МЕДРЕСЕМЕДРЕСЕ, мусульманское учебное заведение. Первые медресе возникли в 10 в. в Хорасане и Мавераннахре для подготовки служителей исламских институтов. Традиционная учебная программа медресе включала мусульманское право фикх, догматику калям, коранические дисциплины, хадисоведение, арабский язык, логику мантык дополнительно могли изучаться арифметика, медицина, астрономия, риторика. Медресе обычно действовали при мечетях.
Обучение, как правило, было бесплатным и доступным для желающих. Первые упоминания о постоянно действующих медресе на территории Башкортостана относятся к 17 в. По содержанию они копировали средне-азиатские, по форме несколько отличались. Располагались вне городов, были небольшими по размеру, размещались в деревнях, домах встречались и кочующие медресе, не имевшие постоянных источников дохода, а также государственной поддержки.
Они были неустойчивы, смерть мударриса, заведующего, главного преподавателя или богатого покровителя, пожар или неурожай могли привести к их закрытию. Поэтому из числа возникших в 17-18 вв. медресе процветающих в кон. 19 в. было немного. Среди них Стерлибашевское, Каргалинское, Куганакбашевское, Балыклыкулевское, Стерлитамакское. В нач. 20 в. в Уфимской губернии насчитывалось около 40 медресе.
Удаленность от исламских центров, давление царского правительства, общий упадок мусульманской культуры постепенно привели местные медресе к застою. Им были присущи схоластика, оторванность от жизни. На рубеже 19-20 вв. в крае развернулось движение за их обновление - джадидизм. В городах возникли реформирмистские джадидистские медресе Хусаиния Оренбург, Гусмания и Галия Уфа, Расулия и
Мухаммадия Троицк, в которых наряду с классическими религиозными дисциплинами изучались и светские предметы. ДЖАДИДИЗМ, реформаторское движение в области школьного образования, возникшее во 2-й половине 19 в. среди тюркских народов России. Начало движения связано с введением в мектебах и медресе звукового метода обучения грамоте взамен буквослагательного, так называемого усул-и джадид, т.е. новый метод. Движение стали называть джадидизм в противовес кадимизму кадим - старый.
К 80-м гг. 19 в. джадидизм оформился в мощное общественно-политическое движение. Джадидисты критиковали религию, фанатизм, требовали замены устаревших религиозных школ национальными светскими, ратовали за развитие науки и культуры, выступали за издание газет на родном языке, за открытие культурно-просветительных учреждений, что способствовало сплочению демократичности сил общества. В Уфимской губернии новый метод обучения впервые был введен в медресе
Гусмания нач. 90-х гг в Оренбургской губернии - в медресе Хусаиния. К началу 20 в. звуковой метод обучения прочно утвердился в ведущих мектебах и медресе Башкирии. В старометодных школах ученики обучались грамоте за 3-5 лет, в джадидистских - за год. Преподавание перешло с арабского языка и тюрки на татарский язык, который обрел также статус учебного предмета существенно расширилось изучение и других светских дисциплин.
Был установлен твердый учебный год и осуществлен переход к классно-урочной системе преподавания. В 1897 в Оренбурге открылась первая в крае новометодная женская школа. Первые башкирские и татарские преподаватели, последователи джадидизма, были выпускниками реформированных медресе Каира и Стамбула, педагогических курсов в гг. Бахчисарай и Касимов. Со 2-й пол. 90-х гг. профессиональных учителей стали готовить медресе
Расулия, Гусмания, Хусаиния и другие. Идеологами джадидизма были просветители М.Акмулла, М.Уметбаев, Р.Фахретдинов, З.Расулев, крымско-татарский общественный деятель И.Гаспринский, прогрессивные представители национальной буржуазии братья Хусаиновы и Рамеевы из Оренбурга, Яушевы из Троицка, С.Назиров и Г.Хакимов из Уфы и духовенства мусульманского
З.Камалетдинов, К.Закир. МЕДРЕСЕ ГАЛИЯ открыто в октябре 1906 при второй соборной мечети в г.Уфе имам З.Галикеев. Основатель и бессменный директор медресе Галия З.Камалетдинов. В 1907 на средства купца С.Назырова, дворянки С.Янтуриной и других, было построено трехэтажное здание по ул. Уфимской ныне Чернышевского, 5. Бывшее здание медресе
Галия Уфа. Обучение в медресе было 6-летним принимали с 15 до 45 лет на основе экзаменов по окончании начальной школы. Особое место в учебной программе занимали история и философия ислама, толкование Корана, жизнь пророка Мухаммада, а также языки арабский, турецкий, русский, тюрки. Преподавание этих предметов было поставлено на уровень высших учебных заведений. Кроме традиционных предметов изучались психология, педагогика, дидактика, литература, чистописание.
Преподавали З.Кадыри, Т.Бадиги, С.Зиганшин, Л.Биксурин, Г.Терегулов, Х.Зайни, Х.Фазылов, И.Абдишев и др. Многие из них получили образование в Египте, Сирии, Турции и других странах. В 1915 по просьбе демократически настроенной уччащейся молодежи в медресе начал преподавать татарский язык и литературу Г.Ибрагимов, историю тюркских народов - А З.Валидов, историю и теорию педагогики -
Ф.А.Давлеткильдеева в медресе Галия первый педагог-женщина. В нем обучались башкиры, татары, казахи и др. Медресе окончили М.Гафури, Ш.Бабич, Х.Туфан, С.Кудаш, К.Хакимов, К.Идельгужин, деятель народного образования Казахстана Н.Манаев, С.Габяши и др. В 1919 медресе Галия преобразовано в современную мужскую школу 2-й ступени для башкир и татар.
МЕДРЕСЕ ГУСМАНИЯ основано в 1887 по некоторым данным в 1885 в Уфе при Первой соборной мечети ахуном Хайруллой Гусмановым 1846-1907 и впоследствии было названо в его честь. С 190607 учебного года М.Г. размещалось в новом каменном трехэтажном здании с двумя флигелями по ул. Тукаева, 39 ныне здание школы -14, построенном на средства Губернской земской управы и добровольные пожертвования мусульман.
М.Г. вначале было чисто духовным уч. заведением и готовило проф. служителей мечети позже наряду с муллами готовили и учителей начальных классов медресе мугаллимов и хальфов. Будущих мулл обучали канонам исламской религии и языкам арабских и фарси. В начале 1890-х вводится новый метод обучения Усули джадидд см. Джадидизм. Обучение в медресе Гусмания было 12-летним.
Приготовительный ибтидаи и второй игдадия классы имели четырехгодичную программу обучения, первый рушди - трехгодичную. Численность шакирдов достигала 180-190. В его стенах учили азбуку Алифбу, написанную для детей башкир и татар, учебник Морфология и синтаксис араб. яз I, II, III части, написанный для шакирдов 5-7 кл. Х.Гусмановым курс русского языка вели учителя И.Еникеев и
Г.Терегулов, с 1915 историю тюрков преподавал А З.Валидов. После смерти Х.Гусманова медресе Гусмания возглавляет имам-хатыб Первой соборной мечети Ж.Абызгильдин. Медресе Гусмания окончили З.Камалетдинов, профессор, доктор медицинских наук З.Ш.Загидуллин, врач Б.Гусманов сын Х.Гусманова, башкирский артист
А.Ф.Зубаиров, татарский писатель Р.Ишморатов и др. В 1918 медресе преобразовано в татарскую национальную гимназию. МЕДРЕСЕ ХУСАИНИЯ основано в 1889 в Оренбурге братьями А. и М. Хусаиновыми на собственные средства. В медресе действовала 14-классная система. В начале 20 в. учебные классы были сгруппированы по разрядам 3 начальных ибтидаи,
4 средних рушди, 4 переходных игдадия, 3 высших галия. Окончившие игдадию получали право преподавать в средней школе. Преподавание в медресе велось по новому методу см. Джадидизм. Кроме традиционных, большое внимание уделялось светским и естествественным предметам, изучению старотюрского и русского языков. В М.Х. преподавали
Р.Фахретдинов, С.Рамиев, С.Сунчаляй, Ш.Камал, Ф.Карими, Ш.Бурхан и др. Многие произведения мировых классиков Марсельеза К.Ж.Руже де Лиля, русский текст П.Л.Лаврова, Овод Э.Л.Войнич, Спартак Р.Джованьоли, Интернационал Э.Потье и др. стали известны мусульманскому читателю благодаря переводам преподавателей медресе.
Медресе Хусаиния имело богатую библиотеку с художественной, философской, педагогической литературой, учебной и периодической изданиями на многих языках русском, татарском, арабском, турецком, персидском и др. Некоторые воспитанники медресе участвовали в революционном движении, сотрудничали в демократичной периодической печати. Забастовки и стачки шакирдов не прекращались даже после спада революции 1905-07. Многие из них впоследствии участвовали в годы гражданской войны в разгроме
Колчака, Дутова и басмач. движения. Медресе Хусаиния окончили многие государственные и общественные деятели, поэты, писатели, деятели науки и культуры страны. В 191920 учебном году МедресеХусаиния было переименовано в Татарский институт народного образования. МЕКТЕБ мэктэп, мусульманская начальная школа в странах Востока и дореволюционной России. В Башкортостане мэктэп появились на рубеже 1-го и 2-го тыс. н.э после
принятия местными тюркскими народами ислама. В мэктэп обучали грамоте на основе арабской графики. Программа включала обучение чтению, счету, письму, заучивание наиболее употребляемых молитв, чтение Корана обычно по книге Афтияк, произведений религиозно-дидактического содержания Ахыр заман китабы С.Бакыргани, Кысса-и Йусуф Кул Гали, Мухаммадия М.Челеби и др Срок обучения колебался от 3 до 5 лет.
До конца 19 в. мэктэп были только мужские женские мэктэп в крае появились в ходе борьбы за обновление идеологии и учреждений ислама см. Джадидизм, до этого девочки обучались в домах мулл у их жен абыстай. Вначале обучение вел избранный мусульманской общиной любой грамотный и сведущий в делах религии человек. С кон. 18 в. правительство запретило частное обучение, мэктэб открывались и функционировали только при мечетях. Обучением занималось духовенство мусульманское.
В конце 19 - нач. 20 вв. под влиянием джадидистов возникли полусветские начальные школы. В учебный курс были введены родной язык и литература, история, русский язык и другие дисциплины, которые вели светские учителя мугаллим, мугаллима. Мэктэб существовали за счет средств мусульманских обществ и частных лиц. В б-ве приходов махалла работали 1 или несколько мэктэбов В начале 20 в. количество зарегистрированных мэктэбов в
Уфимской губернии было более 1500, а в Оренбургской - 350. После Октябрьской революции мэктэб как религиозные школы ислама постепенно исчезли, так стали называться башкирские и татарские светские начальные и средние общеобразовательные школы.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |