Реферат по предмету "Политология"


Важнейшие права личности и проблемы их реализации в современном мире

Московский гуманитарно-экономический институт КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По предмету: Политология. На тему: Важнейшие права личности и проблемы их реализации в современном мире. Вариант №15 Выполнил: студент 3 курса факультета экономики и управления 061100 гр. 26ЭС-3,6/04 Потапов Д. Л. Проверил: Э. А. Рожалин Чебоксары 2004 Содержание Введение …1. Важнейшие права личности ….6 2.

Проблемы реализации политических прав и свобод ….…………9 Заключение ….… 14 Список использованной литературы …16 Введение Политическая свобода является видом (формой) социальной свобо¬ды личности, существующей в данном обществе. Политическая свобода личности прежде всего определяется свободой общества в целом, а так¬же политической свободой той социальной общности, представителем которой она выступает (группы, коллективы,

организации) и склады¬вается из ряда (совокупности) фактических социальных возможностей (свобод) в осуществлении народовластия, в управлении государствен¬ными и общественными делами. Политическая свобода (свободы) составляет социальное содержа¬ние политических прав и свобод граждан, которые признаны государст¬венной властью и закреплены в правовых нормах. «Юридически при¬знанная свобода, — отмечал К.Маркс, — существует в государстве в форме закона».

Политические права и свободы личности, составляя единство, ха¬рактеризуют уровень политической свободы данного общества. Содер¬жание, степень реальности политических прав и свобод личности зави¬сят от экономического благополучия, политического режима, пол¬итической культуры, духовной жизни общества, других факторов и условий. Всякая свобода, а тем более политическая, имеет объективно суще¬ствующие границы. Юридическая свобода личности в политической сфере не может быть шире самой социальной (фактической)

политиче¬ской свободы. В то же время государство может суживать границы юридической свободы личности в политической сфере. Советская власть, как известно, в условиях диктатуры пролетариата открыто ог¬раничивала политические права и свободы граждан, в частности, по Конституции РСФСР 1918 года (и первых конституций других союзных республик), предусматривала лишение избирательных прав ряда групп населения (бывших владельцев фабрик и заводов, духовенство, жан¬дармов

и т.д.). По отношению к гражданам государство несет важные обязательства способствовать удовлетворению их политических потребностей и интересов, развитию политической активности. Всякое отступление от этой закономерности государственной политики и прак¬тики ведет к деформации, извращению демократического характера права и государства. Буржуазные ученые пытались исследовать проблему политиче¬ских прав и свобод, противопоставляя так или

иначе личность, общество и государство. В идеологии идущего к власти нового класса буржуазии стали различать и в определенной мере противопоставлять понятия человек и гражданин, права человека и права гражданина, частное и публичное право, частные и публичные права и свободы и т.д что имело под собой социально-экономическую основу, объективно обус¬ловленную развивающейся новой системой общественных отношений. Буржуазная частная собственность влечет двойную жизнь людей в свя¬зи с независимым от буржуазного государства

существованием и разви¬тием капиталистического хозяйства, усилением отчуждения государст¬ва от гражданского общества, между сферой частной жизни собствен¬ника и публичным порядком. Отсюда четко противопоставлялись пуб¬личные (государственные) интересы и частные интересы, т.е. интересы отдельных частных собственников (буржуа). Человек в буржуазной науке, по словам К.Маркса, был сведен, с одной стороны, к «члену гражданского общества, к эгоистическому, независимому

индивиду», «замкнувшемуся в себя, в свой частный интерес и частный произвол и обособившемуся от общественного целого», с другой — «к гражданину государства, к юридическому лицу» . Руссо в трактате «Об общественном договоре» (1762) выдвинул идею народного суверенитета, народоправства, рассматривал граждан¬ство как выражение определенного сочленства и участия в политиче¬ской общности, в государстве, а гражданина государства как «имеющего долю во власти суверена», в отличие от подданного,

как подчиненного законам государства. Люди «коллективно принимают имя народа, а в отдельности называются гражданами как участники суверенной вла¬сти, и поданными, как подчиненные законам государства». Эта идея, как и многие другие положения естественно-правовой школы, имевшая огромное значение в эпоху ломки феодальных отношений XVIII-XIX веков, нашла законодательное закрепление, в частности, во француз¬ской Декларации прав человека и гражданина 1789 года, которая офи¬циально ввела понятие «гражданин» как синоним

юридически свобод¬ной личности, обладающей политическими правами. Основные полити¬ческие права и свободы в момент их провозглашения в буржуазных конституциях политическими мыслителями рассматривались как сред¬ство воздействия на государство и участие в делах государства. 1. Важнейшие права личности. При определении круга политических прав граждан мнение уче¬ных довольно едино. Расхождение наблюдается относительно отдель¬ных прав.

Кроме проблем, традиционно относимых к политическим правам и свободам личности, на наш взгляд, к их разряду следует отнести группу (вид) прав, которые опосредствуют комплекс обще¬ственных отношений, складывающихся по поводу принадлежности конкретного лица к государству (институт гражданства). В литературе, как правило, не говорят о правах человека касаю¬щихся гражданства. Более того, бытует мнение, что правовые нормы регулирующие отношения гражданства, не закрепляют непосредствен¬но

юридические права лиц. Такая трактовка прав лица по поводу граж¬данства, на наш взгляд, противоречит нормам международного права о гражданстве, обедняет правовой статус лица в политической сфере превращает человека в существо, полностью зависимое от государства' Статья 15 Всеобщей декларации прав человека провозглашает - «Каждый человек имеет право на гражданство и на его изменение. В соответствии с принципом государственного суверенитета все вопросы относительно

условий и порядка признания, приобретения и утраты гражданства регулируются самим государством». Это, однако, не озна¬чает, что государство может произвольно устанавливать любые нормы о гражданстве, не считаясь с общественными нормами и принципами международного права. «Личность имеет определенный комплекс прав по поводу гражданства: право быть признанным гражданином конкрет¬ного государства, право изменить гражданство и т.д. К этой группе политических прав и свобод граждан непосредствен¬но примыкает

исключительное право иностранных граждан (а также лиц без гражданства) — право убежища. Закрепив право убежища в законодательстве, государство обязано одновременно гарантировать его тем лицам, право которых на получение убежища вытекает из закона. Предоставив убежище, государство охраняет таких лиц, не выдает их тем государствам, где они преследовались за свои прогрессив¬ные взгляды и политическую деятельность.

К разряду политических прав и свобод следует отнести право граж¬дан на защиту своих и чужих прав и интересов. Деятельность граждан по защите своих и чужих прав и законных интересов носит политиче¬ский характер. О политической природе права на защиту говорит и такой характер. Если гражданин по каким-то причинам не предприни¬мает попыток к защите своего права или законного интереса, то органы государства, общественные организации, как правило, по своей иници¬ативе встают на защиту

нарушенного права или законного интереса личности. Все это дает основание выделить особую группу (вид) поли¬тических прав и свобод граждан, направленных на защиту нарушенного права или законного интереса личности. К числу этих прав относятся. право на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество, право обжаловать действия должностных лиц, государственных

и общественных органах в том числе действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан (могут быть в установленном порядке обжалованы в суде), право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при ис¬полнении ими служебных обязанностей, право обвиняемого на защиту и др. В зависимости от вида благ, которые лежат в основе политических прав и свобод (что неразрывно связано

с отдельными областями (сфера¬ми) политической свободы личности), политические права, свободы и законные интересы граждан можно классифицировать на следующие группы (виды): 1) права, опосредствующие принадлежность лица к государству, — отношения гражданства и предоставления убежища (право на гражданство и на его изменение, право убежища); 2) права и законные интересы, вытекающие из принципа равенства граждан перед законом;

3) права, опосредствующие осуществление народовластия, управление делами общества и государства. В их числе права, опосред¬ствующие: а) формирование представительных органов государствен¬ной власти (избирательные права); б) участие граждан в осуществле¬нии непосредственной (прямой) демократии (право на участие во все¬народных обсуждениях и референдумах (голосованиях), в собраниях по месту жительства и др.; в) участие граждан в работе государственных органов и контроле за их деятельностью (право занимать

выборные и иные должности в государственном аппарате, право вносить в государ¬ственные органы предложения, обращаться с жалобами на действия должностных лиц в государственные органы (в том числе в суд) и др.; г) участие граждан в управлении делами трудовых коллективов (право участия в собраниях трудовых коллективов и др.); 4) свобода убежде¬ний, мнений, высказываний в любой области общественной жизни; 5) свобода объединений; 6) права, направленные на защиту прав и закон¬ных интересов граждан.

Все виды политических прав и свобод составляют единый комплекс. Они неразрывно и глубоко связаны между собой в их реализации. Вме¬сте с политическими обязанностями они составляют политико-правовой статус — подсистему общего конституционного статуса гражданина. 2. Проблемы реализации политических прав и свобод. Главным в современный период является обеспечение реализации политических прав и свобод человека на

уровне международно при¬знанных стандартов. В этих целях необходимо: - привести действующее законодательство в соответствие с нормами международно-правовых документов о политической свободе и по¬литических правах граждан; - обеспечить материально-фактическую возможность реализации всех юридически провозглашенных политических прав и свобод граждан; - создать действенные юридические механизмы и процедуры на¬иболее полного осуществления политических прав и свобод граждан надежной и эффективной защиты в случаях их

нарушения. В контексте намеченных путей обеспечения реализации политиче¬ских прав и свобод особого внимания заслуживает проблема политиче¬ских свобод граждан. К сожалению, в научном плане проблема политических свобод как самостоятельная проблема, в отличие прежде всего от политических прав, не рассматривалась. Все дело ограничивалось тем, что фиксиро¬валось: политическая свобода — это тоже право на определенный вид свободного поведения.

Чем же свободное поведение в рамках политиче¬ской свободы отличается от такого же свободного поведения в рамках политического права? Есть ли особенности в порядке осуществления политических свобод? Какова роль государственных органов в обеспе¬чении реализации политических свобод граждан? Эти, как и другие, вопросы оставались нераскрытыми. При авторитарно-бюрократиче¬ском режиме в этом и не было особой необходимости.

Речь идет о таких политических свободах, как свобода политиче¬ских, религиозных и иных убеждений, свобода совести, свобода слова и печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций, сво¬бода объединений. Исходной в данном перечне свобод является свобода убеждений, которая выражается и обеспечивается всеми другими юри¬дически гарантированными политическими свободами (свободы сове¬сти, религий, слова, печати, митингов, демонстраций, объединений и др.) и принципами функционирования, демократии (народовластие,

гласность, выражение и учет общественного мнения и др.). Свободу убеждений нельзя свести лишь к плюрализму мнений. Она означает и свободу действий, плюрализм организаций. Не может быть каких-либо ограничений идеологического порядка в высказываниях, мнениях и суждениях через печать и другие средства массовой информации, в том числе по вопросам оценки существующего общественно-

политического строя, в проведении в этих целях митингов, собраний, шествий, демон¬страций, в сборе подписей, в пикетировании и т.д. Такая свобода убеж¬дений невозможна в условиях полного огосударствления общества. В целях осуществления реальной свободы убеждений необходимы разго¬сударствление общественно-политической жизни, развитие разнооб¬разных видов печати и других средств массовой информации, школы, вузов, других учебных заведений, культурных учреждении, а также серьезная деидеологизация в государственных учреждениях

образова¬ния, науки и культуры. Так, по нашему мнению, учебный процесс в государственных школах и вузах должен давать возможность достаточно широко и полно осваивать не только содержание материалистической философии, но и других философских мировоззрений и систем, содержание разнообраз¬ных научных направлений, в том числе так называемых буржуазной политологии, социологии, футурологии. Иными словами, должна про¬изойти коренная ломка всего образования.

Обучающийся должен овла¬деть всем содержанием современной политологии и юриспруденции. Трудно говорить о свободе убеждений в условиях так называемого полного отделения церкви от государства и школы, что практически было в нашей стране. Любая церковь должна иметь возможность разъ¬яснять и распространять свое вероучение всеми доступными для совре¬менной цивилизации средствами, учить желающих (и не только в ин¬дивидуальном, частном порядке) и т.д. При таких условиях, естествен¬но, возникает конкуренция мировоззрений,

идей, убеждений. Смысл свободы убеждений в том и состоит, что человек сам, по своей воле, свободно формирует свое мировоззрение, взгляды, избирает свою ли¬нию поведения в соответствии со своим личным внутренним убеждени¬ем. И такая свобода выбора принудительно не навязывается, прямо или косвенно не наказывается (когда, например, назначение на должность связывается с политическими и иными убеждениями). Есть вопросы, которые требуют немедленного решения в целях реального обеспечения политических свобод

граждан. Актуальным из них является вопрос о порядке реализации политических свобод. Конституционные свободы должны иметь адекватную их природе и содержанию процессуальную форму (порядок) реализации. В данном случае речь идет о свободах (в отличие от прав граждан), которые не приемлют какого-либо предварительного разрешения со стороны долж¬ностных лиц государства. В этом и состоит особенность юридической свободы гражданина как его права на свободу, на поведение

по своему свободному усмотрению, а не по усмотрению (команде) должностного лица. К сожалению, законодательство в нашей стране, как правило, ус¬танавливает разрешительный порядок осуществления политических свобод, проведения митингов и собраний, уличных шествий и демонст¬раций. Это яркий пример командно-бюрократического отношения к человеку, его свободам. Практически разрешительный порядок осуще¬ствления политических свобод означает, что гражданин не обладает

и тем более не может пользоваться политическими свободами до тех пор, пока не получит на это разрешения должностных лиц, в частности исполкома местного органа государственной власти. Разрешительный порядок — самый жесткий порядок реализации прав и свобод граждан, он предусматривает, по существу, значительное усмотрение должност¬ных лиц. При решении вопроса должностные лица исходят не только из требований закона, но и из принципа целесообразности,

что на практи¬ке легко превращается в произвол, в открытое беззаконие. Они могут всегда затянуть, заволокитить решение вопроса, придумать различные основания «целесообразности» отказа в разрешении проведения митин¬га или демонстрации. В силу неадекватности разрешительного порядка содержанию политических свобод граждан законодательные акты ус¬танавливающие такой порядок, должны, по нашему мнению, квалифи¬цироваться как антиконституционные

и подлежать в силу этого отмене. Относительно политических свобод (равно как и любых других свобод граждан) может быть установлен один из следующих видов по¬рядка (процедуры) их реализации (либо в сочетании): уведомительный (заявительный). Так, к примеру, организато¬ры митинга или демонстрации обязаны лишь уведомить в установлен¬ные сроки местные органы власти о проведении митинга или демонст¬рации; регистрационный. Например, регистрационный порядок адек¬ватен содержанию таких свобод, как свобода объединений.

Правомерно установление регистрации при организации религиозных объединений, общественных организаций, партий, органов печати и других средств массовой информации. Разрешительный порядок при прописке граждан должен быть заменен регистрационно-учетным, желательно в специальном подразделении местного органа власти, а не милиции, что будет корректным обеспечением свободы передвижений и свободы выбора местожительства в стране; инициативный.

В этом случае со стороны граждан не требуется какого-либо предварительного разрешения, регистрации или уведом¬ления о реализации той или иной свободы. К примеру, целесообразно определение местными органами власти населенных пунктов (улицы, площади, скверы и т.д.), где возможно проведение митингов, демонст¬раций в инициативном порядке, без предварительного уведомления. При действии любого порядка реализации политических свобод компетентные органы при наличии

законных оснований (а не в силу целесообразности) могут запретить проведение заявленного или ини¬циативного митинга или демонстрации. Такие основания вытекают из установлений уголовного и административного законодательства, определяющих, какие действия при осуществлении политических свобод являются преступлениями и административными проступка¬ми (деликтами). В свою очередь указанные запреты сами должны быть правомерными. Заключение. Ранее публичные права граждан рассматривались как права, кото¬рыми собственники наделяются

«вообще», а потому они являются «надгосударственными». В новых идеях буржуазной правовой науки, отра¬жающих новую ситуацию в буржуазном «постиндустриальном» обще¬стве, активизацию политической деятельности различных слоев насе¬ления, в том числе и тех, которые были далеки изначально от политики (движение «зеленых»), не отрицается, что основные права есть извест¬ная позитивация естественных, неотчуждаемых прав человека, но ак¬цент больше делается на утверждении, что

основные права сформули¬рованы государством, а беспрекословное повиновение всем законам государства провозглашается высшим земным осуществлением истин¬ной свободы человека. Существует мнение, что борьба пролетариата в буржуазных госу¬дарствах за расширение и упрочение политических прав и свобод ук¬репляет враждебную ему государственную власть. Например, Прудон отвергал всякое политическое участие масс в политике и политической борьбе, ошибочно

считая, что участие трудящихся в политической жиз¬ни современного ему общества означает признание и фактическую под¬держку ими существующих институтов власти. Основоположники марксизма неоднократно показывали ущерб¬ность лозунга политического индифферентизма, невмешательства ра¬бочего класса в политическую жизнь. Трудящиеся массы способны ока¬зать заметное влияние на политику правящих кругов, получают воз¬можность

эффективно отстаивать свои демократические завоевания, связать воедино борьбу за демократию с борьбой за новый обществен¬ный строй. Личность воздействует на общество и государство, на все стороны функционирования политической системы своим трудом, политиче¬ской активностью, всей деятельностью. Причем сила этого воздействия по мере социального прогресса возрастает как результат все более ак¬тивного использования гражданами своих политических прав и свобод, все более эффективного участия в формировании

всех сторон обще¬ственной и государственной жизни. Список использованной литературы. 1. Мальцев В.А. Основы политологии: Учебние для вузов. – М.: ИТРК РСПП, 1998. 2. Корельский В.М Превалова В.Д. Теория государства и права. – М.: НОРМА – ИНФРА, 1998. 3. Фирсов В.А. Основы права: курс лекций. –

М.: НМЦ СПО, 1997. 4. Шилобод М.И. Политика и право. – М.: Дрофа, 1996.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.