Реферат по предмету "Государство и право"


Действие финансово-правовой нормы в пространстве, во времени и по кругу лиц

МИНИСТЕРСТВОФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВСЕРОССИЙСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине
Финансовоеправо
на тему
Действиефинансово-правовой нормы в пространстве, во времени и по кругу лиц
Выполнила:
студентка очногоотделения
юридического факультета
Пушкина И.В.
Москва 2009год.

Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие и особенностифинансово-правовой нормы
§ 1: Определение понятияфинансово-правовой нормы
§ 2: Признаки финансово-правовой нормы
§ 3: Виды финансово-правовых норм
Глава 2. Особенности действияфинансово-правовых норм
§ 1: Принцип действияфинансово-правовой нормы во времени
§ 2: Действие финансово-правовойнормы по признаку территориальности
§ 3: Действие финансово-правовойнормы в отношении субъектов финансового права
Заключение
Список литературы
 

Введение
Отношения, возникающие впроцессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансовогоправа. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения,которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме ивводятся в действие в точно установленный законодателем срок.
Финансово-правовые нормыне являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеютматериальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативныеакты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективнымиэкономическими возможностями. Так, государство может финансировать своипотребности, только исходя из доходов, получение которых в свою очередь зависитот уровня развития материального производства и деятельности всей социальнойсферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и иныевнебюджетные фонды. Финансово-правовые нормы определяют права и обязанностиучастников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятсяносителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за выполнениепредписаний государства.
Осуществляя финансовуюдеятельность, государственные органы и органы местного самоуправления впределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредствомкоторых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в областиаккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, контроля за ихрасходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств передгосударством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формыфинансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Финансово-правовая нормаконкретизируется как норма определенного нормативного правового акта, которыйдействуют в определенном временном интервале и пространстве, а также охватываютсвоим воздействием соответствующий круг лиц. Нормативные правовые акты,регулирующие финансовые отношения, подчиняются общему правилу распространениясвоего действия. Финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной формеи имеющие юридические последствия решения государственных органов и органовместного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в ихкомпетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормыили служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретныхправоотношений.
В современных условиях всвязи с развитием финансового законодательства число финансово-правовых нормувеличивается, что свидетельствует о реальности, достаточно высокой степенигарантированности материальных финансово-правовых норм на современном этапе.
Объектом исследованияявляются общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства,регулируемые нормами финансового права.
Предмет исследованиясоставляют финансово-правовые нормы как первичные элементы финансового права.
Целью выступаетисследование финансово-правовых норм и их действия в пространстве, во времени ипо кругу лиц.
В соответствии с даннойцелью в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Дать определениепонятию финансово-правовой нормы.
2. Раскрыть специфическиепризнаки финансово-правовой нормы.
3. Рассмотреть видыфинансово-правовых норм.
4. Показать структуруфинансово-правовых норм.
5. Определить действиефинансово-правовых норм в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Глава 1. Понятие и особенностифинансово-правовой нормы
§ 1 Определение понятияфинансово-правовой нормы
Финансовое право, как илюбая другая отрасль права, имеет свои первичные, исходные элементы, которымиявляются финансово-правовые нормы. В теории права правовая норма определяетсякак общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленноелибо санкционированное государством и направленное на урегулированиеобщественных отношений.[1] Отличительным признаком вопределении понятия финансово-правовой нормы являются именно общественныеотношения, в сфере финансовой деятельности государства и органов местногосамоуправления. Финансово-правовые нормы содержат правила, которые выражаются впредоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложениина них таких юридических обязанностей, осуществление которых обеспечиваетпланомерное образование, распределение и использование централизованных идецентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местногосамоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени,вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.[2]
Норма финансового правапредставляет собой своеобразный эталон (модель) общественных отношений в сферефинансов, характеризует их наиболее устойчивые, типичные черты. В финансовыхправоотношениях устойчивые, типичные признаки финансовых отношений могутконкретизироваться и дополняться специфическими индивидуальными признакамифинансов или субъектов финансового права. При этом особенные признаки могутоказывать значительное влияние на возникновение, изменение или прекращениеконкретного правоотношения. Однако любое финансовое правоотношение, каким быспецифическим оно ни было, может возникнуть и существовать при одномобязательном условии – финансовое правоотношение должно полностьюсоответствовать всем требованиям, общим типичным признакам, закрепленнымсоответствующей нормой финансового права. Свойство финансово-правовой нормыотображать наиболее устойчивые, главенствующие и специфические черты финансовыхотношений возникает не само собой, а является результатом научной инормотворческой деятельности. В целях достижения эффективностифинансово-правового регулирования нормы финансового права должны бытьматериально обоснованны и экономически оправданы.
Таким образом,финансово-правовая норма – это установленное государством (муниципальнымобразованием) и обеспеченное мерами государственного принуждения властноепредписание, определяющее правило поведения в общественных финансовыхотношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства илимуниципального образования.[3]
Как и норма всякой другойотрасли права, финансово-правовая имеет структуру. Структура финансово-правовойнормы состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции,каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.
В статьях финансовогозаконодательства могут не содержаться все три элемента финансово-правовойнормы. Но и гипотеза, и диспозиция, и санкция легко отыскиваются в другихстатьях этого же нормативного акта либо в иных нормативных актах. [4]
Гипотеза — первая частьфинансово-правовой нормы, которая определяет условия, обстоятельства, прикоторых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъектов — участников этих правоотношений. Например, чтобы юридическое лицо заплатилоналог на прибыль, оно, как минимум, должно получать от своей деятельностиопределенный доход. Обязанность предприятия уплатить в государственный бюджетналог на прибыль реализуется при условии, если оно имеет расчетный счет в банкеи самостоятельный (отдельный) баланс, а также получает подлежащуюналогообложению прибыль и др.
Гипотеза имеется вовсякой финансово-правовой норме. Обычно она формулируется с использованиемслова «если» и гораздо реже — с использованием оборота «вслучае». Если же эти слова отсутствуют, то они подразумеваются. Например,норма п.1 ст.74 НК РФ сформулирована так: «В случае изменения сроковисполнения обязанностей по уплате налогов обязанность по уплате налогов можетбыть обеспечена поручительством». Гипотеза в этой норме выражена фразой: «Вслучае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов… „[5]
Основа финансово-правовойнормы — диспозиция, содержит предписание о том, как должны поступать участникифинансовых отношений, т.е. определяет их права и обязанности по формированию,распределению или использованию государственных и муниципальных финансовыхресурсов. Диспозиция требует определенного поведения от участников финансовыхотношений и не допускает отклонения от этих требований. Диспозициифинансово-правовых норм чаще всего объективируются через обязанности, которыедолжны исполнять соответствующие субъекты при наличии соответствующих условий,и гораздо реже — через права.
Способом защиты правил,установленных финансово-правовыми нормами, являются их санкции. Эти санкциираспространяются на организации, должностных лиц и граждан. Причем возможноодновременное применение финансово-правовых санкций к должностному лицу и корганизации.
Санкциифинансово-правовых норм, как правило, указывают на меры финансового воздействияза нарушение предписаний государства в области финансов. Это пени и штрафы,закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание невнесенных в срокплатежей, применение кредитных санкций банка. В связи с тем, что нарушениепредписания, содержащегося в финансово-правовой норме, влечет за собойматериальный ущерб государству, применение финансово-правовых норм имеетнекоторые особенности. Так, самую распространенную санкцию в областифинансового права, пеню, финансовые органы применяют автоматически, не устанавливаявины за правонарушение. При нарушении срока платежа неизбежно применяется этасанкция.
При изъятии денежныхсредств путем финансово-правовых санкций характерным является зачисление их вгосударственную бюджетную систему или иной централизованный государственныйденежный фонд.
За нарушение финансовойдисциплины, помимо рассмотренных санкций могут быть применены мерыдисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия.[6]При изъятии денежных средств в качестве финансово-правовых санкций эти средствазачисляются в государственную или муниципальную казну. Данные санкциираспространяются на всех участников финансовых правоотношений — РоссийскуюФедерацию, субъектов Федерации, муниципальные образования, (например,принудительное списание средств с единого счета федерального бюджета, со счетовдругих соответствующих бюджетов), органы государственной власти и местногосамоуправления, организации, на должностных лиц и граждан (блокировка расходовполучателя бюджетных средств, наложение штрафов и пеней, приостановлениеопераций по счетам, штраф за несоблюдение порядка ведения кассовых операцийпредприятиями, учреждениями и организациями и т.п.). При этом возможноодновременное применение финансово-правовой санкции к должностному лицу иорганизации, учреждению.
Меры финансово-правовойответственности применяются государственными органами и их должностными лицами.К таким органам относятся федеральное казначейство, Государственный таможенныйкомитет РФ, Центральный банк РФ. Они применяют санкции в административномпорядке (без судебного разбирательства). Такой порядок является наиболеераспространенным в связи с направленностью финансово-правовых санкций наобеспечение общегосударственных интересов в области финансов и необходимостьюбыстрого реагирования на финансовые правонарушения. Однако в соответствующихслучаях это не исключает необходимости принятия судебных решений (арбитражногосуда или суда общей юрисдикции) по применению финансово-правовых санкций (вчастности, при наличии спора, при взыскании штрафов и пеней с физических лиц).
Для современных условийхарактерно расширение круга финансово-правовых санкций. Средифинансово-правовых санкций с учетом основных направлений финансовойдеятельности можно выделить следующие их группы: бюджетные, налоговые,кредитно-денежные, валютные. Помимо рассмотренных санкций за нарушения вобласти финансовой деятельности могут быть применены меры дисциплинарного,административного, уголовно-правового и иного воздействия. Основанием этогоявляются правонарушения соответствующего характера.
§ 2 Признакифинансово-правовой нормы
Финансово-правовые нормысодержат признаки, как общие для любых правовых норм, так и специфические,характерные только для норм финансового права. К общим признакамфинансово-правовой нормы относятся следующие:
— норму устанавливаетгосударство, а поэтому ее исполнение обеспечивается принудительной силойгосударства;
— норма есть правилоповедения общего характера, обращенное ко всем участникам регулируемых еюобщественных отношений;
— норма возлагает научастников отношений юридические обязанности и предоставляет им субъективныеправа;
— норма всегда выражена вкаком-либо правовом нормативном акте — законе, указе, постановлении, приказе,инструкции, принятом компетентным государственным органом или органом местногосамоуправления.
Специфические признакифинансово-правовой нормы обусловлены в конечном итоге особенностями предмета иметода финансово-правового регулирования.
Прежде всего,финансово-правовые нормы отличаются от всех иных норм российского права посвоему непосредственно целевому назначению, которое определяется предметомфинансово-правового регулирования, т.е. отношениями, возникающими в процессефинансовой деятельности государства и муниципальных образований порегулированию образования, распределения и использования государственных имуниципальных фондов денежных средств.[7]
С точки зренияпроисхождения финансово-правовых норм их особенность заключается в том, что ониредко возникают как фактические, т.е. в общественной жизни редко складываютсяправила поведения, являющиеся прототипом финансово-правовой нормы.Действительно, в силу особенностей предмета финансового права, финансовые, т.е.денежные, отношения не существуют и не возникают сами по себе, в чистом виде.Будучи объективно обусловлены общественными потребностями, которыедетерминированы уровнем развития товарно-денежных отношений, масштабами государственнойдеятельности, социальными задачами на данном этапе и т.д., эти отношенияпроявляются не иначе как в формах, определенных государством (и муниципальнымобразованием).
Особенностьфинансово-правовых норм заключается и в том, что они являются средствомреализации общественных, т.е. публичных, а не частных интересов. Этообусловлено принадлежностью финансового права к праву публичному, а в конечномитоге, опять-таки особенностями предмета финансово-правового регулирования.Финансовая деятельность государства и муниципальных образований, будучиобъективно обусловлена экономическим строем общества, производственнымиотношениями и т.д., детерминирована насущными потребностями и интересамибольших масс людей — классов, социальных групп, общества в целом. Это интерес коптимальному регулированию экономической жизни, к оказанию помощи социальнонезащищенным гражданам, к наличию боеспособной армии, сильной милиции и т.д.При этом, интерес к финансовому обеспечению государства, к получению от негофинансовой помощи, существующий на уровне больших социальных общностей,сочетается с интересом самого государства к поддержанию своего собственногосуществования.[8] Это естественно, так какфинансовые ресурсы необходимы государству не только для того, чтобы реализоватьсоциальные интересы, воплощающиеся в его задачах и функциях, но и для того,чтобы содержать свой аппарат, государственные структуры, которыенепосредственно обеспечивают реализацию социальных интересов. Отсюдагосударство мобилизует денежные средства для того, чтобы израсходовать их насоциально значимые мероприятия. В связи с этим финансово-правовые нормыявляются средством реализации интересов всего общества, различных классов,социальных групп и т.д., а также интересов самого государства. Этим ониотличаются от норм частного права (гражданского, семейного, трудового и т.д.),являющихся средством реализации интересов отдельных субъектов хозяйствования,физических лиц и др.
§ 3 Виды финансово-правовыхнорм
Таким образом, мыопределили общее понятие для финансово-правовой нормы. Но в зависимости от способавоздействия на участников финансовых отношений, определяющего характер ихюридических прав и обязанностей, финансово-правовые нормы могут быть следующихвидов:
— запрещающие нормы –содержат запрет на совершение каких-либо действий (например, запрет открыватьобменные пункты по обмену иностранной валюты без получения лицензии ЦБ РФ и т.п.) [9];
— обязывающие нормы — требуютот участников финансовых правоотношений (государственных органов, органовместного самоуправления, предприятий, граждан и др.) определенных действий,устанавливают их обязанности в сфере этих отношений.[10]обязанность совершить какие-либо действия (выдавать кредиты коммерческие банкине имеют права без наличия лицензии ЦБ РФ[11] и т. п.) В этомпроявляется основной императивный метод финансово-правового регулирования –метод властных предписаний;
— уполномочивающие нормы- определяют полномочия участников финансового правоотношения в совершенииопределенных действий (определяют круг полномочий ЦБ РФ[12],Счетной палаты[13] и т.д.).
Главная особенностьфинансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный,императивный характер. Государство предписывает правила поведения субъектамфинансового права. Участники финансовых отношений не вправе изменитьпредписания нормы и условия ее применения.
Финансово-правовые нормыопределяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства,при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматриваютответственность за невыполнение предписаний государства. Однако историиизвестно мнение, относительно расширения данного списка:
— норма права, содержащаярекомендацию, безусловно, не имеет обязательного значения для субъектов, однаков случае ее принятия (исполнения) обеспечивается мерами государственноговоздействия. Рекомендательная норма предоставляет право участникуправоотношения выбрать по своему усмотрению тот или иной вариант поведения.Если субъект выбирает вариант поведения, рекомендуемый государством, вполневозможно, что одновременно он приобретает какие-либо поощрения или выгоды, вином случае никаких негативных последствий в виде правовых санкций для него ненаступает.
— особенность правовыхпоощрений заключается в том, что в нормах права содержаться указания наопределенный вариант поведения, следование которого является желательным длявсего общества, но не обязательным для каждого отдельного субъекта. Однако самвыбор такого поведения подкрепляется обещанием наделить субъекта благами сверхобщепринятых норм.[14]
Финансово-правовые нормы,помимо способа воздействия на участников финансовых отношений, в зависимости отсвоего содержания подразделяются на:
— материальные нормы,которые закрепляют структуру бюджетной системы и состав финансовой системы вцелом, бюджетное устройство, виды и объем денежных обязательств юридических ифизических лиц перед государством и муниципальными образованиями, определяют виды,объем и направление расходов государства, источники формирования кредитныхресурсов банков, т. е. закрепляют материальное содержание юридических прав иобязанностей участников финансовых отношений.;
— процессуальные нормы — устанавливаютпорядок применения и действия норм материального права в области формирования,распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов(доходов), требуют соблюдения процедурных правил в этой деятельности – сроков,участия определенных органов и т.п… Так, законодатель определяет бюджетныйпроцесс как регламентируемую законом деятельность законодательных иисполнительных органов власти и органов управления по составлению,рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов разных уровней. Процессуальныефинансово-правовые нормы содержат предписания, регламентирующие порядок(процедуру) применения материальных норм.[15]
В настоящее время даннаяклассификация финансово-правовых норм является общепризнанной и дальнейшеерассмотрение действия финансовой нормы будет напрямую зависеть от ее вида.

Глава 2. Особенностидействия финансово-правовых норм
§ 1 Принцип действияфинансово-правовой нормы во времени
Финансово-правовые актыдействуют в определенных пределах, ограниченных временем, пространством икругом лиц. Информация о пределах действия финансово-правовых актов имеетбольшое значение в практике применения финансово-правовых норм.
Финансово-правовые актыдействуют во времени, начало которого определяется моментом вступления их всилу. Порядок вступления в силу законов установлен Федеральным законом от 14июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральныхконституционных законов, федеральных законов, актов палат ФедеральногоСобрания», а иных нормативных актов — Указом Президента Российской Федерации от23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актовПрезидента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации инормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Особыйпорядок вступления в силу и действия актов законодательства о налогах и сборахво времени установлен в ст. 5 Налогового кодекса РФ.[16]
Согласно вышеназваннымактам существует три способа установления момента вступления в силуфинансово-правовых актов.
Прежде всего,финансово-правовой акт вступает в силу с момента истечения срока после егоофициального опубликования.
Так, федеральные законы,регулирующие финансовые отношения, вступают в силу на всей территорииРоссийской Федерации через 10 дней с момента их опубликования в официальныхизданиях, т.е. в «Российской газете» или «Собрании законодательства РоссийскойФедерации». Однако из этого правила существуют исключения. В соответствии сост. 5 НК РФ «акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем поистечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-гочисла очередного налогового периода по соответствующему налогу…» «Актызаконодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одногомесяца со дня их официального опубликования». Но и из этого правила существуютисключения, а именно: 1) федеральные законы, вносящие изменения в Налоговыйкодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также актызаконодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительныхорганов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силуне ранее 1 января года, следующего за годом их принятия (п. 2 ст. 5 НК РФ); 2)«акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающиеответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительныегарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанныхлиц, имеют обратную силу» (п. 3 ст. 5 НК РФ); 3) «акты законодательства оналогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставокналогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщиковсборов, а также иных обязанных лиц, или иным образом улучшающие их положение,могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это» (п. 5 ст. 5 НК РФ).При этом в п. 2 ст. 5 НК РФ содержится запрет на обратную силу актовзаконодательства о налогах и сборах, устанавливающих новые налоги и (или)сборы, повышающих налоговые ставки, устанавливающих или отягчающихответственность за налоговые правонарушения, устанавливающих новые обязанностиили иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиковсборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством оналогах и сборах.[17]
По действию во временифинансово-правовые нормы подразделяются на постоянные или общие (не определеныво времени действия и утрачивают силу в связи с их отменой или изменением) ивременные (определены во времени действия, т. е. устанавливаются наопределенный срок).[18]
§ 2 Действие финансово-правовойнормы по признаку территориальности
Действие норм права инормативных правовых актов в пространстве это их действие в пределахопределенной территории. Нормы права, установленные или санкционированныегосударством, как правило, действует в пределах территории государства.Аналогичным образом действуют и содержащие нормы права нормативные акты.
Еще в первобытнообщинномстрое с его замкнутым натуральным хозяйством и родоплеменной организациейкаждая община жила по своим обычаям. Изгнание из племени было почти равносильносмерти, потому что во всяком другом племени изгнанник лишался защиты общества.Немногим в этом отношении отличается право рабовладельческого общества. ВРимской империи иностранец первоначально не имел никаких прав, был «врагом», стоящимвне закона. Постепенно, по мере развития обмена, для лиц, не имевших правримского гражданина, создается особое право — jus qenteum, которое, однако,также было римским правом, действующим на территории Римской империи.[19]
Постепенно возникает иформулируется принцип суверенитета — верховенства государственной власти, еенезависимости и полновластия по отношению к кому и к чему бы то ни было. Всякаягосударственная власть распространяется только на определенную территорию,распространение же велений государственной власти вне территории данногогосударства есть нарушение суверенитета другого государства. Поэтому принципсуверенитета и принцип территориального действия законов взаимосвязаны самымтесным образом: власть государства ограничена его территориальными пределами (границами)и действие его велений (законов) не выходит за эти пределы.[20]
Под понятиемгосударственной границы понимается линия и проходящая по ней вертикальнаяповерхность, определяющая пределы территории суши, недр, вод, воздушногопространства государства.
Следовательно, территориягосударства включает в себя:
1. Часть суши свнутренним водным пространством в пределах границ государственных границ;
2. Внутренниетерриториальные воды в пределах двенадцати морских миль (одна морская миляравна 1852 метрам);
3. Воздушный столб надтерриторией государства (на высоте до 35 километров);
4. Воздушные и морскиесуда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе подфлагом или гербом государства;
5. Так называемаяквазитерритория (территория посольств или консульств, пользующихся особымправовым режимом).
Однако принцип строготерриториального действия законов очень скоро вступил в противоречие сразвитием экономических связей между странами, вызванных созданиеммеждународного рынка. По этому, если бы каждое государство было вольноустанавливать любые нормы и любым образом регулировать отношения своих гражданс гражданами другого государства, результатом могла оказаться изоляция этогогосударства, что, в конечном счете, для него же было не невыгодно.
Государства начализаключать различные соглашения, подписывать договоры, посещать соседей софициальными визитами и, постепенно, от строго территориального принципагосударства пришли к признанию экстерриториального действия некоторых законов,выработались принципы установления подлежащего применению права.
В настоящее время уже неподвергается сомнению то, что законы имеют территориальное действие, но вособом порядке и в особых случаях и экстерриториальное действие.[21]
Сказанное относитсяглавным образом к международным, межгосударственным отношениям. Однако вопрос отерриториальном и экстерриториальном действии законов возникает и по отношениюк правовым нормам, издаваемым властью территориальных единиц данногогосударства.
Принцип территориальногои экстерриториального действия закона неодинаково осуществляется в различныхотраслях права. Наиболее строго территориальный принцип соблюдается в такихотраслях, как государственное, административное, уголовное, процессуальноеправо, а наибольшая экстерриториальность наблюдается у норм гражданского,торгового, семейного права.
Действуя в пределахтерритории государства, нормы финансового права и нормативные правовые актымогут распространять свое действие, как на всю территорию, так и на отдельныеее части. На всю территорию государства распространяют свое действие обычно тенормы финансового права, которые содержатся в нормативных актах центральныхорганов государственной власти. На отдельных частях государственной территориимогут действовать как нормы, содержащиеся в актах центральных органовгосударственной власти, так и нормы, содержащиеся в актах местных органовгосударственной власти или органов местного самоуправления. Например, вРоссийской Федерации некоторые нормативные акты федеральных, т.е. центральных,органов действуют не на всей территории государства, а на той или иной ее части(в районах Крайнего Севера, в пограничных зонах и т.д.). В федеративныхгосударствах, поскольку субъекты федерации могут иметь свое законодательство,нормативные акты субъекта федерации действуют на территории субъекта, но вопределенных случаях могут применяться и на территории других субъектовфедерации.[22]
Например, в случаезаключения соглашений с другими государствами, в соответствии с которымиопределенные правовые нормы одного государства действуют на территории другогои наоборот. Особенно это касается норм финансового, коммерческого, трудового, инекоторых других отраслей права.
А так же, в случаедействия на территориях со смешанным правовым режимом.
К таким территориямотносятся континентальный шельф и исключительная экономическая зона.Континентальный шельф – это морское дно и его недра, расположенные за пределамитерриториального моря прибрежного государства до внешней границы подводнойокраины материка, а исключительная экономическая зона – это морскоепространство шириной до 200 морских миль, расположенное за внешней границейтерриториального моря и примыкающее к нему. Эти территории не входят в составтерритории прибрежных государств и вообще не являются территорией какого-либогосударства. Вместе с тем прибрежные государства обладают определеннымисуверенными правами на этих территориях.
Наряду со всемвышеперечисленным, существует понятие экстерриториального действия законоввнутри государства.
Территория государстваделится на части. Эти части могут обладать известной самостоятельностью,автономией, самоуправлением. Территория государства или его самоуправляемыхчастей делится также на административные единицы. Каждая автономная илиадминистративная единица имеет свои органы власти и управления, которые издаютнормативные акты финансового права. Эти нормативные акты действуют, какправило, в пределах территориальной власти данного органа, но в смыслепризнания, юридические акты территориальных единиц имеют экстерриториальноедействие. Однако имеется существенное различие в международном ивнутригосударственном действии законов в этом отношении: применениеиностранного закона даже в виде его признания является исключением,установленным внутренними и международными нормами.[23]
Признание же юридическихактов, содержащих нормы финансового права внутри данного государства являетсяправилом.
Итак, финансово-правовыенормы имеют экстерриториальное действие не только между государствами, но ивнутри них. Территориальным аспектом предопределено, по существу, и действиезаконов (нормативно-правых актов) по кругу лиц, так как они имеют силу вотношении всех физических и юридических лиц, находящихся на той или инойтерритории.[24]
§ 3 Действиефинансово-правовой нормы в отношении субъектов финансового права
Финансовое право,регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет кругучастников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами иобязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение ииспользование государственных денежных фондов. Носители этих прав иобязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие«субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансовогоправоотношения», хотя они во многом совпадают.
Субъект финансового права— это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное бытьучастником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимымиправами и обязанностями. А субъект финансового правоотношения — это реальныйучастник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сферефинансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действияфинансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. Нонельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права,вступая в конкретные правоотношения при реализации своих прав и обязанностей,приобретает новые свойства — он становится субъектом (участником)правоотношения. Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обладал довступления в них, т.е. остается субъектом финансового права.[25]
Таким образом, субъектфинансового права — понятие более широкое, чем субъект (участник) финансовогоправоотношения. В данный момент носители финансовых прав и обязанностей могутеще не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того, какая-то часть прав иобязанностей может остаться нереализованной. Однако ее объем гораздо меньший,чем по другим отраслям права в силу особенностей финансовых правоотношений,обусловленных возникновением этих отношений в процессе финансовой деятельностигосударства, муниципальных образований. Например, не требуется и непредполагается реализация всех прав, которыми наделяет законодательствосубъектов гражданского права (права наследования, дарения, купли-продажи ит.д.). Иное дело финансовые правоотношения: участие в них государственных органов(или органов местного самоуправления) с определенной компетенцией в принципепредполагает необходимость полного осуществления входящих в нее прав иобязанностей в области финансов. Но и в этой области в связи с действиемуполномочивающих финансово-правовых норм и другими факторами субъекты могут непроявить волю к реализации некоторых своих прав (например, право изыскания ииспользования дополнительно выявленных, сверх утвержденных по бюджету доходов,право обращения с заявлением об отсрочке или рассрочке налоговых платежей идр.).
Особенности кругасубъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основныегруппы, на которые подразделяются субъекты российского права: а) государство иего территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальныесубъекты. Каждая из них отличается своеобразием.
Возможно, подразделениесубъектов финансового права и на две группы:
а) организации, кудавходят две первые из названных выше групп, и б) граждане (или физические лица)в качестве индивидуальных субъектов. Такая классификация также целесообразна иимеет значение при рассмотрении ряда вопросов (например, об ответственностисубъектов финансового права). Однако подразделение на три группы полнеераскрывает особенности круга субъектов финансового права.
В первую группу субъектовфинансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения)входят:
Российская Федерация;
субъекты РоссийскойФедерации — республики, края, области, города федерального значения — Москва иСанкт-Петербург, автономная область, автономные округа;
муниципальные образования— городские, сельские поселения и иные территории;
административно-территориальныеединицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования;
административно-территориальныеобразования особого режима.[26]
Такой круг субъектовсвойствен, в частности, бюджетным правоотношениям. Законодательство закрепляетправо на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не загосударственными органами или органами местного самоуправления, что выражаетпринцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Принадлежность бюджетагосударству и его территориальному подразделению является и необходимыматрибутом, отражающим их организованность в соответствующую единицу —государство, автономию, муниципальное образование. В связи с правом насамостоятельный бюджет они обладают целым комплексом прав на получениеопределенных бюджетных доходов и использование их для социально-экономическогоразвития соответствующей территории.
Российская Федерация, еесубъекты и муниципальные образования выступают субъектами права и в другихфинансовых отношениях: например, в отношениях, связанных с государственным (илимуниципальным) долгом при выпуске облигаций государственных (или муниципальных)займов, при использовании банковского кредита для покрытия недостатка бюджетныхсредств. Соответствующие органы государственной власти и местногосамоуправления в этом случае выступают от имени и в интересах в целомРоссийской Федерации, республики, края, области и т.д., которые и являютсяносителями прав и обязанностей. Выполнение финансовых обязанностей переддругими субъектами обеспечивается при этом за счет средств государства или еготерриториальных подразделений, т.е. соответствующего государственного илиместного бюджета.
Коллективными субъектамифинансового права являются государственные и общественные организации, к числукоторых относятся: органы государственной власти и управления; органы местногосамоуправления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разныхформах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческиеорганизации.
Органы государственнойвласти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участиекоторых обязательно в финансовых правоотношениях.
В их круг входят: органыпредставительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектовФедерации. В числе органов исполнительной власти — как органы общейкомпетенции, так и различные органы специальной (отраслевой) компетенции —министерства, комитеты, службы и т.д., в том числе система финансово-кредитныхорганов.
Особую группу составляюторганы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решениефинансовых вопросов местного значения .[27]
Участие в правоотношенияхне только органов исполнительной, но и представительной власти — характернаяособенность круга субъектов финансового права, в отличие, например, отадминистративного права, субъектами которого органы представительной власти неявляются.
Юридические права иобязанности органов государственной власти и местного самоуправления каксубъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению определеннойчасти финансовой деятельности государства, муниципальных образований,подлежащую обязательной реализации. Компетенция соответствующего органараспределяется между его структурными подразделениями и должностными лицами и всилу своей обязательности требует от них активных действий.
Широкий круг субъектовфинансового права представляют предприятия и иные коммерческие организацииразличных организационно-правовых форм и форм собственности. В качествеосновной цели своей деятельности они преследуют извлечение прибыли и действуютна праве хозяйственного ведения. Такие организации вступают в финансовыеправоотношения в связи с внесением в казну налогов и других обязательныхплатежей, получением из нее ассигнований, распределением прибыли и т.д. (ст. 50ГК РФ). Для вступления в такие правоотношения предприятия должны обладатьюридической самостоятельностью, иметь свой финансовый план. Однакозаконодательством предусматривается возможность стать субъектом финансовыхправоотношений и филиалам, другим обособленным подразделениям предприятий(например, по поводу уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость)[28].
Среди этой группысубъектов финансового права выделяются своей спецификой казенные предприятиякак форма государственных предприятий, основанных на праве оперативногоуправления. Такие предприятия находятся в прямом государственном подчинении иуправлении уполномоченных органов, включая область финансов. Поэтому содержаниефинансовых правоотношений, в которые вступают эти предприятия, отличаютсяспецификой, обусловленной наличием у государственных органов полномочий поуправлению их финансовой деятельностью, определенным ограничением ихсамостоятельности.[29]
В условиях перехода крыночным отношениям развиваются различные организационные формы объединенийпредприятий, причем предприятия сохраняют свою самостоятельность и праваюридического лица. Такими объединениями являются союзы, ассоциации, компании,гильдии, холдинги, межотраслевые, региональные и другие объединения. Онисоздаются на договорной основе, действуют на принципах коммерческого расчета,самофинансирования и самоуправления и вступают в соответствующих случаях вфинансовые отношения.
В соответствии с ФЗ,установлена новая форма объединений — финансово-промышленные группы,деятельность которых впоследствии урегулирована законом. Это совокупностьпредприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений иинвестиционных институтов, объединяющих инвестиции (капиталы), материальные ифинансовые ресурсы (с учетом антимонопольного законодательства) для повышенияэффективности производственного процесса.[30]
Учреждения, которыеявляются некоммерческими организациями (не имеющими своей основной цельюполучение прибыли), создаваемые для осуществления социально-культурной, научнойи управленческой деятельности, являются субъектами финансового права главнымобразом в связи с использованием для выполнения своих задач средств, выделяемыхим из государственного или местного бюджета. Однако все большее значениеприобретают права и обязанности учреждений, связанные с использованиемвнебюджетных средств, получаемых ими в результате выполнения работ, оказаниядополнительных услуг и т.п.[31]
Рассмотренныепредприятия, организации и учреждения в финансовых правоотношениях, какправило, имеют и качество юридического лица, однако в установленных закономслучаях участниками этих правоотношений могут быть и их филиалы,представительства.
Индивидуальные субъектыфинансового права, или физические лица, — это граждане РФ, иностранные гражданеи лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью сналоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственнуюили муниципальную казну. Законодательство устанавливает в качестве основныхусловий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода,превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества,подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участоки др.). Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в областигосударственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводусамообложения в муниципальных образованиях. Законодательство определяет, вкаких случаях субъектами финансового права РФ могут быть не только гражданеРоссии, но и иностранцы и лица без гражданства.
Среди физических лиц —субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиесяпредпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридическоголица, главы крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 23 ГК РФ).
Важно отметить и такуюсторону правосубъектности граждан РФ — они имеют право на участие в финансовойдеятельности государственных органов. Оно основано на положениях КонституцииРоссии (ч. 1 ст. 32).[32]

Заключение
Таким образом, изучаяпонятие финансово-правовой нормы и особенностей ее действия, можно сделатьнесколько простых по формулировке, но содержательных по значению выводов.
Во-первых,финансово-правовые нормы — это исходные первичные элементы, из которых состоитфинансовое право как отрасль права.
Во-вторых, содержание — это правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессефинансовой деятельности государства.
Содержание обусловило ихв основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержаттребования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольногоизменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовыхотношений (вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет).Этот показатель (императивный характер), является одним из самых действенныхфакторов в процессе формирования и распределения денежных средств. Именно припомощи нормативных актов такого характера государственные органы и органыместного самоуправления осуществляют контроль над расходованием денежныхсредств, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств передгосударством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формыфинансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Список литературы
1. Приказом ФНС России от 05.12.2006N САЭ-3-06/829
2. Определение КС РФ от 14.12.2004 N453-О
3. Постановления ФАС Дальневосточногоокруга от 19.09.2007 по делу N Ф03-А51/07-2/2938, ФАС Западно-Сибирского округаот 15.11.2007 N Ф04-7881/2007(40115-А27-3), Ф04-7881/2007(40259-А27-3) по делуN А27-5693/2007-6
4. Письмо Минфина РФ от 27.12.2007 N03-02-07/1-515
5. Приказ ФНС России от 30.03.2007 NММ-3-06/178@
6. Закона N 224-ФЗ
7. Постановление КС РФ
8. Постановление ФАС Северо-Западногоокруга от 26.04.2006 N А42-4189/2005)
9. Постановлении ФАСЗападно-Сибирского округа от 09.10.2006 N Ф04-6727/2006(27221-А67-26)
10. Письмо ФНС от 28.11.2005 NЧД-6-24/998;
11. Гражданский кодекс РФ.
12. Постановление ФАССеверо-Западного округа от 06.09.2005 N А05-26079/04-18, ФАС Волго-Вятскогоокруга от 22.08.2005 N А11-13537/2004-К2-Е-11965
13. Постановление ФАС Поволжскогоокруга от 19.06.2007 N А65-22111/2006-СА1-42 и от 03.05.2007 N А65-23178/06
14. Постановления Пленума ВАС РФ от28.02.2001 N 5
15. Письмо ФНС России от 29.08.2005 NВЕ-6-24/713
16. Постановления ФАС Московскогоокруга от 05.05.2008 N КА-А40/3691-08 и от 18.07.2007 N КА-А40/6334-07
17. Инструкции Банка России от14.09.2006 N 28-И “Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов повкладам (депозитам)»
18. Решение Арбитражного судаСвердловской области от 07.09.2007, 04.09.2007 N А60-10189/07-С2, ПостановлениеФАС Западно-сибирского округа от 09.09.2008 N Ф04-5488/2008(11230-А67-8)
19. Постановление Пленума ВАС РФ от19.04.1999 N 5 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров,связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковскогосчета»
20. Гражданский кодекс РФ
21. Положения Банка России от26.03.2007 N 302-П «О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитныхорганизациях, расположенных на территории Российской Федерации»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.