Человек в системе рыночных отношений Без людей не может быть никакой экономики. Экономика возникла вместе с человеком и развивается для человека, оказывая влияние на развитие человеческой личности. Экономика — порождение и результат сознательного воздействия человека на природу во имя получения средств существования. Часто говорят, что экономика — взаимодействие человека с окружающей средой в интересах развития человека и общества в целом. В условиях рыночных отношений человек выступает как
собственник определенных материальных и интеллектуальных объектов, личной рабочей силы. Человек может быть предпринимателем, распоряжаться получаемой прибылью по собственному усмотрению, а может успешно управлять чужой собственностью, быть управляющим, менеджером либо эффективным наемным работником. Именно вступив на путь рыночного развития, государство обеспечивает своим гражданам множественные возможности проявить свои способности. Выходит, рынок похож на общество всеобщего благоденствия?
Это не совсем так. В ходе рыночных преобразований в нашей стране резко разграничились уровни доходов наиболее богатой и беднейшей части населения, разница в доходах составила сотни и тысячи раз. При этом образовались как бы два полюса — богатых и бедных, а вот средний класс — основа эффективного рыночного хозяйства, пока формируется медленно. Более того, рыночные отношения породили значительное число граждан страны, лишенных жилья, социально незащищенных, множество бездомных детей, в том числе
имеющих родителей. В стране стала привычной безработица (согласно официальной статистике — до 10% трудоспособного населения в ряде регионов), особенно в сельскохозяйственных районах, местах, неблагоприятных для проживания людей по климатическим условиям. Росту безработицы способствует миграция в Россию населения из республик бывшего СССР, где русскоязычное население не может найти применение своему труду. К началу XXI века лишь три-пять процентов населения страны, «оседлавших» сырьевые и финансовые
потоки, имеют доходы, позволяющие им ощущать себя если не всесильными магнатами, то уж точно людьми, навсегда забывшими, что такое бытовые материальные трудности и денежные проблемы. «Средний класс» (порядка 20% населения) представляют в нынешних условиях не инженеры, офицеры, врачи, учителя, научные работники, средние предприниматели, высококвалифицированные рабочие и фермеры (как это принято во многих развитых странах), а работники сферы обслуживания, развлекательных услуг, чиновники и разного рода рантье, живущие
на доход от вложенного капитала. Остальные 75% населения —люди, живущие на уровне простого воспроизводства рабочей силы. Подобное положение привело к тому, что затруднен доступ неимущих слоев населения к образованию, количественно сократилось трудоспособное население, не менее миллиона человек за десять лет эмигрировало из России, причем значительную часть этой эмиграции составили образованные люди, прежде занятые интеллектуальной деятельностью. Выделяют следующие причины неравенства доходов: различие в способностях, образовательном
/ровне, количество собственности зо владении (в том числе полученной в ходе приватизации в начале 1990-х гг.), положение на рынке труда (в том числе дискриминация), эазличие в производительности груда в разных отраслях и, конечно, удача,везение. Рыночная среда породила и множественность случаев жульничества, мошенничества, на пути которых должно стоять (а пока действует в недостаточной мере)запретительное законодательство. Ситуации строительства «финансовых пирамид», умышленного банкротства предприятий и банков традиционно
присущи рыночной экономике, в переходный период они проявляются наиболее часто и болезненно для многих граждан. Неравенство в доходах существует в любой экономической системе, но лишь при превышении определенной границы оно приводит к социальным взрывам. Вот почему мы наблюдаем новое для нашей страны явление — забастовки. За несколько недавних лет бастовали шахтеры, авиадиспетчеры, даже учителя и врачи; заработная плата работников бюджетной сферы существенно ниже оплаты труда в негосударственном секторе экономики.
И это неравенство ведет к разным возможностям в потреблении благ: семья с низким доходом не может дать хорошее образование детям, не обеспечит им достойную профессию, не говоря уже о несравнимых возможностях в повседневных нуждах — в одежде и питании. Что же, надо вернуться к идее равных доходов, к «уравниловке»? Ни в коей мере, ведь равенство доходов подрывает интерес, стимулы к трудовой деятельности, негативно отражается на развитии экономики в целом. Должны быть лишь исполнены требования социальной справедливости,
в рамках которых льготные социальные блага выдаются лишь тем, кто в них реально нуждается, большие налоги уплачиваются с больших доходов, а ряд социальных благ делается общедоступным, бесплатным. Важным оказывается активное вовлечение работника в дела предприятия, на котором он трудится, его личная заинтересованность в повышении качества труда. Приватизация собственности сама по себе не обеспечивает эффективное включение человека в рыночные отношения.
Привлечение работника к управлению предприятием способствует этому процессу, снижает отчуждение человека от средств и результатов труда. В этом значительную роль играет повышение квалификации работников, о чем должен заботиться в первую очередь работодатель. Существенным фактором появления уверенности в завтрашнем дне многих граждан связано с так называемым эффектом богатства, когда человек имеет возможность получать доход из нескольких источников.
Например, возможность помещения свободных денежных средств в надежные банки с целью получения дополнительного дохода или игра на бирже делает поведение человека в рыночных условиях планируемым, предсказуемым, стабильным.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |