СОДЕРЖАНИЕ Задание 1. Раскрыть вопрос. Административно-правовые отношения: понятие, структура (в виде схемы), класси-фикация (в виде схемы). Задание 2. Решить ситуацию. Контролер-ревизор Потапов, работник транспортного предприятия задержал безби-летного пассажира. Так как пассажир не изъявлял желания уплатить штраф, Потапов предупредил, что в случае неуплаты он будет привлечен еще дополнительно к ответ-ственности
за неповиновение должностному лицу. Поскольку это не подействовало, контролер вывел безбилетника из транспортного средства и попытался доставить до отделения милиции. При этом было заявлено, что там задержание продлится как ми-нимум на трое суток. Вопросы: 1. В каких случаях и на сколько происходит административное задержание? 2. Кто имеет право производить административное задержание, и чем оно отличается от доставления правонарушителя?
3. Соответствуют ли действия Потапова законодательству? 4. Раскройте состав правонарушения по ст. КоАП РФ. 5. Составить протокол на безбилетного пассажира. Задание 3. Охарактеризовать административно-правовой статус муниципального об-разования. При ответе придерживайтесь следующих пунктов плана:
1. С какого момента общественное объединение приобретает административно-правовой статус? 2. Полномочия муниципального образования. 3. Основания и момент прекращения административно-правового статуса. Задание 4. Раскрыть вопрос. Организационно-правовая система управления внутренними делами: понятие «обще-ственного порядка». Структура органов управления внутренними делами (в виде схемы), их полномочия. Задание 5. Составить логическую схему «Пересмотр постановлений и решений по делам об административных
правонарушениях», в которой следует подробно изло-жить (дать характеристику) этапы обжалования постановлений. Задание 1. Раскрыть вопрос. Административно-правовые отношения: понятие, структура (в виде схемы), клас-сификация (в виде схемы). Административно-правовые отношения - это общественные отношения, урегу-лированные нормами административного права. Они возникают и изменяются в связи с применением административно-правовых норм. Административно-правовые отношения отличаются от всех других правовых отношений прежде
всего своим содержанием, тем, что опосредуют сферу организационной деятельности государства и имеют своей общей целью должную организацию жизнедеятельности гражданского общества, организаци-онное обеспечение его нормального функционирования. Административно-правовые отношения могут существовать только в качестве правовых, в отличие от семейно-брачных, товарообменных, трудовых отношений, кото-рые складываются и существуют объективно, независимо от того, регулируются они нормами права или нет.
Государство их лишь опосредует, направляет в нужную сторо-ну, формируя нормы и формируя отросли частного права. Административно-правовые же отношения могут существовать, только если они урегулированы нормами админи-стративного права. Особенностью административно-правовых отношений является их чрезвычайное многообразие и всеобъемлющий характер. Всякий гражданин становится участником административно-правовых отношений буквально с момента рождения, далее его адми-нистративная правосубъектность постоянно расширяется и
углубляется, и даже после смерти гражданина административно-правовые нормы и отношения оберегают память о нем в законодательстве о погребении, порядке ликвидации мест захоронения ,перезахоронения останков и т.д. Структура административно-правовых отношений. Под структурой админи-стративно-правовых отношений понимается совокупность составляющих его взаимосвя-занных обязательных элементов, каковыми являются: субъекты административно-правового отношения; объекты
административно-правового отношения; права, обязан-ности и характер связи участников административно-правового отношения; условия возникновения административно-правовых отношений (юридические факты). Схема: Структура административно-правовых отношений Классификация административно-правовых отношений. Административно-правовые отношения могут быть классифицированы по ряду критериев по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников; по конкретным целям (предназначе-
нию) правоотношений; их содержанию; способу защиты правоотношений. В зависимости от особенностей взаимоотношений участников различаются: вертикальные (субординационные) правоотношения, возникающие между сопод-чиненными сторонами, когда существует приоритет субъекта управления в системе ор-ганов исполнительной власти (например, между иерархически подчиненными главами администраций); горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены
друг другу в системе органов исполнительной власти (на-пример между федеральными министерствами и государственными комитетами); правоотношения между органами исполнительной власти и не подчиненными им участниками отношений, не входящими в систему органов исполнительной власти (гра-ждане, администрация негосударственных предприятий, учреждений и организаций и др.). По конкретным целям (назначению) управленческие отношения, как уже отмеча-лось, делятся на две группы: внутренние (внутриорга-низационные, внутрисистемные) и внешние,
т.е. связанные с непосредственным воздействием на объекты управления, не входящие в систему органов исполнительной власти. Административно-правовые отношения по своему содержанию (порядку реализа-ции прав и обязанностей их участников) подразделяются на материальные и процессу-альные, а по способу зашиты – на защищаемые в административном или судебном по-рядке. Внутриорганизационные управленческие отношения, связанные с формированием и комплектованием аппаратов
управления, организацией их работы, распределением между работниками обязанностей, прав и ответственности и т. п – вспомогательные, они носят обеспечивающий характер. В качестве одной из сторон (участников) таких отношений выступают руководители органов управления и их структурных подразделе-ний, а другой – остальные работники, решающие проблемы функционирования этих ор-ганов. Главные же, определяющие – внешние (внешненаправленные) отношения, в рам-ках которых органы
исполнительной власти реализуют свою компетенцию по повсе-дневному руководству хозяйственными социально-культурными и административно-политическим и процессами, используя свойственные этим органам методы и средства. Схема: Классификация административно-правовых отношений Задание 2. Решить ситуацию. Контролер-ревизор Потапов, работник транспортного предприятия задержал безбилетного пассажира. Так как пассажир не изъявлял желания уплатить штраф,
Потапов предупредил, что в случае неуплаты он будет привлечен еще дополни-тельно к ответственности за неповиновение должностному лицу. Поскольку это не подействовало, контролер вывел безбилетника из транспортного средства и попы-тался доставить до отделения милиции. При этом было заявлено, что там задержа-ние продлится как минимум на трое суток. Вопросы: Вопрос 1. В каких случаях и на сколько происходит административное за-держание?
Административное задержание - это кратковременное ограничение свободы фи-зического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об ад-министративном правонарушении, исполнения постановления по делу об администра-тивном правонарушении. (Ст. 27. 3. КоАП РФ) Административное задержание лица, совершившего административное правона-рушение, может длиться не более трех часов.
В исключительных случаях, в связи с осо-бой необходимостью законодательными актами Российской Федерации могут быть ус-тановлены иные сроки административного задержания. Срок административного задер-жания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола, а лица, находящегося в состоянии опьянения со времени его вытрезвления. (Ст. 27. 5. КоАП РФ) Вопрос 2. Кто имеет право производить административное задержание, и чем оно отличается
от доставления правонарушителя? Административное задержание лица, совершившего административное правона-рушение, может производиться лишь органами (должностными лицами), уполномочен-ными на то законодательством, а именно: • должностные лица органов внутренних дел(милиции); • старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомст-венной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, воен-нослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел
РФ; • должностные лица военной автомобильной инспекции; • военнослужащие пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (милиции); • должностные лица таможенных органов; • военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; • должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических и психотроп-ных веществ; • должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию; • судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание ус-танавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.(ст.27.3 КоАП РФ) Административное задержание отличается от доставления тем, что администра-тивное задержание - это кратковременное ограничение свободы физического лица, а доставление правонарушителя – это принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при
невозможно-сти его составления на месте выявления административного правонарушения, если со-ставление протокола является обязательным. (Ст. 27. 2. КоАП РФ). Вопрос 3. Соответствуют ли действия Потапова законодательству? Действия контролера-ревизора Потапова частично не соответствует законода-тельству, т.к. в соответствии со ст.27.5 не верно названы сроки административного за-держания.
На основании п.1 ст. 27.2 КоАП РФ, контролер-ревизор Потапов, вправе осуществлять доставление правонарушителя при невозможности составления админи-стративного протокола на месте. Вопрос 4. Раскройте состав правонарушения по ст. КоАП РФ. Состав административного правонарушения это – совокупность субъективных и объективных признаков необходимых для наступления административной ответствен-ности.
Статья.11.18 КоАП РФ. Безбилетный проезд. Объект правонарушения - Общественные отношения в области перевозки пассажиров. Объективная сторона - Безбилетный проезд (бездействие) Субъективные признаки - Физическое лицо (пассажир) Субъективная сторона - Умысел (прямой) Статья.19.4
КоАП РФ. Неповиновение законному распоряжению должностного ли-ца органа, осуществляющего государственный надзор (контроль). Объект правонарушения - Общественные отношения в сфере административной ответ-ственности. Объективная сторона – Противоправные действия (неповиновение должностному лицу) Субъективные признаки - Физическое лицо (гражданин) Субъективная сторона - Умысел (прямой) Вопрос 5. Составить протокол на безбилетного пассажира.
Кодекс об административных правонарушениях (Статья 28.2) Протокол об административном правонарушении " 12 " апреля 2010 г. г. Архангельск (место составления) Мною, контролером-ревизором транспортного предприятия_Потаповым И.К. (должность, фамилия, инициалы лица, составившего протокол) составлен настоящий протокол о том, что при осуществлении (указать контроля за наличием билетов у пассажиров по маршруту № 15 обстоятельства,
позволившие обнаружить административное правонарушение) обнаружено _в автобусе следующим по маршруту № 15, в 15 часов 25 минут (место, время совершения и событие _задержан пассажир не имеющий проездного билета административного правонарушения) что подтверждается следующими доказательствами: отсутствие билета (указать приобщаемые к протоколу доказательства) Таким образом, _гражданин Селиванов А.В г. Новодвинск, ул.
Первомайская (должность, фамилия, инициалы лица, привлекаемого д.3 кв.83, паспорт сер. 11-03 № 348856 выдан ОВД г. Новодвинска 25.05.03г к административной ответственности, адрес его местожительства, серия, номер, дата выдачи документа, удостоверяющего его личность, название органа, выдавшего данный документ) совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей (статьями) ст. 11.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Свидетели, понятые, потерпевшие: _Петров Иван Сергеевич, г. Архангельск, ул. П. Усова, д.3 кв.1 _Сергеева Ольга Львовна, г. Архангельск, ул. Воронина, д.26 кв.60 Свидетелям, понятым, потерпевшим разъяснены их права и обязанности, предусмотренные Статьями 24.5, 25.2, 25.6, 27.7 КоАП РФ. Петров И.С Сергеева О.Л (подписи) Гражданину
_Селиванову А.В. разъяснены его права и обязанности, предус- мотренные статьями 24.5, 25.2, 25.6, 25.7 КоАП РФ Селиванов А.В (подпись) Объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности: _Кондуктор ко мне не подходил, и я не знал кому платить за проезд Селиванов А.В (подпись лица, привлекаемого к административной ответственности) Подпись должностного лица, составившего настоящий протокол
Контролер-ревизор Потапов И.К (должность, фамилия, инициалы) С настоящим протоколом ознакомлен, замечаний нет: Селиванов А.В (подпись лица, привлекаемого к административной ответственности) (В случае отказа от подписи протокола делается соответствующая запись.) Иные сведения, необходимые для разрешения дела В автобусе следующем по маршруту № 15, кондуктора нет, обелечиванием пассажиров занимается водитель
во время остановки автобуса, о чем написано в объявлении которое видно с улицы и в салоне автобуса. К протоколу прилагается_Копия объявления Подписи: Селиванов А.В (лица привлекаемого к административной ответственности) Петров И.С (свидетеля, понятого, потерпевшего) Сергеева О.Л (свидетеля, понятого, потерпевшего) Копию настоящего протокола получил "
12 " апреля 2010 г. Селиванов А.В (подпись лица, привлекаемого к административной ответственности) Задание 3. Охарактеризовать административно-правовой статус муници-пального образования. При ответе придерживайтесь следующих пунктов плана: 1. С какого момента общественное объединение приобретает административно-правовой статус? 2. Полномочия муниципального образования. 3. Основания и момент прекращения административно-правового
статуса. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общест-венного объединения (далее - уставные цели) Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения - (ст.
5 ФЗ «Об общественных объединениях»). Конституция Российской Федерации, основываясь на нормах международного права, гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профес-сиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (ст.30).
Общественное объединение приобретает административно-правовой статус с мо-мента государственной регистрации данного объединения. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Рос-сийской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления наро-дом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных
Конституцией Россий-ской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою от-ветственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного са-моуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом ис-торических и иных местных традиций. (Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года.) Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собст-венностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения. Эти органы могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых
для их осу-ществления материальных и финансовых средств, но реализация переданных им полномочий подконтрольна государству. Местное самоуправление в Российской Федерации, согласно ст. 133 Конституции РФ, га-рантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возник-ших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограниче-ние прав местного само¬управления, установленных Конституцией
РФ и федеральными зако-нами. Административно правовой статус— это способность субъекта иметь права и обязанности в сфере государственного управления. Исчезновения субъекта, то есть лик-видации предприятия, учреждения, организации, а если речь идет о физическом лице, то смерть является основанием и моментом прекращения административно-правового ста-туса. Задание 4. Раскрыть вопрос. Организационно-правовая система управления внутренними делами: поня-тие «общественного
порядка». Структура органов управления внутренними дела-ми (в виде схемы), их полномочия. Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) — федеральное министерство, осуществляющее в пределах своих полномочий государст-венное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализую-щим основные направления деятельности органов внутренних дел
Российской Федера-ции и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Структура органов управления внутренними делами • Министерство внутренних дел o Федеральная миграционная служба o Внутренние войска МВД России o Следственный комитет МВД России o Криминальная милиция o Милиция общественной безопасности o
Департамент уголовного розыска o Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России o Департамент охраны общественного порядка o Департамент по борьбе с организованной преступностью o Департамент экономической безопасности Основными задачами МВД России являются: • разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
• совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности; • обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и граж-данина; • организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресече-ния, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресече-ния административных правонарушений; • обеспечение охраны общественного порядка; • обеспечение безопасности дорожного движения; • организация и осуществление государственного контроля за оборотом
оружия; • организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государ-ственной охраны имущества и организаций; • управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними вой-сками Министерства внутренних дел Российской Федерации, организация их дея-тельности. Общественный порядок — сложившаяся в обществе система отношений между людьми, правил взаимного поведения
и общежития, установленных действующим законодательством, обычаями и традициями, а также нравственными нормами. Общест-венный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отноше-ний, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ри-туалов. Общественный порядок и общественная безопасность являются основными объ-ектами охраны в деятельности органов внутренних дел.
Как социально-правовые категории, охватывающие специфическую сферу обществен-ных отношений, они характеризуются рядом особенностей, определяющих содержание деятельности органов внутренних дел по охране (обеспечению) этих отношений. Задание 5. Составить логическую схему «Пересмотр постановлений и реше-ний по делам об административных правонарушениях», в которой следует подроб-но изложить (дать характеристику) этапы обжалования постановлений. (Глава 30 КоАП РФ) Стадия пересмотра, являясь факультативной (необязательной)
стадией в произ-водстве по делам об административных правонарушениях, преследует двоякую цель: во-первых, обеспечить реализацию прав лица, привлеченного к административной ответст-венности, или потерпевшего на защиту от неправомерных действий и решений субъек-тов административной и судебно-административной юрисдикции, а во-вторых, подтвер-дить или опровергнуть законность и обоснованность принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела процессуальных актов и исправить допущенные нару-шения
Попов Л.Л. Административное право. М 2007. С. 183 Конституционным основанием стадии пересмотра являются ст. 33, 45 и 46 Кон-ституции РФ, гарантирующие каждому человеку государственную защиту и самозащиту своих прав, включая право на обращение с жалобой в государственные и муниципаль-ные органы и на судебное обжалование решений и действий органов публичной власти. Процессуальной основой стадии пересмотра являются гл.
30 КоАП РФ. Для оспа-ривания постановлений, определений и решений, принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела, законодатель предусмотрел институт не общей, а спе-циальной административной и специальной судебной жалобы (специального судебного порядка), следовательно, другие процессуальные механизмы признания незаконными вышеназванных юрисдикционных актов здесь не применяются, за исключением тех случаев, когда суд вынужден воспользоваться аналогией процессуального закона.
Воз-можность обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении срока для подачи жалобы вытекает из конституционного принципа доступа к правосудию, по-скольку такое определение препятствует дальнейшему продвижению дела. Другие виды процессуальных определений, выносимые на стадии пересмотра об отказе в удовле-творении ходатайств, об отложении слушания дела, об истребовании дополнительных доказательств - не могут выступать в качестве самостоятельного предмета судебного разбирательства, поскольку носят
промежуточный характер, непосредственно не огра-ничивая материальных прав участников, следовательно, обжалуются либо опротестовы-ваются вместе с итоговым решением по жалобе (протесту) Конин Н.М. Административ-ное право России. Общая и Особенная части. М 2007. С. 39 Стадия пересмотра постановления и (или) решения по делу, как правило, состоит из следующих этапов: • подачи жалобы или протеста; • подготовки дела к пересмотру; • слушания
дела; • вынесения решения по делу; • доведения решения до сведения заинтересованных лиц. Все названные этапы сохраняются при подаче последующих жалоб и протестов, рассматриваемых во второй инстанции, за исключением пересмотра дела в порядке над-зора. До вступления постановления в законную силу предусмотрено как минимум одно обжалование - когда оспаривается постановление суда общей юрисдикции, в том числе мирового судьи.
Максимальное - трехкратное обжалование - допускается в отношении постановления административного органа: вышестоящему органу, в районный и выше-стоящий суд. В зависимости от субъекта, осуществляющего рассмотрение жалобы (протеста), и особенностей процедуры пересмотра она может быть подразделена на два вида - в ад-министративном и в судебном порядке. Соответственно, выделяется административное производство и административное судопроизводство по пересмотру
постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Несмотря на то, что КоАП установил единые процедурные правила пересмотра для административных органов и судов, у этих двух видов государственной деятельности различная конституционная ос-нова и основополагающие правовые и организационные принципы. Следует иметь в виду, что срок обжалования начинается со дня вручения либо получения постановления. Дату получения подтверждает штемпель на конверте.
Если жалобу отправить почтой заказным письмом с уведомлением в течение 10 суток - будет считаться, что жалоба подана в установленный срок обжалования. Когда оно дойдет до адресата значения не имеет. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Учебная литература: 1. Административное право: Учебник. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-МЮ 2006. – 320 с. – (Профессиональное образование) 2.
Административное право России в вопросах и ответах: учеб. пособие. – 2-е изд пере-раб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 272 с. Нормативные акты: 1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по состоя-нию на 1 февраля 2010 года). – Новосибирск. Сиб. унив. изд-во, 2010. – 336 с. 2. Федеральный закон Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» Дополнительные материалы: 1. http://www.kodeks.ru/ 2. http://ru.wikipedia.org/wiki/ 3. http://63.rsoc.ru/p5238/ 20 марта 2010 года А.В. Анисимов Схема о порядке пересмотра постановлений об административных правонарушениях <*> В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.
ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА ПОСТАНОВЛЕНИЙ И РЕШЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИ-НИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 10 суток 3 суток В суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному рассматривать жалобу Кем вынесено постановление Куда подается жалоба Судьей В вышестоящий суд Коллегиальным органом В районный суд по месту нахождения коллегиаль-ного органа
Должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должност-ному лицу - в районный суд по месту рассмотрения дела Иным органом, созданным в соот-ветствии с законом субъекта РФ В районный суд по месту рассмотрения дела Арбитражным судом В арбитражный суд в соответствии с АПК РФ Если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица которым обжаловано постановление, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности
в течение трех суток
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |