Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"На железной дороге"

""
Стихотворение «На железной дороге» включенов цикл стихов А. Блока «Родина». Исходя из этого, можно предположить,что речь в данном стихотворении пойдёт о России. Кто она, Россия? Девушка, лежащаяпод насыпью, во рву некошеном, в цветном платке, на косы брошенном, красивая имолодая. Она раздавлена любовью, грязью иль колёсами всё больно. Неужели этонекогда великая Россия?
Уже во втором четверостишии Блок возвращает нас впрошлое, когда эта девушка, о которой нам очень мало известно, «шлапоходкой чинною». В большей части стихотворе-ния поэт пишет о прошлом,которое неразрывно связано с настоящим. «Бесполезная юность, пустые мечтысменяются полным безмолвием, безнадёжностью положения. Люди в прошлом незамечали своей родины из окон поезда, не замечают её и теперь, потому чтомомент упущен, теперь эта девушка скрыта „под насыпью“. Онараздавлена, не важно чем, любовью ли, грязью иль колёсами. Поэт ставит высокоечувство в один ряд с грязью, потому что люди живут в этой грязи.
Если время движется непрерывно, и можно лишь мысленноперемещаться по прошлому, питать душу воспоминаниями, то пространствоорганизовано несколько иначе. В одном мире эта девушка, которая, на мой взгляд,символизирует Россию, раздавлена, а в другом мире, она живёт полноценнойжизнью, со всеми её волнениями и ощущениями. У каждой страны своя судьба, и онаразвивается по спирали: удачные времена проходят, им на смену приходят годылишений и страданий. Блок, главным образом, описывает годы, „чинногошествия“ России, но два четверостишия, первое и последнее, возвращаютчитателя к суровой действительности. Реалистичность основная черта этогостихотворе-ния.
Как известно, Блок поэт-символист, поэтому я осмелюсьдать своё толкование ряда символов стихотворения. Поезд, вагоны, идущиепривычной линией, это жизнь всего русского народа. Разумеется, одинаковых людейне бывает, не бывает и одинаковых судеб. Одни люди богатые, другие бедные: цветвагонов отображает положение людей в обществе. Каждый день проносятся всё те жепоезда, и это навивает тоску и грусть. В окнах мелькают всё те же сонные лица.Они смотрят на мир сквозь пыльные, грязные стёкла вагонов, и, кажется, незамечают Её. И те немногие, которые одаривают эту девушку улыбкой нежною, всёравно через секунду будут уже далеко. Получается, что люди не только незамечают красот своей страны, но и вовсе не замечают своей родины. Еслинаблюдать эту тоскливую картину проносящихся мимо поездов постоянно, день заднём ждать, „быть может, кто из проезжающих посмотрит пристальней изокон“, то на сердце у этой девушки будет не только грусть, но и боль. Этадевушка, Россия, пережива-ет за каждого своего гражданина. Если человеку небезразлична своя родина, то и родине человек становится не безразличен.
По цветовой гамме первое и последнее четверостишиепрактически бесцветны: цветной платок, краса этой девушки скрыты под насыпью,во рву некошеном. Боль жаждет вырваться наружу, и такой момент обязательнонастанет. Как писал классик, „Россия вспрянет ото сна…“
В прошлом, в другом мире, иной колорит. Здесь и»яркие глаза" (огни) набегающего поезда, и нежный, живой румянец нащеках этой девушки, и многоцветие вагонов (видимо, разделение по классам).Синий цвет неба, возвышенный вагоны для богатых, жёлтый яркий, режущий глазацвет тепла и, в то же время, болезни средний класс, а зелёный цвет травы,близости к земле вагоны третьего класса. Примечательно, что вид с платформысовершенно иной, нежели вид из-за стёкол вагонов. Изнутри мир виден в блеклых,бесцветных тонах. Единственный яркий, резкий цвет в вагоне алый. Он можетсимволизировать кровь, раздражение, агрессию и жестокость этих людей.
Снаружи растут лесные деревья, за лесом длиннаяплатформа, на ней навес. Цветовая гамма не приглушённая, но довольно спокойная.Зелёный цвет деревьев, по-видимому, синяя форма жандарма и, скорее всего,деревянная платформа. Блок намеренно не даёт «цветовых» определений кнекоторым словам, предоставляя читателю возможность в собственном воображениипредставить эту картину.
Изображая непрерывные вереницы пассажирских вагонов,Блок задаёт тему дороги, жизненного пути человека. Люди постоянно переходят извагона в вагон, кому-то сопутствует удача, кто-то терпит горечь поражения.Жизнь людей проходит в постоянном движении. Люди, которые безучастно сидят наместе, неминуемо терпят неудачу.
В мире настоящем царит тишина. Жизнь будтоостановилась, в прошлом слышится обилие самых разных звуков: шум и свист заближним лесом (звуки жизни, приближаю-щегося поезда), скрип, свист, ударывагонов о рельсы неприятные однотипные звуки, навивающие тоску.
Наиболее часто используемая Блоком аллитерация звуков«с» (мчалась, юность бесполез-ная, тоска, свистела, сердце) усиливаетсвист и шум вагонов.
Стихотворение «На железной дороге» нельзяназвать оптимистическим. Здесь нет столь выраженной надежды на скороевозрождение России, как в одноимённом стихотворении. Своеобразное«пессимистическое» кольцо, первое и последнее четверостишия,заставляет читателя задуматься, что же ждёт страну дальше, каков может быть идолжен быть вклад отдельного человека для благополучия России. Ответы на этивопросы каждый решает для себя сам.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.