В. М. БЕХТЕРЕВ^ 1857—«27 гг. Вопросы общественного воспитания Человек, как социальная единица, является продуктом воспитания, а не является результатом прирожденных или наследственных условий. Не подлежит, конечно, сомнению, что наследственная природа организма имеет огромное значение по отношению к эволюции человеческой личности, и нельзя допустить, чтобы задатки, получаемые от природы, или та совокупность анатомо-физиологических условий, которая известна под общим
названием организации, не имели крайне важного и существенного значения по отношению к развитию нервно-психической сферы человека, но можно ли вследствие этого умалять значение воспитания в сложении человеческой личности Привычка — «вторая натура» человека, и воспитание, которое состоит в приобретении навыков, именно и дает нам эту вторую натуру, без которой человек при всей своей образованности может оказаться в лучшем случае бесплодным существом и общественным «пустоцветом», в худшем же случае окажется эгоистичным
существом, представляющим собою не лишнего только, но и вредного, а иногда даже и опасного члена общества Во всяком случае, многие авторы, увлекаясь вопросами наследственности, по-видимому, слишком преувеличили значение природных условий в сложении будущей личности. Природа дает нам известное орудие, состоящее из определенного материала, причем дальнейшее использование этого орудия зависит почти исключительно от того, как будет оно отделано и отшлифовано и будет ли развита
способность умело владеть этим орудием в различных условиях жизни. Если образование направлено к умножению челове- ческих познании и, следовательно, к увеличению его эрудиции, то воспитание развивает ум человека, приучая его к синтезу и анализу, оно служит к облагораживанию душевных чувств и к созданию и укреплению его воли. Отсюда понятно, что как бы ни был образован человек, но если ум его не отличается известной гибкостью,
если чувства его остались на ступени грубого эгоизма, если он, наконец, окажется лишенным в известной мере и воли, то все его образование с точки зрения общественной пользы будет простым балластом, ничуть не более. Если, с другой стороны, человек с образованием получает в течение своего развития несоответственное направление чувств и воли, то его образование может сделаться лишь средством или орудием к удовлетворению личных страстей и в этом смысле послужит только к тому, чтобы создать вредного члена нашего общества.
Отсюда должно быть ясно, что как без образования не может обходиться человек, так он тем более не может и не должен обходиться без воспитания. Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную и деятельную личность в лучшем смысле этого слова. Оно лежит в значительной мере в основе того, что известно под названием нравственного облика человека, его характера и воли. Если темперамент дается человеку от природы, то именно характер человека в отличие
от темперамента, приобретаемого путем унаследования, а также направление его чувств и развитие ума являются главным образом результатом его приобретений путем воспитания в период сложения личности. В конце концов весь вопрос по отношению к развитию будущей личности сводится к тому, как будут использованы природные условия, будет ли им дано путем воспитания соответствующее развитие и направление, будут ли привиты человеку общественные чувства и будет ли выработан навык к систематической работе, или же
праздность, эгоизм и легкомыслие сделаются привычным явлением для человека. Нравственное уродство и преступность являются результатом недостатка воспитания и испорченности, идущей с раннего возраста. В этом отношении особенно должно подчеркнуть то обстоятельство, что неправильное воспитание в раннем детстве является особенно пагубным для будущей личности, так как, вообще говоря, чем ранее вкореняются дурные привычки и чем дольше они остаются неустраненными, тем более прочными
они оказываются и, следовательно, тем труднее они подлежат исправлению. Дети, дурно воспитанные в раннем возрасте, плохо поддаются исправлению и впоследствии. Поэтому, чем раньше направляется воспитание, соображаясь с развитием ребенка, тем более оно обещает успехов. Отсюда понятно, что идеалом современного воспитания должно быть воспитание со дня рождения. Как только крик ребенка возвещает нам. о появлении на свет будущей личности, мы должны принять все
заботы к тому, чтобы он тотчас же был обставлен соответствующим уходом, как в отношении собственной физической сферы, так и в отношении нервно-психической его деятельности- Дело в том, что задатки, унаследованные ребенком, уже начинают проявляться в этом первоначальном периоде сформирования личности. В этом периоде начинают укрепляться те или другие наклонности, приобретаемые вследствие окружающей ребенка внешней обстановки с особенной легкостью, благодаря необычайной впечатлительности
младенческого мозга. Словом, в этом возрасте кладутся первые устои для создания будущей личности, и в зависимости от того, как заложены эти устои, будет зависеть и развитие наиболее важных сторон будущей личности. Говоря о воспитании в младенческом возрасте, необходимо прежде всего иметь в виду хорощее физическое развитие растущего организма. Правильное питание организма в младенческом возрасте обеспечивает и нормальное питание мозга, и правильное функционирование нервной системы вообще, а в этом лежит залог
правильного развития и известной стойкости нервно-психической сферы. Но кроме нормального питания огромное значение в отношении развития нервно-психической сферы имеют в младенческом возрасте и все внешние впечатления. Умелое воспитание должно иметь в виду уже со дня рождения правильное развитие воспринимающих органов и двигательных аппаратов путем доставления ребенку соответствующих впечатлений и предоставления ему
свободно производить свои движения, устраняя, с одной стороны, излишество и чрезмерную резкость внешних впечатлений, а с другой — устраняя не менее вредный недостаток последних. Воспитание ребенка должно предупреждать вместе с тем излишнее утомление путем соответственной смены впечатлений и обеспечивать правильное чередование сна и бодрствования. Само собою разумеется, что воспитание должно по возможности избавлять ребенка от проявления угнетающих
аффектов; оно должно развивать способность сосредоточения или внимания, и вместе с тем оно должно раз-вирать и укреплять так называемую волю или выдержку ребенка; затем умелым подбором игрушек и организацией игр и занятий воспитание должно развивать в ребенке способность к анализу и синтезу, способность к самодеятельности и находчивости и вместе с тем должно поддерживать и развивать соответственными способами интерес ко всему прекрасному, к безусловной правде и к добру.
Вряд ли . нужно говорить, что воспитание должно вестись в течение всего периода развития личности вплоть до ее окончательного сложения, сообразуясь с индивидуальными особенностями человека, устраняя или смягчая по возможности все отрицательные проявления и укрепляя и развивая все то, что может относиться к лучшим сторонам будущей личности Дело воспитания, как мы его понимаем, есть дело общенародное. Оно должно быть принадлежностью не отдельных только лиц, а всего народа, и там, где меньше всего семья
может располагать возможностью воспитывать своих детей, там и нужна в особенности помощь общественных организаций, преследующих цели воспитания. Q]0 „ Бехтерев В. М. Вопросы общественного воспитания. М 1910, с. 5—13, 26, 33, 38 Вопросы воспитания в возрасте первого детства Одним из деятельных факторов воспитания является пример, возбуждающий подражание. Вряд ли нужно подчеркивать значение этого фактора особенно в возрасте первого
детства. Ребенок всему подражает, а потому пример в этом возрасте значит все: окружите ребенка хорошими примерами — он их переймет и будет хорошим ребенком; окружите его дурными примерами — ион будет дурным ребенком. Все игры детей малого возраста основаны на простом подражании. Игры и осуществляют воспитательное действие примера, который дети находят кругом себя. Внушение является вторым важным фактором воспитания, опять-таки имеющим особое значение в раннем детском
возрасте. Ребенок все принимает на веру, без критики, чем И можно пользоваться, прививая ему все хорошее и воспитывая отвращение ко всему дурному. В числе других факторов воспитания должно иметь в виду поощрение, состоящее в одобрении действий ребенка и в доставлении ребенку привлекательных вещей и в неодобрении поступков ребенка. Ник мерам огранит чения существенных потребностей организма, ни тем более к какому бы то ни было наказанию
путем уязвления самолюбия ребенка или причинения ему боли разумное воспитание не должно прибегать ни в каком случае. Убеждение как фактор воспитания имеет больше значения в позднейшем возрасте ребенка, но к нему следует прибегать возможно рано вместе с пониманием ребенком речи и развитием у ребенка способности к рассуждению. Основной принцип воспитания в возрасте первого детства—это вести его, по возможности не утруждая ребенка, пользуясь его естественными склонностями, ни в чем не насилуя ребенка.
Но желательно с самого начала приучить ребенка к порядку дня, умело распределяя его игры и занятия. Целью всякого воспитания, как мы ее понимаем, должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты. Воспитание должно создавать личность с самостоятельной инициативой, с критическим отношением ко всему окружающему, личность сильную духом и телом, с любовью ко всему человеческому, возвышенному и прекрасному
и в то же время личность безукоризненной честности, отзывчивую на все доброе и хорошее. К этому должны быть направлены усилия всех матерей и воспитателей Так как личность должна быть в обладании всех своих способностей, которыми она награждена от природы и которые доразвиваются в последующем возрасте, то очевидно, что воспитание никогда не должно быть односторонним, а, напротив того, всегда и везде воспитание должно иметь ввиду более или менее равномерное развитие
личности как в физическом, так и в нравственном и умственном отношении. Оно должно дать в результате гармоничное развитие всех сторон будущей личности но отнюдь не заглушая, а, наоборот, поощряя развитие ^той f или другой талантливости в ребенке. Ввиду этого воспи- тание-не должно быть шаблонным, а должно иметь в виду индивидуальные особенности ребенка и должно вестись сообразно с этими особенностями.
Оно должно сообразовываться со склонностями данного питомца, сглаживая все его дурные качества и развивая и умело направляя вее его хорошие стороны. Само собою разумеется, что как физическое воспитание ребенка стоит в тесном соотношении с физиологией детского организма, так и нравственное и умственное воспитание ребенка имеет самое тесное соотношение с детской психологией и представляет как бы прикладное психологическое знание Наука и жизнь доказывают, что для физического, нравственного и умственного развития человека
возраст первого детства играет особенно важную роль, так как правильное физическое развитие в этом возрасте обеспечивает в значительной мере и дальнейшее здоровье организма; вместе с тем в этом возрасте закладываются первые устои будущей личности; в этом же периоде развития организма впервые возникают наиболее основные черты характера, которые лишь дополняются и развиваются под влиянием дальнейших жизненных условий. Наконец, в этом же возрасте складываются те или другие склонности, которые имеют существенное значение
для всего дальнейшего развития будущей личности. Ясно, что для создания будущей личности огромное значение имеет, какое направление дать этим склонностям при самом первом их проявлении, в их первоначальных задатках. При этом особенно важно обставить этот возраст первого детства такими условиями, которые устраняли бы неправильное развитие нравственной сферы ребенка. Всем врачам хорошо известно, что происхождение ненормальных характеров, болезненных склонностей и душевных
заболеваний составляет очень важную часть науки о душевных болезнях, и в каждом случае, подлежащем ее ведению, является практически важным выяснить причинные моменты данного ненормального состояния. При этом в целом ряде подобного рода случаев оказывается, что для развития ненормального или патологического состояния не было никаких наследственно неблагоприятных условий. Равным образом не было и важных причинных моментов в последующей жизни данного лица, и даже школьный
его возраст прошел при сравнительно нормальных условиях. В этих случаях остается искать разгадки ненормального состояния в возрасте пер- вого детства, которое, протекая при неблагоприятных условиях для физического развития и при условиях дурного воспитания, именно и создало почву для развития ненормального или болезненного состояния. Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства отражается губительно на всей жизни
человека, и многие из лиц, родившихся при самой благоприятной наследственности и имевших наилучшие условия для своего здоровья и нравственных влияний в позднейшем возрасте, остаются искалеченными в физическом и нравственном смысле навсегда только потому, что свой младенческий возраст им пришлось провести в неблагоприятных или даже совершенно ненормальных физических и нравственных условиях. Недостатки физического и нравственного развития, приобретенные в младенчестве и в возрасте первого
детства, часто вообще составляют непоправимое зло, с которым уже не удается справиться в позднейшем возрасте, несмотря на всевозможные старания родителей и усилия врачей и педагогов Праздность и лень — не только мать всех пороков, но м является вреднейшим антисоциальным качеством в характере человека, губительно действующим на всю его личность. Поэтому особенной заботой воспитания во .все периоды развития человеческой личности должно быть приучение
человека к систематическому труду. Основной задачей в воспитании эмоциональной стороны должно быть всевозможное прививание ребенку полезных бодрящих эмоций и, напротив того, возможное устранение всех угнетающих эмоций. В этом я вижу дальнейший основной принцип воспитания в'возрасте первого детства. Необходимо при этом иметь в виду, что зачатки основных эмоций обнаруживаются уже с первых дней жизни ребенка, а потому и воспитание эмоций должно вестись со дня рождения, на что мы обращаем особенное внимание.
От дня рождения ребенок ^обнаруживает при сытости и благоприятном содержании организма спокойное оживление, и наоборот, при голоде, сырости и холоде— беспокойство с оборонительным характером движений, переходящее в крик. Затем несколько времени спустя при благоприятном содержании ребенка нетрудно заметить на его лице улыбку, связанную с оживлением всех движений, носящих явно наступательный характер, при других же условиях — плач, проявляющийся не одним криком, но и слезами; наконец, позднее уже совершенно ясно
обозначается доброе, веселое состояние ребенка, переходящее в оживленную радость, и, с другой стороны, угнетенное состояние, переходящее в слезы. Здесь прежде всего необходимо отметить, что бодрящая эмоция, выражающаяся веселым состоянием, имеет вообще огромное значение для жизнедеятельности организма. Она отражается благотворно на всех его функциях, как растительных, так и нервно-психических, регулирующих внешние отношения организма. Довольный и веселый ребенок лучше питается и лучше усваивает вводимое в
желудок, он бодрее, сильнее и трудоспособнее, он обнаруживает более интереса к играм и занятиям и легче справляется вообще со всеми задачами, нежели ребенок вечно плачущий, недовольный и раздражительный. Источником бодрящей веселой эмоции являются доступные ребенку занятия, которые в состоянии его заинтересовать, в особенности же забавы и игры. Было бы преступно со стороны матери, воспитательницы или педагога подавлять эти полезные для развития ребенка бодрящие эмоции, не поддерживать их и не развивать.
А между тем как часто останавливают ребенка, когда он весело смеется и прыгает от радости, забывая, что этим подавлением бодрящей эмоции наноситсяясущественный ущерб развитию ребенка Не менее, если не более, важно заботиться об устранении угнетающих эмоций, влияющих неблагоприятно на все вообще отправления организма. Не только крик и оцепенение ребенка от испуга являются вредными для его физического и умственного развития, но даже продолжительный плач отражается неблагоприятно
как на питании, так и на его психическом развитии. Ребенок, часто и много плачущий, не может хорошо и правильно развиваться, а потому все воспитательные усилия должны быть направлены к тому, чтобы по возможности устранять все поводы к развитию и поддержке этих неблагоприятных эмоций. Оснойными принципами в достижении этой цели является поддержка физического благосостояния организма (правильное питание, сон и пр.) всеми известными нам средствами, удовлетворение
различных стремлений ребенка и устранение от него всяких соблазнов, могущих возбудить в нем эмоцию желания, которую нельзя будет удовлетворить, возможное устранение всяких неблагоприятных раздражений и возможное избегание излишнего как физического, так и психического утомления ребенка. известно, что крайняя возбудимость, нервность и связанная с ней капризность поддерживается утомлением ребенка, а потому следует всегда избегать этого утомления, которое легко наступает в младенческом возрасте уже
от избытка впечатлений. Если ребенок расплакался под влиянием какого-либо внешнего повода, первым делом надо его успокоить и утешить. Ребенок легко может утешиться даже простым обещанием, которое во всяком случае должно быть со временем исполнено. Наконец, важной мерой, способствующей устранению и облегчению подавляющих эмоций, является отвлечение внимания. Если ребенок плачет от испытанной боли, или от неудовлетворенного желания, или от испуга, необходимо отвлечь его внимание новым впечатлением, каким-либо забавным рассказом,
способным заинтересовать ребенка, и он быстро забывает свое горе и перестает плакать. Если продолжительный плач • поддерживается капризом, как бывает с раздражительными, нервными детьми, если ни увещания, ни отвлечение внимания не оказывают действия, полезно оставить на время ребенка одного, так как в этом случае, не видя людей, он перестает капризничать и скорее успокаивается. Но самая капризность есть уже ненормальное явление, которого при рациональном ^воспитании'не должно
быть вовсе. Вряд ли нужно говорить, что эмоция страха особенно . вредна для здоровья ребенка -и потому надо избегать всего, что приводит ребенка в испуг нагоняет в страх. Сколько тяжких нервных страданий, иногда даже. неизлечимых, развивается под влиянием испуга в детском возрасте, а между тем все еще распространены забавы с детьми, основанные на испуге ребенка каким-либо внезапным появлением с угрожающими звуками или переодеванием.
Беспомощный ребенок уже но природе своей есть существо боязливое, стесняющееся, а потому отстраняйте от него всякий излишний страх и всяяое излишнее стеснение и конфузливость Обращаясь к этилеским эмоциям, необходимо поддерживать и развивать их в ребенке с первым их возникновением, в чем опять-таки нельзя не вндеть одного из важнейших принципов воспитания в возрасте первого детства. Ребенок от природы ищет сближенияяс другими существами, особенно с лицами, о нем заботящимися, ион
.сам-ласкаетсяи ищет .взаимной ласки. Эту ласку надо дать ребенку полностью и от всего сердца. Ребенок, даже новорожденный, реагирует соответственным образом на ласку и нежное с ним обращение и в свою очередь отплачивает ласковым взглядом и детской любовью. В отношении развития чувства добра труднее всег<» создать какие-либо правила. Всегда и.во всем нужно проводить принцип дележа со сверстниками ребенка.
Но при этом нужно много такта от матери или воспитательницы для того, чтобы приучить ребенка делиться всем со своими сверстниками и вообще помогать другим во всем. Чтобы развивать чувство добра в другом, нужно самому быть добрым, и потому развитие чувства добра в ребенке зависит от умело подобранного персонала лиц, за ним ухаживающих, которые должны отдать ребенку все свое сердце и всю душу и быть терпеливыми до бесконечности, дабы не раздражатьсяяна ребенка при
его частых приставаниях по тому или иному поводу, памятуя слова поэта, что «сей возраст жалости не знает». Полезно также показывать ему понятные детскому уму картинки в книгах, возбуждающие добрые чувства и говорящие о хороших сторонах человеческой души. Постарайтесь ребенку объяснить эти картинки понятным его уму языком, отмечая все хорошие черты в содержании картинок, и вы убедитесь, с каким интересом ребенок будет впитывать в себя ваши объяснения. Впоследствии, разумеется, имеет большое значение и соответственный
подбор детских сказок, всегда производящих на ребенка сильное впечатление. Необходимо вообще по возможности подавлять детский эгоизм, развивая в них этические чувства. В этих видах крайне желательно и даже необходимо, чтобы возможно рано воспитание было не одиночным, а со сверстниками. Важным элементом в воспитании ребенка должно быть развитие эстетического чувства, связанного главным образом с функцией высших воспринимающих органов зрения и слуха, в чем нельзя не
видеть особо важного принципа в воспитании первого детства. Должно как можно раньше развивать чувство изящного Это нетрудно сделать при рассматривании с ребенком подходящих рисунков, доступных его пониманию. Изящные рисунки домашних животных, птиц, мальчиков и девочек при соответственной обстановке всегда возбуждают интерес в детях, и этими-то изображенияяи следует украшать его детскую.
Равным образом и в игрушках: надо наблюдать возможное изящество и известную художественность, дабы ими поддерживалось и развивалось стремление ребенка ко всему прекрасному и возвышенному. В этом отношении нужно много умения, чтобы делать и соответствующий подбор игрушек, из которых, на мой взгляд, должно быть устранено все насмешливое, все, что может ребенка страшить и отвращать своим неприятным или устрашающим видом, и, само собою разумеется, все, что может быть осуждаемо с точки зрения
этики, чистоты нравов и общественной пристойности. Вообще должен быть проведен самый строгий подбор картинок и игрушек для детской, которые развивали бы в детях добрые стремления ко всему изящному и хорошему. В числе детских игрушек всегда найдутся такие, которые ребенок особенно полюбит, и из них-то он делает убранство своей детской. Мало-помалу получается обстановка детской, которой ребенок и сам начинает любоваться,
проводяяза установкой и перестановкой своих игрушек то или другое время. Не менее, если еще не более, важным фактором в развитии эстетического чувства являются пение и музыка. Что касается пения, то дети прислушиваются к нему очень рано и притихают при всяких первых звуках песни, а в период времени, близкого ко сну, они спокойно засыпают под пение своей матери или мамки. В этом случае пение дает уже первый импульс к развитию эстетического музыкального чувства.
Со временем дети и сами начинают петь несложные детские песенки, сначала размеряя соответственным образом слова, а затем и придавая им соответственную музыкальную тональность. Все это следует по возможности поддерживать и развивать в ребенке, причем для большего интереса желательно возможно рано устраивать с пением общие игры в виде, например, маленького хоровода или даже устраивать нечто вроде танцев, хотя бы они состояли в простом притоптывании ног.
Очень существенными помощниками в развитии эстетического чувства являятся музыкальные инструменты. Но здесь должен быть сделан соответствующий выбор. Одним из подходящих инструментов для первого детского возраста, на наш взгляд, является аристон ^, а позднее небольшой граммофон с умело подобранными пластинками. Последний особенно полезен еще и ввиду возможности обувать с помощью его детским песням.
Позднее очень полезен и рояль, особенно если его совмещать с пением Нельзя и вредно спешить с тем, что может быть названо образованием, которое связано с обременением ребенка познаниями и которое приводит ребенка к преждевременному умственному развитию, но воспитывать в ребенке любознательность, любовь к интеллектуальному труду, воспитывать в нем энергию, приучая в то же время сдерживать излишние порывы, возбуждаемые эгоистическими стремлениями, воспитыыать в нем трезвое отношение
к действительности, устраняя все излишнее, фантастичное и все, вселяющее в ребенка совершенно ненужный страх, воспитывать в нем склонность к умственной самостояяельности и т. п.— это значит не загромождать ум ребенка разными ненужными для его возраста познаниями, а подготовлять в нем крайне полезные в техническом отношении навыки, которые сослужат ему большую службу не только в том возрасте, когда потребуется приступить к школьному образованию, но и в течение всей его жизни
Всем врачам хорошо известно, что задержка в развитии речи очень пагубна для умственного развития ребенка. Правда, ребенок, получивший речь позднее обычного, может нагнать того, который стал говорить раньше, но это уже есть результат его индивидуальности, а вовсе не аргумент против обучения ребенка речи, когда он уже может ей учиться. Мы полагаем, что возможно раннее приобретение всякого полезного навыка и в особенности такого важного навыка, как речь, составляющего орудие правильной и точной мысли, может быть
всегда полезно для правильно развивающегося в умственном, отношении ребенка. Дело в том, что самое развитие этого навыка, если оно достигается без особого напряжения, например вместе с игрой и постепенно, не может вызывать особого утомления в ребенке. Приобретенный же навык вообще и навык к речи в частности уже не может ни в какой мере служить обременением умственной сферы ребенка, а, напротив того, будет лишь служить к облегчению его психической деятельности.
Подобно тому как правильное физическое упражнение укрепляет и развивает физическую природу и психическая сфера развивается при соответственном упражнении, тогда как недостаток упражнения приводит к ослаблению умственных сил и отсталости умственного развития. Воспитание, как всякая вообще дисциплина, должно иметь в виду развить охоту к умственной работе, отучая человека от умственной праздности и лени. Это своего рода психическая гимнастика с целью развить в ребенке охоту и потребность в интеллектуальной
деятельности и направить ее на должный путь. В нашем обществе почти общепринято думать, что до 7—8-летнего возраста, т. е. до обычного начала школьного обучения, ребенок может шалить, бегать, играть и вообще предаваться праздности, забывая, что этим самым укореняется у него склонность к умственной праздности на всю жизнь. Мы поэтому должны настойчиво рекомендовать постепенное приучение ребенка к умственному труду от самого раннего возраста, но всегда сообразуясь с последним.
Хотя интеллектуальное развитие начинается и может быть направляемо еще задолго до развития детской речи, но собственно более систематическое умственное воспитание в настоящем смысле слова возможно вести главным образом с тех пор, как ребенок начинает понимать речь взрослых. Оно, собственно, и должно начинаться обучением ребенка речи. Дело воспитания в период первого детства, как и всякое воспитание, должно опираться на психологию.
Без хорошего знакомства с психологией может ли быть речь о каком-либо воспитании? В этом смысле педагогика, как наука о воспитании, является прикладной частью психологии Воспитание, как мы уже говорили, никогда не должно быть шаблонным, оно меньше всего может быть выполняемо по трафарету, а должно всегда сообразоваться с особенностями психики воспитываемого лица. Вот почему изучение психики и нормальное воспитание должны всегда идти рука об руку, одно должно дополнять
другое; иначе воспитание не будет рациональным, и в свою очередь изучение детской психики без воспитания окажется неполным Только правильно понятое и правильно выполненное воспитание дает возможность не только прививать лучшие общественные идеалы,"но и воплощать их в жизнь; только правильное воспитание дает возможность не на словах, а на деле уважать права личности в другом человеке, уважать требования его совести, уважать его право на обсуждение совместно с другими общих для всех вопросов.
Словом, без соответственного воспитания невозможно и правильное развитие общественной жизни. 1909 г. Бехтерев В. М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. Спб 1909. с. 5—8, 22—37, 39
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |