Реферат по предмету "Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство"


Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «Ценообразование»

Печатается по решениюучебно-методического совета
факультетауправления и региональной экономики ВолГУ
(протокол № 10 от 28.06 2007 г.)

ВВЕДЕНИЕ






Рецензент:
канд. экон. наук, доц. кафедры экономики предприятия
и инновационнойдеятельности Т.В. Бабич (ВолГУ)
Мушкетова, Н. С,Бурыкин, Е. С.
Методическиерекомендации для проведения семинарских занятийпо дисциплине «Ценообразование»: вопросы для обсуж­дения, задачи итестовые задания [Текст]: для студ. экон. спец. и бакалавров, обучающихся понаправлению «Экономика» / Н. С. Мушкетова, Е. С. Бурыкин; ВолГУ, Каф.маркетинга. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. — 106 с.
Учебное пособиесодержит программу курса «Ценообразование»: темы лекционных и семинарских занятий; вопросы, предлагаемые для обсужденияна практических занятиях; задачи, тестовые задания, контрольно-экзаменационные вопросы,темы рефератов и список рекомендуемой литературы.
Настоящее пособие предназначено для студентов, обучающихся по специ­альностям«Маркетинг», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет», «Налоги иналогообложение» очной и заочной форм обучения, и бакалавров, обучаю­щихся понаправлению «Экономика».
О Н. С. Мушкетова, Е. С. Бурыкин, 2007 О Оформление.Издательство
Волгоградского государственного
университета, 2007

Ценообразованиеотносится к числу сложных проблем, ре­шаемых менеджерами предприятий, чтообъясняется многофак­торностью и неопределенностью зависимости между спросом и предложением товаров на рынке. В современныхусловиях разви­тия рыночных отношений, усиления конкуренции в нашей странеповышается роль цен как инструмента конкурентной борьбы, пе­рераспределенияресурсов и капитала. В связи с этим возникает необходимостьсовершенствования ценообразования, его принци­пов и методов. Поэтомутеоретические и практические знания о цене,ценовой политике, стратегиях и методах ценовой политики, динамике и структурецен, формах государственного регулирова­ния цен становятся необходимымиэкономистам, менеджерам, маркетологам.
Цель курса «Ценообразование» — дать студентам необходи­мые знания по вопросам формирования, использования и коррек­ции цен.
Курс «Ценообразование» является логическим продолжени­ем курса «Микроэкономика» и взаимосвязан с такими дисципли­нами, как «Маркетинг», «Экономика предприятия» и «Маркетин­говые исследования».
Курс«Ценообразование» включает следующие тематичес­кие аспекты. В начале курсарассматриваются сущность, функ­ции и видыцен, а также факторы ценообразования. При изучении методологии ценообразованиярассматриваются принципы и под­ходык ценообразованию, тактические и стратегические аспекты ценообразования.Политика цен предприятия характеризует про­цесс создания и поддержанияоптимальных уровней и структур цен,осуществление необходимых изменений цен во времени. По­казано, что цели, которыми руководствуетсяпредприятие при ре­ализации ценовойполитики, многообразны и их достижение зави-

_ з-

сит от конкретных рыночных условий. Ценовая политика реали­зуется черезценовые стратегии, которые основываются на раз­личных, многообразных методах ценообразования. В систему це­новыхметодов включаются затратные и параметрические мето­ды ценообразования. Следует различать состав и структуру цены. В состав розничной цены включают себестоимость,прибыль, кос­венные налоги, торговые скидки и надбавки.
При ценообразованииследует также учитывать тип струк­турырынка, на котором реализуется определенный товар, усло­вия, при которых возникает ценовая дискриминация.
При изучении дифференциации цен необходимо учитывать ее сущность,формы, ее роль в максимизации прибыли. Особый интереспредставляет региональная дифференциация применитель­но к международным рынкам, влияние факторовгармонизации и дифференциации цен напроцессы ценообразования.
Государственное регулирование цен предполагает рассмот­рение его целей,задач, форм, инструментов, особенностей опре­деления цены для целейналогообложения, зарубежного опыта государственногорегулирования ценообразования.
Методы исследования ценовой динамики и экономической конъюнктурырынка включают: методы расчета средней цены, индексный метод в анализеконъюнктуры рынка.
Ценообразование по сферам и отраслям народного хозяйства предполагаетизучение особенностей формирования цены на рын­ках продовольственных товаров; втопливно-энергетическом и минерально-сырьевомкомплексе, транспортном; на рынке труда, научно-технической продукции,капитальных активов, земли; а также на различные социальные услуги.
Данная работапредставляет собой обобщение результатов исследований и учебно-методическихразработок авторов, ос­новные моменты представленного пособия могут быть исполь­зованыпри освоении таких дисциплин, как «Микроэкономика», «Экономика предприятия»,«Маркетинг» и «Маркетинговые ис­следования».

ПРОГРАММА КУРСА«ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ»

№ п/п
Наименование темы
Лекции, часов
Семинары, часов
1
Сущность и виды цен
4
4
2
Методология ценообразования
2
2
з
Система ценовых методов
2
2
4
Калькуляция и структура цены
2
2
5
Ценовая политика предприятия
2
2
6
Стратегии политики цен
2
2
7
Особенности ценообразования на различ­ных тинах рыночных структур
2
2
8
Сущность, цели и виды дифференциации цен
2
2
9
Система мировых цен
2
2
10
Государственное регулирование цен
2
2
11
Методы исследования ценовой динамики и экономической конъюнктуры рынка
2
2
12
Ценообразование и ценовая политика на рынке продовольственных товаров
2
2
13
Ценообразование   в   топливно-энергети­ческом и минерально-сырьевом комплексе
2
2
14
Ценообразование на рынке транспортных услуг
2
2
15
Ценообразование  на рынке  социальных
услуг
2
2
16
Ценообразование на рынке труда
1
1
17
Ценообразование    на    рынке    научно-технической продукции
1
1
18
Ценообразование на рынке капитальных активов
1
1
19
Ценообразование на рынке земли
1
1
Итого
36
36

ПЛАНЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИИ,
ВОПРОСЫ ДЛЯОБСУЖДЕНИЯ НА СЕМИНАРЕ,
ЗАДАЧИ ИТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ТЕМА 1. Сущностьи виды цен План
1.   Сущность и функции цены.
2.   Понятиесистемы цен.
3.Дифференциацияцен по сфере обслуживания националь­
ной экономики. Состав и структура розничной цены.
4.Группировка цен по степени свободы отвоздействия го­
сударства.
5.Классификация цен в зависимости от порядкавозмеще­
ния потребителем транспортных расходов.
6.Группировкацен по степени новизны товара.
Вопросы дляобсуждения на семинаре
  1. Дайте несколько определенийцены. Чем объясняется мно­гообразие ее определений?
2. Какие теории цены Вы знаете? В чем их основноеотличие?  3. Охарактеризуйте функции цены.
4.Цена приреализации учетной функции приближается к сво­
ей затратной (стоимостной) базе, а при реализации функции ба­
лансировки спроса и предложения отклоняется от нее. Есть ли
противоречие между двумя этими функциямицены? Если да, то
каким образом обе функции реализуются на практике?
5.  Какаяфункция цены исторически наиболее древняя?
6.  Назовитефакторы формирования цены.
7.  Что такое система цен? При каких условиях она существует?


8.  Перечислите признаки дифференциации цен.
9.  Назовитеи охарактеризуйте различные виды цен в соот­ветствии с этими признаками.

10.  Как взаимосвязаны и чем различаются закупочные цены и ценыгосударственных закупок?
11.  Дайте определение состава и структуры розничной цены.
12.  В чем привлекательность товара, который рекламирует­ся с помощьюлозунга «Реализуем товар по ценам изготовите­ля»? При каких условиях возможнатакая продажа?
   13. Дайте краткую характеристику налога на добавленную стоимость.
14.Охарактеризуйте понятие паритета цен в сельскохозяй­ственном производстве.
15. Какиеклассификации цен Вы знаете кроме перечисленных? 16. Что такое «трансфертнаяцена»?
Тестовыезадания
1.Максимизация прибыли — это:
a)    задача государственной ценовой политики;
b)          задача ценовой политики фирмы;
c)    задачаценовой стратегии фирмы;
d)          нетверного ответа.
2.В чемразличие понятий «оптовые» и «розничные» цены?
a)     в наличии розничной торговой организации;
b)    вразмере партии продажи товара;
c)     в категории покупателя, ради которого организована про­дажа (населениеили организации);
d)           всеответы верны.
3.  Перечислите рычаги ценового регулирования впорядке
убывания степени их жесткости:
a)     предел норматива рентабельности;
b)           предел торговой надбавки;
c)     верхний абсолютный предел цены;
d)           НДС.




— 7 -

4.Какуюзадачу призваны решать закупочные цены?
а)   ограничение властипредприятий-монополистов;
b)   обеспечение необходимой прибылисельскохозяйствен­нымпроизводителям;
c)     задачи государственной политики;
d)           максимизациядоходов государственного бюджета.
5.Какая функция цены исторически наиболеедревняя?
a)     функция стимулирования научно-технического прогресса;
b)           учетно-измерительная функция;
c)     функция балансировки спроса и предложения;
d)           нетверного ответа.
6.Определитецену:
a)     цена- стоимость товара;
b)           цена — форма выражения ценности, полезности благ, про­являющаяся впроцессе обмена;
c)      цена — количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель купить единицу товара или услуги;
d)           цена — количество денег (других товаров или услуг, вели­чина процента), за которое продавец согласен продать, а покупателькупить единицу товара или услуги;
e)     нетверного ответа.
7.В структурурозничной цены входят:
a)     акциз;
b)           прибыль;
c)     торговаянадбавка;
d)           себестоимость;
e)     всеответы верны.
8.  Какие виды цен выделяют в зависимости отмасштаба
обслуживания современных рынков?
a)    национальные;
b)          внешнеторговые; -с)   закупочные;

d)           мировые;
e)     всеответы верны.
9.Равновесная цена — это цена, при которой равны:

1 а)   объем спроса на товар и объем егопредложения;
b)    прибыльи затраты на производство товара;
c)     объемыреального производства и потенциальные воз­можности производства;
d)           нетверного ответа.
10. Для каких типов продукции возможно использование це­новой стратегии«снятие сливок»?
a)     длясырьевых товаров;
b)    для зерновых культур;
4 с)   для модных швейных изделий;
d)    для молочных продуктов;
e)    всеответы верны.
ТЕМА 2.Методология ценообразования План
1.  Принципы ценообразования.
2.  Затратноеценообразование.
3.  Ценностноеценообразование.
4.  Ценовая политика фирмы.
5.  Этапыпроцесса ценообразования.
Вопросы дляобсуждения на семинаре
1.  Объяснитевзаимосвязь и различие понятий «методоло­гияценообразования» и «методика ценообразования».
2.  Перечислите и поясните принципы ценообразования.
3.  Перечислите и охарактеризуйте подходы к ценообразованию.
4.  Объяснитевзаимосвязь таких понятий, как «ценовая по­литика фирмы» и «ценовая стратегияфирмы».
5.  Охарактеризуйтетактику и стратегию ценообразования.
6.  Перечислите и охарактеризуйте известные вамприемы
установления цен.



— 8 -

— 9 -

7.  Проанализируйтеэтапы процесса ценообразования.
8.  Охарактеризуйте запрещенные приемы при установлении цен.
9. Найдите в изданиях периодической печати примеры соблю­дения/нарушения принципов ценообразования на предприятиях.
Задача
Полные затраты изготовителя продукции, включая доставку на склад изготовителя, составляют 30 руб. на единицу продукции. Приемлемый для изготовителя норматив рентабельности состав­ляет 10 % кзатратам. Изготовитель доставляет продукцию че­тырем потребителям. Данные опотребителях 1-4 представлены в таблице 1.
Таблица 1 Данные опотребителях

Показатели
Потребители
1
2
3
4
Расстояние от склада изготовителя до потребителя, км
5
25
150
200
Сложившийся объем поставок, шт.
100
200
250
200
Суммарные затраты на доставку от склада изготовителя до потребите­ля, руб.
100
950
5 625
5 600
Рассчитайте отпускную цену единицы продукции на услови­ях франко-складизготовителя (ставка НДС — 18 %).
Проанализируйте возможность и целесообразность установ­ления единых или поясных цен (I пояс — до 100 км, II пояс — свы­ше 100 км), если стоимость аналогичного продукта уконкурентов сучетом затрат на доставку составит: для потребителя 1 -46,2 руб.; 2 — 43,9руб.; 3 — 63,7 руб.; 4 — 69,0 руб.
Тестовыезадания
1. Что относится к методике ценообразования? а)   определение цен на новый видпродукции;
-10 -


b)    учетзатрат труда;
c)    затратноеценообразование;
d)          системаскидок;
e)    нетверного ответа.
2. Активноеценообразование -это:
a)    установление цен только на основании затратного цено­образования или только под влиянием ценовых решений конкурентов;
b)    установление цен в рамках политики управления сбытом с цельюдостижения наиболее выгодных объемов про­даж, средних затрат на производство ицелевого уровня прибыли;
c)    ориентация на действующие рыночные цены;
d)   все ответы верны.
3.К принципамценообразования относятся:
a)     научное обоснование цен;
b)           непрерывность процесса ценообразования;
c)     обязательныйучет налогов;
d)    единство процесса ценообразования и контроля за соблю­дением цен;
e)     всеответы верны.
4.Ценностное ценообразование — это:
a)     подход, задача которого состоит в том, чтобы удовлет­ворять клиента;
b)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.