Реферат по предмету "Государство и право"


Система административного права

Содержание
 
1. Понятие и виды субъектов административного права
2. Взаимодействие органов исполнительной власти РФ и органовместного самоуправления
3. Система административных наказаний
4. Управление в сфере экономики, финансов ибанковско-кредитного дела
5. Федеральный закон «О высшем и послевузовскомпрофессиональном образовании» (1996 г.)
Задача
Список литературы

/>1.Понятие и виды субъектов административного права
/>
Субъектыадминистративного права — это физические и юридические лица, государственныеорганы, действующие в сферах общественных отношений, урегулированныхгосударственным воздействием посредством административно-правовых норм.
В соответствиис различным правовым статусом выделяют общих и специальных субъектовадминистративного права.
Основнымисубъектами административного права являются органы исполнительной властиРоссийской Федерации. Основной чертой деятельности органов государственной властив управленческой сфере является ее исполнительно-распорядительный характер.Сущностью такой деятельности является исполнение, то есть проведение в жизньзаконов и подзаконных нормативных актов, где цель достигается посредствомиспользования юридически властных полномочий, что по иному именуется какраспорядительство. Государственное управление осуществляется органамиисполнительной власти в процессе повседневного и непосредственного руководствахозяйственным, социально-культурным и административно-политическимстроительством.
Системуорганов исполнительной власти в Российской Федерации образуют:
1)Правительство — высший исполнительный орган государственной власти РоссийскойФедерации; 2) федеральные органы исполнительной власти; 3) территориальные органыфедеральных органов исполнительной власти; 4) органы исполнительной властисубъектов Российской Федерации.
С учетомтерриториального масштаба деятельности органы исполнительной власти могут бытьдвух уровней: федерального и субъектов Федерации: республик, краев, областей,городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области иавтономных округов. Этот признак обусловлен федеративным государственнымустройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. Навсю территорию России свою деятельность распространяют: Правительство,федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют свою деятельностьсоответственно в пределах своей территории, т. е. части территории России.
Поорганизационно-правовым формам на федеральном уровне различаются: ПравительствоРоссийской Федерации; федеральные министерства; федеральные службы России;российские агентства.
Организационно-правовымиформами органов исполнительной власти субъектов Федерации могут быть:правительства (советы министров, мэрии, администрации); министерства;департаменты; главные управления, управления, отделы и иные органы.
В зависимостиот объема и характера компетенции органы исполнительной власти подразделяютсяна: а) органы общей компетенции, осуществляющие руководство на подведомственнойтерритории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфердеятельности; б) органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководствоотдельными отраслями управления или сферами деятельности; в) органымежотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами управления,имеющими межотраслевое значение.
По порядкуразрешения подведомственных вопросов различаются: а) коллегиальные органыуправления; б) единоначальные органы.
Субъектамиадминистративного права являются также предприятия и учреждения, выполняющиеотдельные государственные функции. Например, учреждения системы здравоохранениячастично выполняют социальную функцию государства.
Граждане РФ июридические лица как субъекты административного права действуют в сфереобщественных отношений, регулируемых государством, на основе соблюденияадминистративно-правовых норм. Административно-правовые нормы запрещают,обязывают или дозволяют определенную форму поведения гражданам.Административному праву присуще преобладание обязывающих и управомочивающих норм.И, как видно, административно-правовые нормы реализуются преимущественно путемактивных действий — применения, использования, исполнения.
Правовойстатус граждан РФ и юридических лиц в административном праве определенКонституцией РФ, КоАП, ГК РФ, федеральными законами и другими правовыми актами.Субъектами административной ответственности могут быть только 16-летние вменяемыеграждане.
Общественныеобъединения, так же как и юридические лица являются субъектамиадминистративного права. Их правовой статус определен в ФЗ «Обобщественных объединениях».
Специальнымисубъектами административного права являются военнослужащие и иностранныеграждане.
Статусвоеннослужащих в Федеральном законе «О статусе военнослужащих»определен как совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а такжеобязанностей и ответственности военнослужащих, установленных нормативнымиправовыми актами Российской Федерации.
Правовойстатус иностранных лиц и лиц без гражданства определен международно-правовымиактами и международными договорами РФ, а также Конституцией и Федеральный закон«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
 
2. Взаимодействиеорганов исполнительной власти РФ и органов местного самоуправления
 
/>Местноесамоуправление, хотя и является независимым звеном в системе публичной властиРФ, однако не исключается из процесса управления государством в целом. Взаимодействиемежду органами государственной власти и местного самоуправления/>можно определить как совокупность организационно-правовых форм и методов,направленных на совместное решение как общегосударственных, так и местныхвопросов. Данное взаимодействие строится на определенных принципах, которые содной стороны определяют, какими должны быть взаимоотношения между органамигосударственной власти и местного самоуправления, а с другой — какой должнабыть модель поведения в отношениях этих органов друг с другом.
Можно сформулироватьосновные принципы взаимодействия органов государственной власти и местногосамоуправления.
·          Принципзаконности.
·          Принципцелесообразности.
·          Принципсамостоятельности органов государственной власти и местного самоуправления впределах их компетенции
·          Принциправноправия органов государственной власти и местного самоуправления.
·          Принципсогласования интересов.
·          Принципобеспеченности ресурсами.
·          Принцип взаимнойответственности.
/>/>В теории муниципального права выделяются три базовые моделивзаимоотношений государственных и муниципальных органов власти.
1) Модель партнерства/> — рассматривает отношения местных и центральных властей какотношения партнеров и равноправных товарищей, преследующих общие цели иоказывающих необходимые услуги населению. Местное самоуправление понимается впервую очередь как органический элемент самовыражения соответствующего местногосообщества.
2) Агентская модель/>, где отношения между центральными и местными властямирассматриваются как отношения агента и принципала. Местные органы считаютсясвоеобразным инструментом, посредством которого центральное правительствореализует свой политический курс на местах. Как следствие этого местное самоуправлениеявляется всего лишь административным средством осуществления управленческихфункции на местах, нацеленным не столько на обеспечение местногопредставительства, сколько на предоставление услуг.
3) Модель взаимоотношенийцентральных и местных властей, в основе которой лежит концепциявзаимозависимости/>. Отношения центральных и местных органовхарактеризуются как некоторой степенью их независимости, так ивзаимозависимостью и определяются реальным властным потенциалом сторон,имеющимися в их распоряжении ресурсами (особенно финансовыми) и средствамидавления.
В теории муниципальногоправа России концепция взаимозависимости называется дуалистической модельюсамоуправления/>. Эта модель взаимоотношений в том или иномвиде постоянно присутствовала в Российской Федерации.
3. Система административных наказаний
/>
Система наказанийпредставляет собой целостный инструмент административно-правового воздействия.Она не сводится к простому перечню видов наказания. Система наказаний должнаотражать цели правовой и административно-правовой политики и содействоватьэффективной ее реализации.
В статье 3.2. КоАП РФзакреплены следующие административные наказания:
1)        предупреждение;
2)        административныйштраф;
3)        возмездноеизъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4)        конфискацияорудия совершения или предмета административного правонарушения;
5)        лишениеспециального права, предоставленного физическому лицу;
6)        административныйарест;
7)        административноевыдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица безгражданства;
8)        дисквалификация;
9)        административноеприостановление деятельности.
Все девять названных наказаний тесно связаны между собой и образуютединую систему. Их, прежде всего, объединяет общая цель: защита правопорядка,воздействие на лиц, совершивших административные нарушения, предупреждениесовершения новых нарушений. По содержанию каждое наказание является карой,мерой ответственности, назначаемой за административные деликты; применениелюбого означает наступление административной ответственности, влечетнеблагоприятные юридические последствия.
Указанные в статье 3.2.КоАП РФ виды наказания образуют систему видов наказания, позволяющую суду наоснове закона с учетом опыта судебной практики, общественного правосознания инаучных рекомендаций рационально и по возможности эффективно использоватьразличные меры воздействия на правонарушителя, сочетая имущественные лишения,ограничения собственно личных неимущественных неотъемлемых прав и интересов,воздействие на психологическую структуру личности, ограничения использованиясвоих профессиональных возможностей в будущем.
Свойства системыадминистративных наказаний, так или иначе, раскрываются на протяжении всейистории существования административного наказания судебной практикой иосмысливаются административно-правовой наукой.
По действующему КоАП РФсистема видов наказания в целом и каждый отдельный вид наказания содержат всебе комплекс различных средств воздействия на виновного.
В соответствии со статьёй72 Конституции Российской Федерации, частью 3 статьи 3.2. КоАП РФ, всенаказания можно поделить на устанавливаемые централизованно идецентрализованно. Централизованно может быть установлено любое из 9 наказаний,а децентрализовано – актами субъектов Федерации – только предупреждение иадминистративный штраф.
По действующему кодексуоб административных правонарушениях входящие в нормативный перечень видынаказания по юридическому значению могут быть подразделены на: а) основные, б)дополнительные, в) наказания, могущие быть основными и дополнительными.
Среди административныхнаказаний по содержанию карательного воздействия можно выделить:морально-правовое (предупреждение); имущественные (административный штраф,возмездное изъятие орудия совершения или предмета административногоправонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административногоправонарушения); ограничивающие личные свободы физических лиц (административныйарест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранногогражданина или лица без гражданства); организационные (лишение специальногоправа, предоставленного физическому лицу, дисквалификация, административноеприостановление деятельности).
 
4. Управление в сф/>ере экономики, финансов и банковско-кредитного дела
 
Правительство РФобеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики,разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет иобеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет обисполнении федерального бюджета, разрабатывает и реализует налоговую политику,обеспечивает совершенствование бюджетной системы, принимает меры порегулированию рынка ценных бумаг, осуществляет управление государственнымвнутренним и внешним долгом Российской Федерации, осуществляет валютноерегулирование и валютный контроль, руководит валютно-финансовой деятельностью вотношениях Российской Федерации с иностранными государствами, разрабатывает иосуществляет меры по проведению единой политики цен.
Центральный банк РФ (БанкРоссии) является федеральным государственным органом с правами юридическоголица, осуществляющим свою деятельности на основании Конституции РФ ифедеральных законов. Свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимоот других федеральных государственных органов власти, органов государственнойвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
В соответствии сФедеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются защитаи обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системыРоссийской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойногофункционирования платежной системы. Получение прибыли не является цельюдеятельности Банка России.
Федеральная налоговаяслужба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства оналогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностьювнесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой исвоевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей,за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной итабачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределахкомпетенции налоговых органов.
ФНС России являетсяуполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимгосударственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качествеиндивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а такжеуполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающимпредставление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований обуплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежнымобязательствам.
В сфере страховойдеятельности (страхового дела) функции по контролю и надзору осуществляетФедеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор).
В финансово-бюджетнойсфере функции по контролю и надзору, а также функции органа валютного контроляосуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).
Функции попротиводействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, ифинансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иныхфедеральных органов исполнительной власти осуществляет Федеральная служба пофинансовому мониторингу (Росфинмониторинг)
Федеральное казначейство(Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти(федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполненияфедерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетнойсистемы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведениемопераций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителямии получателями средств федерального бюджета.
в сфере финансовых рынков(за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) функции попринятию нормативных правовых актов, контролю и надзору осуществляетФедеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России).
/>5.Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»(1996 г.)
 
Анализнормативно-правового акта
Наименованиенормативно-правового акта. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «Овысшем и послевузовском профессиональном образовании»
Реквизиты НПА:
Способ принятия. Данный НПА принят ГосударственнойДумой Российской Федерации, законодательным органом власти.
Дата принятия — Принят ГД ФС РФ 19.07.1996 года.
Дата вступления в силу. По общему правилу, федеральныезаконы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации поистечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законамиили актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. П. 3 ст. 34рассматриваемого закона содержит положение о том, что данный закон вступает взаконную силу со дня его официального опубликования, следовательно, датойвступления в законную силу Федерального Закона «О высшем и послевузовскомпрофессиональном образовании» считается 29 августа 1996 года, т.к. данныйНПА был опубликован в «Российской газете» 29 августа 1996 г. (N 164).
Структура и объем НПА.Федеральный закон «Овысшем и послевузовском профессиональном образовании» включает в себя 7глав, 34 статьи.
Общая характеристиканорм, содержащихся в данном НПА.
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональномобразовании» содержит системное регулирование отношений, связанных сполучением высшего профессионального образования, а также отношений, в которыевступают специалисты в процессе обучения в аспирантуре, докторантуре,использования иных форм послевузовского образования и получения ученых степенейи званий. Основное содержание настоящего Закона составляют нормативно — правовые предписания, закрепляющие:
1) систему высшего и послевузовского образования (государственныеобразовательные стандарты и образовательные программы, высшие учебные заведенияи образовательные учреждения, имеющие лицензии, научные, проектные и иныеучреждения и организации, органы управления высшим и послевузовскимобразованием и др.);
2) правовой статус субъектов учебной и научной деятельности в системевысшего и послевузовского образования;
3) субъекты и порядок управления системой высшего и послевузовскогообразования;
4) экономические и международные отношения вузов и иных субъектовобразовательного процесса.
Он устанавливает:
1) суверенность прав субъектов Российской Федерации в определениисобственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образованияв части национально-региональных компонентов государственных образовательныхстандартов;
2) непрерывность и преемственность процесса образования;
3) интеграция системы высшего и послевузовского профессиональногообразования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений итрадиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;
4) конкурсность и гласность при определении приоритетных направленийразвития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовкии повышения квалификации работников;
5) государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетныхнаправлений фундаментальных и прикладных научных исследований в области высшегои послевузовского профессионального образования.
Оценка значимости НПА.
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональномобразовании» является передовым, демократичным и стимулирующиморганизационный образовательный процесс в целом, закон. ДанныйФедеральный закон направлен на решение следующих задач:
— повышение доступности профессионального образования,в том числе ведущих вузов страны для сельской молодёжи, молодёжи из отдалённыхрегионов;
— обеспечение преемственности общего ипрофессионального образования;
— обеспечение независимой оценки уровня и качествазнаний, полученных молодыми людьми в общеобразовательных учреждениях, а,следовательно, и независимой оценки деятельности системы общего образования встране;
— повышение качества образования;
— повышение объективности итоговой аттестациивыпускников общеобразовательной школы, совмещение итоговой аттестациивыпускников школ со вступительными экзаменами, и устранение, таким образом,излишних стрессов, которые возникают у молодёжи при необходимости сдаватьсначала выпускные, а потом вступительные экзамены.
Гражданам РоссийскойФедерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего ипослевузовского профессионального образования в государственных, муниципальныхвысших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов,если образование данного уровня гражданин получает впервые.

/>Задача
 
Условие задачи
Работники милициизадержали Гудямова в состоянии опьянения и доставили в РОВД. Выслушав ихрапорт, дежурный РОВД начал составлять протокол о проступке.
По требованию дежурного Гудямовпредъявил паспорт и сказал, что плохо знает русский язык, не может понять, зачто его задержали и просит вызвать его друга Надыкова, к которому он приехал вгости и который хорошо знает оба языка – русский и татарский.
Дежурный записал впротокол данные паспорта, сделал отметку об отказе от дачи показаний и подписипротокола, попросил двух работников милиции этот акт заверить и направилГудямова в вытрезвитель. По дороге в медвытрезвитель Гудямов возмущался,требовал адвоката. Утром с него взыскали стоимость услуг вытрезвителя иоштрафовали. Разрешите данное дело.
Решение
То, что сотрудник милициипроигнорировал просьбу Гудямова пригласить его друга в связи с тем, что Гудямовплохо понимает русский язык, является нарушением законодательства РФ. Всоответствии со. 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство поделу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всемиматериалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлятьходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника. В случае,если лицо, в отношении которого ведется административное производство не знаетили плохо знает русский язык, как отмечает Бахрах Д. Н., ему должен бытьпредоставлен переводчик или приглашено лицо, обладающее необходимыми знаниями.
Остальные действиясотрудников основаны на законе. В частности, на статье 20.21 КоАП,предусматривающей наказание за совершение такого административногоправонарушения как появление в общественных местах в состоянииопьянении (влечет наложение административного штрафа в размере от ста допятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток).

/>Списоклитературы/>
 
1)        КонституцияРоссийской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетомпоправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) — Консультант-Плюс;
2)        КодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ(принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 27.07.2010) (с изм. и доп., вступающими всилу с 23.09.2010). — Консультант-Плюс;
3)        Федеральный законот 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 22.07.2010) «Об общественныхобъединениях»(принят ГД ФС РФ 14.04.1995). – Консультант-Плюс;
4)        Федеральный законот 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 22.07.2010) «О статусе военнослужащих»(принят ГД ФС РФ 06.03.1998). – Консультант- Плюс;
5)        Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 27.07.2010)«О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (принят ГДФС РФ 19.07.1996). – Консультант-Плюс.
6)        Федеральный законот 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О правовом положениииностранных граждан в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.06.2002).– Консультант-Плюс.
7)        Федеральный законот 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002). –Консультант-Плюс.
8)        Федеральныйзакон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003). – Консультант-Плюс;
9)        Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административноеправо: Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007. — 816 с.
10)              Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., ТрофимовЕ.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридическихвузов. — Система ГАРАНТ, 2008 г.
11)     Комментарийк Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред.Ю.М.Козлова. — М.: Юристъ, 2008. – 560 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.