--PAGE_BREAK--Война — это грабёж того,
что не разворовали в период
экономического кризиса.
Любое преодоления системного кризиса предусматривает такие этапы:
1. стабилизационный (краткосрочный), который предусматривает восстановление ликвидности банковских учреждений и предприятий реального сектора экономики, предотвращение их массового банкротства, стабилизацию государственной финансовой системы и внешнеэкономических отношений с другими странами мира;
2. восстановительный -(среднесрочный), который предусматривает рост товаров отечественного производства, в первую очередь народного потребления, энергосбережения во всех отраслях экономики;
3. качественного роста (долгосрочный), который предусматривает повышение качества государственного управления и построение его целостной системы, развитие высокотехнологичного сектора экономики на основе ускорения внедрения инноваций.
Стабилизационный и восстановительный этапы направлены на преодоление системного кризиса в стране, а качественного роста — дальнейшего ее предотвращения.
В свою очередь каждый из этапов предусматривает целый комплекс направлений.
К основным направлениям стабилизационного (краткосрочного) этапа относятся следующие:
1. Восстановление ликвидности банковского сектора экономики и предотвращения банкротства системных банков.
2. Поддержка ликвидности предприятий реального сектора экономики и предотвращения их массового банкротства.
3. Стабилизация валютного курса денежной единицы страны.
4. Сведение к профициту внешнеторгового платежного баланса.
5. Сбалансирование государственного бюджета.
6. Стимулирование занятости населения.
Первый этап (Восстановление ликвидности банковского сектора экономики и предотвращения банкротства системных банков) предполагает такие действия по преодолению кризисных явлений:
1. Проведение аудита коммерческих банков с целью определения их финансового состояния и средств, необходимых для восстановления ликвидности и платежеспособности.Выявления коммерческих банков, у которых есть возможность восстановления ликвидности и платежеспособности, а в каких нет.
2. Восстановление ликвидности и платежеспособности «жизнеспособных» коммерческих банков, в первую очередь системных, осуществляется следующим образом:
· Капитализация:
а) путем участия государства в их уставных фондах,
б) вхождением новых акционеров, в первую очередь отечественных.
· Рефинансирование за счет кредитов национального банка под залог акций коммерческих банков.
· Выкуп неликвидных активов, которые находятся в залоге коммерческих банков под кредитование жилищного строительства, Государственными ипотечными компаниями, которые создаются для достройки жилья с 70% степенью готовности.
3. Ликвидация или продажа новым акционерам нежизнеспособных коммерческих банков, в которых задолженность, в первую очередь перед населением, незначительна и ее выплаты из Фонда гарантированных вкладов намного меньше, чем потребность в средствах для восстановления ликвидности и платежеспособности.
4. Законодательно обязать коммерческие банки:
· Принимать от физических и юридических лиц на депозит денежные средства в национальной валюте под процент на уровне ставки рефинансирования национального банка.
· Выдавать кредиты только в национальной валюте физическим и юридическим лицам под процент на уровне ставки рефинансирования национального банка с добавлением 5%.
5. Уменьшение задолженности отечественных коммерческих банков перед зарубежными кредиторами путем:
А) Предоставления этим банкам возможностей приобретения иностранной валюты по официальному курсу с целью выплаты части внешней задолженности.
Б) Реструктуризации части внешней задолженности коммерческих банков под гарантию Правительства под залог акций.
6. Предоставление возможности коммерческим банкам возврата вкладов населению при его согласии вместо иностранной валюты в национальной валюте по официальному курсу национального банка.
Второй этап (Поддержка ликвидности предприятий реального сектора экономики и предотвращения их массового банкротства) предполагает:
1. Возврат к кассовому методу уплаты налогов.
2. Сокращение сроков возвращения НДС экспортерам-производителям продукции.
3. Разблокировку механизма налоговых векселей с ограничением сферы их использования исключительно критическим импортом.
4. Отказ от применения «порога индексации» стоимости основных производственных фондов с целью начисления налоговой амортизации.
5. Уменьшение внешней задолженности предприятий реального сектора экономики путем:
· Проведения аудита внешней задолженности предприятий.
· Предоставления возможности предприятиям покупки иностранной валюты по официальному курсу национального банка с целью выплаты части внешней задолженности.
· Реструктуризации части внешней задолженности предприятий под гарантии Правительства под залог акций.
Третий этап (Стабилизация валютного курса денежной единицы страны) осуществляется путем:
1. Уменьшения спекулятивной составляющей за счет:
· Сокращения длинной валютной позиции по конвертируемой валюте для коммерческих банков на 15%.
· Продажи иностранной валюты населению только в обменных пунктах коммерческих банков по официальному курсу национального банка с добавлением 3%.
2. Уменьшения «долларизации» экономики за счет:
· 100% выкупа валютной выручки предприятий-экспортеров продукции и услуг по официальному курсу национального банка. Отечественные промышленные предприятия-экспортеры продукции имеют право обратного выкупа иностранной валюты для закупки сырья, материалов, комплектующих и оборудования по официальному курсу национального банка, по которому у них осуществлялся первоначальный выкуп валютной выручки.
· Продажи иностранной валюты импортерам только под критический импорт, перечень которого утверждается правительством.
· Введение запрета на выдачу населению коммерческими банками кредитов в иностранной валюте на приобретение потребительских товаров или недвижимости.
Четвертый этап (Сведение к профициту внешнеторгового платежного баланса) включает следующие действия:
1. Импорт в страну только критических групп товаров, утвержденных правительством. 2. Экспорт из страны и импорт в страну товаров по ценам не ниже индикативных, которые утверждаются правительством при участии стороны работодателей и каждый квартал анализируются.
Пятый этап (Сбалансирование государственного бюджета) осуществляется путем:
1. Сокращения расходов на содержание органов государственного управления. 2. Сокращения или недопущения роста социальных выплат всем слоям населения, кроме малоимущих, при сохранении достигнутого уровня социальных стандартов.
3. Прекращения финансирования государственных целевых программ, не относящихся к приоритетным направлениям научно-технического и социально-экономического развития страны.
4. Госзакупки за счет бюджетных средств только отечественных товаров при условии их производства в стране согласно индикативными ценами.
Шестой этап (Стимулирование занятости населения) предполагает следующие действия:
1. Отмена налоговых механизмов стимулирования роста количества наемных работников.
2. Стимулирование создания новых рабочих мест средствами налоговой политики.
3. Налоговая поддержка возвращения населением ипотечных кредитов за счет освобождения от налога на прибыль, налога с доходов физических лиц и взносов на общеобязательное социальное страхование части процентов, которые платит работодатель.
2.2 Основные направления среднесрочного стабилизационного периода
Оптимист считает,
что кризис уже начался,
пессимист –
что он ещё впереди.
К основным направлениям восстановительного (среднесрочного) этапа относятся следующие:
1. Проведение эффективной импортозамещающей промышленной политики и насыщения внутреннего рынка продукцией отечественных товаропроизводителей, в первую очередь потребительского назначения путем:
· Создания фонда промышленного развития для финансирования проектов по организации производства продукции, которая не производится в стране, в первую очередь товаров народного потребления. Источником средств фонда является государственный бюджет.
· Разработки, утверждения и реализации государственной целевой программы по импортозамещению, в первую очередь товаров народного потребления. В рамках этой программы реализуются отдельные проекты. Проекты реализуются на базе промышленных зон. В проектах могут принимать участие предприятия с различной формой собственности. Частные предприятия должны профинансировать не менее 30% их стоимости. Участникам проекта в пользование (аренду) передаются промышленные помещения, расположенные в промышленных зонах, а закупка оборудования и трансфер технологий осуществляется за средства фонда промышленного развития, которые предоставлены в кредит по ставке рефинансирования национальным банком.
Предприятиям, которые принимают участие в реализации проектов, в рамках целевой государственной программы, предоставляются налоговые каникулы путем освобождения от налогообложения прибыли в течение трех лет и применения уменьшено на 50% ставки соответствующего налога в течение двух последующих лет.
2. Проведение эффективной политики энергосбережения во всех отраслях экономики путем:
· Составления энергетических балансов в целом по стране, отраслям ее экономики и регионам.
· Проведение энергоаудита и составления энергетических паспортов на предприятиях и в организациях различных отраслей экономики.
· Создания фонда энергосбережения для финансирования проектов по организации производства энергосберегающего оборудования или по производству альтернативных источников энергии, а также внедрение энергосберегающих технологий. Источником средств фонда является Государственный бюджет.
· Разработки, утверждения и реализации государственной целевой программы энергосбережения, производство энергосберегающего оборудования, а также производства альтернативных источников энергии.
· Налоговое стимулирование экономии энергоресурсов в процессе их потребления.
3. Поддержка и стимулирование развития малого и среднего бизнеса путем:
· Создания фонда развития малого и среднего бизнеса для финансирования проектов с участием малых и средних предприятий по организации производства товаров народного потребления, а также энергосберегающего оборудования. Источником средств фонда является Государственный бюджет.
· Малым и средним предприятиям, которые принимают участие в реализации проектов по организации производства товаров народного потребления, или энергосберегающего оборудования, предоставляются налоговые каникулы путем освобождения от налогообложения прибыли в течение трех лет и применение уменьшенной на 50% ставки соответствующего налога в течение двух последующих лет.
· Расширения применения субъектами малого и среднего бизнеса упрощенной системы налогообложения за счет увеличения предельной величины выручки от реализации продукции.
4. Государственная налоговая поддержка роста производства в ведущих отраслях экономики путем:
Уменьшения налогового давления на отечественных товаропроизводителей и налоговое стимулирование предложения и спроса за счет:
А) Уменьшения ставки налога на прибыль предприятий на 5%.
Б) Уменьшения базовой ставки НДС на 2-5 %.
В)Введения дифференцированной ставки НДС на операции по поставке товаров первой необходимости.
5. Стабилизация ситуации и развитие сельскохозяйственного сектора экономики путем:
· Частичной компенсации процентов по кредитам, предоставленным сельскохозяйственным производителям для закупки отечественной сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений и дизельного топлива.
· Закупка Аграрным фондом сельскохозяйственной продукции у отечественных товаропроизводителей по согласованным ценам с возможным последующим обратным выкупом ее с учетом затрат на хранение.
· Мотивация и поддержка создания на базе крупных и средних сельскохозяйственных предприятий вертикально интегрированных холдингов с участием предприятий пищевой промышленности.
· Мотивация и поддержка создания кооперативов различного типа с участием малых сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств.
6. Стабилизация ситуации и развитие отрасли жилищного строительства и отрасли по производству строительных материалов путем:
· Создание государственной ипотечной компании с передачей ей недостроенного жилья со степенью готовности 70%, которое было в залоге коммерческих банков и выкуплено государством.
· Завершение строительства недостроенного жилья со степенью готовности 70% за счет государственных средств при условии использования отечественных строительных материалов.
· Выдача коммерческими банками населению льготных ипотечных кредитов на приобретение жилья, реализуемого через государственную ипотечную компанию.
2.3 Основные направления долгосрочного стабилизационного периода
Во время кризиса
первыми падают в цене
оптимистические прогнозы.
К основным направлениям качественного роста (долгосрочного, более 1 года, этапа) относятся следующие:
1. Повышение качества государственного управления путем:
· Привлечения на государственную службу профессионально подготовленных и опытных специалистов с постоянной их переподготовкой и повышением квалификации.
· Разработки четкой и последовательной модели государства с едиными целями и ценностями и на этой основе создания и реализации стратегии социально-экономического развития, основанной на научно-техническом и инновационном развитии с учетом глобальных вызовов мировой экономики.
· Построения целостной и согласованной системы государственного управления экономикой страны и ее научно-техническим и социально-экономическим развитием.
2. Разработка и внедрение Национальной программы сохранения и развития трудового потенциала страны, предусмотрев в ней:
· Реформирование отрасли здравоохранения;
· Реорганизацию и качественное обновление системы среднее, профессионально-технического и высшего образования.
3. Приоритетное развитие высокотехнологичного сектора экономики и перехода ее к новому технологическому укладу путем:
А) Внедрения целенаправленной государственной политики стимулирования этого процесса за счет:
· Отмены неэффективных налоговых льгот инновационной направленности и введение действенных стимулов по ускорению создания инновационной продукции.
· Усовершенствования специального режима налогообложения технопарков. Б) Сохранения и развития научно-технического потенциала за счет:
· Обеспечения предусмотренного законодательством уровня финансирования фундаментальных и прикладных исследований в размере не менее 1,7-2,0% ВВП.
· Стимулирования расходов субъектов хозяйствования на научные исследования, выполненные как собственными силами, так и за счет привлечения специализированных научных организаций и учебных заведений путем применения налогового кредита по ставке 50%.
· Введение действенных стимулов реализации инвестиционных проектов инновационной направленности и ускорения создания инновационной продукции инновационных предприятий и организациями.
Далее необходимо отметить критерии оценки эффективности антикризисной политики государства.
Критериями оценки эффективности выполнения программы по преодолению системного кризиса и дальнейшего ее предотвращения выступают пороговые значения показателей, характеризующих экономическую безопасность страны, по соответствующим направлениям экономической политики. При их достижении и соблюдении есть большая вероятность преодолеть системный кризис в стране и в дальнейшем ее предотвращать.
Для обеспечения выполнения программы целесообразно создание антикризисного комитета.
Главными функциями антикризисного комитета являются: — Разработка комплексных мер по преодолению и предотвращению кризиса;
— Подготовка нормативных документов по преодолению и предотвращению кризиса;
— Мониторинг положения в стране по преодолению и предотвращению кризиса и выполнению антикризисной программы;
— Координация работы ветвей власти в стране по преодолению и предотвращению кризиса.
Для выполнения функции, которые возложены на Антикризисный комитет, при нем организуются комиссии по различным направлениям:
· денежно-кредитном,
· банковском,
· социальном,
· бюджетном и др.
В общем смысле эффективность антикризисной политики государства характеризуется соотношением эффекта, т. е. степени достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса, и затраченных ресурсов.
На эффективность антикризисной политики государства влияют следующие факторы.
1. Профессионализм антикризисной политики государства и специальная подготовка. Профессионализм формируется в ходе специального обучения, целенаправленного аккумулирования опыта и развития искусства антикризисной политики государства.
В стране необходимо создание системы обучения антикризисных управляющих, которые способны находить выход из кризиса с наименьшими потерями. Антикризисная политика государства должно стать необходимым элементом любого управления: стратегического, креативного, производственного, экологического, финансового и пр.
2. Искусство управления, данное природой и приобретенное в процессе специальной подготовки, следует выделить особо в перечне факторов эффективности антикризисной политики государства. Поэтому для антикризисной политики государства крайне важен психологический анализ в отборе специалистов, которые способны чутко реагировать на приближение кризиса и управлять в экстремальных ситуациях.
3. Методология разработки рискованных решений. Такая методология должна быть создана и освоена, потому что она в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость.
4. Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Видение будущего и не субъективное, а основанное на точном, научно обоснованном анализе позволяет постоянно осуществлять мониторинг приближающегося кризиса.
5. Важным фактором эффективности антикризисной политики государства является также корпоративность, т. е. понимание и принятие всеми работниками целей организации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый вид интеграции всех сотрудников, развитие внутреннего патриотизма и энтузиазма.
6. Лидерство также входит в совокупность факторов эффективного антикризисного управления. Лидерство определяется не только личностью менеджера, но и сложившимся стилем работы, структурой персонала управления, авторитетом власти, уверенностью, укрепившимся доверием к менеджеру.
7. Оперативность и гибкость управления заключаются в изменении управления в соответствии с ситуациями, адаптации управления к условиям кризиса.
8. Стратегия и качество антикризисных программ. Во многих ситуациях возможна потребность в изменении стратегии управления и в разработке специальных программ антикризисного развития.
9. Отдельным пунктом следует выделить человеческий фактор. Здесь подразумевается обязательное наличие антикризисной команды – ближайших помощников антикризисного менеджера, которые могут пользоваться его особым доверием.
10. Система мониторинга кризисных ситуаций является крайне важным фактором эффективности антикризисного управления. Это организованные действия по непрерывному постоянному определению вероятности и реальности наступления кризиса для его своевременного обнаружения и распознавания.
продолжение
--PAGE_BREAK--