Реферат по предмету "Иностранные языки"


Миф фольклор и сказка в произведениях Э Хемингуэя

МинистерствоНауки и ОбразованияРоссийскойФедерации
СамарскийГосударственныйУниверситет
ФилологическийФакультет

Кафедрарусской и зарубежнойлитературы
СпециализацияРГФ

Миф, фольклори сказка впроизведенияхЭ. Хемингуэя
Курсоваяработа

Выполниластудентка
2 курса, 622 группы
Швайкина Н.С.

_________________

Научный руководитель:
Кандидатфилологическихнаук, доцент
Агранович С.З.

________________________
Работа защищена
«___»____2004 г.
Оценка_________
Заведующийкафедрой
доктор филологическихнаук, профессор
Голубков С.А.

_______________________

Самара 2004

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..3
Глава1………………………………………………………………………….6
1.1 НоваторствоХемингуэя…………………………………………………....6
1.2 Образ природыв творчествеписателя……………………………………9
Глава2…………………………………………………………………………12
2.1 Необходимостьрассмотрения«бинарныхконструкций»………………12
2.2 Сказочныемотивы в рассказе«Индейскийпосёлок»…………………...14
2.3 Обряд инициациив рассказе«Недолгоесчастье Френсиса Маккомбера»…………………………………………………………………...18
2.4 Концепт«вода» и «рыба»в рассказе«Старик иморе»………………….20
Заключение…………………………………………………………………….24
Списокиспользованнойлитературы……………………………………….26

Введение.

Целью работыявляется определениефункции ролипейзажа и раскрытиеглубины подтекстас помощью способовмоделированиямира человеком– мифа, фольклора, сказки.
Данная работасостоит извведения, двухглав, и заключения.Во введениирассказываетсяоб актуальностиданной работы.Первая главаповествуето творческомпути писателя, об основныхпроблемах егопроизведений.Вторая главаобъясняет связьмифа, фольклораи сказки с сюжетомпроизведений.В заключениидаётся общийвывод исследования.
Темы, раскрываемыеЭ. Хемингуэемвечны. Это проблемычеловеческого достоинства, нравственности, становлениячеловеческойличности черезборьбу – то, что решал мыслящийчеловек в прошлом, решает сейчас, и будет решатьпотом. ПоэтомуЭ. Хемингуэйкак писательинтересен ив наше время.
Литературнаядеятельностьписателя началасьв 20-е годы ХХ века. Э. Хемингуэйсоздал оригинальный, новаторскийстиль. Он разработалцелую системуспецифическихприёмов художественногоотображения: монтаж, обыгрываниепауз, перебивкидиалога. В числеэтих художественныхсредств существеннуюроль выполняетдетальноеописание природы.Добиваясьвыразительности, Хемингуэйвыработал приём– «принципайсберга»1, который придаётего прозелаконичность.Следовательно, читатель обнаруживаетмногозначительностьв самом простомэпизоде. Этаособенностьстиля писателяявилась причинойтого, почемумногие критикипытаются отыскатьв произведенияхХемингуэяаллегоричность.2
Данная работаоснована наматериале книги«НеизвестныйХемингуэй»Агранович С.З.и ПетрушкинаА.П.
Среди научныхтрудов, посвященныхтворчествуХемингуэя, нужно отметитьмногочисленныеработы И. Кашкина.Довольно подробныеочерки творчестваписателя принадлежатперу М.Мендельсона.Так же отдельныеаспекты еготворчестваанализировалисьв статьях А.Платонова, Ю.Олеши, И. Финкельштейна.
В произведенияхХемингуэясуществуетподтекст, исколько былитературоведыне пыталисьобъяснить его, они всё равнобудут далекиот истины. Вданной работеиспользуетсясопоставительныйметод. Мы попытаемсяобъяснитьподтекст спомощью мифа, фольклора исказки, т.е.обратимся критуалам, обрядами традициямдревних народов.

Глава 1

1.1.ЭрнестХемингуэй иего новаторство.

Выдающийсяамериканскийписатель ЭрнестХемингуэй(1899-1961) родился вгороде Оук-Парке, тихом и чинномпригородеЧикаго.
Отец писателяКларенс Хемингуэйбыл врачом, ноглавной страстьюего жизни былиохота и рыбнаяловля, и он привиллюбовь к этимзанятиям своемусыну.
Первую радостьобщения с природойХемингуэйиспытал в лесахСеверногоМичигана, гдена берегу озераВалун семьяпроводилалетние месяцы.Впечатления, полученныеим там, будутдавать впоследствиибогатый материалдля его работы.Хемингуэй сдетства хотелстать писателем.
Отождествляясебя со своимгероем НикомАдамсом, онписал многолет спустя:«Ник хотелстать великимписателем. Онбыл уверен, чтостанет им. Онхотел написатьо земле так, как если бы еёрисовал Сезанн».Это очень важноевысказываниедля писателя, в нем ключ кодной из важнейшихтем всего еготворчества– о земле, которая«пребудетвечно»3.
Как всякийкрупный писатель, он искал и нашёлсвой собственныйпуть в литературе.Одна из главныхцелей его былаясность и краткостьвыражения. «Обязательнойчертой хорошего писателя являетсяясность. Первоеи самое важное– это обнажитьязык и сделатьего чистым, очистив егодо костей, аэто требуетработы»4.
Знаменитаяхемингуэевскаякороткая иточная фразастала предметомспора литературоведов– существуетли подтекстили его нетвовсе? Подтекстсуществует.Он базируетсяна тех глубинныхслоях коллективногосознания, натех общечеловеческихкатегорияхкультуры, которыехудожникиподняли в своёмтворчествеи которыезафиксированы в обычаях, обрядах, разнообразныхформ народногопраздника, фольклорныхсюжетах народовмира5.
В те же ранниегоды Хемингуэйнашёл и «свойдиалог» – егогерои обмениваютсянезначительнымифразами, оборваннымислучайно, ачитатель ощущаетза этими словаминечто значительноеи скрытое всознании, то, что нельзяиногда высказатьнапрямую.
Всё творчествоХемингуэятрактовалосьи осмысливалосьс точки зрения«потерянности», когда главнымсчитался поискличности, травмированнойвойной и утратившейидеалы и своегоместа в мире.Поэтому объектомисследованияХемингуэя сталатрагедия егосовременника, брошенногов жестокий мирвойн, убийстви насилий, отчужденийлюдей друг отдруга. АндрейПлатонов прочиталв 1938 году романХемингуэя«Прощай, оружие!»и написал рецензию, открывающуюсятакими словами:«Из чтениянесколькихпроизведенийамериканскогописателя ЭрнестаХемингуэя мыубедились, чтоодной из главныхего мыслейявляется мысльо нахождениичеловеческогодостоинства:«Главное же— достоинство— следует ещенайти, открытьгде-то в мире и в глубинедействительности, заработатьего (может быть, ценою тяжелойборьбы) и привитьэто новое чувствочеловеку, воспитатьи укрепить егов себе».6
Несмотряна то, что, наЗападе Хемингуэйвоспринималсякак писатель, воспевающийнасилие и жестокость, Платонов, наоборот, разглядел вписателечеловечность, боль, сострадание.Именно с этогоХемингуэйначинался какписатель.
В стремленииправдиво, реалистичноотобразитьжизнь виделХемингуэйвысшую задачуписателя, егопризвание. Онверил, что толькоправдой можнопомочь человеку.И эту истинучеловек можетнайти в борьбес природой.Природа несётв себе эмпирическоеначало, значит, чиста, непорочна, вечна и незыблема.
Человек уХемингуэяинтуитивно, а позднее исознательно, стремится ксвоему первоначалу, к природе. И вто же времяпослевоенныйперсонаж начинаетбороться с ней, чтобы в итогедостичь гармонии.Но это оказываетсяневозможнымдля него. Природуневероятносложно поработитьи победить.Она, в концеконцов, оказываетсямогущественнее, чем человекпредставлялеё себе.
В рассказе« Индейскийпосёлок» мальчиксталкиваетсяс началом иконцом всегосущего – с рождениеми смертью. Символичнаконцовка рассказа, где выявляетсясвойственнаяпсихологииребёнка уверенность, что он не умретникогда, другимисловами, в вечностижизни.
По мнениюХемингуэя«жизнь — этовообще трагедия, исход, которойпредрешён».Он считал, чточеловек в этойжизни обречённа поражение, и единственное, что ему остаётся — быть мужественным, не поддаватьсяобстоятельствам, соблюдать, какв спорте правила«честной игры»7.
Но, человекне теряет своего«я», когда онпроигрывает природе, в высшемсмысле он остаётсянепобежденным, он следуетправилам «честнойигры». Такойчеловек осознаёт, что природавыше, сильнее, священнее, мудрее. Сущностьприроды – гармония, становитсядля человекалишь целью.Поэтому большинствогероев Хемингуэягерои нравственновыросшие, например, то, молодоепоколение, которое преодолеваеттрудности, совершенствуетсебя, становясьвзрослымилюдьми, пройдяобряд инициации.
Природа врассказахписателя обнажаетчеловеческуюнатуру, показываякрасоту иаморальностьдуши. Природаобостряетчувства, эмоции, т.е. то, что быловнутреннескрытым, становитсяявным, когдаперсонажипокидают привычнуюдля них среду, сталкиваютсядруг с другомна лоне природы.
В рассказе«Недолгоесчастье ФренсисаМаккомбера»показан убогийвнутренниймир богатойсупружескойпары, приехавшейв Африку. Ихбрак без любвипостроенисключительнона деловыхначалах. Завершаетсярассказ трагическойразвязкой.Когда Маргопонимает, чтоеё муж преодолелсвой страх, почувствовалсебя мужчиной, стал другимчеловеком, онапугается засвою дальнейшуюсудьбу – боится, что он её бросит, убивает его.Героиня несохранила своёчеловеческоедостоинство, она лишь обнажиласвоё животноеначало, а в равенствес природойчеловек долженпомнить, чтоон человек, ане тот, ктоуничтожаетдругого, чтобысохранить себя.
Итогом нравственныхисканий писателяможно считатьнебольшуюповесть « Старики море», созданнуюв 1952 году. Повестьсодержит в себеглубокую философию.По своей стилистикеона близка клитературномужанру притчи, которая строитсяна аллегорияхи заключаетв себе моральноезаключение.Хемингуэйсчитал, что этоименно тотгерой, которогоон искал напротяжениисвоего творческогопути. В ней нашёлсвоё воплощениетот гуманистическийидеал, что человекапобедить нельзя.
Хемингуэевскийгерой и егосознание могутбыть осмысленылишь в соотношениис народом, народнымсознанием, оцениватьсяс народнойпозиции.
Идейный, жизненный поискписателя ипоиск его героя однонаправленные.Это поиск народа, приобщениек его радостями горестям, егостремлением к свободе, ксчастью.

1.2.Образ природыв творчествеписателя.

Пейзаж вхудожественныхпроизведенияхможет бытьстатичным или«пейзажем-маршрутом», описаннымдинамически.Именно последнийтип пейзажаприсущ, в частности, творчествуХемингуэя.
Природа втворчествеХемингуэязанимает особоеместо. Преждевсего, мир природыв его рассказахпротивопоставленмиру жестокостии насилия, ассоциируясьс миром детства.В СеверномМичигане с егодевственнымилесами и озерамиформируетсялюбимый геройХемингуэя НикАдамс.
Как пишетЮ.Я. Лидский,«Природа втворчествеХемингуэя — этоцелая философия.Как только онапоявляетсяна страницахрассказа илиромана, можнобыть увереннымв том, что автор»поручил" ейне одну, а несколькоидейно-эстетическихфункций8.Проблема «человеки природа»всегда быладля Хемингуэяисключительноважной, и темаэта разрабатываетсябуквально вкаждом егокрупном произведении.Но если мы обратимсяк анализируемымрассказам, тоувидим, что вних пейзаж иприрода вообщеиграют не однуиз центральных, а подчиненнуюроль.
Прослеживаяэволюцию образаприроды впроизведенияхХемингуэя, Б. Грибановзамечает, что«образ природы, спасительнойи вечной силы, проходит посуществу черезвсе рассказыо Нике Адамса.9В романе же»Фиеста" этотобраз вырастаетдо масштабовсимвола, и природаостается, какписал Хемингуэйв одной письме,«вечной, какгерой», превращаясьв равноправногогероя романаи противопоставляясьлюдской суете.Не просто природа, но тема единениячеловека сприродой, мысльо вечностиприроды и зыбкостичеловеческойжизни пройдутчерез все творчествоХемингуэя.Особенно зримоэта тема звучитв «Индейскомпоселке», гдеприрода, окружающаямальчика, — озеро, солнце, встающеенад холмами, рыба, плещущаясяв воде, — исполненаощущением покояи веры в бессмертие.
Эпиграф изЕкклезиаста, который Хемингуэйпоставил кроману «Фиеста»:«Род проходит, и род приходит, а земля пребываетвовеки», можнообратить ковсему творчествуХемингуэя какопределяющуюдоминанту еговзаимоотношенийс миром.
В рассказе«Индейскийпоселок», Хемингуэйиспользуетприем обрамления.Начало и конецрассказа обрамляетрека, как бызакругляющаяпоиски героя, замыкающаяприродный круг.А внутри этогокруга лежитболото — тожевода, но совсеминого качества.Если река — этотекущая вода, то болото — этовода стоячая.В рассказе «НаБиг–Ривер»болото в данномслучае не простоявление природы, как и река — непросто река.Хемингуэйупорно подчеркиваетнежелание Никаудить на болоте:«Нику не хотелосьидти туда. Нехотелось брестипо глубокойводе, доходящейдо самых подмышек, и ловить форелейв таких местах, где невозможновытащить ихна берег. Поберегам болотатрава не росла, и большие кедрысмыкались надголовой, пропускаятолько редкиепятна солнечногосвета; в полутьме, в быстром течении, ловить рыбубыло небезопасно.Ловить рыбуна болоте — делоопасное. Никуэтого не хотелось.Сегодня емуне хотелосьспускатьсяеще ниже потечению».10
Рассказ «НаБиг-Ривер», который, казалосьбы, целикомпосвящен природе, описанию различныхпейзажей исвязанных сними «простых»действий героя(ловля форелей, разжиганиекостра, приготовлениееды, ловлякузнечиков)- при этом каждоедействие происходитна новом фоне, что в какой-томере похожена ритуал, — насамом делеглубоко метафоричени символичен.Радость отприсутствияприроды, присутствующаяв более раннихрассказах, сменяетсяскрытой печалью, четкой фиксациейее изменений, отличий. Ееописание неотделимоот напоминанийо войне, с которойнадо соотноситькаждую рассматриваемуючерту. Природаиграет и активнуюроль, то естьне толькообеспечиваетвозможностьдержать сознаниев определенныхрамках, но инепосредственноблаготворновлияет на«потерянного»героя, которыйпостепенно, на протяжениидвух частейрассказа, оживаети даже становитсяспособным кюмористическомувосприятиюдействительности.
Если рассмотретьприроду кактаковую, томожно заметить, что в этом рассказе(как и в других)природа нужнаХемингуэю длятого, чтобыпридать сценезримую, чувственнуюубедительность, заменив рассказ«показом» иориентируясьна определенныеассоциациичитателя. Скупыеи немногочисленныедетали обращеныко всему комплексудоступных намощущений. Хемингуэйне удовлетворяетсястандартнымописанием утра(«солнце вставалонад холмами»), а дополняеткартину осязаемымиподробностями(«плеснулсяокунь, и по водепошли круги»), а в конце, чтобыпридать картинееще большуюплотность, сообщает, что«Ник опустилруку в воду. Врезком холодеутра вода казаласьтеплой».
Природа врассказахХемингуэя также внушаетмысль о бессмертии.Это поистинеещё одна немаловажнаяфункция природы.В рассказе«Индейскийпоселок» описаниеприроды обрамляетрассказ иодновременноприход, и уходгероев. Природане только позволяетперенестиувиденное, смягчая ужассвоей умиротворенностью, она — рядом сосмертью — внушаетмысли о бессмертии.Недаром в концерассказа онасопряжена сосветом, солнечнымвосходом.
Итак, мы рассмотрелиописание природыв рассказах«На Биг – Ривер»и «Индейскийпосёлок». Ипришли к выводу, что она выполняетследующуюфункцию — функциювозврата кистокам, к природномуначалу, и функциюнравственнойопоры для героя.

Глава2
Необходимостьрассмотрениябинарных конструкций.

Любой человекрассматриваетмир как целое, состоящее издвух взаимоисключающихчастей. Миризначальновозникает какмир моделей, то есть мы выделяембинарные оппозицииили такие категориикак – космос — хаос, жизнь — смерть, культура– природа. Членыбинарных структурне толькопротивостоятдруг другу, нои немыслимыдруг без друга.11
Так, например, в оппозиции«живое – мертвое»мир смерти вомногом строитсяпо подобию мираживых. Мертвыеедят, двигаются.Поэтому герой, пересекающийграницу миров, может притворитьсямёртвецом, амертвец живым.
Контакт внутриэлементовдвучлена — основнойсюжет мифа.
Собственнов сказке существуютте же самыебинарные оппозиции.Только там это«сказочноедвоемирие»- где мир живыхрассматриваетсячерез призмумира мёртвых, и нет чёткихграниц междуними, они размыты.
В фольклоре«бинарность»выражаетсяв системе персонажей.«Мотив двойничества»пронизываетфольклорнуютрадицию, тоесть в народномфольклореобязательноприсутствуюдвойники, качествакоторых взаимодополняютдруг друга. Онинемыслимы другбез друга. Огенезисе двойниковписала О.М.Фрейденберг.Этот генезисона связываетс мифом, причемобраз двойникавозникает, помнению исследовательницы, в разных пластахмифологическогосознания. Вмонографии«Поэтика сюжетаи жанра» онарассуждаето возникновениив анимистическийпериод «представленияо духе, о душекак двойникечеловека».Говоря о героях«греческогоромана», Фрейденбергзамечает, чтозверь, с которымборется персонаж, воспринимаетсякак его двойник.12При этом двойничествореализуетсяв сюжетнойфункции животного: зверь выступаеткак образ, воплощающийв себе мотивсмерти илиизбавленияот смерти основногогероя. Такиеобразы двойниковмы найдем в«Старике иморе».
Рассмотрение«бинарности»необходимодля представленнойработы, так какосновные понятия, концепты будутоснованы именнона оппозициях: рождение –смерть, сказка– реальность и т.д.
--PAGE_BREAK--
/>

Сказочныемотивы в рассказе«Индейскийпосёлок».

Основнойценностью впослевоенноевремя, оказываетсячеловеческаяжизнь, рождениемладенца. Мотивыпродолжениярода, родов, возникают какболевые точкиреальной жизни, но с другойстороны, в народномфольклорно-мифологическомсознании рождениеявляется началомвременногоцикла и находитсяв бинарномсостоянии сосмертью.

Итак, в своемтворчествеХемингуэйвсегда обращаетсяк истокам, ккорням человечества, первоначалу. Его своеобразноестремлениек народу, стремлениек тому от чеговсё начиналось, откуда пошёлрод человеческий, пронизываетбольшинствоповестей. Фольклор — не уход отреальности, а средствообновления, укрепления.
Произведенияего действительноаллегоричныи символичны, в каждом слове, предложениисодержитсяопределённыйконтекст, целыйкультурныйи генетическийпласт. Многоесопоставимос мифологиейи фольклором.Рассмотримодин из распространенныхобрядов.
В мировойхудожественнойтрадиции существуетустойчивоепредставление о рождении иотрочествеэпическогобогатыря, будущеговоина – Кухулин, Геракл, Манас, Добрыня. Преждечем стать воином, человек, несущийответственностьза племя вархаическомэпосе, личностью, воплощающейфизическийи интеллектуальныйпотенциалнации, долженприобрестиособые качествав детстве черезспециальныйобряд, именуемыйинициацией.13
Обряд инициациисодержит модельвсякого повествовательноготекста (например, выделениеиндивида изколлективаможет лежать в основе самогопонятия героя).Уход и возвращениестали рамкойдля большинствасюжетов, характерныйритм потерьи приобретенийтакже обнаруживаетсяво многих жанрах.Мотивы, связанныес Инициацией, включены впроизведения, где прослеживается«становление»героя.
Инициация(лат, initio«начинать, посвящать, вводить в культовыетаинства) –переход индивидаиз одного статусав другой, в частностивключение взамкнутый круглиц в мужскойсоюз, круг жрецови шаманов. Иногда- в узком смысле– переход вчисло взрослых, брачноспособыных.14Обряд зафиксировану южных исевероамериканскихиндейцев, ународов центральнойи Южной Африки.
В рассказе«Индейскийпосёлок» обрядинициациипроходит мальчик.Инициациявключает в себямиф как составнуючасть: во времяобряда неофитусообщаютсямифы племени, которые можетзнать тольковзрослый илиспециальнопосвященный.Так, в «Индейскомпосёлке» в ролипосвященноговыступает отецмальчика, которыйрассказываетсыну, как проходятроды у женщин.Его рассказпохож на мифпо своей стилистике:«… то, что с нейсейчас происходит, называетсяродовые схватки.Ребёнок хочетродиться, и онахочет, чтобыон родился. Всееё мышцы напрягаютсядля того, чтобыпомочь емуродиться. Вот, что происходит, когда она кричит».15
Особенность структурыобряда – еготрёхчастность: все они состоятиз выделениянеофита изобщества (переходдолжен совершатьсяза пределамиустоявшегосямира), пограничногопериода, ивозвращенияв новом статусе.При этом И.осмысляетсякак смерть ирождение. Причем, выход за пределыустоявшегосямира расцениваетсякак смерть.
Переезд Никас отцом на лодкена другой берегнапоминаетмотив переправы, когда из царстваживых совершаетсяпереход в царствомёртвых: «отберега онипошли лугомпо траве, насквозьпромокшей отросы…. Затемвошли в лес ипо тропинкевыбрались надорогу, уходившуювдаль, к холмам».
Переправавыступает каккомпозиционныйэлемент. Переправаэто и есть осьпроизведения.Это ощутимыйкаркас, на основекоторого слагаютсяразличныесюжеты. Этоесть подчеркнутый, выпуклый, чрезвычайнояркий моментпространственногопередвижениягероя.16Все виды переправ– на корабле, на лодке указываютна единую областьпроисхождения: они идут отпути умершегов иной мир. Еслиже герой совершаетпереезд налодке черезреку, как Ник, то только припомощи перевозчика.Здесь наблюдаетсяболее поздняяформа переправытак как – 1)перевозчикне превращаетсяв животное 2)нет ездовыхживотных, такихкак птица иликонь, лишь тольколодка, представляющаясобой гибриднуюформу и птицыи коня.
В рассказеесть старуха, встречающая приезжих всвоей лачуге.Это сказочнаяяга, имеющаясвязь с царствоммёртвых, и обрядинициациинепосредственносвязан с ней.Именно в леспопадают герои, а лес — постоянныйаксессуар яги.Именно здесьначинаютсяприключения, и лес никогдане описывается.Он дремучий, таинственный, несколькоусловный.17
Но лачугане есть уже мирмертвых. Согласнообряду, посвящаемыйкак бы спускалсяв область смертичерез хижинуили лачугу.
Следуетзаметить, чтомальчик незрелый индивид, а совсем ребёнок.Существовалатенденцияпроизводитьэтот обряд ещёдо наступленияполовой зрелости.Для обрядадетей уводили, и это всегдаделал отец илибрат, дядя. Матьэто делать немогла, так каксамо место, гдепроизводилсяобряд, былозапретно дляженщин. Никасопровождаютотец, его дядяДжордж и несколькоиндейцев. Ужемир мёртвых — это мир женщин, в рассказеподчёркиваетсяего женскаяфизиологичность:« Женщина мучиласьуже третьисутки. Все старухипосёлка собралисьвозле неё. Мужчиныушли подальше….»
Особенностьюсказочногодома являетсяего многоэтажность.Но в лачугемногоэтажность — это многоярусныенары, где нанижней лежитроженица, а наверхней её муж.

Инициация– это временнаясмерть. Однойиз форм временнойсмерти быловскрытие человекаили разрубаниеего на куски. У некоторыхплемён самнеофит разрубаетсяв бессознательномсостоянии. Ноесть материалы, что посвящаемымпоказывалимёртвые, изрубленныетела. Это символубиения самогопосвящаемого.Умерщвляетсяне сам посвящаемый, а другой занего – фиктивно.Иногда этотубитый оживает, что указываетна характервременнойсмерти. В рассказевосстает измертвых не саммужчина, а занего делает это только, что родившийсяребёнок мужскогопола. Следовательно, душа этогогероя бессмертна, так как в эпосевсех народовмира человекбез потомствасчитался проклятымбогами, ибодети признавалисьгарантиейбессмертностиродителей, особенно отца.18
Умение отцаНика приниматьроды — некоемагическоетаинство, магическиеспособности, которые приобретаетнеофит в качественаграды. Инструментыдля принятияродов – «складнойнож и вяленаядевятифутоваяжила» напоминаютмагические. То, как мужчинаготовится кпринятию младенца, напоминаетнекий обрядили священноетаинство, ритуал.Ник — типичныйнеофит, так каккроме душевныхпотрясений, он получилинформациюо тайнах итребованияхбыта индейцев, в данном случае — как проходятроды женщины.

Мальчикнаблюдает роды.На его глазахразвёртываетсякартина рожденияи смерти – рождениямладенца мужскогопола, и самоубийствоотца этогоребёнка. Этовечный законприроды — еёцикличность– умираниеодного существаи его продолжение в последующемпоколении.После обрядаинициации Никпочувствовалнекую уверенностьв том, что никогдане умрёт. Этонекая стойкостьк жизни, которуюдолжен, в концеконцов, приобрестинеофит послеобряда.
Вечность, жизнетворящаясила в рыбе, вокуне, котороговидит Ник скормы лодки:«они сиделив лодке, Ник накорме, отец навёслах. Солнцевставало надхолмами. Плеснулсяокунь, и по водепошли круги.Ник опустилруку в воду. Врезком холодеутра вода казалосьтёплой»

Обряд инициациив рассказе«Недолгоесчастье ФренсисаМаккомбера»

Рассказ«Недолгоесчастье ФренсисаМаккомбера»отчётлив ипрозрачен, иобычно неподвергаетсядетальномуизучению. «Основнаятема рассказа– это рождениев мужчине тогомужества, котороеделает его вглазах Хемингуэянастоящимчеловеком»19
Но и здесь, как и в вышерассмотренныхпроизведениях, обнаруживаетсяпрямое обращениек народномуфольклорно-мифологическомумышлению, котороерастворенов ряде архаическихпредставленийи образов.
М. Бахтинутверждал, что:« Человеческийбыт всегдаоформлен, и этооформлениевсегда ритуально.На эту ритуальностьи может оперетьсяхудожественныйобраз»20
Фабула рассказаочень простаи незамысловата.Классическаятема — убийствоиз-за денег, богатства, может показатьсябанальной, еслине объяснитьеё под инымконтекстом.Фольклорныймотив всегдалежит на глубине, в то время какобыденностьсоставляетвнешнюю оболочку.С событийнойстороны сюжетрассказа реален, наполнен бытовымидеталями. Однакос другой сторонысюжет моделируетусловия обряда, корнями уходящегов общественныеинституты ипредставленияо мире и человеке, жизни и смертипервобытныхохотников.
Это известныйобряд инициации.Неофит осмысливаетего как смертьи воскрешение.Сюжетная схемарассказа точносовпадает сэтим обрядом, не зря действиепроходит вАфрике, гдепроходил самобряд, какзафиксировалиэтнографы.Профессиональныйохотник Уилсон, который являетсянаставником, магом- учителем, повторяет вовремя посвященияМаккомберафразу об американских«мужчинах-мальчиках», что доказывает, что инфантилизмМаккомбераздесь не случаен.
Пройдя испытание, загладив трусливыйпоступок вовремя охотына буйвола, Френсис резкоменяется, чтопугает его женуМаргарет иудивляет Уилсона.У неофита нетбольше страха.
В Маккомбереумер бездельник, никчемныймужчина, полоесущество. Итак, умирание чередуетсяс рождением– умирает«мальчик-мужчина», рождаетсяактивное существо.Но писательне находитбудущего длягероя. Для Маккомбераслишком позднопришло взросление.Он, новый человек, ещё слеп в этоммире, и слаб, икак в слабогоМаргарет выстреливаетв мужа. Онаиспугаласьперемен, почувствовалаотсутствиев себе властинад ним.
Фабула рассказа« Снега Килиманджаро»также простакак в «Недолгомсчастье ФренсисаМаккомбера».И обращаяськ фольклорно-мифологическомумышлению, исследователинаходят глубинныйподтекст.
Эпиграфпроизведениядовольно необычен, и это не простоэнциклопедическаясправка. Понятьэпиграф можно, если осмыслитьобрядовоедействие, связанноес оппозициейжизнь – смерть.
У древнихохотниковсмерть мыслиласькак прохождениечерез тотемногозверя илиперевоплощениев него. Именнос этим был связанобычай заворачиваниямасаями умершего в шкуру тотемногоживотного (напозднем этапе, скотоводческом,- в шкуру домашнегоживотного).Считалось, чтоприлетевшаяогромная птицазахватываетшкуру с теломчеловека иотносит навысокую, частохрустальнуюгору, где обитаютпредки, — к первобытномуОлимпу21.
Умирающемуписателю видитсясамолёт, своеобразнаяаналогия птицы, уносящей егок вершине «Олимпа»- Килиманджаро.
Связь этавыясняется, если провестипараллели междуэпиграфом, обрядами, ипредсмертнымивидениямиГарри: душачеловека, очистившегосяот скверны, человека, которыйпонял убогоесуществование, не должна умереть.
Во всех этихрассказах геройиспытываетсянародным сознанием.Именно фольклорное, мифологическоесознание помогаетчеловеку ихудожникуподняться надбуржуазноймелочностью, тупиком и пустотой.22

Концепты«вода» и «рыба»в рассказе«Старик и море»

« Старик иморе» — одна изпоследних книгЭрнеста Хемингуэя, написаннаяв 1952 году. Фабулаповести характернадля стиля Хемингуэя.Старик Сантьягоборется снеблагоприятнымиобстоятельствами, борется отчаянно, до конца.
«Человекне для тогосоздан, чтобытерпеть поражения.Человека можноуничтожить, но его нельзяпобедить»-говорит старикв конце повести.
Повестьнаписана напрекраснознакомом создателюматериале, после многихлет общенияс кубинскимирыбаками. С1948 года писательжил в Финка-Вихия, близ Гаваны, и был постояннымгостем в ближайшихрыбачьих посёлках.Образ старика– человекатруда, человек, чья душа, испытавшаямногое, но оначиста, как водав море.
Хемингуэйтак же выступаеткак выдающийсямаринист, продолжаяв литературетрадицию ГерманаМелвилла. Писательвносит в повестьэлементыморально-философскогоразмышления, эссе на тему«борьбы человекас судьбой»23.Судьба неблаговолитстарику, а онпротивитсяэтому, и выигрывает, но не побеждаетсудьбу, судьбуобыграть невозможно, равно, как и природу.Природа также непредсказуема, как и то, чтопредрешено.
Человек, борющийся ссудьбой, необращает вниманияна свои неудачи — «Да наплеватьмне на это везенье!.. Я тебе принесуудачу» Старикпонимает, чтоглавное — этони неудача, афатальныйвыбор, которыйоттачиваетсилу воли ихарактер. Поэтомустарик надеетсяв дальнейшемна мальчика.Он сам не отступает, и учит мальчикатакже не отступать.
Ловля рыбы, кровавый бойс акулами, вседетали рыболовногоремесла даныс профессиональнымзнанием. В этомпроизведенииХемингуэй какникогда нестоит ближек народу.
Жизненнаяцель Сантьяго– борьба. Егопринцип – дойтидо конца. Повестьпронизанасимволами иобразами, которыеявляются ключевыми, и представляютлейтмотивпроизведения.Это два концепта– «вода» и «рыба».
В основепроизведения, где наблюдаетсястановлениеили взрослениегероя, лежитобряд инициации.Но он менеенагляден, чем, например, в«Недолгомсчастье ФренсисаМаккомбера»или « Индейскомпосёлке». Вполнеясно, что мальчиквзрослеет вожидании старика, он нервничает, переживаетиз-за его отсутствия.Магическаянаграда длянеофита – знания, получаемыеот старика, каксовершаетсярыбная ловля.Для мальчикаэто прекрасныйпример, чтоможно пойматьтакую большуюрыбу.
Старик нерасстраивается, что ловля неудалась, чторыбу съелиакулы. Он верити твёрдо знает, что когда егоученик вырастет, он поймает этурыбу, так какон сильнее, моложе, и будетиметь опытпоколения за плечами.
Рассмотримконцепт водыв мифе.
Вода — однаиз центральныхстихий мироздания.В самых различныхмифологияхвода — первоначало, исходное состояниевсего сущего, эквивалентпервобытногохаоса. Вода — это агент, средаи принцип всеобщегозачатия и порождения, выступаетэквивалентомвсех жизненных«соков» человека.24
С мотивомводы как первоначаласоотноситсязначение водыдля акта омовения, возвращающегочеловека кисходной чистоте.
Тождественноезначение имеетконцепт «рыбы».В мифах о потопеРыба выступаеткак спасительжизни, — ацтеков, индийцев, символомспокойной жизниу шумеров, средствоподдержанияжизни – у японцев.О широкомраспространениикульта Рыбыв Закавказьесвидетельствуетиспользованиерыбы (например, форели) прилечении разныхболезней (в томчисле бесплодия).
Рыба можетвыступать икак эквивалентмира мёртвых, нижнего мира(для того, чтобывоскреснуть, надо побыватьв нем).
Не случайна «рыбная» метафорика»Иисуса Христа.Греческое слово
«рыба»расшифровывалоськак аббревиатурагреческойформулы «ИисусХристос, божийсын, спаситель».Рыба — как символверы, чистоты, девы Марии, атакже крещения, причастия, гдеона заменяетсяхлебом и вином, в этом же рядустоит мотивнасыщения рыбойи хлебами.25
Итак, рыбаможет символизироватьплодородие, плодовитость, изобилие, мудрость.
Описаниеакул, пожирающихпойманную рыбу, трактуетсякак неумолимостьи верховнаямощь природы в повести.
Не мало важно, что, поймаврыбу, старик отрывает покусочку отрыбы, чтобыочиститься, обрести форму, переродиться.Рыба – не пища, скорее онадля него символчистоты.
Не сложнозаметить, чтопо мере того, как от рыбыкровожадныеакулы отрываютпо кусочку, силы старикаубавляется, иногда кажется, что акулы поедаютстарика, а нерыбу. То естьрыба и старик– одно целоеи неделимое, братья близнецы, двойники, чувствующиена расстояниидруг друга.
Сантьяго, к сожалению, привозит ссобой не цельнуюрыбу, а лишьостов, кости, но эти кости– есть надеждана успех, нато, что у старикаесть продолжательили последователь.

Заключение

Итак, мы рассмотрелиритуалы, обрядыи обычаи всоотношениис произведениямиХемингуэя.Анализ на примерахпроизведений«Индейскийпосёлок», «СнегаКилиманджаро»,«Недолгоесчастье ФренсисаМаккомбера»,«На Биг-Ривер»,«Старик и море»позволил сделатьследующиевыводы.
Пейзаж уХемингуэявыполняетмногообразныефункции. Однойиз основныхявляется функциявозвращенияк истокам, кначалу, а также функциянравственногоначала. Именното, что так нужногерою, потерявшемусебя послевойны. Он хочетгармонии инаходит её вборьбе с природой.Хемингуэйвосхищаетсяприродой, возвеличиваетеё, придаёт еймагическуювласть.
У Хемингуэяприрода — этомодель мира, абсолют. Какмы выяснили, модель мирарасчленяетсяна бинарныеструктуры, которые нетолько противостоятдруг другу, нои немыслимыдруг без друга.
Мы связалипонятия мифа, фольклора исказки с понятиемприроды, таккак и то и другоеесть первоначало, и отобразилиэто в схеме.
Рассматриваяобряды, особоевнимание мыуделяли обрядуинициации, которые присутствуютво всех произведенияхписателя, гденаблюдаетсястановлениегероя. Инициация являетсякомпозиционнымэлементом, идругие ритуалыи обряды нанизываютсяна него.
ПроизведенияХемингуэя аллегоричныи символичны.Например, концептводы значителендля сюжетарассказа. Водавыступает какархэ, первоначало, жизненнаяэнергия. Онареализуетсяу писателя вразных состояниях– река, море, болото.
Река – символжизни, так каквода течёт, находится внепрерывномдвижении, вотличие отболота, гдевода стоячая, и означает лишьсмерть, мраки безысходность.
Река в архаическомсознанииотождествляетсяс жизнью, норека еще и разделялажизнь и смерть. Вода — переправаиз царстваживых в царствомёртвых («Индейскийпосёлок»).
Море («Старики море») означаетнеиссякаемостьсилы природы, так как моребезграничнои необъятно.«Старик и море»- один из последнихрассказовХемингуэя, иименно им онзаканчиваетрассужденияна тему человеки природа. Море– доказательствомогуществачеловека надвсем, но тольконе над природой.
Рыба – плодородие, очищение отскверны, символвечности, бессмертия, поэтому Сантьяготак и не сумелсохранить рыбув сохранности, человеку неподвластноодержать победунад вечным.Следует отметить, что в рассказахХемингуэй, герой каждыйраз, когда наблюдаетплескающуюсярыбу в воде, размышляето бессмертии.
В «Старикеи море» сноваобраз рыбы, огромной, самойбольшой в жизнистарого рыбака,- символ успехаи обладаниямиром, и победы.Но рыбы нет, есть толькоскелет, остов, обглоданныйакулами. Старикв сражениивыходит победителем– получая главное– торжествожизни, слёзырадости мальчика, встречающегостарика.
Но скелетприобретаетдругой смысл– стержень, накотором фактическистроится всётворчествописателя: фольклорно-мифологическоепредставлениео жизни, основычеловеческойкультуры, которыебудут всегдаторжествоватьнад смертью.26
Итак, мы доказали, что основатворчестваЭрнеста Хемингуэя– народные, фольклорно-мифологическиепредставления, культурныетрадиции, складывающиесявеками и бережнохранившиесячеловечеством.Именно ониявляются основойподтекста такихрассказов, как«Индейскийпосёлок», «НаБиг-Ривер»,«Снега Килиманджаро»,«Недолгоесчастье ФренсисаМаккомбера»,«Старик и море».

Списокиспользованнойлитературы:

1)АграновичС.З., СаморуковаИ.В. Гармония– цель – гармония.М.: Международныйинститут семьии собственности1997.

2) АграновичС.З., СаморуковаИ.В. Двойничество.С.: СамарскийУниверситет2001.

3)БахтинМ. Из записей1970-1971 годов. В кн.: Эстетика словесноготворчества.М., 1979.

4)ГрибановБ. Человекапобедить нельзя// Хемингуэй Э.Фиеста. Прощайоружие! Старики море. Рассказы.– М.: Худ. Лит.,1988

5)ГрибановБ. Эрнест Хемингуэй: жизнь и творчество.Послесловие// Хемингуэй Э.Избранное. М.: Просвещение,1984.

6)ДенисоваТ. Секрет «айсберга»: О художественнойособенностипрозы Э. Хемингуэя// Литературнаяучёба. – 1980. -№5.

7)КашкинИ. Эрнест Хемингуэй.М., 1966.

8)ЛидскийЮ.Я. ТворчествоЭрнеста Хемингуэя.Изд.2-е.-К.: Науковадумка, 1978

9) ПетрушкинА.И. АграновичС.З. НеизвестныйХемингуэй. С.: Самарский домпечати. 1997

10)ПроппВ.Я. Историческиекорни волшебнойсказки С.-Пб.: С.-Пб. Университет.,1996

11)СтарцевА. Последниекниги. Послесловие// Хемингуэй Э.Старик и море.Опасное лето.Острова в океане.М.: Правда, 1989.

12)ХемингуэйЭ. Избранное.– М.: Просвещение,1984.

13)Мифынародов мира.Энциклопедия: в 2 томах. Т.1 М.: Советскаяэнциклопедия,1994


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Реабілітація в педіатрії
Реферат Межфирменная кооперация в рамках инновационного менеджмента. Венчурные фонды, консорциумы, стратегические альянсы
Реферат Религия египтян (Укр.)
Реферат 1. Установить на 2011 год тариф на услугу по хранению горюче -смазочных материалов, оказываемую муниципальным предприятием «жэк-3», согласно приложению
Реферат Идеология "третьего пути"
Реферат Конвективный теплообмен 2
Реферат Выявление логического аспекта мышления на основе двух возрастных групп
Реферат Индуизм
Реферат Bound By Rules Essay Research Paper THE
Реферат А. Шанаев (пос. Пола, Новгородская обл.)
Реферат Технічне обслуговування гальмової системи автомобіля ВАЗ-2104-05
Реферат Рассказ Л. Андреева "Жизнь человека"
Реферат Редьярд Киплинг, новеллист и поэт
Реферат Возвратиться к тому периоду нашей общей истории нас подвигло экстраординарное событие, происшедшее недавно за океаном
Реферат Рассказы М.М.Зощенко