Реферат по предмету "Политология"


Суть и функции государства

ВВЕДЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Государствоиграет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно,весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всеймировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества небыло одинаковым. Однако, понять роль и место государства в истории общества,можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емкихявлений, одним из которых является, например, политическая система.

Государствовыделилось из общества на определенной ступени его зрелости. Общество матьгосударства, соответственно государство продукт общественного развития.Государство проявляет заботу об обществе либо напротив, паразитирует илисокрушает общественный механизм. По мере того, как общество переходит в своемпоступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей,меняется и государство, оно также становится более совершенным, болеецивилизованным.

Выявление закономерностейсоотношения гражданского общества и государства позволяет правильнопроанализировать весь путь, пройденный человечеством, понять современныепроблемы государственности, увидетьперспективы политических и собственно государственных форм, в которыхразвиваются живые сообщества различных стран.В настоящеевремя видится актуальным познание законов взаимовлияния политической системы игосударства для того, чтобы в критические моменты развития общества игосударства знать способы и механизмы возможного

предотвращения революционныхвзрывов и социальных катастроф, резкой смены действующихгосударственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций вразвитии общества. ЧАСТЬ I. Суть ифункции государства. Место государства в политической системе общества. Суть и функции государства. Функции государства - это основныенаправления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначениегосударственного управления обществом.

В функцияхгосударства выражается его сущность, его предназначение, и структура государства,т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь егоназначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет.Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективнаянеобходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленнойдеятельности. Теориягосударства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороныгосударства использует

понятие функции государства - характеристики именнотого, что и как государство делает .Функция, как имногие иные обществоведческие понятия, не является собственно юридическим иполитическим понятием. Оно было заимствовано из совсем иных наук. Например, вфизике, математике понятие функции выражает зависимость одной переменнойвеличины от другой, то есть непосредственно ту зависимость, когда при измененииодной величины другая величина также изменяется

определенным образом.Это естьсвойство юридического языка заимствовать чужие понятия и наполнять их своимспециальным, особенным смыслом, причем таким, который понятен порой лишьспециалистам в этой области и, который подчас почти полностью утрачивает связьс первоначальным смыслом.Вот и спонятием функция , когда оно включается в юридический понятийныйаппарат, происходит этот процесс. Функция в теории государства и права означаетнаправление, предмет деятельности того или иного политико-

правового института,содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится офункции государства, правительства, министерства, других государственныхорганов.Следовательно,фун кция государства суть - это рассматриваемые в комплексе предмет исодержание деятельности государства, и обеспечивающие ее средства и способы.Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности иизменяются по мере его изменения,

по мере перехода к сущности другого порядка.Государство выполняет ряд функций, которые отличаютего от других политических институтов. Функции отражают главные на правления вдеятельности государства по выполнению им своего предназначения. К внутреннимфункциям государства можно отне сти экономическую, социальную, организаторскую,правовую, по литическую, образовательную, культурно-воспитательную и т.д.Функции государства это основные направления его деятельности, выражающиесущность и социальное назначение,

цели и задачи государства по управлениюобществом в присущих ему формах и присущими ему методами.Экономическая функция выражается в организации, координа ции, регулированииэкономических процессов с помощью налого вой и кредитной политики, созданиястимулов экономического роста или осуществления санкций, в обеспечениимакроэкономи ческой стабильности.Социальная функция государства проявляется в осуществле нии заботы очеловеке как члене социума удовлетворение потреб ностей людей в жилье, работе,поддержании

здоровья, образова нии поддержка незащищенных групп населения ит.д.Организаторская функция заключается в упорядочении всей властнойдеятельности принятии, организации и исполнении реше ний, формировании и использованииуправленцев, осуществлении Контроля за исполнением законов, осуществлениикоординации де ятельности различных субъектов политической системы и т.д.Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм,регулирующих

общественные отношения и поведение граждан.Политическая функция государства состоит в обеспечении по литическойстабильности, осуществлении властных полномочий выработкепрограммно-стратегических целей и задач развития об щества.Образовательная функция реализуется в деятельности госу дарства пообеспечению демократизации образования, его непре рывности, предоставлениилюдям равных возможностей получения и т.д.Культурно-воспитательная функция государства направле на на создание условий дляудовлетворения культурных

запросов людей, формирования высокой духовности,гражданственности.Среди внешнихфункций следует выделить функцию взаимо выгодного сотрудничествав экономической, политической, культурной и других сферах с другимигосударствами и функцию обороны страны. Место государства в политической системе общества.Государствостало первой, но не последней и не единственной политической организациейклассового общества.

Объективно сложившиеся человеческие отношения вызвали кжизни новые политические формы движения социальной материи. Историясвидетельствует, что наряду с государством и в его рамках возникают различногорода негосударственные объединения, отражающие интересы определенных классов,сословий, групп, наций и принимающие участие в политической жизни общества.Например, Аристотель упоминает о партиях горы, равнины и прибрежной частигорода рабовладельческих Афин. В условиях феодального общества значительноевлияние на осуществление политической

власти оказывали различные объединениясобственников общины, гильдии, цехи. Особую роль в этом плане игралицерковные учреждения, выступавшие организационно-идеологической опорой правящихклассов. В буржуазном и социалистическом обществе помимо государства действуютразного рода политические партии, профсоюзы, женские и молодежные общественныеобъединения, организации промышленников и фермеров, отражающие в своейдеятельности интересы определенных социальных сил и оказывающие влияние наполитику.

И все же государство занимает центральное место в политической иобщественной жизни любой страны. Сказанное обусловлено следующим.1.Государство выступает, прежде всего, в качестве альтернативы бесплодной борьбемежду различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивымиинтересами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества на самойранней стадии нашей цивилизации и предотвращает это сегодня. В этом смысле оно дало жизнь политической системе общества в современном

ее понимании.Вто же время не кто иной, как государство, на протяжении всей историичеловечества тысячекратно ввергало своих подданных в междоусобные ирегиональные вооруженные конфликты, войны, включая две мировые войны. В однихслучаях как агрессор государство было и есть орудие определенных политическихгруппировок, отражающих интересы господствующих слоев, классов общества. Вдругих случаях как защитник оно зачастую выражает общенародные интересы.2.Государство можно рассматривать

как организационную форму, как союз людей,объединившихся для совместного проживания. Исторические, идеологические,социально-экономические связи индивидов с государством получаютконцентрированное выражение в политико-правовой категории гражданства. Каждыйиз членов государственной общины заинтересован в ее существовании, так какличная независимость и свобода в общении с согражданами, охрана семьи исобственности, гарантия безопасности от вторжения

в личную жизнь извнеобеспечиваются государством. Как гражданин индивид приобретает устойчивыепервичные политические качества, которые становятся основой его участия вполитической жизни страны, в деятельности общественно-политических объединенийи движений, политических партий и т. п. Иначе говоря, прежде всего черезгосударство индивид включается в политическую систему общества.Вместес тем между государством и отдельными гражданами независимо от того, к какомуклассу они принадлежат

существует комплекс противоречий, который в целомхарактеризуется как одно из основных внутренних противоречий политическойсистемы общества. Это противоречия между демократией и бюрократией в сферезаконодательной и исполнительной власти, между тенденциями развитиясамоуправления и ограниченными возможностями его осуществления и др.Противоречия эти резко обостряются, когда государство проводит ярко выраженнуюклассовую, национальную, расовую политику по отношению к гражданам, непринадлежащим к политически господствующим

социальным группам.3.В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимаетсоциально-классовое расслоение общества. Отсюда следует, что государствовыступает политической организацией экономически господствующего класса.Ивсе же марксистско-ленинская характеристика классовой сущности государства какоргана подавления, верно, отражает только особое состояние в развитии общества,когда в нем возникает такая классовая напряженность вызванная, как правило,военными конфликтами, экономическим и духовным кризисом

, которая способнавзорвать общество, привести его в состояние хаоса. В обычные же нормальныепериоды в классовом обществе превалируют общесоциальные связи, более сильные исозидательные, чем классовые антагонизмы. Достойной внимания остается мысль Ф.Энгельса о том, что в действительном мире метафизические полярныепротивоположности существуют только во время кризисов, что весь великий ходразвития происходит в форме взаимодействия.

Государство в силу своегосоциального назначения не может быть постоянно функционирующим в режимегосподства и насилия. Как свидетельствует история, деятельность государствтакого типа деспотических, авторитарных имеет свои временные пределы, которыепо мере развития цивилизации все более сужаются.Классовыйхарактер государства связывает его с иными политическими явлениями. Поэтомуперед государством и политической системой в целом стоят одни и те же задачи ввести классовую

борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, основаннойна принципах демократии и права направить усилия противоборствующих слоев,классов и их политических организаций на конструктивное решение общесоциальных,а значит, одновременно и классовых проблем.4.Государство стало первым результатом политической деятельности людей,каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенныхсоциальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охватаполитических явлений, а признаки территориальности

и публичной власти сделалиреальным значение государства как формы политического общежития различныхсоциальных и национальных образований, а также выражающих их интересыразличного рода организаций и партий. Государственность форма бытияклассового общества.Вэтой связи государство играет роль надклассового арбитра. В законодательномпорядке оно устанавливает правила игры для политических партий и общественныхобъединений, пытается учитывать в своей политике спектр их многообразных, пороюантагонистически противоречивых интересов.

Демократическое государствостремится обеспечить нс только нормальное мирное политическое общежитие, но имирную смену государственной власти, если возникает такая историческаянеобходимость. Государство как форма политического общежития по территориисовпадает с политической системой общества. По содержательным и функциональнымхарактеристикам оно выступает элементом политической системы.5.Государство важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целоеполитическую систему и гражданское общество.

В силу своего социальногопроисхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынужденозаниматься общесоциальными проблемами от строительства домов для престарелых,устройства связи, транспортных артерий до энергетического, экологическогообеспечения будущих поколений людей. Как основной собственник средствпроизводства, земли, ее недр оно финансирует наиболее капиталоемкие отраслинауки и производства, несет бремя расходов на оборону.

В качестве органа,управляющего общественными делами, государство посредством аппарата,вещественных придатков полиция, тюрьма и т. п. сохраняет определеннуюцелостность политической системы, обеспечивает правопорядок в обществе.Разумеется,здесь возникает масса противоречий, которые могут быть условно сведены кгипертрофированному пониманию роли государства в жизни общества и принижениюзначения отдельной личности. Поэтому только то государство может считаться социальными демократическим, в котором созданы условия

для реализации прав и свободчеловека.Дляполитической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверенныйхарактер государственной власти. Только государство имеет право выступатьвнутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системыконкретного общества в мировое политическое сообщество во многом завысит отреализации суверенных качеств государства.6.Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовыхотношений, изменчивости идеологической! и психологической

ауры находится впостоянном движении. Все ее элементы и компоненты работают как бы в равнойстепени, увязывая, согласовывая интересы социальных групп, вырабатываяполитические решения. Когда же возникают чрезвычайные общественные ситуации происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политическийрежим , особая роль в разрешении их отводится государству. Причем в этом случаеречь идет не просто о государстве, а о его субстанциональном проявлении государственной

власти. Только законная государственная власть может обеспечитьотносительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.Любаяполитическая деятельность, в конечном счете, так или иначе, связана сгосударственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основевозникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современныегосударственные образования. Но аксиомой является то, что квинтэссенциейрезультата политической деятельности людей и их объединений

выступаетгосударственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документахразличных политических партий разных времен, ясно одно им нужнагосударственная власть для осуществления декларативных или тайных целей. Самоесущественное в государстве не возможность объединения людей, не территория, аобладание властью. Поэтому чрезвычайно важным для всего общества являетсясоздание четкого, бесперебойно работающего правового механизма образования иосуществления государственной власти.

ЧАСТЬ II. Структурагосударственного управления и формы государственного устройства. Государство представляет собой особую формуорганизации по литической власти, которая имеет определенное устройство. Орга низацию,устройство и реализацию государственной власти отра жает понятие форма государства .Форма государства каксовокупность внешних признаков госу дарства включает три элемента формугосударственного устройст ва, форму правления, политический режим.Форма государственногоустройства это националь но-территориальнаяорганизация

государства и взаимоот ношения центральных, региональных органов.Основными формамигосударственного устройства являются конфедерация, унитарное государство,федерация. Конфедерация. Этаформа государственного устройства представляет из себя постоянный союзсуверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественновнешне политических, целей. Каждый член конфедерации, сохраняя госу дарственнуюсамостоятельность и объединяясь с другими государ

ствами в добровольный союз,делегирует центру строго ограничен ный круг полномочий. Для осуществлениясогласованной политики государства, входящие в состав конфедерации, создаютодин или несколько специальных органов и должностных постов. Решенияпринимаются на основании консенсуса и вступают в силу лишь после утвержденияцентральными органами власти соответствую щих государств. Отсутствует единаяналоговая и правовая системы.

Конфедеративный договор можно расторгнуть пожеланию одной из сторон.Примером конфедерации впрошлом могут служить США 1776 1787 , Швейцария 1815 1848 , Германский союз 1815 1867 . Некоторые черты конфедерации прослеживаются ныне в ЕвропейскомСоюзе.Унитарное государство. Эта форма государственногоустрой ства характеризуется высокой

степенью централизации политичес койвласти. Она имеет наибольшее распространение в мире. При мером могут служитьтакие страны, как Финляндия, Франция, Ис пания, Великобритания, Япония и многиедругие.В унитарном государстведействует единая конституция, нормы которой применяются на всей территориистраны централизован ная судебная система единая система высших органовгосударст венной власти единое гражданство

и единая система права. Терри торияунитарного государства подразделяется на административно-территориальныеединицы департаменты, области, районы и т.д которые не обладаютполитической самостоятельностью.В настоящее время существуетнесколько унитарных государств Великобритания, Испания, Италия, Дания, Финляндия ,устройст во которых характеризуется наличием административной автономии дляотдельных территорий, например, в состав

Великобрита нии входят Шотландия иСеверная Ирландия, которые пользуются ограниченной автономией.Федерация.Федерация представляет собой союзное государст во, состоящее из государственныхобразований, обладающих юри дической и определенной политической самостоятельностью.Феде рация является достаточно распространенной формой государственного устройства Россия, США, Канада, Бразилия, Танзания и др. Объединяющими началамифедерации выступают единое социально-

экономическое пространство, единаяденежная система, фе деральное гражданство, федеральная конституция,федеральные органы власти и управления. Но наряду с ними имеется гражданст воотдельных субъектов федерации штатов, республик, земель в них существуютсобственные конституции и законодательство, соб ственные законодательные иисполнительные органы власти. Между федерацией и ее субъектами устанавливаютсяособые отно шения, при которых действует принцип верховенства конституции изаконов федерации.

Субъекты федерации имеют прямое предста вительство впарламенте страны, обеспеченное существованием, второй палаты. Так, в Россииэту функцию выполняет Совет Феде рации, в США Сенат, в Германии Бундесрат.Под формой правления понимаетсяспособ организации верховной государственной власти, принципы, взаимоотно шенийее органов, степень участия населения в их формиро вании.

Принято различать двеосновные формы правления респуб лику и монархию.Республика представляет собой формуправления, при ко торой все высшие органы государственной власти либо изби раются,либо формируются общенациональным представи тельным учреждением.Республиканская форма правления была известна еще рабовладельческомугосударству, но наибольшее раз витие она получила в условиях более совершенныхобщественных структур.

Различают две формыреспубликанского правления прези дентскую и парламентскую.При президентской форме правленияглава государства президент одновременно является и главой правительства. Фор мальнойотличительной особенностью является отсутствие долж ности премьер-министра.Президентская республикаотличается внепарламентским мето дом формирования правительства и отсутствием управительства института парламентской ответственности отсутствием у прези дентаправа роспуска парламента

и др.Президентская республикастроится по принципу жесткого раз деления властей в конституции закрепляетсяразграничение ком петенции между высшими органами законодательной, исполни тельнойи судебной власти, которые функционируют в течение всего срока полномочий.Президентская республикавпервые была введена в США на ос нове конституции 1787 г.Такая же форма правления широко рас пространена в странах Латинской Америки Мексике, Аргенти не, Бразилии, Колумбии,

Венесуэле, Боливии, Уругвае и др.Парламентская республика характе ризуетсяпровозглашением верховенства парламента, перед кото рым правительство несетполитическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительнойособенностью является наличие должности премьер-министра.В парламентской республикеправительство формируется толь ко парламентским путем из числа лидеров партии,располагающей большинством в нижней палате. Участие главы государства в фор мированииправительства носит

чисто номинальный характер. Пра вительство остается увласти до тех пор, пока оно располагает под держкой парламентского большинства.В парламентской республи ке правление носит партийный характер, что вовсе неявляется обя зательным для президентской республики.Для парламентской республикив значительно большей степени, чем для президентской, характерен разрыв междуюридическим и фактическим положением всех высших органов государственнойвласти.

Провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает поджестким контролем правительства. Устанавлива ется ответственность правительстваза свою деятельность перед парламентом, но фактически парламент почти всегдаможет быть распущен правительством, утратившим его доверие. Президент на деляетсяширокими полномочиями, но они осуществляются не им, а правительством.Парламентская форма правления осуществляет ся в Италии,

Германии, Швейцарии,Ирландии, Турции и др.Монархия представляет собой такуюформу правления, при ко торой верховная государственная власть юридическипринадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном по рядкепрестолонаследия. Различают монархию абсолютнуюи конституционную. Абсолютнаямонархия сформировалась как политическое учреждение в поздний период развитиясредневеко вья. Для нее характерно полное бесправие народа, отсутствиекаких-либо представительных органов, сосредоточение

государст венной власти вруках монарха. В настоящее время абсолютные мо нархии сохраняются в СаудовскойАравии, Катаре, Омане.По мере развитиясоциально-экономических отношений абсо лютная монархия в целом ряде странэволюционировала в консти туционную монархию, которая условно подразделяется надуалис тическую и парламентскую. Дуалистическая монархияявляется переходной формой правления, характерной для того периода, когдаэкономически и политически слабая буржуазия вынуждена делить власть с феодалами

Иордания, Марокко . При этой форме правления делят между собой государственнуювласть монарх и парламент. Парламент, которому конституция формально предо ставляетзаконодательные полномочия, никакого влияния ни на формирование правительства,ни на его состав, ни на его деятель ность не оказывает. Законодательные полномочияпарламента сильно урезаны монархом, которому предоставляется право вето ,право назначения в нижнюю палату иправо роспуска пар ламента.

Своеобразная форма монархиисуществует в некоторых странах являющихся членами Британского содружества.Значительная часть членов содружества являются республиками и имеют собст венногоглаву государства президента Кения, Индия, Гайана и др но почти половинастран, входящих в содружество Австра лия, Канада, Ямайка и др признаютглавой государства англий ского монарха. ЧАСТЬ III. Принципыправового государства. Условия становления правового государства.

Принципы правового государства. Основополагающими принципами правового государства явля ются 1 верховенство правового закона,господство закона во всех сферах общественной жизни. Закон, принятый верховныморганом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не можетбыть изменен, отменен или приостановлен ни ведомствен ными актами, ниправительственными распоряжениями, ни реше ниями партийных органов, сколь бывысоки и авторитетны они ни были.

Вся общественная деятельность осуществляетсяв строгом соответствии с законами, закрепленными конституцией правовогогосударства.2 реальность прав и свободграждан - этотпринцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав исвобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободычеловека не являются неким даром властей, а принад лежат ему от рождения. Вэтом смысл традиционного для идей пра вового государства противопоставления неотчуждаемыхправ

инди вида феодальным представлениям об их октроированном дарован ном,жалованном характере.3 взаимная ответственностьгосударства и личности этот принцип выражаетнравственные начала в отношениях между государством как носителем политическойвласти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем изданиязако нов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественнымиорганизациями, другими государствами и всем международным сообществом.

Не менее важна иответственность перед обществом и государством. В связи с этим вызывает тревогуослабление чувства ответственности у немалой части населения, что порожденодлительным периодом застоя, ослаблением интереса граждан к делам общества игосударства, уравниловкой и т.д. Преодолеть отчуждение гражда нина от власти,от общественных и государственных дел, повысить ответственность за своипоступки можно лишь раскрепостив лич ность, предоставив широкую возможность длясамостоятельного

творчества и инициативы.4 разделение властей назаконодательную, исполнитель ную и судебную - данный принцип имеетцелью исключить моно полизацию власти в руках одного лица, органа или социальногослоя и обеспечить соответствие всей системы публичной власти требованиям праваи их последовательного соблюдения.В правовом государстверазделение властей включает в себя ор ганизационно-правовой механизм ихвзаимодействия, взаимных сдержек и противовесов с целью удержания каждой из нихв преде лах своих полномочий и вместе

с тем обеспечения самостоятель ности инезависимости от других властей. Разделение властей это показатель развитостиправа и государства. Без разделения властей не может быть правового государстваи правовых законов.5 наличиеэффективных форм контроля и надзора за осущест влением законов. К ним относятся суд,прокурорский надзор, ар битраж. Условия становления правового государства. Важным этапом на пути становления независимости

Украины, развитияпризнаков ее самостоятельной государственности стало принятие Верховным СоветомУкраины 28 июня 1996 г. Конституции Украины. Как политико-правовой акт чрезвычайнойважности и долгосрочного действия она представляет фундамент не только современных,но и будущих демократических преобразований в общественных отношениях, основуформирования правовой системы украинского гражданского общества, социального,правового государства, ее национального

законодательства. Можно утверждать, что заложеныфундаментальные конституционные основы правового поля экономического иполитического функционирования общества, взаимоотношений государства, обществаи лица человека, гражданина . Как Основный Закон Украины, Конституция не только очерчивает контуры цивилизованногосоциального, правового государства и выступает основным источником текущегозаконотворчества, но и юридическое закрепляет такие демократические ценности

ипринципы, которые еще необходимо будет вводить в практику национальногоправотворчества и правоприменения. Это,во-первых определяет главные черты и особенности процесса непосредственнойреализации демократических правовых идей и норм Конституции в жизнедеятельностьукраинского общества, поскольку степень реальной демократичности любой конституцииможет быть удостоверена лишь при практическом применении ее норм. Во-вторых, это предопределяет актуальность разработки новой парадигмыотечественной юридической науки,

ее правоведения и государствоведения. Известно, что в свое время социальная функциясоветской юридической науки сводилась властями, прежде всего к поддержке изащите интересов государства, а правоведение тщательно исповедовало, главнымобразом, нормативный подход к праву, рассматривая его лишь как элементнадстройки, неотъемлемый от государства, продукт и инструмент последней, основуи орудие осуществления классового господства в государственных формах. Марксистско-ленинское учение исходило изтолкования государства

как аппарата классового господства и подавления. Отсюда производными были представления, чтоправо - это свобода, закон господствующего класса, который получал своевыражение в юридической форме право - это форма выражения применения насилия итому подобное. Справедливой являетсяточка зрения, что как раз отождествление в теории и юридической практике праваисключительно с нормами, которые издаются государственными органами, это ни чтоиное, как один с признаков тоталитарного

политического режима, возвышенностьгосударства над обществом, унижение демократии. И надлежит признать, что и доселе непреодолено правовое наследствосоветского периода, когда право юридически закрепляло фактическую диктатурупартгосноменклатуры, господство административно-командных методов управления вэкономике и легитимную основу тоталитарного режима в обществе. Концептуальным ядром современной правовой парадигмы должно бытьопределение приоритетного места и роли

человека и гражданина вгражданско-правовых и государственно-властных отношениях, а также в системеюридических категорий, понимание государства как политической функциигражданского общества, которая должна осуществлять реальный контроль загосударственной жизнью, а закона как определенной функции права игосударства. Отсюда необходимо качественноновое правопонимание, осознание сложной природы диалектической взаимосвязиправа и закона, соответствия последнего моральным требованиям.

Что же относительно конструктивно-критического изучения и практическогоиспользования мирового опыта правового развития демократического общества приформировании национальной парадигмы права, то он без сомнения заслуживаетвнимания. Однако при этом нужноучитывать, что на конкретные исторические юридические факты, события и томуподобное необходимо смотреть лишь, как на возможные аналоги, варианты решенийопределенных общественных проблем, уже прежде, той или иной меройреализованные.

Правовые понятия, которыеприменяются в юридической науке и практике, такие же непостоянные за своейсущностью и содержанию, как подвижные, динамические реальные жизненные процессы. Поэтому, как оказывается, некорректно снаучной точки зрения и даже опасно с прагматической как модернизировать историю права и строить заключения относительно событий далекого прошлого наосновании правовых взглядов конца XX столетия, современных представлений одобре и зле, так и слепо переносить на современный национальный

грунт старый ичужой правовой опыт и знание, не определившись с особенностямиконкретно-исторического правового состояния нашего общества. В этом понимании можно утверждать, что правбыл Гегель, когда писал Опыт иистория учат, что народы и правительства никогда ничему не научились из историии не действовали согласно с поучением, которые можно было бы получить из ее. В каждую эпоху возникают такие особыеобстоятельства, что каждая эпоха представляет собой столь индивидуальноесостояние,

что в эту эпоху необходимо и возможно принимать лишь такие решения,которые следуют как раз из этого состояния Бледные воспоминания прошлого не имеют никакой силы против жизненности исвободы современности . Нельзякомпенсировать отсутствие в Украине реальной демократическойсоциально-культурной, правовой среды попыткой вывести и применить правовыекатегории и понятия не из собственного правового опыта, а изнаучно-практического опыта стран развитой демократии, где историческомуприродно-эволюционному развитию рыночных

отношений синхронно коррелировалистановление гражданского общества и правового государства, соответствующегоуровня развития. При этом некорректноссылаться и на экспортные оценки западных ученых-юристов, чьи знания и опытбазируются на исследованиях правовых отношений и проблем далеко не адекватныхсути, содержанию и особенностям общественных отношений и проблем переходногопериода в Украине. Новые общественные реалии требуют не просто административно-политическогоупразднения бывшего

советского права, реформирования, усовершенствованияунаследованной от бывшего СССР правовой системы. Известно, что в принципе реформировать илимодернизировать усовершенствование внешних проявлений, признаков объекта любой социальный объект преобразований можно лишь в том случае, когда он всвоей базисной структуре имеет потенциал положительного развития, а непредставляет собой как в нашем случае дезинтегрирующую социально-культурнуюматерию, которая не выдержала исторического

испытания временем. Сегодня речь должен идти о замене, на базеКонституции Украины, унаследованной системы права, трансформации всех составныхправовой системы, их взаимосвязей правовой культуры и сознания, идеологии,юридической науки, правовой политики и юридической практики и томуподобное. И, безусловно, речь должнаидти о создании качественно новой системы национального законодательства, оповышении роли законотворческого процесса в жизнедеятельности общества ифункционирования государства.

Уместно вэтом плане прислушаться к словам профессора права, академика Украинскойакадемии наук Б. Кистяковского, что еще в 1909 г анализируя сутьпроцесса правообразования, делал ударение, что старое право не может являтьпросто упраздненное, поскольку его упразднение имеет действие только тогда,когда оно заменяется новым правом. Наоборот, простое упразднение старого права ведет лишь к тому, чтовременно оно вроде не действует,

но зато потом восстанавливается во всей своейсиле . Закрепление законодателем в Конституции Украины основ демократическихсоциальных свобод в обществе, порождает необходимость не только расширенияправового пространства, разработки организационно-правовых механизмов ихреализации, создание не просто количественно нового законодательства, а качественно нового - правового законодательства, его системы, котораяотвечала бы общим потребностям

Украинского народа в демократическомполитико-экономическом развитии общества. В этой системе каждый закон должен быть не только органично связан сдругими, а и отвечать как объективным потребностям общественной жизни, так и,главное, реальным возможностям их удовлетворения, должен не только учитыватьприоритеты общечеловеческих правовых ценностей, а и особенностинационально-культурного и социально-классового характера общественныхотношений, должен включать достижения юридической науки и законодательнойтехники.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом,в настоящее время правовое государство выступает больше конституцион нымпринципом, лозунгом и не получает пока своего полного воплощения в какой либостране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли, например,такие го сударства, как Германия, Франция, Швейцария, США и другие. Нынешнемуже украинскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства,но двигаться в этом на правлении необходимо.

Преодолевая различные трудности ипрепятствия, Украина найд т именно свой образ правового государства, которыйбудет соответствовать ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей статьподлинно свободным демократическим обществом. Взаключении необходимо отметить, что идея правового государства возникла и быласформирована несколько столетий назад. В течение продолжительного временишлифовались теоретическая и практическая сторона формирования правовогогосударства.

Наибольшего успеха в строительстве правового государства добилисьстраны, где наряду с равноправным существованием форм собственностисформировалось развитое гражданское общество. Дополнительное задание к контрольной работе 1 Составить схему форм государственного устройства и государственных режимов напримере отдельного государства . Форма государственного устройства- национальное и администpативно-теppитоpиальное строение госyдаpства, которое pаскpываетхаpактеp взаимоотношений между его составными

частями, между центральными иместными органами и госyдаpственной власти. Демократический Россия, Украина Свобода личности в сфере экономической деятельности Гарантированность личных прав и свобод Наличие эффективного механизма прямого воздействия населения на характер государственной власти Защищ нность личности от произвола и беззакония Максимальный уч т интересов меньшинства, индивидуальных особенностей населения

Демократические методы государственного властвования, позволяющие преодолеть социальные противоречия в обществе Плюрализм во взаимодействии с другими элементами политической системы Правовой характер деятельности всех государственных органов Тоталитарный бывший СССР Полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни Подавление личности, отсутствие реальных прав и свобод

Примат государства над правом Диктатура одной политической партии Всеохватывающая милитаризация общественной жизни Игнорирование интересов национальных государственных образований, национальных меньшинств Преследование за религиозные и другие, официально не признанные убеждения, за инакомыслие 2 Раскрыть данные понятия государство, государственный аппарат, суверенитет, формагосударства, демократия, тоталитаризм, авторитаризм, правовое государство,социальное государство,

монархия, республика, унитарное государство, федерация,конфедерация, гражданское общество. Государство - правовая суверенная территориальная организациягражданского общества, которая располагает публично-политической властью,обеспечивает безопасность существования гражданского общества как единогоцелого и располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Государственный аппарат 1 аппарат управления совокупностьлиц являющихся профессионалами в управлении.

Правительство, министерство 2 Аппарат принуждения это отрядыспециально обученных вооруж нных людей и принудительные учреждения вооруж нныесилы, органы охраны общественногопорядка, органы государственной безопасности .Суверенитет свойство государственной власти, указывающие нае положение среди властей, имеющих место в обществе. Суверенитет этоверховенство государственной власти.Форма государства это способ организации и реализациигосударственной власти.

Демократия форма государственно-политическогоустройства общества, основанная на признании народа в качестве источникавласти.Тоталитаризм одна из форм авторитарного государства,характеризующаяся его полным тотальным контролем над всеми сферами жизниобщества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями вотношении оппозиции и инакомыслии. Авторитаризм политический режим, при которомвласть сконцентрирована в руках одного человека или в одном ее органе и снижаетроль других, прежде всего ее представительных

институтов.Правовое государство это демократическое государство, гдеобеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех передзаконом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободычеловека и где в основу организации государственной власти положен принципразделения законодательной, исполнительной и судебной властей.Социальное государство - государство, в котором кроме правовойзащиты человека и реальной действенной

силы закона хорошо развита системасоциального обеспечения, социальной защиты граждан, обеспечен высокий уровеньжизни населения.Монархия - форма правления, при которой верховнаягосударственная власть сосредоточена в руках одного главы государства монарха короля, царя, императора и передается по наследству.Республика - форма правления, при которой высшие органыгосударственной власти либо избираются, либо формируются общенациональнымипредставительными учреждениям и, обычно парламентами.

Унитарное государство - теория и практика построениягосударства, территория которого подразделяется в отличие от федерации не нафедерально-государственные, а на административно-территориальные единицы, т.е.унитарное государство - единое, политически однородное объединениетерриторий, не обладающих признаками государственности. Такое государство имеетодну Конституцию, одно гражданство, одно законодательство, единую системуорганов государственной власти и управления, одну судебную систему, единуюналоговую систему

и т.д. Федерация - это союз государств, обладающих относительнойсамостоятельностью в пределах своих компетенций, имеющих собственныезаконодательные, исполнительные и судебные органы, свою Конституцию, а иногда всвое гражданство. Самостоятельность членов федерации ограничена правами иполномочиями федерации в целом.Конфедерация - союз суверенных государств. Каждоесамостоятельное государство добровольно передает центру часть полномочий.

Центрне может принимать решения в отношении какого-нибудь члена конфедерации безодобрения его всеми.Гражданское общество - общество с развитыми экономическими,культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами,независимое от государства, но взаимодействующее с ним. Гражданское общество - этосоциально-организованная структура, состоящая из широкой сети массовыхобщественных негосударственных организаций, с помощью которых граждане могутвыражать и отстаивать свои интересы во

взаимоотношениях с государством. Список использованной литературы 1 Еволюц я державного устрою в Укра н в дтотал таризму до демократ В че 1997- 12 К сьРоман . Аспекти нац онально де - К 19973 Конституц я Укра ни - основа розвиткузаконодавства П.У.1997- 8 С.18-36.4 М.А. Василика. Политология учебник.

М 2001.5 ТихомировЮ. А. Государство на рубеже столетий Государство и право. 1997 2.6 Хропанюк В. Н. Теор я государства и права Учебное пособие для высших учебных заведений Под ред. профессора В. Г.Стрекозова. М. Дабахов, Ткачев, Димов , 1995. с. 384.7 Юридическийэнциклопедический словарь. М.1984 г.с.394.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :