МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ НИКОЛАЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИИ РЕФЕРАТ ПО ПРЕДМЕТУ ДЕФЕКТОЛОГИЯ. ЛОГОПЕДИЯ НА ТЕМУ РИНОЛАЛИЯ Выполнила студентка гр. Фс-511 Клеменко Оксана Владимировна
Николаев, 2005план Вступление I. Основные формы ринолалии 1.Открытая линолалия 2.Закрытая ринолалия 3.Смешанная ринолалия II. Влияние врожденной расщелины неба на речевое развитие III. Характер устной и письменной речи IV. Приемы коррекции Выводы и проблемы Список использованной литературыРИНОЛАЛИЯ Ринолалия нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами
речевого аппарата. Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии по наличию измененного назализованного тембра голоса. При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличается от нормы. При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. Эти полости разделяются нбно-глоточным смыканием, осуществляемым сокращением мышц мягкого нба, боковой
и задней стенок глотки. Одновременно с движением мягкого нба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки валик Пассавана, которое способствует контакту задней поверхности мягкого нба с задней стенкой глотки. Во время речи мягкое нбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и от беглости речи. Сила нбно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Она меньше для гласных, чем для согласных. Самое слабое нбно-глоточное смыкание наблюдается при согласном
в, самое сильное при с, обычно в 6 7 раз сильнее, чем при а. При нормальном произнесении назальных звуков м, м н, н воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора. В зависимости от характера нарушения функции нбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РИНОЛАИИ У ДЕТЕЙ Открытая ринолалия При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность.
Наиболее заметно изменяется тембр гласных и и у, при артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта. Значительно нарушается тембр при произнесении согласных. При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные п, б, д, т, к и г звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное
давление вследствие неполного перекрытия носовой полости. Ринофонически звучат л и р. Воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимого для образования звука р. Для определения открытой ринолалии существуют разные методы функционального исследования. Самый простой так называемая проба Гутцмана. Ребенка заставляют попеременно повторять гласные а и и,
при этом то зажимают, то открывают носовые ходы. При открытой форме наблюдается значительная разница в звучании этих гласных. С зажатым носом звуки, особенно и, заглушаются и одновременно пальцы логопеда чувствуют сильную вибрацию на крыльях носа. Можно использовать фонендоскоп. Обследующий вводит одну оливу себе в ухо, другую в нос ребенка. При произнесении гласных, особенно у и и, слышится сильный гул.
При произнесении длительных ф, с, ш ощущается дуновение или хрипловатый звук. Функциональная открытая ринолалия обусловлена разными причинами. Объясняется она недостаточным подъемом мягкого нба при фонации у детей с вялой артикуляцией. Одна из функциональных форм привычная открытая ринолалия. Она наблюдается часто после удаления аденоидных разращений или, реже, после постдифтерийного пареза.
Возникает в результате длительного ограничения подвижности мяцкого нба. Функциональное обследование при открытой форме не выявляет каких-либо изменений твердого или мягкого нба. Признаком функциональной открытой ринолалии служит более выраженное нарушение произношения гласных звуков. При согласных же нбно-глоточное смыкание хорошее. Прогноз при функциональной открытой ринолалии обычно благоприятный.
Она исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения звукопроизношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии. Органические причины могут быть приобретенными или врожденными. Приобретенная открытая ринолалия образуется при перфорации твердого и мягкого нба, при рубцовых изменениях, парезах и параличах мягкого нба. Причиной могут быть повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли и др. Наиболее частой причиной врожденной открытой ринолалии является врожденное
расщепление мягкого или твердого нба, укорочение мягкого нба. Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и нба, представляет собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских оториноларингологов, психоневрологов и логопедов. Расщелины принадлежат к наиболее частым и тяжелым порокам развития.
Частота рождения детей с расщелинами различна среди разных народов, в разных странах и даже в разных областях каждой страны. Расщелина лица это пороки сложной этиологии, т. е. мульти-факторные пороки. В их возникновении играют роль генетические и внешние факторы или их совместное действие в раннем периоде развития эмбриона Е. М. Немчинова, 1970 В. М. Мессина, 1971 Г. В. Кручинский, 1974 Ю. М. Вернадский и соавт а также биологические факторы грипп, паротит,
коревая краснуха, токсоплазмоз и др. химические факторы ядохимикаты, кислоты и др. эндокринные заболевания матери, психические травмы и профессиональные вредности. Имеются сведения о влиянии алкоголя и курения. Критическим периодом для повреждения верхней губы и нба является 7 8-я неделя эмбриогенеза. Наличие врожденной расщелины губы или нба является общим признаком для многих нозологических форм наследственных заболеваний.
Генетический анализ показывает, что семейный характер расщелин губы и нба достаточно редок. Однако большое значение имеет медико-генетическое консультирование семей в целях диагностики и профилактики. В настоящее время выделены у родителей микропризнаки расщелины губы и нба борозда на нбе или язычке мягкого нба, расщелина язычка нба, несимметричный кончик носа, несимметричное расположение оснований крыльев носа Н. И. Каспарова, 1981. У детей с врожденными расщелинами имеются серьезные функциональные
расстройства сосания, глотания, внешнего дыхания и др которые снижают сопротивляемость к различным заболеваниям. Они нуждаются в систематическом врачебном наблюдении и лечении. В настоящее время принята следующая классификация. Врожденные расщелины верхней губы скрытая расщелина, неполная расщелина а без деформации кожно-хрящевого отдела носа б с деформацией кожно-хрящевого отдела носа.
Полная расщелина. В раннем возрасте применяется хирургическое лечение и в случае необходимости ортодон-тическое наблюдение, что создает нормальные условия для развития речи. Врожденные расщелины нба 1. расщелины мягкого нба, которые бывают скрытые субмукозные неполные полные 2. расщелина мягкого и твердого нба скрытаянеполная полная 3. полная расщелина альвеолярного отростк а, твердого и мягкого нба односторонняя двусторонняя 4. полная расщелина альвеолярного отростка и переднего
отдела твердого нба односторонняя двусторонняя. Логопеду наиболее трудно обнаружить субмукозную подслизистую, или скрытую, расщелину. Для ее выявления следует обратить внимание на заднюю поверхность твердого нба, которая при утрированном произнесении звука а с широко открытым ртом слегка втягивается в форме небольшого треугольника. Слизистая оболочка в этой области истончена и имеет более бледную окраску. Нарушения нба могут сочетаться с расщеплением губы.
Частичные расщелины встречаются в несколько раз чаще полных а односторонние чаще, чем двусторонние. Продолжительность и объем лечебных мероприятий зависят от тяжести врожденной патологии, так как требуется длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта, расщелины обычно сочетаются с различными зубо-челюстными деформациями Хирургическое лечение детей с несращением верхней губы и нба осуществляется в несколько этапов. Несращение губы в зависимости от формы дефекта и состояния организма ребенка оперируется
в сроки от 10 дней до одного года. Операции хейло-пластика на небе, как правило, осуществляют до 6 лет. Работа по устранению остаточных дефектов верхней губы, носа и деформации неба проводится в возрасте от 7 до 14 лет. Одного хирургического лечения для полной реабилитации большинства детей с расщелиной губы и нба недостаточно. Эти больные нуждаются в помощи со стороны ряда специалистов стоматологов ортодонтов, ортопедов, оторинола-рингологов, логопедов, невропатологов, офтальмологов и др
Помощь им оказывается в рамках системы диспансерного наблюдения и лечения. Идея диспансеризации появилась еще в 1950 г. М. Д. Дубов. Научное обоснование и широкое применение на практике современного принципа диспансеризации осуществила Б. Я. Булатовская 1958 1971. По ее предложению были проведены мероприятия, которые положили начало диспансерному наблюдению и лечению детей с расщелинами. Диспансеризация осуществляется следующим образом при первичном
обращении ребенка медицинская сестра ставит его на учет, заводит диспансерную карту. Ребенка осматривают хирург, ортодонт, педиатр. Собирается подробный анамнез со слов родителей. Устанавливается первоначальный диагноз. Родителей знакомят с этапами и сроками лечения, разъясняют их роль в комплексном лечении ребенка. Для выявления и предупреждения сопутствующих отклонений и деформаций челюстно-лицевой области и соответственного лечения организуются комплексные осмотры.
В зависимости от характера и тяжести патологии детям рекомендуется амбулаторное наблюдение или стационирование. Важным звеном является ортодонтическая помощь, которая оказывается с грудного возраста. В зависимости от патологии и возраста изготавливаются аппараты механического, функционального и комбинированного действия. Применяются защитные пластинки, формирующие мягкое нбо после уранопластики операции на нбе, обтурирующие пластинки при остаточных дефектах и др.
По состоянию психического развития дети с расщелинами составляют весьма разнородную группу дети с нормальным психическим развитием с задержкой умственного развития, с олигофренией разной степени. У некоторых детей имеются отдельные неврологические микропризнаки нистагм, легкая асимметрия глазных щелей, носо-губных складок, повышение сухожильных и перистальных рефлексов. В этих случаях ринолалия осложняется ранним поражением центральной нервной системы.
Значительно чаще у детей наблюдаются функциональные нарушения нервной системы, выраженные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость и др. Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности в ротовой полости. Значительные отклонения в стереогнозе у детей с расщелинами в сравнении с нормой отмечены М. Эдварде 1973. Причина заключается в дисфункции сенсомоторных проводящих путей, обусловленных неполноценными
условиями вскармливания в грудном возрасте. Патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата обусловливают многообразные отклонения в развитии не только звуковой стороны речи, в разной степени страдают различные структурные элементы речи. Закрытая ринолалия Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Самый сильный резонанс у носовых м, м, н, н.
При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остается открытым и воздух прони- кает прямо в носовую полость. Если для назальныхавуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, б, д, д. В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный-нена-зальный, что влияет на ее разборчивость. Меняется также звучание гласных звуков из-за заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок.
Причина закрытой формы чаще всего органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нбно-глоточного смыкания. Органические изменения вызываются болезненными явлениями, в результате которых затрудняется носовое дыхание. М. Зееман различает два вида закрытой ринолалии ринофонии переднюю закрытую при непроходимости носовых полостей и заднюю закрытую при уменьшении носоглоточной полости. Передняя закрытая ринолалия наблюдается при хронической гипертрофии слизистой носа, главным образом,
задних нижних раковин при полипах в носовой полости при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости. Задняя закрытая ринолалия у детей может быть следствием аденоидных разрастаний, реже носоглоточных полипов, фибромы или иных носоглоточных опухолей. Функциональная закрытая ринолалия наблюдается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании.
Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при органических формах. Мягкое нбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывает доступ звуковым волнам к носоглотке. Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей. При органической закрытой ринолалии прежде всего должны быть устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект.
Если же после устранения непроходимости например, после адено-томии ринолалия продолжает проявляться, прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушениях. Эффективность логопедической работы по устранению ринолалии зависит от состояния носоглотки, от возраста ребенка. Важным фактором является и способность ребенка различать назальный тембр голоса от нормального. На начальном этапе занятий рекомендуются дыхательные упражнения, цель которых состоит в дифференциации
носового и ротового вдоха и выдоха. Это достигается сначала упражнениями с дутьем, а затем чередованием краткого и длительного носового выдоха. Одновременно осуществляется активизация мышц мягкого нба и задней стенки глотки. Следующим этапом является работа над дифференциацией ротового и носового выдохов. Это подготавливает возможность постановки и автоматизации назальных звуков губно-губного смычного м и переднеязычного смычного н. Детей обучают протяжному утрированному произнесению,
Чтобы ощущалась cильная вибрация на крыльях и основании носа. Таким же образом упражняют гласные перед назальными звуками ам, ом, ум, ан. При произнесении этих звуков и слогов мягкое нбо пассивно, логопед контролирует движение губ при м или языка при н и силу носового выдоха. После этого назальные звуки закрепляются в словах. Их необходимо произносить усиленно и протяжно, с сильным носовым резонансом.
Для коррекции дефекта детям школьного возраста можно вводить тонкую резиновую трубку в носовой ход, другой ее конец в наружный слуховой канал, чтобы ребенок слышал носом и сам контролировал голосовые вибрации при образовании носовых звуков. Заключительным этапом является работа над звучностью гласных звуков и над противопоставлением звуков по признаку назальность-неназальность п, б-м д-н. Смешанная ринолалия Некоторые авторы М. Зееман, А.
Митринович-Моджеевска выделяют смешанную ринолалию состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра назализованного голоса. Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нбно-глоточного контакта функционального и органического происхождения. Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха
через носовые ходы во время произнесения оральных звуков. Состояние речи может ухудшиться после аденоптомии, т. к. возникает нбно-глоточная недостаточность и проявляются признаки открытой ринолалии. В связи с этим логопеду следует тщательно обследовать строение и функцию мягкого нба, установить, какая форма ринолалии открытая или закрытая сильнее нарушает тембр речи, совместно с врачом обсудить необходимость устранения носовой непроходимости и предупредить родителей
о возможности ухудшения тембра голоса. После операции используются приемы коррекции, разработанные применительно к открытой ринолалии. СПЕЦИФИКА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В устной речи отмечаются обедненность и аномальные условия протекания долингвистического развития детей с ринолалией. В связи с нарушением речедвигательной периферии ребенок лишается интенсивного лепета, артикуляционной игры, тем самым обедняется этап подготовительной настройки речевого аппарата.
Наиболее типичные лепетные звуки п, б, т, д артикулируются ребенком беззвучно или очень тихо в связи с утечкой воздуха через носовые ходы и тем самым не получают слухового подкрепления у детей. Активность лепета постепенно уменьшается. Страдает не только артикуляция звуков, но и развитие просодических элементов речи. Отмечается позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период, являющийся сензитивным для формирования не только звукового,
но и смыслового ее содержания, т. е. начинается искаженный путь развития речи в целом. В наибольшей степени дефект проявляется в нарушении фонетической ее стороны. В результате периферической недостаточности артикуляционного аппарата формируются приспособительные компенсаторные изменения уклада органов артикуляции при производстве звуков высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости недостаточное участие губ при произнесении лабиализованных
гласных, губно-губных и губно-зубных согласных чрезмерное участие корня языка и гортани напряжение мимической мускулатуры. Наиболее существенными проявлениями дефектности фонетического оформления устной речи являются нарушения всех оральных звуков речи за счет подключения носового резонатора и изменения аэродинамических условий фонации. Звуки становятся назальными, т. е. изменяется характерный тон согласных. Помимо этого выявляется специфическая окраска некоторых согласных звуков чаще задненбных за счет подключения
глоточного резонатора. Фарингализация, т. е. дополнительная артикуляция за счет напряжения стенок глотки, возникает как компенсаторное средство. Встречаются также и явления дополнительной артикуляции в полости гортани глоттолизация, что придает речи своеобразный щелкающий призвук. Выявляется множество и других более частных дефектов. Например опускание начального согласного оманые ломаные, ак ам так там нейтрализация зубных звуков
по способу образования замена взрывных звуков фрикативными резкое превращение звучания звука х фрикативного в конце слова свистящий фон при произношении шипящих звукбв или наоборот с или ш оглушенда сонорных звуков в конце слова отсутствие вибранта р или замена звуком ы при сильном выдохе наложение дополнительного шума на назализованные звуки шипение, свист, придыхание, храп, гортанность и т. п. перемещение артикуляции в более задние зоны влияние высокого положения корня языка и малого участия губ при артикуляции.
В некоторых случаях отмечаются явления гиперкоррекции, т. е. перемещение артикуляции в передние зоны. Например, звуке заменяется звуком ф без изменения способа артикуляции. Характерно понижение разборчивости звуков в стечении согласных в конечной позиции. Взаимосвязь назализации речи и искажении в артикуляции отдельных звуков весьма разнообразна. Нельзя установить прямого соответствия между величиной нбного дефекта и степенью искажения речи.
Слишком разнообразны компенсаторные приемы, которыми пользуются дети для производства звуков. Многое зависит также от соотношения резонирующих полостей и от многообразия индивидуальных особенностей конфигурации ротовой и носовой полости. Имеются факторы, менее специфические, но также влияющие на степень внятности звуко-произношения возрастные, индивидуально-психологические свойства, социально-психологические и др. Речь ребенка с ринолалией в целом мало разборчива.
М. Момеску и Э. Алекс показали, что разговорная речь детей с расщелиной нба содержит только 50 информации по сравнению с нормой, возможность передачи речевого сообщения ребенком уменьшена вдвое. Это является причиной серьезных коммуникативных затруднений. Таким образом, механизм нарушения при открытой ринолалии определяется следующим отсутствием нбно-глоточного затвора и вследствие этого нарушением противопоставлений звуков по признаку ротовой-носовой изменением
места и способа артикуляции большинства звуковпо причине дефектов твердого и мягкого нба, вялостью кончика языка, губ, отодвиганием языка в глубь ротовой полости, высоким положением корня языка, участием в артикуляции мышц глотки игортани. Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонений в формировании других речевых процессов. Особенности письма. Особенности произношения детей с ринолалией ведут к искажению и несформированности
фонематической системы языка. Поэтому звуковые образы, накопленные в их речевом сознании, неполноценны и не расчленены для формирования полноценного письма. Вторично обусловленные особенности восприятия речевых звуков являются основным препятствием к овладению правильным письмом. Связь отклонений письма с дефектами артикуляционного аппарата имеет разнообразные проявления. Если к моштацу обучения ребенок с ринолалией овладел внятной речью, умееФичетко произносить
большинство звуков родного языка и в его речи остается лишь незначительный назальный оттенок, то развитие звукового анализа, необходимого для обучения грамоте, протекает успешно. Однако как только возникают у ребенка с ринолалией дополнительные препятствия для нормального речевого развития, ярко проявляются специфические нарушения письма. Позднее начало речи, длительное отсутствие логопедической помощи, без которой ребенок продолжает произносить
малопонятные искаженные слова, отсутствие должной речевой практики, в ряде случаев сниженная психическая активность влияют на всю его речевую деятельность. Дисграфические ошибку, которые наблюдаются в письменных работах детей с расщелинами нба, весьма разнообразны. Специфическими для ринолалии являются замены п, б на м, т, д на н и обратные замены м д, м б,п, обусловленные отсутствием фонологического противопоставления соответствующих звуков в устной речи.
Например придет принем, дал нал, ландыш ланныш, ладныш, огненные огнедные и т. д. Выявляются пропуски, замены, употребление лишних гласных в сенем в синем, крельца крыльца, грибими грибами, гулубятня голубятня, пршел пришел. Распространены замены и смешения шипящих-свистящих зелезо железо, закрузились закружились. Отмечаются трудности употребления аффрикат. Звук ч на письме заменяется ш, с или ж щ на ч прящутся прячутся, щу-лан чулан, шитала читала, гсрез
через. Звук ц заменяется на с скворес скворец. Характерны смешения звонких и глухих согласных изправь исправь, в портвеле в портфеле. Нередки ошибки на пропуск одной буквы из стечения рас-вел расцвел, конату комнату. Звук л заменяется р, реже р на л проварился провалился, подпрыла подплыла. Степень нарушения письма зависит от ряда факторов глубины дефекта артикуляционного аппарата, особенностей личности и компенсаторных возможностей ребенка, характера и сроков логопедического воздействия, влияния
речевой среды. Необходимо проводить специальную работу, включающую развитие фонематического восприятия с одновременным воздействием на произносительную сторону речи. Коррекция нарушений речи у детей с ринолалией осуществляется дифференцированно в зависимости от возраста, состояния периферического отдела артикуляционного аппарата и от особенностей речевого развития в целом. Основным дифференцирующим признаком для определения детей в логопедические учреждения является развитие
речевых процессов. Детям дошкольного возраста с нарушением фонетической стороны речи оказывается логопедическая помощь амбулаторно в детской поликлинике или в стационаре в послеоперационный период, имеющие недоразвитие других речевых процессов зачисляются в специальные детские сады в группы для детей с фонетико-фонематическим или общим речевым недоразвитием. Дети школьного возраста, имеющие выраженные нарушения фонематического восприятия, получают помощь на логопедических пунктах при общеобразовательных школах.
Однако они составляют специфическую группу из-за выраженности и стойкости первичного дефекта и массивности нарушения письма. Поэтому часто коррекционное воздействие в условиях специальных школ оказывается для них более эффективным. Для детей школьного возраста с ринолалией, имеющих общее недоразвитие речи, характерна недостаточность в развитии лексики и грамматического строя. Обусловленность ее различна сужение социальных и речевых контактов детей из-за грубого дефекта звуковой
речи, позднее ее начало, осложненность основного дефекта проявлениями дизартрии или алалии. Речевые ошибки отражают низкий уровень усвоения языковых закономерностей, нарушение лексической и синтаксической сочетаемости, нарушение норм литературного языка. Они обусловлены прежде всего малым объемом речевой практики. Словарь детей недостаточно точный по употреблению, с ограниченным количеством слов, обозначающих отвлеченные и обобщенные понятия. Этим объясняется стереотипность их речи, замены близких по значению
слов. В письменной речи типичными являются случаи неправильного употребления предлогов, союзов, частиц, ошибки в падежных окончаниях, т. е. проявления аграмматизма в письме. Распространенными оказываются замены и пропуски предлогов, слияние предлогов с существительными и местоимениями, неправильное членение предложений. Это можно объяснить неусвоением детьми правил правописания. Чтение также отражает несформированность устной речи.
Выявляется смешение элементов слов, недостаточное различение форм слова, медленный темп чтения. В разной степени страдает и понимание прочитанного на уровне недостаточного понимания значения отдельных слов выявляются нарушения связи слов между фразами, между частями текста, нарушения понимания переносного смысла. МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Коррекционное обучение детей, имеющих отклонение только с фонетической стороны, ведется по следующим направлениям нормализация деятельности артикуляционного аппарата различными
приемами в зависимости от состояния врожденного дефекта формирование артикуляции звуков устранение назального оттенка голоса дифференциация звуков с целью предупреждения наруше- ния звукового анализа нормализация просодической ятРны речи автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении. Коррекционное обучение детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие, включает перечисленные выше направления, а также систематические упражнения по коррекции фонематического восприятия, формированию
морфологических обобщений, преодолению дисграфии. Коррекционное обучение детей с общим недоразвитием речи включает формирование полноценной фонетической стороны речи, развитие фонематических представлений, овладение морфологическими и синтаксическими обобщениями, развитие связной речи. Все это можно осуществить в условиях специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. В отечественной логопедии разработаны методические приемы по устранению ринолалии
Е. Ф. Рау, 1933 Ф. А. Рау, 1933 3. Г. Не-любова, 1938 В. В. Куколь, 1941 А. Г. Ипполитова, 1955, 1963 И. И. Ермакова, 1984. Большую значимость имеет система работы, разработанная А. Г. Ипполитовой. Ее система высоко результативна при коррекции звукопроизношения у детей, не имеющих отклонений в фонематическом развитии. А. Г. Ипполитова одна из первых рекомендовала занятия в дооперационном
периоде. Характерным для ее методики является сочетание дыхательных и артикуляционных упражнений, последовательность отработки звуков, обусловленная артикуляционной взаимосвязанностью. Последовательность работы над звуками определяется подготовленностью артикуляционной базы языка. Наличие полноценных звуков одной группы является производным базисом для формирования следующих. Используются так называемые опорные звуки. Подготовка артикуляционной базы звука проводится при помощи
специальной артикуляционной гимнастики, которая сочетается с развитием речевого дыхания ребенка. Своеобразие метода А. Г. Ипполитовой состоит в том, что при вызывании звука первоначальное внимание ребенка направлено только на артикулему. Содержание логопедических занятий по методике А. Г. Ипполитовой включает следующие разделы Формирование речевого дыхания при дифференциации видов вдоха и выдоха. Формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков без
включения голоса и фрикативных глухих согласных. Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании сонорных звуков и аффрикат. Формирование мягких звуков. Л. И. Вансовская 1977 предложила начинать устранение назализации не с традиционного звука а, а с передних гласных и и э, так как именно они позволяют фокусировать выдыхаемую струю воздуха в переднем отделе ротовой полости и направлять язык к нижним резцам.
При этом усиливается четкость кинестезии при соприкосновении с нижними резцами при произнесении звука и стенки глотки и мягкое нбо участвуют более активно. От ребенка требуется произнесение звуков негромким голосом, с несколько выдвинутой вперед челюстью, с полуулыбкой, с усиленным напряжением мягкого нба и глоточных мышц. После устранения назализации гласных проводится работа над сонорами л, р, затем щелевыми и смычными
согласными. На совершенствование методов коррекции дефектов речи при ринолалии оказало влияние исследование методом рентгенографии. Оно позволило прогнозировать возможность восстановления функции нба логопедическими приемами Н. И. Сереброва, 1969. Анализ рентгенограмм выявил зависимость эффективности логопедической работы от подвижности мягкого нба и задней стенки глотки от расстояния между задней стенкой глотки и мягким нбом от ширины средней части глотки. Сопоставление этих данных еще до начала логопедической работы
дает возможность решить вопрос о степени компенсации речевого дефекта общепринятыми средствами. Приемы дифференцированной логопедической работы в зависимости от анатомических и функциональных особенностей артикуляционного аппарата разработаны Т.Н.Воронцовой 1966. Применительно к взрослым разработана методика С. Л. Тапта-повой 1963, которая предлагает своеобразный режим молчания произношение про себя гласных звуков.
Это снимает гримасы и подготавливает произношение без назализации. Рекомендуются вокальные упражнения. И.И.Ермакова 1980 разработала поэтапную методику коррекции звукопроизношения и голоса. Ею установлены возрастные особенности функциональных расстройств голосообразования у детей с врожденными расщелинами и применительно к ним модифицированы ортофонические упражнения. Специальное внимание уделено послеоперационному периоду и рекомендованы приемы развития подвижности
мягкого нба, предотвращающие его укорочение после хирургической пластики. Устранение нарушений звуковой стороны речи базируется на тщательном логопедическом обследовании детей. Устанавливаются наличие и степень нбно-глоточной недостаточности, рубцовые изменения твердого и мягкого нба, его длина характер контакта с задней стенкой глотки пассивный, активный, функциональный зубочелюстные аномалии, особенности моторики артикуляционного аппарата наличие компенсаторных мимических движений.
Эффективность логопедической работы находится в тесной связи с анатомическим и функциональным состоянием речевого аппарата. Большое значение придается также психофизическому состоянию ребенка, его поведению и личности в целом. Система коррекционной работы по развитию фонетически пра- вильной речи включает следующие разделы развитие движений мягкого нба, устранение назального оттенка, постановка звуков и развитие фонематического восприятия. Содержание первого раздела меняется в зависимости от того, оперирован
или нет ребенок. Если операция произведена, то большое внимание уделяется массажу мягкого нба для сглаживания и большей эластичности послеоперационного рубца. Для массажа используется зонд для звука с. Он обматывается чистой ватой и осторожно двигается вперед-назад по твердому нбу. При поглаживании и растирании слизистой оболочки на границе твердого и мягкого нба в поперечном направлении возникает рефлекторное сокращение мышц глотки и мягкого нба.
Также эффективен массаж при произнесении звука а в это время производится легкий нажим на мягкое нбо. Полезно производить точечный и толчкообразный массаж пальцем или языком. Массаж должен продолжаться 1,5 2 минуты, т. е. нужно произвести 40 60 быстрых ритмических движений по нбу 2 раза в день в течение 6 12 месяцев. Существенной в послеоперационный период является работа по активизации мягкого нба. Для этого применяют следующие упражнения.
Гимнастика для нба. Глотание воды маленькими порциями, что вызывает наиболее . высокое поднятие мягкого нба. При следующих друг за другом глотательных движениях удлиняется время удержания мягкого нба в поднятом положении. Детям предлагается попить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать на язык из пипетки по нескольку капель воды. Позевывание при открытом рте имитация позевывания.
Полоскание горла теплой водой маленькими порциями. Покашливание, что вызывает энергичное сокращение мышц валика Пассавана на задней стенке глотки. Валик Пассавана может увеличиваться до 4 5 мм и в значительной степени возмещает нбно-глоточную недостаточность. При покашливании происходит полный затвор между носовой и ротовой полостью. Активные движения нба и задней стенки глотки могут ощущаться детьми рука прикасается
к гортани под подбородком и чувствует подъем нба. Произвольное покашливание производится два-три раза или больше на одном выдохе. В это время сохраняется контакт нба с задней стенкой глотки, а воздушный поток направляется через ротовую полость. Первое время рекомендуется производить покашливание с высунутым языком. Затем покашливание с произвольными паузами, во время которых от ребенка требуют сохранить контакт нба с задней стенкой глотки. Постепенно ребенок приучается активно поднимать его и направлять воздушную
струю через рот. Производится четкое энергичное утрированное произнесение гласных звуков на твердой атаке высоким тоном голоса. При этом увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок. Перечисленные упражнения дают положительные результаты в дооперационном периоде и после операции. Систематическое их проведение в течение длительного времени в дооперационный период подготавливает ребенка к операции и сокращает сроки последующей коррекционной работы.
Работа над дыханием является необходимой для воспитания правильной звучной речи, У детей с ринолалией очень короткий неэкономный выдох, расходующийся через рот и носовые ходы. Для воспитания направленной ротовой воздушной струи используются следующие упражнения вдох и выдох носом вдох носом, выдох ртом вдох ртом, выдох носом вдох и выдох ртом. При систематическом выполнении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в изменении фонации
и учится правильно направлять выдыхаемый воздух. Это способствует также воспитанию правильных кинестетических ощущений движения мягкого нба. При выполнении упражнений важно постоянно контролировать ребенка, так как ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Используются различные приемы контроля приставляется зеркало к носовым ходам, ватка, полоска тонкой бумаги и т. п. Воспитанию правильной воздушной струи способствуют упражнения с дутьем на ватку, на полоску
бумаги, на бумажные игрушки и т. п. Более трудным и не всегда оправданным упражнением является игра на детских духовых инструментах. Подобные упражнения необходимо чередовать с более легкими, так как они вызывают быстрое утомление. Одновременно осуществляется цикл упражнений, основная цель которых нормализация речевой моторики. Повседневное их применение устраняет высокий подъем корня языка, недостаточную губную артикуляцию и увеличивает подвижность кончика языка.
В связи с этим уменьшается чрезмерное участие корня языка и гортани в произношении звуков. Гимнастика для губ и щек. Надувание обеих щек одновременно. Надувание щек попеременно. Втягивание щек в ротовую полость между зубами. Сосательные движения сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти при этом сомкнуты. Оскал губы сильно растягиваются в сторону, вверх, вниз, обнажая оба ряда
зубов. Хоботок, с последующим оскалом при сжатых челюстях. Оскал с раскрыванием и закрыванием рта, с последующим смыканием губ. Оскал при раскрытом рте, с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов л, б, м. Вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челюстях. Вытягивание губ узкой воронкой имитация свиста. При широко раскрытых челюстях губы втягиваютед гвнутрь
рта, плотно прижимаясь к зубам. Поднимание плотно сжатых губ вверх и вниз при плотно сжатых челюстях. Поднимание верхней губы обнажаются верхние зубы. Оттягивание вниз нижней губы обнажаются нижние зубы. Имитация полоскания зубов воздух сильно давит на губы. Вибрация губ. Движения губ хоботком влево-вправо. Вращательные движения губ хоботком. Сильное надувание щек губами удерживается воздух в ротовой полости,
увеличивается внутриротовое давление. Удерживание губами карандаша или стеклянной трубочки. Гимнастика для языка. Высовывание языка лопатой, жалом. Поочередное высовывание языка распластанного и заостренного. Поворачивание сильно высунутого языка вправо-влево. Поднимание и опускание задней части языка кончик языка упирается в нижнюю десну, а корень языка то
поднимается вверх, то опускается вниз. Присасывание спинки языка к нбу сначала при закрытых челюстях, а затем при открытых. Высунутый широкий язык смыкается с верхней губой, а затем втягивается в рот, касаясь спинкой верхних зубов и нба и загибаясь кончиком вверх у мягкого нба. Присасывание языка к верхним альвеолам с раскрыванием и закрыванием рта. Проталкивание языка между зубами, так что верхние резцы скоблят спинку языка.
Круговое облизывание кончиком языка губ. Поднимание и опускание широко высунутого языка к верхней и нижней губам при раскрытом рте. Поочередное загибание кончика языка жалом к носу и подбородку, верхней и нижней губам, к верхним и нижним зубам, к твердому нбу и дну ротовой полости. ч Кончик языка касается верхних и нижних резцов при широко открытом рте. Высунутый язык удерживать желобком, лодочкой, чашечкой.
Язык в форме чашечки удерживать внутри рта. Закусывание зубами боковых краев языка. Упираясь боковыми краями языка в боковые верхние зубы, при оскале поднимать и опускать кончик языка, касаясь им верхних и нижних десен. При том же положении языка многократно барабанить кончиком языка по верхним альвеолам г-г-г-г. Проделать движения одно за другим язык жалом, чашечкой, вверх и т. д. Таким образом воспитываются движения, необходимые для правильного произнесения звуков.
Проводятся голосовые упражнения на гласных звуках. Гласные звуки а, о, у, э ставятся в первую очередь и затем регулярно ежедневно включаются в упражнения. Гласные звуки сначала артикулируются без голоса беззвучно. Это особенно полезно для детей, у которых выражены компенсаторные дополнительные движения лица втягивание у крыльев носа. Эти дети должны ежедневно заниматься перед зеркалом беззвучной артикуляцией гласных,
а затем переходить к громкому произнесению. Постепенно увеличивается число повторений гласных на одном выдохе. Следующий этап отрывистое четкое произнесение гласных по два и три звука в разной последовательности. Помимо артикуляционной тренировки, это развивает удержание последовательности звуков и овладение слоговой структурой слова. Например ао аоэ ау ауэ аэ эау и т. ц. Затем от детей требуется произнесение гласных с небольшими паузами, во время которых должно сохраняться
высокое положение мягкого нба. Паузы постепенно увеличиваются от одной до трех секунд. Длительное слитное произнесение гласных звуков. Воспитание правильного звукопроизношения проводится обычными коррекционными методами. Специфичным является постоянный контроль за направлением воздушной струи. В трудных случаях можно применять временное зажимание носовых ходов для более внятного и звучного произнесения звука. Специфическим также является порядок постановки звуков.
Из согласных первым вырабатывается звук ф глухой фрикативный звук, к произнесению которого легко перейти от упражнений, связанных с продуванием воздушной струи через рот. От ребенка требуется осуществление длительного правильного выдоха, во время которого верхние зубы касаются нижней губы, получается звук ф. Учащиеся упражняются в произнесении звука изолированно Ф , ф , в обратных слогах аф, эф, иф, затем в прямых слогах фа, фу, афа, афу.
К артикуляции звука п учащиеся подготовлены упражнениями по надуванию щек, требующими хорошего нбно-глоточного затвора. Далее дети должны произвести взрыв смычки губ для звука п. Если у них не получается, тогда логопед размыкает плотно сжатые губы ребенка, отодвигает нижнюю губу вниз. Достаточный взрыв может получиться только при отсутствии утечки воздуха через носовые ходы, поэтому в дальнейшем произнесение звука п может применяться для тренировочных упражнений по устранению назальности.
При постановке звука т внимание учащихся главным образом фиксируется на правильности ротового выдоха, во времяшсуществле-ния которого кончик языка прижимается к верхним зубам. Все элементы артикуляции звуков должны быть подготовлены и автоматизированы заранее в артикуляционных упражнениях и автоматически включаться при наличии достаточно сильной воздушной ротовой струи. Звук к представляет определенную трудность для детей и не всегда получается по подражанию, несмотря
на упражнения в покашливании. Поэтому может использоваться механический способ постановки от звука т. Логопедические занятия в дооперационный период предотвращают возникновение серьезных патологических изменений в функционировании органов речи. Одновременно подготавливается активность мягкого нба нормализуется положение корня языка усиливается мышечная деятельность губ вырабатывается направленный ротовой выдох. Тем самым создаются условия для более эффективных результатов операции и последующей коррекции.
Рано начатое логопедическое воздействие уменьшает дегенеративные изменения мышц глотки После операции через 15 20 дней многие специальные упражнения повторяются. Основная их цель в этом периоде развитие эластичности и подвижности мягкого нба и выработка полноценного нбно-глоточного смыкания. В значительном числе случаев возникает необходимость растягивания мягкого нба, так как оно может в послеоперационный период уменьшиться в длину за счет рубцевания.
Для растяжения свежих рубцов применяется прием, имитирующий проглатывание. Одновременно проводится и массаж. В послеоперационный период необходимо развить подвижность мягкого нба, устранить неправильный уклад органов артикуляции и подготовить произношение всех звуков без назального оттенка. Дети с ринолалией, посещающие специальный детский сад, под руководством логопеда овладевают правильным произношением звуков. Занятия проводятся как в группе, так и индивидуально.
На индивидуальных занятиях применяются специальные упражнения, направленные на устранение специфических для этой аномалии дефектов. При составлении индивидуального плана логопед должен придерживаться следующих направлений нормализация звуковой стороны речи и устранение лексико-грамматического недоразвития. Включается ряд специальных разделов Звуки, подлежащие постановке, коррекции, уточнению или дифференциации. Обращается внимание на нарушение собственно артикуляции звуков и на степень назализации при их произнесении.
Ритмико-слоговая структура. Вычленяются трудности произношения звуков в сложных позициях типа ССГ, а также в многосложных словах и в конце фразы. Фонематическое восприятие и состояние слухового контроля за собственной речью. В первом периоде обучения в детском саду на индивидуальных Занятиях проводится уточнение произношения гласных звуков а, э, о, у, ы согласных я, я ф, ф в, в т,
т постановка и первоначальное закрепление звуков к, к с, с г, г л, л б, б Во втором периоде озвучиваются звуки и, д, д, з, з, ш, р. В третьем периоде отрабатываются звук ж, аффрикаты и продолжается работа над уточнением артикуляции пройденных ранее звуков. Одновременно ведется интенсивная работа над устранением назального оттенка. Большое место отводится дифференциации рото-носовых звуков м - п м - п н - д н т м - б м - б.
В специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи специфические дефекты устраняются на индивидуальных логопедических занятиях. В процессе коррекционнои работы над нормализацией фонетической стороны речи необходимо контролировать эффективность логопедической работы. Предложенные Л. И. Вансовской критерии дают возможность более четко расчленить комплексные нарушения речи при ринола-лии и оценить коррекционное воздействие по двум аспектам устранение назализации и дефектов
артикуляции. Установлены следующие оценки речи Нормальная и близкая к норме, т.е. сформировано звукопроизношение и устранена назализация. Значительное улучшение речи сформировано звукопроизношение, имеется умеренная назализация. Улучшение речи сформирована артикуляция не всех звуков, имеется умеренная назализация. Без улучшения не сформирована артикуляция звуков, сохраняется гиперназализация. На результативность коррекционного воздействия большое влияние оказывает активное участие родителей
в воспитании нормальной речи у детей с расщелиной. Среди некоторых факторов, оказывающих влияние на результаты коррекции возраст, в котором сделана операция, ее качество, возраст, в котором началось логопедическое обучение, продолжительность обучения, выделяется и фактор сотрудничества с семьей ребенка. Логопед инструктирует родителей об используемых приемах коррекции и значительную часть хорошо отработанных упражнений рекомендует для систематического применения в домашних
условиях. Выводы и проблемы Устранение патологической назализации голоса при ринолалии, несмотря на многообразие применяемых приемов, представляет известную трудность. Определяется она в первую очередь тяжестью дефекта и характером хирургического вмешательства, которое не всегда достигает хорошего анатомического и функционального эффекта. Восстановление тембра осложняется тем, что при врожденных расщелинах твердого и мягкого нба страдает
механизм голо-сообразования, так как иннервация мягкого нба влияет на функцию голосовых складок. Коррекционная работа требует воздействия на всю систему голоса и речеобразования. Патофизиоюгические исследования, выявляющие особенности дыхания, фоншцйи и артикуляции у данного контингента, расширяют представление о структуре дефекта и позволяют выбирать более обоснованные и целенаправленные методы логопедической работы. Особенно важными являются ранние профилактические и комплексные коррекционные
мероприятия, которые могут ослабить развитие дефекта и способствовать скорейшей социальной реабилитации лиц с врожденными аномалиями нба. Литература 1. Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. М 1984. 2. И п п о л и т о в а А. Г. Открытая ринолалия. М 1983. 3. Ч и р к и н а Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата.
М,1969. 4. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. ДефектологияЛ.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др М.Просвещение, 1989 528с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |