Федеральное агентство по образованию «Северо-западный государственный заочный технический университет» Институт управления производственными и инновационными программами Кафедра социально - гуманитарных наук Реферат по дисциплине: «Политология» на тему: «Политологи как наука: объект, предмет, структура». выполнила студентка 1 курса специальности 080105.65 Перина Ирина Александровна шифр № 9701021026 Санкт -
Петербург 2010 г. Политология одна из самых древних наук, ибо интерес к политике занимал умы людей со времен античности. Но она одна из самых современных общественных наук, поскольку свое целостное оформление и самостоятельное место в системе наук приобрела только в XX в. Знакомство с политологией целесообразно начать с предмета ее изучения. Объектом политологии является политическая жизнь в целом, перед данной наукой стоит задача выявления
ее основных компонентов, закономерностей, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни. Предмет политологического исследования определяется конкретной задачей, стоящей в определенный момент перед исследователем это те конкретные области политической жизни, которые им непосредственно изучаются: политические отношения, политическая система, политическая культура, политические процессы и т.д. Политологические понятия и оценки, воздействие политологии на жизнь современного общества становятся
все более многообразными и существенными. Это свидетельствует о наличии глубоких и разнообразных связей политологии с обществом, о выполнении ею ряда важных функций. Выделим пять наиболее очевидных функций политологии. Мировоззренческая функция состоит в том, что политология формирует определенный взгляд на развитие общества, на взаимоотношения внутри организованного в политическую форму общества, на место человека
в политически оформленном мире. Как учебная дисциплина, она обучает теории и практике политической деятельности. Познавательная функция связана с изучением тенденций политического развития, политических явлений, процессов, событий. Политологические исследования обогащают общество новыми знаниями о политической действительности, помогают людям лучше узнать общество, в котором они живут. Управленческая функция обеспечивается тем, что политология, вскрывая тенденции политического развития,
вооружает общество, и особенно властные структуры, такой информацией, которая способствует эффективному политическому руководству и управлению общественными делами. Политология помогает выработке политических решений, участвует в разработке практических рекомендаций по вопросам управления вообще, по решению отдельных политических проблем. Воспитательная функция выражается в утверждении определенной политической культуры общества с конкретными
правилами, традициями политического поведения. Воспитание политической культуры особенно важно в ходе политической социализации личности, в процессе формирования гражданина. Политическая культура тесно связана с идеологией и вместе с ней активно влияет на поддержание устойчивости политической системы данного сообщества. Прогностическая функция реализуется в разнообразных научно обоснованных прогнозах общественного развития, концепциях политических изменений, рекомендациях о характере
реакции на конкретные политические ситуации. Политологический прогноз занимает все большее место в системе мер по управлению обществом. Роль политологии особенно возрастает в условиях реформирования общества, когда приходится вносить серьезные изменения в структуру политической системы, в содержание политического процесса и характера власти. Именно в такой ситуации находится современная Россия. Политология помогает решать все новые и новые проблемы, возникающие на этом пути, регулировать
общественное сознание и контролировать политическое поведение различных групп населения. Пройдя долгий путь развития, политическая мысль оформилась в XXв. в виде цельной науки, получившей общественное признание. Являясь наукой о политике, политология имеет собственный предмет познания и объект воздействия, специфический набор понятий и самостоятельные функции. Через анализ политической системы, политических отношений,
результатов политического процесса политология углубляет представления о современном обществе, содействует его совершенствованию. В последние десятилетия она быстро распространяется в цивилизованном мире, оказывает возрастающее влияние на политическую практику. Роль методологии в политическом познании и практике Методология это учение о наиболее целесообразных, эффективных для данного объекта приемах, способах получения достоверных знаний о нем. От методологических установок сочетания приемов, способов познания
зависит картина объекта познания, формируемая его субъектом, смена же установок изменение точки зрения видения объекта, появление новых исследовательских приоритетов и задач ведет к изменению представлений об изучаемом объекте. Многообразие политической реальности требует сочетания разных методов и методик в ее изучении. Современная методология политического анализа представляет собой именно сочетание, взаимодействие различных принципов, исследовательских приемов, установок, требования которых необходимо учитывать для
осуществления целостного отражения объекта познания политической жизни в ее многообразии и противоречивости. Специфика политического познания заключается в том, что появление новых методологических установок и принципов, как правило, не ведет к исчезновению уже действующих, они взаимодействуют и дополняют друг друга, позволяя выделять все новые грани исследуемого феномена. В выборе методологических установок и принципов политического познания велика роль собственной позиции,
интересов, установок, ценностных ориентации субъекта познания, задач политической практики, в которую он вовлечен, в зависимости от них в фокусе исследовательского внимания оказываются различные аспекты политической действительности. Важнейшими критериями политического познания служат: · способность выделять события, обладающие наибольшей значимостью среди других; · знание той политической выгоды, которое оно дает для людей; · испытание систематическим познанием и практическим экспериментом.
Эти практические критерии, используемые в политическом исследовании, отражают важную особенность политики: дело в том, что методологические установки здесь едины как для познания, так и для практической деятельности. Рождаясь в практической деятельности, отражая ее потребности и достижения, они же впоследствии в практику и возвращаются, обогащая ее новым видением старых проблем или формируя возможность видеть новые проблемы и грани политической реальности, создавая новые средства политического действия и управления.
Сложность, противоречивость политической реальности формирует многообразие интерпретаций в постижении ее смысла. Истолкование политической жизни возможно, например, с позиции методологического персонализма, считающего важнейшим основанием, первичной клеточкой политики личность, и тогда политика представляется полем защиты и ущемления ее прав, а все ее институты и отношения оцениваются именно с точки зрения представленное, выражения в них личностного начала; а возможно, и с позиции методологического имперсонализма, считающего,
что все политические проблемы возникают тогда, когда личностное начало игнорируется. Здесь рассматриваются вопросы порождаемые сосуществованием людей, а сам человек понимается прежде всего как представитель той или иной общности: нации, класса, народа, государства. Центром политической жизни является государство. Но отношение к нему, представления о его роли в жизни общества могут быть диаметрально противоположными.
Этатизм течение политической мысли и политическое движение, выступающее за увеличение степени вмешательства государства в жизнедеятельность общества, считающее, что от государственного контроля последнее только выиграет, станет более упорядоченным и организованным. Сторонники анархизма, наоборот, исходят из понимания государства как основного зла в обществе, видят в уничтожении его, а вместе с ним и такой сферы социального паразитизма, как политика, основное условие
для ликвидации почвы для социальных конфликтов, гарантию процветания общества. Ясно, что эти позиции предопределяют совершенно - различные модели политики и представления о ее тенденциях и месте в обществе. Полярными оказываются образы и характер действий в политике, возникающие в рамках методологии социального детерминизма, признающего определяющую степень ее зависимости от разнообразных факторов внешней среды: экономики, социальной структуры, культуры, религии, образования; и индетерминизма,
считающего политику сферой ничем не ограниченного выбора, ни от чего, кроме как от человеческой воли не зависящего. Институционализм Нетрудно видеть, что политическую реальность можно представить в двух состояниях: с одной стороны, она существует как взаимодействие, функционирование государств, партий, институтов и их облеченных властью представителей, с другой это сложная цепь действий, контактов людей и их сообществ со своими специфическими мотивами, основаниями, результатами.
Формирование политической теории как отрасли знания шло прежде всего за счет становления институциональной версии политики, в которой она предстает в виде совокупности структур, организаций, устойчивых отношений и образований, в основе которых находятся нормы уставы, программы и смысл политики видится в правильном определении характера отношений между этими образованиями, в решений таких проблем, как формирование образа идеального государства и идеального правителя, поиск наиболее целесообразных форм устройства
политической власти и их описание, методов разрешения политических конфликтов на внутригосударственном и межгосударственном уровне. Политика вслед за Платоном и Аристотелем мыслится как инструмент достижения, вернее, организации благой жизни. Результаты этих поисков были оформлены в достаточно четкие представления о типах государственной власти: · демократия организованная власть народа; · монархия наследуемая власть одного лица; · тирания власть
одного лица, захваченная им и не ограниченная законом; · охлократия власть толпы; · аристократия власть избранных; · республика государственное устройство, где власть осуществляют выборные лица. В рамках институционального подхода произошло обоснование принципа разделения властей, осуществленное прежде всего в работах Дж. Локка и Ш. Монтескье, которые выделили три основных вида государственной власти (законодательную, исполнительную, судебную), доказали опасность их совмещения в одном органе
или лице, рассмотрели механизм их оптимального сочетания, взаимодействия, который заключается в уравновешивании ветвей власти. Реализм Становление данной методологической позиции, оказывающей по сию пору мощное воздействие на политическую практику и познание, связано с именем Н. Макиавелли, который доказал, что в политической сфере, люди руководствуются, специфическими интересами и мотивами поведения, что успех здесь определяется верным расчетом, умением трезво предвидеть последствия
своих действий и событий, глубоким знанием природы человека, которая отнюдь не благая. Смысл реалистического видения и отношения к политике заключается в верном понимании ее природы, которая состоит в том, что здесь взаимодействуют носители политической власти, выстраивающие свои отношения по иным правилам, нежели это допускается в отношениях между частными лицами. Критерии допустимого и недопустимого, принимаемого и не одобряемого в этих двух сферах не совпадают,
хотя радикально и не отрицают друг друга. Вариантов поведения в сфере отношений публичной власти меньше, а доступных средств больше, и успех одобряет примененное средство. Реализм в политике заключается: · в придании силе ведущего значения в политике, в признании, что главными инструментами государственной власти служат войска и законы, поэтому не следует избегать зла при наведении порядка, ведь «от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как
от кар, налагаемых государством, страдают лишь отдельные лица» ; · в правильном истолковании природы действующего в политике человека: сочетающей черты как человека, так и зверя, с повадками как льва, так и лисицы; · в признании интереса в качестве ведущего мотива человеческой деятельности; так как «люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества», по возможности не следует совершать ничего, что возбуждает ненависть и презрение подданных; дела, неугодные подданным, поручать совершать другим, угодные совершать
самому; не вторгаться в частную жизнь. Детерминизм и индетерминизм Статус любой науки предполагает возможность объяснения ею причин и предвидения явлений, происходящих в области ее исследовательского интереса. История политической мысли дает огромное разнообразие ответов на вопрос о том, что определяет поведение людей в этой сфере, от чего зависит облик политических событий. Среди этих факторов называют географическую среду и климат, экономику и технику, идеологию и психологию,
«дух народа» и бессознательные влечения. Но история показывает и то, что всякий раз, когда ученые придерживаются той или иной жесткой схемы истолкования политической жизни, многие важные ее стороны и проблемы остаются вне исследовательского внимания, объяснение грешит односторонностью и его полнота оказывается возможной только при существенном искажении реальности в угоду избранной схеме. Многообразие позиций сводится к двум основным схемам: детерминистской и индетерминистской.
Первая исходит из признания и проведения ее в качестве объяснительного принципа зависимости политической жизни от тех или иных факторов внешней по отношению к политике среды, географических условий, экономики, социальной структуры, культуры, психологии и т.д. В рамках индетерминистской схемы политика объявляется «областью выбора, а не необходимости», отрицается ее зависимость от внешних объективных обстоятельств.
В развернутом виде аргументацию в пользу такой версии политики можно найти у классика позитивистской политической мысли К. Поппера, стремившегося доказать невозможность нахождения необходимых и устойчивых связей исторических закономерностей средствами науки. Среди приводимых аргументов особенно важны следующие: · очевидная невозможность точного описания объекта с практически бесконечной степенью сложности, коим и является общество; · невозможность объективного
описания деятельности огромно го множества субъектов, составляющих общество; · выявившаяся в ходе истории человеческой мысли неоправданность каких-либо схем исторического развития: круговорота, прогрессивного развития, смены формаций и замкнутых на себя цивилизаций. Исходя из этого, делается вывод о том, что законы, долговременные тенденции исторического движения выявить практически невозможно, что человеческому мышлению присуща лишь способность установить, недолго
длящиеся, но зато очевидные тенденции исторических изменений и приспосабливаться к ним каждый раз с появлением новых обстоятельств и тенденций, меняя план и направление действий. Соборность Не трудно видеть, что последовательный детерминизм, ориентируя исследователя на установление объективных оснований политики, сосредоточивает поиск ключевых формул объяснения социально-политической жизни вне человека и его духовной сущности. С этой точки зрения идея соборности как методологический
принцип формируется как некая противоположность, противовес детерминизму: основой социальной целостности, здесь, безусловно признается духовность (детерминизм, как правило, исходит из признания той или иной формы материальной зависимости); основным мотивом человеческих поступков считается мораль, совесть (в детерминизме это необходимость, интерес); а главной целью существования человека установление связи с богом (в детерминизме свобода). Смысл идеи соборности как методологического принципа истолкования
социально-политического бытия заключается: · в признании нераздельности нравственности и политики; · в своеобразных «антимакиавеллизме и антилиберализме», исходящих из невозможности сведения сферы мотивации политической деятельности только к интересам и потребностям; · в последовательно проведенном представлении, что цель чело века заключена не в нем самом, а в судьбе всего человечества, рассмотрении антииндивидуализма и антиутилитаризма в качестве единственно возможных и естественных оснований общественной жизни; · в
признании в общественной жизни двух типов упорядоченности: организма, постепенно, естественно в ходе исторического развития формирующегося устройства социальных отношений, и организации, когда порядок возникает как результат воплощения в действительность некоего умозрительного принципа, понимание превосходства первого типа порядка над вторым; · в рассмотрении государства как посредника между церковью и материальным обществом: оно охраняет, но не вмешивается в духовный мир человека.
Позитивизм В XX в. отбор конкретных методов и методик политологического исследования в значительной степени происходил под влиянием принципов и идей позитивистской философии, предопределивших ориентацию на установление и описание реальных фактов и событий политической жизни, использование количественных методов для их анализа и обобщения, стремление к освобождению, по крайней мере в рамках методологии, от влияния химерических и утопических представлений о политической реальности.
Среди приводимых аргументов особенно важны следующие: · очевидное различие природы и общества выражается и в различии действующих в этих средах законов: для природы характерны объективные, естественным образом реализующиеся закономерности, в обществе действуют нормативные, самими людьми устанавливаемые законы, и представлять вторые по образу первых существенная ошибка, порождающая пагубные политические последствия; · поиск таких законов не может быть делом науки в силу невозможности точного описания объекта с практически
бесконечной степенью сложности, коим и является общество; · выявившаяся в ходе истории человеческой мысли неоправданность каких-либо схем исторического развития: круговорота, прогрессивного развития, смены формаций и замкнутых на себя цивилизаций. Исходя из этого делается, вывод о том, что законы, долговременные тенденции исторического движения выявить практически невозможно, человеческое мышление способно устанавливать лишь недолго длящиеся, но зато очевидные тенденции исторических изменений и приспосабливаться к ним,
каждый раз с появлением новых обстоятельств и тенденций меняя план и направление действий. Различие методологических ориентации предопределяет разные типологии политических действий: в рамках методологии первого типа, называемой историцизмом, рождаются всякого рода тоталитарные искушения, построенные на уверенности в возможности целостного охвата истории и ее интерпретации на основе определенного принципа, на однозначном историческом предвидении и движении на его основе; для демократического общества приемлемой
оказывается иная методология политического действия социальная инженерия, характеризующаяся отказом от такого рода попыток, признанием плюрализма естественным основанием принятия политических решений, их порождение не однозначно предсказанной исторической перспективой, но учетом конкретных обстоятельств, в которых разворачивается политическое действие. Бихевиоризм Влияние позитивистской методологии привело к принятию бихевиоризма как способа объяснения политических
явлений, означавшего сосредоточение исследовательских усилий на фиксации, описании и объяснении политического поведения в качестве единственного фрагмента политической реальности, подлежащего эмпирической фиксации. Обращение к фактам, конкретным действиям и их результатам предполагает возможность применения различного рода формализованных методов (математического аппарата, графических схем), проведения экспериментов, анкетных опросов и т.д. Основная схема объяснения политического поведения берется из психологии, где
точные методы анализа поведения уже были разработаны и активно применялись. Фрейдистская версия Мощное воздействие на методы и проблемное поле современной политологии оказали идеи Зигмунда Фрейда и его последователей. В их трудах внимание концентрируется непринципиально новом объекте интереса теоретиков политики роли бессознательного в детерминации политических процессов. В свете этих идей политическое поведение рассматривается как результат неосознаваемых влечений, возникающих
в подсознании человека под воздействием детских впечатлений, в семейных контактах, в воспитании. Формируется установка на выявление подсознательной мотивации политического поведения, его неосознаваемых оснований, таких как влечение к агрессии, нарциссизм, сексуальное утверждение, чувство вины. Системный подход Большое значение имело становление системного анализа политической жизни и формирование понятия политической системы, произошедшее благодаря новаторским работам американского политолога
Д. Истона. В значительной степени эта методология основана на использовании принципов и методик сформировавшейся к тому времени общей теории систем. Системный анализ политики предполагает выявление механизма, способов поддержания равновесия как внутри системы, так и с внешним миром. Смысл ее функционирования в реагировании в виде решений и действий на воздействие внешней среды, которое осуществляется прежде всего в виде требований и поддержки.
Центральным звеном этого механизма служит перевод потребностей в требования (неосознаваемых импульсов в импульсы осознаваемые, сформулированные и четко выраженные). Перевод этот осуществляется прежде всего лидерами, использующими для этого нормы культуры и ценности, а правила и цели политического взаимодействия составляют сущность важнейшего компонента политической системы политического режима. Синергетика Широкие перспективы для познания и объяснения политических
явлений открывает использование в политическом познании методов и представлений синергетики науки о самоорганизации в сложных системах. Благодаря синергетике формируется новый облик политического порядка и новое видение механизмов его возникновения и поддержания. Утверждается представление об упорядоченности как результате сложного взаимодействия разнонаправленных тенденций бытия, соотношения стохастических и целесообразных механизмов в его становлении.
Становится ясно, что установление политического порядка просто невозможно осуществить только за счет целенаправленных усилий, без учета и использования действующих в системе собственных процессов самоорганизации. Среди этих процессов наибольшей значимостью как для упорядочения, так и для слома привнесенных извне форм организации обладают: · необратимость движения системы к более вероятному состоянию, это состояние соответствует максимуму вероятности; · установление упорядоченности через флуктуации случайные отклонения;
· наличие множества возможных путей развития системы, здесь возникают точки бифуркации, характеризующиеся множественным расслоением последствий, наступающих в результате того или иного события или действия; · признание конструктивной роли хаоса, который рассматривается не только как предел неупорядоченности и сугубо нежелательное для управления и бытия системы состояние, порог, за которым начинается ее разрушение, но и как толчок, движение к новому порядку, новому равновесному состоянию.
Постбихевиористская революция В 60 70-х гг. XX в. в политической науке формируется устойчивое стремление к преодолению ограничений, связанных с преобладанием психологических и формализованных методов изучения политики, воспринятых политической наукой под влиянием позитивизма и прагматизма. Обращение к точным, ориентированным на фиксацию объективной стороны политических процессов и их результатов методикам, несомненно, много дало для расширения возможностей политического управления и прогнозирования,
принятия решения. В ходе «постбихевиористской революции» как раз выдвигаются концепции, придающие большое значение ценностным, культурным аспектам социальной действительности и необходимости их учета и изучения. К важнейшим методологическим постулатам постбихевиоризма Д. Истон относил: · приоритет сущности, а не техники: важнее понять смысл актуальных социальных проблем, нежели в совершенстве владеть техникой исследования; · упор на описание фактов ограничивает понимание
этих фактов: чрезмерное увлечение исследованием поведения препятствует тому, чтобы политическая наука стала на службу насущным потребностям человечества; · изучение и конструктивная разработка ценностей является неотъемлемой частью политики; · задача исследователей мира политического состоит в защите человеческих ценностей; · знать значит действовать, а действовать значит участвовать в перестройке общества. В рамках данной методологической позиции в качестве первостепенных выступают задачи исследования намерений
и значений субъектов участников политического процесса, представления о политических явлениях как предпосылках и результатах социальной деятельности. В ходе ее реализации удается представить различные модификации политического поведения, связанные как с разными формами исключения из политических отношений (иммобильность, апатия, аномия, пассивность, отчуждение), так и с активными, самостоятельными, целенаправленными действиями в этой сфере. Новый институционализм В конце XX в. стремление к интеграции, понимание взаимодополнительности
разных методологических подходов к изучению политики возрастает, что ведет к преодолению как противопоставления институционального и поведенческого подходов, так и разрыва между описанием политического поведения и исследованием его мотивации. Большое значение при этом придается изучению символических, неформальных аспектов деятельности государственного механизма. Человек, его мотивы, действия, средства регуляции политического поведения ставятся в центр исследовательского внимания, а его активное действие в политике,
исходящее из знания реальных социально-политических проблем и средств их решения, рассматривается в качестве исходной и наиболее результативной компоненты политического процесса, служит источником и институциональных форм его организации. Гендерный подход Естественно, что специфика этого человека, его половозрастные, соматические особенности, связанные, например, с состоянием его здоровья, уровнем трудоспособности должны учитываться как в исследовании политики, так и в ее организации, проведении.
Ведь последовательная демократизация общественных отношений, защита прав человека предполагают учет многообразия интересов, предоставление возможностей активного участия в политике всем людям, независимо от их пола, возраста, трудоспособности. Рассмотренная с этой точки зрения политическая реальность оказывается сугубо асимметричной конструкцией, и такие ее важнейшие атрибуты, как власть, влияние, активность, возможность самореализации, престиж, карьера, оказываются прерогативой в основном здоровых мужчин среднего возраста.
Логика тендерного подхода наиболее рельефно выражена в феминизме, который формируется не только как политическое движение, борющееся за утверждение прав и влияние женщин во всех сферах социальной жизни, но и как методологическая позиция, предполагающая необходимость учета особенностей влияния женской специфики на политику, на все ее проявления. Пока же, как полагают феминисты, социально-политические институты отражают интересы мужчин, приспособлены для реализации мужских качеств, таких как индивидуализм,
насилие, соперничество. Преобразование политики под воздействием феминного начала и женского социального опыта предполагает существенное изменение, как ее фундаментальных целей, так и средств их осуществления. Оно означает ориентацию политики: · на реализацию требований этики заботы, а не этики справедливости; · отказ от индивидуализма, служащего выражением андрогенного начала в социальной жизни; · на приоритет не автономии и независимости, а взаимосвязи и взаимозависимости в отношениях между людьми; · на понимание
власти как способности что-то сделать, а не что-то преодолеть; · на видение в равенстве не одинаковости, а признания право мерности многообразия. Постмодернизм Постмодернизм это не столько методология, система принципов и вытекающих из них методик исследования, сколько сложное интеллектуальное движение, совокупность познавательных и практических ориентации, появление которых связано с рядом тенденций, характерных для всего социального познания.
Ведь очевидно, что разнообразная и изощренная техника исследования социально-политической реальности и ее развитие все более диссонируют с наличием критической массы проблем (экология, терроризм, наркомания, нищета, преступность и т.д.), состояние которых становится все менее контролируемым и предсказуемым. Поэтому оправданно стремление к выработке позиции, способной если не оградить, то по крайней мере защитить индивида от тяжести этих проблем и той манипулятивной техники, которая все более широко применяется
в политике. Достаточно выраженными чертами постмодернизма служат также: · отказ от жестких детерминистских схем; · убеждение, что различные исследовательские парадигмы должны не исключать, а дополнять друг друга, ведь степень сложности политической реальности такова, что требуется именно их взаимодействие; · признание невозможности исключения оценочного момента при изучении политики и необходимости обеспечения единства каузального и аксиологического подходов; · понимание, что в этой сфере действительности рациональность,
способность движения к истине органически связаны с социальными условиями: свободой, автономией, благосостоянием , что именно соблюдение этих параметров политического развития позволяет найти возможности и основания решения наиболее фундаментальных социальных проблем; · уважительное, заинтересованное отношение ко всем проявлениям многообразия исторического и политического опыта человечества. Список использованной литературы 1.Демидов.А.И Долгов
В.М Малько А.В. Политология: Учебник М.: Гардарики, 2004 397 с. 2.Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших заведений М.: Логос, 2003 488 с.: ил.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |