Реферат по предмету "Менеджмент (Теория управления и организации)"


А.Файоль: теория администрации

Контрольная  работа по  дисциплине:
«История менеджмента»
А. Файоль:теория администрации                                                          
                                                                                          Выполнил: _________________
                                                                        Проверил: __________________
                                                                                          __________________
г. Хабаровск
2003 г.Содержание
1.                 Предпосылки создания теории, ее целии задачи
2.                 Элементы  управления
3.                 Принципы  управления
4.                 Качества  руководителя
5.                 Значение теории администрации
1.                 Предпосылкисоздания теории, ее цели и задачи
            Прогрессчеловеческой культуры отражается на всех сферах жизни деятельности общества и,прежде всего, на способе производства, господствующем в нем в заданный моментвремени. Усложнение способа производства отражается и на организационныхформах, в которых осуществляется производственный процесс. Если на раннихэтапах развития экономики эти организационные формы были настолько просты, чтоих рассмотрение не вызывало самостоятельного научного интереса ни уисследователей-современников, ни у более поздних исследователей, то начиная совторой половины 19 столетия, когда экономика передовых европейских стран(Англии, Франции, Германии) вступила в стадию монополистического капитализма,вопросы организационного управления приобретают самостоятельное значение,причем интерес к ним с тех пор стабильно высокий. К тому времениорганизационное управление выделяется как самостоятельная наука, появляютсяпервые теоретические работы в этой области знаний, возникают первые школы.
     Актуальность проблем организационного управления обусловлена возможностьюповышения отдачи на вложенные ресурсы путем совершенствования способа ихсоединения, т.е. организационной структуры. В этой связи к исторически первоймодели трех факторов производства (земля, труд, капитал) добавляется четвертый– предпринимательские способности, которые в широком смысле можно трактоватькак выгодные свойства организационной структуры производственного процесса.Оказалось, что за счет совершенствования организационной структуры можно извлекатьприбавочную стоимость дополнительно к результатам использования других факторовпроизводства, причем не только не повышая, но иногда и снижая интенсивность ихиспользования.
            Разработка проблем научного управления, развернувшаяся вначале XXстолетия и сосредоточившая свое внимание надеятельности и специализации руководителя, столкнулась с необходимостью анализапостроения и создания принципов функционирования организации в целом. Ответомна эту потребность практики стали работы Анри Файоля,предложившего ряд организационных принципов, необходимых  для эффективного управления компанией.
            По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наи­более значительной фигурой в наукеуправления первой поло­вины XX в. С его именем главным образом связано возникновение административной школы.
            Анри Файоль (1841-1925) был пообразованию горным инженером. Будучи французом по происхождению, он всю жизньпроработал во французском горно-металлургическом синдикате компании «Комамбо», сначала в должности инженера, а затем  – в главном управлении. С 1886 по 1918 годыон был управляющим директором синдиката. В момент его назначения на пост генерального управ­ляющего компаниянаходилась на грани банкротства, а ко вре­мени его отставки (1918 г.) сталаодним из самых мощных, сла­вящихся своими административными, техническими инаучны­ми кадрами французских концернов.
            Обобщая свои многолет­ние наблюдения, Файольсоздал «теорию администрации» идостиг известности благодаря своим идеям, которые,однако, были приняты слишком поздно. Лишь в 1916 был опубликован труд Файоля «Основные черты промышленной администрации — предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль».Этот труд — основной вклад Файоля в науку обуправлении.
Целью административной школы Файоля было создание универсальных принципов управления,следуя которым, но убеждениям созда­телей школы, организация, несомненно,достигнет успеха.
Файоль утверждал: управлять – значит вести организацию к еецели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в ее распоряжении ресурсов… Понятие «управление», по его мнению, объединяет всебе шесть основных функций:
·       Техническая (технологическая)деятельность (производство, обработка, применение).
·       Коммерческая деятельность(покупка, продажа, обмен).
·       Финансовая деятельность (поискии оптимальное использование капитала).
·       Обеспечение безопасности(защита собственности и людей).
·       Отчетная деятельность(инвентаризация, балансовый отчет, расходы, статистика).
·       Деятельность по управлению(планирование, организация, распоряжение, координация, контроль).
В предпринимательстве, в простом или сложном, большом или малом,всегда присутствуют эти шесть групп деятельности  или их существенные функции.
            Эти шесть группдеятельности будут присутствовать во всех сферах бизнеса, но в различнойстепени. При этом управление будет занимать значительное место в деятельностивысшего управленческого персонала и значительно меньшее (или вообщеотсутствовать) в деятельности персонала, непосредственно занятого в производстве,или младшего управленческого персонала. Специально подчеркивается, чтоуправленческая деятельность универсальна для любой организации.2. Элементы управления
             Файоль впервые предложил рассматривать собственноуправленческую деятельность как самостоятельный объект исследования. Он выделилпять основных элементов, из которых, по его мнению, складываются функцииадминистрации: прогнозирование, планирование, организация, координирование иконтроль.
1.Планирование — один из компонентов процесса управления, в ходе которогоформулируются цели, создаются образцы и эталоны, составляющие основууправленческого контура в организации. При этом важно, чтобы не толькопланировались общие цели, но и обозначались этапы их достижения, обосновывалисьресурсные возможности для достижения целей и обеспечения выполнениянормативов.  По  Файолю, управление означает взгляд вперед, и процесспредвидения и планирования является центральным в предпринимательскойдеятельности, т.е. менеджер должен оценивать будущее и предвидеть его. Дляэффективного функционирования организации необходим план, который обладаетединством, неразрывностью, гибкостью и точностью. Эти характеристикиреализуются следующим образом:
·        задачи каждого подразделения организации связаны друг сдругом (единство);
·        проводится как краткосрочное, так и долгосрочноепланирование (неразрывность);
·        имеется возможность адаптировать план к изменяющимсяобстоятельствам (гибкость);
·        осуществляется предсказание направления действия (точность).
Планирование основано на соединениицелей организации и ее подразделений со средствами для их достижения. Вместе стем планирование косвенно является инструментом контроля, так как оно не толькоустанавливает цели, нормативы и эталоны деятельности, но и определяет границыотклонений от норм, нарушение которых обусловливает принятие координирующихрешений.
2.            Организация -функция органа управления организацией, сущностью которой является созданиесамой управленческой структуры организации, т.е. обеспечение необходимогоуровня формализации, привлечение в организацию ресурсов и формирование условий,необходимых для ее нормальной работы, а именно:
·        формирование системы отношений власти и подчинения,исключающей двойное подчинение и имеющей приемлемые нормы управляемости;
·        обеспечение руководителей всех уровней требуемымипрерогативами и ресурсами власти;
·        определение системы санкций за нарушение норм организации;
·        выработка ролевых требований для каждого члена организации играниц каждой роли;
·        обеспечение условий и ресурсов для выполнения ролевыхфункций каждым членом организации
            Кроме того,в функцию организации следует включать все действия, связанные сконструированием коллектива организации и ее подразделений.Очевидно,что для руководства осуществлением этой функции наиболее подходит лидер-организатор- самый авторитетный член организации именно на момент создания структур. Какправило, такому лидеру не интересна обыденная, повседневная работа; ему нужнокипение жизни и созидание
3.       Распоряжение — одна из основных функций управления, суть, которой в предъявлениируководителем требований к подчиненным в отношении выполнения ими ролевыхожиданий, распределения ответственности, постоянного воздействия на поведениеподчиненных. При этом обязательным является применение руководителемопределенных прерогатив власти, которые заданы его ролевыми функциями.Например, пусть в организации сформирована структура, определены ролевыеобязанности и нормы деятельности. Тогда руководители организации должныориентировать подчиненных на осуществление ими рабочих операций, так как целикаждого работника не обязательно совпадают с целями организации. Используяразличные формы власти (личный авторитет, собственные знания, принуждение ит.д.), руководитель должен распорядиться, как, кто, когда будет выполнятьпорученное задание.
4.                Контроль — наиболее важная функция управления, конечный итог всей управленческойдеятельности основными моментами осуществления контроля являются следующие:
·                    выбор способа контроля, например, руководитель можетизначально выбрать жесткие способы контроля выполнения заданий или, наоборот,предоставить подчиненным реализацию функций контроля (через групповое давлениеи правила соблюдения групповых норм);
·                    выбор масштаба контроля или частоты и силы вмешательстваруководителя в процесс изготовления продукта;
·                    выбор метода положительного или отрицательногостимулирования для достижения наименьшего отклонения от плановых норм.
            Файоль полагал, что эти нормы контроля наиболее важны и вообще единственно значимы дляруководителя (в частности, он считал все остальные работы не свойственнымируководителю), однако современный руководитель дополняет ролевые требованиядругими (назовем их дополнительными) функциями управления.
            Все функции руководителя перечислитьдовольно сложно, так как многие функции зависят от культуры организации,социальной структуры, от ситуаций, которые могут складываться в ходеуправленческой деятельности, и т.п. Перечислим ряд наиболее важных функций,которые выполняют руководители в организациях. Кроме общепринятых, обязательныхи традиционных функций руководители в организации могут выполнять следующиефункции:
·        приобретение и распределение ресурсов между членамиорганизации или ее подразделениями;
·        восприятие, фильтрование, распространение и использованиеинформации для достижения организационных целей;
·        планирование и проведение инноваций;
·        поиск, оценка и использование средств мотивации работников.
3. Принципы управления

Файоль суммировал уроки собственного опыта вперечне «Основных принципов менеджмента». Большинство из них сталичастью ноу-хау теории менеджмента, а многие из них считаются фундаментальнымипринципами.  По его утверждению, принципы — это маяк,помогающий ориентироваться. Принципы Файоль разделялна три группы: структурные, процессуальные и результативные.
1. Структурные принципы:
Разделение труда,т.е. специализация, необходимая для эф­фективногоиспользования рабочей силы, применительно ко всем видам труда, какуправленческого, так и исполнительского.
Власть и ответственность.По мнению Файоля,власть и ответственность связаны между собой, причем последняя явля­етсяследствием первой. Он считает, что власть сочетает офици­альный (основанный назанимаемой должности)  и личный (заклю­чающийв себе сплав умственного развития, опыта, морального уровня, навыков по родупрежней службы и пр.) факторы.
Централизация.
Решенияпринимаются в основном на верхних уровнях управления и затем реализуются наболее низких, что позволяет реализовать принцип единоначалия
Не прибегая к термину«централизация влас­ти», Файоль говорит о степениконцентрации или рассредото­чения власти. Конкретные обстоятельства будутопределять, ка­кой вариант «даст лучший общий результат».
Единство руководства.Виды деятельности, преследующие одну и ту жецель, должны иметь одного руководителя и руко­водствоваться единым планом.Двойное руководство может воз­никнуть, по мнению Файоля,лишь вследствие неоправданного смешения функций и несовершенного разграниченияих между подразделениями, что не только излишне, но и крайне вредно. Ни в одномиз случаев, по его мнению — не бывает приспособ­ления социального организма кдуализму распорядительства.
Скалярнаяцепь,т.е., по определению Файоля, «цепь на­чальников» отсамого высшего до самого низшего ранга, от которой не нужно отказываться, нокоторую следует сократить, если слишком тщательное следование ей  может нанести вред.
 Единоначалие.Единоначалие, но мнению Файоля, имеет по сравнению с коллегиальностью топреимущество, что оно обеспечивает единство точки зрения, единство действия иединство распорядительства. Поэтому оно имеет тенденцию к преоблада­нию.
2. Принципы процесса
 Дисциплина.Понимая дисциплину какуважение соглаше­нии, рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, при­лежание,энергичность и внешнее проявление уважения, Фай­ольподчеркивает, что для поддержания дисциплины необходи­мо наличие хорошихруководителей на всех уровнях.
Из всех средстввоздействия па подчиненных в целях укреп­ления дисциплины одним из самых действенныхФайоль считал личный пример начальника. По егоубеждению, если начальник подает пример аккуратности, никто не смеет являться сопоз­данием. Если он деятелен, мужественен, предан, — ему подра­жают, и если онумеет вести дело, ему удастся заставить сотруд­ников полюбить работу.
Но и плохой пример такжезаразителен и, исходя из верхов, он дает иногда самые губительные последствиядля всех.
Вознаграждение.Методы стимулирования труда должны  быть справедливыми и доставлять максимальновозможное удовлет­ворение сотрудникам и работодателям. Справедливость. Лояльность и преданность персонала должныобеспечиваться уважительным и справедливым отношением ад­министрации кподчиненным. Корпоративный дух, т.е.принцип «в единении — сила». Приводя перечень этих принципов, Файоль указывал, что он не стремился дать исчерпывающее ихизложение, а попытался описать лишь те из них, которые ему приходилось чащевсего применять, поскольку даже незначительная кодификация прин­ципов являетсянеобходимой во всяком деле.
Подчинение частных интересов общим.Интересы служаще­го илигруппы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия; интересыгосударства должны быть выше интере­сов гражданина или группы граждан…Казалось бы, подобное правило не нуждается в напоминаниях. Но невежество, често­любие,эгоизм, леность и всякие людские слабости и страсти толкают людей кпренебрежению общими интересами в угоду частных.
3. Принципы конечного результата
Порядок,т.е. «всему (каждому) свое место, и вес (каж­дый) на своем(его или ее) месте».
Стабильность рабочего места для персонала.Файольсчитал, что излишняя текучесть кадров является одновременно и причиной, иследствием плохого управления, и указывал на связанные с этим опасности ииздержки.
 Инициатива,т.е., но определению Файоля, обдумывание и выполнение плана. Поскольку это«доставляет большое удов­летворение всякому мыслящему человеку», Файоль призывает администраторов «поступиться личнымтщеславием», с тем, чтобы подчиненные получили возможность проявить личную инициативу.
            Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль, тем не менее, указывал, что их применение должноносить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществля­етсяуправление. Ом отмечал, что система принципов никогда не может быть завершена,напротив, она всегда остается от­крытой для дополнений, изменении,преобразовании, основанных па новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении.Поэто­му число принципов управления неограниченно.
            Отметим, что некоторые приведенные принципы обращены кчеловеческому фактору. Файоль показал, чтоменеджмент, предназначенный главным образом для интенсификации про­изводственныхпроцессов, основан на знании психологии и что учет человеческого фактора вуправлении крайне важен.Качества  руководителя
            ТеорияФайоля дает четкое представление о задачахруководителя: смотреть в будущее (кто-то в организации должен планировать,делать прогноз); организовывать; согласовывать свои предложения с предложениямируководителей других подразделений; руководить коллективом, следовательно,постоянно поддерживать контакты с подчиненными, знать их нужды и желания,помогать, реализовывать в работе их надежды и стремления. Файольбыл убежден, что административные способности нельзя развить, получив толькоспециальное образование. Не только знания, но и способности, индивидуальныеособенности руководителя способствуют (или препятствуют)  результатам работы руководителя. 
            Руководитель, по  Файолю, должен быть лидером — человеком, который своимпримером вдохновляет подчиненных, стимулирует их деятельность в целях решениязадач организации благодаря хорошему знанию дела и коллектива подчиненных,постоянному контакту с подчиненными и широкому видению всего, что происходитвокруг. Короче говоря, такой менеджер представляет собой сочетаниеинтеллектуальной силы и эмоционального воздействия.
            Так, два менеджераосознают важность умения быть лидером, изучают один и тот же материал и тем неменее только один из них благодаря присущим лишь ему качествам может добитьсяподчинения своих сотрудников, а другой никогда не справится с этой задачей.Значение теории  администрации
Классическоеразграничение функций управления на предприятии, разработанное А.Файолем, прошло проверку временем (с 1923 г.). Всеновомодные теории управления, касающиеся этого вопроса, ничего лучше не смоглипредложить. На практике именно классификация управленческих функций по Файолю остается в своей основе без изменений.
Применение теории Файоля впрактической работе руководителя даст возможность:
·        правильно определять приоритеты в вашей работе;
·        правильно ее планировать;
·        быстро и эффективно выполнять корректирующие действия.
Знаяэти теории, руководитель сможет взглянуть на стоящие перед ним проблемы как бысо стороны. Это позволит руководителю:
·        определиться в своем окружении и увидеть решаемые проблемы вих взаимосвязи с другими, а следовательно, найти «точку отсчета» дляначала работы и уточнить проблемы;
·        оценить целесообразность своих действий;
·        уточнить, каких ресурсов не хватает для эффективного решенияпроблем.
Всеэто поможет найти новые способы и пути решения проблем организации
            Многие принципы управления до сих пор имеют практичес­куюценность. Например, японская компания. «Мицуситаэлектрик» руководствуется следующими семью принципами управления: объективность,справедливость, сплоченность, благоустройство, скромность, гармония, оценка —они  перекликаются с принципами,разработанными Файолем.
            В дальнейшем многие исследователи занимались изученном итеоретическим описанием принципов управленческой деятель­ности, однако все онибыли только последователями Файоля, развивавшими,дополнявшими и конкретизировавшими его учение.
















Список литературы


1.      ГвишианиД.М. Организация и управление.М.,1972
2.      ДунканУ. Основополагающие идеи вменеджменте. -М.: Дело, 1996 г.
3.      «Социальныйменеджмент» — Валова Д.В., Академия труда исоциальных отношений, 1999г.
4.      «Учебникпо менеджменту» МГУЛ, 1998 г


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.