Реферат по предмету "Менеджмент (Теория управления и организации)"


Технология принятия управленческих решений

МИНЕСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КГТУ им. А.Н.ТУПОЛЕВА
КАФЕДРАСОЦИОЛОГИИ,
ПОЛИТОЛОГИИ ИМЕНЕДЖМЕНТА.
Гуманитарныйфакультет №7КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
 ПО ПРЕДМЕТУ :
Разработка управленческих решений
на тему:
«Технологияпринятия управленческих решений»
выполниластудентка группы7532 Александрова Л.
Науч.руководитель:
Ефимова Е.В.
Казань 2005План
Введение……………………………………………………………..…………………….…………...PAGEREF _Ref93309779 h 3
1.Понятие процесса принятия решения…………………………………………………….......5
1.1 Общее понятие……………...………………………………………………………………………….5
1.2 Классификация управленческих решений……….……………………………………………………7
2.Технология принятия управленческого решения…………………………….....………PAGEREF _Toc451160699 h 10
2.1 Подходы к принятиюуправленческого решения………………………………………………..……PAGEREF _Toc451160700 h 10
2.2 Системный подход……..……………………………………………………………………………PAGEREF _Toc451160701 h 12
2.3 Особенности технологии принятия решения вуникальных ситуациях………………..……………..PAGEREF _Toc451160702 h 18
2.4 Организационные системырешения проблем в уникальных ситуациях………………………..…….PAGEREF _Toc451160703 h 20
2.5 Информационные системы для принятия решений…………………………………………………...PAGEREF _Toc451160704 h 22
Заключение……………………………………………………………………….………………….PAGEREF _Ref93316711 h 28
Список используемой литературы.............................................................................................PAGEREF _Ref93317156 h 31Введение
Любому поступкуиндивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решенияявляются универсальной формой поведения как отдельной личности, так исоциальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным ицеленаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря науниверсальность решений, их принятие в процессе управления организациейсущественно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.
В ранних трудахпо управлению, как правило, подчеркивается важность гармоничногофункционирования организации. По мнению их авторов, если найти правильнуюформулу, организация будет действовать как хорошо смазанный механизм.
         Принятие  решений, так жекак  и обмен  информацией, — составная  часть любой  управленческой  функции. Необходимость  принятия решений возникает  на  всех этапах  процесса  управления, связана  со всеми  участками  и аспектами управленческой деятельности и является  её  квинтэссенцией. Поэтому  так  важно  понять природу  и  сущность решений.
            Чтоже такое  решение? Попытаемся  дать сначала  самую  общую характеристику. Обычно в процессе какой– либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людейсталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантовдействия. Результат этого выбора и будет являться решением. Таким образом,  решение – это выбор альтернативы.
            Каждомуиз нас ежедневно приходится десятки раз что – то выбирать  на собственном опыте развивая способности иприобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество: выбородежды из имеющегося гардероба, выбор блюд из предложенного меню.
Разработка управленческого решения содержитв себе следующее:
­  Изучение  методов обеспечения качества принимаемогоуправленческого решения в условиях неопределенности внешней и внутренней среды,с учетом факторов неопределенности ситуации и риска вкладываемых инвестиций;
­  Изучение факторов (экономическихзаконов, научных подходов и др.), влияющих на эффективность управленческогорешения как основного условия достижения его конкурентоспособности;
­  Изучение технологии разработки,принятия, реализации и мотивации качественного управленческого решения;
­  Изучение методов анализа,прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования управленческогорешения в рамках системы менеджмента;
­  Получение практических навыков иприменения методических вопросов разработки управленческого решения при помощипроигрывания конкретных ситуаций и решения практических задач с применением ибез  применения компьютерной техники;
­  Закрепление полученных знаний сцелью их применения на практике после окончания учебы.
Принятие решенийявляется важнейшей функцией управления, успешное осуществление которойобеспечивает достижение организацией ее целей. Из-за неумения качественно ирационально осуществлять этот процесс, из-за отсутствия в организации механизмаего осуществления, технологии, страдает большинство фирм и предприятий,государственных учреждений и органов в стране.
Принятие решений,наряду с координацией и коммуникацией, является одним из важнейшихвнутриорганизационных процессов, а особенность его заключается в том, что оннепосредственно направлен на достижение целей организации.
Процессы принятия решений, понимаемые как выбор одной изнескольких альтернатив, пронизывают всю человеческую жизнь. Большинство решениймы принимаем не задумываясь, так как существует автоматизм поведения,выработанный практикой. Но возможны и ситуации, когда человек испытываетмучительные раздумья. В таких ситуациях человек сталкивается либо с новымобъектом выбора, либо обстановкой, в которой совершается выбор.[1]
 1.Понятие процесса принятия решения1.1 Общее понятие.
Процессы принятия решений, понимаемые каквыбор одной из нескольких альтернатив, пронизывают всю человеческую жизнь.Большинство решений мы принимаем не задумываясь, так как существует автоматизмповедения, выработанный практикой. Но возможны и ситуации, когда человекиспытывает мучительные раздумья. В таких ситуациях человек сталкивается либо сновым объектом выбора, либо обстановкой, в которой совершается выбор.
Однако в управлении принятие решений – этоболее систематизированный процесс. Принятие решений в организации представляетсобой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направлениядействий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состояниеморганизации. Сам процесс принятия решений включает множество разных элементов,но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативыи решения. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации,так как план – это набор решений по размещению ресурсов и направлению ихиспользования для достижения целей организации[2].Принятие решений – это “центр”, вокруг которого вращается жизнь организации.Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие –как процесс, ведущий к появлению этого продукта.
Таким образом, принятие решений отражается на всех аспектах управления,и этот процесс является частью ежедневной работы управляющего (менеджера). Вуправлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различныхуровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касаетсяне только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или корганизации в целом.
Принятие решений в организации характеризуется следующим:
­   Это сознательная ицеленаправленная деятельность, осуществляемая человеком;
­   Это поведение,основанное на фактах и ценностных ориентациях;
­   Это процессвзаимодействия членов организации;
­   Это выборальтернатив в рамках социального и политического состояния организационнойсреды;
­   Это часть общегопроцесса управления;
­   Это важно длявыполнения всех других функций управления.
Принятие решений – это наука и искусство. Роль принятого решенияогромна. Важнейший вопрос успешного функционирования организации заключается втом, как организация может выявлять свои проблемы и решать их. Каждое решениенацелено на какую-то проблему, а правильное решение – это то, котороемаксимально обеспечивает цели организации. Тем не менее, “определение цели, ещене формулировка проблемы, а без этого нет необходимости в решениях и действиях.Цели, которые часто пытаются достичь, бывают в ряде случаев недостаточноосознанными. Установление неправильных целей означает, следовательно, и решениенеправильно сформулированных проблем, что может привести к гораздо большемурасточительству ресурсов, чем неэффективное решение правильно сформулированныхпроблем. В этой связи очень велика роль руководителя. Ведь решение не толькопроцесс, но и один из видов мыслительной деятельности и проявления воличеловека. Его характеризуют такие признаки:
Возможность выбора из множестваальтернативных вариантов (если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно,нет и решения);
Наличие цели (бесцельный выбор не рассматривается как решение);
Необходимость волевого акта лица,принимающего решение (ЛПР), так как ЛПР формирует решение через борьбу мотивови мнений .
В этом плане, роль руководителя состоит вумении вырабатывать правильное суждение, правильно осмысливать реальные (а невзятые из заранее составленного перечня) проблемы и постоянно нацеливать себяна управление, опережающее события. Но именно о роли руководителя подробнееречь пойдет в главе. Следует отметить, что выявление проблем является не толькоодним из этапов процесса принятия решения, но и постоянно действующей функциейуправления в любой организации.[3]
В менеджменте понятие «проблема»используется для обозначения разрыва между желаемым состоянием (прежде всегоцелями) той или иной организации и ее фактическим состоянием. А само решениепроблемы рассматривается как средство преодоления такого разрыва, выбор одногоиз многих объективно существующих курсов действий (альтернатив), позволяющихперейти от наблюдаемого состояния к желаемому.1.2 Классификация управленческих решений.
Управленческоерешение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономическогообоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретнойцели системы менеджмента.
Импульсомуправленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшенияактуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем действительныхпараметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.
Для решенияпроблемы необходимо ответить на следующие вопросы:
Что делать (какие новые потребностипотребителей необходимо удовлетворять, либо на каком качественном уровненеобходимо удовлетворять старые потребности);
Как делать (по какой технологии);
С какими производственными затратамиделать;
В каком количестве;
В какие сроки;
Где (место, производственное помещение,персонал);
Кому поставлять и по какой цене;
Что это даст инвестору и обществу в целом.
Комплексные проблемы следуетформализовывать, то есть количественно определять разницу между фактическим ижелаемым состоянием объекта по его параметрам, а так же выполнитьструктуризацию проблемы путем построения для ее решения дерева целей.
Поскольку ресурсы для решения проблемыограничены, следует ранжировать (определять важность, весомость, ранг) проблемыпо их актуальности, масштабности степени риска.
Для повышения качества решенийрекомендуется осуществлять их анализ на основе классификации по следующим признакам:
­  Стадия жизненного цикла товара (маркетинг,НИОКР, ОТПП и др.);
­  Подсистема системы менеджмента(целевая, функциональная и т.д.);
­  Сфера действия (технические,экономические и др. решения);
­  Цель (коммерческие и некоммерческиерешения);
­  Ранг управления (верхний, средний,низкий);
­  Масштабность (комплексные и частныерешения);
­  Организация выработки (коллективныеи личные решения);
­  Продолжительность действия(стратегические, тактические, оперативные решения);
­  Объект воздействия (внешние ивнутренние);
­  Методы формализации (текстовые,графические, математические);
­  Формы отражения (план, программа,приказ, распоряжение, указание, просьба);
­  Сложность (стандартные инестандартные);
­  Способ передачи (вербальные,письменные, электронные).
Основнымифакторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения являются:применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методовмоделирования, автоматизации управления, мотивация качественного решения и др.
Обычно в принятии любого решенияприсутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение ирациональность.
При принятиичисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, чтоих выбор правилен. Здесь  присутствует«шестое чувство», своего рода озарение, посещаемое, как правило,представителей высшего эшелона власти. Менеджеры среднего звена большеполагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ. Несмотря на то, что интуицияобостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз иявляется высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на нее, становитсязаложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильныйвыбор не очень высоки.
Решения,основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, вероятно, потому, чтона первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежатзнания и осмысленный, в отличии от предыдущего случая, опыт прошлого. Используяих и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, выбирается тотвариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнеевремя. Однако  здравый смысл у людейвстречается  редко, поэтому данный способпринятия решения тоже не очень  надежен,хотя подкупает своей быстротой и дешевизной.
Другая слабость втом, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имеламеста, и поэтому опыта ее решения просто нет. Кроме того, руководитель притаком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которыеему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат вдругой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в нее.
Поскольку решенияпринимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личностименеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различатьуравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.
Уравновешенныерешения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своимдействиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить кпринятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.
Импульсивныерешения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи внеограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить,уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными,принимаются «с наскока», «рывками».
Инертные решениястановятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные иуточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружитьоригинальность, блеск, новаторство.
Рискованные решения отличаются отимпульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своихгипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.
Осторожныерешения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов,сверхкритичным подходом к делу. Они еще в меньшей степени, чем инертные,отличаются новизной и оригинальностью.
Перечисленныевиды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управленияперсоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы  системы менеджмента  принимаются рациональные решения, основанныена методах экономического анализа, обоснования и оптимизации. Эти вопросы будутрассмотрены ниже.
Решения классифицируют, руководствуясь различными классификационнымипризнаками.
Наиболее полную и четкую классификацию даетЕ.П. Голубков: по содержанию решения разделяют на политические, социальные,экономические, организационные, технические и т.д.; по срокам действия истепени воздействия на будущие решения – оперативные, тактические,стратегические; по виду лица принимающего решение – индивидуальные иколлективные (организационные); по степени уникальности – рутинные,нетворческие и уникальные, творческие; по степени неопределенности (полнотыинформации) – решения в условиях определенности, в условиях риска(вероятностной определенности) и в условиях неопределенности[4].
Следует отметить, что выдвигая все новые иновые критерии можно выделить массу видов решений, но мы останавливаемся натом, что вид решения (а если быть еще точнее, то технология его принятия)напрямую зависит от рода проблемы и ситуации, в которой она возникла. Подситуацией понимается сочетание условий и обстоятельств, создающих определеннуюобстановку (внешнюю среду), в которой возникла проблема. То есть, с точкизрения технологии принятия решения нам необходимо классифицировать проблему, скоторой сталкивается организация, и тогда круг выбора решений сузится.2.Технология принятияуправленческого решения2.1 Подходы к принятиюуправленческого решения.
В условияхнедостаточности информации по изучаемой проблеме, возможности все строгорассчитать и проанализировать, при множественности мнений о целях, критериях ит.д. может не существовать единственного, лучшего решения.
Принять решение – сравнительнолегко, все сводится к выбору направления действий. Трудно принять «хорошее»решение. Принятие решения – процесс психологический, а человеческое поведениене всегда логично. Иногда людьми движет логика, иногда – чувства. Поэтомуспособы или методы (подходы), используемые руководителем, варьируют отспонтанных до высокологичных.
Итак, в зависимостиот того, на каких аспектах подготовки и принятия решения делается акцент, можновыделить следующие два подхода к теоретическим построениям в этой области [5]
В рамках математической теории принятия решенийразрабатываются нормативные модели принятия решений. Цель применения этихмоделей – выбор наилучших действий (альтернатив) исходя из заданного критерия иситуации, в которой принимается решение. Нормативные модели делают акцент натом, как лицо, принимающее решение, должно подходить к принятию решений.
Математическая теория принятия решений по экономическимпроблемам основана не предположении, что все ЛПР являются «экономическимыслящими» людьми, т.е. в пределах, допустимых законами, морально-этическимистандартами и т.п., они стараются максимизировать результатыпроизводственно-хозяйственной деятельности фирмы.
Однако на деле ЛПР не всегда стремится максимизироватьэкономический результат. Вместо этого ЛПР принимает «удовлетворительные»,«достаточно хорошие» решения. В этом случае при принятии решений могутиспользоваться такие критерии, как «приемлемая величина прибыли», «надежноевыполнение плана».
Технология принятия решений, основанная на математическихмоделях, тем не менее не дает четких рецептов того, как решение фактическидолжно приниматься. Далее в нашей работе мы еще рассмотрим эту технологиюподробнее.
Вторая технология работает с дескриптивными моделями, воснове которых лежит поведенческая теория принятия решений. В ней используютсяпсихологические модели, в которых учитываются процессы и силы, объясняющиереальное поведение ЛПР.
Согласно одной из психологических моделей, ЛПР скореестарается «удовлетворить», чем максимизировать, т.е. найти достаточно хорошеерешение в конкретных условиях с учетом традиций принятия решений. Т.е. скореетрадиции принятия решений, личные качества ЛПР являются определяющими, чемстремление к максимизации какого либо критерия.
Большое влияние в любой технологии на принятие решенияоказывают личностные качества ЛПР. Люди по-разному относятся к риску, к оценкеотдаленных последствий принятых ими решений, к воздействию их на достижениецелей других людей.
Определение того, чемруководствуется ЛПР при принятии решений, используемых им аргументов,психологических аспектов этого процесса (дескриптивная модель), — важная исложная задача. Эта сложность усугубляется тем, что многие количественныеоценки, используемые при подготовке решений («веса» целей, критериев, например),носит субъективный характер. Многие решения принимаются интуитивно. Часто ЛПРне в состоянии проанализировать и четко осмыслить принятое решение.
В связи с этим,интересную технологию предлагает Е.П. Голубков[6].Разработанный им «комплексный подход» включает следующее:
Построение комплексных методик обоснования решений,сочетающих применение взаимодополняющих методов структуризации, характеризациии оптимизации.
Структуризацияпредполагает определение места и роли объекта исследования в решении задач болеевысокого уровня, выделение его основных элементов и установление отношениймежду ними. Процедуры структуризации позволяют представить структуру решаемойзадачи в виде, удобном для последующего анализа.
Характеризациянаправлена на определение системы характеристик, количественно описывающихструктуру решаемой задачи.
Оптимизацияпредполагает выбор наилучшего варианта решения.
Применение этих трех групп методов дает возможностьпоследовательно снижать неопределенность в процессе обоснования решения, повышаетэффективность мыслительной деятельности ЛПР и аналитиков.
Сочетание формальныхи неформальных методов обоснования решений предполагает широкое использованияэкспертных оценок и человеко-машинных процедур подготовки и принятия решений.
Включение руководителяв процесс принятия решений на всех его этапах.
Таким образом, этот подход дает возможностьсконцентрировать неформальное мышление ЛПР на наиболее критических аспектахпроблемной ситуации, в которой принимается решение, и предлагаемыхальтернативах. При этом выявляются и становятся более ясными скрытыепредположения, мотивы поведения, аргументы: они логически включаются в моделипроцесса подготовки, принятия и реализации решения.Поэтому далее рассмотримподходы, в рамках которых эти методы работают.2.2 Системный подход.
В наши дни слово «системный» широкоиспользуется в самых разнообразных сочетаниях. В инженерных системах говорят осис­темотехнике, известен системный анализ, системное управление проектами,системное проектирование организаций и т.д. Очевид­но, что происхождение слова«системный» во многом связано с идеями общей теории систем икибернетики.
Основными понятиями, используемыми обычно при системномподходе, являются система, процесс, вход, выход, обратная связь, ограничения.Эти понятия применяются для систем самой разной природы. В интересующих наспроцессах выбора проекта уникального объекта, разработки пятилетнего планаведомства и т.д. также можно выделить соответствующие системы ( и в них ­-подсистемы), понять их связь с другими системами, определить вход (входнаяинформация), выход (решение). обратные связи (анализ решения) и ограничения(ресурсные, трудовые и т.д.). В итоге выделяются системы, решающие определенныепроблемы.
Что же обычно понимают под словами «системныйподход»? Для ответа на этот вопрос рассмотрим имеющиеся рекомендации по«системному» решению различных по своему характеру проблем.
В соответствии с подходом системотехники выделяютсяследую­щие этапы решения проблемы:
— уяснение задачи и выбор цели;
— перечисление или изобретение альтернатив;
— анализ альтернатив;
— выбор наилучшего решения;
— представление результатов.
В подходе анализа систем и исследования операций обычновы­деляют пять логических элементов:
— выделить цель или совокупность целей;
— выделить альтернативные средства достижения целей;
— определить ресурсы для использования каждой системы;
— построить математическую (при подходе исследованияопера­ций) или логическую (что бывает чаще при подходе анализа систем) модель,т.е. ряд зависимостей между целями, аль­тернативными средствами их достижения,окружающей средой и ресурсами;
— определить критерий выбора предпочтительнойальтернативы. В процессе формирования решений в организации можно выделитьследующие этапы:
— определение целей организации;
— выявление проблем в процессе достижения этих целей;
— исследование проблем и постановка диагноза;
— поиск решения проблемы;
— оценка всех альтернатив и выбор наилучшей из них;
— согласование решений в организации;
— утверждение решений;
— подготовка к вводу решений в действие;
— управление применением решения;
— проверка эффективности.
Похожие этапы можно встретить в самых разных статьях икни­гах — всюду, где идет речь о последовательном подходе к расс­мотрениюсложных проблем. Весьма схожи общие рецепты также и для«изобретателей» творческих решений принципиально новых проблем.
Таблица1.
1
2
3
4
Определить цели и ресурсы решения проблем.
Определить альтернативы.
Аналитически сравнить между собой альтернативы.
Выбрать наиболее предпочтительную альтернативу.
Таблица 1. отражает то общее, что имеется в различныхсис­темных подходах: определение четкой последовательности дейс­твий, учетцелей и средств: выделение и последовательное расс­мотрение альтернативныхвариантов решения проблем, стремление к рациональному выбору между ними. Этиидеи настолько общие, что их вполне можно назвать проявлением здравого смысла.Вероятно, многие рационально мыслящие люди всегда используют эти методы прирешении сложных задач.
Так, например, всистемотехнике используются стандартные методы расчета различных классовтехнических сис­тем (электронных схем, систем автоматического регулирования ит.д.). При использовании подхода исследования операций имеется целый классметодов: математического программирования, вероят­ностные, сетевогопланирования и т.д. При подходе анализа сис­тем используется в первую очередьметод стоимость — эффектив­ность.
Есть примеры, когдаобщая схема системного подхода исполь­зуется для решения сложных проблем безспециальных способов аналитического сравнения альтернатив. Последнее времяобщая схема системного подхода очень популярна. Трудно найти пробле­му, прирешении которой не рекомендовалось бы использовать системный подход.
Рассмотрим подробнее этапы процесса принятия решения.
Подготовка, принятиеи реализация решения как процесс управленческого труда менеджера имеютопределенную технологию: совокупность последовательно применяемых приемов испособов достижения целей организации.
Процесс решения стехнологической точки зрения можно представить в виде последовательности этапови процедур, имеющих прямые и обратные связи.
В зависимости оттого, на каких аспектах в процессе решения делается акцент, можноструктуризовать на отдельные этапы, руководствуясь различными принципами.Именно это было сделано нами ранее, а сейчас рассмотрим подробно этапыизучаемого процесса по технологии, предложенной авторами книги «Менеджмент»О.С.Виханским, А.И.Наумовым.

Стадия 1. Признание необходимости решения.
Восприятие и признание проблемы;
Интерпретация и формулирование проблемы;
Определение критериев успешного развития.
Стадия 2. Выработка решения.
Разработка альтернатив;
Оценка альтернатив;
Выбор альтернативы.
Стадия 3. Выполнение решения.
Организация выполнения решения;
Анализ и контроль выполнения решения;
Обратная связь и корректировка.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.