Реферат по предмету "Философия"


Аксиологические концепции в русской философии

План
Введение
Возникновение и развитие теории ценностей
Аксиологичские концепции в русской философии
Заключение
Литература
Введение
В философской науке существуют разные точки зрения повопросу о природе ценностей и их понятии. Но в одном философы едины: каковыценности, таковы и общество и личность. Не случайно проблема ценностейвыступает на первое место в переходные периоды общественного развития.
Именно такое время переживает сегодня наше общество, с егонестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезинтификациейличности.
Все это находит свое выражение в процессе переоценкиценностей. При этом следует иметь в виду, что за отрицанием старых ценностейскрывается отрицание старых форм жизни общества и личности.
В современной литературе имеется множество подходов кпониманию ценностей, и каждый из них имеет право на существование, ибо онотражает то или иное реально существующее в социальной действительностиценностное отношение.
Ценности рассматриваются и как предмет, имеющийкакую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека, икак идеал, и какнорма. В целом ценность — это понятие,указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явленийи фактов действительности.
Ценности всегда являются человеческими ценностями и носятсоциальный характер. Они формируются на основе общественной практики,индивидуальной деятельности человека и в рамках определенныхконкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей.
На ценностное восприятие и процесс формирования ценностейоказывают влияние все сколько-нибудь значимые факторы человеческогосуществования — биологические, социальные, психологические и т.д.
Их индивидуальное сочетание обуславливает личностныйхарактер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличияобщечеловеческих ценностей.
Возникновение и развитие теории ценностей
 
Аксиологию можно определить как философскоеисследование природы ценностей. [1]
Учение о ценностях, прежде чем сложиться в его современномвиде, прошло исторический путь развития, равный становлению самой философии, врамках которой оно и формировалось.
В античной, а затем и средневековой философии ценностиотождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в егопонятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались какнаходящиеся в самом бытии.
Уже в античной философии наблюдаются разные подходы квопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, помнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зренияпредставителей софистов, все ценности индивидуальны и относительны.
Различные исторические эпохи и разные философские системынакладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В средние века онисвязываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер.
Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценностигуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений вомногом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений.
Аксиология как самостоятельная отрасль возникла в западнойфилософии в конце 19 начале 20 века как попытка разрешить некоторые сложныевопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценности».
Считалось, что эти вопросы (смысл жизни, истории,направленность в основание познания, конечная цель и оправдание человеческойдеятельности, отношения личности и общества и др.) не поддаются научномуанализу. Проблема ценности считается областью особого, всенаучногоисследования, своеобразным способом видения мира. Явления ценности при этомрассматриваются как всесоциальные феномены.
Немецкий философ Кант впервые употребил понятие ценностей вспециальном, узком смысле. Ценности - это требования, обращенные к воле;цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности.
Аксиология представлена теориями ценности 3-х видов:
1) объективно-идеалистические теории (к ним относятся неокантианство,последователи гуссерлианской феноменологии Шеппер и Н. Гартман, неотомизм,интуитивизм) трактуют ценность как потустороннюю сущность вне пространстваи времени;
2) сторонники субъективно-идеалистических теорий (логическогопозитивизма, эмотивизма, лингвистического анализа в этике, аффективно-волевойтеории ценности У. Эрбана, Д. Пролла, К. Люиса и др.) рассматриваютценность лишь как явление сознания, видят в ней проявление психологическогонастроя, субъективного отношения человека к оцениваемым им объектам;
3) натуралистические теории ценности (интереса теория,эволюционная этика, космической темологии этика) трактуют ее каквыражение естественных потребностей человека или законов природы в целом. [2]
После выделения аксиологии в самостоятельную областьфилософских исследований она стала пополняться все новыми и новыми теориями — это и натуралистический психологизм (представлен трудами Дж. Дьюи),который рассматривает ценности как объективные факторы реальности; аксиологическийтрансцендентализм (Г. Риккерт), где ценность — это идеальное бытие: добро,истина, красота, которые являются ценностями сами по себе; и персонолистическийонтологизм (М. Шеппер), где ценности образуют онтодологическую основуличности; и социологическая концепция ценностей (М. Вебер), где ценность- это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта.Аксиологичские концепции в русской философии
Аксиология как особая отрасль философского знания, появиласьв России в конце 19 века. Вместе с тем уже в течение предшествующего временитеоретически осмыслялись реально существующие ценностно-оценочные отношения. В17-18 вв. это осуществлялось через осознание субъективно-личностного началаценностного мироотношения и анализ понятий его определяющих, — «истина»,«добро», «красота», «польза», «священное».
В 19 веке теоретико-ценностные воззрения проявлялись главнымобразом через критически-оценочную деятельность, которая выступала как критика«эстетическая», «историческая», «реальная»,«органическая». В различных видах критики по-разному трактовалосьсоотношение «красоты», «добра», «истины»: то какдоминирование красоты («эстетическая критика»), то как доминированиеистины и добра («историческая» и «реальная» критика, то какпротивопоставление добра и истины красоте (Писарев Д. И), то какпротивопоставление красоты добру и истине (К.Н. Леонтьев), то как гармоническоевзаимоотношение между ними (В.С. Соловьев).
Впервые в русской философии понятия «эстетическаяценность» и «логическая ценность» были употреблены в 1837 г. писателем-публицистом Надеждиным при характеристике понятий «вкуса» и «красоты».В дальнейшем для определения понятия ценности использовались и понятия «эстетическоедостоинство», и «нравственное достоинство» (Белинский).Ф.М. Достоевский-то,что западноевропейская философия называла ценностями, именовал «святынями»- воплощением идеала.
Собственно «ценностями» с середины и до конца 19века называли экономические ценности или «стоимости». И лишь нарубеже 19 и 20 вв. «ценность обретает аксиологическое значение.
Взгляды русских философов на природу ценностей иногда сильноразличались, но сама проблема определения сущности ценности волновала многиевыдающиеся умы того времени.
Ценности выступают ориентирами и критериями деятельностилюдей. В центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека кмиру, т.е. ценностное отношение возможно только там, где реально присутствуетчеловек, являющийся носителем и субъектом ценностного отношения.
Понятие ценности можно соотнести с такими понятиями, как»значимость", «полезность» или «вредность». Значимостьхарактеризует степень интенсивности, напряженности ценностного отношения — что-то нас трогает больше, что-то меньше, что-то оставляет нас безразличноспокойными.
Полезность может носить чисто утилитарный характер. Ею могутхарактеризоваться материальные и духовные ценности: одежда, кров, орудия труда,знания, умения и т.п. Вредность — это негативное ценностное отношение,например, истина, являясь познавательной ценностью, может приносить огромнуюпользу людям, а может быть употреблена во зло.
Совершенно особенное место в системе человеческих ценностейзанимает нравственность. Нравственные критерии применимы в качествеоценочного основания ко всем областям человеческой деятельности. Как проявлениеобщественной сущности человека, нравственность — это та фундаментальная черта,которая определяет человеческий облик как таковой, нравственность — это «искра»,зажженная в сознании человека, научившегося жить сообща и считаться синтересами других. [3]
Русский философ В.С. Соловьев (1853 -1900) рассматривалпроблемы нравственности во многих своих произведениях, но более систематичноопределил их в произведении «Оправдании добра» (1897).
В нем Соловьев определяет "ценность" как«безусловное значение», как указание на некий высший религиозныйсмысл реальных явлений, людей, а для ценностно-этической характеристикипользуется термином «достоинство». В эстетических трудах конца80-90-х гг. он употребляет словосочетание «эстетическое достоинство».
«Достойное» бытие, понимаемое как «идеальное»и «должное», существующее «само по себе», выступает вкачестве идеала, имеющего значение «нормы» для оценочной деятельностив областях: познавательной (истина), нравственной (благо-добро), эстетической (красота).[4]В своем «Оправдании добра» Соловьев дает глубокий анализ чувств, илиестественных корней нравственности — стыда, жалости и благочестия.
Изначальная вера Соловьева в абсолютное значениенравственных норм, в единство Добра, Истины и Красоты — становится основойосмысления морали и одновременно получает свое философское обоснование («оправдание»)стыд, жалость, благочестие. Все прочие нравственные ценности признаются в«Оправдании добра» лишь различными формами проявления основных начал.
В аксиологических взглядах Соловьева и неокантинианцевприсутствует определенное сходство, что видимо, является результатом общихфилософских истоков.
В 20 веке русская философская мысль, опираясь на различныеметодологические принципы, обосновывает объективную, общечеловеческую природуценностей. Одни мыслители апеллируют к религиозным основаниям ценностей.
Например, Бердяев Н.А. (1874-1948) став на путьдуалистической диалектики «божественного» и «человеческого»,считал, что «только божественным ценностям могут подчиняться ценностичеловеческие». Вместе с тем он утверждал «абсолютную ценностьчеловека как самоцели».
Философ Лосский Н.О. (1870 -1959) суть своей аксиологическойконцепции сформулировал в заглавии монографии: «Ценность и бытие. Бог иЦарство Божие как основа ценностей» (1931 г) Он считал, что абсолютнуюценность имеет путь человека и соответственно всего мира к Богу. Этотпринцип стал основой «онтодологической теории ценностей» Н.О. Лосскогои его этической системы.
Другие русские мыслители в понимании ценности опирались наиные философские традиции. Так, А. Белый переосмысляет неокантианскуюаксиологию, соотнося ценность и культуру, определяя «теорию ценностей»как «теорию творчества», или «теорию символизма». В отличииот Г. Риккерта А. Белый считал ценность не «гносеологическимпонятием», а «понятием творческой деятельности», в которой«индивидуум становится символом ценности». Если для Риккерта ценностьпротивостоит бытию, действительности, жизни, то по А. Белому, ценностьтрактуется как символ и означает возращение к бытию.
Одной из особенностей развития аксиологической мысли вРоссии было то, что русские философы, как правило не следовали какому-либоодному течению западноевропейской философии, а приходили к оригинальномусинтезу ряда идей, в том числе и отечественных, создавая своеобразныеаксиологические концепции.
Один из последователей феноменологии Г.Г. Шпет усматривал вней средство для преодоления дуализма Канта и неокантианства, в том числе вучении о ценностях. Он полагал, что ценности принадлежат к мирудействительности и обладают определенной формой бытия и предметности, считая культурусовокупностью ценностей.
Исследуя «смысл» и «значение» культурныхявлений он подчеркивал культурно-знаковую природу «эстетического предмета»и рассматривал «социально-культурную вещь» как «объективированнуюсубъективность» и «субъективированную объективность». [5]
Писатель-публицист Бахтин М.М., как и Шпет, критикуетнеокантианскую концепцию ценности с феноменологических позиций. Но если сначалаБахтин подчеркивал субъективность ценности, то в дальнейшем он приходит кпризнанию объективности общечеловеческих ценностей, ценных «для всегоисторического человечества». Давая, по его словам, «феноменологическоеописание ценностного сознания», Бахтин не отрывал его «отонтологических корней действительного бытия».
Аксиологическая традиция, возникшая в русской философии вконце 19 начале 20 века и развивавшаяся еще в 20-х гг. не только в эмиграции,но и Советской России, была прервана господствовавшими вульгарно-социологическимии вульгарно-гносеологическими установками. Лишь во второй половине 50-х гг. вэстетике и с начала 60-х гг. в философии началась разработка аксиологическойпроблематики.
Хотя острые дискуссии по вопросам ценности и ценностногоотношения формально проходили в рамках марксистской философии, сам факт этихдискуссий свидетельствовал о методологическом плюрализме.
Основными проблемами, подлежащими обсуждению, являлись: соотношениеценности и оценки, вопрос об объективности ценности, возможна ли «отрицательнаяценность», взаимоотношение общечеловеческих и групповых (классовых инациональных) ценностей, принципы классификации ценностей, специфика эстетическихи нравственных ценностей и др. Проблемами ценностей жизни и культуры,ценностями в философии занимались писатели философы Тугаринов В.П., ДробницкийО.Г., Л.М. Архангельский и др.
Оживление исследовательской работы в области аксиологии всередине 20 века было тесно связано с исследованиями в области этики и эстетики.Впервые была поставлена проблема нравственных ценностей, выступающих своегорода стимулом к деятельности и связанных с ее оценкой.
Важное значение имели дискуссии о природе эстетического,сущности самого эстетического отношения. Сторонники «природной концепции»исходили из того, что эстетические качества действительности существуют до инезависимо от человеческого общества.
Этой точке зрения была противопоставлена «общественнаяконцепция», согласно которой красота существует не как естественноесвойство природы, а как свойство «очеловеченной», т.е. вовлеченной всистему человеческих отношений, природы, ставшей для человека значимой в силу техили иных ее свойств.
В ходе дискуссий было выдвинуто положение о необходимостиаксиологического (ценностного) анализа природы эстетического. Категория красотыопределялась как особого рода ценность, возникающая во взаимодействии субъектаи объекта. Объективная сторона эстетического выступает как ценность, асубъективная — как оценка.
Рассматривая эстетическое отношение как ценностное, исследуясоотношение категории прекрасного и общественного идеала, ученые стремилисьопределить место эстетической ценности среди других ценностей — познавательных,нравственных, религиозных. [6]
Заключение
Отечественная философия — весьма своеобразное инетрадиционное явление мировой философской мысли. Не случайно на протяжениидлительного времени идет полемика о ее национальной самобытности и временивозникновения.
Русской философии, в отличие от европейской, и более всегонемецкой философии, чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальнойсистематизации взглядов. Она представляет собой чисто внутреннее, интуитивноепознание сущего, его скрытых глубин.
Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью,поэтому она часто является в виде публицистики, которая берет начало в общемдухе времени, со всеми его положительными и отрицательными сторонами, со всемего порядком и хаосом.
Конечно, русская философия является в большей частизаимствованной, но так оно и должно быть: большее или меньшее заимствование иподчинение чужим влияниям — это общий закон развития философии любого европейскогонарода.
Но философия в России существует не вследствиеискусственного насаждения, а вследствие глубокой потребности, удовлетворяемойвопреки всевозможным препятствиям.
И если только позволительно судить о будущем на основаниипрошлого, то по всей вероятности, довольно скоро философия в России достигнеттакой же высоты развития и силы влияния, как и в наиболее культурных странах.
Происходящие в настоящее время идеологические и культурныепроцессы нередко характеризуются мировоззренческой неопределенностью.
Но осмысление идейного богатства русской философии, включаяопределенные ее достижения в советский период развития, применение более гибкихподходов, цивилизационного и культурологического способов мышления,способствует осознанию действительного исторического места и значения русскойфилософии и русской духовной культуры в современном мире.
Литература
1.   Введенский А.И. Очерки истории русской философии. — Свердловск: Изд-воУрал, 1991. — 592 с.
2.   Евлампиев И.И. История русской философии: Учебное пособие. — М.: Высш. шк.,2002. — 584 с.
3.   История русской философии: Учебник для вузов / под ред. М.А. Маслина. — М.: Республика, 2001. — 639 с.
4.   Маслин М.А. Русская идея. М. — Республика, 1992. — 496 с.
5.   Русская философия: Имена. Учения. Тексты. / под ред. Солнцева Н.В. М.:«ННФРА — М», 2001. — 496 с.
6.   Спиркин А.Г. Философия: Учебник. -М.: Гардарики, 2003. — 368 с.
7.   Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. — М.: Политиздат,1988. — 592 с.
8.   Философия: Учебник для вузов / под ред. Лавриненко В.Н. М.: Культура испорт, ЮНИТИ, 1998. — 584 с.
9.   Философский словарь / под ред.М.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. — 560с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.