов гражданских правоотношений.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |