Реферат по предмету "Разное"


Img src= 327455 html 2e262098

Библиотека Балтийского институтаэкономики и финансовПроблемы образования глазами учителейМатериалы научно-практической конференции,г. Калининград, ноябрь-декабрь 2011 г.Калининград2012 НОУ ВПО "Балтийский институт экономики и финансов" (БИЭФ)Проблемы образования глазами учителей^ Материалы научно-практической конференции,г. Калининград, ноябрь-декабрь 2011 г.Калининград, 2012 УДК 371.014:371.122 ББК 74.200.2П 69 П 69 Проблемы образования глазами учителей // Материалы научно-практической конференции. – Калининград: Балтийский институт экономики и финансов, 2012. – 131 с. ^ Научный редактор: Н.А. Четверикова, доктор филос. наук, профессор.В сборник включены материалы научно-практической конференции "Проблемы образования глазами учителей", организованной БИЭФ. Участники конференции представили многообразную информацию о процессах, идущих в средней школе. Материалы сгруппированы по рубрикам, отражающим основные проблемы: стратегию образования, методы и технологии обучения, сложности перехода на новые образовательные стандарты и проблемы здоровьесбережения. Сборник будет интересен специалистам в сфере образования, студентам педагогических вузов и всем интересующимся процессами, наблюдающимися в средней школе.^ Печатается по решению Ученого совета БИЭФ, протокол №8 от 24 ноября 2011 г.© БИЭФ, 2012.© Авторы, 2012.Содержание Стратегические задачи образования 7 Формирование воспитательной среды и развитие личности: опыт реализации средового подхода в микрорайоне города 7 С.Н. Бондарева, Е.В. Константинова 7 Традиции и инновации социальных практик общеобразовательной школы 11 Л.Н. Вольвач 11 Формирование единого образовательного пространства молодежи как важная задача современной российской педагогики 16 Ю.И. Годла 16 Управление системой оценки качества образования 22 Л.А. Кронова 22 Пути реализации программы нравственного и гражданско-правового воспитания на уроках английского языка 28 И.Б. Лебедева 28 Решение проблемы формирования читательских интересов у учащихся через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения 32 О.В. Мартынова 32 Интеграция основного и дополнительного образования как одно из условий интеллектуального воспитания современного школьника 36 В.В. Орешкова 36 Проблемы преподавания литературы в современной школе 41 Т.Н. Разводова 41 Проблемы в формировании речевой деятельности учащихся начальной школы 47 И.И. Чернецова 47 Механизм приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям 54 Е.И. Шарапова 54проблемы перехода на новые образовательные стандарты 58 Роль школьной методической службы в развитии и поддержке творческого потенциала педагогов в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения 58 Г.В. Абрамова 58 Проблемы введения федерального государственного образовательного стандарта в образовательном учреждении 64 Г.Ф. Клочко 64 Социально-психологическое сопровождение учащихся при внедрении стандартов нового поколения 67 О.П. Тишкина 67 Проблемы профессиональной готовности учителя начальных классов к введению Федерального государственного образовательного стандарта 73 Л.Е. Удовенко, М.М. Медведчук, Л.Н. Удовенко 73 Проектные задачи в начальной школе как средство реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения 78 О.В. Чащухина, И.В. Данилова 78^ Технологии и методы обучения 86 Использование современных образовательных технологий в начальной школе 86 Т.В. Букас 86 Игра как форма и средство обучения английскому языку 94 Е.В. Векшина 94 Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения в школе 101 Е.Р. Виноградова 101 Нетрадиционный экзамен в традиционной школе 104 О.А. Волкова 104 Из опыта работы учителя математики. Некоторые требования к современному уроку математики 108 И.С. Кейтлина 108 Сиреневая неделя 114 Е.А. Савич 114 Факторы развития творческих способностей младших школьников 119 И.Н. Селиванова 119 Условия обеспечения качества образования 123 О.П. Тишкина 123 Развитие познавательной активности при изучении математики 128 С.И. Филатова 128проблемы укрепления здоровья учеников и учителей 131 Школа - среда обитания 131 Л.И. Дельмухаметова, В.В. Овсиенко, Е.М. Левковец 131 Освоение новых приёмов и методов на уроках физической культуры в начальной школе 136 С.В. Каширцева 136 Здоровье учеников и учителей как один из факторов повышения качества образования 141 Т.Ю. Кравец 141 141 Психологическая подготовка учащихся на уроках физической культуры 146 О.В. Савичев 146 ^ Стратегические задачи образования Формирование воспитательной среды и развитие личности: опыт реализации средового подхода в микрорайоне города ^ С.Н. Бондарева, Е.В. Константинова (МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №11", г. Калининград)В настоящее время в области образования перед нашим государством в полном объеме встала задача формирования гражданского общества и воспитания личности гражданина. В современных условиях, когда глубокие перемены, происходящие в жизни России, повлияли на ослабление внимания к гражданскому воспитанию подрастающего поколения, в общественном сознании широкое распространение получили равнодушие, эгоизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Известно, что предметом научного исследования может быть не только человек, но и среда. Современные ученые считают, что среда является одним из решающих факторов в развитии личности, а человек своими действиями и поступками активизирует элементы среды и тем самым создает ее для себя. Среда как постоянный источник пополнения личного опыта, знаний является тем объективным фактором, который определяет жизненные установки, личностную направленность, характер потребностей, интересов, ценностных ориентаций, реальное поведение, процесс самоопределения и самореализации личности. Истоки средового подхода в воспитании лежат в традициях как отечественной, так и зарубежной педагогики. Вместе с тем, очевидна актуальность новейших исследований роли взаимодействия среды и субъекта в воспитании. Средовой подход является весьма перспективным как в образовании, так и в муниципальном развитии. Он служит объединению этих двух направлений ввиду невозможности реализации задач одного отдельно от задач другого: развивая среду, мы развиваем образование, а совершенствуя образование, совершенствуем среду. Средовой подход в воспитательной деятельности школы заключается в организации взаимодействия школы со средой, в использовании возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка. Целесообразность применения средового подхода объясняется следующими причинами: во-первых, школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в жизнь детей заботы и проблемы ближайшего окружения, превращая учреждение образования в культурно-духовный центр, способствующий совершенствованию жизни в социуме; во-вторых, совершенствование внутренней среды школы, чистота и порядок в ней создают действующий фактор воспитания у детей благородных чувств, отношений поведения. Задача школы - установить взаимодействие внутренней и внешней среды. Проблема состоит в том, что происходит недооценка средового подхода в образовании учащихся. Ребенок находится в социуме, но часто не ощущает себя его частицей, не всегда осознает, что он член гражданского общества и находится в едином правовом и развивающемся пространстве своего муниципалитета. Школа №11 находится в уникальных условиях для реализации средового подхода в формировании образовательной среды и развитии личности. Микрорайон Чкаловск располагается в экологически чистом районе, близко к лесному массиву и озёрам, вдали от промышленных предприятий. Действуют Дом офицеров, подростковый клуб, МАОУ СОШ №11, воскресная школа при православном храме Св. Владимира. Интенсивно растет застройка микрорайона жилыми домами, увеличивается количество жителей, в том числе молодежи. Среди отрицательных факторов – отсутствие учреждений культурного досуга. Часть жителей посёлка составляют семьи военнослужащих, для которых характерен неустойчивый уклад жизни, бытовая и психологическая неустроенность. В группу риска попадают уволенные в запас военнослужащие в связи с сокращением Вооруженных сил и члены их семей. Высок уровень маргинализации общества. В этих условиях без взаимодействия всех конструктивных сил местного сообщества школе невозможно создать положительное воспитательное пространство. Это можно осуществить благодаря средовому подходу, который предоставляет технологию опосредованного (через среду) управления процессом формирования и развития личности ребенка. Средовой подход включает диагностику среды, ее проектирование и продуцирование воспитательного результата. Средовая диагностика, которая была проведена в микрорайоне, позволила проанализировать состояние среды и личности. Она включала: определение типа личности, образ жизни; обследование реальной среды и ее возможностей; определение бытующих у детей значений среды; определение позитивных и негативных элементов среды. Используемые методы диагностики: картографирование; цветометод; "Мое видение школы"; авторский опросник "Среда-метафора"; анализ сочинений "Моя жизнь среди…". В процессе диагностики выделились пространства возможностей, позволяющие детям удовлетворять свои потребности (своего рода природные, социальные, культурные "ниши"). Результаты диагностики позволили перейти к следующему этапу – средовому проектированию. Средовое проектирование нацелено на формирование среды с "надлежащими значениями", то есть ее усовершенствование. В своем микрорайоне мы выбрали путь консолидации всех социальных партнеров местного сообщества (учащихся, родителей, руководства школы, педагогов, церкви, школьного музея, подросткового клуба, художественной и спортивной школ, ДЮЦа на ул. Комсомольской для создания в поселке "экологически чистой среды" воспитания ребенка – природной, социальной и духовно-культурной. "Экологически чистая среда" является условием сбережения и улучшения физического, психического, нравственного здоровья молодежи. Движение к здоровой среде – это движение к здоровой личности. Наиболее эффективным методом осуществления средового подхода в решении воспитательных задач является метод социальных проектов. Инициированные учреждением образования или группой детей и направленные на решение социальных задач, такие проекты носят особый социально-образовательный характер, сочетая воспитательные и общественные эффекты, что особенно значимо в период кризиса. В микрорайоне Чкаловск осуществляется целый ряд совместных проектов экологического, исторического и социально-культурного направлений: "Голубой ручей", "Чкаловск - наш дом", "История поселка", "История авиагарнизона", "Социальный портрет поселка", "Нашей школе – 60 лет", "Традиции православия в поселке Чкаловск". Большое значение имеет среда патриотического воспитания, целью которой является формирование у учащихся и их ближайшего окружения (педагогов, родителей) высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Чкаловск является уникальным местом воспитания патриотического духа учащихся. На территории поселка находится захоронение 1221 воина, погибших при штурме Кенигсберга, летчиков, погибших при выполнении воинского долга в мирное время. В поселке действуют музеи Летчиков Балтийского флота, музей 307-й стрелковой дивизии, Музей истории поселка. Совместно с жителями, ветеранами, родителями, детьми, воинскими частями, представителями муниципальной власти проводятся праздники улиц, празднование знаменательных дат, Дни памяти, встречи, круглые столы, экскурсии, устные журналы. Большое значение имеет формирование гражданской позиции учащихся, работников школы, родителей, жителей поселка. Активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельностное освоение явлений социально-экономического спектра, когда он участвует в моделировании социальных явлений. В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Она предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Таким образом, средовое продуцирование явилось непосредственным осуществлением воспитания с использованием технологий средообразования, основанных на обратной связи со средой. Средовой подход рассматривает ребенка как активного участника, субъекта образовательного процесса. Чем серьезнее ставится социальная проблема, тем эффективнее решаются воспитательные цели и задачи: растет ответственность подростков за свой муниципалитет; усиливается идентификация со своей "детской" общностью; формируется ощущение наполненности жизни значимыми вопросами и делами, межпрофессиональным и межпоколенным взаимодействием. Окончив школу, дети часто покидают свой микрорайон, переезжают из малых городов в более крупные. Однако молодые люди, выросшие вместе со своим окружением, включенные в природно-социально-культурный контекст, получают навыки взаимодействия со средой, приобретают определенные ценностные установки и жизненные ориентиры на воспроизводство среды сотрудничества, сотворчества, самосовершенствования, способность препятствовать негативным явлениям жизни. В целом, мы - педагоги считаем, что социально-образовательные взаимодействия приводят к координации интересов органов власти и инициативных групп детей, приобретается ценный опыт взаимодействия общественных сил и институтов муниципалитета, складывается и укрепляется социальное партнерство. В результате создается среда достижения результата. Продуктом сложившейся среды становится конкурентоспособный тип личности школьника, личности собранной и заинтересованной в учении, с возросшим уровнем понимания жизненных ситуаций, вдумчивой и сдержанной в оценках действий других людей, общительной и открытой миру.Литература Бим-Бад Б.М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО, Вып. 3: Теория и история педагогики. – М.: Изд-во УРАО, 2001. – 152 с. Григорьев Д.В. Воспитание в сети событий // Воспитательная работа в школе. – 2006. - №6. – С. 49-58. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов-на-Дону: Издательский центр "МарТ", 2005. – 448 с. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: дис. … докт. пед. наук. – М., 1997. - 193 с. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. – 2000. - №6. – С. 28-35. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковик, 1999. – 944 с. Фельдштейн Д.И Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989. - 206 с. Щуркова Н.Е. Воспитание как педагогическое явление. Общие закономерности и принципы воспитания / Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - С. 344-390.^ Традиции и инновации социальных практик общеобразовательной школы Л.Н. Вольвач (МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №7", г. Калининград)^ Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования.А. Барбюс Задача данной статьи - показать, что педагогический коллектив школы стремится учить по-новому. Среди множества научных подходов не совсем ясна реализация компетентностного обучения, но что это обучение – учиться жить сегодня и сейчас, и что это – обучение в течение всей жизни - ясно всем. Главной проблемой становится поиск адекватных запросам времени форм и методов, условий, в которых каждый субъект образования может и должен проявить свою индивидуальность, определить, что из накопленного опыта является ценным, что необходимо сохранять, а что подлежит изменению. Считаем, что разумное сочетание накопленного опыта "старой" школы с требованиями "новой" школы позволяет продуктивно разрешать возникающие в ходе развития проблемы. Наша школа является общеобразовательной, и это обязывает нас учитывать, что у родителей возможны самые различные притязания на статус ребенка в образовательном процессе школы. Поэтому в выбранной школой концепции индивидуальности направленность на развитие социальной компетентности является ведущей. Создать условия для проявления самых разнообразных творческих способностей через социально значимую деятельность – в этом сложность и привлекательность работы общеобразовательной школы. Получить образовательные результаты невозможно, если не выстроена система учебно-воспитательной работы, соответствующая условиям, учитывающим факторы внешней и внутренней среды. Смысл заключается в том, чтобы знания "ожили", нашли своё воплощение в реальной жизни. Другими словами, концепция идивидуальности нацелена на реализацию компетентностного обучения. Я бы не сказала, что это процесс быстрый и моментальный. Но определённые шаги уже сделаны и дают свои результаты. Главный результат состоит в том, что ведущей деятельностью в системе УВП становится проектная деятельность. Благодаря реализации социально значимых проектов: "Школа-общество", "За чистоту русского языка", "Семь-Я", начиная с 2005 г., школа стала пространством жизнедеятельности, а учёба приобрела личностно-значимый смысл. Для того, чтобы проверить, насколько мы адекватно времени выбираем траекторию школьной жизни, группой старшеклассников с психологами школы был проведён опрос среди выпускников основной и средней школы. Система мониторинга, включающая анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование, системный анализ промежуточных и итоговых результатов, помогает своевременно выявить проблемы и скорректировать свои действия, планы. Это непременное условие развития – непрерывная работа по разрешению противоречий. Анализируем результаты анкетирования учащихся 9, 11 классов, которое проходило в апреле 2010 г. Ребятам было предложено ответить на 4 вопроса: Какое достижение за последнее время, на Ваш взгляд, является значимым для вашей школы? Что дал этот результат лично Вам, учителям Вашей школы? Каков был Ваш личный вклад для достижения результата? Получил ли данный результат признание участников образовательного процесса (коллег, учащихся, родителей)? Анализируя ответы учащихся, нельзя ограничиваться лишь их перечислением. Важно увидеть мотивы, потребности, которые управляют школьной жизнью. В нашем случае анкетирование выявляет пять условных мотивов, они отражены в таблице.Потребность в признании творческих достижений и желание демонстрировать их чаще признаётся большинством старшеклассников (43%). Мы отмечаем, что наша система учебно-воспитательной работы, несомненно, содействует проявлению индивидуальности ребёнка во всём многообразии социальной активности. Дух коллективизма, принадлежность к большому школьному сообществу, ответственность за результаты школы становятся нормами школьной культуры. Мотив Пример ответов Достижения и признание учебных результатов уча­щихся (22%) участие в олимпиаде по биологии, экологии и т.д.успешная сдача экзаменовучастие в научной конференцииисправление оценок на более высокиевысокие результаты в мониторинге по математикеповышение квалификации учителейи т.п. Потребность в социальном и общественно-полезном признании трудовых, спор­тивных достижений уча­щихся (18%) выборы президента школьного самоуправленияна творческих полянках в Неделю Выпускника мы собирали деньги для детей-инвалидовучастие в соревнованиях по футболу, стрельбе, волейболу, баскетболувоенно-спортивные конкурсы: "А ну-ка, парни!", "Зарница"день самоуправлениясубботники по уборке и облагораживанию территории школыи т.п. Желание учиться в техни­чески оснащенной школе с хорошими материально-бытовыми условиями (15%) устройство нового гардероба для уч-сяполучение школой грантаоснащение кабинетов новым оборудованием (интерактивная доска, компьютеры), с помощью которых уроки стали интерес­нееремонт актового зала Потребность в признании творческих достижений и желание демонстрировать их чаще (43%) участие в брейн-рингепобеда в КВНконкурс красотыконкурс "Видеобитва"победа в конкурсе "Патриотическая песня"участие в литературной гостинойпарад классовфестиваль по вокалупраздник "Всей семьёй –в парк"победа агитбригады "За здоровый образ жизни"неделя старшеклассникаучастие в театральном спектаклеподарок учителям – концерт к 8 мартавыездной экзамен Негативное отношение к достижениям школы, не­желание признавать их (2%) не знаюне знаю никаких достижений, меня не информировализа последнее время достижений не было Вспоминается пирамида потребностей по Маслоу, на вершине которой среди потребностей безопасности, продолжения рода потребность признания стоит на самой вершине. Этим и отличается Человек от любого другого существа на земле. В нашей школе одним из главных девизов является "Изменяя себя, изменяешь мир". Он принят всеми. И если кто-то не согласен, то общая культура, дух школы непременно втянет в процесс творчества, в противном случае всегда есть выбор. Общественно-ориентированное обучение: 1) опирается на потребности современного общества и учитывает векторы его развития, 2) формирует коммуникативные умения и навыки (умение жить в обществе и быть ему полезным) и является, на наш взгляд, одним из важнейших условий современного образования; 3) позволяет получать качественно новые результаты. Из собеседований с родителями, а многие из них проживают не по микрорайону школы, мы выделяем следующие мотивы, побуждающие приводить детей именно в нашу школу. В школе создана комфортная среда (безопасность) для ребёнка, много кружков (занятость), ученики и творческие коллективы имеют высокие достижения за пределами школы (признание), каждый ученик находит своё творческое место, и, безусловно, все ученики осваивают государственные программы. К примеру, все наши выпускники 2009, 2010 гг. сдали экзамены в форме ЕГЭ (уже не в режиме эксперимента) без двоек, подтвердили свои годовые оценки. Два года подряд наши ученицы, получившие золотые медали, набирают по русскому языку наибольшее количество баллов – 100, причём без занятий с репетитором. Не удержусь от ярких примеров из жизни наших выпускников, получивших школьную медаль "Поручительства чести". Двое из них, являясь студентами 2-го, 5-го курсов университета, пришли работать в школу в систему дополнительного образования, где продолжают воплощать начатые ещё в школьные годы собственные проекты – интеллектуального клуба учеников, видеостудии. Две другие выпускницы учатся в МГУ на бюджетной основе. Важно, что это их собственный выбор, порой вопреки желанию родителей. Опыт социальных практик через организацию проектной деятельности при интеграции основного и дополнительного образования показал, что ученик в сообществе с учителем, родителями, социальными партнёрами достигает проявления собственной индивидуальности в условиях коллективного творчества. Школа как государственное учреждение наделено ответственностью за реализацию образовательных стандартов, неважно какого поколения. Но во все времена важно, чтобы ребёнок, попав в "слепок" общества, сохранил здоровье и приобрёл навыки самореализации. Литература Актуальные проблемы педагогики индивидуальности / мат. научно-практической конференции 25-26 сентября 2002 г., г. Светлогорск. - Ч. I. - Калининград: Изд-во КГУ, 2002. – 38 с. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001. – 464 с. Ангеловски К. Учителя и инновации / пер с макед. - М.: Просвещение, 1991. – 142 с. Бабурова И. Психологический климат класса. Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика // Народное образование. - 2002. - №5. – С. 166-168. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: учеб. пособие. – Краснодар: Краснодарский краевой ин-т доп. проф. пед. образования, 2000. – 54 с. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком // Педагогика. - 1996. - №5. - С. 3-9. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - №4. - С. 29-36. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара, 2003. – 145 с. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие. - Калининград: Янтарный сказ, 2000. – 572 с. Дахин А. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и … неопределённость // Народное образование. – 2002. - №2. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб., 1995. Каспаржак А.Г., Иванова Л.Ф. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и средней школе: варианты решения: рекомендации для опытно-экспериментальной работы школ / Нац. фонд подгот. кадров; ин-т новых технологий образования - М.: "Просвещение", 2004. – 416 с. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. (Общие и возрастные особенности): учеб. пособие. - 2-е изд., доп. - Минск: Тетра Сименс, 2000. – 432 с.^ Формирование единого образовательного пространства молодежи как важная задача современной российской педагогики Ю.И. Годла (МОУ "Лицей №7", г. Черняховск)Учебный процесс в современной российской школе, безусловно, связан с повседневной напряженной интеллектуальной деятельностью учителей и учащихся. В огромном потоке ежедневной информации, с которым сталкивается молодежь в современном мире, много интересного и полезного для их жизни. Поэтому необходимы глубокие и осмысленные знания по всем учебным предметам, изучаемым в школе. Задача современного российского образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни и применять полученные знания при решении практических задач. "Ум" ("мудрость") – это не знание само по себе. Это – умение правильно знаниями распоряжаться, умение соотносить эти знания в реальной будущей жизни с фактами и событиями реальной жизни… и главное – самостоятельно эти знания добывать, пополнять", - писал в своей книге "Философия и культура" отечественный философ Э.В. Ильенков. Уроки в школе не могут проходить в форме однообразной и монотонной передачи учебной информации от учителя к ученику. Педагог должен использовать разнообразные методические приемы, позволяющие решать проблемные задачи, способствующие интеллектуальному развитию учащихся. Я уверен, что историческое образование помогает учащимся самоопределиться в жизни и интегрироваться в окружающий мир. Формирование единого образовательного пространства для молодежи – это веление сегодняшнего дня. Процесс получения знаний не ограничивается только плановыми учебными занятиями в школе, а дополняется интеллектуальной деятельностью и общением с учителем, со сверстниками, с интересными людьми во внеурочное время. Творческая работа в школе и дома, расширение интеллектуального потенциала и жизненного круга общения – это основные составные части единого образовательного пространства учащегося, в создании которого ведущая роль, безусловно, принадлежит учителю. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время. При необходимости учитель помогает учащимся правильно спланировать время творческой деятельности; определяются формы работы: общение с помощью Интернета, проведение дополнительных занятий и консультаций в школе, участие во внеклассных мероприятиях. Верными помощниками педагога в процессе формирования единого образовательного пространства молодежи, безусловно, могут быть современные педагогические технологии.^ Проблемная игра на уроках истории и обществознания. Усвоение знаний и умений через игру способствует развитию мыслительных навыков обучаемых. Изучение истории становится более эмоциональным и привлекательным, обращение к историческому материалу перерастает из обязанности в увлечение. Проблемная деловая игра позволяет учащимся "примерить на себя" различные исторические роли, максимально приблизившись к духовному миру исторических личностей, ведь и в реальной будущей жизни ученику предстоит сыграть не одну социальную роль, так как, по словам В. Шекспира: "Вся жизнь – театр, и все мужчины и женщины в нем актеры". Введение игры в учебный процесс должно осуществляться постепенно, начиная с небольших игровых эпизодов. Например, можно предложить ребятам оценить поступки и действия исторической личности, мысленно поставив себя на его место. Эффективно проблемное задание: произнести краткую речь от имени последнего российского императора Николая II о причинах его отречения от престола. Изучая вопрос "Кровавое воскресение 9 января 1905 года", ученики могут попытаться воспроизвести выступление Гапона перед верующими, когда священник предлагает рабочим обратиться с петицией к царю. При изучении предмета "Обществознание" учащиеся 8-х классов любят играть роль президента, озвучив лично составленную ими программу "Если бы я был президентом, то…" или роль правозащитника ("Мое выступление в ООН"). Однако ученики не должны многократно исполнять одну и ту же роль, нужно разнообразить игру проблемными заданиями. В 11 классе состоялся урок "Выборы в I государственную Думу", на котором учащиеся приобретали навыки будущих избирателей. Я взял на себя "роли" журналиста буржуазной газеты "Утро России", издававшейся в начале XX века, и председателя предвыборного собрания. Ученики стали "агитаторами", "избирателями", "политиками", "членами избирательной комиссии". В начале игры "журналист" взял интервью у "избирателей", собравшихся на "митинг". Задавались вопросы о системе выборов в России, о "Манифесте 17 октября 1905 года" и др. Ребята, изображая представителей разных классов и сословий, активно отвечали на вопросы "журналиста". Затем начался "избирательный митинг". Председатель предвыборного собрания поочередно предоставлял слово "политикам" (представителям партий кадетов, октябристов, трудовиков), которые изложили "избирателям" программы, цели и задачи своих партий, а также ответили на вопросы. "Избирательная комиссия" огласила содержание основных документов Николая II и Государственного Совета о порядке проведения выборов в I Государственную Думу и о процедуре "голосования" на условном избирательном участке. Затем "избиратели" под личную подпись получили "бюллетени" и после заполнения опустили их в избирательную урну. Игра продолжалась проведением "нелегального" митинга, на котором выступили "политики" партий, запрещенных властями в России в начале XX века. А в это время "избирательная комиссия" закончила свою работу; она сообщила "избирателям" итоги выборов на "избирательном участке". Победила партия кадетов, что соответствовало действительным итогам выборов в I Государственную Думу в 1906 году. Председатель "избирательного собрания" поздравил представителя партии кадетов с победой на выборах. Деловую проблемную игру я закончил подведением итогов занятия. 2.^ Метод формирования информационной и коммуникативной компетенции учащихся. Компетенция – это круг проблем, сфера деятельности, в которой данный человек обладает знаниями. Компетентный учащийся – способный, знающий. Советом Европы было принято определение пяти ключевых компетенций, которыми "должны быть оснащены молодые европейцы": политические и социальные, межкультурные, коммуникативные, информационные и учебные. Ключевые компетенции включают: способность эффективной работы в команде, умение планировать пути решения проблем, развитие таких качеств, как творчество, лидерство, предпринимательское поведение, организационное видение и навыки коммуникации. Проведение занятия по истории России методом формирования информационной и коммуникативной компетенции активизирует работу учащихся, ставит их в позицию исследователя. Поэтому в название темы урока я часто выношу проблему, например: "Реформы Петра I – за и против"; "Выступление на Сенатской площади: восстание или акт гражданского неповиновения?"; "Отмена крепостного права: обретение свободы или трагедия русского народа?". Это помогает строить диалог с учащимися, не навязывая своей точки зрения, но приходя к общему мнению в ходе дискуссии. Для формирования ценностной составляющей коммуникативной компетенции ученик должен не только усвоить материал, но и самостоятельно его интерпретировать. Поэтому уделяю внимание практическим занятиям, на которых предлагаю объяснить значение документа или составить опорную схему исторических событий. Владея материалом, ученики учатся применять знания на практике, например, высказывают свое мнение по учебной проблеме или прогнозируют возможные пути развития исторического события. Так, утверждая неизбежность первой русской революции, учащиеся на одном из моих занятий в 11 классе предположили возможные пути политического развития России в случае победы революции. Для формирования практической составляющей компетенции я часто ставлю учащихся в ситуацию, когда они сравнивают исторические факты, анализируют причины исторических событий и определяют их взаимосвязь. Например, предлагаю сравнить аграрные проекты С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, а затем ответить на вопрос: "Почему эти проекты не получили поддержки ни у правительства, ни у оппозиционных партий, ни у широких кругов российской общественности, ни у крестьянства?". Одним из важных методов формирования информационной компетенции является исследовательский метод, который помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными историческими событиями и фактами. Учащиеся анализируют исторический материал, устанавливают причинно-следственные связи, сравнивают, обобщают, конкретизируют, выдвигают гипотезы, переносят знания в новую ситуацию. Методика социального проектирования ориентируется не на интеграцию фактических знаний, а на их применение в освоении новых способов человеческой деятельности. Например, при проведении занятий по предмету "Право" в 11 классе я использую эту педагогическую технологию при изучении темы "Юридическое лицо"; старшеклассники работали в группах: определяли вид юридического лица и направления деятельности организации. Таким образом, развитие коммуникативной компетенции учащихся расширяет их образовательное пространство.^ Метод развития критического мышления. В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников российских школ, но и к их умению работать самостоятельно, к способности рассматр


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.