Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психологических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и непроизвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета.
Он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи.
Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие рефлексного мышления. Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексного мышления. Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в «больницу», ребенок плачет и страдает как пациент и доволен собой, как хорошо исполняющий
свою роль. Игра – не единственная деятельность, которая влияет на психическое развитие ребенка. Ребенок рисует, лепит, строит, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является то, что они направлены на создание того или иного продукта – рисунка, конструкции или аппликации. Но каждый из этих видов деятельности имеет свои особенности, требует овладения особыми способами действия и оказывает свое специфическое влияние на развитие.
В детский рисунок внедряются разные формы опыта, который ребенок получает в процессе действий с предметами, их зрительного восприятия, графической деятельности и обучения со стороны взрослых. Среди детских рисунков наряду с изображениями, соответствующими зрительному образу, можно встретить и такие, в которых выражается то, что ребенок выясняет, не глядя на предмет, а действуя с ним или ощупывая его. Бедный, едва намеченные рисунок ребенка показывает, что он не делает серьезной попытки точно и
полно воспроизвести изображаемый предмет. Очень часто, когда ребенок рисует человека без волос, ушей, туловища и рук, его «искусство» остается далеко позади его познаний. Ребенок рисует, опуская части и детали, которые ему кажутся неважными. Таким образом, ребенок создает изображение, которые в определенной степени соответствуют предмету. Рисование с натуры возникает под влиянием специального воздействия взрослого.
Если наблюдать за рисующими детьми, перед которыми поставили предмет, то можно установить общую для дошкольников особенность в поведении: едва взглянув на предмет, они продолжают быстро и уверенно рисовать на бумаге. В дошкольном возрасте дети направлены на изображение объективного мира. Однако они не оставляют без внимания и фантастических персонажей. После шести лет поток рисунков у детей становится не таким обильным.
Но изобразительный репертуар также очень разнообразен. Хотя многие дети, у которых не развиваются познавательные интересы к окружающему, застревают на узком круге тем. Однако мы отчетливо наблюдаем общую тенденцию – в дошкольном возрасте дети привязаны к содержанию, предложенному им взрослыми. Не следует думать, что ребенок находится в оковах влияния взрослого в негативном смысле этого слова. Вне присвоения духовной культуры от посредников, стоящих между этой культурой и
ребенком, стоящих между этой культурой и ребенком, не т развития личности ребенка. Лишь внутри общей тенденции следования за взрослым ребенок проявляет свою индивидуальность, причем, чем старше ребенок, тем отчетливее эти проявления. Содержание детских работ определено показывает, что ребенок чутко реагирует на события жизни взрослых. Мы можем утверждать на основании анализа сотен рисунков детей: социальные реакции детей адекватны общественному
настроению и интересам взрослых. Анализ детских рисунков позволяет оценивать их как подлинные документы эпохи. Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается реальный продукт. Ребенок в процессе этой деятельности начинает понимать, что для создания той или иной конструкции недостаточно присоединять любые детали в любом порядке. Надо выделить опорные детали, иначе конструкция развалится. Конструктивная деятельность требует своих способов действия, своих приемов обследования и построения
конструкции. Конструирование развивает умение видеть предмет, развивает способность улавливать его назначение, позволяет получить значительно более полное представление о различных свойствах деталей, из которых этот предмет должен быть сооружен. Возводя постройку, ребенок начинает на опыте убеждаться, что одни детали устойчивы в любом положении, другие – лишь в определенном положении, что различные сочетания деталей дают различную прочность. В процессе конструирования ребенок узнает, что за определенные конструктивные
свойства. Выделяют следующие типы конструктивной деятельности: конструирование по образцу; конструирование по условиям; конструирование по замыслу. Отдельно надо назвать аппликацию и лепку. Это еще два вида продуктивной деятельности. Их психологическое значение сходно со значением изобразительной и конструктивной деятельности. Благодаря тому, что ребенок активно занят рисованием, конструированием, лепкой и аппликацией, у него развивается способность заранее представить себе, что должно быть сделано,
у него развивается способность к планированию деятельности. Трудовая деятельность – это деятельность, направленная на создание общественно полезных продуктов – материальных и духовных ценностей, необходимых человечеству. Особенно высокие требования предъявляет труд к волевым качества – умению подчинять действия определенной цели, сознательно их регулировать, преодолевать возникающие трудности.
Эти качества в их развитом виде превышают возможности ребенка-дошкольника. Но все они в той или иной мере начинают складываться в дошкольном возрасте. Когда же детям дают такие задания, они далеко не сразу осознаются именно как трудовые, отличающиеся от игры, предметной или продуктивной деятельности. Первоначальное знакомство с производительным трудом происходит у детей не при выполнении ими трудовых
заданий, а при наблюдении труда взрослых, через рассказы, слушание книжек, рассматривание картинок. В продуктивных видах деятельности дошкольники учатся выполнять действия, направленные на получение заданного результата, овладевают умением ставить перед собой определенную цель и планировать ее достижение. Выполнение учебных заданий способствует выработке у детей умения действовать в соответствие с системой обязательных требований. Контролировать и оценивать свою работу.
Трудовые задания, которые дают детям в условиях детского сада, довольно разнообразны. Это выполнение различных поручений взрослых, выполнение обязанностей дежурного, уход за комнатными растениями и животными, работа на участке детского сада, изготовление поделок из бумаги, картона. Однако важно не то, чтобы трудовые действия детей давали действительно высокие результаты, а то, чтобы эти действия осознавались детьми как трудовые. Именно осознавание трудовых действий определяет специфику
психического развития и готовит детей к будущей жизни в качестве сознательных членов общества. ЛИТЕРАТУРА 1. Асеев В.Г. Возрастная психология. – М 1980. 2. Мухина В.С. Детская психология. – М 1983. 3. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М 1960.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |