Реферат по предмету "Мировая экономика"


Бюджетная система 4

--PAGE_BREAK--Из таблицы 1 видно, что теперь поступление налогов существенно улучшилось.
Прежде нередко ситуация складывалась очень тяжелая. Относительно объема ВВП дефицит федерального бюджета в 1994г. достиг максимума (10,0%).
Совершенно обособленным понятием в структуре бюд­жетного устройства России является понятие консолидиро­ванного бюджета, который представляет собой свод бюд­жетов всех уровней бюджетной системы Российской Феде­рации на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ).
Рассмотрим показатели сбалансированности консолидиро­ванного и федерального бюджета представлены в табл. 2-5.[9]
  Таблица 2 Консолидированный бюджет РФ (в млрд. руб.)
Таблица 3
Федеральный бюджет РФ (в млрд. руб.)
Основная часть доходного потенциала федерального бюд­жета формируется за счет налоговых доходов, за период с 2001 по 2003г. их доля достигла максимальной величины 93,4% и оставалась практически неизменной. Однако по отношению к объему ВВП картина несколько иная. Если в 2001г. налого­вые доходы составляли 14,42% к ВВП, то в 2002г. они соста­вили уже 15,45% ВВП. Затем тенденция изменилась, и они стали снижаться. В 2003г. налоговые доходы составили 14,5%, а в 2004 и 2005 гг. соответственно 13,7 и 13,4% к ВВП.
Неналоговые доходы составляют незначительную долю доходного потенциала — около одного процента. Это свидетельствует о крайне неэффективном использовании феде­ральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическом потенциале производственной сферы остается достаточно высокой — около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляет всего лишь 2,25% от доходов федерального бюджета в 2002г. и 3,5% в 2003г.
Основные статьи доходов федерального бюджета в 2004-2005 гг. приведены в табл.4.
Таблица 4
Основные параметры федерального бюджета на 2003-2005гг.(млрд руб.)
Как видно из приведенной таблицы, значительное сни­жение относительного уровня налоговых доходов федерального бюджета (в % к ВВП) прогнозируется в связи со сниже­нием относительного уровня единого социального налога, а наибольший рост налоговых доходов федерального бюджета предусматривается за счет индексация ставок таможенных пошлин.
Единый социальный налог стал учитываться в структуре налоговых доходов федерального бюджета начиная с 2002г.
Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в госу­дарственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ — и предназначенный для мобилизации средств на реализацию права граждан на госу­дарственное пенсионное и социальное обеспечение и меди­цинскую помощь, введен действие с 1 января 2001г.
Таблица 5
Основные статьи доходов федерального бюджета в 2004-2005гг.
Таблица 6
Консолидированные бюджеты субъектов РФ[10] (в млрд. руб.)
В доходах российского федерального бюджета основные налоговые поступления — это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Это также свидетельствует о недостаточно рациональной струк­туре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потреби­тели, в конечном итоге чрезмерное косвенное налогообло­жение сужает внутренний покупательный спрос и соответ­ственно сокращает потенциальные возможности экономичес­кого развития страны.
Но не только акцент на косвенное налогообложение ис­кажает возможности воздействия налогов как экономического рычага на стимулирование экономической активности обще­ства. Достаточно негативное влияние на налоговую систему оказывает так называемый механизм регулирующих налогов.
По причине необеспеченности расходов бюджетов первичными доходами в 1990-е гг. и федеральный, и консолидированный бюджеты не были подчине­ны росту инвестиционной активности, отодвигалось на будущее решение ост­рейших социальных проблем. К этому периоду относятся инициативы прави­тельства по приостановлению действия множества норм законов, гарантирую­щих социальную защиту, а в 2004г. это вылилось, несмотря на предвыборные заверения заботиться о благе сограждан, в отмену социальных льгот, в их заме­ну обесцениваемой инфляцией «компенсацией», которая таковой не будет. При декларации «социальности» государства в статье 7 Конституции РФ это — симп­томатический признак утраты им последних остатков «социальности». Эти действия к тому же абсолютно недемократичны. Если действующая Конститу­ция принята в результате волеизъявления народа, как принято считать в ситуа­ции действующих схем «волеизъявления», то выхолащивание остатков прежних социальных гарантий в ее содержании недопустимо.[11]
К сожалению, многие расходы бюджетной сферы финансируются по оста­точному принципу, хотя налоги платят в расчете на качественное выполнение государством своих функций. Плательщики налогов практически оплачивают риски и платежи по бездарно используемым внешним и внутренним займам. И хотя благодаря высоким ценам на нефть внешние заимствования несколько были сокращены, но внутренние растут. Общая величина внутреннего госуда­рственного долга на конец 2002г. законом о бюджете предусматривалась в объеме 752,1 млрд. руб., законом о бюджете на 2003г. на начало 2004г. верхний предел государственного внутреннего долга был предусмотрен в сумме 841 млрд. руб., в том числе за счет прироста задолженности по новым облигациям федерального займа с амортизацией долга — на 67 млрд. руб. при установлении верхнего предела государственного внешнего долга 123,7 млрд. долл.
Конъюнктурный рост доходов и наличие довольно значи­тельного Стабилизационного фонда позволяет досрочно сокращать внешний государственный долг, формирующий основную часть государственного долга (наряду с внутренним), а значит, и процентные расходы. Перед Россией, одна, ко, ее заемщики досрочно долги не погашают. Более того, Россия, особенно не возражавшая против агрессии США в Ираке, можно сказать, содействовала созданию ситуации непогашения перед нею иракского долга.
Очевидно, что при планируемом профиците государство использует источни­ки покрытия дефицита. Получается, что дефицит бюджета имеется, но маскирует­ся тем, что в конечном счете вместо увеличения расходов, для которых, в общем-то, и формируются доходы, предусматривается профицит. В бюджете на 2003г. профицит предусматривался в сумме 72 млрд. руб. и маскировал дефицит федерального бюджета в сумме 288,3 млрд. руб. — 2,2% ВВП.[12]
Фактически он, судя по материалам проекта закона об исполнении бюджета за 2003г., достиг 227 млрд. руб. Тот же курс прослеживался в проекте федерального бюджета на 2004г.: был предусмотрен профицит в объеме 83,4 млрд. руб. — при увеличении государственных внутренних заимствований, которые, будучи в соответствии с бюджетным законодательством источником покрытия дефицита бюджета, постепенно становятся обычными дохо­дами бюджета. Снова будет его фактическое превышение, о чем свидетельствует рост в 2004г. Стабилизационного фонда.
На 2005г. планировался профицит федерального бюджета в сумме 278,1 млрд. руб. Предусмотрено сокращение задолженности по внешним обязатель­ствам в сумме 344,43 млрд. руб. (11,48 млрд. долл.), но при этом задолженность по внешним долговым обязательствам возрасла на 1,127 млрд. долл. (33,82 млрд. руб.). Сальдо по источникам внутреннего финансирования дефицита фе­дерального бюджета предусматривалось (с учетом погашения долга в сумме 122 млрд. руб.) на уровне 88,85 млрд. руб., в том числе за счет продажи имущества, находящегося в государственной собственности — 48,74 млрд. руб. Как видно, внутренние и внешние заимствования используются как обычный источник доходов федерального бюджета при столь значительном профиците.[13]
Формирование профицита, не сопровождаемое его использованием для инвестиций, развития науки и образования, модернизации производственной инфраструктуры и роста на этой основе ВВП, противоречит официальному курсу на активизацию экономического роста. Пока это не будут учитывать полемизиру­ющие с главой государства и правительства министры финансов и экономическо­го развития и торговли, реальный экономический рост проблематичен. Он практи­чески невозможен без увеличения производства конкурентоспособной продукции и услуг, что по определению исключается, если рост связывается в основном с ростом добычи и экспорта нефти. Более того, это ограничивает рост в энергоемких отраслях первого подотдела первого подразделения общественного производства.

3. Содержание и этапы бюджетного процесса В Бюджетном кодексе РФ дано следующее определе­ние: «Бюджетныйпроцесс — регламентируемая нормами пра­ва деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процес­са по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, про­ектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».[14]
Задачами бюджетного процесса являются:
— максимальное выявление всех материальных и финан­совых резервов в целях достижения существенного прогрес­са на пути к развитому рыночному хозяйству;
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат FederalismThe New Science Of Politics Essay Research
Реферат Морально-психологическое обеспечение караульной и внутренней служб (боевого дежурства) в роте
Реферат Importance Of Point Of View In
Реферат Культура и образование в эпоху Екатерины II
Реферат Место и роль Императорского Православного Палестинского общества в истории
Реферат Смысл названия пьесы А.Н. Островского "Гроза"
Реферат Цепи рвем на ощупь сопротивление в условиях несвободы на примере главы Сорок дней Кенгира книги
Реферат Финансирование медицинских учреждений в условиях бюджетно-страховой модели функционирования здравоохранения
Реферат Свобода слово и религиозные ценности: анализ конфликтов последных лет
Реферат Основные требования покупателей к услугам на примере рынка телекоммуникационных услуг
Реферат «Электронная торговля новая форма рыночного хозяйства»
Реферат Война "судного дня" 1973 г.
Реферат Text Design Essay Research Paper TagDescriptionArguments for
Реферат Воззєднання західноукраїнських земель з УРСР
Реферат Управление отелем