Федеральное агентство пообразованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Факультет предпринимательства и финансов
Кафедра финансов и банковского делаКонтрольная работа по дисциплинеОЦЕНКА БИЗНЕСА
Выполнил:
Подпись:________________________________
Преподаватель:________________________________
(Ф. И.О.)
Должность:_____________________________________
( уч. степень, уч. звание)
Оценка:_____________ Дата:_____________________
Подпись:______________________________________
Санкт-Петербург
2008
Содержание
TOC o «1-3» h z u 1.Основные подходы к оценке бизнеса и общая характеристика методов оценки.PAGEREF _Toc199922197 h 3
2.Оценка стоимости нематериальных активов.PAGEREF _Toc199922198 h 14
3.Задача. PAGEREF _Toc199922199 h 29
Списокиспользованных источников:PAGEREF _Toc199922200 h 31
1. Основные подходы к оценке бизнеса и общаяхарактеристика методов оценки.
С развитием экономики потребность в оценке бизнеса постоянно возрастает. Оценкаобъектов собственности (объектов, принадлежащих полностью или частичноРоссийской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальнымобразованиям) является обязательной при приватизации, передачи в доверительноеуправление либо в аренду, продаже, национализации, выкупе, ипотечномкредитовании, передачи в качестве вклада в уставные капиталы.
Оценка бизнеса позволяет оценить рыночную стоимость собственного(уставного) капитала закрытых предприятий или открытых акционерных обществ снедостаточно ликвидными акциями. В соответствии с Федеральным законом «Обакционерных обществах» в ряде случаев должна проводиться оценка рыночнойстоимости акционерного капитала независимыми оценщиками. Например, эта процедурапредусмотрена при дополнительной эмиссии, выкупе акций и т.д.
Возрастает потребность в оценке бизнеса при инвестировании, кредитовании,страховании, исчислении налогооблагаемой базы.
Оценка бизнеса необходима для выбора обоснованного направления реструктуризациипредприятия. В процессе оценки бизнеса выявляются возможные подходы куправлению предприятием и определяется, какой из них обеспечит предприятиюмаксимальную эффективность, а следовательно, и более высокую рыночную цену, чтои выступает основной целью собственников и задачей менеджеров фирмы в рыночнойэкономике.
Переход к рыночной экономике в России привел к появлению новой профессии,утвержденной Министерством труда РФ, — эксперт-оценщик. В связи с растущимипотребностями в сфере услуг разрабатываются законодательные методические основыоценочной деятельности, правительством РФ утверждены стандарты оценки.Оценочные дисциплины вводятся в учебные планы ведущих экономических учебныхзаведений.
В развитие этого процесса в сентябре 1996 г. в Финансовойакадемии при Правительстве Российской Федерации в рамках специальности «финансыи кредит» была введена специализация по оценочной деятельности.
В Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»от 29 июля 1998 г.№ 135-ФЗ (с изменениями по состоянию на 27 февраля 2003 г.) в ст. 3 даетсятакая формулировка: «Под оценочной деятельностью понимается деятельностьсубъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношенииобъектов оценки рыночной или иной стоимости».
Определяя стоимость объекта оценки, оценщики используютинформацию, представленную заказчиком, поступившую из внешних источников,содержащую наряду с другими сведения о состоянии рынка в целом и того сегмента,на котором «торгуется» оцениваемый объект. На основе полученной информациирассчитывается величина, отражающая в денежном эквиваленте затраты на созданиеобъекта, генерируемый им доход, риски, сопровождающие образование этого дохода,и др. Найденная величина может совпадать с будущей ценой сделки, а может иотличаться от нее. Более того, выполняя заказ покупателя и заказ продавца наоценку одного и того же объекта, оценщик скорее всего получит различные величины,так как наблюдается несоответствие информационной базы и ожиданий заказчиков.Однако такое расхождение не должно быть существенным. Следовательно, величина,определяемая оценщиком, это и не рыночная цена, и не стоимость как свойствотовара. Она занимает промежуточное положение между ними, органично соединяяспецифику оцениваемого объекта и существующие на момент оценки общерыночныепараметры, выражая первое через второе. Поэтому любая стоимостная оценка«привязана» к конкретной дате.
Для того чтобы понять сущность и особенности оценочной деятельности,необходимо дать более развернутые ее определения.
Оценка стоимости бизнеса, как и любого другого объекта собственности,представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс исчисления величиныстоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов вконкретный момент времени в условиях конкретного рынка. Несколько громоздкоена первый взгляд определение сущности оценки стоимости раскрывает тем не менееосновные черты данного процесса.
Рыночная стоимость бизнесаизменяется во времени под влиянием многочисленных факторов, поэтому она«привязана» только к конкретной дате.
Другим существенным факторомоценки в условиях рынка выступает риск – непостоянство и неопределенность,связанные с конъюнктурой рынка, с макроэкономическими процессами и т.п. Инымисловами, риск — это вероятность того, что доходы, которые будут получены отинвестиций в оцениваемый бизнес, окажутся больше или меньше прогнозируемых.
Результатом произведенной оценкислужат рассчитанная величина рыночной стоимости или ее модификации, величина обязательноопределяется денежным определением.
Рассматривая,оценку бизнеса, необходимо выявить его субъекты.
Субъектамиоценочной деятельности выступаютфизические и юридические лица, органы государственной власти исаморегулируемые организации оценщиков, т.е. все те, кто заказывает оценку,проводит ее, регулирует и контролирует, а также является потребителемоценочных услуг. К субъектам оценочной деятельности можно отнести:органы исполнительной власти Российской Федерации (РФ), субъектов Федерации, муниципальных образований; оценщиков — индивидуальных предпринимателей или юридических лиц; профессиональные объединения оценщиков; заказчиков оценщиков — юридических и физических лиц, по инициативе которых на основании заключенного между ними и оценщиком в письменной форме договора проводится оценка того или иного объекта; потребителей оценочных услуг — юридических или физических лиц, органов исполнительной власти, использующих информацию, содержащуюся в отчете об оценке.
Кобъектам оценочной деятельности всоответствии со ст. 5 Закона«Об оценочной деятельности в Российской Федерации» относятся:
· отдельныематериальные объекты (вещи);
· совокупностьвещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида(движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
· правособственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из составаимущества;
· праватребования, обязательства (долги);
· работа,услуги, информация;
· иныеобъекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Россииустановлена возможность их участия в гражданском обороте.
Особое место среди объектовоценки занимает бизнес (предприятие, организация, компания). При оценке бизнесаобъектом выступает деятельность, направленная на получение прибыли иосуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия.Предприятие (организация) является объектом гражданских прав (ст. 132 Гражданскогокодекса РФ — ГК РФ), вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственныхоперациях. В результате возникает потребность в оценке его стоимости. Всостав имущественного комплекса предприятия входят все виды имущества,предназначенного для достижения его целей, для осуществления хозяйственнойдеятельности, для получения прибыли, в том числе недвижимость (земельныеучастки, здания, сооружения), машины, оборудование, транспортные средства,инвентарь, сырье, продукция, а также имущественные обязательства, ценныебумаги, нематериальные активы и объекты интеллектуальной собственности, в томчисле фирменные наименования, знаки обслуживания, патенты, лицензии, ноу-хау,товарные знаки. Поэтому при оценке бизнеса оценщик оценивает предприятие вцелом, определяя стоимость как его собственного капитала, так и отдельныхчастей имущественного комплекса (активов и обязательств).
Цель оценки состоит, как правило,в определении какого-либо вида оценочной стоимости, необходимой клиенту дляпринятия инвестиционного решения, для заключения сделки, для внесенияизменений в финансовую отчетность и т.п. В проведении оценочных работзаинтересованы различные стороны, от государственных структур до частных лиц:контрольно-ревизионные органы, управленческие структуры, кредитные организации,страховые компании, налоговые фирмы и другие организации, частные владельцыбизнеса, инвесторы и т.п.
Стороны, участвующие в проведенииоценочных работ, стремясь действовать в своих экономических интересах,определяют цели оценки.
В зависимости от цели проводимой оценки и от количества и подбораучитываемых факторов оценщик рассчитывает либо рыночную стоимость, либо видстоимости, отличной от рыночной. В стандартах оценки, обязательных кприменению субъектами оценочной деятельности России, определено 10 видовстоимости, в том числе:рыночная стоимость; стоимость объекта оценки с ограниченным рынком; стоимость замещения объекта оценки; стоимость воспроизведения объекта оценки; стоимость объекта оценки при существующем использовании; инвестиционная стоимость; стоимость объекта для целей налогообложения; ликвидационная стоимость; утилизационная стоимость; специальная стоимость.
При расчете стоимости бизнеса оценщик принимает во внимание различныемикро- и макроэкономические факторы, к которым относятся следующие.
Спрос. Спрос определяется предпочтениями потребителей, которыезависят от того, какие доходы приносит данный бизнес собственнику, в какоевремя, с какими рисками это сопряжено, каковы возможности контроля иперепродажи данного бизнеса.
Доход. Доход, который может получить собственник объекта, зависитот характера операционной деятельности и возможности получить прибыль отпродажи объекта после использования. Прибыль от операционной деятельности, всвою очередь, характеризуется соотношением потоков доходов и расходов.
Время. Большое значение для формирования стоимости предприятия имеетвремя получения доходов. Одно дело, если собственник приобретает активы ибыстро начинает получать прибыль от их использования, и другое дело, еслиинвестирование и возврат капитала отделены значительным промежутком времени.
Риск. На величине стоимости неизбежно отражается риск как вероятностьполучения ожидаемых в будущем доходов.
Контроль. Одним из важнейших факторов, влияющих на стоимость,является степень права контроля, которую получает новый собственник. Еслипредприятие покупается в индивидуальную частную собственность или еслиприобретается контрольный пакет акций, то новый собственник получает такиесущественные права, как: назначить управляющих, определить величину оплаты ихтруда, влиять на стратегию и тактику работы предприятия, продавать или покупатьего активы; реструктурировать и даже ликвидировать данное предприятие;принимать решение о поглощении других предприятий; определять величинудивидендов и т.д. В силу того что покупаются большие права, стоимость и цена,как правило, будут выше, чем в случае покупки неконтрольного пакета акций.
Ликвидность. Рынок готов выплатить премию за активы, которые могутбыть быстро обращены в деньги с минимальным риском потери части стоимости.Отсюда стоимость закрытых акционерных обществ должна быть ниже стоимостианалогичных открытых обществ.
Ограничения. На стоимости предприятия отражаются любые ограничения,которые имеет бизнес. Например, если государство ограничивает цены на продукциюпредприятия, то стоимость такого бизнеса будет ниже, чем в случае отсутствияограничений.
Соотношение спроса и предложения. Спрос на предприятие, наряду сполезностью, зависит также от платежеспособности потенциальных инвесторов,ценности денег, возможности привлечь дополнительный капитал на финансовомрынке. Отношение инвестора к уровню доходности и степени риска связано даже сего возрастом: более молодые люди склонны идти на большой риск ради болеевысокой доходности в будущем. На спрос и стоимость бизнеса влияет и наличиеразличных возможностей для инвестиций. Спрос зависит не только отэкономических, но и социальных, и политических факторов, таких, как отношениек бизнесу в обществе и политическая стабильность.
Цены предложения прежде всего определяются издержками созданияаналогичных предприятий в обществе. Очень важное значение (для получениядохода) имеет и количество выставленных на продажу объектов.
На оценочную стоимость любого объекта влияет соотношение спроса ипредложения. Если спрос превышает предложение, то покупатели готовы оплатитьмаксимальную цену. Верхняя граница цены спроса определяется текущей стоимостьюбудущих прибылей собственника от владения этим предприятием. Особенно этохарактерно для отраслей, в которых предложение ограничено природнымивозможностями. Отсюда следует, что наиболее близко к верхней границе в случаепревышения спроса над предложением будут цены на сырьевые предприятия. В то жевремя при превышении спроса над предложением могут появиться в некоторых отрасляхновые предприятия, что приведет к увеличению их числа. В дальнейшем цены наэти предприятия могут несколько снизиться.
Если же предложение превышает спрос, то цены диктуются производителем.Минимальная цена, по которой он может продать свой бизнес, определяетсязатратами на его создание.
Можно выделить три группы принципов оценки бизнеса:
·
·
·
Большое количество принципов не означает, что можно руководствоватьсяими всеми сразу. В каждом случае выделяются основные и вспомогательныепринципы. Когда имеются в виду принципы, то проявляются
лишь основные закономерности поведения субъектов рыночной экономики. Вреальной же жизни ряд факторов может искажать их действие
Первая группа принципов.
Ключевым критерием стоимости любого объекта собственности является егополезность. Бизнес обладает стоимостью только в том случае, когда может бытьполезен реальному или потенциальному собственнику. Полезность для каждогопотребителя индивидуальна, но качественно и количественно определенна вовремени, в пространстве и стоимости. Однако как общую полезность объекта длясобственника в рыночной экономике можно выделить способность объекта приноситьдоход. Полезность бизнеса — это его способность приносить доход в данном местеи в течение данного периода времени. Чем больше полезность, тем выше величинаоценочной стоимости.
Принцип полезности заключаетсяв том, что чем больше предприятие способно удовлетворять потребностьсобственника, тем выше его стоимость.
Еще один методологический принцип оценки стоимости предприятия — принципзамещения. Он определяется следующим образом: максимальная стоимостьпредприятия характеризуется наименьшей ценой, по которой может быть приобретендругой объект с эквивалентной полезностью.
Из принципа полезности вытекает еще один принцип оценки — принципожидания или предвидения. Конечно, прошлое и настоящее бизнесаявляются важными, однако его экономическую оценку определяет будущее. Прошлое инастоящее состояние бизнеса представляет собой лишь исходную основу, ключ кпониманию будущего «поведения» бизнеса.
Вторая группа принципов. Доходность любой экономической деятельностиопределяется четырьмя факторами производства: землей, рабочей силой, капиталоми управлением, результатом их взаимодействия. Поэтому стоимость предприятиякак системы рассчитывается на основе оценки дохода. В формирование доходавносит «вклад» каждой из перечисленных факторов, величину такого вклада нужнознать для оценки предприятия. Отсюда следует еще один принцип оценки — принципвклада, заключающийся в том, что включение любого дополнительного актива всистему предприятия экономически целесообразно, если получаемый прирост стоимостипредприятия больше затрат на приобретение этого актива.
Каждый фактор должен быть оплачен из доходов, создаваемых даннойдеятельностью. Поскольку земля физически недвижима, то сначала должна бытьпроизведена компенсация за использование рабочей силы, капитала и управление,а остаточную сумму денег нужно направить на оплату за пользование земельнымучастком ее собственнику.
Результатом того, что земля позволяет пользователю извлекать максимальныедоходы или до предела уменьшать затраты, может быть остаточная продуктивность.Например, предприятие будет оценено выше, если земельный участок будетобеспечивать более высокий доход или если его положение позволяетминимизировать затраты. Остаточная продуктивность земельного участкаопределяется как чистый доход, отнесенный к земельному участку, после того какоплачены расходы на менеджмент, рабочую силу и эксплуатацию капитала. Это — принципостаточной продуктивности.
Факторы производства оцениваются не сами по себе, а с учетом периода ихвоспроизводства, места в обороте капитала. Следовательно, устаревшеетехнологическое оборудование потребует полной замены, оплаты демонтажа имонтажа нового оборудования, что должно отражаться в оценке стоимостипредприятия. Наоборот, высококвалифицированный состав рабочей силы долженоцениваться с учетом изменения или неизменности вида производственнойдеятельности; высококвалифицированных работников, имеющих большой опыт работына устаревшем оборудовании, труднее переучить. Эти факторы должны приниматьсяво внимание покупателем.
Изменение того или иного фактора производства может увеличивать илиуменьшать стоимость объекта. Отсюда вытекает принцип оценки бизнеса, сутькоторого можно свести к следующему: по мере добавления ресурсов к основнымфакторам производства чистая отдача имеет тенденцию увеличиваться быстреетемпа роста затрат, однако после достижения определенной точки общая отдачахотя и возрастет, однако уже замедляющимися темпами. Замедление происходит дотех пор, пока прирост стоимости не станет меньше, чем затраты на добавленныересурсы. Этот принцип базируется на теории предельного дохода и называется «принциппредельной производительности».
Предприятие представляет собой систему, одной из закономерностей развитияи существования которой является сбалансированность, пропорциональность ееэлементов. Наибольшая эффективность предприятия достигается при объективнообусловленной пропорциональности факторов производства. Различные элементысистемы предприятия должны быть согласованы между собой по пропускнойспособности и другим характеристикам. Добавление какого-либо элемента всистему, приводящее к нарушению пропорциональности, приводит к росту стоимостипредприятия.
Итак, при оценке стоимости предприятия необходимо учитывать принципсбалансированности (пропорциональности), согласно которому максимальныйдоход от предприятия можно получить при соблюдении оптимальных величинфакторов производства.
Одним из важных моментов действия данного принципа служит соответствиеразмеров предприятия потребностям рынка. Если это соответствие нарушается, тобизнес неэффективен (может быть затруднена доставка ресурсов или товаров идр.).
Третья группа принципов. Ведущим фактором, влияющим на ценообразованиев рыночной экономике, выступает соотношение спроса и предложения. Если спрос ипредложение находятся в равновесии, то цены остаются стабильными и могутсовпадать со стоимостью, особенно в условиях рынка совершенной конкуренции(совершенного рынка).
Когда рынок предлагает незначительное число прибыльных предприятий, т.е.спрос превышает предложение, то цены на них могут превысить их стоимость. Еслина рынке имеется избыток предприятий-банкротов, то цены на их имуществоокажутся ниже реальной рыночной стоимости.
На длительный срок оценивания спрос и предложение являются относительноэффективными критериями при определении направления изменения цен. В короткиеже промежутки времени такие факторы, как спрос и предложение, могут бытьнеэффективными на рынке имущества предприятий. Рыночные искажения могутпредставлять собой следствие монопольного положения собственников. Кроме того,на этот рынок могут влиять
государственные механизмы контроля. Например, органы власти могутустановить контроль над продажей предприятий.
Как отмечалось ранее, полезность определенна во времени и пространстве.Рынок учитывает эту определенность прежде всего через цену. Если предприятиесоответствует рыночным стандартам, характерным в данное время для даннойместности, то цена на него будет колебаться вокруг среднерыночного значения;если же оно не соответствует требованиям рынка, то, как правило, цена на данноепредприятие более низкая. Согласно принципу соответствия предприятия,не отвечающие требованиям рынка по оснащенности производства, технологии,уровню доходности и т.д., скорее всего будут оценены ниже среднего.
С принципом соответствия связаны принцип регрессии и принциппрогрессии. Регрессия имеется, когда предприятие характеризуется излишнимиприменительно к данным рыночным условиям улучшениями. Рыночная цена такогопредприятия, вероятно, не будет отражать его реальную стоимость и будет нижереальных затрат на его формирование. Прогрессия наблюдается, когда врезультате функционирования соседних объектов, например, объектов,обеспечивающих улучшенную инфраструктуру, рыночная цена данного предприятияокажется выше его стоимости.
На ценообразование влияет конкуренция. Если отрасль, в которой действуетпредприятие, приносит избыточную прибыль, то в свободной рыночной экономике вэту отрасль пытаются проникнуть и другие предприниматели. Это увеличитпредложение в будущем и снизит норму прибыли. В настоящее время многиероссийские предприятия получают сверхприбыли только в результате своегомонополистического положения, и по мере обострения конкуренции их доходы будутзаметно сокращаться. Отсюда вытекает, что при оценке стоимости предприятийследует учитывать степень конкурентной борьбы в данной отрасли в настоящеевремя и в будущем. Принцип конкуренции сводится к следующему: еслиожидается обострение конкурентной борьбы, то при прогнозировании будущих прибылейданный фактор можно учесть либо за счет прямого уменьшения потока доходов, либопутем увеличения фактора риска, что опять же снизит текущую стоимость будущихдоходов.
Стоимость бизнеса определяется не только внутренними факторами, но вомногом — внешними. Стоимость предприятия, его имущества в значительной мерезависит от состояния внешней среды, степени политической и экономическойстабильности в стране. Следовательно, при оценке предприятия необходимоучитывать принцип зависимости от внешней среды.
Изменение политических, экономических и социальных факторов влияет наконъюнктуру рынка и уровень цен. Стоимость предприятия изменяется, и ее оценкадолжна проводиться на определенную дату. В этом заключается принципизменения стоимости, т.е. для того чтобы рассмотреть возможные способыиспользования данного предприятия, необходимо исходить из условий рыночнойсреды. Спрос на рынке, возможности развития бизнеса, местоположение и другиефакторы определяют способы использования данного предприятия. При рассмотрениинаправлений развития бизнеса может возникнуть вопрос об экономическомразделении имущественных прав на собственность, если таковое позволит увеличитьобщую стоимость. Экономическое разделение осуществляется, если право на объектможно разделить на два права или более, в результате чего общая стоимостьобъекта возрастает. Принцип экономического разделения означает, чтоимущественные права следует разделить и соединить таким образом, чтобыувеличить общую стоимость объекта.
Результатом анализа факторов стоимости и характеристик бизнеса являетсявыбор варианта наилучшего и наиболее эффективного использования собственности,который юридически и технически осуществим и обеспечивает собственникумаксимальную стоимость оцениваемого имущества. В этом заключается суть принципанаилучшего и наиболее эффективного использования. Принципнеобходим, если на его основе осуществляется оценка для реструктуризациикомпании. Если же цель оценки — расчет стоимости действующего предприятия безучета возможных изменений, то данный принцип не применяется.
Оценку бизнеса осуществляют с помощью трех подходов: доходного,сравнительного и затратного. Каждый подход позволяет подчеркнуть особыехарактеристики объекта.
При доходном подходе во главу угла ставится доход как основной фактор,определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектомоценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях.Здесь имеют значение продолжительность периода получения возможного дохода,степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс. Доходный подход — этоисчисление текущей стоимости будущих доходов, которые возникнут в результатеиспользования собственности и возможной дальнейшей ее продажи. В данном случаеприменяется принцип ожидания.
Доходный подход, как правило, является наиболее подходящей процедуройдля оценки бизнеса, однако целесообразно бывает использовать такжесравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях затратный исравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными. Вомногих случаях каждый из трех подходов может быть использован для проверкиоценки стоимости, полученной при других подходах.
Сравнительный подход особенно эффективен, когда существует активныйрынок сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качествасобранных данных, так как, применяя данный подход, оценщик должен собратьдостоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов. Эти данныевключают: экономические характеристики, время продажи, местоположение, условияпродажи и условия финансирования. Действенность такого подхода снижается,если: сделок было мало; момент их совершения и момент оценки разделяетпродолжительный период времени; рынок находится в аномальном состоянии, потомучто быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей. Сравнительныйподход основан на применении принципа замещения. Для сравнения выбираютсяконкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты. Обычно между ними существуютразличия, поэтому необходимо провести соответствующую корректировку данных. Воснову приведения поправок положен принцип вклада.
Затратный подход наиболее применим для оценки предприятий, имеющихразнородные активы, в том числе финансовые, а также когда бизнес не приноситустойчивый доход. Методы затратного подхода целесообразно использовать и приоценке специальных видов бизнеса (гостиниц, мотелей и т.п.), страховании.Собираемая информация включает данные об оцениваемых активах (цены на землю,строительные спецификации и др.), данные об уровне зарплаты, стоимостиматериалов, расходах на оборудование, о прибыли и накладных расходахстроителей на местном рынке и т.д. Необходимая информация зависит от спецификиоцениваемого объекта. Затратныйподход сложно применять при оценке уникальных объектов, обладающихисторической ценностью, эстетическими характеристиками, или устаревшихобъектов.
Затратный подход основан на принципах: замещения, наилучшего и наиболееэффективного использования, сбалансированности, экономической величины,экономического разделения.
Три подхода связаны между собой. Каждый из них предполагает использованиеразличных видов информации, получаемой на рынке. Например, базовыми длязатратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на материалы,рабочую силу и др.; для доходного подхода — ставки дисконтирования икоэффициентов капитализации, которые также рассчитываются по данным рынка.
При выборе подхода перед оценщиком открываются различные перспективы.Хотя эти подходы основываются на данных, собранных на одном и том же рынке,каждый из них связан с различным аспектом рынка. На совершенном рынке всеподходы должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинстворынков несовершенно, предложение и спрос не находятся в равновесии.Потенциальные пользователи могут бытьнеправильно информированы, производство может быть неэффективным. По этим, атакже и по другим причинам при данных подходах могут быть получены различныепоказатели стоимости.
2. Оценка стоимостинематериальных активов.
В настоящее время в имуществе предприятий неуклонно возрастает рольнематериальных (неосязаемых) активов. Это обусловлено волной поглощения однихпредприятий другими, быстротой и масштабами технологических изменений,распространением информационных технологий, усложнением и интеграциейфинансового рынка России. Вопросы методики и организации учета данного видаимущества активно обсуждаются во всем мире. Можно смело сказать, чтонематериальные активы – один из самых проблемных в настоящее время вопросовроссийской методологии бухгалтерского учета.
Практическое использование нематериальных активов в экономическом оборотепредприятий есть по сути процесс коммерциализации инновационной сферы, которыйусловно можно свести к следующим стадиям.
Первая стадия — это грамотная классификация объектов интеллектуальнойсобственности, на базе которой должна формироваться предварительная оценка ихрыночной стоимости. Однако в настоящее время предприятия либо ее не выполняют,либо делают это по-дилетантски. Поэтому необходима профессиональная разработкабазовых методологических и методических рекомендаций.
Вторая стадия — это включение стоимости объектов нематериальных активов всостав имущества предприятий по бухгалтерскому счету 04 «Нематериальныеактивы». В соответствии с законодательством РФ эти средства подлежатамортизации: ежемесячно относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) понормам, которые рассчитывает предприятие (фирма) исходя их первоначальнойстоимости и срока их полезного использования, но не более срока деятельности самогопредприятия (фирмы), затем реализуются и оседают на расчетном счетепредприятия. В дальнейшем они используются исключительно на развитие данногопроизводства, на вознаграждение авторам разработок (а также лицам, которыесодействовали созданию или использованию этих разработок), и потому не должны облагатьсяналогами.
Третья стадия — коммерциализациинематериальных активов заключается:
• в активном выходе предприятий на рынок научно-технической продукции;
• в умении найти своего покупателя, овладевать искусствомпредпринимателя, т.е. самому искать заказчика (потребителя) для своей идеи илиразработки;
• в умении рекламировать их;
• в умении писать в журналы, пробиваться на телевидение и т.д.
Хозяйствующему субъекту любойфирмы собственности необходимо уметь грамотно анализировать ситуацию на рынкепродукции (услуг), вести учет тенденций спроса на свои разработки или продукцию(услуги), закреплять за собой рыночную «нишу» и быть
серьезно подготовленным в области предпринимательской деятельности, маркетинга,знать правовые, юридические основы отношений с партнерами.
Тактика игнорирования подобных действий неизбежно обернется дляпредприятий в будущем полной потерей конкурентной способности их продукции навнешних и внутренних рынках.
Практическое же использование нематериальных активов в экономическомобороте предприятий, превращение их в конкретный механизм для коммерческойоценки результатов интеллектуального труда, интеллектуальной собственности даетвозможность
современному предприятию (фирме):
• изменить структуру своего производственного капитала за счет увеличениядоли нематериальных активов в стоимости новой
продукции и услуг, увеличив их наукоемкость, что сыграет определенноезначение для повышения конкурентной способности продукции и услуг.;
• экономически эффективно и рационально использовать незадействованные илежащие «мертвым грузом» нематериальные активы, которыми все еще располагаютмногие предприятия, фирмы, НИИ, КБ, научно-исследовательские лаборатории и т.д.
В целом проблема коммерческой оценки нематериальных активов явно назрела;нужна классификация нематериальных активов, определение сущностныххарактеристик их видов, принципы постановки на бухгалтерский учет, методы