1. Сущность наблюдения как познавательной деятельности и метода экологического воспитания Наблюдение, по определению В.Г. Загвязинского, это целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий или поведения человека или особенностей протекания изучаемого явления о процесса и их специфических изменений. Восприятие рассматривается как основной компонент наблюдения . По утверждению Б.Г. Ананьева, наблюдение есть сложная психологическая деятельность, в которой восприятие,
мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы. Наблюдение как познавательная деятельность, считают В.И. Логинова, А.К Матвеева, П.Г. Саморукова « это продукт длительного развития в процессе воспитания и обучения ребенка и формируется уже в дошкольном возрасте»[5]. Наблюдение, отмечает Л. Аветисян, «играет огромную роль во всестороннем развитии ребенка» [1].
В педагогическом процессе детского сада наблюдениям в природе с целью интеллектуального развития, нравственного, эстетического и физического воспитания должно уделяться большое внимание. Наблюдение как познавательная деятельность, считают В.И. Логинова, А.К Матвеева, П.Г. Саморукова, « это продукт длительного развития в процессе воспитания и обучения ребенка и формируется уже в дошкольном возрасте» [5].
Данные детской психологии показали большие возможности детей дошкольного возраста в освоении обобщенных способов восприятия и высокие возможности в овладении деятельностью наблюдения. Основным содержанием знаний дошкольника являются образы ранее воспринятых предметов и явлений. Умение наблюдать обеспечивает полноту и адекватность формирующихся знаний. Познавательные умения, как утверждают Н.Н. Кондратьева,
Л.М. Маневцова, формируются через умение принимать цель наблюдения, представленную взрослым. Деятельность наблюдения определяет возможности общего умственного развития. «Именно в процессе наблюдения дети получают возможность пройти всю «школу мышления», о которой говорил еще Сеченов» [5]. Умение наблюдать обеспечивает полноту и адекватность формирующихся знаний. Совершенствование различных видов продуктивной деятельности зависит не только от отдельных видов восприятия,
но и от умения видеть предметы и явления во всем разнообразии качеств, свойств, сторон, связей и отношений. Эти умения и развиваются в деятельности наблюдения. Становясь в младших классах одним их видов учебной деятельности, наблюдение затем перерастает в один из важнейших методов научного познания мира. «В теории и практике дошкольного воспитания наметились два пути формирования деятельности наблюдения : в связи с различными видами продуктивной деятельности;
через систему организованных воспитателем наблюдений в процессе ознакомления детей с окружающей жизнью и природой» [5]. Исходя из данного утверждения, можно сделать вывод о сущности наблюдения как метода экологического воспитания. Задачами экологического воспитания, по определению Н.Н.Кондратьевой , являются : -развитие экологического представления о ценностях природы и правилах поведения в ней, -формирование умения разнообразной деятельности в природе и установление экологического
ориентирования с ее объектами, -накопление эмоционально позитивного опыта общения с природой. Именно наблюдение является методом, решающим задачи экологического воспитания. Представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы формируются благодаря освоению предметной сущности окружающего мира, элементарных понятий. Условием успешного усвоения данных представлений В.
И. Логинова называет наблюдение. На основе наблюдения формируются представления об объектах живой и неживой природы, явлениях, процессах, происходящих в окружающем мире. Формирование данных представлений, в свою очередь, приводит к установлению естественных взаимоотношений дошкольников с миром природы, разнообразной деятельности в ней, возникновению добрых чувств ко всему живому, появлению любопытства и любознательности, проявлению переживаний, связанных с красотой природы.
2. Особенности развития наблюдения и наблюдательности в старшей группе детского сада Работы С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Л.В. Занкова показывают, что основными компонентами наблюдения являются процессы восприятия и интерпретации, находящиеся во взаимосвязи между собой. У детей пяти и шести лет, по данным В.С.Мухиной, появляется более планомерное и последовательное обследование и описание предмета [6]. При рассматривании дети вертят предмет в руках, ощупывают его, обращая внимание
на наиболее заметные особенности. На первых порах ребенок пытается извлечь сведения о свойствах предметов не столько из восприятия, сколько из практических действий с ним. На протяжении дошкольного детства внешние ориентировочные действия, необходимые для применения сенсорных эталонов, интериоризируются. Эталоны начинают применяться без перемещения, совмещения, обведения контура предметов и других внешних приемов. Их заменяют движения рассматривающего предмет глаза или ощупывающей
руки, выступающей теперь как предмет восприятия. Совершенствование действий восприятия значительно ускоряется в условиях организованного сенсорного воспитания. Оно включает обучение детей внешним ориентировочным действиям, построение моделей сложных свойств предметов и их соотношений. Большое значение, отмечает В.С.Мухина, имеет обучение последовательности обследования предметов и подробному словесному описанию их свойств. В.И. Логинова, А.К.
Матвеева, П.Г. Саморукова в своих исследованиях показывают, что в старшем дошкольном возрасте в деятельности с материалами наблюдение отрывается от непосредственных практических задач и становится самостоятельной познавательной деятельностью. Путь к такому обособлению достаточно длителен и требует руководства со стороны взрослого. Один из видов деятельности, в процессе которого развивается наблюдение у старших дошкольников, является труд по уходу за комнатными растениями. таблица
Уровень развития наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста Принятие задач наблюдения Объем представлений, получаемых ребенком в результате наблюдения Установление существенных признаков сходств и различий Использование обследовательских действий Использование сравнений и обобщений Планомерность и самостоятельность наблюдения Дети старшего дошкольного возраста принимают поставленную
взрослым задачу наблюдения У детей старшего дошкольного возраста достаточно полно формируются представления при :руководстве взрослого; отчетливом анализе деятельности и признаков, значимых для нее Дети старшего дошкольного возраста имеют высокие возможности точного определения сходств и различий при условии руководства со стороны взрослого и практической деятельности. Словарь детей беден словами, точно обозначающими характеристики объекта
Предмет восприятия – движение глаза и ощупывание руками Дети старшего дошкольного возраста используют сравнение двух объектов, но обобщение активизируют только по подсказке взрослого Наблюдение детей старшего дошкольного возраста планомерно, но недостаточно самостоятельно 3. Особенности организации и методика руководства наблюдением в группе детей старшего дошкольного возраста «Умение видеть формируется в процессе длительной, кропотливой работы» [2].
Любое наблюдение начинается с постановки цели, сообщения задания и определения объекта. Все эти компоненты должны быть четко сформулированы и сообщены детям. Не следует давать детям задания типа: « Наблюдай погоду». Задания должны нацеливать внимание на конкретные предметы и их части, на то, что непосредственно окружает ребенка в момент наблюдения. Важным условием является разумный отбор объектов.
Не следует идти по принципу « чем больше, тем лучше», целесообразно исследовать при каждом наблюдении один – два объекта. Отобранный объект должен быть доступным для наблюдения в любое время года, в любую погоду. Сам процесс наблюдения начинается с того, что воспитатель предлагает детям осмотреть предмет или явление в целом, чтобы у них сложилось общее представление о его форме, преобладающей окраске, характере движений и т.п. Затем следует организовать рассмотрение объекта по частям, приучая дошкольника концентрировать
внимание на конкретной детали. Цель наблюдения – полнее запечатлеть образ предмета или явления. Можно предложить ребенку после однократного рассматривания предмета закрыть глаза и представить себе то, что он увидел. Затем предложить открыть глаза и проверить, что не удалось рассмотреть в первый раз. Этот прием целесообразно повторять несколько раз. Эффективными приемами Н.И. Ветрова называет заслушивание устных описаний рассматриваемого предмета,
анализ рисунков, сделанных по материалам наблюдений. «Полезно проводить повторные наблюдения по истечении какого - то срока» [2]. Хорошим приемом закрепления образа наблюдаемого предмета является раскрашивание черно – белых рисунков – по памяти или с натуры. При этом целесообразно требовать, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Вполне применим в наблюдении с дошкольниками прием имитации ребенком движений, звуков, предметов и явлений природы. Попытка таких имитаций заставляет ребенка внимательнее всматриваться,
вслушиваться в предмет или явление, улавливать такие тонкости, которые при первом наблюдении «прошли мимо». Эффективность наблюдений значительно повышается, если ребенок фиксирует их результаты, например, в «календаре природы». Воспитателю следует иметь ввиду, что для занесения определенных данных в такой календарь следует пользоваться теми условными знаками, которые применимы в начальной школе. Интересен прием, заставляющий внимательно смотреть на предмет : предложить ребенку самому исследовать
объект и получить нужные результаты, т.е самому «сделать открытие». Например, дети наблюдают весной за изменениями жизни растений. «Для формирования умения видеть важно поддерживать интерес к наблюдениям» [4]. Это способствует более быстрому запечатлению образов наблюдаемых объектов, стимулирует активную творческую деятельность. Одним из важнейших путей поддержания интереса является использование образов наблюдаемых объектов на
занятиях по развитию речи, труду, изобразительному искусству и даже счету. Интерес к наблюдениям поддерживается и тогда, когда воспитатель не только фиксирует то, что дети услышали или увидели, а пытается помочь ребенку объяснить наблюдаемое, вскрыть его причину, установить связь явлений. Например, осенью дети наблюдают образование льда. Одновременно они наблюдают за температурой воздуха.
Полезно сопоставить эти два явления и помочь детям установить причинно – следственную связь. Таким образом, методика руководства наблюдением структурирована по следующим положениям : - постановка цели, сообщение задания и определение объекта; -рассмотрение объекта вначале в целом, затем по частям; -обследование предмета детьми с помощью различных средств восприятия; -определение выводов по наблюдению. К особенностям организации наблюдения относится : предельно четкое формулирование постановки цели,
сообщения задания и определения объекта; ограничение количества наблюдаемых объектов при каждом наблюдении; выбор доступного для наблюдения в любое время года объекта, поддержание интереса детей к нему, помощь в определении причин наблюдаемого явления. Приложение Протокол №1 Ф.И. ребенка : Осокин Саша Возраст : 5 лет 4 мес. Дата : 02.12.2009 Цель эксперимента : исследование уровня наблюдения и наблюдательности
Экспериментатор Ребенок -Саша, сейчас мы поиграем в игру «Угадай растение». Видишь, здесь на столе стоят два растения. Твоя задача описать одно из них так, чтобы я могла угадать, о каком растении ты говоришь. Тебе все понятно ? -Да, и загадывать будешь ты. Посмотри внимательно, если нужно, потрогай, выбери, о каком растении ты будешь рассказывать. -Если ты внимательно изучил растения, то начинай рассказывать. -
Я имею право на подсказку :какую форму имеют листья у этого растения? -А по форме они как прямоугольники? Квадраты? Треугольники ? Овалы? -Что ты еще интересного можешь о этом растении рассказать ? Какие листья на ощупь? - Это финиковая пальма ? -Хорошо, Саша. А теперь поиграем в игру «Сравнение». Будем сравнивать финиковую пальму и растение декабрист.
Подумай и скажи, чем эти два растения различаются. - Хорошо, спасибо, Саша. Очень интересные сравнения. А вот чем похожи пальма и декабрист? - Это все сходства? -У пальмы есть корни? -А пальма – животное? -Растение? -А декабрист? -А теперь давай поухаживаем за ними, видишь, их давно не обтирали.
Здесь предметы, с помощью которых мы их почистим. Как ты думаешь, какие предметы подойдут для пальмы? - А у нее, ты сказал, листья немного завернуты внутрь. Может, кроме тряпочки подойдет что-то еще? -Я думаю, подойдет кисточка - посмотри, как ею удобно вычищать пыль. А для декабриста? -Спасибо, Саша. -Да. Это мы в загадки будем играть?
Обследует растения рукой, движениями глаз. Улыбается: -Можно загадывать? - Ну, оно… Такое большое, зеленого цвета. У него листики похожи на елку. - Они длинные… И похожи на палочки. - На овалы. Только они тоненькие. - Гладкие, и загибаются внутрь. Веток у него много, а само похоже на метлу, только на большую. -
Да. Думает. -Ну, у пальмы ветки растут вверх, а у декабриста вниз. У пальмы листики острые, а у него кругленькие. И тут у него цветочек, а у нее нет. Веточки у декабриста как бусы у бабушки нашей. А у нее как веники в бане в деревне. Задумался. -Может, что листики у них зеленые? И они воду пьют, мы их поливаем. -Да… -Да. И у этого (указывает на декабриста) есть!
Смеется: -Нет! -Да, растение. -Тоже. -Тряпочка вот эта. - Не знаю. -Тоже тряпочка. Обработка результатов : Саша принимает поставленную задачу наблюдения, в процессе наблюдения у него формируются представления об объекте, в основном при руководстве взрослого. Ребенок устанавливает сходства и различия, но выделяя не все существенные признаки: оба растения пьют воду; различия по форме листьев; по наличию цветков.
Сравнивает, используя свои практические знания : форма веток как бусы; как веники. Предметом восприятия служит рука и движения глаза. К определению обобщающего понятия ребенка подводит взрослый. Тем не менее, наблюдение Саша осуществляет самостоятельно, планомерно, однако выделяя только видимые признаки : листья и наличие цветков. Требуется активизировать полученные ранее знания .
Приложение Протокол №2 Ф.И. ребенка : Круглова Катя Возраст : 5 лет 8 мес. Дата : 02.12.2009 Цель эксперимента : исследование уровня наблюдения и наблюдательности Экспериментатор Ребенок -Катя, сейчас мы поиграем в игру «Угадай растение». Видишь, здесь на столе стоят два растения. Твоя задача описать одно из них так, чтобы я могла угадать, о каком растении ты говоришь. Тебе все понятно ? -
В горшке коричневого цвета – алоэ, а в горшке белого цвета – драцена. -Может, ты подскажешь, какие листья у этого растения на ощупь? Потрогай рукой листья у того растения, что ты загадала, и у другого тоже. - Наверное, ты говорила о драцене? -Хорошо, а теперь скажи, чем различаются между собой алоэ и драцена? -А у алоэ листья плотнее, чем у драцены? -Катя, а теперь новое задание : чем похожи алоэ и драцена?
-Да, назови одинаковые признаки. -Хорошо. А теперь вспомни, Катюша, как мы читали энциклопедию, и там говорилось о строении растений. Что у них всех есть? -Да. А как можно назвать одним словом драцену, алоэ ? -Молодец. Теперь давай поухаживаем за ними, видишь, их давно не обтирали. Здесь предметы, с помощью которых мы их почистим.
Как ты думаешь, какие предметы подойдут для драцены? -Почему? -А для алоэ какие предметы ты выберешь? -Почему? -Спасибо, Катя. -Да, только я забыла, как они называются. -Вот у него, у этого растения, листики как лапки. Они с разрезами. Цвет у него зеленый. Оно большое, красивое. Больше не знаю.
Угадывайте. Ощупывает рукой листья у обоих растений. -А, ну вот у того, про которое рассказываю, листья гладкие, скользкие даже. Они большие, потому что растение все большое такое. -Да, вот про это (показывает на драцену). -У драцены листья с разрезиками, а у него (показывает на алоэ) нет! Еще драцена больше! У нее листья не такие длинные, как у него, такие с колючками, а у драцены нет.
-У драцены тоненькие, как бумажки. У алоэ толще. И твердые. - Одинаковые назвать? -Ну, у них всех листья зеленые. Стоят в горшках. А я забыла, что они не похожи : у нее горшок белый, а у него коричневый. -А, у них корни, стебли, листья! Только не у всех похожие. -Растения, конечно! Думает, перебирает руками предметы.
Выбирает пульверизатор. -Вот эта прыскалка. -Ну, у нее листья тонкие, надо осторожно грязь убирать, мы тогда с Дашей и с вами прыскали на листья, а потом тряпочкой вытирали. -Вот кисточку эту мокрую. -Ну, листья у него крепкие.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |