Реферат по предмету "Мировая экономика"


Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства

--PAGE_BREAK--Рис. 1. Бюджетная система РФ


Бюджетное устройство любой страны определяется ее государственным (административно-территориальным) устройством.

Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

1)                федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных          фондов;

2)                бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов)      и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3)                местных бюджетов.

В настоящее время бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, десять окружных бюджетом, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Консолидированный бюджет РФпредставляет собой свод республиканского бюджета РФ и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований. Этот бюджет используется для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований. Консолидированный бюджет РФ не утверждается законодательным органом власти. Советы министров республик составе РФ, исполнительные органы субъектов Федерации также составляют консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов соответствующих территорий.

Следует отметить, что в состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В соответствии с законом о федеральном бюджете выделены следующие целевые бюджетные фонды:

Федеральный дорожный фонд РФ;

Фонд развития таможенной системы РФ;

Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

Фонд развития Федеральной пограничной службы РФ;

Фонд Министерства РФ по атомной энергии;

Федеральный фонд Государственной налоговой службы РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ;

Федеральный экологический фонд РФ;

Фонд восстановления и охраны водных ресурсов;

Государственный фонд борьбы с преступностью.

Целевые бюджетные фонды гарантируют с большей надежностью их использование по назначению.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Кроме федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды, субъектов РФ обязательного медицинского страхования). Средства этих фондов по экономическому содержанию и направленности их использования мало чем отличаются от бюджетных средств. До 1991 г. они входили в состав государственного бюджета, в настоящее время имеется тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет. Так, в 1999 г. в бюджет включены средства внебюджетного Федерального дорожного фонда РФ.

Итак, бюджетная система современной России состоит из трех звеньев: Федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (Бюджетный кодекс РФ, принятый в 1998г. и вступивший в силу с 1 января 2000г.).

Принципы функционирования бюджетной системы РФ.

Функционирование бюджетной системы Российской Федерации основано на следующих основополагающих принципах:

1)                единство бюджетной системы;

2)                разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной        системы;

3)                самостоятельность бюджетов разных уровней;

4)                полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5)                сбалансированность бюджета;

6)                эффективность и экономность использования бюджетных средств;

7)                общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

8)                гласность;

9)                достоверность бюджета;

10) адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

1. Принцип единства бюджетной системы– это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системыРоссийской Федерации означает закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3.Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов, который означает:

 1) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

 2) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

 4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

 5) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

 6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондовпредполагает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

5. Принцип сбалансированности бюджетаозначает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т. е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средствпредполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего покрытия расходовозначает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

8. Принцип гласностипредполагает:

 1) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

 2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

9. Принцип достоверности бюджета– это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средствозначает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Вывод.Следует обратить внимание, что из всех перечисленных принципов только принцип единства, самостоятельности и разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы можно отнести собственно к принципам построения бюджетной системы. Однако именно они определяют бюджетную систему как единое целое. Остальные принципы, при всей их важности, в большей степени определяют бюджетный процесс.
1.3 Федеральный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства
Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. В Конституции РФ (ст. 71) зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовкой высококвалифицированных специалистов.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы» и Налоговым кодексом Российской Федерации наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

Вывод.Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы рентабельных отраслей перераспределяются в отраслях с низкой рентабельностью. Финансируя за счет бюджетного фонда содержание учреждений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и административными территориями.


Глава 2. Анализ федерального бюджета РФ
Доходы федерального бюджета.В соответствие с бюджетным кодексом РФ, доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

 Все доходы государства от способа из извлечения могут быть объединены в 2 группы:

-                     налоги и другие обязательные платежи;

-                     прочие доходы.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) таможенные пошлины, таможенные сборы и иные тамо­женные платежи;

3) государственная пошлина в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации.

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) доходы от использования имущества, находящегося в го­сударственной собственности, доходы от платных услуг, оказы­ваемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

2) доходы от продажи имущества, находящегося в государст­венной собственности, – в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

3) часть прибыли унитарных предприятий, созданных Рос­сийской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых Прави­тельством РФ;

4) прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами;

5) доходы от внешнеэкономической деятельности;

6) доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Расходы федерального бюджета.Под расходами бюджета понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы госбюджета – это экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы бюджета тесно связаны с функциями государства. У каждого государства есть 4 первоочередные функции: экономическая, социальная, управления, военная. Поэтому и в расходах бюджета основное место занимают 4 группы: экономического назначения (на финансирование НХ), расходы на социально-культурные мероприятия – финансирование отраслей, обслуживающих население, в основном, путем предоставления бесплатных услуг (здравоохранение, образование, расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения; расходы на управление – связаны с финансированием органов исполнительной и законодательной власти, осуществляющих управление страной. В условиях государственного кредита есть и расходы на обслуживание государственного долга; военные расходы.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

-                     обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

-                     функционирование федеральной судебной системы;

-                     осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

-                     национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

-                     фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

-                     и т. д.

На последнем пленарном заседании 06.07.2007 Госдума впервые в законодательной практике приняла в третьем, окончательном чтении, проект федерального бюджета на 2008-2010 годы. (см. приложение [1] ) Принятый трехлетний бюджет — это первый в истории страны основной финансовый документ, рассчитанный на среднесрочную перспективу в три года. Помимо этого, впервые в законодательной практики России депутаты Госдумы рассматривали бюджет только в трех чтениях — ранее для утверждения требовалось четыре чтения.

Главной особенностью трехлетнего бюджета является сближение уровня доходов и расходов. Профицит бюджета будет последовательно уменьшаться. В соответствии с законом, профицит федерального бюджета в 2008 году составит 0,2% ВВП, в 2009 году — 0,04% ВВП, в 2010 году профицита бюджета в номинальном выражении сведется к нулю.

Доходы федерального бюджета в 2008 году составят 6 трлн. 644,4 млрд. рублей (19% ВВП), расходы бюджета в 2008 году запланированы на уровне 6 трлн. 570,3 млрд. рублей (18,8% ВВП), прогнозируемый профицит федерального бюджета в сумме 74,1 млрд. рублей.

Второй важной особенностью трехлетнего бюджет является то, что в него встроен новый механизм управления нефтегазовыми доходами. Согласно принятым ранее решениям, Стабилизационный фонд будет разделен на две части и его функции будут выполнять сформированные на его базе Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Тем не менее, уже решено, что часть нефтегазовых доходов будет восполнять дефицит доходной части бюджета и компенсировать недостаток средств в Пенсионном фонде.

В структуре бюджета большое место занимает финансирования приоритетных национальных проектов и социальной сферы (в частности, в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2008 году запланировано направление 22,83 млрд. руб.).

Поправками предусматривается дополнительное выделение около 30 млрд. руб. на строительство и ремонт дорог, 3 млрд. рублей — на поддержку изобретателей и предприятий, работающих в сфере нанотехнологий, 1,9 млрд. руб. — на создание президентской библиотеки имени Бориса Ельцина, 2,9 млрд. рублей — на финансирование мероприятий по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, 10 млрд. рублей — на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, 10 млрд. рублей — на погашение задолженности по фактически отпущенным лекарствам, 47,9 млрд. рублей — на различные социальные нужды.
Анализ федеральных бюджетов за январь – март 2007 и 2008 годов.

Проведем сравнительный анализ проектов на федеральный бюджет 2007 года и итоги его исполнения по основным экономическим показателям, проект на федеральный бюджет 2008 года и его текущее исполнение по сравнению с 2007 годом (см. приложение [2]).

Макроэкономические показатели

ФЗ «О ФБ на 2007г.» (см. приложение [3])

Итоги исполнения ФБ за 2007 год.

Доходы, млрд. руб.

6 965,3

7779,1

Расходы, млрд.руб.

5 463,6

5983,0

ВВП, млрд. руб.

31 220

32 989

Уровень инфляции (потребительских цен),%

6,5 — 8,0%

11,9%

Профицит, млрд. руб.

1 501,8

1796,1



Как видно из табл. 1, все макроэкономические показатели превысили запланированный уровень, таким образом, доходы увеличились на 11,7% по сравнению с ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 г. », расходы – на 9,5%, ВВП – на 5,7%, уровень инфляции (потребительских цен) – на 3,9-5,4%, итого профицит в 2007 году составил на 19,6% больше, чем было запланировано.

На 2008 год ФЗ «О Федеральном бюджете на 2008 год» (см. приложение [4]) запланированы показатели на следующем уровне (табл.2):



Макроэкономические показатели

ФЗ «О ФБ на 2008г.»

Доходы, млрд. руб.

6644,4

Расходы, млрд.руб.

6570,3

ВВП, млрд. руб.

35 000,0

Уровень инфляции (потребительских цен),%

7%

Профицит, млрд. руб.

74,1



В связи с тем, что федеральный бюджет принят на 3 года, запланированной величиной показателей подтверждается сближение уровня доходов и расходов (табл. 2). Профицит бюджета будет последовательно уменьшаться, что доказывается принятым ФЗ «О ФБ на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».


2.1 Анализ доходов федерального бюджета РФ


    продолжение
--PAGE_BREAK--Состав и структура доходов федерального бюджета РФ на январь — март 2007 и 2008 годов (см. приложение [5]) (см. приложение, табл.3).
Как видно из бюджетов на январь — март 2007 и 2008 года главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы (12,9 % и 11,5 % от ВВП в 2007 и 2008 годах соответственно). Из налоговых доходов государства наиболее весомыми налогами являются налог на добавленную стоимость и налог на прибыль – почти достигают половины всех налоговых доходов, поступающих в бюджет. Налог на прибыль составил примерно 1,8% — 1,9%, таможенные пошлины – 7,5% — 8,7 %.

Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т. е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, таможенные сборы и иных таможенные платежи.

Вторую группу составляют неналоговые доходы, причем на январь — март 2008 год собрано на 1,8 % больше, чем было собрано в 2007 году. Это очень важный источник дохода, так как, казалось бы, такой незначительный прирост дает возможность получения дохода на 349,6 млрд. рублей больше предыдущего года.

Третья группа – поступления от целевых бюджетных фондов (Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд, Фонд развития таможенной системы и др.).

Особой группой поступления доходов является единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, который взимается с налогоплательщиков-работодателей (организаций, индивидуальных предпринимателей, крестьянских хозяйств, физически лиц). В 2008 году единый социальный налог предполагается собирать также на уровне 1,2 %, в отличие от 1,3% в 2007 году.

Вывод. Основные показатели федерального бюджета по доходам в январе-марте 2008 года оказались существенно лучше аналогичных показателей прошлого года. Причем улучшение произошло как за счет неналоговых, так и за счет налоговых поступлений.
2.2 Анализ расходов федерального бюджета РФ

Состав и структура расходов федерального бюджета РФ на январь — март 2007 и 2008 годов (см. приложение, табл.4)
Через федеральный бюджет проходит 100 % общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93 % – на фундаментальные научные исследования, 76 % – на правоохранительную деятельность, 89 % – на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Первое место в расходах федерального бюджета на январь – март 2008 года занимают непроцентные расходы, что на 0,7 % больше, чем в 2007 году, и составляют 14,5 % на январь — март 2008 года.

Существенный объем средств в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону, вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляют примерно четверть всех бюджетных расходов.

В связи с активным погашением и обслуживанием государственного долга в последние годы уровень расходов на обслуживание государственного долга зафиксирован на уровне около 0,6 %. Государственным внутренним долгом РФ являются долговременные обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, обеспечиваемые всеми активами, находящимися в распоряжении государства.

Обслуживание государственного долга по сравнению с январем-мартом 2007 годом уменьшилось на 10,5 млрд. руб.

Следующее место и немаловажное занимают расходы на культуру и социальную сферу: на январь-март 2007 год они составили 1,7 %, в бюджете на 2008 эти расходы увеличились до 1,8%.

Рассмотрев основные источники расходов следует помнить, что расходы любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.

Непроцентные расходы федерального бюджета в начале 2008 года оказались значительно выше, чем в 2007 и предыдущих годах. Отчасти это можно считать результатом усилий Минфина по повышению равномерности расходования средств по месяцам в течение года.

Процентные расходы федерального бюджета в январе-марте текущего года практически аналогичны величине в 2007 году, при этом около половины расходов связаны с выплатой процентов по внутреннему долгу.

По итогам первых трех месяцев 2008 года федеральный бюджет был исполнен со значительным кассовым профицитом, тогда как ненефтегазовый баланс бюджета в текущем периоде был отрицательным.

Вывод. Так как федеральный бюджет является ведущим звеном финансовой системы и в нем объединяются главные доходы и расходы государства, то, на мой взгляд, важно проследить основные источники этих доходов и расходов.

Проведя анализ доходной части федерального бюджета РФ, мы можем увидеть значимость и доходность тех показателей, которые приносят государству доход и тем самым позволяют ему успешно функционировать и наращивать свой социально-экономический потенциал.

 Анализ расходной части дает на картину тех необходимых затрат, которые возникают в процессе выполнения государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.


Глава 3. Бюджетная политика РФ и направление ее совершенствования


3.1 Направления реализации бюджетной политики в РФ
В 2008 году совокупные расходы бюджетов всех уровней в расчете на душу населения превысят 6 906 тыс. рублей, а к 2010 году – достигнут 8 588 тыс. рублей. Фактически за эти средства общество «приобретает» у государства общественные услуги — образование, здравоохранение, социальное обеспечение, регулирование экономики, гарантии безопасности и правопорядка, защиту внешнеполитических интересов, гражданских прав и свобод и все то, что не может быть предоставлено рынком и оплачено каждым гражданином по отдельности. Граждане и как налогоплательщики, и как потребители общественных услуг должны быть уверены в том, что передаваемые ими в распоряжение государства средства используются прозрачно и эффективно, приносят конкретные, по возможности измеримые результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи, для каждого человека. Предпосылки для решения этой стратегической задачи были заложены в первой половине 2000х годов восстановлением долгосрочной сбалансированности и устойчивости национальной бюджетной системы путем: разграничения расходных обязательств и ликвидации «необеспеченных мандатов», общий объем которых в 1,6 раза превышал возможности бюджетной системы; создания Стабилизационного фонда, обеспечивающего «подушку безопасности» в случае снижения экспортных цен на нефть и сдерживание инфляции в условиях увеличения денежного предложения вследствие дополнительных доходов от экспорта в случае высоких цен на нефть; стабильного закрепления доходных источников за бюджетами разных уровней и введения объективных критериев распределения межбюджетных трансфертов; развития системы Федерального казначейства, обеспечивающего кассовое обслуживание исполнения бюджетов в соответствии с едиными стандартами и процедурами. Это позволило обеспечить прозрачность и подотчетность формирования и исполнения бюджетов, оперативность и достоверность бюджетной отчетности. Установился жесткий и действенный контроль за принятием и исполнением бюджетных обязательств. Гарантированное исполнение всех ранее принятых обязательств, с одной стороны, и, с другой стороны, принятие новых обязательств только в пределах реальных возможностей по их финансовому обеспечению в условиях долгосрочной сбалансированности бюджета, прозрачности и подотчетности бюджетов, соблюдения финансовой дисциплины – основное требование к эффективной и ответственной бюджетной политике и одновременно – необходимое условие для достижения планируемых целей и результатов государственной политики.

В 2004–2006 годах были сделаны первые шаги по решению этой стратегической задачи.

В 2006 году федеральный бюджет впервые стал составной части 3–летнего перспективного финансового плана, что позволило заложить основы для перехода к утверждению бюджета на три года.

При подготовке бюджетов всех уровней используются реестры расходных обязательств, которые позволяют четко определить состав и объемы действующих обязательств.

Внедрена основанная на международных стандартах система бюджетного учета и бюджетной классификации, обеспечивающая государственным органам удобство управления финансовыми ресурсами для достижения необходимых результатов и позволяющая внешним потребителям получить необходимую информацию о направлениях расходования средств.

Завершающим этот этап реформирования бюджетного процесса стало принятие в начале 2007 года поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, многие из которых уже прошли практическую апробацию в рамках внедрения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результаты, при формировании проектов федерального бюджета на 2006 и 2007 годы.

Принятые поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривают: переход на всех уровнях бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, в том числе для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – формированию бюджетов на трехлетний период (в режиме «скользящей трехлетки»); выделение закрытого перечня форм бюджетных ассигнований, различающихся правовым статусом и отражением в бюджете; изменение порядка планирования и отражения в бюджете расходов на реализацию долгосрочных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности; введение в бюджетный процесс государственных (муниципальных) заданий и иных характеристик непосредственных результатов использования бюджетных средств, таких как обоснования бюджетных ассигнований; расширение полномочий органов власти всех уровней в рамках единых, установленных Кодексом, общих позиций по детализации, интеграции бюджетной классификации и бюджетного учета и, следовательно, определению формата составления и утверждения соответствующих бюджетов; создание стимулов для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по снижению дотационности соответствующих бюджетов; обеспечение самостоятельности и ответственности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджета; создание условий для возникновения организаций новых организационно–правовых форм и проведения реструктуризации бюджетной сети; уточнение вопросов регулирования государственного (муниципального) долга, заимствований и гарантий Законодательное закрепление этих изменений создаст новые возможности, стимулы и требования для повышения результативности расходов бюджетов всех уровней.

Начиная с 2008 года федеральный бюджет формируется на основе реестров расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета. При подготовке проекта федерального бюджета на 2008 год и период до 2010 года использованы обоснования бюджетных ассигнований главных распорядителей средств федерального бюджета, содержащие информацию о непосредственных результатах деятельности, объеме и качестве оказанных государственных услуг (приложение). Бюджетирование по результатам предполагает повышение ответственности и расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по управлению финансами в целях достижения запланированных результатов. Такое расширение полномочий в рамках выделенных бюджетных ассигнований предусмотрено поправками в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Для повышения эффективности достижения запланированных результатов федеральным органам исполнительной власти необходимо сосредоточить усилия на повышении качества финансового менеджмента.

Проект федерального бюджета на 2008 год и период до 2010 года впервые сформирован и будет исполняться на основе нового бюджетного законодательства и в соответствии с общепризнанными в мировой практике принципами, стандартами и процедурами, в полной мере обеспечивающими реализацию принципов среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат в соответствии с задачами, поставленными Бюджетным посланием Президента Российской Федерации на 2008–2010 годы.

Вывод.Основное требование к бюджетной политике – гарантированное исполнение принятых расходных обязательств, сохранение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов, формирование бюджетных расходов, исходя из приоритетов и планируемых результатов государственной политики.


3.2
Цели и задачи бюджетной стратегии на 2008–2010 годы и дальнейшую перспективу

В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические целей развития страны, определенных в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации.

Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны. Важное значение для развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа– и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

Обеспечение обороноспособности и безопасности— необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства — сделать все для защиты граждан от этих угроз. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.

Создание условий для будущего развития— важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией – необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы.

Достижение многих из них определяется не только их финансовым обеспечением, но и эффективностью правового регулирования, способностью государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения Значительный вклад вносят, в рамках законодательно установленных полномочий и ответственности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Целый ряд публичных обязательств исполняется за счет государственных внебюджетных фондов.

Однако решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Именно поэтому конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

Основные задачи бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета на 2008–2010 годы и стратегии на долгосрочную перспективу:

— превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;

— обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;

— дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования;

— обеспечение исполнения расходных обязательств;

— проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;

— переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;

— применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг;

— повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;

решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации;

содействие опережающему социально–экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья.

Бюджет 2008–2010 годов направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны (рис. 2).

Вывод.Бюджетная стратегия на среднесрочную перспективу должна быть ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.


Заключение
Основная задача бюджетной политики на 2008 год и период до 2010 года – сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства (рис.3).

Федеральный бюджет на 2008 год и период до 2010 года соответствует этому требованию, обеспечивая:

— достойную жизнь для граждан, достижение которой будет проявляться в:

— сокращении доли населения с доходами ниже прожиточного минимума с 16 до 10,7%;

— повышении соотношения средней заработной платой в бюджетной сфере и прожиточным минимумом трудоспособного населения с 1,7 до 2,6;

— повышении соотношения между трудовой пенсией и прожиточным минимумом пенсионера с 1,01 до 1,32;

— увеличении объема вводимого жилья с 50,8 до 80,0 млн. кв. метров          в год устойчивый рост для экономики, характеризующийся:

— сохранением темпов экономического роста на уровне 6% ВВП;

— снижением уровня инфляции до 5,0 – 6,0%;

— увеличением инвестиций в основной капитал более чем в два раза;

— ростом прямых иностранных инвестиций в долларовом выражении в  полтора раза;

уверенность в будущем для страны, выражающуюся в:

— увеличении средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 68,5 лет;

— повышении коэффициента рождаемости с 10,4 до 11,6 на тысячу человек в год;

— снижении смертности с 15,2 до 12,6–12,8 на тысячу человек;

— поддержании высокого научного потенциала и развитии приоритетных отраслей науки и технологий;

— диверсификации промышленности и повышении доли инновационной продукции в объеме экспорта и продаж на внутреннем рынке;

— обеспечении национальной безопасности и готовности к отражению внешних и внутренних угроз.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.


Список литературы:

1. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М. В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат,2004. – 544 с.

2.Финансы: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М.Ковалевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 384с.: ил.

3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О.В.Врублевская и др.; Под ред. О.В.Врублевской, М.В. Романовского. – 3-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 838с.

4.Экономика: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С.Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005. – 831 с.: ил. – (Homofaber)
    продолжение
--PAGE_BREAK--5. Банки и банковские операции. под ред. Е.Ф. Жукова М.: «Юнити» 2007.
6. Денежно-кредитное регулирование: опыт развивающихся стран./ Анулова Г.Н. — М.: Финансы и статистика, 1992.

7. Финансы и кредит. Конспект лекций. — М.: Приор-издат, 2006.

8. Деньги. Кредит. Банки: — СПб.: Питер, 2007 — (Серия «Учебник для вузов»).

9. Вахрин П.И. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. Вахрина П.И. – М.: Юрайт-Издат, 2003
10. Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы / Колл. авторов; под ред. Афанасьева О.И… — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2006.
11.Экономика. Учебное пособие.- М.: КИОРУС, 2006.

12. Поляка Г.Б. Бюджетная система России — М.: Финансы и статистика, 2000.

13. Парыгина В.А. Бюджетная система РФ — М.: Финансы и статистика, 2001.

14. Медведков С. Экономическая политика и банковская система// Вопросы экономики. — 2005.

15.Финансы. Бюджетная система РФ: /Под ред. Дробозиной Л.А. — М.: ЮНИТИ, 2003.

16. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы, 2001.

17. Организация денежно-кредитного регулирования: Учеб.-метод. пособие/Кочетков С.В., Муравецкий А.Н., Под. общ. ред. Кочеткова С.В.-Белгород: Изд-во БелГУ, 2005.-208 с.

18. Семенюта О.Г. Основы банковской деятельности в Российской Федерации. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

19. Тагирбеков К.Р. Основы банковской деятельности: учебник для вузов.- М., 2001.

20. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие/ Бабич А.М., Павлова Л.Н.-М.: Юнити, 2000.

21. Финансы. Денежное обращение и кредит. Под ред. Г.Б. Полякова. М., 2001.

22. «Финансы», издательское объединение «Юнити», 2000.

23. “Экономическая теория: учеб. для вузов”/ под ред.А.И. Добрынина, Л.С.

24.Мэнкью Г. Принципы экономики. Учебник XXI века. СП б. 1999

25 Макконнелл К.Р. Брю С.Л. “Экономикс”. М., 1992. Т.1.


Приложение
Табл.3 Доходы федерального бюджета за январь – март 2007 и 2008 годов



Млрд. руб.



% ВВП









янв-мар.07

янв-мар.08

мар.08

янв-мар.07

янв-мар.08

мар.08

ДОХОДЫ, всего

1421,9

1932,7

610,2

21,70%

22,00%

19,10%

в том числе













Налоговые доходы

849,8

1010,9

320,4

12,90%

11,50%

10,00%

НДС

381,8

314,7

44,9

5,80%

3,60%

1,40%

Налог на прибыль

119,6

169

97,3

1,80%

1,90%

3,00%

Акцизы

27,8

35,5

10,7

0,40%

0,40%

0,30%

Социальный налог (ЕСН), зачисляемый в федеральный бюджет

82,2

106,6

42

1,30%

1,20%

1,30%

Прочие налоговые доходы

238,4

385,2

125,5

3,60%

4,40%

3,90%

Неналоговые доходы

572,2

921,8

289,8

8,70%

10,50%

9,10%

Таможенные пошлины

494,5

769

259,6

7,50%

8,70%

8,10%

Прочие неналоговые доходы

77,6

152,8

30,3

1,20%

1,70%

0,90%
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.