Реферат по предмету "Мировая экономика"


Виды издержек производства и способы их способы их оптимизации

--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--  

Рис. 12. Изокванта
Изокванта – кривая, демонстрирующая различные варианты комбинаций факторов производства, которые могут быть использованы для выпуска данного объёма продукта. Иначе изокванты называют кривыми равных продуктов, или линиями равного выпуска.
Изокоста – линия, демонстрирующая комбинацию факторов производства, которые можно купить за одинаковую сумму денег. Изокосту иначе называют кривыми равных издержек. Каждая точка изокосты характеризуется одними и теми же общими издержками. Совместив изокванты и изокосты, можно определить оптимальную позицию фирмы на рынке. Точка, в которой изокванта касается изокосты, означает наиболее дешёвую по стоимости комбинацию факторов производства, необходимых для выпуска определённого объёма продукта (см. рис.13).
 

Рис.13. Изокоста и изокванта
Равновесие производителя – состояние производства, при котором использование факторов производства позволяет получить максимальный объём продукции, т.е. когда изокванта занимает самую отдалённую от начала координат точку. Чтобы определить равновесие производителя, необходимо совместить карты изоквант с картой изокосты. Максимальный объём выпуска будет находиться в точке касания изокванты с изокостой, поскольку в этом случае производитель получает максимальный результат.
2.2. Оптимальный объём выпуска и издержки производства
Рыночная хозяйственная система побуждает искать способы максимизации прибыли, вырабатывать наилучший способ экономического поведения, формировать благоприятные условия для реализации знаний, умений, опыта всех членов общества. В этом единственном случае экономическая система может обеспечить наилучший результат хозяйствования. В этом заключается смысл оптимизации результатов хозяйственной деятельности.[12] Процесс выбора выгодного режима хозяйствования затрагивает всех без исключения экономических агентов.
Существует два метода оптимизации: 1) метод сопоставления валовых показателей и 2) метод сопоставления предельных величин.
Первый базируется на увеличении массы прибыли до максимальных размеров. Прибыль может быть увеличена следующим образом: 1) на основе роста объема продаж; 2) через повышение качества продукции, позволяющее повысить цену; 3) путем ускорения оборачиваемости капитала; 4) за счет снижения себестоимости продукции; 5) благодаря улучшению структуры производства.
Метод сопоставления валовых показателей предусматривает сравнительную оценку затрат и результата при различных значениях объема производства (см. табл. 2.). 
Приведенные в табл. 2. расчеты показывают, что данное предприятие получит наибольшую прибыль 132 тыс. руб. при объеме производства 9 тыс. ед. продукции. Динамика прибыли показывает, что до 4 тыс. ед. производство абсолютно убыточно, а после 9 тыс. ед. прибыль начинает сокращаться. Таким образом, становится очевидным, что экономические границы хозяйственной деятельности предприятия заключены в интервале 4 – 9 тыс. единиц продукции.
Метод сопоставления предельных величин предусматривает использование таких показателей как предельный доход MR, средние общие издержки АС, средние переменные издержки AVC и предельные издержки МС. Современная экономическая наука использует в этом методе правило оптимизации, заключающееся в том, что оптимальные объемы выпуска достигаются только тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам MR= MC. Происходит это потому, что на начальном этапе производства, когда объем выпуска небольшой предельный доход, как правило, превышает предельные издержки. Это говорит о том, что с каждой проданной единицы товара предприниматель имеет дополнительную прибыль. Естественно он старается увеличить выпуск в целях повышения массы прибыли. Однако, с ростом объёма производства увеличиваются и издержки, так что на определённом этапе предельные издержки превысят предельный доход.
Тогда предприниматель, с каждой дополнительно выпущенной единицы товара будет иметь убыток. Естественно предположить, что между этими двумя крайними случаями лежит такая точка, где MR= MC. Здесь затраты на производство дополнительно выпущенной продукции равны выручке, получаемой от ее продажи. Отсюда становится очевидным, что предприятие будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки ориентируясь именно на эту точку, производя там, где предельный доход равен предельным издержкам.[13]
Следует учесть, что предприятие работает как на конкурентных, так и на неконкурентных рынках. Поэтому оптимизируя положение предприятия необходимо ориентироваться на общие положения.Рассмотримметод сопоставления предельных величин на примере предприятия монополиста с помощью рис. 14.
Объем производства Q, тыс. ед.
Цена Р, руб.
Валовая выручка TR, тыс. руб.
Валовые издержки TC, тыс. руб.
Прибыль
Рf,  тыс. руб.
0
120
-120
1
50
50
140
-90
2
50
100
156
-56
3
50
150
169
-19
4
50
200
181
19
5
50
250
196
54
6
50
300
216
84
7
50
350
242
108
8
50
400
275
125
9
50
450
318
132
10
50
500
376
124
Рис. 14. показывает, что производство эффективно до тех  пор, пока кривая предельного дохода располагается выше кривой предельных издержек, то есть примерно до точки 6,5 тыс. ед. В этой точке значения предельного дохода и предельных издержек совпадают, что свидетельствует о максимальном значении прибыли. Оптимальная цена реализации при данном объеме  выпуска будет составлять 18 руб.  Она  исчисляется   как величина, находящаяся на кривой спроса D, строго перпендикулярно точке равенства MR=MC и показана на графике пунктирной линией. Та же ситуация, но в условиях совершенной конкуренции будет выглядеть следующим образом (рис.15).
Ситуация в условиях совершенной конкуренции такова, что рынок насыщен большим количеством мелких товаропроизводителей из – за чего каждый из них в отдельности не в состоянии оказать никакого влияния на формирование рыночной цены.
 

Рис.14. Метод сопоставления предельных величин: случай несовершенной конкуренции
Поэтому предпринимателям остается только определять количество товаров, которое они могут поставить на рынок по сложившейся рыночной цене. В нашем случае она равна 10 руб.А предельный доход равен предельным издержкам при производстве 8 тыс. ед. продукции. Стало быть, данный объем будет наиболее предпочтительным для предприятия по сравнению с другими вариантами. На это указывает и величина валовой прибыли.
Поскольку эффективность хозяйственной деятельности предприятия зависит не только от величины предельных издержек, но и размеров других затрат предприятия, а также цен, складывающихся на рынке, то проблема оптимизации  выпуска может быть решена сравнением  этих величин.
Покажем это на примере (см. рис. 16), взяв в качестве отправного положения условия функционирования предприятия на рынке совершенной конкуренции (см. рис. 15).
Воспользовавшись правилом оптимизации MR=MC попытаемся определить наилучший объем выпуска предприятия при разном уровне рыночных цен. Если цены на рынке будут достаточно низки, например, всего 5 руб. за ед. товара, тогда, в нашем случае, предприятие будет выпускать 5,9 тыс.
 

Рис. 15. Метод сопоставления предельных величин: случай совершенной конкуренции
ед. продукции (точка а на рис. 16). При этом цена будет покрывать только переменные издержки, так, что предприятие будет поставлено перед выбором: осуществлять ему производственную деятельность или нет. Поскольку в любом случае его постоянные издержки окажутся не возмещенными. На графике легко убедиться, что если предприятие будет выпускать либо больше, либо меньше указанного объема, получаемый доход будет не в состоянии покрыть даже переменные издержки. Поэтому, если руководство предприятия принимает решение о продолжении производства не смотря на  сложившуюся ситуацию, ему не остается выбора, кроме как производить 5,9 тыс. ед. продукции.
В случае повышения рыночных цен до уровня 10 руб./ед. предприятие, безусловно, увеличит объем производства с 5,9 до 6,5 тыс. ед., поскольку это даст ему дополнительные ресурсы для погашения части постоянных издержек. Снова можно убедится, что любое отклонение в лево или вправо приносит предприятию более худший результат. То есть в точке в предприятие будем минимизировать убытки, предпочитая объем выпуска, дающий ему наилучший из возможных результат.
Повышение рыночных цен до 15 руб./ед. создаст ситуацию при которой предприятие будет иметь возможность возвратить в полном объеме
 

Рис. 16. Оптимизация результатов хозяйственной деятельности предприятия при разном уровне рыночных цен
авансированный капитал, если увеличит выпуск до 7 тыс. ед. (точка с на рис. 16). Здесь предприятие просто возмещает свои издержки, так как цена равна АС. Таким образом, создается ситуация нулевой прибыли.
Наконец, повышение цен до уровня 20 руб./ед. приведет к максимизации прибыли, если предприятие будет выпускать 7,5 тыс. ед. продукции.
Сведя полученный результат воедино получим описание условий оптимизации объема выпуска любого предприятия, работающего в рыночной среде (см. табл. 3).[14]
Таблица 3 – Параметры оптимизации хозяйственной деятельности предприятия в различных ценовых условиях
2.3. Ценообразование на факторы производства и размер издержек
Как известно, спрос на конечные товары и услуги предъявляют домашние хозяйства, выступающие в роли покупателей. Предложение товаров и услуг создают фирмы, выступающие в роли продавцов.
Как формируется спрос на факторы производства, кто его предъявляет и чем он определяется?
Отличительной чертой рынков факторов производства является тот факт, что в роли покупателей здесь выступают фирмы, а продавцами являются домашние хозяйства, или, другими словами, субъекты спроса – фирмы, а субъекты предложения – домашние хозяйства.
В основе потребительского спроса, как известно, лежит функция полезности. В основе же спроса на факторы производства лежит доход, который фирма стремится получить, производя с помощью этих факторов различные товары и услуги. Это означает, что фирма предъявляет спрос на ресурсы лишь постольку, поскольку потребитель нуждается в товарах, произведённых с помощью этих ресурсов, а не наоборот. Например, обувные фабрики предъявляют спрос на кожу и услуги труда обувщиков потому, что потребители предъявляют спрос на кожаную обувь. Таким образом, в экономической теории спрос на факторы производства принято называть производным спросом. Это – первое и весьма существенное отличие спроса на рынках факторов производства от спроса на рынках конечных товаров и услуг.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.