ФинансоваяАкадемия
приПравительстве Российской Федерации
Кафедра "FORMTEXT "
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему № 28
«Опыт планирования в США. Пути и формы его использования в специфическихусловиях Российской Федерации»
Выполнил студент группы
Научный руководитель
Москва 1999
СОДЕРЖАНИЕ
TOC o«1-3» Часть 1. Вступление.… PAGEREF _Toc467432907 h Ошибка! Закладка не определена.
Часть 2. Соединенные Штаты Америки: наканунетретьего тысячелетия. PAGEREF _Toc467432908 h 6
Глава 1.Социально-экономическая роль государства в США.. PAGEREF _Toc467432909 h 6
Глава 2. Федеральный бюджет,человеческий фактор.… PAGEREF _Toc467432910 h 6
Глава 3. Опыт американскогогосударства в управлении социально-экономическими процессами.… PAGEREF _Toc467432911 h 8
§1 Опыт США по управлению,регулированию и развитию НИОКР. PAGEREF _Toc467432912 h 8
§2 Опыт американскогогосударства в сфере регулирования социальных процессов.… PAGEREF _Toc467432914 h 12
§3 Опыт американскогогосударства в сфере регулирования экономики. PAGEREF _Toc467432915 h 14
§4 Посткризисная энергетическая программа США 1977 года. PAGEREF _Toc467432916 h 16
§5 Экологическоерегулирование в США.… PAGEREF _Toc467432917 h 19
Глава 4. Американский опытсоставления бюджетов развития
(На примере формированиягородских бюджетов)… PAGEREF _Toc467432919 h 21
§1 Принципы учета дляфинансов штатов и муниципалитетов.PAGEREF _Toc467432920 h 22
§2 Плановые документы дляформирования бюджета развития. PAGEREF _Toc467432921 h 27
§3 Формирование пакетаинвестиционных проектов.… PAGEREF _Toc467432922 h 30
Глава 5. Развитие способоворганизации стратегического планирования на микроуровне.… PAGEREF _Toc467432923 h 35
Часть 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.… PAGEREF _Toc467432924 h 40
Таблица…..…………………………………………………………....43
Список литературы.….….…………..………………………………..45
ВСТУПЛЕНИЕ.
Для создания эффективной экономики в России необходимоучитывать зарубежный опыт, причем это следует делать как можно более детально ине при решении одной – двух проблем, а практически в каждой отрасли экономическойдеятельности. Разумеется, далеко не всегда следует напрямую копироватьорганизацию какой-либо сферы экономического устройства других стран, да ивозможно это не повсеместно. Однако именно отказ от использования испытанных вразвитых капиталистических странах систем, методов и способов регулированияэкономики является одной из причин затяжного глубокого кризиса российскойэкономики.
К отрицательным последствиям политики экономической либерализацииотносится и процесс ослабления роли планирования в экономической деятельности,протекающей в стране. Это связано с тем, что при переходе от централизованногопланирования к рыночному саморегулированию правительство намеренно отказывалосьот традиционных элементов планирования, а заменить их было нечем. Впрочем, этолишь одна сторона серьезной проблемы. Помимо планирования на макроуровнесуществует планирование деятельности хозяйствующих субъектов. К концу 1994 годаоколо семидесяти процентов всех предприятий было приватизировано и находилось вчастных руках. Было приватизировано около двух третей бывших государственныхпредприятий; девяносто процентов мелких компаний являются частнойсобственностью; восемьдесят процентов предприятий в секторе обслуживания такжеявляются частными.[1] Еслиучесть, что в Советском Союзе в течение десятилетий вся деятельностьпредприятий осуществлялась в соответствии с правительственными планами прифактическом отсутствии конкуренции, то легко представить проблемы, с которымистолкнулись новоявленные частные фирмы. В момент проведения приватизации вРоссии практически отсутствовали квалифицированные кадры, способные планироватьдеятельность экономических субъектов в условиях как рыночной, так и смешаннойэкономики. На данный момент ситуация складывается более благоприятно, но все — таки имеет смысл обратиться к зарубежному опыту планирования.
Однако в мире не одно и не два капиталистических развитыхгосударства. Разумеется, лучше всего проанализировать достижения всех так называемыхразвитых стран и заимствовать полезные для России решения. Но в рамках даннойработы я предполагаю рассмотрение Соединенных Штатов Америки как объект длязаимствования опыта. Причин такого выбора множество, но главная заключается втом, что США являются наиболее экономически развитой и самой сильной в военномотношении державой с глобальными политическими интересами, занимающую ведущиепозиции в системе международных отношений. Естественно, можно найти великоемножество причин процветания американского государства. С позиции тематикипредставленной работы наиболее важной составляющей успеха является хорошаясистема регулирования и поощрения экономики.
Соединенные Штаты Америки вступают в третье тысячелетие напике своего могущества. Однако многие факторы благоприятствуют амбициознымпретензиям нынешнего президента США Б. Клинтона способствовать вступлению США вдвадцать первый век еще более могущественными и процветающими, еще раз показатьвсему миру преимущества американской модели развития и эффективнойсвоевременной реакции на вызовы времени, с которыми столкнулись все страны, включаяамериканское государство.
Многое в американскомопыте неприемлемо для России. Слишком велики различия в истории и культуре,традициях и национальных особенностях. И тем не менее есть и немаловажные общиемоменты, в том числе огромная «континентальная» территория, большаячисленность населения, гигантские природные ресурсы, способность мобилизоватьнациональную волю на переломных поворотах истории.
Важнейшейособенностью национально-государственного развития США является верховенствоправа, преобладание нормативных приоритетов над политическими импульсами. Тотфакт, что Конституция Соединенных штатов, в отличие от конституций большинствадругих стран, никогда радикально не пересматривалась, способствовалчрезвычайной устойчивости американской политической системы. После гражданскойвойны 1861-1865 гг. ни один из острых социальных и политических конфликтов невыходил за рамки правового поля и не решался путем революционного насилия.
Соединенные Штаты Америки – первая в мире президентская республика.На протяжении двух веков было предпринято немало попыток расширить прерогативыБелого дома. Особенно ярко эта тенденция проявлялась в годы холодной войны,когда даже стали говорить об «имперском президентстве». Несмотря натенденцию к усилению влияния президентской власти, конгресс в основном сохранилсвои полномочия, прежде всего в бюджетной сфере.Соединенные ШтатыАмерики: накануне третьего тысячелетия. Социально-экономическая роль государства в США.Федеральный бюджет, человеческий фактор.
Американское государство, выполняя функции удовлетворения социальныхпотребностей различных групп населения, играет все более возрастающую роль вразвитии социально-экономической системы США. Государство решает такие задачи,как определение национальной стратегии; обеспечение правовых основ деятельностиобщества; регулирование кредитно-финансовых отношений; развитие экономическойинфраструктуры; проведение научно-технической и промышленной политики; развитиесоциальной сферы и обеспечение внешней безопасности.
В Соединенных Штатах роль государства в экономике проявляетсяне в прямом контроле над средствами производства, а через регулирование экономическихпроцессов. Однако гигантские масштабы американской экономики придаютфедеральному бюджету США впечатляющую весомость – примерно 1,8 трлн. долларов.В руках федерального правительства сосредоточены огромные ресурсы. По своимразмерам федеральный бюджет США превосходит размеры ВВП всех государств мира,кроме Японии и Германии. Это колоссальные ресурсы, которые обеспечиваютвозможности для маневра как во внутренней, так и во внешней политике.
Федеральный бюджет является главным инструментом экономическогорегулирования и перераспределения валового внутреннего продукта. Через бюджетпроходит примерно 20% американского ВВП. Это значительно меньше, чем в другихразвитых странах. Данное обстоятельство – одна из наиболее важных особенностейСША, которая отражает специфику развития американского капитализма иполитической системы.
Экономическая стратегия администрации Б. Клинтона включаеттри ключевых элемента: сокращение дефицита, инвестирование в людей, раскрытиезарубежных рынков.[2] Приэтом государство берет на себя ответственность за обеспечение экономическогопроцветания Соединенных Штатов в XXIв.
Согласно оценкам, на «человеческий капитал»приходится примерно три четверти богатства США.[3]Капиталовложения в человеческий фактор стали главной причиной уверенногоэкономического развития Соединенных Штатов в конце двадцатого века.Экономическое содержание так называемого социального контракта – стимулированиероста национального богатства страны.
На здравоохранение американцы тратят 14% ВВП, а Россия –только 3%, на образование – соответственно 7,6 и 4,5%, на науку – 2,6 и 0,5%ВВП[4].Даже по уровню безработицы Россия более чем в два раза опережает СоединенныеШтаты. При этом пособия по безработице у нас получает лишь каждый третий.
Роль человеческого фактора в общественном производствевозрастает в результате повышения роли научных знаний, образования, здоровьярабочей силы. Человек становится все более активным субъектом производства, поэтомуамериканская управленческая практика делает все больший упор на мотивациютруда, максимальное использование внутренних творческих ресурсов человекаОпыт американского государства вуправлении социально-экономическимипроцессами.
Зародившийсяв США в начале XXв. научныйменеджмент, ориентированный на управление массовым производством, стал важнымфактором экономического развития страны. Однако в 70-е годы наметилось падениеконкурентоспособности Соединенных штатов на фоне опережающего развитияконкурентов. Это потребовало создания новых, более гибких организационно-поведенческихмоделей управления. Система гибкого управления хозяйственным циклом требуетмаксимальной взаимоподдержки и взаимозаменяемости всех участниковэкономического процесса, опоры на изменившиеся ценностные ориентации иинформационные возможности работников – «человеческого капитала».Децентрализованные системы управления оказались более способными к немедленномуреагированию на быстро меняющуюся экономическою конъюнктуру. Управленческаяреволюция стала одной из главных причин повышения конкурентоспособностиСоединенных Штатов в 90-е годы. Сегодня Америка опережает другие страны поопыту организации и управления крупномасштабными проектами.Опыт США по управлению, регулированию и развитию НИОКР.
Несекрет, что американская цивилизация чрезвычайно технологична. СоединенныеШтаты Америки смогли обеспечить господствующие позиции в мировой экономике внемалой степени именно благодаря эффективному прикладному использованиюдостижений науки и техники в самых различных областях.
Испытавв 1957 году шок, вызванный запуском Советским Союзом первого в мире спутника,Америка не жалела денег для того, чтобы не проиграть в глобальной гонке залидерство. Каждое десятилетие расходы на НИОКР удваиваются. В 1996 году онисоставили около 185 млрд. долларов. Конечно, немалая часть этих расходов быласвязана с гонкой вооружений, но в целом доля невоенных научных исследованийпостоянно росла и в середине 90-х годов составила 80% всех расходов на НИОКР[5].
Львинуюдолю затрат на науку взял на себя федеральный бюджет США. На долю федеральногоправительства приходится более трети всех расходов на НИОКР,в том числе свыше половины – на фундаментальные исследования.[6]Среди гражданских НИОКР лидирует здравоохранение, невоенные космическиепрограммы, энергетика, окружающая среда, транспорт и сельское хозяйство. Наподдержку фундаментальных исследований федеральное правительство США в 1995году ассигновало 14,2 миллиарда долларов.[7]
В90-е годы в США был принят целый ряд официальных документов, определяющихнаучно-техническую политику государства. Администрация Клинтона делает упор наобеспечение лидерства на всех направлениях научных знаний, укрепление связимежду фундаментальной наукой и национальными целями, а также на развитиепартнерства между государством, бизнесом и научным сообществом для расширенияинвестиций в фундаментальные и инженерно-технические науки и эффективногоиспользования материальных, человеческих и финансовых ресурсов. Приняты меры пообеспечению налоговых льгот для НИОКР, укреплению государственного рынка в этойсфере, стимулированию научно-технического прогресса.
Поэтомув стране классического капитализма правительство осуществляет научную политикутремя способами: финансирует государственные научно-исследовательскиеучреждения; предоставляет гранты ученым их университетови бесприбыльных организаций; обеспечивает наиболее благоприятные условиячастному сектору, вкладывающему деньги в научно-технические исследования иразработки.
Федеральнаяконтрактная система стала важнейшим инструментом государственной поддержкинауки и техники. Целенаправленные федеральные инвестиции в НИОКР дают 50%-ную прибыль.Экономический рост в стране объясняется прежде всего эффективным использованиемнаучных знаний. Ведь по некоторым данным, на 1 доллар, вложенный в НИОКР,приходится 9 долларов роста валового внутреннего продукта.[8]Согласно оценкам экспертов, факторы, связанные с техническим прогрессом,обеспечивают до 60% «источников экономическогороста».[9]Быстро расширяется наукоемкий сектор производства. Наукоемкая продукциясоставляет примерно четверть продукции и половину экспорта американскойобрабатывающей промышленности.
Дляперенимания опыта США в данной области будет нелишним отметить фактконструктивного диалога между Национальной академией наук – координирующего иведущего органа американской научной деятельности — и американскимправительством. Здесь особо важно отметить, что не правительство планируетнаучно-технический прогресс, определяет направление развития НИОКР, а самимученым предоставляется выбрать приоритеты в их деятельности. Так, через неделюпосле второй инаугурации Б. Клинтона Национальная академия наук США представилавниманию американского правительства и общественности серию докладов под общимназванием «Подготовка к XXIвеку». Ведущие ученые Соединенных штатов изложиликонкретную программу поддержания американского лидерства в сфере науки и технологии.
Какподчеркивается в одном из докладов,«федеральное правительство должно работать совместно с частным секторомдля того, чтобы обеспечить Соединенным Штатам потенциал мирового класса втехнологиях, которые обещают оказать огромное и постоянное воздействие на самыеразнообразные сферы промышленного производства и Экономического развития».[10]
В качестве приоритетных изменений в сфере научно-техническогопрогресса Национальная академия наук требует отказаться от «фрагментарногоподхода» и консолидировать федеральные ассигнования на НИОКР, разбросанныеныне по самым различным статьям бюджета, в отдельном разделе. Такой«всеобъемлющий подход к финансированию НИОКР навсех фазах бюджетного процесса», по мнению ученых, «позволитправительству перебрасывать средства на приоритетные направления и сокращатьили закрывать проекты, ставшие менее важными».[11]Каждая программа при этом должна подвергаться анализу со стороны независимыхэкспертов, чтобы помешать бюрократической инертности, столь опасной для науки.Опыт американскогогосударства в сфере регулированиясоциальных процессов.Как уже отмечалось ранее,инвестирование в людей является одним из приоритетов экономической стратегиинынешнего правительства США.
Современнаяформа социального контракта, характерная для Соединенных Штатов, возникла впериод «нового курса» президента Ф. Рузвельта в 30-е годы.Либеральная трактовка национальных приоритетов привела к тому, что с 60-х годоврасходы на человеческие ресурсы стали возрастать. Если в 1995 г. на их долюприходилось меньше 20% федерального бюджета (3,3% ВВП), то через 20 лет – ужесвыше половины бюджета и 11% ВВП,а в 1996 г. – две трети бюджета, или 13,7% ВВП[12](более 21% ВВП с учетомрасходов штатов и местных властей).
Системасоциальных расходов образовала прочную «страховочную сеть»,защищающую интересы населения в случае потери работы, трудоспособности,кормильца. Свыше 80 миллионов американских граждан регулярно получают пособияпо программам государственного социального страхования и вспомоществования,объем которых в 1997 году впервые превысил рубеж в 1 триллион долларов. Вовторой половине 90-х годов уровень бедности в США достиг самой низкой отметкиза всю историю.
Посколькубольшинство социальных расходов имеет «защищенный», обязательный характер,возникла опасность того, что продолжение нынешних программ приведет после 2010года к увеличению дефицита федерального бюджета до 10% ВВП, а к серединеследующего века – до 25% ВВП. Согласно прогнозам, без реформы системысоциального обеспечения расходы по социальному обеспечению к 2050 году могутподскочить до 6,9% ВВП, программе «Медикэр» – 8,1%, программе«Медикейд» – до 4,9%. В целом же при таком развитии событийфедеральные расходы могли бы вырасти к 2050 году до 44%ВВП, в два с лишнем раза превысив доходыамериканского государства.[13]
Стоимостьсоциального контракта оказалась слишком высокой. Именно этот фактор наряду согромными расходами на гонку вооружений привел к тому, что к концу холоднойвойны бюджетный дефицит превысил 20% федеральных расходов, или 4% ВВП[14].Даже для богатейшей Америки оказалось невозможным одновременно дать «ипушки, и масло».
Однакопри Клинтоне сначала были значительно ограничены военные расходы, затем осуществлена и реформ расходов насоциальное обеспечение, положившая предел их росту. Главный упор делается напереориентацию с программ помощи на повышение конкурентоспособности ееполучателей на рынке труда. В 1997 году вступил в силу закон, предусматривающийобязательное участие реципиентов в трудовой деятельности (не менее 20 часов внеделю). Таким образом, в Америке начал своеобразным путем осуществлятьсяпринцип «кто не работает, тот не ест». В частности речь идет оповышение пенсионного возраста, увеличении взносов на пенсионное страхование,увеличение трудового стажа, необходимого для получения пенсии.
Вовремя «Великой депрессии» правительство взяло на себя такие функции,как создание рабочих мест в государственном секторе, квотирование производстваи фиксирование цен. На правительство работает примерно 2 миллиона федеральныхслужащих (не считая военных). Однако государственная политика нацелена не напроведение общественных работ, а на увеличение занятости в частном секторе. Опыт американского государства в сфере регулирования экономики.
Американскоегосударство проводит эффективную промышленную политику, которая включаетналоговые стимулы, государственное финансирование и меры административногоконтроля. Эта политика направлена на структурную перестройку и повышениеэффективности производства. Ключевым институтом осуществления промышленнойполитики является федеральная контрактная система, своего рода американский«госзаказ».
Налоговыеинструменты позволяют оказывать адресную поддержку приоритетным направлениямсоциального и экономического развития. Вместе с тем широкое распространениеполучила и такая форма государственного регулирования, как налоговые льготы –своего рода форма скрытых бюджетных расходов. В середине 90-х годов их размерыдостигли примерно 1 трлн. долларов – около 60% официальных бюджетных расходов[15].Например, льготы по ускоренной амортизации оборудования стимулируютнаучно-технический прогресс, а льготы по подоходному налогу обеспечиваютдополнительные средства на образование, здравоохранение и социальноестрахование, стимулируют деятельность благотворительных организаций и т.п. Вперспективе предлагается установить также налоговые льготы для компаний,осуществляющих трудоустройство лиц, получающих социальную помощь.
Важным направлением государственной экономической политикиуже довольно долго является антимонопольное регулирование. Государство обеспечиваеттакие правила игры на рынке, которые не допускают монополизации какой-либоотрасли. В этой связи обращают на себя внимание предпринятые администрациейКлинтона действия против монополистов винформационной сфере – компаний «Майкрософт» и «Интел».Кстати на данный момент в США сложилась интересная ситуация: информационнаясфера и связь вкупе с финансовой системой и сферой услуг обогнали по темпамразвития и по объему базовые отрасли – промышленность и сельское хозяйство.
Важная черта американской экономической модели – поддержкамалого и среднего бизнеса. В середине 90-х годов в США с населением в 260 миллионовчеловек действовало 22 миллиона предприятий, 73% которых находились виндивидуальной собственности и лишь менее 20 % являлись корпорациями (еще около7% по своей форме были «партнерствами»).[16]Хотя корпорации уже давно играют роль локомотива американской экономики, именномалый бизнес позволяет стабильно развиваться экономике, прежде всего обеспечиваяотносительно высокий уровень занятости.
Сельское хозяйство стало одной из первых сфергосударственного регулирования в США. При этом широко используется системакредитования фермерских хозяйств и компенсационных платежей. Серьезную рольиграет также программа стимулирования экспорта.Посткризисная энергетическаяпрограмма США 1977 года.
В контекстегосударственного регулирования социально-экономических процессов представляетсянелишним рассмотрение энергетического кризиса США периода 70-х годов. Самаприрода кризиса и его последствия широко известны и их рассмотрение несоответствует теме работы. Поэтому ялишь кратко упомяну данные вопросы, а более уместным представляется осветитьфедеральную программу 1977 года по стабилизации положения в сфере энергообеспечения.
Топливно-энергетическийкризис в США, резко обострившийся осенью 1973 г., находился в центре вниманияширокой американской общественности. Попытки правительства решить проблемыэнергоснабжения путем ряда законодательных и административных мер не далижелаемого эффекта. В результате влияние энергетического кризиса на экономику нетолько не ослабло, а, напротив, вызвало новые негативные последствия, усилилопротиворечия как внутри страны, так и во взаимоотношениях с развивающимися государствами– экспортерами нефти.
Новоеобострение проблем энергоснабжения в США в начале 1977 г. вновьпродемонстрировало неготовность страны к удовлетворению своих энергетическихпотребностей. В этот период были закрыты тысячи промышленных предприятий, значительнаячасть школ и больниц, несколько штатов страны были объявлены «районамибедствия», а в ряде районов введено чрезвычайное положение. О серьезностисложившейся ситуации свидетельствует и тот факт, что одной из первых проблем,которой занялся Д. Картер, вступив на пост президента США, явилась проблемаэнергоснабжения.
Следуетотметить, что топливно-энергетический кризис нельзя рассматривать как следствиедефицита энергетических ресурсов. К причинам кризиса следует отнестинерациональное использование в течение ряда десятилетий энергоресурсов, чтоотмечал в своем отчете в декабре 1976 г. «Чейз Манхеттен бэнк», атакже Д. Картер в послании конгрессу от 18 апреля 1977 г. Но в первую очередьпричиной кризиса явилась стратегическая политика монополий в условиях низкихцен на топливо на мировом рынке.
Такимобразом, к наиболее характерным проявлениям топливно-энергетического кризиса вСША 70-х годов следует отнести: снижение в 1974-1975 гг. абсолютных масштабовнационального производства и потребления первичных источников энергии;сохранение значительного разрыва между национальным производством и спросом наэнергию и связанной с этим высокой степенью зависимости топливо- иэнергоснабжения страны от импортных источников; значительный рост затрат состороны потребителей на топливо, электрическую и тепловую энергию; пересмотрпрогнозов развития топливно-энергетического хозяйства в сторону снижения ранеенамечавшихся темпов развития производства и потребления энергии; увеличениестоимости и сроков строительства энергетических объектов и некоторые другие.
Итак, послецелого ряда специальных президентских посланий в конгресс по проблемамэнергетики и после принятия конгрессом многих законов в сфере энергоснабжения,в том числе направленных на сохранение нефти и природного газа и замену ихуглем, экономию энергии и др., в 1977 была опубликована энергетическаяпрограмма. Эта программа, по замыслу американской администрации преследовалацели если не преодолеть, то хотя бы смягчить энергетический кризис в стране.Рассмотрим ее основные положения.
Вкраткосрочном плане (до 1985 г.) намечалось уменьшить зависимость страны отимпортной нефти и сохранить ее ввоз на нынешнем для того времени уровне.Краеугольным камнем программы являлась экономия топлива и энергии.
В этой связипредусматривались конкретные меры по сокращению потребления энергии и снижениюее потерь во всех отраслях экономики и прежде всего в энергоемкихпроизводствах. Особое внимание было уделено повышению эффективностииспользования топлива и энергии в промышленности, на которую к тому моментуприходилось 36% всего энергопотребления.[17]
Намеченноеизменение структуры топливно-энергетического баланса предусматривало болееширокое использование тех ресурсов, которыми страна располагала в изобилии, приодновременном уменьшении значения дефицитных источников. Для этой целипредполагалось осуществить мероприятия по переходу промышленных предприятий иэлектростанций с нефти и природного газа на уголь и другие ресурсы.
Переход науголь должен был потребовать, по расчетам авторов программы, дополнительныхкапитальных вложений в сумме 45 млрд. долл. и 4 млрд. долл. – в угольнуюпромышленность (суммы приведены без пересчета курса).
Программасодержала мероприятия по добычи нефти и газа в шельфовых зонах, разработкенефтяных сланцев. В долгосрочной перспективе после 1985 г. предполагалось болееширокое использование нетрадиционных источников энергии.
Особоевнимание уделялось атомной энергии, относившейся в то время к нетрадиционнымисточникам энергии и являвшейся перспективным направлением энергопроизводства.В частности, в программе содержались разъяснения позиции Д. Картера, изложеннойим в послании конгрессу от 20 апреля 1977 г. В этом послании президентпредложил отложить на неопределенный срок разработку и внедрение в энергетикуядерной технологии, основанной на использовании плутония. Исследовательскиеработы по созданию реакторов на быстрых нейтронах предполагалось продолжить, нопри значительно меньших ассигнованиях. Втаблице на страницах 43-44 приведены данные топливно-энергетического балансаСША согласно программе развития энергетики 1977 г.
Естественно,первоначальный вариант данной энергетической программы претерпел значительныеизменения, ситуация в мире и в области науки значительно изменилась, но этапрограмма сыграла не последнюю роль в преодолении проблемы на том этапе, а наданный момент она представляет собой интересный образчик опыта планирования ипрогнозирования.Экологическое регулирование в США.
Соединенныештаты превратились в крупнейшего потребителя природных ресурсов. Их удельныйвес в мировом потребление ресурсов составляет, по оценкам, не менее 25%. Онипервыми в мире столкнулись с ограничениями ресурсного развития, в том числе иэкологического характера. На долю США приходится 27% мирового загрязненияатмосферы – половина объема загрязнения всеми странами ОЭСР. Промышленныевыбросы углекислого газа на душу населения в 2-3 раза выше, чем в другихразвитых странах.[18]
Механизмыэкологического регулирования стали одним из важнейших факторов экономическойжизни США. Американское правительство приняло целый ряд мер, ограничивающихчастное предпринимательство ради решения экологических проблем, включаяпревентивные меры. Вместе с тем широко используются и такие традиционные рычагигосударственного регулирования, как налогово-кредитные механизмы, платежи запользование ресурсами и за загрязнение окружающей среды. С 60-х годов в СШАначал формироваться новый режим природопользования, включающий установленныегосударством нормативы, ограничения и запреты. За последние десятилетияприродоохранные расходы там выросли в 6-7 раз. Создана разветвленная структурауправления экологическими программами, осуществляющая государственную экологическуюполитику. Эффективно действует механизм экологической экспертизы, осуществляютсяразличные разрешительные и контрольные процедуры. В экологической экспертизеучаств