Министерство образования Российской Федерации
Рязанскаягосударственная радиотехническая академия
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
МЕНЕДЖМЕНТ НА ТЕМУ:
«Современные тенденции развития организационных структуруправления».
Рязань 2005
Содержание:
Введение…………………………………………………………………….
Цели курсовой работы …………………………………………………….
Разделениетруда…………………………………………………………..
Виды связи вструктуре управления …………………………………….
Принципыформирования и факторы воздействия …………………….
Структурысистем управления ……………………………………………
Методикаразработки рациональной структуры управления предприятием
Алгоритмформирования организационной структуры компании:
системно-синергетический подход ………………………………………..
Совершенствование организационных структур управлениякак фактор
стратегического развития ВУЗа на современномэтапе ………………
Заключение ………………………………………………………………….
Список литературы ………………………………………………………….
Введение.
Определеннаяорганизация наблюдалась еще на стадии индивидуального труда ремесленника. Оназародилась из многократно повторяющихся производственных функций, выполняемыхремесленником для достижения конечной цели своего труда. Устойчивая реализацияпроизводственных функций и образует простейшую форму организации процессапроизводства, т. е. его первоначальную структуру, существующую еще в скрытомсостоянии. Основой этого явления было кооперированное производство, развитиекоторого привело к выделению функций управления, формирующих организационнуюструктуру.
Таким образом,главным фактором формирования организационной структуры управленияпроизводством было разделение труда, появление функции управления. Совместныйтруд, кооперация рабочей силы породили новый тип отношений, сложившийся какотношения между участниками производственного процесса, между руководителямии подчиненными.
На стадиимашинного производства произошло полное обособление функций управления.Появились полностью освобожденные от производственных функций руководители.Возникает опосредованный контроль с помощью ведомостей, отчетов, докладов и т.п. Налаживается обратная связь. Все это, и в особенности рост масштабовпроизводства, способствовало быстрому развитию организационных структуруправления.
«Структура управления организацией», или «организационнаяструктура управления» — одно из ключевых понятий менеджмента, тесносвязанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров ираспределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весьуправленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческихрешений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий ипрофессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом зданияуправленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в нейпроцессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, котороеруководители организаций уделяют принципам и методам построения структуруправления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкамсоответствия задачам организаций.
Структурныевзаимосвязи в организациях находятся в центре внимания многих исследователей ируководителей. Для эффективного достижения цели необходимо понимание структурыработ, подразделений и функциональных единиц. Организация работы и людей вомногом влияет на поведение работников. Структурные и поведенческиевзаимосвязи, в свою очередь, помогают установить цели организации,ориентированы на их достижение. Вот почему необходимо ознакомиться с разныхсторон со структурным подходом, который применяется в различных организацияхдля обеспечения основных элементов деятельности и взаимосвязей между ними.Структурный подход предполагает использование разделения труда, охватаконтролем, децентрализации и департаментализации
Подструктурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчивовзаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организациикак единого целого. Организационная структура управления определяется также какформа разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которойосуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным нарешение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позицийструктура управления представляется в виде системы оптимального распределенияфункциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и формвзаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими вних людьми.
Вот почемуорганизационную структуру любой коммерческой фирмы, больницы, банка,правительственного учреждения или органов с любым видом деятельности следуетрассматривать с разных
позиций и с учетом разных критериев. На ее действенность иэффективность влияют:
1) действительныевзаимосвязи, возникающие между людьми и их работой. Это отражается в схемахорганизационных структур и в должностных обязанностях;
2) действующаяполитика руководства и методы, влияющие на человеческое поведение;
3) полномочия ифункции работников организации на различных уровнях управления (низшем,среднем, высшем).
При умеломсочетании указанных трех факторов в организации может быть создана такаярациональная структура, при которой существует реальная и благоприятнаявозможность достижения высокого уровня эффективности производства.
Ключевымипонятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни иполномочия. Элементами организационной структуры управления могут быть какотдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либоорганы аппарата управления, в которых занято то или иное количествоспециалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть дванаправления специализации элементов структуры: а) в зависимости от составаструктурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления,осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-техническогопрогресса и т.п.; б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессеуправления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующиепроизводство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.
Отношениямежду элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которыепринято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характерсогласования и являются одноуровневыми. Вторые — это отношения подчинения.Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления,то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которыхпреследуются свои цели.
Придвухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководствоорганизацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящиеработой исполнителей). При трех и более уровнях в структуре формируется такназываемый средний слой, который в свою очередь может состоять из несколькихуровней.
Цель курсовой работы.
В данной курсовой работе, будут рассмотрены:основные понятия организационной структуры управления и современные разработкив этой области для разных отраслей. И продемонстрировано, что при формировании организационных структурглавное внимание отводится приданию им динамичности с тем, чтобы они моглиприспосабливаться к постоянным изменениям внутренней и внешней средам, и что,структура управления может развиваться наподобие живого организма.
Разделениетруда
Исследованиесхем формальных организаций показывает, что существует уровень вертикального игоризонтального разделения труда. Вертикальная схема представлена на рис. 1.Руководитель верхнего уровня управляет деятельностью руководителей среднего инизшего уровней, т.е. в формальном смысле обладает большей властью и статусом.Так представляет управление вертикальное разделение труда в формальнойорганизации на макроуровне.
Вертикальнаядифференциация связана с иерархией организации вглубь. Чем больше ступенейсуществует между высшим уровнем и оперативными работниками, тем более сложнойявляется данная организация.
Вертикальная структура состоит из уровней власти,построенных в иерархическом порядке. Власть распределяется по должностям ируководителям, занимающим эти должности. На рис. 1 показано также положениеработников при вертикальной структуре. Цель рассматривается как ориентир для потока связей и власти. Чтобыпонять обширные взаимоотношения, существующие в организации, следует точносформулировать цель на макроуровне.
Макроориентация касается главным образом всей организации впротивоположность тому, что связано с отдельными видами работ, которыесуществуют в организации.
Горизонтальная дифференциация отражает степеньразделения труда между отдельными единицами. Чем больше в организации различныхсфер, требующих специализированных знаний и умений, тем более горизонтальносложной она является.
Рис. 1. Вертикальное разделение труда
Горизонтальная специализация направлена на дифференциацию функций иохватывает: определение работы (соединение различных отдельных заданий) иопределение взаимосвязи между различными видами работ, которые могутвыполняться одним или многими разными лицами.
Охватконтролем — это число подчиненных, которые отчитываются перед однимруководителем. Функционализация — это разнообразие заданий, которые должны бытьвыполнены, чтобы достичь целей организации. При этом работники, связанные сфункциями, могут определяться как бухгалтеры, администраторы, руководителипроизводственных звеньев и т.п.
Рис. 2. Горизонтальное разделение труда
Горизонтальное разделение труда представлено на рис. 2, где отраженыпримеры подходов к охвату контроля и функционализации. Руководитель высшегоуровня (РВУ) имеет прямой контроль над тремя руководителями: РСУ — руководительсреднего уровня (производство), РСУ — руководитель среднего уровня(бухгалтерский учет), РСУ— руководитель среднего уровня (маркетинг). В своюочередь, РСУ имеют прямой контроль над соответствующими РНУ — руководителяминизшего уровня, а те — непосредственно над определенным числом исполнителей.Это можно рассматривать как функционализацию, в результате которой образуютсяте или иные специализированные подразделения.
Наряду с этимсуществует географическое (территориальное) разделение труда, связанное состепенью распределения физических активов организации по различным местам,регионам. В данной структуре коммуникации, координация и контроль становятсявсе более сложными.
Необходиморазличать масштаб и глубину работ. Масштаб работ — это количество выполняемыхработ, их объем. Сотрудник, выполняющий, например, восемьзаданий, имеет более широкий масштаб работ, чем тот, кто выполняет четыреразличных задания. Что же касаетсяглубины работ, то это определение относится к объему контроля, которыйработник использует, чтобы изменять или влиять на свою работу. Глубина контроляносит личностный характер, она может быть равной, большей или меньшей на одноми том же организационном уровне. Например, руководитель отдела маркетинга впромышленной компании имеет большую глубину работ, чем, скажем, бухгалтер, ведающийтекущим учетом производства. Или, например, исследователь-аналитик в компаниивыполняет значительное число операций и не систематически контролируется администрацией.Однако у него достаточно широкий масштаб работ и большая глубина. Решая конкретные проблемы разделения труда вструктуре управления, необходимо тщательно учитывать не только функциональнуюнаправленность и масштабы выполняемых работ, но и их глубину.
Виды связи вструктуре управления.
В структуреуправления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первыесуть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений идвижения информации между так называемыми линейными руководителями, то естьлицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурныхподразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциямименеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия:линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейныхруководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций иподразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнениядругими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персоналаограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, ноне приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если томуили иному работнику управленческого аппарата предоставляется право приниматьрешения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, онполучает так называемые функциональные полномочия.
Между всеминазванными выше составляющими ОСУ существуют сложные отношениявзаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа элементов иуровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызываютнеобходимость пересмотра всех остальных. Так, если руководством организациипринято решение о введении в ОСУ нового органа, например, отдела маркетинга(функции которого ранее никто не выполнял), нужно одновременно дать ответ наследующие вопросы: какие задачи будет решать новый отдел? кому он будетнепосредственно подчинен? какие органы и подразделения организации будутдоводить до него необходимую информацию? на каких иерархических уровнях будет представленановая служба? какими полномочиями наделяются работники нового отдела? какиеформы связей должны быть установлены между новым отделом и другими отделами?
Увеличениеколичества элементов и уровней в структуре неизбежно приводит к многократномуросту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческихрешений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, чтов современных условиях тождественно ухудшению качества функционированияменеджмента организации.
Принципыформирования и факторы воздействия
К структуреуправления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое дляменеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования структурыуправления, разработке которых было посвящено немало работ отечественныхавторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут бытьсформулированы следующим образом.
1. Организационная структура управления должна преждевсего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненнойпроизводству и его потребностям.
2. Следует предусматривать оптимальное разделениетруда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающеетворческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащуюспециализацию.
3. Формирование структуры управления надлежитсвязывать с определением полномочий и ответственности каждого работника иоргана управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связеймежду ними.
4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, иполномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие,нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
5. Организационная структура управления призвана бытьадекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенноевлияние на решения относительно уровня централизации и детализации,распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности имасштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, чтопопытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в другихсоциально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.
Реализация этих принципов означает необходимость учетапри формировании (или перестройке) структуры управления множества различныхфакторов воздействия на организационной структуры управления.
Главныйфактор, «задающий» возможные контуры и параметры структурыуправления, — сама организация. Известно, что организации различаются по многимкритериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерациипредопределяет множественность подходов к построению управленческих структур.Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных,средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разныйуровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации,иерархических и «плоских», и так далее. Очевидно, что структурауправления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужнанебольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в рукаходного — двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), гдесоответственно нет необходимости проектировать формальные структурныепараметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ,развивается разделение труда и формируются специализированные звенья (например,по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.),слаженная работа коих требует координации и контроля. Построение формальнойструктуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия иуровни, становится императивом.
Важно обратитьвнимание на сопряжение структуры управления с фазами жизненного циклаорганизации, о чем, к сожалению, нередко забывают проектанты и специалисты,решающие задачу совершенствования управленческих структур. На стадии зарожденияорганизации управление нередко осуществляется самим предпринимателем. На стадиироста происходит функциональное разделение труда менеджеров. На стадии зрелостив структуре управления чаще всего реализуется тенденция к децентрализации. Настадии спада обычно разрабатываются меры по совершенствованию управленческойструктуры в соответствии с потребностями и тенденциями в изменениипроизводства. Наконец, на стадии прекращения существования организацииструктура управления или полностью разрушается (если фирма ликвидируется), илипроисходит ее реорганизация (коль скоро данную фирму приобретает илиприсоединяет к себе другая компания, приспосабливающая структуру управления ктой фазе жизненного цикла, в которой она находится).
Наформирование структуры управления оказывают влияние изменения организационныхформ, в которых функционируют предприятия. Так, при вхождении фирмы в составкакого-либо объединения, скажем, ассоциации, концерна и т.п., происходитперераспределение управленческих функций (часть функций, естественно,централизуется), поэтому меняется и структура управления фирмы. Впрочем, дажеесли предприятие остается самостоятельным и независимым, но становится частьюсетевой организации, объединяющей на временной основе ряд взаимосвязанныхпредприятий (чаще всего для использования благоприятной ситуации), емуприходится вносить в свою управленческую структуру ряд изменений. Это связано снеобходимостью усиления функций координации и адаптации к системам менеджментадругих компаний, входящих в сеть.
Важный факторформирования управленческих структур — уровень развития на предприятииинформационной технологии. Общая тенденция к децентрализации «электронногоинтеллекта», то есть к росту числа персональных компьютеров приодновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей,ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем инизовом уровнях. Это относится прежде всего к координации работы подчиненныхзвеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельныхсотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может бытьрасширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управленияна предприятии.
В этомконтексте стоит отметить, что современное развитие информационных системприводит к формированию нового типа предприятий, которые в западной литературеполучили название «виртуальных» компаний (организаций). Под нимипонимают совокупности независимых (чаще всего небольших по размерам)предприятий, являющихся как бы узлами на информационной сети, обеспечивающей ихтесное взаимодействие. Единство и целенаправленность в работе этих фирмдостигаются благодаря гибкой электронной связи на базе информационнойтехнологии, которая пронизывает буквально все сферы их деятельности. Поэтомуграницы между входящими в них организациями становятся «прозрачными»,и каждая из них может рассматриваться представителем компании в целом
Структурысистем управления
Напромышленных предприятиях применяются четыре основные организационные структурысистем управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная (штабная)и матричная.
При линейнойструктуре во главе производственного звена любого уровня стоит руководитель —единоначальник, который осуществляет все функции управления и подчиняется повсем вопросам вышестоящему начальнику. Так складывается подчиненность руководителейразличных уровней по вертикали (линия), которые осуществляют административноеи функциональное управление одновременно (см. рис. 5.1).
Эта структураимеет ряд преимуществ, которые дают возможность оперативно и эффективноуправлять. Она наиболее простая: имеет один канал связи (по вертикали), каждыйподчиненный имеет только одного начальника. Это способствует четкому иоперативному управлению, повышает ответственность руководителя за эффективностьработы возглавляемого им звена.
Но этаструктура характерна для малых предприятий, где круг решаемых вопросовнезначителен и производственных связей немного. Когда же масштабы производствабольше, а круг решаемых проблем все возрастает, повышается технический иорганизационный уровень, линейная структура оказывается неэффективной, так какруководитель не может знать все и поэтому не может управлять хорошо.Управление широкомасштабным производством сосложными связями строится по функциональной структуре (рис. 5.2).
Ее сущностьзаключается в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросамвозлагается на специалистов. Специалисты одного профиля объединяются вструктурные подразделения системы управления и принимают решения, которыеобязательны для производственных подразделений.
Такимобразом, наряду с линейной действует и функциональная организация. Исполнителинаходятся в двойном подчинении. Так, рабочий обязан выполнять одновременноуказания своего линейного начальника и функционального специалиста. Прифункциональной структуре управления линейный руководитель имеет возможностьбольше заниматься вопросами оперативного управления, так как функциональныеспециалисты высвобождают его от решения специальных вопросов. Но командыуправления поступают от многих функциональных служб в одно производственноеподразделение или к одному исполнителю, и поэтому возникает проблема взаимногосогласования этих команд, что создает определенные трудности. Кроме того,снижается ответственность исполнителей за выполнение своих обязанностейвследствие обезлички.
Недостатки как линейной, так и функциональнойструктуры в значительной степени устраняются в линейно-функционалъной(штабной) (рис. 5.3).
Специалистыобразуют при линейном руководстве штаб, который готовит для него данные в целяхкомпетентного решения специальных вопросов. В этом случае функциональныеорганы находятся в подчинении линейного руководителя. Их распоряжения отдаютсяпроизводственным подразделениям только после согласования с последним. Этодает возможность решать вопросы более компетентно. Но при линейно-функциональнойструктуре управления резко увеличивается нагрузка на линейного руководителя,который должен исполнять роль посредника между функциональными службами и подчиненнымиему производственными подразделениями. Он воспринимает потоки информации отподчиненных подразделений, дает задания функциональным службам, вырабатываетрешения, отдает команды сверху вниз.
В настоящеевремя линейно-функциональная (штабная) структура в промышленности играютведущую роль. Основу этой структуры составляет линейное управление. Роль жефункциональных органов меняется в зависимости от уровня управления. Чем вышеуровень, тем большую роль играют функциональные органы. На уровне управленияучастком влияние функциональных служб незначительно, но на уровне управленияпредприятием они выполняют огромную работу по планированию, техническойподготовке производства, выработке управленческих решений.
При всехсвоих положительных сторонах линейно-функциональная структура управления имеет и ряд недостатков, которые становятсяособенно ощутимыми в связи с укрупнением производства и усложнениемпроизводственных связей. Чем крупнее производство и разветвленное аппаратуправления, тем сложнее координировать работу линейному руководителю. Крометого, в структуре нет прочных связей между функциональными службами, врезультате чего наблюдается плохое взаимодействие и параллелизм в работе.
Современныйэтап развития экономики сопровождается увеличением масштабов, усложнением ибыстрыми изменениями, происходящими в производстве. Дальнейшеесовершенствование управления в области структур идет в.направлении ихкомбинирования. В промышленности широко применяются структуры, в которыхфункциональные службы отдают приказы хозяйственным подразделениям по своемуузкому кругу вопросов непосредственно, без согласования с линейнымруководителем. Но в этих условиях могут возникнуть противоречия в решениилинейных руководителей и функциональных служб, так как вторые в первую очередьобеспечивают свои интересы. Тогда координация действий функциональных органовложится на управляющие органы высшего уровня.
Напредприятиях многоцелевой деятельности требуется создание специального органапо управлению целевой программой. В этих случаях, помимолинейно-функциональных органов, осуществляющих управление по вертикали,создаются органы горизонтального целевого управления. Такая структурауправления носит название матричной (см. рис. 5.4).
В матричнойструктуре совмещается два вида структур: линейная и программно-целевая. Повертикали (линейная структура) строится правление по отдельным сферамдеятельности (производство, снабжение, сбыт и др.). По горизонтали(программно-целевая структура) осуществляется управление программами,проектами, темами. Приопределении горизонтальных связей назначается руководитель программы (проекта)и его заместители по отдельным темам, ответственный исполнитель в каждомспециализированном подразделении и организуется специальная служба управленияпрограммой.
Работаобеспечивается путем создания целевых подразделений, где объединяются ведущиеспециалисты для совместной разработки программы. Руководитель программыопределяет, что и когда должно быть сделано, а кто и как будет выполнять ту илииную работу решает линейный руководитель.
Таким образомматричная структура управления дополнила линейно-функциональнуюорганизационную структуру новыми элементами. Это создало качественно новоенаправление в развитии программно-целевых и проблемно-целевых форм управления.Эти формы способствуют подъему творческой инициативы менеджеров в деле повышенияэффективности производства. Матричные структуры управления способствуютперестройке производства на основе новейших технологических процессов и болеепроизводительного оборудования.
Матричнаяструктура управления состоит из проектной и программно-целевой структурыуправления.
Проектнаяструктура управления предусматривает обеспечение централизованного управлениявсем ходом работ по каждому крупному проекту и активизацию деятельностифункциональных подразделений. Под проектом понимается комплекс работ,реализация которого требует участия десятков промышленных фирм и создания централизованнойсистемы управления. Для выполнения проекта создается координационная группа.Во главе группы стоит координатор. Выделенные в координационную группуспециалисты продолжают работать в своих функциональных подразделениях,периодически встречаясь для обмена информацией.
Программно-целевая структура имеет различное построение, так как каждаяпромышленная фирма разрабатывает свою программно- целевую структуру управления применительно кспецифике производства.
Временныецелевые группы создаются из ведущих специалистов для решения разнообразных задач:
разработки маркетинговых программ;
повышения качества продукции;
подготовки особо сложных решений по вопросамтехнической политики;
активизации творческой активности специалистов насоздание новой продукции и др.
Широкоераспространение получила и дивизиональная или отделенческая структурауправления.
При этойструктуре управляющий производственным отделением обязан вести подготовкупроизводства, рационально организуя труд, при оптимальном использованиисырьевых, материальных и энергетических ресурсов и осуществлять контроль заработой подчиненных. В структуре используются элементы программно-целевогоуправления. Ответственность за производственное планирование и контрольвозлагается на руководителя производственного отделения. Он отвечает заопределение основных показателей плана своих заводов, уровня издержек производстваи реализации, совершенствование системы сбыта, координацию деятельностифункциональных служб.
Методикаразработки рациональной структуры управления предприятием
Оргструктура любой производственной системы включаетсовокупность функциональных звеньев, которые находятся в определенныхпроизводственных связях и отношениях, а также систему целей, функций и задач,прав и ответственности, распределенных между всеми звеньями предприятия.Статья посвящена разработке рациональной оргструктуры предприятия,совершенствованию методов управления предприятием в условиях рыночнойэкономики.
Рационализация управления — это разработка и осуществление мероприятий,направленных на улучшение, прогрессивное изменение управляющей подсистемы илиее отдельных элементов (организационных структур, процессов, технологий,процедур, операций) для повышения эффективности управления и достижения лучшихрезультатов функционирования системы в целом. Рационализация управлениявключает организационно-технические, социально-экономические,информационно-коммуникационные, социально-психологические, санитарно-гигиенические и комплексныемероприятия.
Предприниматель и изобретатель Т. Эдисон говорил, что «беспокойство инеудовлетворенность — непременные условия дальнейшего прогресса». Руководителипредприятий должны постоянно об этом помнить и уделять работе порационализации управления самое пристальное внимание. Результатом этой работыявляется разработка рекомендаций в форме набора проектов, направленных насовершенствование деятельности предприятия. Технология выполнения операциирационализации одинакова для большинства предприятий: сбор информации о деятельностипредприятия, исследование и диагностика, разработка и внедрение комплексамероприятий. Типовой процесс рационализации включает четыре этапа:
1. Формирование цели.
2. Анализ существующей ситуации.
3. Выявление проблем.
4.