Реферат по предмету "Разное"


12 марта накануне праздника Торжества Православия в Исаакиевском соборе, в рамках Великопостного Концертного Сезона, прошел общедоступный концерт «исторические традиции русской хоровой школы»

12 марта накануне праздника Торжества Православия в Исаакиевском соборе, в рамках Великопостного Концертного Сезона, прошел общедоступный концерт «ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ХОРОВОЙ ШКОЛЫ». Впервые, после более чем столетнего перерыва, на сцене встретились два старейших хора России - Певческая Капелла Санкт-Петербурга и Московский Синодальный хор, которые до XVIII века назывались хорами Государевых и патриарших певчих дьяков. Комментарии к программе – протодиакон Исаакиевского собора – Андрей Кураев. Вступительное слово – музыковед Екатерина Смирнова.Дорогие друзья, добрый вечер! Международный фестиваль «Академия православной музыки» приветствует Вас на очередном концерте Великопостного Сезона. Наш фестиваль проходит по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Сегодня в канун Торжества Православия в стенах Исаакиевского собора встретились два легендарных русских хора – Певческая Капелла Санкт-Петербурга и Московский Синодальный хор. Оба коллектива имеют древнюю историю, уникальные исполнительские традиции, богатую хоровую литературу и оказали мощное влияние на историю русской музыки и русского хорового мастерства. Капелла ведёт историю с 1479 года, когда по указу Великого князя Ивана III в Москве был учреждён хор государевых певчих дьяков. 12 августа 1479 года хор сопровождал пением чин Освящения Успенского собора Московского кремля, открыв тем самым историю величайшего хорового коллектива России. Синодальный хор, во времена Московской Руси носил название хора патриарших певчих дьяков. Первое упоминание о нём относится к 1589 году, ко времени учреждения патриаршества в России. Оба хора были крупнейшим музыкальным центром Московского государства, собрав лучшие певческие и творческие силы страны. Государевы и патриаршие певчие принимали участие в духовной и политической жизни России: украшали пением Соборные Богослужения и торжественные церемонии в Царских хоромах, сопровождали события государственной важности – наречение на царство и поставление на патриаршество, встречи иностранных делегаций и посольств. Мастера певческого дела пением и молитвою провожали в военные походы русские войска и встречали их с победой. Широкая творческая деятельность государевых дьяков – певчих и учителей, редакторов и распевщиков - во многом определила пути развития церковного пения в России. Помимо участия в службе, певчие дьяки участвовали во внебогослужебных обрядах и церемониях, на торжественных приемах, устраиваемых по случаю больших церковных праздников и важных событий частной жизни лиц царского дома. Государев и патриарший хоры пел во время Царских выходов и Литургического действа, сопровождали Патриарха и царскую семью в ее многочисленных поездках по городам, монастырям и дворцовым селам. Хоры объединяли людей разных сословий – из московских и городовых дворян, из посадских людей и духовенства. Нередко хоры принимали талантливых певцов епископских и митрополичьих хоров России. С распространением партесного пения, хор пополнили «дьяки-спеваки» из Киева и юго-западных русских земель. В торжественные дни, когда службу в Московском Успенском соборе отправлял патриарх в присутствии царя, государевы певчие дьяки пели совместно с патриаршими певчими. После Петровских реформ судьбы хоров сложились по-разному. Хор государевых певчих дьяков в 1701 году был переименован в Придворный хор, а в 1703 году переведён в новую столицу Российской империи – Санкт-Петербург. С этим прославленным певческим коллективом связана деятельность русских композиторов Дмитрия Бортнянского, Михаила Глинки, Милия Балакирева, Николая Римского-Корсакова, Фёдора и Алексея Львовых. Благодаря их трудам к концу XIX века Императорская придворная певческая капелла сложилась как уникальный, не имевший аналогов в мире, творческий образовательный музыкальный центр. Обучение и воспитание молодых музыкантов сочеталось с концертной деятельностью. И поэтому именно здесь рождались наилучшие в России кадры по всем музыкальным специальностям. Хор патриарших певчих дьяков также претерпел реформу. После учреждения Святейшего Синода в 1721 году певчие перешли в его ведомство. В 1830 при Синодальном хоре было открыто Синодальное училище церковного пения. Расцвет хора связан с приходом регента Василия Орлова в 1886 году. Благодаря ему и его преемнику Николаю Данилину, коллектив стал лучшим русским церковным хором и с успехом выступал за границей. На рубеже XIX-XX веков для Синодального хора писали выдающиеся композиторы – Сергей Рахманинов, Сергей Танеев, Александр Кастальский, Павел Чесноков. События 1917 года ещё раз круто изменили историю хоров. Структура Капеллы подверглась разрушению: регентские классы были аннулированы. Но хор был сохранён, и в ХХ веке им руководили Александр Свешников, Георгий Дмитриевский, Елизавета Кудрявцева. Именно с деятельностью этого коллектива и его руководителя, народного артиста СССР Владислава Чернушенко, связано возвращение в концертную жизнь России богатого репертуара русской духовной музыки, долгое время находившейся под запретом. Синодальный хор после революции прекратил своё существование на долгие годы – Синодальное училище было упразднено, а Кремлёвские соборы закрыты. Возродился Московский Синодальный хор только весной 2009 года по инициативе митрополита Волоколамского Иллариона. Ныне хором руководит заслуженный артист России Алексей Пузаков.Сегодня в программе концерта прозвучат лучшие страницы православной церковной музыки из исторического репертуара этих коллективов. В основном это сочинения композиторов так называемого «Нового направления в русской духовной музыке», давшего на рубеже 19 – начале 20 веков целую плеяду выдающихся композиторских имен – Александра Гречанинова, Александра Кастальского, Сергея Рахманинова. Их деятельность была тесно связана и с Синодальным училищем, и с Синодальным хором, для которого они создавали свои творения. Это была новая мощная струя в церковной музыке того времени – обращенная к древнерусским истокам, к мелодии древних распевов, к богатой подголосочной полифонии, и главное – к слову молитвы, которому подчинены все музыкальные средства: фактура, ритм, гармония. А выразительная лирическая эмоциональность роднит эти сочинения с религиозной живописью того времени: Васнецова и Нестерова Музыка 20 века представлена уникальными партитурами Николая Голованова. Николай Голованов – выпускник Синодального училища, наследник композиторских традиций Московской школы, в годы советской власти создавал церковную музыку, но при его жизни она так и не прозвучала. В последнее время в архивах Музея имени Глинки были открыты и изданы его партитуры, и сегодня его сочинения вошли в репертуар Синодального хора. Именно того хора, в расчёте на звучание которого он создавал свои сочинения. В завершении концерта хоры впервые исполнят двойной концерт Николая Римского-Корсакова «Тебе Бога Хвалим», который впервые прозвучит после долгих лет забвения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.