Реферат по предмету "Мировая экономика"


Влияние государства на инвестиционный климат

--PAGE_BREAK--Когда говорят о неблагоприятном инвестиционном климате в России, то чаще всего упоминают чрезмерность налогового бремени. На самом деле оно существенное, но немногим тяжелее, чем в большинстве европейских стран. Проблемы вызывают не столько высокие ставки, сколько определение налоговой базы.
Существеннее тяжести налогового бремени то, что предприятия не защищены от произвола налоговых и таможенных организаций. Неполнота и противоречивость налогового законодательства создают зоны правовой неопределенности. Сложность получения необходимой информации о трактовке изменений в законодательстве, частота нововведений неоправданно увеличивают издержки по мониторингу законодательства и увеличивают фискальные риски- одну из главных составляющих для неблагоприятной оценки России инвесторами.
Существенный тормоз для инвестиций и один из важнейших факторов инвестиционного риска – слабость институтов финансового рынка. Это касается институтов, ориентированных на долгосрочные инвестиции (инвестиционные фонды, страховые компании). В значительной мере их рост сдерживается отсутствием адекватного законодательства (в частности пенсионных и страховых сбережений), достаточного количества профессиональных управляющих компаний, а также низкой рентабельностью деятельности управляющей компании.
Негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, выступающие в странах с развитой рыночной экономикой крупнейшими институциональными инвесторами, в российской действительности в большинстве случаев обслуживают частные интересы финансовых групп, в рамках которых они созданы. В России практически нет правовых оснований для профессионального управления активами этих фондов.
Страховые компании в России в настоящее время в значительной мере ориентируются на выполнение функций институтов, используемых в различного рода схемах ухода от налогообложения, обналичивание денег и т.д. При такой направленности деятельности страховых компаний они не способны играть значительную роль на рынке инвестиций. Инвестиционная деятельность страховых компаний на 95% связана с государственными ценными бумагами. Эти обстоятельства, а также отсутствие гарантий прав меньшинства акционеров обуславливают слабость российского фондового рынка.
Один из важнейших факторов инвестиционного климата – политика местных органов власти. Важность инвестиций осознается во многих регионах, поэтому там инвесторам предоставляются налоговые льготы.
Явления, препятствующие развитию предпринимательской и инвестиционной активности:
¨  стремление захватить собственность или участвовать в ней как условие содействия инвестициям;
¨  стремление строить барьеры на пути вывоза или ввоза продукции;
¨  лоббирование интересов отдельных предпринимателей, ограничение конкуренции, поддержка отдельных предприятий;
¨  непредусмотренные в законодательстве дополнительные поборы и лицензии;
¨  прямая коррупция;
¨  противоречие федеральному законодательству, особенно в налоговой сфере;
¨  излишняя бюрократичность административных процедур;
¨  создание препятствий для миграции рабочей силы;
¨  совмещение функций хозяйствующих субъектов с функциями органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Пиратов тех компьютерных программ, используемых в России купленно лизации проекта, риски инвестиционной деятельности характерны.

Глава 2 инвестиционный потенциал Российской Федерации
2.1           Законы об инвестиционной деятельности
Регулирование (экономическое) – целенаправленные действия на упорядочение, налаживание, определение направлений развития экономических явлений и процессов.
Регулирование составляет одну из функций системы управления на всех уровнях народного хозяйства.
Инвестиционная деятельность в условиях перехода к рыночной экономике нуждается в государственном регулировании потому, что инвестиционная деятельность, как и экономика, подвергается реформированию.
Реформирование осуществляется путем либерализации по отдельным направлениям инвестиционной деятельности, ликвидации монополии государства на инвестиционную деятельность.
Инвестиционная деятельность в Российской Федерации регулируется системой законов и нормативных актов.
В качестве законов, регулирующих инвестиционную деятельность, выступают:
¨                 Конституция Российской Федерации.
¨                 Градостроительный кодекс РФ.
¨                 Гражданский кодекс РФ, часть первая, часть вторая.
¨                 Налоговый кодекс, часть первая, часть вторая.
Основополагающее значение для регулирования инвестиций и инвестиционного процесса в РФ имеют следующие законы:
1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений ”.
2. Градостроительный кодекс РФ.
3. Гражданский кодекс РФ.
4. Закон РСФСР от 21 декабря 1990 г. “О социальном развитии села”( опубликован в Экономической газете(1991.№ 4)).
5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ ”О лицензировании отдельных видов деятельности ”.
6. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)”.
7. Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств Федерального бюджета. Утв. постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 714.
8. Земельный кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений ” определяет:
¨      Основы градостроительной политики;
¨      Порядок разработки градостроительных нормативов и градостроительной документации;
¨      Права и обязанности субъектов (участников градостроительной деятельности).
Градостроительный кодекс регулирует отношения в области системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства городов и сельских поселений, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей среды в целях  обеспечения благоприятных условий проживания населения.
Градостроительный кодекс определяет компетенцию органов государственной власти РФ и органов субъектов РФ, права  и обязанности граждан и значение градостроительной документации.
В Гражданском кодексе РФ установлен перечень юридических лиц, в том числе для инвестиционной деятельности. Регулируются вопросы строительного подряда, подрядных работ для государственных нужд, регулируются правила расчетов.
Через налоговое законодательство государственные органы оказывают влияние на инвестиционную деятельность путем дифференцирования налоговых ставок и льгот.
2.2Прямое и особое регулирование инвестиционной деятельности
Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной, политики.
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, производится путем:
-разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
— формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации;
-предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством РФ, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
— размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих субъектов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством РФ, средств бюджетов субъектов Российской Федерации — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
-проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования и материалов (в том числе при реализации бюджета развития Российской Федерации);
-защиты интересов инвесторов;
-разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
-выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов; вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
-предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности создаются государством путем:
-совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
-установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
-защиты интересов инвесторов;
-предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
-расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного на создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
-принятия антимонопольных мер;
-расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
-развития финансового лизинга в Российской Федерации;
-проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
-создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

2.3Государственная инвестиционная политика Российской Федерации на современном этапе
Государственная инвестиционная политика – составная часть социально-экономической политик, которая выражает отношение государства к инвестиционной деятельности, она содержит: 1) определяет цели; 2) определяет направления; 3) определяет формы государственного управления инвестиционной деятельности в Российской Федерации.
Основными целями государственной инвестиционной политики являются: мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности; преобладание спада инвестиционной активности; реализация государственных целевых комплексных программ строительства; обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений.
Инвестиционная политика охватывает как государственные инвестиции, так и инвестиции частных инвесторов и юридических лиц.
Основные направления инвестиционной политики:
1.         определение приоритетов в инвестиционной деятельности. приоритеты отдаются финансированию государственных целевых программ, социальным объектам, а также инвестициям на расширение и модернизацию основных фондов действующих производств и в меньшей степени во вновь начинаемое строительство объектов.
Центр тяжести перенести с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий.
2.         оптимизация затрат на государственные программы инвестиций с учетом реального положения дел в экономике.
3.         расширение прав предприятий–инвесторов в инвестировании средств. Отчисляемых от прибыли и амортизационных отчислений.
4.         сокращение бюджетного финансирования инвестиций и соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования. В 2001-2010 гг. Правительство намечает в инвестиционной программе финансирование по схеме 1 рубль государственных на 4 рубля частных инвестиций.
Использование государственного заказа на капитальное строительство как одной из форм реализации инвестиционных государственных программ.
5.         повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков окупаемости затрат. В первую очередь инвестиции вкладывать в те объекты, которые дают более быструю окупаемость.
Задача: получение наибольшего прироста продукции и национального дохода на каждый рубль затрат. Потеря управляемости инвестиционным комплексом негативно сказывается на структурной перестройке народного хозяйства, развитии промышленности сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности.
Инвестиционная политика на перспективу предусматривает совершенствование государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
Законом  “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”, предусмотрено:
1)          создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
¨                 совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
¨                 установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
¨                 защиты интересов инвесторов;
¨                 предоставления субъектами инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;
¨                 расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительных объектов социально-культурного назначения;
¨                 создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
¨                 принятие антимонопольных мер;
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.