Реферат по предмету "Психология"


Уровень конфликтности школьников и его влияние на взаимоотношения в школьном коллективе

--PAGE_BREAK--
Нарушение межличностных отношений с одноклассниками.

Возраст – определенная качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида. Именно в подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает огромное значение. Отношения с товарищами находятся в самом центре личной жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности, в том числе и учебной.

Для подростков важно не только общаться со сверстниками в школе, а занять удовлетворяющее их положение среди одноклассников. Это положение, способно удовлетворить стремление подростка к самоуважению, является разным каждого школьника. Одни стремятся занять в группе положение лидера, другие – получить признание и уважение от товарищей, третьи – стать непререкаемым авторитетом в каком-либо деле и т.п. В любом случае потребность в определенном положении среди сверстников становится доминирующим мотивом в поведении и учебе, который сказывается на результативности и эффективности процесса обучения.

Исследования социометрической структуры классных коллективов, проведенные среди подростков, показывают, что многие ученики (16,3%) стремятся занять лидирующие позиции в классе. Причем лидеров-девочек – больше (58,7%) по сравнению с лидерами-мальчиками (41,3%).

Занять лидерское положение в классе подростку помогают его психологические особенности: высокая потребность в освоении окружающей действительности, стремление к умственному напряжению и физическому труду, разнообразным формам деятельности.

Лидеры оценивают себя как более активных, общительных, смелых и решительных, выше отзываются о своих организаторских способностях и умении ладить с людьми, считают себя влиятельными, с высоким уровнем развития силы воли и чувства юмора. Самооценка подростков-нелидеров не столь высока. Они не так уверены в своих силах и практически не мотивированы на соперничество. Однако отсутствие напористости и активности во взаимоотношениях с одноклассниками, абсолютно не означает, что кто-нибудь из подростков-нелидеров не хочет занять более высокое положение в классе.

Неумение или невозможность добиться с силу каких-либо обстоятельств удовлетворяющего подростка положения приводит к различным нарушениям в учебной деятельности, снижению успеваемости, проявлению недисциплинированности, вплоть до совершения правонарушений. Такое влияние социометрического статуса подростка в классе на его школьную жизнь определяется, прежде всего, особенностями личного развития в этот возрастной период, которое сопровождается повышенной конформностью ребенка по отношению к сверстникам .

Сформированность коммуникативных умений.

Исследование основных трудностей общения у школьников средних классов выявило, что наиболее часто нарушения в межличностных отношениях среди одноклассников вызваны отсутствием у них коммуникативных умений. Подростки используют неадекватные способы убеждения (давление, протест, противопоставление и т.п.), стремятся к непосредственному «натуральному» общению, недооценивая его технический аспект, связанный с умением слушать, ориентироваться в ситуациях, использовать различные вербальные и невербальные способы общения.

Индивидуально — психологические особенности личности подростка

Кроме того, особое значение в установлении эффективных взаимоотношений с одноклассниками имеют определенные и индивидуально-психологические особенности личности подростка. Большинство из тех, кто испытывает затруднения в общении, отличаются качествами, блокирующими успешное межличностное взаимодействие. Эти качества представляют собой следующие группы, которые обусловлены:

— природно-генотипическими свойствами (импульсивность, застенчивость, ригидность, неуравновешенность);

— характерологическими особенностями (нерешительность, неуверенность, замкнутость, закрытость, напористость, конфликтность, равнодушие, цинизм);

— семейной ориентацией по отношению к окружающим (несформированность коммуникативных умений на основе плохо развитой рефлексии).

Обычно конфликтная ситуация становится поводом для того, чтобы учителя обратили внимание на какие-то нарушения в межличностном взаимодействии в классном коллективе. На виду оказывается даже не сам конфликт, который очень часто выходит за пределы педагогического анализа, а способ реагирования на него, особенно если он носит не пассивный, а агрессивный характер. Между тем агрессивное реагирование всего лишь защитная реакция подростка на коммуникативно-сложную для него ситуацию, цель которой сберечь самооценку на принятом уровне.

Исследование, проведенное под руководством В.И.Журавлева в школах Московской области, позволило выявить некоторые особенности конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся.

Конфликты «ученик-ученик» возникают, по его мнению, в таких ситуациях:

·                   из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов – 11%;

·                   из-за отсутствия взаимопонимания – 7%;

·                   в связи с борьбой за лидерство – 7%;

·                   из-за противопоставления личности ученика коллективу – 7%;

·                   в связи с общественной работой – 6%;

·                   у девочек из-за парня – 5%.

Считают, что конфликтов у ученика не было – 11%, испытывали чувство ненависти к одноклассникам — 61% школьников.

Эти данные свидетельствуют о том, что во взаимоотношениях одноклассников в школе не все благополучно.

Основные причины ненависти к сверстникам:

·                   подлость и предательство – 30%;

·                   подхалимство, существование «липовых отличников и любимчиков учителей – 27%;

·                   личная обида – 15%;

·                   ложь и высокомерие – 12%;

·                   соперничество между одноклассниками – 9%.

На конфликтность учеников заметное влияние оказывает также агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них – между другими членами классного коллектива. Мнения школьников о причинах агрессии и возникновения конфликтов таковы:

·                   причина агрессии: желание выделится среди сверстников – 12%;

·                   источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых – 11%;

·                   все зависит от взаимоотношений в классе – 9,5%;

·                   в агрессивности ученика виновата семья – 8%;

·                   агрессивные школьники, дети с психическими отклонениями – 4%;

·                   агрессивность — явление возрастное, связанное с избытком энергии – 1%;

·                   агрессивность — плохая черта характера – 1%;

·                   в классе всегда были агрессивные ученики – 12%;

·                   в классе нет агрессивных учеников – 34, 5 %.

Конфликты между учениками в школе возникают, в том числе из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта. Школьники по их собственному мнению, чаще всего допускают следующие нарушения норм поведения в школе:

·                   курение – 50%;

·                   употребление спиртных напитков – 44%;

·                   грубость, хамство в общении – 31%;

·                   употребление в речи нецензурных выражений – 26,5%;

·                   ложь – 15%;

·                   неуважение учеников друг к другу – 13%;

·                   распущенность в половой жизни – 10%;

·                   мелкие кражи – 10%;

·                   драки – 10%;

·                   хулиганство – 10%;

·                   наркомания – 6%;

·                   издевательства над младшими, слабыми – 6%;

·                   азартные игры (на деньги) – 3%.

Таким образом,особенности конфликтов между учениками школы определяются, прежде всего, спецификой возрастной психологии детей, подростков. На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении. Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация.
Выводы по первой главе.
Конфликт(от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами

Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента.

У всех конфликтов есть несколько причин. Каждый из нас припомнит что-то своё, ситуации, в которых он сам был или свидетелем, или потерпевшим.

Подростковые группы и их соперничество – всеобщий факт человеческой истории. Явление это многоуровневое. Самый глубинный, универсальный его пласт – противопоставление.

Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях.

Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины.
ГЛАВА
II
. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ



2.1 Диагностика взаимоотношений классного коллектива
Своевременная диагностика межличностных конфликтов в школьных коллективах имеет важное значение для их профилактики, так и для конструктивного разрешения.

Экспериментально–исследовательская работа проводилась на базе СОШ № 1 города Михайловка Волгоградской области.

В эксперименте принимали участие 26 учеников 6 «А» класса. Для изучения взаимоотношений в классном коллективе были использованы следующие методики:

1.Социометрия

2. Диагностика межличностных отношений Т.Лири

3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации К.Томаса (адаптирован Н.В.Гришиной)

Методика 1. «Социометрический метод»

Методика:Социометрический метод – это метод опроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы){41,90}.

Цель:выявить сплоченность группы, а также “лидеров” и “отверженных”.

Процедура:каждому давался заранее приготовленный лист, давалась инструкция. После сбора ответы обрабатывались и были сделаны выводы (см. ниже).

Инструкция:Возьмите, пожалуйста, небольшой лист бумаги, в правом верхнем углу напишите свою фамилию, имя и класс. А теперь задание: “У вас через несколько дней вечер в классе, с конкурсами и КВНом. С кем из присутствующихв классе вы бы хотели пойти на праздник?” Напишите последовательно трех человек в зависимости от величины вашего интереса к нему, то есть первым вы напишите того, с кем хотели бы пойти в первую очередь, затем под цифрой два – во вторую очередь и только после этого в третью очередь. Результаты этого исследования будут известны только вашему учителю и мне. Важно, чтобы каждый из вас написал лично свое мнение, только тогда можно уверенно говорить о положительных результатах исследования. СПАСИБО!

Обработка результатов:

Взаимный выбор: число взаимных выборов: 20 ( Таблица 1)


--PAGE_BREAK--
Таблица 2

    Имена участников эксперимента мы зашифровали, полный список фамилии и имени предлагаются в таблице №3
Таблица 3

Юля Х.

1. Ю

Миша М.

14. М

Люда Г.

2. Л

Антон Г.

15. А

Марина В.

3. М

Кристина И.

16. К

Саша Б.

4. С

 ЭльвираИ.

17. Э

Оля А.

5. О

Маша И.

18. М

Даша Я.

6. Д

Роман У.

19. Р

Настя Б.

7. Н

Игорь У.

20. И

Данил Ш.

8. Д

Сергей Г.

21. С

Олег К.

9. О

Маша Е.

22. М

Настя М.

10. Н

Наташа П.

23. Н

Алена К.

11. А

Лила А.

24. Л

Наиль Н.

12. Н

Наташа О.

25. Н

ЭльвираА.

13. Э

Женя Б.

26. Ж

Выводы:

Социометрия, проведенная в 6 «А» классе, выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

На основании таблицы и рисунков 1-3 можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по половому признаку, причем в группе девочек наблюдается разобщенность на две группы во главе с лидерами (Колесниковой, Нафиевой).

В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.

Среди популярных членов группы можно выделить: Артамонову, Голованову, Попову, Биккулову.

Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей (Карпенко, Головин, Игошкина, Белоногова, Хитрова). Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

Методика 2. «Исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации»

Цель:Определение типичные способы реагирования личности на конфликтные ситуации.

Техника проведения.Учащимся предлагаются бланки с вопросами (см. Приложение 1) и предлагается выбрать из представленных 30 пар суждений, то, которое наиболее соответствует типичному поведению в конфликтных ситуациях.

Результаты этой методики выведены в таблице № 4.


Таблица 4

Ученики

Стили поведения

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1. Ю

l









2. Л

l









3. М

l









4. С



l







5. О

l









6. Д



l







7. Н







l



8. Д









l

9. О

l









10. Н

l









11. А

l









12. Н





l





13. Э



l







14. М



l







15. А

l









16. К







l



17. Э









l

18. М









l

19. Р





l





20. И





l





21. С

l









22. М



l







23. Н

l









24. Л







l



25. Н



l







26. Ж







l


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Подводя итоги диагностики, мы выявили следующее:

Большинство ответов выявили такой способ поведения в конфликте, как соперничество – 10 учеников – т.е. эти ребята стремятся добиться своего, во что бы то ни стало, отстоять свою позицию, заставить окружающих принять свою точку зрения, мнение других их не интересует.

На сотрудничество идут лишь 6 учеников – они признают право остальных на собственное мнение и готовы его понять, они не стараются добиться своей цели за счет других, а ищут решение проблемы.

На взаимные уступки способны лишь – 3 ученика, т.е. хоть он и принимает точку зрения других, но лишь до определенной степени, при повторном возникновении конфликтной ситуации его поведение может измениться.

К избеганию прибегают 4 человека – они попросту уклоняются от решения конфликта, считают, что все когда-нибудь разрешится само собой.

Приспособление – 3 ученика – призывая к солидарности одноклассников, он, тем не менее, старается держаться особняком от всех, в удобном для него случае поддерживая сторону сильнейшего.

Методика 3. Диагностика типов межличностных отношений /методика Т. Лири

Цель:диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения.

Методика проведения– ученики получают текст опросника, психолог знакомит их с инструкцией выполнения этого задания (см. Приложение 2)

Интерпретация результатов

1. Властный – лидирующий

/0 — 8 баллов/ — уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, свойства руководителя. Терпим к критике, не переоценивает собственных возможностей;

/9 – 16 баллов/ — нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей;

2. Независимый – доминирующий

/0 — 8 баллов/ — в межличностных отношениях — уверенный, независимый, соперничающий. Нет выраженного чувства превосходства над окружающими, не занимает обособленную позицию в группе;

/9 – 16 баллов/ — самодовольство, чувство превосходства по отношению к окружающим;

3. Прямолинейный – агрессивный

/0 – 8 баллов/ — искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели. Не присуще чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость;

/9 – 16 баллов/ — чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость;

4. Недоверчивый – скептический

/0 – 8 баллов/ — реалистичность базы поступков и суждений, скептицизм и неконфомнорсть;

/9 – 16 баллов/ — обидчивость, недоверчивость, склонность к критицизму, недовольство окружающими, подозрительность;

5. Покорный – застенчивый

/0 – 8 баллов/ — скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности;

/9 – 16 баллов/ — полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение;

6. Зависимый – послушный

/0 — 8 баллов/ — потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании;

/9 – 16 баллов/ — полная зависимость от мнения окружающих;

7. Сотрудничающий – конвенциальный

/0 – 8 баллов/ — показатель свойственный людям, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям к окружающим;

/9 – 16 баллов/ — компромиссное поведение, несдержанность в излиянии своего дружелюбия;

8. Ответственный – великодушный

/0 – 8 баллов/ — выраженная готовность помогать окружающим, развитое чувство ответственности;

/9 – 16 баллов/ — гиперсоциальные установки, альтруизм, мягкосердечность, сверхобязательность.
Таблица5

Ученики

Типы отношений

Типы отношений

  

Властный лидирующий



Независимый доминирующий

Прямолинейный агрессивный


Недоверчивый скептический

Покорный застенчивый

Зависимый послушный

Сотрудничающий конвенциальный

Ответственный великодушный

1. Ю

4



4



5





9

8





9

6



8



2. Л

2



5





9

5



7



6





9

7



3. М

6



3





9

6



6



6



8



8



4. С



10



9



12

5



8



5



6





9

5. О

3



6



2



3



8



5



7



8



6. Д

7





9

3



7





9



12

6



8



7. Н

6





9

3





9

4



6





12

4



8. Д

1



5



3



6



5



7



3



6



9. О

4



7





9

5



5





13

7



5



10. Н

8



5



4





9

6





11

5



5



11. А



13



11



10



9



9



15

1



3



12. Н



16



12



12



9

8



5



7





9

13. Э



9



10



14



9

7



6



8



4



14. М

5



6



4



1



7



1



8



5



15. А

8





9



10



9

4



2





12

7



16. К

8



7





12



9

6



7



4



7



17. Э



12



9

5





9



9

7



6



6



18. М



11

7



3



1



6



5



8



6



19. Р

8



5



6



3



6



7





9

7



20. И



12

8



8





9



9

3



3



2



21. С



11

3



8



8



4



5



7



1



22. М



9

5



8



6



8



5



3



5



23. Н



9



9

3



2



4



8



3



6



24. Л

8





9

4



2



8





12

3



8



25. Н

3



5



4





9



9



9



14

8



26. Ж

2



4



5





9

8





16



12

6



Среднее количество баллов

8

11

5

9,6

4,5

10,7

4,6

9

6

9

5,3

12,5

10,9

9,5

5,8

9
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Выводы:Проведя диагностическое исследование, мы выяснили, что в классе складывается напряженная эмоциональная обстановка, что приводит к частым конфликтам, которые дети предпочитают разрешать, наиболее выгодным для них способом – они не хотят сотрудничать, а наоборот, каждый отстаивает свою точку зрения, опирается на свое мнение и видение ситуации. Дети нетерпимы к критике, переоценивают собственные возможности, демонстрирую чувство превосходства над теми, кто более слаб, многие несдержанны и импульсивны. Но в то же время, дети непосредственны, настойчивы в достижении своих целей, реально оценивают свои возможности.
2.2 Тренинговые упражнения, помогающие преодолеть конфликтные ситуации в условиях классного коллектива
Для того чтобы помочь преодолеть трудности во взаимоотношениях, наша работа была направлена в первую очередь на то, чтобы:

·           расширить представления подростков о собственном «Я»

·           формировать адекватную позитивную самооценку и самоуважение

·           развивать гибкость в межличностных отношениях

·           формировать адекватные поведенческие стратегии

Нами использовались следующие методы: ролевые игры, психогимнастические упражнения, мини-лекции, групповые дискуссии, арт-терапевтические упражнения (групповой рисунок, рисунок чувств), игры-испытания, представленные в программе Д. Берби «Discovery» релаксационные упражнения, приемы сказотерапии, (примерные упражнения представлены в Приложении 3).

Организационные условия: Занятия проводились в изолированном помещении. Длительность занятия – 1–1,5 часа один или два раза в неделю. Общее количество часов – 10–12 (8 занятий).

1этап. Начальная стадия.На этом этапе акцент ставится на формирование доверия участников друг к другу и к психологу, сплоченности групп. На данном этапе включаются упражнения, предлагающие групповую работу над общей задачей (прорисовывание своих чувств, для того чтобы повысить уровень понимания и вербализации своих чувств; игры-испытания, которые дают возможность испытать себя, помогают проявиться сильным сторонам своего характера и личности в целом, продемонстрировать свои возможности одноклассникам, в процессе преодоления препятствий группой у участников формируется такие ценности как чуткость, терпимость, умение прощать, слушать другого, принимать ответственность).

Упражнения достаточно сложны и развивают навык планирования, как собственной деятельности, так и работы команды. Разнообразие игр-испытаний позволяет каждому участнику найти свое место в группе и проявить себя.

2 этап. Конфликт, доминирование, сопротивление.На данном этапе характерны противоречия между членами группы и лидером, начинается борьба за возможность контролировать процесс, который происходит в группе. На этом этапе важно сделать свои чувства предметом анализа. Участники говорят о своей злости, своих страхах. Сложность заключается в том, что, несмотря на активную демонстрацию в обществе одноклассников демонстративного поведения, подростки чрезвычайно озабочены мнением, которое о них складывается у окружающих. На этом этапе идет активная работа участников со своими чувствами. Используются методы арт-терапии (проективный рисунок). Проговаривание своих чувств в различных ситуациях представляет сложность для подростков. Проецирование же своих эмоциональных состояний на бумагу помогает участникам более открыто говорить о чувствах.

3 этап. Развитие сплоченности.Здесь группа преобразовывается в единое целое. Участники делятся своими секретами, появляется больше свободы для самораскрытия. Именно на этом этапе становится возможным формирование новых установок. Существует ряд признаков, по которым психолог может заметить о переходе группы на другую стадию. Появляется меньше демонстративности и больше искренности в поведении детей. На завершающем круге группа часто задерживается и не хочет расходиться. Становятся заметны периоды молчания, не как сопротивления группы, а как совместного переживания. Часто участники остаются и продолжают обсуждать какую-то тему. На этом этапе в большей степени используется когнитивный подход.

По завершению занятий мы провели повторную диагностику, полученные результаты сравнили:

1. Социометрия

В результате статусные категории каждого ребенка распределились следующим образом:
Таблица 6

Социометрические группы

Количество детей в данной группе до проведения работы

Количество детей после проведения занятий

Лидеры

2 (число выборов 17,16)

7 (число выборов 14 – 12)

Предпочитаемые

4 (число выборов 11 – 9)

16(число выборов 11 -9)

Пренебрегаемые

5 (число выборов 8 -7)

3 (число выборов 8 – 6)

Отверженные

4 (число выборов 17,16)

-



Изучив полученные результаты по определению социологического статуса каждого члена группы можно сделать вывод, что эмоциональный климат группы для многих учеников стал более благоприятным, теплым, чем до начала наших занятий.

2. «Исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации»
Таблица 7



Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

До

10

6

3

4

3

После

6

8

7

2

3



Таким образом,проведя диагностическое исследование, мы определили те проблемы, на которые нужно обратить внимание при подборе упражнений и построении работы по предупреждению и устранению межличностных конфликтов в классе. Наблюдая за учащимися в процессе проведения занятий, было отрадно видеть, как дети раскрываются на глазах, как учатся понимать, слушать и слышать не только себя, но и тех, кто вокруг них. Как искренне рассказывают о своих переживаниях, как ответственно относятся к выполнению командных заданий. Подростки сами проговорили проблемы, которые мешают им общаться, принимать окружающих такими, какие они есть, видеть недостатки, но не стараться их высмеять, а помочь преодолеть трудности, стеснения, комплексы.

Повторная диагностика подтвердила, что своевременная, тщательно спланированная работа по предупреждению и устранению конфликтов имеет большое значение.
Выводы по второй главе.

Нами было проведено исследование по диагностике уровней конфликтности в школе «1 г. Михайловка. Как показало это исследование, конфликты были и будут всегда. Однако основной задачей классного руководителя, да и вообще любого учителя является предотвращение и профилактика конфликтности среди учащихся. В ходе нашей работы мы составили памятку по возможным путям преодоления конфликтов. Эта памятка будет полезна всем работникам школы. В ходе исследования было показано, что эта предотвращение конфликтов в классе возможно. Для этого нужно только желание как учащихся, так и учителей.
Заключение




В нашем исследовании мы выполнили следующие задачи:

·                   провели теоретический анализ причин возникновения конфликтов в школьном коллективе;

·                   перечислили распространённые способы профилактики конфликтов;

·                   провели диагностическое исследование межличностных отношений в классном коллективе;

·                   подобрали тренинговые упражнений, способствующие, самопознанию школьников, развивающих навыки социального поведения, формирующие умения не только конструктивно разрешать конфликтные ситуации, но и предвидеть и прогнозировать те или иные последствия действий окружающих.

В ходе нашего эксперимента мы показали, что психопрофилактика конфликтов помогает поддерживать благоприятную социально-психологическую обстановку в классном коллективе способствует выработке таких качеств личности учащихся как ответственность за себя и товарища, стремление придти на       помощь в трудной ситуации, проявлять участие, уметь слушать других, уважительно относиться к чувствам, проблемам тех, кто рядом, не высмеивать недостатки, а помогать их преодолевать, в классе в процессе проведения мероприятий по профилактике конфликтов постепенно складывается дух сотрудничества и взаимоответственности.

Можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что конфликты, хотя и возникают постоянно, на данную группу детей оказывать негативное влияние будут в меньшей степени. Это подтвердилось результатами повторной диагностики. Изучение природы межличностных отношений непростая задача. В своей работе мы попытались решить одну достаточно важную задачу – процесс влияния взаимоотношений между подростками, в их повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между подростками, в совместной деятельности разнопланового характера, на формирование уровня самооценки школьника, а соответственно и на формирования уровня его притязаний.

Усвоив методы групповой работы, подростки смогут успешно управлять собой и находить правильный стиль в отношениях с окружающими и в решении непростых проблем, которых так много — именно у подростков.

Результаты проведенной нами работы по диагностике и профилактике возникновения межличностных конфликтов в классном коллективе были представлены нами классными руководителями СОШ №1 г. Михайловка. Даны рекомендации по проведению классных часов и бесед с учащимися. Памятка для учителей представлена в Приложении 4.

Правило, которое мы еще раз подтвердили данной работой – конфликт легче предупредить, чем завершить.


Список литературы
1.                 Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. — М., 1990. – 110 с.

2.                 Ананьев Б.Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера //Доклады на совещании по вопросам психологии личности. — М.: Наука, 1956. – 346с.

3.                 Андреева Г.М. Социальная психология. — М.,1999, с. 249-262.

4.                 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учеб. для вузов. — М., 1999. – 448с.

5.                 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. — М., 1996.- 534с.

6.                 Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований. – М., 1997. – 378с.

7.                 Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., — 2003.- 208 с.

8.                 Баныкина С.В. Конфликтологическая компетентность педагога. — Астрахань, 1997. – 124с.

9.                 Байард Д., Байард Р. Ваш беспокойный подросток. — М., 1991. – 86с.

10.             Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды /Под ред. Д.И.Фельдштейна. — М., 2001. – 352с.

11.             Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учеб для вузов. — СПб., 2001.- 304с.

12.             Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М.,1991. – 212с.

13.             Бредников В.А. Эволюция и прогресс. — Новосибирск, 1991.- 94с.

14.             Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 436с.

15.             Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 1984.

16.             Глуханюк Н.С. Рабочая тетрадь по психодиагностике: Учеб Пособие. — М., 2003 – 32с.

17.             Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие /Н.С. Глуханюк, Е.В. Дъяченко, С.Л.Семенова. — Воронеж. 2003.-224с.

18.             Глуханюк Н.С. Практикум по общей психодиагностике: Учеб. пособие. — М., 2003.- 192с.

19.             Гришина Н.В. Психология социального конфликта.- СПб.,2000. – 236с.

20.             Гурьянова М.П. Сельская школа и общество // Сборник научно-методических материалов.- М., 2000.- 124с.

21.             Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. — М., Просвещение, 1979. – 386с.

22.             ЕлизаровА.Н. Психологическое консультирование семьи: Учеб. пособие. — М., 2005.400с.

23.             Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М., 1999.- 244с.

24.             Зигер В., Ланг Л. “Руководить без конфликтов». — М.,1990.- 268с.

25.             Золотова И.А. Программа развития аддиктивных подростков. — Зеленодольск, 2007.- 112с.

26.             Журавлев В.И. Особенности педагогической конфликтологии.- М., 1995.- 264с.

27.             Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. Теоретические и прикладные аспекты. — М., 1991.- 242с.

28.             Журнал «Справочник кадровика» №10 2000г. Социолог, Л.В. Бершова “Конфликты в организации и методы их профилактики”.

29.             Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие. — М., 1999. – 142с.

30.             Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выигратъ может каждый. — М.,1992.- 128с.

31.             Краткий психологический словарь/Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. — М., 1996.- 448с.

32.             Кричевский Р.Л. Если вы — руководитель… — М., Дело, 1993.- 254с.

33.             Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. — М., 1997. – 320с.

34.             Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. — М., Просвещение, ВЛАДОС, 1994.

35.             Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования6 Учеб. пособие. — М., 2001.- 448с.

36.             Педагогический конфликт: теория и технология /Общ. редакция А.С. Гусевой. — М., 1997.- 314с.

37.             Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1987. – 324с.

38.             Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982. – 262с.

39.             Плюснин Ю. Проблема биосоциальной эволюции: теоретико- методологический анализ. — М., 1990.- 154с.

40.             Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методики изучения личности: Учеб. пособие. — М., 1996.- 264с.

41.             Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. — М., 1990. – 368с.

42.             Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. — М., 1999.- 412с.

43.             Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. — М., 1987.- 144с.

44.             Съедин С.И. Основы управления. — М., 1996.- 112с.

45.             Фэйр М. «Выиграть может каждый». — М,1992.- 98с.

46.             «Хрестоматия по социальной психологии»/под ред. Т.В.Кутасова. – М., 1994.- 238с.

47.             Якунин В.А. Педагогическая психология.- СПб., 1998. – 270с.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.