Эстетическое воспитание детей через изучение искусства Боженко Т.С.преподаватель МОУДОД «Детская художественная школа» г.Саратова Умение рисовать всегда имело и имеет немаловажное значение для человека, а его использование служило и служит одним из средств общения между людьми. С древних времен человек умел и любил рисовать. О чем свидетельствуют наскальные рисунки, найденные
археологами в пещерах древних людей. Уже тогда человек стремился к прекрасному. Он любовался красотой окружающей его природы, грацией диких животных, воспевал женщину-мать. Древний человек открыл миру такие виды искусства как живопись, скульптура, архитектура (менгиры, дольмены, кромлех, курганы) и прикладное искусство. Навыки в рисовании первобытный человек приобретал путем непосредственного наблюдения и подражания, изображая сцены охоты, рыбной ловли, бытовые сцены.
Из года в год, из века в век человек совершенствовал свои навыки и достигал определенных побед. В эпоху Античности появилась ордерная система, в эпоху Средневековья - иконопись, книжная миниатюра и витражи, новые типы архитектурных сооружений, в эпоху Возрождения – перспектива и т. д. Искусство прочно вошло в жизнь человека, в его быт. Мы повсеместно сталкиваемся с произведениями того и иного вида искусства, будь то книга или здание,
мимо которого мы проходим каждый день. Ребенок впитывает это с молоком матери, и воспринимает окружающее его пространство как должное. Это не совсем правильно, ребенок должен знать, что привычный его глазу дом был когда-то храмом греческого бога. Именно оттуда дошли до нас современные постройки, претерпев некоторые изменения, не всегда в лучшую сторону. Отражая жизнь в художественных образах, давая ей эстетическую оценку, изобразительное искусство является могучим инструментом освоения прекрасного в самой действительности,
своеобразной школой жизни. Эмоционально воздействуя на человека, оно развивает, формирует и разум, и чувства человека. Зная эти качества и особенности изобразительного искусства (истории искусств), необходимо использовать их в работе с детьми. *** Говоря об эстетическом воспитании в наши дни, нельзя не вспомнить мыслителей, которые еще в далеком прошлом впервые стали уделять ему внимание Платона, английских просветителей, Шиллера. Мы не можем с такой же уверенностью, как древние греки,
утверждать, что видя красивые формы, слыша прекрасные звуки, дети станут сами подобны им, здоровыми и прекрасными. Можно только позавидовать тому, как ощущали древние греки благотворное воспитательное воздействие искусства. «Как дуновение цветка из целительной местности» говорил Платон. Нам представляется проявлением прекраснодушия Шиллера его уверенность, что одно созерцание «истинных художественных произведений» способно породить
«высокое душевное равновесие, свободу духа, соединенную с силой и бодростью», и что эстетическое воспитание способно разрешить все социальные противоречия человечества. Эстетическое воспитание понимается в наши дни, прежде всего как оснащение человека лучшими достижениями мирового искусства всех народов и всех столетий. Знакомство с историей искусств - это основа основ эстетического воспитания. Оно расширяет кругозор, внушает уважение к творчеству предков и народов мира, пробуждает
симпатию к художественному творчеству. Когда на занятие я рассказываю о какой-то из религий мира, мне в первую очередь хочется донести до детей не ее религиозное начало, а всю ту красоту, которую она несет в себе. Детям очень нравится слушать мифы и легенды народов мира, рассматривать изображения богов. На одном из таких занятий дети с большим удовольствием писали живописные работы на мифологическую тему - это и рождение Афродиты, и битва Кентавра. На пленэрном занятии мы с ребятами рисовали церковь, и
по ходу занятия я рассказывала им характерные особенности православного зодчества, где располагается апсида, что такое закомара и т.д. Меня приятно удивил интерес детей к этой теме, они задавали разные вопросы, и я с удовольствием отвечала на них. В последнее время гуманитарная основа эстетического воспитания особенно много значит. Для формирования личности современного человека привлекается ценнейший опыт, накопленный человечеством за много столетий. В общеобразовательных школах, к счастью, возобновили преподавание
такого предмета как «Мировая Художественная Культура», но пока не во всех школах. Я стараюсь дать «своим» детям как можно больше знаний по этому вопросу. Постижение искусства – это всегда трудное дело, требующее знаний, тренировки, опыта и многих усилий ума и чувства. Понимание всех глубин искусства нелегко дается даже специалисту. *** Задачей преподавателя является, как можно доступней и понятней донести до детей основные понятия и принципы
изобразительного искусства и истории искусства. Во время прогулок или пленэра, на примере конкретного здания я стараюсь рассказать основные принципы архитектурного строительства. Рассматривая картины известных художников дети узнают не только о авторе но и о эпохе в которой этот художник жил и творил. При изучении искусства неприменим закон от простого к сложному. Самые высокие и сложные явления искусства одинаково, могут захватывать детей, находящихся на разных
ступенях развития. Это относится и к изобразительному искусству. Дети одного возраста справляются с поставленной задачей по-разному. Как показал мой опыт работы, дети младшего возраста пишут более увереннее, более красочнее, живее. В большинстве случаев эта уверенность и живость исчезает с возрастом. Преподаватель не должен вмешиваться в творческий процесс ребенка, навязывать ему свое мнение, а лишь
помочь ему найти себя это основной принцип моей работы с детьми. Важно увидеть в юном художнике его собственный подчерк, его особенное видение мира и раскрыть его талант. При просмотре работ разных авторов дети отмечают для себя те или иные качества художника, стараются подрожать ему, этим самым они находят для себя то главное, к чему они стремятся в своем творчестве. «Изучение творчества великих мастеров должно воспитывать в человеке понимание разных путей художественного
творчества, из которых каждый не похож на другой, но все ведут к совершенству». Список литературы М. В. Алпатов «С веком наравне» Москва изд. «Молодая Гвардия», 1990 год. В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство в начальной школе» Москва издательский дом «Дрофа», 1997 год. Н. Н. Ростовцев «Очерки по истории методов преподавания рисунка»
Москва изд. «Изобразительное Искусство», 1983 г. Н. Н. Ростовцев «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» Москва изд. «Агар», 2000 год. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |