--PAGE_BREAK-- Необходимы ограничения на вывоз капитала за рубеж и возможность оставлять в заграничных банках на счетах российских юридических и физических лиц ценовой разницы экспортируемых по заниженным ценам и импортируемых по завышенным ценам товаров и услуг, проекты которых должен подготовить Центральный банк Российской Федерации. Для действенности принимаемых мер целесообразно ввести дополнительные статьи в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающие, наряду со штрафными санкциями. уголовную ответственность должностных и частных лиц за нарушение закона.
В связи с предоставлением налоговых льгот инвесторам необходимо внести дополнения в налоговое законодательство и нормативные документы, регулирующие отношения налогоплательщика с налоговыми органами, установить порядок рассмотрения апелляций для защиты налогоплательщика. Будет принят налоговый кодекс, регламентирующий процессуальные отношения при налоговых проверках, поскольку современная практика регулирования приводит к спорам об обоснованности и предметах санкций со стороны налоговых органов.
В действующее законодательство для улучшения ситуации с регистрацией акционеров вероятно введут понятие — номинальный держатель ценных бумаг. В Российской Федерации будет осуществляться программа гарантийной подписи, возлагающей на брокеров ответственность за проверку личности своих клиентов, будут утверждены стандарты ведения реестра акционеров.
Среди основополагающих законопроектов в области международного инвестиционного сотрудничества разработаны проекты федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “Об иностранных инвестициях в РСФСР”, “О свободных экономических зонах”, “О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами” и “О соглашениях о разделе продукции”.
При разработке указанных законопроектов предусматривались следующие принципы:
а) необходимость активизации инвестиционного процесса как главного фактора стабильного развития экономики;
б) содействие вхождению российской экономики в мировую хозяйственную систему через производственно-инвестиционное сотрудничество;
в) предоставление концессий отечественным и иностранным инвесторам по итогам конкурсов и аукционов;
г) обеспечение национальной безопасности при допуске иностранного капитала в экономику России.
Указанные проекты федеральных законов находятся на рассмотрении в Государственной Думе, при этом проект федерального закона “О соглашениях о разделе продукции принят Государственной Думой и направлен на рассмотрение в Совет Федерации Федерального собрания.
Неотложные вопросы создания экономических условий активизации отечественных и иностранных инвестиций в 1995 — 1997 годах решаются подготавливаемых указах Президента Российской Федерации.
В настоящее время подготавливается проект указа Президента Российской Федерации “Об использовании амортизации для инвестиционного обеспечения структурной перестройки экономики”.
Сохраняет актуальность проблема страховой защиты имущественных интересов отечественных и иностранных инвесторов в Российской Федерации. Необходимо определить общие принципы страхования инвестиций:
· перечень страховых случаев невозврата целевых средств в зависимости от причин, повлекших за собой невозможность их возврата, при наступлении которых страховщик обязан возместить инвестору нанесенный его интересам ущерб;
· размеры страхового взноса;
· порядок заключения страховых договоров;
· круг прав и обязанностей сторон в течение действия договора и при наступлении страхового случая.
Должно быть также предусмотрено участие государства в деятельности страховых учреждений.
Определенный интерес представляют постановления Правительства Российской Федерации, в которых определены мероприятия по проведению инвестиционной политики, подготавливаются именно для реализации Закона “О залоге” в части регламентации процедур оценки реальной стоимости собственности и передачи новому владельцу, в том числе иностранному инвестору, в случае неисполнения заемщиком принятых на себя обязательств.
В 1996 году для подготовки постановления Правительства Российской Федерации намечается предоставить предложения по совершенствованию рынка ценных бумаг, регистрационной депозитарной деятельности. В настоящее время Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации совместно с некоторыми российскими банками и брокерскими фирмами осуществляет работу по созданию депозитарно-клиринговой компании. Эта организация будет отвечать за отработку операций с ценными бумагами, контроль за осуществлением расчетов по сделкам купли-продажи ценных бумаг, а также ответственное их хранение. Эффективная и надежная деятельность компании будет одним из факторов привлечения иностранных инвесторов на российский рынок. Предусматривается утвердить также стандарты депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг.
Если затронуть вопрос о мобилизации внутренних инвестиций, то в постановлении правительства Российской Федерации от 23 мая 1994 года “О привлечении внебюджетных инвестиций” одобрено предложение Минэкономики России и Минфина России о создании инвестиционного финансового консорциума, участникам которого — коммерческим и инвестиционным банкам — разрешен выпуск гарантированных государством ценных бумаг для финансирования инвестиционных проектов. Подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации об условиях предоставления государственных гарантий под выпуск ценных бумаг частным инвесторам, что будет способствовать росту доверия населения к этим ценным бумагам.
В целях же более активного использования иностранного капитала необходимо выделение приоритетных направлений, вложения в которые должны поощряться. Предусматривается утвердить постановлением Правительства Российской Федерации конкретный перечень приоритетных отраслей и производств. Стимулы и мероприятия по привлечению капитала могут быть дифференцированны исходя из специфики отраслей и видов деятельности, их экспортного потенциала.
В соответствии с мировой практикой должны быть также установлены ограничения при размещении иностранных инвестиций на территории Российской Федерации как страны, принимающей иностранный капитал. Необходимо разработать перечни отраслей и регионов, закрытых для иностранных инвестиций или таких, где их деятельность ограничивается, и утвердить их в законодательном порядке.
Создание инвестиционного поля на котором протекает процесс усиливает актуальность принятия необходимого числа подзаконных актов, дающих более детальные разъяснения и толкования действующих законов.
До конца 1995 года представляется необходимым подготовить и утвердить шесть организационно-методических материалов. Важное значение имеет определение до принятия налогового кодекса порядка подачи апелляций налогоплательщиков и быстрого разрешения споров, на чем особенно настаивают иностранные инвесторы.
Обязательным для российской практики должно стать выполнение условий, предусмотренных в заключенных и намечаемых к подписанию международных договоров в части, относящейся к привлечению иностранных инвестиций в Россию (Договор к Европейской энергетической хартии, Генеральное соглашение о торговле и тарифах Всемирной торговой организации, связанные с ними документы, относящиеся к торговым аспектам инвестиционных мер, соглашения с Европейским сообществом о партнерстве и сотрудничестве, соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, соглашения об избежании двойного налогообложения и другие).
Таким образом, в стране имеется правовая база для иностранных капиталовложений. Однако, сегодняшнее неблагополучие в области привлечения иностранных инвестиций свидетельствует, что ряд юридических норм все еще нуждается в определенной коррекции, то есть необходимо частичное обновление законодательной базы с тем, чтобы она отвечала современным экономическим требованиям.
2.2. Действия правительства по обновлению законодательства, направленные на расширение источников иностранных инвестиций Современная ситуация в инвестиционной сфере создает условия для поиска путей обновления законодательства по иностранным инвестициям (и в первую очередь основной юридической нормы в данной сфере — Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 19 июня 1995 г.)). Здесь существуют два различных варианта дальнейшего развития:
1. Строительство национального режима, то есть равные — прежде всего налоговые — возможности для российских и иностранных предпринимателей.
2. Создание привлекательных для инвесторов из-за рубежа условий.
Сергей Глазьев, предложивший одну из версий новой редакции закона об иностранных инвестициях, оставляет иностранным инвесторам только тарифные льготы при ввозе товаров (кроме подакцизных) в счет вклада в уставный капитал на срок не более года и снятие каких-либо количественных ограничений при вывозе продукции собственного производства. Более того, в перечень отраслей, где могут применяться ограничения на деятельность иностранных инвесторов Глазьев включил, например, нефтедобычу. Потому в случае принятия его варианта закона инвестиционный рейтинг России явно не повысится, а важность притока иностранных инвестиционных ресурсов для страны нельзя отрицать.
Но если встать на противоположную позицию алгоритм привлечения инвесторов сразу не проясняется. Ясно, что льготы под отдельные проекты — путь возможный, но приводящий не столько к притоку инвестиций, сколько к возможности коррупции в сфере распределения льгот. Поэтому необходимо найти вариант вполне адресный, но не индивидуальный. Кроме того, представление налоговых льгот требует внесения изменений в соответствующие законодательные акты, что отдаляет время введения закона в силу и усложняет процесс его принятия. В тарифном регулировании действует также антильготный закон.
У этой непростой задачи вес же можно найти решение:
1. Обеспечение общей для всех иностранных инвесторов стабильности законодательства за счет легализации временной оговорки — то есть срока, в течение которого иностранные инвесторы пользуются иммунитетом по отношению к могущим нанести им материальный ущерб актам российских властей.
2. Создание системы привлечения инвестиций для крупных, прежде всего сборочных производств. Под этим подразумеваются преференциальные ввозные пошлины на готовую продукцию фирм, реализующих проекты общей стоимостью не менее $100 млн. при собственном вкладе в российское производство не менее $10 млн.
3. Легализация разделения продукции, прежде всего для проектов в добывающих отраслях.
Рассмотрим третий пункт. Он связан в первую очередь с законом “О соглашениями о разделе продукции”. Отношение к данному закону во многом определяет общую готовность к массированному привлечению иностранных инвестиций, но при первом голосовании 10 октября в Государственной думе указанный законопроект не прошел, хотя сохранилась возможность для проведения повторного голосования. Кроме того, в 1995 были ликвидированы все тарифные льготы по вывозу нефти, а в 13 октября запрещен беспошлинный вывоз нефти даже добывающим ее СП. Поэтому главный нефтяной компонент российской привлекательности для иностранных инвесторов пока не востребован.
Таким образом, серьезные изменения в области законодательства, регулирующей взаимоотношения с иностранными инвесторами давно назрели. И сейчас предложены три варианта поправок к закону “Об иностранных инвестициях в РСФСР”. Первый из них — версия Глазьева — зарубежным инвесторам не дает практически никаких новых привилегий, а следовательно, к повышению инвестиционной активности не приведет. Правительственный вариант является наиболее продуманным с юридической точки зрения. Его разработчики параллельно предлагают и внесение необходимых изменений в законы “О налоге на прибыль”, “О НДС”, “О таможенном тарифе”.
Но только проект, подготовленный депутатами Мельниковым и Михайловым из фракции “Яблоко” содержит четко прописанную временную оговорку. Между тем для иностранных инвесторов основной смысл обновления закона состоит именно в обеспечении гарантий стабильности экономического законодательства России. Теперь свое решение должна принять согласительная комиссия Государственной думы (см. приложение 2).
3. Основные меры, принимаемые с целью привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации 3.1. Создание благоприятного инвестиционного климата Обязательным условием роста капитальных вложений является наличие в российской экономике благоприятного инвестиционного климата.
В 1994 — 1995 годах Правительтством Российской Федерации были предприняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов. В их числе снижение темпов инфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость и спецналога на импортируемое технологическое оборудование и запасные части к нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте, полученных от иностранных банков и кредитных учреждений. Отменено ограничение количества расчетных (текущих) и бюджетных счетов предприятий, учреждений, организаций в банках или иных кредитных учреждениях. Решен вопрос учета суммы курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курса рубля к иностранным валютам, при определении предприятием налогооблагаемой прибыли. Принято решение об отмене с 1 января 1996 года налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда.
В 1995 — 1997 годах решающее значение приобретает улучшение макроэкономической конъюнктуры в результате подавления инфляции и, как следствие, снижение процентной ставки долгосрочного кредита для инвестиционных целей.
Действующие законодательные акты в области налоговой политики предоставляют ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий и организаций в части финансирования капитального строительства. В ближайшие годы необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот, сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах-конкурентах России на рынке инвестиционных капиталов.
Решение проблемы стимулирования инвестиций в российскую экономику во многом зависит от становления российского рынка ценных бумаг, развитие которого будет осуществляться по мере преодоления инфляционных процессов в и стабилизации производства.
На инвестиционную активность в значительной мере влияет спрос на акции приватизированных предприятий. Рост курса этих акций в последнее характерен для акционерных обществ-монополистов, функционирующих в таких отраслях как нефтяная промышленность, энергетика, связь.
Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когда значительная часть российских предприятий приватизирована, неизбежно будет идти преимущественно путем продажи иностранному инвестору акций российских акционерных обществ, владеющих предприятиями.
В обеспечение благоприятного инвестиционного климата существенное значение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по привлечению отечественных и иностранных инвестиций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют благоприятный инвестиционный климат регионов по средством организации выставок и участия в федеральных и международных выставках инвестиционных проектов, осуществления рекламно-информационной кампании в печатных изданиях.
Так, Министерство экономики Российской Федерации уже разработало совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованными органами государственной власти план мероприятий по вопроса м привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов РФ. Данный документ охватывает все направления региональной инвестиционной политики и предусматривает конкретные меры, направленные на привлечение иностранных инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации.
Инвестиционное сотрудничество России со странами ближнего зарубежья служит одним из основных средств стабилизации дальнейшего развития экономики каждой страны. Последнее не может осуществляться успешно без согласованной экономической политики, учитывающей специализацию, кооперацию и производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам.
продолжение
--PAGE_BREAK-- Привлечение капитала из государств-участников Содружества Независимых Государств должно осуществляться путем совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, международного финансового лизинга, создания договорных совместных организаций типа консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности. Необходимо также создать условия для привлечения частных российских инвесторов в производственные объекты государств-участников СНГ в продукции которых заинтересована Россия. В этой связи целесообразно разработать совместно со странами Содружества Независимых государств механизм инвестиционного сотрудничества и перехода на совместное финансовое обеспечение.
В целях активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику России, обеспечения проведения последовательной работы и скоординированной государственной политики в этой области Правительство РФ приняло постановление “Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации” от 29 сентября 1994 г.
Обеспечению благоприятного инвестиционного климата служит применение национального режима к иностранным инвесторам.
До последнего времени основной формой участия иностранного капитала в виде прямых инвестиций было создание совместных предприятий. Несмотря на значительное число зарегистрированных предприятий такого типа, размеры привлеченных им зарубежных инвестиций невелики, а их роль в экономике незначительна.
Необходимо совершенствовать способы определения доли российских инвесторов в уставных капиталах совместных предприятий, разработать методики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых в качестве российской части уставных фондов коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
Следует активнее стремиться к привлечению иностранных финансовых ресурсов в форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливают прямой зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний.
Одной из форм иностранных кредитов являются целевые банковские вклады для кредитования развития российских предприятий с условием возврата кредита поставками продукции (компенсационные соглашения).
Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнер поставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен на встречные поставки сырья, полуфабрикатов, производимых на поставленном оборудовании.
Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику является стимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежных банках, и формирования условий для предотвращения дальнейшей утечки капиталов из России.
Для привлечения иностранных инвесторов к деятельности на конкретных территориях следует использовать механизм создания свободных экономических зон.
3.2. Снижение трансанкционных издержек инвесторов Наряду с созданием организационно-правовых условий и государственной поддержкой комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций должна включать меры по снижению издержек инвестора, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этой связи развивается информационная инфраструктура инвестиционного рынка, осуществляется регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечивается защита собственности и личности инвестора от криминальной сферы.
Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений.
В отношении защиты собственности инвесторов желательно разработать единый порядок определения размеров ущерба, причиняемого, в частности, растратами и хищениями, а также недобросовестной конкуренцией.
Необходимо совершенствовать работу международного коммерческого арбитражного суда, третейского суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов следует разработать специальные государственные программы предупреждения преступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России с повышенным уровнем правонарушений.
Под эти цели необходимо предусмотреть материально-техническое, информационное и организационное укрепление соответствующих оперативных служб, следственных органов и судов.
В части информационного обеспечения инвестиционной деятельности представляется необходимым содействие государства действующим и создаваемым коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес-планов, проектным институтам. Конкретными задачами информационного обеспечения инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка и актуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах развития экономики и отдельных отраслей, о планах предприятий, продаже акций, конверсии производства. С целью обеспечения эффективного информационно- консультативного взаимодействия потенциальных иностранных инвесторов с российскими организациями и создания привлекательного образа России на мировых рынках капитала принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1995 г. “О Российском центре содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономике Российской Федерации”.
По инициативе Правительства Российской Федерации создана качественно новая структура — Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах. Его основная задача — обеспечение постоянного диалог между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, созданию привлекательного образа России как страны, принимающей инвестиции.
Для развития экономики России и продвижения частных иностранных прямых инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и другими.
При реализации широкой программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций необходима также организация мониторинга программы и оперативной корректировки состава мероприятий.
Заключение Общий объем инвестиций в 1995 году оценивается в 210-230 трлн. рублей или соответственно темп 82-83% к 1994 году (см. приложение 6). В 1996 году, по прогнозам экспертов, объем инвестиций составит 310-380 трлн. рублей, то есть процесс инвестиционной деятельности приближается к стабилизации и возможному росту инвестиций. Темп роста инвестиций составит по первому варианту 104, а по наименее благоприятному — 97% к уровню 1995 года. В объекты производственного назначения предполагается вложить 170-200 трлн. рублей (70% составляют инвестиции предприятий), по капитальным вложениям на развитие непроизводственной сферы прогнозируется на 1996 год рост к уровню 1995 года 105-101% (см. приложение 5). При этом сохранятся тенденции к повышению их доли до 45-47% общего объема капитальных вложений на развитие экономики[5].
Происходят существенные изменения в структуре источников финансовых капитальных вложений, повышается доля средств негосударственного сектора экономики. Однако, в решении задач стабилизации экономического положения главная роль остается по-прежнему за государственными инвестициями.
Так, по ряду важнейших направлений государство вынуждено выступать в виде инициатора инвестиционного процесса:
· поддерживать эффективные направления будущего развития в промышленном секторе, сохранять поддержку АПК, инвестировать в обеспечение безопасности функционирования технических систем;
· поддерживать и развивать социальную сферу, обеспечивая выполнение принятых решений по обустройству военнослужащих, ликвидация последствий экологических бедствий и других направлений социального развития;
· заканчивать строительство объектов, которые не удалось продать или приватизировать в связи с их незавершенностью.
Учитывая ограниченность бюджетных ресурсов, определенное снижение динамики макроэкономических показателей на данном этапе формирования бюджета на Федеральную инвестиционную программу возможно будет выделено 27,7 трлн. рублей, из которых около 60% приходится на социальную сферу.
Значительное воздействие на развитие экономики могут оказать иностранные инвестиции. При достижении макроэкономической стабильности, активизации международного инвестиционного сотрудничества возможно ожидать увеличение притока иностранных инвестиций в развитие экономики. Так, если в 1995 году иностранные инвестиции оцениваются в на уровне 1 млрд. долларов, то в 1996 году общий объем иностранных инвестиций при снижении инвестиционных рисков может повысится до 3-4 млрд. долларов, хотя и этого пока недостаточно.
Например, по оценке премьер министра России В. Черномырдина, потребность страны в зарубежных инвестиционных средствах составляет 10-12 млрд. долларов в год.
Сдерживающим фактором здесь является инвестиционный климат, который продолжает оставаться неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности, высокого уровня криминогенности в предпринимательской деятельности, наличия очагов военных конфликтов, что вынуждает западных инвесторов проводить осторожную и выжидательную политику в области инвестиционного сотрудничества с Российской Федерации.
Значительно ухудшило российский авторитет как страны, принимающей иностранный капитал, принятие федерального Закона “О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности, который отменил все ранее предоставленные иностранным инвесторам льготы, за исключением предусмотренных законами Российской Федерации “О таможенном тарифе”, “О налоге на добавленную стоимость”, “Об акцизах” и Таможенным кодексом РФ.
Названные проблемы перевешивают такие черты России, как богатые природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший производственный аппарат, наличие дешевой и квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал.
Следовательно, необходимы дополнительные меры, по снижению воздействия негативных факторов на состояние инвестиционного климата в России. Среди которых в качестве первоочередных выделю:
1. Достижение национального согласия между различными социальными группами, политическими партиями по поводу решения общенациональной проблемы выхода России из экономического кризиса.
2. Выравнивание экономических показателей и борьба с инфляцией.
3. Внимательная разработка правовой базы инвестирования.
4. Радикализация борьбы с преступностью.
5. Создание конкретного механизма предоставления налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с целью компенсации убытков по замедлению оборота капитала по сравнению с другими оборотам их деятельности.
6. Формирование общего рынка республик Союза со свободным перемещением капитала, товаров и рабочей силы.
Данные меры не абсолютны, но они, на мой взгляд, могут сыграть положительную роль в становлении отечественной экономики.
В заключение отмечу, что инвестиции внутренние и внешние представляют собой сложный многоступенчатый механизм, способный в громадной степени увеличить экономический потенциал государства, поэтому успех, достигнутый в данной сфере, во моногом предопределит реализацию всей реформы в целом.
Приложения Приложение 1.
Преречень законодательных актов, регулирующих взаимоотношения в области иностранных инвестиций
Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г. (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 19 июня 1995 г.)
Указ Президента РФ от 27 сентября 1993 г. N 1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями»
Указ Президента РФ от 25 января 1995 г. N 73 «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1994 г. N 1108 «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 февраля 1995 г.)
Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1199 «О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности, в том числе осуществляемой с привлечением иностранных кредитов»
Указ Президента РФ от 24 ноября 1994 г. N 2108 «О дополнительных мерах по стимулированию развития производства, в том числе с привлечением иностранных кредитов»
Постановление Правительства РФ от 19 марта 1992 г. N 173 «О порядке организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов» (с изм. и доп. от 27 декабря 1994 г.)
Постановление СМ РФ от 16 октября 1993 г. N 1060 «Об организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов» (с изм. и доп. от 27 декабря 1994 г.)
Указ Президента РФ от 26 февраля 1993 г. N 282 «О создании Международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в Российской Федерации от некоммерческих рисков»
Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г.
Указ Президента РФ от 26 октября 1992 г.N 1302 «О Российско-Американском инвестиционном банке»
Условия открытия банков с участием иностранных инвестиций на территории Российской Федерации (утв. ЦБР 8 апреля 1993 г. N 14)
Письмо ГТК РФ от 20 мая 1993 N 01-13/4730 «О государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями»
Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1992 г. N 848 «Об использовании иностранных кредитов, предоставляемых Российской Федерации на основании межправительственных соглашений, и о порядке расчетов по ним»
Постановление Президиума ВС РФ от 2 марта 1992 г. N 2426-1 «О Международном банке экономического сотрудничества и Международном инвестиционном банке»
Приложение 2.
Три версии новой редакции закона об иностранных инвестициях
Версия
Преференции иностранным инвесторам
Оговорка по действию нормы во времени
Тарифные льготы
Версия депутатов Мельникова и Михайлова (“Яблоко”)
Законами России устанавливаются приоритетные отрасли экономики, отдельные территории, а также проекты федерального значения, в отношении которых вводятся преференциальные условия привлечения иностранных инвестиций.
Запрещается введение преференций и ограничений на осуществление иностранных инвестиций по признаку страны местонахождения иностранного инвестора.
В случае, если появляется закон, ухудшающий условия инвестирования предприятия в уставном капитале которого иностранные инвестиции составляют более 30% суммы и не менее суммы, эквивалентной $250 тыс., то в течение 5 лет с момента вступления его в силу применяется закон, действовавший на момент регистрации предприятия.
Имущество, ввозимое на территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранных инвесторов в уставной капитал предприятия с иностранными инвестициями в пределах сроков. установленных его учредительными документами, но не более одного года, освобождается от уплаты таможенной пошлины и налогов, взимаемых таможенными органами (на подакцизные товары данная льгота не распространяется).
Товары, ввозимые предприятиями с иностранными инвестициями для обеспечения собственного производства, освобождаются от пошлин и налогов, взимаемых таможенными органами сроком на пять лет. если подобные товары требуемого качества или технического уровня не выпускаются в России; в противном случае этот срок составляет 2 года.
Продукция собственного производства, вывозимая предприятием с иностранными инвестициями освобождается от уплаты пошли и налогов, взимаемых таможенными органами.
Правительственная версия
Предусматриваются преференции по уплате налога на прибыль: в приоритетных отраслях на предприятия с иностранными инвестициями распространяется режим налогообложения прибыли малых предприятий; соответствующее изменение предлагается внести в законе о налоге на прибыль. Есть льготы и по уплате НДС.
Нет продления действия закона.
Тарифные и налоговые льготы, зафиксированные в проектах изменения соответствующих законов. “О налоге на добавленную стоимость”: от НДС освобождается вклад в уставный капитал (кроме подакцизных товаров) на срок, предусмотренный учредительными документами, оборудование и материалы для производственных нужд (кроме подакцизных товаров) в приоритетных отраслях и проектах на срок не более 5 лет. В случае отчуждения ввезенного на льготных условиях оборудования и материалов или ликвидации предприятия выплачивается вся сумма налога.
“О таможенном тарифе”: вклад в уставный капитал освобождается от ввозных пошлин на срок не более одного года, оборудование и материалы для производственных нужд в приоритетных отраслях или проектах освобождаются на срок не более 5 лет.
Вводятся также преференциальные ввозные пошлины (аналогичные проекту Mars).
Версия депутата Глазьева
Акцентируется национальный режим иностранных инвестиций. Проект содержит перечень отраслей производств, в отношении которых вводятся ограничения на привлечение иностранных инвестиций, в том числе: добыча и транспортировка нефти, производство и торговля необработанной древесиной, добыча и переработка цветных и редкоземельных металлов, лов рыбы и торговля рыбой и морепродуктами.
Нет продления действия закона.
Вклад в уставный капитал (кроме подакцизных товаров) освобождается на один год от уплаты пошлин и НДС. В случае отчуждения ввезенного на льготных условиях имущества в течение 3 лет платежи производятся в полном объеме с начислением процентов по ставкам рефинансирования ЦБ.
Экспорт продукции собственного производства СП с не менее чем 30% иностранных инвестиций и не менее суммы, эквивалентной $100 тыс., осуществляется без каких-либо количественных ограничений, кроме международных обязательств Росси.
продолжение
--PAGE_BREAK--