Оглавление
С.
Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. Малое предпринимательство – сущность и содержание................
5
1.1 Понятие и сущность предпринимательской деятельности...........
5
1.2 Малое предпринимательство как вид предпринимательской деятельности………………………………………………..…………………
10
1.3 Состав и структура российского малого предпринимательства..
11
Глава 2. Роль малого предпринимательства в рыночной экономике……..
14
2.1 Значение малого предпринимательства в рыночной экономике.
14
2.2 Необходимость государственной поддержки малого предпринимательства …………….………………………………………….
16
Глава 3. Основные проблемы развития малого бизнеса в России и направления государственной поддержки………………………………….
23
3.1 Проблемы повышения инновационной активности в малом бизнесе…………………………………………………………………………
23
3.2 Проблемы совершенствования системы кредитования малых предприятий………………………………………………………………….
28
3.3 Проблема устранения административных барьеров как одно из основных направлений государственной поддержки малого бизнеса……
32
Заключение …………………………………………………………………...
49
Список использованных источников и литературы………………...……..
51
Введение
Малое предпринимательство — не только существенная составляющая и массовая субъектнаябаза цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемыйэлемент присущего ему конкурентного механизма, но имаксимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров формахозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственныересурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлятьнемалый интерес как предмет государственного регулирования.
Значимость изученияпроблемы малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему, как подчеркивают авторы большинствапубликаций на эту тему, менее всего повезло в отношениигосударственной и иной поддержки, до сих пор в масштабах страны не созданаинфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий. Недооценкамалого предпринимательства, игнорирование егоэкономических и социальных возможностей в течение почти всего периода реформмогут быть расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшимуглублением кризиса российской экономики в целом.
«Государственная поддержка малогопредпринимательства» — я считаю актуальной темой по предмету Национальнаяэкономика по следующим причинам:
1) Малоепредпринимательство является одним из важных составляющих Российской экономики.Необходимо выявить проблемы, существующие в настоящее время в малом бизнесе, иопределить направления, где необходима государственная поддержка ирегулирование.
2) Правильноорганизованная поддержка малого предпринимательства государством — необходимоеусловие для развития бизнеса малых предприятий, что способствует стабилизацииэкономического состояния экономики России, роста объема ВВП и благосостояниянаселения страны.
Объектом курсовой работыявляется малое предпринимательство России.
Предметом курсовой работыявляются все те факторы, которые позволят охарактеризовать, проанализировать исоставить прогноз состояния объектаисследования.
Цели курсовой работыпроанализировать нынешнее состояние объекта исследования, а так жепрогнозировать его дальнейшее развитие, а именно:
1. Охарактеризоватьобъект исследования.
2. Указатьмероприятия необходимые для анализа.
3. Датьпрогноз дальнейшего развития.
Задачами курсовой работыявляется научиться анализировать состояние экономического объекта, а такжедоказать целесообразность и значимость государственного регулирования объектаисследования.
Глава1. Малое предпринимательство – сущность и содержание
1.1 Понятие и сущность предпринимательской деятельности
С переходом к рыночнымотношениям, проведением экономических реформ, в условиях формирующегося вРоссии свободного рынка товаров, работ, услуг расширяется сферапредпринимательской деятельности. Основным действующим лицом проводимых внастоящее время экономических реформ являются предприниматели. Получилоразвитие также законодательство, закрепляющее новые формы и методыгосударственного регулирования рынка, имущественных отношений предпринимателей.За годы реформирования России юридическое понимание предпринимательствапретерпело существенные изменения.
Действующее сейчасзаконодательство (ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее ГК РФ)рассматривает предпринимательскую деятельность, как самостоятельную,осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическоеполучение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работили оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленномпорядке.
Предпринимательскиеотношения – общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, атакже тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения погосударственному регулированию рыночной экономики.
Эти отношенияподразделяются на две группы:
1) собственнопредпринимательские отношения (горизонтальные отношения, то есть отношения предприниматель – предприниматель);
2) некоммерческие отношения(вертикальные отношения, то есть отношения предприниматель – орган управления).
Эти группы вместеобразуют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.В основе горизонтальных (имущественных) отношений предпринимателей лежитюридическое равенство сторон. Права и обязанности, как правило, возникают издоговора.
Во вторую группу входятотношения некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими,например отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя),лицензированием и т.д.
В эту группу включеныотношения по государственному регулированию рыночной экономики. Это отношенияпо поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности,правового регулирования качества продукции, товаров и услуг, правовогорегулирования ценообразования и т.д. Для них характерна обязательностьадресованных предпринимателям управленческих актов, принятых в пределахкомпетенции органов управления.
В сфере экономики эти двегруппы отношений тесно взаимодействуют, что обуславливает взаимосвязь ивзаимозависимость нормативных актов и нормативных предписаний, регулирующихотношения хозяйствования и управления ими.
Особенностьюпредпринимательских отношений по сравнению с гражданскими отношениями являетсясубъектный состав. По субъектному составу отношения, регулируемы ГК РФ,включают граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты РоссийскойФедерации и муниципальные образования.
Граждане без образованияюридического лица (ст. 23 ГК РФ), а также юридические лица могут заниматьсяпредпринимательской деятельностью. В предпринимательских отношениях за основуберется понятие «хозяйствующий субъект».
Хозяйствующий субъект –лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Вместе с тем понятие«хозяйствующий субъект» шире понятия «предприниматель», так как некоммерческаяорганизация – учебное заведение, не будучи предпринимателем, может участвоватьв хозяйственном обороте.
Существенным в пониманиипредпринимательства является норма ч.2 ст. 34 Конституции РФ, определяющей, чтопредпринимательская деятельность есть разновидность деятельности экономической.Предпринимательство может осуществляться только в рамках экономическойдеятельности. Деятельность, направленная на систематическое получение какого-тодохода, но не являющаяся экономической, не может рассматриваться какпредпринимательская.
На это обстоятельствоуказывает ч.1 ст.22 Арбитражного процессуального кодекса РФ, где сказано, чтоарбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающих изгражданских, административных и иных правоотношений, а также в ПостановленииПленума Высшего Арбитражного РФ от 28 сентября 1994 года, где отмечалось, чтоарбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономическихспоров, связанных с предпринимательской деятельностью.
Признакипредпринимательской деятельности.
Предпринимательскаядеятельность отличается рядом признаков, что позволяет говорить опредпринимательской деятельности как о более узком понятии, чем хозяйственная.
Основные и обязательныепризнаки предпринимательской деятельности являются:
1) самостоятельнаядеятельность;
2) цель деятельности –получение прибыли;
3) систематическийхарактер получения прибыли;
4) хозяйственный риск;
5) факт государственнойрегистрации участников.
Отсутствие любого из пятипризнаков означает, что деятельность не является предпринимательской.
1) Предпринимательская деятельностьможет осуществляться как самим собственником, так и субъектом, управляющим егоимуществом на правах хозяйственного ведения с установлением пределов ведениясобственником имущества.
Самостоятельность ворганизации производства дополняетсякоммерческой свободой. Субъект предпринимательской деятельности определяет путии способы реализации своей продукции, выбирает контрагентов, с которыми будетиметь дело. Экономические связи закрепляются договорами.
Важным условиемкоммерческой свободы является свобода ценообразования. В экономике абсолютнойсвободы производителей не существует. Предприниматель имеет полную самостоятельностьв том смысле, что над ним нет инстанции, принуждающей что делать, как исколько. Но он не свободен от рынка и его жестких требований. Поэтому можноговорить лишь об определенных рамках самостоятельности.
2) Предпринимательскаядеятельность – это деятельность, направленная на систематическое получениеприбыли. Прибыль представляет собой продукт специфического человеческогоресурса предпринимательских способностей. Труд этот не простой и соединяет всебе, во-первых, проявление инициативы по соединению вещественных и людскихфакторов для производства товаров и услуг, во-вторых, принятие неординарныхрешений по управлению фирмой, организации труда и, в-третьих, внедрениеинноваций путем производства нового вида продукции или радикального измененияпроизводственного процесса. Это позволяет говорить о предпринимательстве как опрофессиональной деятельности, направленной на извлечение прибыли.
3) Обладаясамостоятельностью, организуя производство в своих интересах, предпринимательберет на себя ответственность в пределах, определенных организационно-правовойформой предприятия, за результат своей деятельности.
Имущественнаяответственность предпринимателя – это его обязанность претерпетьнеблагоприятные имущественные последствия, обусловленные допущенными с егостороны правонарушениями; размер ее зависит от организационной формыпредприятия.
4) Признакомпредпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Рискпостоянно сопутствует бизнесу и формирует особый способ мышления и поведения, психологиюпредпринимателя. Риск — это возможные неблагоприятные имущественные последствиядеятельности предпринимателя, не обусловленные какими-либо упущеннымивозможностями с его стороны. Предприниматель отвечает за риск своим имуществом,но не только. Возможны дополнительно к этому и утраты, влияющие на его статусна рынке труда и капитала, конкурентоспособность, профессиональную репутацию,психологическую оценку и т.д.
5) Государственнаярегистрация участников предпринимательской деятельности – юридический факт,предшествующий началу осуществления предпринимательской деятельности.Приступить к предпринимательской деятельности можно с момента государственнойрегистрации. Отказ от государственной регистрации допускается только в случаяхнарушения установленного порядка образования юридического лица илинесоответствия его учредительных документов закону. Отказ в государственнойрегистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы всуд.
Таким образом,предпринимательство можно определить как инициативную деятельностьхозяйствующих субъектов, направленную на получение прибыли и основанную на ихсамостоятельности, ответственности и риске.
1.2 Малоепредпринимательство как вид предпринимательской деятельности
Малоепредпринимательство является активным фактором конкурентного рынка. Основнойпринцип предпринимательства — найти потребности и удовлетворить ее.
Правовоерегулирование развития малого предпринимательства осуществляется Гражданскимкодексом РФ, Законом РФ «О государственной поддержке малогопредпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 года Законом РФ «Обупрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малогопредпринимательства» от 29 декабря 1995 года, Законом РФ «О единомналоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31 июля1998 года, а также рядом других законодательных актов.
В Российской Федерациикритерием отнесения предприятий к малым является численность всего персонала каксостоящего в штате, так и работающего по гражданско-правовым договорам,
Субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участи я РФ,субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иныхфондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическимлицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% ив которых средняя численность работников за отчетный период не превышаетследующих предельных уровней (малые предприятия):
— в промышленности,строительстве и на транспорте — 100 чел.;
— в сельском хозяйстве инаучно-технической сфере — 60 чел.;
— в оптовой торговле — 50чел.;
— в розничной торговле ибытовом обслуживании населения — 30 чел.
— в остальных отраслях ипри осуществлении других видов деятельности — 50 чел.
Под субъектами малого предпринимательства понимаютсятакже физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью безобразования юридического лица.
Субъектами малого предпринимательства, на которые распространяется упрощеннаясистема налогообложения, учета и отчетности, признаются лишь индивидуальныепредприниматели и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорамгражданско-правового характера) до 15 чел. независимо от вида осуществляемойими деятельности.
Предприятиеможет быть признано малым только при условии, что сумма выручки от реализациипроизведенных им товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в течениепредыдущих четырех кварталов не превышала размера, равного 1000-кратномуустановленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда. Дляпризнания предприятия малым средняя численность работающих определяется вкаждом налоговом периоде ежеквартально нарастающим итогом исходя из фактическойчисленности работающих.
1.3Состав и структура российского малого предпринимательства
Российский малый бизнес, как и малый бизнес влюбой другой стране, многолик и включает в себя разные типы и формыпредпринимательства. Самый тонкий, «верхний» слой его — это немногочисленные,малые по числу занятых, но вполне капиталообеспеченные. работающие на основеинтенсивных передовых технологий, освоившие российский рынок и делающиеуспешные шаги на международном рынке фирмы. Отрадно, что к их числу принадлежати некоторые предприятия, работающие в сфере высоких технологий, — такиесложившиеся как малые предприятия, хорошо известные ныне софтверные фирмы,относящиеся уже к среднему бизнесу, как производящая бухгалтерскую программу«1С» фирма Б. Нуралиева, специализирующиеся на правовых базах данных «Гарант» и«Консультант-Плюс» или на антивирусных программах — «Лаборатория Касперского»Они начинали свою деятельность буквально с нуля (если не считать хорошейбизнес-идеи). Есть и примеры, правда, весьма немногочисленные, успеха в областипродвижения российскими малыми предприятиями биологических, медицинских, химическихтехнологий. Это своего рода элита малого бизнеса, обладающая большимпотенциалом, перспективами быстрого роста объемов продаж, капитализации и…ухода из сферы собственно малого предпринимательства.
Далее, в России сейчасуже немало относительно крепких, потихоньку развивающихся, осваивающих рынкисмежных регионов малых предприятий, перспективы которых не столь радужны, нотоже вполне определенны: постепенный рост продаж, обрастание собственной сетьюклиентов, увеличение, а затем стабилизация численности сотрудников, появлениекредитной истории и вперспективе более или менее продолжительная жизнь (последнее зависит от того,насколько прочно они смогут занять и удерживать какую-либо востребованную нишув производстве и предложении уникальных изделий или услуг). Возможно, именно вэтом сегменте сложатся какие-нибудь знаменитые «Иванов и сыновья» или «Петров иСидоров», которые когда-нибудь будут гордиться именно тем, что уже несколькостолетий производят один и тот же — хотя и постоянно совершенствуемый —продукт, пользующийся заслуженным успехом у потребителя. Здесь будут заложенытрадиции почтенных семейных предприятий, чей товарный знак будет стоить неменьше, чем прочие их активы.
Наконец, заними идет уже гораздо более широкий слой малых и мелких фирм, жизнь которых —непрерывная борьба за выживание. Среди них всякого рода небольшие магазинчики,пекарни, ателье, парикмахерские, туристические бюро, ресторанчики, благополучиекоторых зависит от слишком многих факторов: наличия или отсутствия аналогичныхфирм-конкурентов поблизости, изменчивости вкусов покупателей, благосклонностиместной администрации и представителей многочисленных проверяющих органов.Горизонт видения перспективы развития бизнеса у руководителей такихпредприятий очень узок — заедает текучка, постоянные нелады с поставщиками иперсоналом, а вечные проблемы с уплатой налогов и арендной платой порой не даютдаже просчитать рентабельность бизнеса. О развитии в этих условиях можно мечтать,но его нельзя планировать.
Самый нижнийслой — это так называемые самозанятые. Сюда входят как небольшие семейныепредприятия (муж и жена, отец и сыновья), которые заняты оказанием нехитрыхбытовых и ремонтных услуг наименее обеспеченным группам населения, так ипортнихи-надомницы, «помощницы по дому», наконец, бабушки, торгующие своимиовощами и пирожками на рынках и автотрассах. Некоторые из них носят гордоезвание «предпринимателя без образования юридического лица» и даже платятнекоторые налоги, а по случаю используюти наемный труд, большинство же — труженики теневой экономики. Эти малые предприниматели будут сильноудивлены, если определить их деятельность такими словами. Они просто«крутятся», чтобы прокормить семью или чуть подзаработать к крохотной пенсии,и о большем не задумываются.
Глава2. Роль малого предпринимательства в рыночной экономике
2.1Значение малого предпринимательства в рыночной экономике
Как уже было сказано, малыепредприятия играют значительную роль в экономике страны. Возвращаясь ксказанному выше, можно говорить о влиянии малого предприятия на свою внешнююсреду.
При рассмотрении качественныххарактеристик малого предпринимательства можно говорить о его влиянии на:
- ресурсно-сбытовые рынки;
- на агентов рыночных отношений;
- на политические и социокультурныепроцессы.
С точки зрения влияния малогопредпринимательства на ресурсные и сбытовые рынки есть основания говорить о егороли как:
а) важного потребителя,осуществляющего значительные закупки для собственных производственных нужд;
б) гибкого производителя, оперативнореагирующего на изменения конъюнктуры рынка и придающего рыночной экономикенеобходимую эластичность;
в) крупного работодателя, к тому жеиспользующего рабочую силу социально уязвимых слоев (женщин, иммигрантов,инвалидов) и выполняющего в силу этого важную социальную функцию.
В аспектевоздействия малого предпринимательства на важнейшихагентов рыночных отношений целесообразно выделить следующие моменты:
а) малоепредпринимательство играет значительную роль в формировании конкурентной среды;
б) выступаеткак амортизатор колебаний экономической конъюнктуры;
в) играетроль катализатора научно-технического и технологического прогресса (по оценкамспециалистов, на его долю приходится около половины всех изобретенийи научных разработок).
Воздействиемалого предпринимательства на политические и социокультурные процессывыражается в его роли:
а)амортизатора социальной напряженности, поскольку именно малое предпринимательствоявляется фундаментальной основой формирования “среднего класса” и,следовательно, ослабления присущей рыночной динамикетенденции к социальной дифференциации;
б) источникаобученных кадров, охватывающего подавляющее большинство мест производственного обучения.
В дополнение к вышеперечисленным, таксказать общим функциям малого предпринимательства, в России добавляются новые,обусловленные общеэкономической ситуацией, необходимостью смягчения кризисав экономике и социально-политической сфере. Роль малого предпринимательства возрастаетв силу того, что оно призваны: значительно и без существенных капитальныхвложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг сиспользованием местных источников сырья; принять активное участие в конверсиичерез кооперирование как с малыми (тоесть внутри размерной группы), так и более крупными предприятиями; обеспечитьэффективное использование высвобождающихся ресурсов;приблизить производство товаров и услуг к потребителю, помочьвыравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов; вовлечь в производство часть материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшихся исключительно дляличного потребления; создать благоприятные предпосылки длятрудоустройства части рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;ускорить демонополизацию производства, развитие конкуренции, оптимизациюразмерной структуры рыночных субъектов; послужитьисточником ощутимых бюджетных поступлений.
Не менее весомо социально-политическое значение малогопредпринимательства: малые предприятия служат базой развития “среднего” класса,который в состоянии выступить гарантом стабильности в обществе.
Что касаетсяколичественных характеристик малого предпринимательства, к ним относят:абсолютное и удельное количество малых предприятий, число занятых на малыхпредприятиях, доля малых фирм в ВВП и др.
На данныймомент в России малым предпринимательством занимается только 9 % населения,производя 12 % ВВП. Исходя из вышесказанного можно утверждать, что в Россиисуществует большой потенциал развития малого предпринимательства.
Учитываявыявленный потенциал можно было бы предположить, что малое предпринимательстводолжно развиваться сверхбыстрыми темпами с начала реформ и по сегодняшний день;что должен включиться механизм саморегуляции рыночной экономики, стимулируясоздание и развитие малого предпринимательства экономическими методами.
Исходя из вышеизложенного, можносделать вывод о большой значимости малого предпринимательства для экономикистраны: малые предприятия осуществляют значительные закупки дляпроизводственных нужд, повышают эластичность и конъюнктуру рынков, обеспечиваютзанятость свыше 50 % трудоспособного населения, способствуют формированиюконкурентной среды.
В российских условиях квышеперечисленным функциям добавляются: расширение производства товаров и услугна базе имеющегося оборудования без дополнительных крупных капиталовложений,сглаживание диспропорций в развитии регионов, вовлечение средств населения вделовой оборот, трудоустройство высвободившейся в результате прошедших напредприятиях реформ рабочей силы.
2.2Необходимость государственной поддержки малого предпринимательства
В российских и зарубежныхпубликациях в качестве важнейшей причины отсутствия ощутимых результатовроссийских реформ неоднократно отмечалсядефицит не только артикулированнойполитики в отношении малого предпринимательства, но и сколько-нибудьосмысленной политики в отношении частнопредпринимательского сектора экономикивообще.
Основная причина того, почемугосударство упорно не хочет прислушиваться к пожеланиям малогопредпринимательства, заключается в том, что малому бизнесу «не находитсяместа» в сложившейся балансе политическихсил. Крупный бизнес, утративший часть своего влияния, но все же имеющий многообразные каналы воздействияна принятие хозяйственно-политических решений, лоббирует как на индивидуальнойоснове, так и через РСПП собственные приоритеты— его интересуют прежде всего, гарантии против пересмотра итогов приватизации, либерализация валютной выручки,условия вступления в ВТО, инвестиционные льготы по налогу на прибыль и томуподобные вопросы, которые в принципе затрагиваюти малый, и особенно средний бизнес, но, разумеется, не в такой мере.
В конце 1991 г. был создан Комитетпо малому предпринимательству, но всего несколько месяцев спустя он былупразднен; в течение некоторого времени (1992-1994 гг.) существовала следующаясхема: Государственный антимонопольный комитет как лидер и координатор и другиегосударственные органы (министерства экономики, финансов и др.) как участникивыработки и осуществления политики в области малого предпринимательства; крометого, был создан Федеральный фонд развития конкуренции и поддержки предпринимательствав качестве финансового органа, отвечающего за поддержку бюджетными средствамитакой политики. С 1994-1995 гг. разрабатываются специальные государственные программы поддержки малогопредпринимательства как инструмент координации усилий государства, включающийкак федеральный, так и региональный уровень, и частных фирм,общественных организаций в направлении поддержки малого бизнеса (обособенностях этих программ и их эффективности будет сказано ниже). В 1995 г., однако,государственная политика вновь претерпевает изменения: создается специальныйГосударственный комитет по развитию и поддержке малого предпринимательства (приэтом, правда, функции заказчика государственных программ поддержки малого предпринимательства остаются за Фондомразвития конкуренции, который трансформируется в Федеральный фонд поддержкималого предпринимательства). Данная ситуация не могла не порождать неразберихии конфликта интересов между двумя государственными структурами, это, в свою очередь,стало одной из причин того, почему политика государства в отношении малогопредпринимательства на федеральном уровне не претворялась в жизнь должнымобразом. После отставки правительства С.В. Кириенко в августе 1998 г. функции поддержки малогопредпринимательства вновь были переданы Министерству по антимонопольнойполитике.
Ошибочныеконцепции привели к построению методически весьма слабых, уязвимых схем поддержкималого предпринимательства. Особенно на первом этапе рыночных реформ (1992-1994гг.), вопреки господствовавшему на уровне кабинета министров либерализму, в политике по отношению кмалому предпринимательству доминировала идея о том, что государство от лицаобщества должно направлять развитие малого предпринимательства.
Диктуя свои приоритеты(отраслевые, региональные и др.), дабы, как утверждалось, малый бизнесспособствовал устранению дефицита на локальных рынках. Типичным инструментомтакого подхода были льготные кредиты малому предпринимательству в «социальнозначимых» отраслях. В результате фонды поддержки предпринимательства выдализначительное число ничем не обеспеченных кредитов, расцвела коррупция, афинансовая база деятельности большинства фондов сократилась либо былаподорвана.
Реальные возможности иинтеллектуальные ресурсы, направляемые на осуществление политики в области малогопредпринимательства в разных регионах, весьма различны. Такие лидеры рыночныхреформ, как Москва, Петербург, Новгород Великий, Екатеринбург, выстроилидовольно развитые и гибкие системы поддержки малого бизнеса на региональномуровне (созданы соответствующие государственные и общественные институты,внедрены схемы обучения, консультирования и косвенной финансовой поддержкиместных малых предприятий) и располагают определенными финансовыми ресурсамидля обеспечения проводимой ими политики. Иначе обстоит дело в подавляющембольшинстве бедных регионов, дотируемых из федерального бюджета.
Тем не менее, кнастоящему времени во многих регионах создана минимально необходимаяинфраструктура поддержки малого бизнеса. Несмотря на огромные трудности, поРоссии в целом действуют свыше 100 агентств поддержки малогопредпринимательства и межрегиональных маркетинговых центров, предоставляющихконсультационные, бухгалтерские, информационно-маркетинговые и другие услуги,свыше 40 лизинговых компаний, несколько десятков бизнес-инкубаторов. Этого,конечно, мало, учитывая необъятные просторы и степень остроты стоящих передмалыми предпринимателями проблем. К тому же многие из этих институтовподдержки малого бизнеса настолько слабы в финансовом и организационномотношении, что их впору самих «поддерживать». Однако начало положено, исодействовать превращению этих ростков в саморегулирующуюся системугосударственной и общественной помощи малому предпринимательства — одна изактуальнейших задач государства в рамках федеральных и региональных программподдержки.
Согласно Закону «Огосударственной поддержке малого предпринимательства» в России поддержка малогопредпринимательства осуществляется через разработку и реализацию программ поддержки малого предпринимательства. Государственными из них являются только два их вида: федеральные ирегиональные. Муниципальные программыподдержки относятся к программам местногосамоуправления.
На федеральном уровне до 2001 г. действовалачетвертая по счету Федеральная программаподдержки малого предпринимательства. Хотя Закон «О государственной поддержке...» предусматривал ежегодноепринятие таких программ, последняяпрограмма, как и предыдущие, была рассчитана на 2 года (2000-2001 гг.), и наее реализацию было запланировано140 млн. руб.
В таблице 1 представленаинформация о федеральных программах и объемах их финансирования, подготовленнаяв начале 2001 г.для представления в Правительство РФ Министерством по антимонопольной политикеи поддержке предпринимательства.
Программы государственнойподдержки малого бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровне восновном своих целей никогда не достигали. И это не так уж плохо — ведьзачастую то, что называть «программой», по сути, представляло собойрасплывчатый план мероприятий.
Таблица 1
Утверждение ифинансирование федеральных программ поддержки малого предпринимательства
Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации
Постановление Государственной Думы Федерального Собран