Реферат по предмету "Социология"


Насилие в семье, женщины и дети

Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ»)
Кафедра
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Насилие в семье, женщины и дети
Исполнитель:
студент группы 765-сг
2 курс
Руководитель:
Благовещенск — 2009

Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты: насилиев семье
1.1 Понятие, проблемы и причины насилия в семье
1.2 Виды, формы и последствия насилия в семье
1.3 Международные и российские нормативные,правовые документы в области защиты прав женщин и детей
2. Технологии социальной работы с подвергшимися насилию всемье
2.1 Социальнаяработа патогенетической направленности:принципы и задачи
2.2 Центры социальной помощи семье и детям
Заключение
Библиографический список
Введение
В настоящее время представители различных теоретическихориентаций сходятся в признании патогенного влияния физического ипсихологического насилия, в качестве которых указываются и сексуальныедомогательства, и телесные наказания, и неадекватные родительские установки,манипуляторство и симбиоз, на личность и психику ребенка.
Однако проблематика насилия, несмотря на всю ее важность иактуальность, до сих пор не имеет единой теоретической и исследовательскойпарадигмы, в то время, как и социологическая практика, и ряд экспериментальныхданных отечественных и зарубежных авторов ясно указывают на общность генезаличностных расстройств различной специфики и последствий посттравматическогострессового расстройства вследствие пережитого насилия.
Исследование насилия привлекает сегодня самое пристальноевнимание исследователей разных областей науки по нескольким причинам. И хотяэтот интерес не лишен противоречий и внутренних сопротивлений, он может насвывести в новую сферу знаний о природе человека.
Проблема насилия в семьеотражает дисгармонию и перекосы, существующие во взаимоотношениях в обществе. Еёострота свидетельствует о нездоровой социально — нравственной обстановке внашем обществе.
Реакция государства нанасилие, как вне дома, так и в пределах семьи является знаковой — государство,допускающее насилие, которое воспринимается, как обыденность, тем самымразлагает и общество, и семью.
Терпимость общества ковсякому роду насилия — это, по сути, отказ от создания современногоцивилизованного общества. Мы привыкли видеть в средствах массовой информации,на телевидение и в кино, разного рода насилие. Стали относиться к немуспокойно, и не замечать.
Актуальность выбранной темы: проблема насилия в семье далекаот разрешения и требует пристального внимания к специфике социологическойработы с клиентами, пережившими подобный опыт.
Предмет: насилие в семье
Объект: женщины и дети, подвергшиеся насилию в семье.
Цель: изучить содержание, методы и формы социальной работы сженщинами и детьми подвергшихся насилию в семье.
Задачи:
Провести теоретическийанализ литературы по данному вопросу с целью:
Изучить основные виды иформы насилия в семье
Охарактеризоватьсоциальные проблемы женщин и детей, подвергшихся насилию в семье.
Описать технологиисоциальной работы с женщинами и детьми, подвергшимися насилию в семье
Метод исследования: Аналитический — теоретический анализ научныхпубликаций по данному вопросу, социально-психологической и педагогическойлитературы.
1. Теоретические аспекты: насилие в семье1.1 Понятие, проблемы и причины насилия в семье
Насилие — это не только физические действия в отношенииженщины или ребенка причиняющие боль и травмы, насилие может быть и социальным/11/.
Внимание к проблеме насилия продиктовано, конечно же,своеобразием социально-исторической ситуации XX века: огромные жертвы войн,тоталитарных режимов, шокирующие публику подробности жестоких преступлений,распространение терроризма, усиление отчужденности человека, большое количествосуицидов, частое обессмысливание жизни — как форма хронического суицида и т.п. Всеэто требует не столько эмоциональной реакции, сколько рациональной научнойрефлексии. При этом формируется запрос к науке, с одной стороны, и к власти, сдругой, — найти средства борьбы с причинами и последствиями действийагрессивности человека и в человеке.
Насилие в семье появилось не сегодня. И если мы обратимся кистории, то увидим, что совсем ещё недавно насилие в быту было фактическиузаконено. Многие государства наделяли мужчину широкими властными полномочиямипо отношению к другим членам семьи. Так, например, в лондонской полиции вначале века считались с таким правилом: «Муж сварливой жены имеет правопобить ее дома, при условии, что палка, которую он использует, не будет толщебольшого пальца его руки».
В России долгое время мужа, — побившего жену, журили,убившего благоверную — порицали, а жену, убившую мужа — живьем закапывали вземлю. Только в 70-е годы двадцатого века проблема насилия в семье сталаобщественно значимой. />В Советском Союзе насилия в семьеофициально «не существовало». Как правило, изучение этого феноменасводилось только к рассмотрению физического насилия в соответствии со статьямиУголовного кодекса. Во-первых, «выносить сор из избы» было не принято.Если тебя бьет муж — сама виновата. А если и не виновата — терпи, таковаженская доля. Во-вторых, даже те женщины, которые все же решались податьзаявление в милицию, возвращались домой ни с чем — заявление отказывалисьпринимать. /11/
В современной России в последние годы обострились многиепроблемы, в том числе и социальные. К их числу, несомненно, можно отнести ипроблему роста насилия в различных его формах, в том числе и насилие в семье. Этойпроблемой не занимались. Лишь в 1993 году по инициативе женских общественныхорганизаций в печати появились первые публикации, посвященные этой проблеме. Сталисоздаваться первые телефоны доверия, кризисные центры, убежища и приюты дляпострадавших от домашнего насилия. />После этих публикацияобщественность наконец-то узнала, что 40% всех тяжких насильственныхпреступлений совершается в семье. /11/
«Лица, погибшие и получившие телесные повреждения напочве семейно-бытовых конфликтов, прочно занимают первое место среди различныхкатегорий потерпевших от насильственных преступлений и значительно опережают поколичеству жертв от новых видов насильственных преступлений» — послеподобных публикаций, митингов и требований в стране официально утвердилиследующее — насилие в семье есть и это наказуемо. /8/
Но, к сожалению, все свелось только к физическому насилию. Нио каком моральном, психологическом или экономическом терроре в семье не былосказано ни слова. />Ситуация не изменилась и по сейдень. />Всемпонятно, что проблема насилия в семье — национальная беда и трагедия. Ноотсутствие четких определений и теоретической базы, исчерпывающей информации остепени распространения и причинах применения силы в семье, а также отсутствиефедерального закона, обеспечивающего защиту жертв насилия, сводят все на нет.
Это широко распространенное убеждение свидетельствует о том,что проблема избиения женщин — социальная: она коренится в гендерныхстереотипах, которые с детства прививаются людям. Ни одно существо незаслуживает побоев, однако, в реальности, обидчик всегда найдет оправданиесвоим действиям, независимо от того, как вела себя жертва.
Одной причин постоянного возобновления насилия в семье отпоколения к поколению является гендерная тенденция воспитания, когда поведениедевочек ограничивается в большей степени, чем мальчиков, им прививается ихнеполноценность, а мальчикам — превосходство. Девочку воспитывают физическибеззащитной, прививая второсортность. Ей с детства навязывается комплекс виныне только за свое «недостойное для девочек поведение», но и закриминальное поведение мальчиков. Если мальчик ведет себя плохо в твоемприсутствии, значит, ты ему это позволяешь, отсюда и происходит уверенность,что женщина виновата в том, что ее изнасиловали, и именно поэтому она терпитнасилие со стороны партнера годами. /10/
Причины проявления насилия многочисленны. Они определяютсясочетанием различных факторов, ни на один из которых в отдельности нельзявозложить ответственность за данное явление, поэтому принято рассматриватьпричины и факторы насилия в целом.
Во-первых, насилие может иметь социокультурную природу, бытьнеотъемлемой частью стереотипических представлений о сущности семейныхвзаимоотношений, воспринятой с воспитанием, подкрепляемой внешнимивпечатлениями и представляющейся таким образом единственно возможной их моделью.
Во-вторых, жестокое обращение может быть результатом личногожизненного опыта индивида или индивидов, и тем самым для них тоже создаетсяморально-психологическое основание считать такой тип взаимоотношенийуниверсальным.
Третья группа причин связана с «травмой детства», спережитым в раннем возрасте разрушительным опытом, что заставляет индивидавымещать на близких свои детские комплексы.
В-четвертых, социальная и психологическая декомпенсация врезультате внешних воздействий, превышающих пределы личностной устойчивостииндивидов, вынуждает ряд из них искать заместительной компенсации соейнеудовлетворенности дома, самоутверждаясь за счет более слабых, неспособныхдать отпор и защитить себя.
Пятая группа причин связана с личностными особенностямииндивида, с чрезмерно развитыми их доминирующими чертами и особенностямихарактера, не компенсированными в свое время достаточно адекватным воспитанием /10/
В настоящее время не существует единого мнения опервопричине домашнего насилия. Было предложено множество микро — и макротеорий- от наличия психических нарушений до влияния социально-культурных ценностей исоциальной организации. Основные споры развернулись между последователямипсихологических теорий и теми, кто верит в социальную причинность. Психологиустановили особую роль в росте насилия таких психических факторов, какослабление управления инстинктами, разочарование, агрессивность, алкоголизм ипсихопатология. Приверженцы теории социальной причинности концентрируютвнимание на культурных нормах, провоцирующих насилие, на патриархальнойсоциальной структуре, благоприятствующей доминирующей роли мужчин.
Насилие тесно связано с социальным стрессом в семье. Средимножества проблем, которые могут повысить уровень напряженности и привести кжестокости, следует назвать такие как разногласия в воспитании детей, секс,беременность, денежные затруднения, безработица, необходимость в долговременноймедицинской помощи. Постоянное раздражение отчасти можно объяснить хроническимбеспокойством о нерешенных проблемах и взаимоисключающими требованиями, которыепредъявляет общество, несовпадением между желаниями и возможностями.
Связанность семейными обязанностями, неучастие вобщественной деятельности и наличие ограниченной системы социальной поддержкиувеличивают риск насилия. Избиваемых женщин мужья часто изолируют отокружающих, контролируют все их контакты с семьей и друзьями, запрещают импроходить обучение или устраиваться на работу. Вмешиваясь в жизнь физическиослабленных пожилых людей, семьи изолируют их от друзей и окружающих.
Супружеские побои часто связывают с алкоголем, причем одниисследователи считают, что он снимает контроль над инстинктами, другие — что онслужит оправданием. Исследования показали, что алкоголь и наркотики действуютнеодинаково. Было замечено, что маленькая доза алкоголя не влияет наагрессивность, увеличение же дозы может привести к агрессии. В случае принятиянаркотика увеличение дозы не приводит к агрессии, а действует даже наоборот — размягчает и растормаживает. Люди применяют насилие не потому что они принялинаркотики, а потому что они не могут их принять. Поэтому некоторые случаинасилия вызваны попыткой родственников добыть деньги для покупки наркотиков иалкоголя.
Предметом широких исследований были и психологическиефакторы. По данным исследователей, для мужей, истязающих своих жен, характерныдепрессия, деспотичность, одержимость и патологическая ревность. Что касаетсяизбитых жен, то им присущи зависимость, низкая самооценка, традиционныеустановки по отношению к мужскому и женскому поведению.
В случаях насилия над пожилыми людьми главным психологическимфактором является перемена ролей и зависимость родителей от взрослых детей. Втоже время определенные характерные черты жертвы, такие, как постоянныепретензии и жалобы, также могут способствовать жестокости.
Принимая во внимание сложность человеческой натуры,социальное взаимодействие и социальную структуру, некоторые исследователипредложили более перспективный подход. Они создали комплексную модель насилия всемье. Их модель учитывает разнообразие семей, индивидуальные характеристики исоциальные отклонения их членов, сочетание которых вызывает насилие. Эта модельпридает особое значение взаимному влиянию между людьми, их поступкам,предшествующим насилию и следующим за ним. исследователи выделяют виды и формынасилия.
Таким образом, насилие — это не только физические действия вотношении женщины или ребенка причиняющие боль и травмы проблема насилия всемье, существует давно. Для мужей, истязающих своих жен, характерны депрессия,деспотичность, одержимость и патологическая ревность. Что касается избитых жен,то им присущи зависимость, низкая самооценка, традиционные установки поотношению к мужскому и женскому поведению.
Исследователи выделяют виды и формы насилия1.2 Виды, формы и последствия насилия в семье
Виды домашнего насилие подразделяют на:
физическое — побои, другие формы причинения телесныхповреждений;
психологическое — словесное оскорбление, угрозы, унижения и т.п.;
экономическое — запрещение поступить на работу илипринуждение оставить работу, полный контроль над расходами женщины;
сексуальное — навязанный сексуальный контакт. /16/
Кроме того, по отношению к ребенку существует вид насилия,такой как пренебрежение, интересами и нуждами ребенка. Отсутствие должногообеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье,воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, ихзаменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни,неопытность) и без таковых. /9/
Этапы развития жестокости.
Первая фаза: мужчина становится более агрессивным,раздражительным и напряженным. Возрастает количество оскорблений, критики иморального давления. Гнев вызывает что угодно — например, беспорядок в доме илисумма, потраченная на покупки.
Вторая фаза: напряжение нарастает. Женщина начинает споритьс ним и пытается защититься, вызывая в нем еще большее раздражение. Он можеттолкнуть, швырнуть на пол, ударить. Иногда мужчины в таких случаях говорят, чтоони хотят чему-то научить.
Третья фаза: мужчина начинает приносить извинения и обещаетизмениться. Он может засыпать подобными обещаниями и подарками. (так называемый«медовый месяц») Эти изменения заставляют надеяться, что отношенияеще можно спасти, и что насилие больше не повторится.
Но, как правило, отношения, сопровождающиеся насилием,развиваются по сценарию порочного круга: после фазы «смягчения» наступаетновый, еще более жестокий виток /14/
Формы насилия в семье весьма разнообразными. Это могут быть:
изнасилование
убийство на сексуальной почве
нанесение телесных повреждений
Вышеупомянутые формы насилия наносят ущерб здоровью женщин,ставших жертвами насилия. В частности это:
нанесения телесных повреждений разной степени тяжести
принуждение к сексуальным контактам без использованияпрезервативов (что может привести к ЗППП, не запланированной беременности и. т.д.)
обострение хронических заболеваний
стресс
депрессия.
В случаях насилия по отношению к беременным женщинам этоможет привести к:
преждевременным родам
анемия
инфекции
суицидальные попытки
Помимо вышеперечисленных проблем, так же женщины испытываюти другие проблемы. Женщина, которая подверглась любой форме насилия, вбольшинстве случаев реагирует на ситуацию следующим образом:
женщина подавлена, она стыдится того, что с ней произошло.
женщина полностью берёт на себя вину за то, что с нейпроизошло, или считает, что не сумела или не знала, как остановить насилие.
женщина считает себя ответственной за поведение мужчины.
Результатами насилия, как правило, является: стресс,самоизоляция от общества, суицидальные попытки, кроме того, появляются чувствоунижения и оскорбления /12/.
Женщины, подвергавшиеся насилию, часто оказываютсяотстранёнными от социальной жизни. В частности это может быть временнаянетрудоспособность женщины. Многие после испытанного не желают заводить детей. Крометого, испытав насилие, женщина может не вступать в брак либо расторгнуть ужесуществующий
Ещё одной важной проблемой является экономическаязависимость женщины в случае насилия в семье.
Насилие по отношению к женщине отражает ситуацию в обществев целом, является своеобразным социальным индикатором.
Основным социальным противоречием является то, что женщины,как правило, не знают своих законных прав и, соответственно, не могут боротьсяпротив насилия.
Разнообразные проявления жестокого обращения с детьмиимелись и имеются во всех странах, независимо от политического, идеологическогои экономического устройства. Долгое время в нашем обществе старались обходитьмолчанием эту проблему, считая, что «дети являются привилегированнымсословием». Следствием такого отношения явилось выявление и регистрацияслучаев жесткого обращения с детьми, отсутствие системы всесторонней помощипострадавшим детям и их семьям.
Ребенку легко причинить вред. Уязвимость детей к насилиюобъясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а такжезависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым. /13/
Жесткое обращение с детьми и пренебрежение их интересамимогут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда является: серьезныйущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко — угроза для жизни.Пострадавшие от насилия дети отстают в развитии, страдают различнымифизическими и психоэмоциональными расстройствами.
Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокогообращения к детям. /13/
К ближайшим последствиям относятся физические травмы,повреждения. Следствием, которых являются головные боли, потеря сознания,характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которыхберут за плечи и сильно трясут. Кроме того, к ближайшим последствиям относятсяострые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно насексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремлениякуда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнегобезразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживаниемстраха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелойдепрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности. /13/
Среди отдаленных последствий жестокого обращения к детямвыделяются нарушения, физического и психического развития ребенка, различныесоматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения,
У большинства детей, живущий в семьях, в которых тяжелоефизическое наказание, брань в адрес ребенка являются «методами воспитания»,или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьяхродителей-алкоголиков, наблюдаются признаки задержки физического инервно-психического развития.
Такие дети, часто отстают в росте, массе, или и в том идругом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются,они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки.
Заболевания в последствии насилия над ребенком могут носитьспецифический для отдельного вида насилия характер: например, при физическомнасилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степенитяжести, переломы костей. При сексуальном насилии могут быть заболевания,передающиеся половым путем. /16/
Кроме того, независимо от вида и характера насилия у детеймогут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим:Ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениямиаппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи,аллергическая патология, язва желудка, при сексуальном насилии — необъяснимыеболи внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психическиезаболевания, как тики, заикание. /16/
Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения ипренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чегоони развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными иповеденческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытываютгнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей,на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гневане имеют видимой причины. /15/
Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могутсебя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение сосверстниками.
У эмоционально депривированных детей проявляется стремлениелюбым путём привлечь к себе внимание, иногда проявляется в виде вызывающего,эксцентричного поведения.
Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое насилиеявляется низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплениюпсихологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкойпереживает чувство вины, стыда. Для них характерны постоянная убежденность всобственной неполноценности, в том, что «ты хуже всех». Вследствиеэтого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его сосверстниками затруднено /15/.
Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечаетсявысокая частота депрессией. Это проявляется в приступах беспокойства,безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, уподростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенныесамоубийства.
Если говорить о социальные последствия жестокого обращения кдетям, то можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этихпоследствий: вред для ребенка и для общества.
Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудностисоциализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыковобщения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний иэрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети — жертвы насилия — часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это частосопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, ониначинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. /15/
Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и уподростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают ихмалопривлекательными и даже опасными для общества.
Для общества последствия насилия над детьми проявляются,прежде всего, в потере человеческих жизней в результате убийств детей иподростков или их самоубийств, а кроме того, это потери в их лице производительныхчленов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья,низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Этопотери в их лице потенциальных родителей, способных воспитать здоровых вфизическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводствожестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятсянасильниками. /10/
Таким образом, насилие подразделяется на виды и формы. Насилияв семье по отношению к женщинам влечет за собой проблемы, такие как телесныеповреждения, ушибы, переломы костей и. т.п. Что может привести к временной нетрудоспособности, а так же к инвалидности. К социальным и психологическимпроблемам женщин подвергшихся насилию в семье относятся: стрессы, тяжелыедепрессии, самоизоляция от общества, суицидальные попытки. Различают ближайшиеи отдаленные последствия для детей, подвергшихся насилию в семье. К ближайшимотносят травмы и острые психические расстройства, к отдаленным последствиям,нарушение физического и психического развития ребенка, различные соматическиезаболевания, личностные и эмоциональные нарушения, нарушение социализации иинтеграции в общество.
В отношении насилия в семье в России и за рубежом в данной сложившейся ситуации, позиция государствапредставляется особенно важной.
1.3 Международныеи российские нормативные, правовые документы в области защиты прав женщин идетей
До не давнего временибольшинство международных документов о правах человека истолковывалисьнастолько узко, что их нельзя было приспособить ко многим проблемам касающихсяженщин и детей, в частности насилия в семье. Но за последние годы активисты — правозащитникиотстояли, а международные органы признали более широкую интерпретациюправозащитных документов и норм.
Международноезаконодательство, можно условно разделить на два вида: документы, касающиесяправ человека вообще и документы, касающиеся прав женщин и детей. (Приложение А)
К таким документамотносятся:
Европейская Конвенция озащите прав и основных свобод человека
Африканская Хартия правчеловека и народа.
Конвенция о ликвидациивсех форм дискриминации женщин
Американская Конвенция оправах человека
Международная Конвенцияо защите прав ребенка
Всемирная декларация обобеспечении выживания, защиты и развития детей
Декларация обискоренении насилия в отношении женщин
Международный Пакт огражданских и политических правах (МПГПП)
Конвенция о ликвидациивсех форм дискриминации женщин (КЛДЖ)
Американская Декларацияправ и обязанностей человека (АДПОЧ)
Общая Декларация правчеловека (ОДПЧ)
Международный Пакт осоциально-экономических и культурных правах (МПСЕКП)
Основными источниками международных норм в области правчеловека являются: договоры и конвенции, а так же общее международное право.
Кроме того ООН предлагает модельное законодательство онасилии в семье. Оно может быть взято за основу для разработки законодательныхактов в области насилия в семье в разных странах.
Целями модельного законодательства являются:
Способствовать соблюдению международных стандартов в областиправ человека, в особенности тех, которые сформулированы в Декларации ООН:
об искоренении насилия в отношении женщин, определившейнасилие в отношении женщин как «любой акт насилия, совершенный наосновании полового признака, который причиняет или может причинить физический,сексуальный или психологический вред или страдания женщинам, включая угрозысовершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то вобщественной или личной жизни»
Признать, что насилие, совершенное на основании половогопризнака, в отношении женщин — домочадцев или женщин, связанных близкимиотношениями с причинителем вреда, является насилием в семье.
Признать, что насилие в семье является серьезнымпреступлением против личности и общества, которое не извинимо и не терпимо. /1/
В сферу действия закона о насилии в семье включены следующиекатегории отношений: жены, совместно проживающие партнеры, бывшие жены илипартнеры, лица, находящиеся в сожительстве, в том числе те из них, кто непроживает в том же самом доме, родственница (включая, но, не ограничиваясьсестрами, дочерьми, матерями), домашняя работница и члены их семей.
Установить законодательство, запрещающее насилие в отношенииженщин — домочадцев или женщин, находящихся в близких отношениях, защищающеежертв насилия и предотвращающее дальнейшее насилие
Кроме того, предлагаются механизмы подачи жалоб на насилие всемье исходящих от жертв насилия. Подробно описываются действия сотрудниковполиции, социальных работников судебных органов. /9/
Основным международным документом по правам ребёнка являетсяКонвенция о правах ребёнка. Это первый официально утвержденный международныйдокумент, включающий полный перечень прав человека: гражданские и политическиеправа ребёнка наряду с экономическими, социальными правами, что подчеркивают ихважность в равной степени. Конвенция о правах ребёнка была единогласно одобренаГенеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. В настоящее время онаратифицирована всеми государствами мира за исключением двух /1/
Положение о защите ребёнка от грубого обращения и отсутствияо нём заботы изложено в ст. 19 Конвенции.
Государства, ратифицировавшие эту Конвенцию должны приниматьвсе меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического или психическогонасилия, оскорбления.
Законодательство Российской Федерации гарантирует равенствоправ и свобод ребёнка независимо от пола, расы, национальности, языка,происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. /2/
К законодательным документам, регулирующим права и свободычеловека вообще, а так же непосредственно женщин и детей в нашей странеотносятся:
Конституция Российской Федерации. В ст.2 заявлено, чточеловек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение изащита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст.21говорится о том, что достоинство личности охраняется государством, никто недолжен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающемучеловеческое достоинство обращению или наказанию. Ст.22 Каждый имеет право насвободу и личную неприкосновенность /2/
Семейный кодекс Российской Федерации ст.56 в которойговориться, о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и интересов,кроме того, ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений, в том числе и состороны родителей. /3/
Уголовном кодекс Российской Федерации ст.134, 135. В этихстатьях говорится об уголовной ответственности за половое сношение с лицом, недостигшим совершеннолетия, а так же за развратные действия с несовершеннолетним.К уголовной ответственности может быть также привлечен родитель, вовлекающийсвоего ребенка в систематическое употребление спиртных напитков, наркотиков,занятие проституцией, бродяжничеством, попрошайничество. Кроме того в Уголовномкодексе установлена ответственность родителей и иных лиц, обязанныхосуществлять надзор за детьми, за неисполнение или ненадлежащее исполнениеобязанностей по воспитанию детей, если это сопряжено с жестоким отношением сдетьми. Ужесточена ответственность за умышленные преступления против жизни,здоровья и половой неприкосновенности граждан независимо от места совершенияэтих преступлений и наличия или отсутствия родства между преступником и жертвой./4/
Федеральный закон «О гарантиях основных прав ребенка вРоссийской Федерации» Настоящий закон устанавливает основные гарантии прави законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РоссийскойФедерации, в целях создание правовых и социально-экономических условий дляреализации прав и интересов ребенка, защита его прав в различных сферахжизнедеятельности. Особое внимание при этом уделяется детям, находящимся втрудной жизненной ситуации: детям — жертвам насилия, детям, жизнедеятельностькоторых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могутпреодолеть их самостоятельно или с помощью семьи. /5/
К законодательным актам о правах человека относятся:
Всеобщая Декларация прав человека (1948 г) В которойговорится, что все люди имеют на жизнь без насилия, Европейская Конвенция озащите прав и основных свобод человека.
К актам касающиеся прав женщин и детей относятся:
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин, вкоторой сказано, что достижение полного равенства прав мужчин и женщиннеобходимая задача государства, и оно должно всеми имеющимися в распоряженииспособами изменять традиционную роль мужчин и женщин.
Государство имеет право вмешаться во внутреннию жизнь семьеи брать на себя функции защиты. Когда семья превращается в источникэксплуатации и злоупотреблений.
Международная Конвенция о защите прав ребенка, Это первыйофициально утвержденный международный документ, включающий полный перечень правчеловека: гражданские и политические права ребёнка наряду с экономическими,социальными правами, что подчеркивают их важность в равной степени. Конвенция оправах ребёнка была единогласно одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября1989 года.
В России основные права человека, в том числе женщин идетей, отражены в Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе РоссийскойФедерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе «Огарантиях основных прав ребенка в Российской Федерации»
Однако, в Российской Федерации в отношении насилия надженщинами и детьми (в том числе домашнего насилия) действующиенормативно-правовые акты направлены на ликвидацию последствий случившегося. Ксожалению специальных законодательных актов, которые бы регулировали насилие всемье на данный момент, не существуют.
2. Технологии социальной работы с подвергшимисянасилию в семье2.1 Социальнаяработа патогенетической направленности: принципы и задачи
Социальная работа патогенетическойнаправленности это новый вид мультидисциплинарной профессиональнойдеятельности медицинского, психолого-педагогического и правового характера,направленный на восстановление личности.
Являясь видом мультидисциплинарной деятельности и реализуясьв области интересов здравоохранения и социальной защиты населения, социальнаяработа использует формы и методы, сложившиеся в других системах, а именно: /14/
Здравоохранения (реабилитационные, психотерапевтические).
Социальной защиты населения (социальное консультирование,социальные пособия, социальное обслуживание в стационарных учреждениях,организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания).
Кроме того, в сфере деятельности социальной работы могутприменяться так же формы и методы сложившиеся в педагогике, психологии,правовой сфере. Конкретная структура социальной работы в каждом случаеопределяется конкретным профилем клиента. /14/
Кроме того, в зависимости от проблем, с которымисталкивается клиенты, выделяют четыре группы клиентов. (Рисунок 1)
Принципами базовой модели социальной работы являются:
Экосистемность — учет всей системы взаимоотношений человекаи окружающий его среды в данной проблемной парадигме, системный анализвзаимосвязей между всеми элементами конкретной жизненной проблемной ситуации иопределение на его основе совокупности социально — функциональных позиций
Полимодальность — сочетаниев социальной работе различных подходов, способов действия, функциональноориентированных на конкретную цель, на конкретный проблемный контингент,социально уязвимую или дезадаптированную группу населения; исходно заданных,типовых в методологическом плане — использующих отдельные конкретные методы,типовые способы воздействий.
/>/>/>/>Социальная работа  патогенетической  направленности
Группа повышенного риска
Члены семьи клиента и ближайшее окружение
Инвалиды
Свыраженными социальными проблемами
/>Рисунок 1 — Группы клиентов выделяемые всоциальной работе
Солидарность — сочетаниеи согласование организационное взаимодействие в процессе медико-социальнойработы государственных учреждений, действующих в любой сфере, и учреждений,входящих в структуры организаций с разно формой собственности.
Конструктивнаястимуляция — отказ социальных служб от исключительно патерналистских формпомощи и опеки, порождающих у субъектов пассивное иждивенчество, и смещениеакцента на развитие, и поощрение личной активности и ответственности клиентов,максимальное использование и развитие ресурсов.
Континуальность — непрерывность,целостность. Функциональная динамичность и плановость медико-социальной работы,понимание ее как процесса, использование континуального подхода к ее практике — с обязательным планированием последовательных этапов деятельности на основеопределение «шагов» постепенного достижения конкретных целей в видесуммы действий и наблюдающих значимых изменений статуса и модуса субъектовжизни /14/
В социальной работе с жертвами домашнего насилия выделяютсятри группы задач:
по их спасению
по поддержанию социального функционирования
по социальному развитию.
Следует отметить, что в конкретных индивидуальных исоциальных условиях на передний план выходит та или иная группа задач.
В случае реальной опасности для жизни и здоровья женщинымогут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексомсвоих социальных услуг. Острые экономические затруднения дают право женщинеобращаться за адресной социальной или экстренной помощью.
Поддержание социального функционирования можетобеспечиваться социально-психологической реабилитацией и поддержкой женщин втрудной жизненной ситуации, мероприятиями по переподготовке или переобучению ихболее нужным профессиям, консультациями или иной правовой помощью для защиты ихправ /11/
Задачи социального развития могут обеспечиватьсядеятельностью по поддержанию групп самопомощи и взаимопомощи, ассоциаций защитысоциальных и иных прав различных групп женского населения, содействиемсамозанятости и самообеспеченности женщин.
Все эти задачи, как правило, выполняются специалистамисоциальной работы, совместно с сотрудниками различных сфер. Социального комплекса,правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими иобразовательными учреждениями и. т.п.
Защита от насилия может проходить как в условияхстационарного наблюдения, так и с помощью нестационарных учреждений. Работанестационарных учреждений сочетать, как правило, деятельностьправоохранительных органов и учреждений социального обслуживания. Первыепресекают насилие, вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные видыпомощи его жертвам. Она заключается в морально-психологической реабилитации,информационно-консультативной помощи и социальных ресурсах для их защиты. /16/
Создание терапевтических групп из женщин, переживших насилиенеобходимо для решения задач социального работника. Члены таких групп наилучшимобразом могут поддержать друг друга, достигнуть более высоких результатов подруководством специалиста, в коррекции своей личности, в защите своих социальныхинтересов. Реабилитация происходит на уровне коррекции личностного восприятия,когда не меняются травмирующие обстоятельства, но изменяется их восприятиеженщиной.
Более высокий уровень работы — переход терапевтических группв статус групп самопомощи, т.е. объединений людей, переживших насилие, выделяяпри этом людей способных оказывать влияние на других членов группы. Содействиеспециалиста социальной работы в создании таких групп означает, что из разрядаобъектов воздействия его подопечные переводятся в ранг субъектов, ониравноправно участвуют в решении собственных проблем. /16/
Одной из форм социальной работы с женщинами, испытавшиминасилие, является создание телефона доверия. Основной целью телефона доверияявляется оказание психологической и правовой помощи. Социологическая помощьдостигается за счёт снятия эмоционального напряжения, активизации внутреннихресурсов женщины, разрешения внутреннего конфликта. Правовая помощь — вдонесение до женщины, её юридических прав.
Таким образом, работа социального работника в патогенетическом направлении заключается вморально-психологической реабилитации, информационно-консультативной, правовойи медицинской помощи и использовании социальных ресурсов для их защиты.
Непосредственно помощь женщинам и детям, подвергшимсянасилию оказывают центры социального обслуживания населения. Кроме того,непосредственное участие в помощи жертвам насилия принимают Центры социальнойпомощи семье и детям.2.2 Центры социальной помощи семье и детям
Центр экстренной психологической помощи, который призванснижать психологический дискомфорт, уровень агрессии, у людей включая аутоагрессиюи суицидальные попытки. Формирование психологической культуры, укреплениепсихического здоровья и атмосферы психологической защищенности населения в томчисле детей и подростков. Задачами центра является: обеспечение доступности исвоевременности психологической помощи по телефону, для граждан не зависимо отих социального статуса и места жительства. Направление абонентов к иным службаморганизациям и учреждениям, где их запросы могут быть удовлетворены. Содержаниемдеятельности центра является оказание заочных (по телефону) психолого-социальныхуслуг всем обращающимся гражданам.
Социальный приют для детей и подростков, в которомоказывается социологическая, психокоррекционная и иные формы помощи поликвидации кризисных ситуаций в семье. Приют предназначен для детей иподростков от 4 до 18 лет, в том числе для детей подвергшихся любым формамфизического или психического насилия. Детям оказывается первичнаяпсихологическая помощь, персонал проводит первичный медицинский осмотр и вслучае необходимости направляет в стационарное медицинское учреждение
Кроме того, могут функционировать учреждения социальнойпомощи, созданные на вневедомственной основе, например, кризисный центр дляженщин с телефоном доверия, в том числе зарубежными организациями либо с ихпомощью, концессиями, частными и общественными организациями.
Важно, чтобы деятельность этих разнообразных организаций ненарушала права женщин, помогать которым они призваны, была прозрачна дляконтроля в плане содержания и методов работы, а также была информационнодоступна всем нуждающимся в ней.
Надо отметить, что деятельность социальных организаций икризисных центров должна быть направлена на решение проблем женщин и детей — жертвнасилия. Создание и функционирование этих организаций является необходимымусловием существования любого цивилизованного общества.
Задачами кризисныхцентров являются:
оказание социальной,психологической, юридической и иной помощи;
социальная реабилитациячленов семьи;
оказание помощи вразрешении конфликтных ситуаций в семье, осуществление социального контроля надповедением членов семьи, совершивших насилие в семье;
предоставление убежищапострадавшим от насилия членам семьи. /13/
Достижение поставленныхзадач реализуется в результате совместной работы профессиональных психологов,детских врачей, специалистов социальной работы. В результате их усилийпроблемным семьям оказывается поддержка в разрешении конфликтных ситуаций,оказывается психологическая поддержка пострадавшим от насилия.
Создание новых центровспособствует информированию населения, а также более эффективной адаптации ивключению в нормальную жизнь жертв насилия.
Кроме того, одну изважных ролей в предупреждении насилия в семье, играет специалист социальнойработы. В его непосредственные функции входить проведение просветительскойработы среди населения, выявление не благополучных семей, социальный контрольнад членами не благополучных семей, в случае необходимости передача дела вправоохранительные органы, а так же органы опеки. /13/
Специалист социальнойработы является ключевой фигурой и связующим звеном между различнымиструктурами в помощи жертвам домашнего насилия, то и требование к этимспециалистам высокие.
Мировая практикасвидетельствует о том, что специалист социальной работы оказывая профессиональнуюпомощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями вобласти медицины и здравоохранения.
Деятельность специалистасоциальной работы характеризуется, по меньшей мере, тремя различными подходамик вмешательству в проблему, которыми определяются вариации их профессиональныхфункций. Эти подходы обозначаются как воспитание, фасилитация, адвокатирование.
Воспитательный подходпозволяет специалисту по социальной работе выступать в роли учителя,консультанта, эксперта. Давать совет, обучать.
Фасилитативный подход исполняетроль пособника или помощника, сторонника или посредника в преодолении проблемы.Объяснение ситуаций, мобилизация внутренних ресурсов. /13/
Адвокатский подходприменяется в тех случаях, когда специалист социальной работы выполняет ролевыефункции адвоката от имени конкретного клиента. Оказывает помощь в подбореаргументации, объяснение ситуации, подборе документально обоснованныхобвинениях.
Домашнее насилие частоможет носить скрытый характер. Не только насильник, но и жертва нередкоприлагает все усилия, чтобы не 'вынести сор из избы' либо из-за чувства стыда,либо из страха, либо из-за ощущения беспомощности, невозможности что-либоизменить к лучшему, а иногда просто по незнанию. Поэтому проблема выявленияслучаев и причин домашнего насилия и формирование активной установки наизменение сценария — это сложная и важная профессиональная задача специалистовсоциальной работы, требующая высокого уровня квалификации, умения наладитьконтакт и создать атмосферу безопасности и доверительности. /8/
Принципиальной задачей,которую нередко приходится решать, оказывается диагностика ситуации. Так же, вситуации домашнего насилия специалистам социальной работы приходится решать,как минимум, следующие задачи с помощью соответствующих им методов:
просветительские,
обучающие;
диагностические;
терапевтические;
консультативные;
организационные;
административные.
Как дополнительную, нопринципиально важную, можно выделить еще одну задачу специалиста по социальнойработе — обеспечение психологической самозащиты, позволяющей ему не статьобъектом манипуляций клиентов и избежать профессионального выгорания, посколькуситуации домашнего насилия очень заряжены эмоционально и непросты. Более того,социальные работники находятся в группе риска еще и потому, что выбору этойпрофессии способствует ряд личностных свойств, которые создают благоприятныеусловия для возникновения подобных проблем (например, формированию созависимости)./11/
Как показываетпрактический опыт, есть определенные стратегические задачи, которые необходиморешить вместе с клиентом. В той или иной форме это — определение ожиданий иролей, которое может быть, весьма различным, у клиента и у социальногоработника. Если этого не сделать, то весьма вероятно разочарование, взаимноенеудовлетворение, нерешение проблемы и т.д.
В зависимости от роликлиента в ситуации насилия, возраста, пола, индивидуальности это можетвыглядеть очень по-разному.
Тем не менее, на каждойстадии процесса необходимо:
совместно c клиентом определить, каковы ожидаемыерезультаты, т.к их понимание может не совпадать;
прояснить взаимные обязательства. Клиент должен четкопредставлять, что он должен сделать сам, а что будет обязанностью социальногоработника.
совместное определение проблемы на каждом этапе. Посколькуклиент находится внутри ситуации, ему очень трудно оценивать ее объективно,например, он может принимать симптомы за причины, не осознавать собственныхинтересов, смешивая их со своей позицией. специалисту социальной работы нужносделать собственное заключение о существе проблемы и достичь согласия в ееформулировке с клиентом.
В зависимости от степени зрелости, эмоциональной готовностиклиента и многих других факторов социальный работник может осуществлятьразличные подходы к решению проблемы клиента и играть разные роли:
опекун, задача которого убедить клиента довериться егодействиям и советам;
эксперт в области проблемы, гораздо более компетентный, чемклиент, но допускающий его участие в решении проблемы;
инструктор и преподаватель, обучающий клиента, как и чтоделать и позволяющий ему это делать самому под контролем;
помощник в решении проблемы, оказывающий разнообразные видынеобходимой поддержки;
сотрудник в нахождении и генерировании альтернативныхрешений на равных;
помощник в обнаружении фактов, рекомендующий, где и как ихможно раздобыть и способствующий их нахождению;
специалист по процессу, помогающий клиенту проходить по немусамому;
«зеркало», отражающее проблему клиента ипомогающее ему разглядеть ее более ясно /13/
Работая со взрослыми участниками ситуации домашнего насилия,специалисту социальной работы необходимо учитывать особенности обучениявзрослых по сравнению с детьми. Поскольку семья, пол, социально — экономическийуровень, индивидуальные различия оказывают существенное влияние на результатыобучения, то особенно важно учесть, что многие особенности экстремальнойситуации домашнего насилия могут противодействовать эффективностиобразовательных усилий.
Наибольшие трудности могут представлять характерные дляжертвы неуверенность в своих способностях и в перспективности обучения,безразличие к учебе вообще, тревога и страх по поводу своей домашней ситуации.
Специалисты социальной работы курируют семьи с подобнымипроблемами, являются «управляющими случаем». Тем не менее, несомненно,главный акцент в их работе ставится на жертвах. Взаимодействие с нимипроисходит в самых разных формах.
Специалистам социальной работы приходится сталкиваться сшироко распространенными мифами по поводу домашнего насилия. Например, один изних — это мнение о том, что домашнее насилие над детьми — редкость, а еслипроизводится, то психически ненормальными родителями. Например, в работе ссудебными органами специалисты социальной работы могут столкнуться с помехой ввиде последователей теории активизации, согласно которой жертва всегда самапровоцирует насильника, и поэтому во многих случаях он сам, в некотором смысле,является жертвой, а потому и не виноват. /16/
Таким образом, социальные работники Центра могут бытьвовлечены в общественную или административную деятельность и осуществлениеконтактов со многими официальными или лечебными структурами. Специалист социальнойработы должен хорошо представлять, что является областью его компетенции, атакже, к каким специалистам, в какие учреждения необходимо направить егоклиента, на основании каких критериев выбрать консультанта по тем или инымвопросам, как, в какой последовательности организовать процесс постепеннойреабилитации клиента.
Заключение
В дано работе былпроведен теоретические анализ литературы по данной проблеме. Даны были понятиенасилию, выявлены проблемы и причины насилия. Рассмотрены виды и формы насилия.Изучены нормативно-правовые акты в области защиты прав женщин и детей.
Теоретическое осмыслениетемы данной работы позволило сделать следующие выводы:
Проблема насилия всемье, существует давно и во всех странах и отражает дисгармонию и перекосы,существующие во взаимоотношениях в обществе. Острота данной проблемысвидетельствует о нездоровой социально — нравственной обстановке
Выделяются следующиеформы насилия в семье: физическое, сексуальное, психологическое, изоляция,ограничение свободы передвижения, экономическое. Отдельно можно выделитьпренебрежение интересами ребенка (отсутствие пищи, медицинской помощи, обученияи. т.п.).
Насилие в семье поотношению к женщинам влечет за собой медицинские проблемы, такие как телесныеповреждения, ушибы, переломы костей и. т.п. Что может привести к временной нетрудоспособности, а так же к инвалидности.
К социальным и психологическимпроблемам подвергшихся насилию в семье относятся: стрессы, тяжелые депрессии,самоизоляция от общества, суицидальные попытки.
Различают ближайшие иотдаленные последствия для детей, подвергшихся насилию в семье. К ближайшимотносят травмы и острые психические расстройства, к отдаленным последствиям,нарушение физического и психического развития ребенка, различные соматическиезаболевания, личностные и эмоциональные нарушения, нарушение социализации иинтеграции в общество.
Если говорить о международнойи российской законодательной базе в области защиты прав женщин и детей, тоусловно ее можно разделить на законодательные акты в области прав человекавообще, и на акты касающиеся прав женщин и детей. К сожалению специальныхзаконодательных актов, которые бы защищали от насилия в семье, на данный моментне существуют.
Социальная работа патогенетическойнаправленности, являясь видом мультидисциплинарной деятельности, реализуется вобласти интересов здравоохранения и социальной защиты населения, медико-социальнаяработа использует формы и методы, сложившиеся в других системах — правоохраннойсистеме, здравоохранения, социальной защиты населения. В сфере деятельностисоциальной работы могут применяться так же формы и методы сложившиеся впедагогике, психологии, правовой сфере.
Непосредственно помощьженщинам и детям, подвергшимся насилию оказывают центры социальногообслуживания населения. Центры социальной помощи семье и детям, принимаютнепосредственное участие в помощи жертвам насилия. Типология и названияподобных центров, набор их функций могут варьировать в зависимости от местныхусловий.
Таковы результаты проведенногоаналитического исследования по проблеме насилия в семье.
Библиографическийсписок
1.        Международная Конвенция оправах ребенка от 20.11.1989 — № 44 — 25с.
2.        Конституция РоссийскойФедерации. — М.: Лекс ЭСТ, 2004. — 128 с.
3.        Семейный кодекс РоссийскойФедерации. — М.: Лекс ЭСТ, 2004. — 136 с
4.        Уголовный кодекс РоссийскойФедерации. — М.: Юркнига, 2004. — 160 с.
5.        Федеральный Закон «Огарантиях основных прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998года № 124 ФЗ
6.        Анцупов А.Я., Шипилов А.И. /А.Я. Анцупов, Конфликтология. — М.: Этмос, 2001. — 357 с.
7.        Андреева Г.М. Социальнаяпсихология. Учебник для высших учебных заведений. / Г.М. Андреева — М.: АспектПресс, 2000. — 376 с.
8.        Громова О.Н. Конфликтология.- М.: Юнити, 2000. — 224 с.
9.        Дети и насилие. Материалымеждународного семинара «Права ребенка: проблемы насилия над детьми».- МН.: МТС-Пресс, 2000 — 203 с.
10.     Елисеев Д. Жестокое обращениес детьми как проблема современного общества. / Д. Елисеев — М.: Свобода, 2001 — 386 с.
11.     Забелина Т.А. Женщина инасилие. /Т.А. Забелина — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 105 с.
12.     Мартыненко А.В. Медико-социальнаяработа: теория, технологии, образование. / А.В. Мартыненко — М.: Наука, 1999. — 240 с.
13.     Майерс Д. Социальнаяпсихология. / Д. Майерс — СПб. 2000. — 396 с.
14.     Социальному работнику опроблеме домашнего насилия / Под ред. Синельникова А.М. — М.: Университетскаякнига, 2001. — 128 с.
15.     Николаева С.Б. Насилие наддетьми в семье // Региональная Политика. Экономика — 1999. — №5. — С.79-80.
16.     Шведова Н.О. О насилии вотношении женщин // Насилие и социальные изменения. — 2000 — №2-3 — С.38-53.

ПриложениеМеждународные правовые нормы защиты прав Право на равенство в семье МПГПП ОДПЧ ст.16 МПСЭКП ст. ОДПЧ ст.16 Европ. Конвенц ст.12 Амерекан Конвенц ст.17 Право на одинаков. защиту со стороны закона МПГПП Ст.2,3,14,26 МПСЭКП ст.2,3 КЛДЖ ст.1,2,3,4,15 Амерекан Конвенц ст.1,24 Право на физ. и псих. здоровье МПГПП Ст.12 (1) Африканская Хартия ст.16 МПСЭКП ст.12 ОДПЧ ст.25 КЛДЖ ст.12 Право на свободу от истязаний Европ. Конвенция ст.3 Африканская Хартия ст.4,5
Конвенц о запрещении истязаний ОДПЧ ст.5
Амерекан Конвенц ст.5 (1) Право на физ. и псих. неприкосновенность Европ. Конвенция ст.3 МПГПП Ст.7 Африканская Хартия ст.4 Конвенц о запрещении истязаний ОДПЧ ст.5 АмереканКонвенци ст.5 (1) Право на жизнь МПГПП Статья 6 (1) Европейская Конвенция ст.2 Африканская Хартия ст.4 ОДПЧ ст.3 АДПОЧ Ст.1


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Понятие и содержание основ конституционного строя РФ
Реферат Основные положения договора энергоснабжения
Реферат Использование метода проектов в процессе ознакомления детей 7 лет с немецкой культурой
Реферат Артуро Тосканини
Реферат Бугалтерский учет
Реферат Особое производство: понятие, признаки, особенности
Реферат Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Реферат Бухгалтерский учёт в экономическом анализе в системе управления предприятием
Реферат Порядок регулирования деятельности коммерческих банков
Реферат Анализ и планирование цен на продукцию предприятия
Реферат Технология проведения гражданской экспертизы
Реферат О предмете и объекте археографии
Реферат Философизация теологии
Реферат АИС Отдел кадров
Реферат Основные вопросы, характеризующие право как науку