Реферат по предмету "Управление"


Управленческие решения

Содержание Введение 1. Научные основы разработки УР 1. Природа, сущность и законы разработки и реализации УР 2. Факторы, влияющие на разработку и реализацию УР 3. Методологические подходы к разработке и реализации УР 4. Современные методы разработки и реализации

УР 2. Анализ процессов разработки и реализации УР ООО Леруа Мерлен 1. Характеристика предприятия ООО Леруа Мерлен 2. Анализ состояния процессов разработки и принятия УР в ООО Леруа Мерлен 3. Мерлен 45 Заключение 48

Список литературы 49 Введение Актуальность работы объясняется тем, что существование любой организации невозможно без постоянного ежедневного принятия и реализации тех или иных управленческих решений на различных уровнях управления. Управленческие решения при этом направлены на достижение наиболее оптимального, эффективного результата деятельности организационно-производственной системы. Практическая значимость работы продиктована потребностью знания руководителями всех уровней основ разработки

и принятия управленческих решений для своевременного и грамотного координирования процессов управления в организации. Цель работы выявить ключевые факторы, оказывающие влияние на разработку и реализацию управленческих решений на примере конкретного предприятия розничной торговли. Объект исследования процесс разработки и реализации управленческих решений под влиянием внешних и внутренних факторов. Принятие решений составная часть любой управленческой функции.

Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Решение принимается всегда в какой-либо среде. Качество любого управленческого решения зависит от множества факторов, которые определяют внешнюю среду в которой принимается решение. Процесс принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу.

Для принятия эффективного решения менеджер, как лицо принимающее решение должен обладать знаниями в области технологий принятия решений, быть вооруженным системным и ситуационным подходом, владеть моделями и методами принятия решений. 1. Научные основы разработки реализации управленческих решений 1.1 Природа, сущность, законы разработки и реализации управленческих решений Для начала разберемся, что же означает термин правленческие решения как явление и как процесс.

Управленческое решение это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Решение называется управленческим УР , если оно, разрабатывается и реализуется для социальной системы и направлено на стратегическое планирование деятельности организации управление управленческой деятельностью управление человеческими ресурсами активизация знаний, умений, навыков управление производственной и

обслуживающей деятельностью формирование системы управления компании методология, структура, процесс, механизм управления и техническое обеспечение управленческое консультирование управление внутренними или внешними коммуникациями. Примерами управленческого решения в области стратегического планирования являются устав и бизнес-план компании, Конституция страны. Термин управленческое решение употребляется в двух основных значениях как процесс и как явление.

Как процесс УР это выполнение восьми основных процедур информационная подготовка, разработка вариантов, согласование вариантов, выбор одного варианта, утверждение, реализация, контроль выполнения УР и информирование инициатора решения. Как явление УР это набор мероприятий, направленных на разрешение рассматриваемой проблемы в форме постановления, приказа в устном или письменном виде. УР можно сравнить с дирижером, в ведении и под контролем которого

находятся все другие решения. Процесс подготовки и реализации УР является ответственным, требующим использования теоретических и методических разработок отечественных и зарубежных ученых, а также накопленного и систематизированного практического опыта. УР это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании.

Оно состоит в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или в изменении существующей цели. УР составляет основу процесса управления. Ряд УР может быть представлен набором более мелких решений, каждое из которых должно внести свой вклад в решение общей проблемы. В рамках предприятия или организации руководителю приходится принимать все типы решений. Поэтому от инициатора общего УР требуются хорошие знания и в технологических областях,

а возможно, и в биологических. Например, главный врач поликлиники обязан принимать и УР, и решения, связанные с техническим обеспечением, и решения в медицинской области на консилиумах, при операциях и т.д. Теперь разберемся, в чем заключается экономическая, организационная, социальная, правовая и технологическая сущность УР? УР влияет на экономические, организационные, социальные, правовые и технологические интересы компании. Поэтому разработка и реализация

УР требуют от руководителей широкого взгляда на состав решения и возможные результаты. Экономическая сущность УР устанавливает производственные отношения, основанные на разделении труда и специализации, обеспечивающие эквивалентный обмен результатами труда. Каждое УР имеет реальную себестоимость. Под себестоимостью понимаются затраты на разработку и реализацию УР, среди которых можно выделить Затраты на оплату труда, на средства, с помощью которых будет реализовываться

УР и т.д. УР является результатом продукцией мыслительной деятельности человека, его управленческой деятельности и должно приносить компании прямой или косвенный доход за счет рационального распределения ресурсов. Посредством сопоставления затрат и возможной материальной выгоды от разработки и реализации УР можно определить целесообразность проведения этой работы. Организационная сущность УР состоит в том, что для разработки и реализации

УР компания должна иметь соответствующие возможности, в том числе необходимый персонал компании инструкции и положения, регламентирующие полномочия, права, обязанности и ответственность работников все требуемые ресурсы, в том числе информационные техников и технологии систему контроля возможности постоянной координации их работы. Это существенная составная часть всего УР. Многие авторы публикаций об УР называют их организационными решениями.

Если таких возможностей нет, то объем УР следует уменьшить или даже не приступать к этой работе. Социальная сущность УР заключается в механизме управления исполнителями с целью достижения взаимодействия всех его участников. В самом УР или в процессе его разработки и реализации должны быть учтены потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности, опасения и тревоги. Социальная сущность УР должна быть отражена в общей цели решения.

Например, создание комфортной среды обитания человека, всестороннего развития личности. Без социальной ориентации УР приобретает технократический характер с доминирующим влиянием технологической сущности, и его главной целью становится достижение заданных характеристик технической продукции. Правовая сущность УР заключается в возможности осуществлять заданные мероприятия в правовом поле, то есть при строгом соблюдении законодательных актов РФ, международных обязательств, уставных и других

документов самой компании. Невозможность разрабатывать и реализовывать УР в правовом поле должна привести к отмене решения. Компания может понести существенные потери, если уже разработанное решение будет отменено, а в случае незаконной реализации решения может быть начислен штраф или возбуждено уголовное преследование кого-либо из инициаторов УР. Незнание законодательства не освобождает нарушителя от ответственности.

Поэтому во многих компаниях УР проходит правовую и экологическую экспертизу. Руководитель может самостоятельно оценить правовое поле для своих УР по современным информационно-правовым системам Гарант и Консультант Плюс . Технологическая сущность УР проявляется в возможности обеспечения персонала, участвующего в разработке и реализации УР, необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами.

Планируя разработку или реализацию УР, руководитель одновременно должен формировать для него технологическую основу. Вывод в данном подразделе я попытался в полной мере рассказать и показать достаточно полную картину о таком понятии как управленческое решение. Рассмотрел УР с позиции его проявления как процесса и как явления. Плюс к этому, в данном разделе была рассмотрена разносторонняя сущность управленческих решений.

В следующем разделе я рассмотрю факторы, влияющие на разработку и реализацию УР. 1.2 Факторы, влияющие на разработку управленческих решений Данный подраздел предполагает более детальное рассмотрение существования любой организации и принимаемых в ней управленческих решений под влиянием факторов внешней и внутренней среды. Организации являются сложными объектами, а они, в свою очередь, частями еще более сложной целостности.

Поскольку организованным действиям присущи сложности, а управленческие решения принимаются людьми и влияют на них, при принятии решений необходимо учитывать целый ряд разнообразных факторов, которые можно представить в виде рисунка 1. Факторы внешней среды Ситуационные факторы Личностные факторы Факторы внутренней среды Управленческое решение Среда прямого воздействия Среда косвенного воздействия

Рисунок 1 УР под влиянием внешних и внутренних факторов. Все факторы, влияющие на этот процесс, можно разделить на две большие группы личностные субъективные и ситуационные объективные , это можно заметить на рисунке 1. Личностные факторы определяются своеобразием психических процессов, состояний и качеств ЛПР, влияющих на процесс принятия решений. Поэтому их можно представить в виде трех уровней, соответствующих

традиционной психической структуре личности. К ним относятся психические процессы, психические состояния и психические свойства. Ситуационные факторы. Принятие решений зависит не только от психологических особенностей ЛПР, но также от ситуационных факторов, т.е. конкретных обстоятельств, в которых принимается управленческое решение. Эта группа включает в себя факторы внешней и внутренней среды организации, которые влияют на разработку, оценивание, выбор и реализацию альтернатив.

Рассмотрим их более подробно и начнем с ситуационных факторов, которые включают факторы внешней и внутренней среды. Внешняя среда организации. Всю внешнюю среду представим для наглядности в виде схемы, как показано на рисунке 2. Рисунок 2 Структура внешней среды. К основным свойствам внешней среды относятся объемность, сложность, подвижность, неопределенность и коммуникабельность. Объемность. Определяется числом элементов внешней среды, которые в первую очередь должна учитывать

компания при разработке и реализации управленческих решений. Принято выделять три уровня объемности 1. Большая объемность, которой соответствуют от 7 до 20 учитываемых в первую очередь элементов 2. Средняя объемность, которой соответствует от 4 до 6 элементов 3. Малая объемность, которой соответтвует от 1 до 3 элемента. Сложностью внешней среды. Здесь понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать,

а также уровень вариативности каждого фактора. Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии

профсоюзов и замедленном изменении технологии. Сложность определяется трудозатратами материальных интеллектуальных ресурсов на обработку требуемого количества элементов внешней среды. Выделяют три уровня сложности высокая, средняя и низкая. Уровень сложности величина субъективная для каждой организации. Повышение профессионализма персонала и ресурсного содержания снижает уровень сложности элементов внешней

среды для их обработки. Подвижность среды П это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. П К Т, где К количество измененных или обновленных значений параметров, Т календарное время изменений или обновлений месяц, год, 10 лет . Например, в 1998 г. в РФ имелась большая подвижность ставок налогообложения юридических лиц. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других.

К примеру, во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения. С другой стороны, производственный отдел может быть погружен в относительно медленно изменяющуюся среду, характеризующуюся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. В то же время, если производственные мощности разбросаны по разным странам мира или исходные ресурсы

поступают из-за границы, то производственный процесс может оказаться в условиях высокоподвижной внешней среды. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом. Неопределенность внешней среды. Является функцией количества информации, которой располагает организация

или лицо по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Неопределенность связана прежде всего с возможностью возникновения в ходу реализации проекта компании неблагоприятных для нее ситуаций и последствий. Поскольку бизнес все более становится глобальным занятием,

требуется больше и больше информации, но уверенность в ее точности снижается. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения. Коммуникабельность. Характеризуется уровнем отношений между компанией и внешней средой. Различают три уровня коммуникабельности полное взаимодействие, преимущественное взаимодействие и преимущественное противодействие. Среда прямого воздействия. При рассмотрении влияния внешнего окружения на организацию

важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Эта зависимость станет понятнее при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов, которые отразим схематично на рисунке 3. Среда прямого воздействия

Рисунок 3 Структура элементов факторов среды прямого воздействия. Теперь разберем каждый элемент более подробно. Поставщики. С точки зрения системного подхода организация - это механизм преобразования входов в выходы. Основные разновидности входов это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, один из

наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операции и успешность деятельности организации. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опаснее усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность. В некоторых случаях все организации определенного региона ведут дела с одним поставщиком. Поэтому все они попадают в равную зависимость от действий поставщика.

Хороший пример обеспечение энергией. Все организации получают энергию по ценам, установленным государством пример взаимозависимых внешних переменных , и редко могут найти альтернативного поставщика, даже если организация считает, что текущее энергообеспечение неадекватно или слишком дорого обходится. Материалы. Некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов. Примеры машиностроительные фирмы, фирмы, распределяющие товары дистрибьюторы , и магазины розничной

торговли. Невозможность обеспечить поставки в нужных объемах может создать большие трудности для таких организаций. Капитал. Для роста и процветания фирме нужны не только поставщики материалов, но и капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько банки, программы федеральных учреждений по предоставлению займов, акционеры и частные лица, акцептующие векселя компании или покупающие ее облигации. Как правило, чем лучше дела у компании, тем выше ее возможности договориться с поставщиками на благоприятных

условиях и получить нужный объем средств. Трудовые ресурсы. Адекватное обеспечение рабочей силой нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей, т. е. для эффективности организации как таковой. Без людей, способных эффективно использовать сложную технологию, капитал и материалы, все перечисленное имеет мало проку. Например в компании ООО Леруа Мерлен персонал является главной ценностью

Развитие ряда отраслей в настоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов. Примером служит практически каждый сектор компьютерной промышленности, и особенно это относится к фирмам, нуждающимся в высококвалифицированных техниках, опытных программистах и разработчиках систем. Потребители. Это лица, пользующиеся услугами компании или покупающие у нее непосредственно прямые или через других лиц косвенные какую-либо ее продукцию.

Для потенциальных клиентов компании обычно формируют рекламные материалы. Основные параметры данного элемента - уровень неудовлетворенности потребностей и интересов населения - уровень платежеспособности населения - состояние спроса-предложения. Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации почти все, относящееся к результатам ее деятельности.

Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Конкуренты. Это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву.

Конкуренты влияют на принятие важнейших решений о выборе стратегии фирмы, целевых рыночных сегментах, разработке новых товаров, их позиционировании на рынке, ценообразовании, внедрении новых технологий, капитальных вложениях, выработке конкурентной стратегии и множества других. Основные параметры данного элемента - уровень эластичности выпускаемой продукции - уровень льготных субсидий, получаемых конкурентами - характер текущего и перспективного спроса - соотношение отечественных

и зарубежных конкурирующих компаний. Законодательная база. В качестве основных параметров данного элемента можно выделить - частоту изменения законодательной базы - уровень доступности законодательной базы для пользователей - степень охвата законодательной базой правового пространства - объем контроля за выполнением законодательной базы. Законы, регламентирующие деятельность организации в торговле и сфере услуг 1.

Федеральный закон РФ от 9 декабря 1998 г. N 29 О торговой деятельности ред. от 06.06.2007 2. Федеральный закон РФ О защите прав потребителей от 07.02.1992 N 2300-1 ред. от 23.11.2009 3. Федеральный закон РФ от 2.01.2000г 29-ФЗ О качестве и безопасности пищевых продуктов ред. от 30.12.2008 4. Постановление Главного государственного санитарного врача

РФ от 14.11.2001 36 ред. от 27.01.2010 О ведении в действие Санитарных правил 5. Федеральный закон РФ от 8.08.2001 128-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности ред. от 27.12.2009 . Среда косвенного воздействия. Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия.

Тем не менее, руководству необходимо учитывать их. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Руководство зачастую вынуждено опираться на предположения о такой среде, основываясь на неполной информации, в попытках спрогнозировать возможные последствия для организации. Отразим для наглядности факторы косвенного воздействия схематично на рисунке 4.

Среда прямого воздействия Рисунок 4 Структура элементов факторов среды прямого воздействия. Теперь разберем каждый фактор в отдельности. Технология. Это общий уровень развития и современное состояние науки и техники, достигнутые в обществе. Технологические факторы неизбежно влияют на принятие важных решений, связанных с развитием организаций, разработкой новых видов товаров, совершенствованием функциональных процессов, внедрением новых технологий

управления. Руководители организаций должны знать перспективные направления фундаментальной и прикладной науки, отслеживать все изменения, происходящие на рынке новых технологий, чтобы своевременно использовать их в своей деятельности для получения конкурентных преимуществ. Некоторые недавние крупные технологические нововведения, которые глубоко затронули организации и общество, это компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая технология, интегрированные линии связи,

робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, получение синтетических топлив и продуктов питания, генная инженерия. Состояние экономики. Экономические условия это общий уровень развития экономики, рыночных отношений и конкуренции. О состоянии экономики обычно судят по значениям макроэкономических показателей, таких как размер валового национального продукта, темпы инфляции, дефицит бюджета, уровень безработицы, нормы налогообложения и другим. Изменение экономических условий влияет на уровень жизни

населения, платежеспособность потребителей, колебания спроса, уровень цен, инвестиционную политику и, как следствие, на прибыльность и успешность организаций. Руководство должно также уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда

с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также решить сделать займ, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов. Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд. Это, в основном, обусловлено тем, что федеральное правительство часто пытается сгладить последствия

ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги, денежную массу и ставку процента, устанавливаемую Федеральным резервным банком. Важно понимать, что то или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать как положительное, так и отрицательное влияние. Организации, ведущие дела во многих странах, зачастую считают состояние экономики особо сложным и важным для себя аспектом. Политические факторы. Политика это деятельность органов государственной власти, политических

партий, общественных организаций. Политика оказывает сильное влияние на деловую активность организаций. Принимая важные управленческие решения, руководители организаций должны иметь четкое представление о том, насколько стабильна политическая ситуация, предстоит ли смена власти и политических лидеров, какие направления деятельности и отрасли хозяйства они будут поддерживать. Понимание этих и многих других вопросов помогает разрабатывать верные сценарии развития событий и принимать

адекватные решения, позволяющие воспользоваться благоприятной политической ситуацией или, напротив, избежать крупных потерь вследствие ее ухудшения. Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. В стране-хозяине для иностранного инвестора или для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности для иностранцев даже к национализации иностранной собственности

или установлению специальных пошлин на импорт. С другой стороны, политика может измениться и в сторону, благоприятную для инвесторов, когда возникает потребность в притоке капитала из-за рубежа. Социокультурные факторы. Это социальные явления и процессы, происходящие в обществе и влияющие на деятельность организаций. К этой группе факторов относятся социальная структура общества, демографические характеристики например, уровень рождаемости, средняя продолжительность жизни и темпы роста населения, миграция, общий

уровень образования и культуры , а также общественные традиции, ценности, моральные нормы, стиль жизни, привычки, отношение к труду, предпочтения и психология потребителей. Природно-географические факторы. Это климатические условия, запасы природных ресурсов, экологическая обстановка, катастрофические явления природы. Влияние этих факторов нельзя недооценивать. Они играют значительную роль в процессах принятия решений о размещении предприятий, технологиях производства,

качестве продукции, способах доставки товаров. Решение этих и других проблем связано с большими затратами ресурсов и поэтому требует тщательного анализа природных условий, в которых осуществляется деятельность организации. Основные факторы внутренней среды. Внутренняя среда организации это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Информация о внутренней среде фирмы необходима руководителю, чтобы

определить внутренний потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Внутренние переменные это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто данное , что руководство должно

преодолеть в своей работе. В процессе принятия управленческих решений любой руководитель вынужден учитывать не только внешние факторы, но и ситуацию, сложившуюся внутри организации. Эта ситуация характеризуется набором внутренних факторов, или переменных, которые включают цели, структуру, задачи, культуру, процессы и ресурсы организации. Представим их в виде схемы на рисунке 5. Внутренняя среда организации

Рисунок 5 Структура элементов факторов внутренней среды. Теперь, по привычной нам схеме, разберем более подробно каждый из элементов. Цели - это конкретные конечные состояния или результаты, которых стремится достигнуть группа в процессе совместной работы. Цель это мысленное предвосхищение в сознании руководителя желаемого результата будущих действий. Как говорил Аристотель, цель это то, ради чего нечто существует .

Целеполагание осуществляется руководством в ходе процесса планирования и сообщаются членам организации, что является важнейшим фактором координирования деятельности группы. Организация существует ради достижения своих целей, которые направляют ее деятельность и определяют содержание всех управленческих решений. Организации различных типов ставят перед собой и различные цели. Так, организации, занимающиеся бизнесом, сосредотачивают внимание, прежде всего, на таких вопросах,

как затраты и получаемая прибыль. Они, главным образом, ставят себе цели по рентабельности прибыльности и производительности. В свою очередь эти цели конкретизируются, находя выражение в таких, например, определениях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей, а также социальная ответственность. С другой стороны, государственные учреждения, которые не являются коммерческими организациями, формулируют свои цели, например, как предоставление конкретных услуг в

рамках определенных бюджетных ограничений. Включаемые в формулировки этих целей этические представления и оценки социальной ответственности выражают в большей степени философию данной организации, чем конкретизацию результата. Ориентация, задаваемая ясно сформулированными целями, определяет все последующие решения руководства. Необходимо различать цели предприятия и входящих в его структуру подразделений. В каждом подразделении организации также необходима выработка своих целей.

Здесь может наблюдаться несовпадение целей, однако возникающие противоречия обычно не носят принципиального характера и руководитель вполне может их разрешить. Нужно не забывать, что цели подразделений должны составить конкретный вклад в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений. Общность целей сплачивает коллектив предприятия, повышает результативность его работы.

Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и постановка задач на 50 предопределяют успешность решения. Структура организации это совокупность наиболее устойчивых связей, обеспечивающих функционирование и развитие организации как социальной системы. Структура организации включает четыре типа элементов - звенья структуры органы управления, подразделения, отдельные работники - отношения горизонтальные и вертикальные уровни структуры высший, средний и низший

- полномочия линейные и штабные . Различные сочетания этих элементов определяют широкое разнообразие организационных структур. Процессы принятия управленческих решений всегда протекают в рамках определенной структуры организации, они несвободны от структуры, которая влияет как на способы принятия решений, так и на качество этих решений. Задачи. Ставятся и решаются для достижения оставленных целей. задачи организации традиционно делятся на три категории - работа с людьми - работа с предметами машины, сырье,

инструменты - работа с информацией. Основная и самая трудная задача руководителя это работа с персоналом, людьми. Другими важными характеристиками задач являются частота повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения. Организационная культура. Представляет собой один из важнейших компонентов организации, основу ее жизненного потенциала. Это понятие очень близко по смыслу к такому понятию, как организационная мораль . Поэтому в наиболее общем виде его определяют как систему общих ценностей, мнений, правил и

норм поведения в организации. Кроме того, важным элементом организационной культуры являются так называемые видимые артефакты, которые включают конкретные образцы поведения в организации, а также ее символику истории, легенды, мифы, ритуалы, язык, гимн, флаг, лозунг, логотип, кодексы чести и поведения и другие элементы . Культурные различия как фактор принятия решений отражают культурные национальные особенности системы управления. Например, в стране может использоваться мягкий или более жесткий подход к выработке

и реализации управленческих решений, применяться подходы, имеющие крен в сторону индивидуализма США или, наоборот, в сторону национального коллективизма Япония . Организационные процессы. Их можно условно разделить на две группы 1. Функциональные процессы 2. Процессы управления. Функциональные процессы это совокупность взаимосвязанных операций, направленных на достижение целей организации.

Деятельность организации может состоять из большого числа функциональных процессов, однако среди них принято выделять пять основных видов производство, маркетинг, финансы, работа с персоналом, исследования и разработки. Процессы управления организацией традиционно разделяют на два класса функции управления и связующие процессы. Среди функций управления обычно выделяют такие, как планирование, организация, мотивация и контроль. Каждая из них реализуется с помощью связующих процессов, к которым относят обмен

информацией и принятие управленческих решений. Ресурсы организации. Известно, что деятельность любой организации можно представить как процесс получения ресурсов из внешней среды, их переработки и преобразования в продукцию или услуги, которые передаются обратно во внешнюю среду. Таким образом, ресурсы, поступая из внешней среды, становятся важнейшей частью внутренней среды организации и представляют, собой ключевой фактор, влияющий на ее эффективность.

Различают семь видов ресурсов, необходимых для жизнедеятельности организации люди, материалы, энергия, финансы, информация, технологии и время. Качество и количество этих ресурсов всегда необходимо учитывать в процессе принятия решений, чтобы они были не только реалистичными, но и обеспечивали достижение целей управления организацией. Люди персонал . Говоря о предприятии в целом, нужно помнить, что руководители и подчиненные это люди с индивидуальными особенностями.

Люди являются центральным фактором в любой модели управления. Работа персонала является сложнейшим сочетанием разнообразных факторов, к которым можно отнести потенциал человека, его способности, потребности физиологические и психологические , восприятие, ценности, влияние коллектива группа, масса людей , лидерство, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров , стоимость рабочей силы, интересы.

Технологии. Основными технологическими факторами являются 1. повышение технического уровня производства 2. совершенствование управления, организации производства и труда 3. изменение объема и структуры производства 4. отраслевые факторы. К первой группе относятся факторы, влияющие на технический уровень производства внедрение новой техники, прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня оснащенности технологических процессов, улучшение использования сырья, материалов,

применение прогрессивных материалов и др. Производительность труда увеличивается за счет сокращения трудозатрат на производство единицы продукции. Факторы, относящиеся ко второй группе - совершенствование управления, организации производства и труда - позволяют сократить потери рабочего времени, а следовательно, увеличить действительный годовой фонд времени одного рабочего, повысить нормы выработки и уменьшить численность производственных рабочих повысить нормы обслуживания и уменьшить численность вспомогательных

рабочих и обслуживающего персонала уменьшить численность аппарата управления и в результате сократить численность промышленно-производственного персонала, то есть повысить производительность труда. По факторам третьей группы рост производительности труда обуславливается тем, что численность всех категорий промышленно-производственного персонала, кроме основных производственных рабочих при прочих равных условиях увеличивается в меньшей степени, чем возрастает объем производства.

Это приводит к относительному уменьшению общей численности промышленно-производственного персонала. К такому же результату приводит изменение удельного веса отдельных видов продукции, то есть изменение соотношения между объемом продукции с различной трудоемкостью в производственной программе. В четвертую группу включаются все факторы, которые не могут быть отнесены к первым трем. Влияние этих факторов на производительность труда обуславливается изменениями трудоемкости и подсчитывается

по отраслевым методикам и инструкциям. Влияние личностных факторов. Личностные факторы определяются своеобразием психических процессов, состояний и качеств ЛПР, влияющих на процесс принятия решений. Поэтому их можно представить в виде трех уровней, соответствующих традиционной психической структуре личности. К ним относятся психические процессы, психические состояния и психические свойства рисунок 6 . Психические процессы

Психические состояния Психические свойства Рисунок 6 Психическая структура личности Психические процессы. Психические процессы обычно разделяют на три основных вида познавательные, волевые и эмоциональные. Наиболее важную роль среди них в процессе принятия решений играют познавательные, или когнитивные, процессы, к которым относят ощущение, восприятие, память, мышление, представление, воображение и внимание.

Кроме того, в отдельную группу можно выделить мотивационные процессы, которые предопределяют направленность, интересы, предпочтения, притязания личности и влияют на формирование целей деятельности человека. Эти процессы оказывают значительное влияние на принятие решений, которое рассматривается как регулятивный психический процесс, включающий все базовые или частные психические процессы познавательные, волевые, эмоциональные, мотивационные. Психические состояния.

В современной психологии под психическим состоянием понимается целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение некоторого полезного результата. Психические состояния очень изменчивы и мало подвластны человеку. Они полностью характеризуют содержание психики людей, но в различные моменты и периоды времени. Из данного определения следует вывод, что психические состояния зависят как от конкретной ситуации,

в которой находится человек, так и от его индивидуальных психологических особенностей. Можно привести такие примеры психических состояний, как бодрость, усталость, утомление, психическое пресыщение, информационная перегрузка, апатия, депрессия, эйфория, отчуждение, скука, стресс, фрустрация, тревога, истощение и многие другие. Очевидно, что психические состояния оказывают значительное влияние на качество решений и способы принятия решений, однако определение относительной силы такого влияния

для разных состояний нуждается в дальнейших исследованиях и экспериментах. Психические свойства. Всю совокупность психических свойств, или качеств, можно разделить на два класса общие и индивидуальные. К общим свойствам относятся наиболее типичные и фундаментальные особенности психики, присущие всем людям, и прежде всего, ограничения индивидуальных возможностей по хранению и переработке информации. Например, всегда ограничена скорость переработки информации человеком.

Одна из причин этого явления состоит в том, что кратковременная память человека имеет ограниченный объем, что сильно влияет на принятие решений и объясняет многие эффекты, сопровождающие этот процесс. Как показали эксперименты, человек одновременно может удерживать в кратковременной памяти не более 7 2 смысловых единиц информации, что приводит к явлению диагностического обеднения в силу ограниченности объема кратковременной памяти люди обычно сокращают число рассматриваемых альтернатив.

Реально это количество редко превосходит 4-5 вариантов. Так же к индивидуальным свойствам относятся предпочтений и уровень притязаний личности. Под системой предпочтений понимают совокупность взглядов, ценностей, убеждений, интересов, с помощью которых человек сравнивает альтернативы и принимает решение. Каждый человек обладает уникальными предпочтениями, которые складываются под влиянием его воспитания,

обучения, жизненного опыта, а также индивидуальных психических свойств. Предпочтения незримо присутствуют внутри каждого из нас, они скрыты в глубинах человеческой психики и срабатывают только тогда, когда перед человеком встает проблема выбора. Поскольку принятие решений непрерывно сопровождает деятельность людей, то система предпочтений это активный и постоянно включенный механизм, используемый людьми для сравнения и выбора альтернатив.

Другой важнейший фактор, влияющий на принятие решений и непосредственно связанный с индивидуальными психическими свойствами, носит название уровень притязаний личности. Это понятие характеризует стремление человека к достижению целей такой степени сложности, на которую он сам считает себя способным. В основе уровня притязаний лежит оценка человеком своих собственных возможностей, причем сохранение этой оценки стало для него потребностью.

Уровень притязаний может быть частным, т.е. относиться к определенным областям например, бизнесу, политике, науке, искусству , либо он может носить общий характер, т.е. относиться сразу ко многим областям жизни и деятельности человека, и прежде всего к таким, в которых проявляются его умственные и нравственные качества. В этом случае уровень притязаний основан на общей самооценке человеком себя как личности. В процессе принятия решений уровень притязаний влияет, прежде всего, на формулирование целей деятельности

и выбор таких альтернатив, которые в наибольшей мере этим целям соответствуют. Уровень притязаний не является врожденной характеристикой, а формируется постепенно под влиянием предпочтений, способностей, опыта человека и, прежде всего, его личных переживаний своих достижений как успешных или неуспешных. В результате воздействия этих факторов уровень притязаний может повышаться или снижаться, оставаясь в целом адекватным возможностям человека.

Однако дальнейшие изменения могут привести к формированию неадекватного, т.е. завышенного или заниженного, уровня притязаний. В частности, завышенный уровень притязаний часто служит причиной так называемого аффекта неадекватности. Он проявляется в том, что человек находится в устойчивом и отрицательном по своей природе эмоциональном состоянии, которое возникает у него в связи с неуспехом в деятельности. При этом человек либо игнорирует сам факт неуспеха, либо отказывается признать себя его виновником.

Это происходит потому, что таким образом он стремится сохранить сложившуюся у себя завышенную самооценку и завышенный уровень притязаний, отвергая при этом сомнения относительно своих способностей и состоятельности. По этой причине аффект неадекватности, можно рассматривать как своеобразную защитную реакцию человека, позволяющую ему снять внутренний конфликт диссонанс ценой отказа от адекватного отношения к действительности. Разумеется, что устойчивое пребывание человека в подобном состоянии, поддерживающем завышенный уровень

притязаний, приводит к постановке нереальных целей и принятию ошибочных решений. Вывод данный подраздел получился очень объемным, в котором я постарался рассмотреть практически все факторы, которые в той или иной степени могут оказывать определенное влияние на принятии управленческих решений. Были рассмотрены ситуационные факторы, которые в свою очередь включают факторы внешней и внутренней среды. Также я рассмотрел личностные факторы ЛПР. В совершенстве при разработке и принятии управленческого

решения необходимо учитывать все факторы, но в реальности при сложившейся рыночной обстановке, где нужно реагировать на изменения ситуации очень быстро, это достаточно трудно. 1.3 Методологические подходы к разработке и реализации управленческих решений Методология в буквальном значении логос наука, знание, и метод путь, направление познания есть учение о методах познания. Методологию можно определить как систему, реализующую три функции 1 получение, создание

нового знания 2 структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий 3 организация использования новых знаний в общественной практической деятельности обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт . Методы это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний. Эффективность и качество управленческого решения определяется, прежде всего, обоснованностью методологии

решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов, которые изображены на рисунке 7. Системный подход Комплексный подход Функциональный подход Воспроизводственный подход Нормативный подход Административный подход

Ситуационный подход Поведенческий подход Количественный подход Процессный подход Динамический подход Маркетинговый подход Интеграционный подход Рисунок 7 Методологические подходы к ПРУР Системный подход. При системном подходе любая система объект рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход цель , вход, связь с внешней средой, обратную связь.

В системе вход перерабатывается в выход . Системный подход это направление методологии специально научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Система совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.

При определении понятия системы необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др. Комплексный подход. При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие например, политические, демографические аспекты менеджмента и их взаимосвязи.

Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет решена. К сожалению, на практике редко соблюдается это требование. Например, при строительстве новых предприятий социальные вопросы откладывают на потом , из-за чего объект либо совсем не вводится, либо используется частично. При проектировании новых орудий труда показателям экологичности уделяется второстепенное внимание,

поэтому они сразу становятся неконкурентоспособными. При формировании новых коллективов или реорганизации структур редко учитываются социальные и психологические аспекты. Интеграционный подход. Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей а между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента б между стадиями жизненного цикла объекта управления в между уровнями управления по вертикали г между субъектами управления по горизонтали.

Маркетинговый подход. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Приоритеты выбора критериев маркетинга 1 повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей 2 экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества 3 экономия ресурсов в производстве за счет фактора масштаба производства, научно-технического прогресса, применения системы менеджмента. Функциональный подход. Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том,

что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. При применении функционального подхода, когда идут от обратного, от потребностей, иногда создают совершенно новые оригинальные объекты.

При альтернативном предметном подходе совершенствуется существующий объект, что не позволяет коренным образом улучшить структуру объекта, принципы его работы и т.д. Динамический подход. При применении динамического подхода объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5-10 и более прошлых лет и перспективный анализ прогноз .

Воспроизводственный подход. Воспроизводственный подход подход, ориентированный на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Элементами воспроизводственного подхода являются 1 применение опережающей базы сравнения при планировании обновления объекта 2 трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего

труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта 3 рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта 4 пропорциональное по качеству и количеству воспроизводство элементов внешней среды прежде всего макросреды страны и инфраструктуры региона 5 интеграция для крупных фирм науки и производства в рамках комплексного объединения. Процессный подход. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий. Нормативный подход. Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам а целевой подсистемы показатели качества и ресурсоемкости товара, параметры рынка, показатели организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды б функциональной подсистемы

нормативы качества планов, организованности системы менеджмента, качества учета и контроля, нормативы стимулирования качественного труда в обеспечивающей подсистемы нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для нормальной работы, выполнения стоящих перед ними целей и задач, нормативы эффективности использования различных видов ресурсов в целом по фирме . Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности

во времени и по масштабу применения . Нормативами функционирования элементов внешней среды фирма не управляет, но она должна иметь банк этих нормативов, строго соблюдать особенно правовые и экологические нормативы и принимать участие в развитии системы нормативов внешней среды фирмы. Чем больше обоснованных нормативов по каждому элементу системы менеджмента, тем выше будет ее организованность, уровень автоматизации планирования, учета и контроля на всех уровнях управления.

Количественный подход. Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и др. Управлять можно цифрами, а не словами. Административный подход. Сущность административного подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных

актах приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т.п Поведенческий подход. Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом. Ситуационный подход. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом.

Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней. Вывод в данном подразделе мы рассмотрели основные методологические подходы к разработке и реализации управленческих решений. Перечисленные подходы рекомендуется применять при решении любой задачи, возникающей при функционировании или развитии системы управления, по стадиям жизненного цикла объекта, при стратегическом, тактическом

или оперативном управлении и принятии управленческих решений. 1.4. Современные методы разработки и реализации управленческих решений Методы управленческих решений представляют собой совокупность процедур и этапов, целью которых является разрешение одной или другой проблемы, образующейся перед управляющей подсистемой т.е. субъектом управления . От того, как будет поставлена проблема, зависит выбор метода для успешного её решения.

Выделим следующие методы при ПРУР - метод психологической активизации при ПРУР - метод конференции идей - метод вопросов и ответов - метод подключения новых интеллектуальных источников - теоретико-игровой метод при ПРУР. Теперь разберем каждый из этих методов отдельно. Метод психологической активизации при ПРУР. К методам психологической активизации относятся конференции идей, методы мозговой атаки, вопросов и ответов. Данные методы основаны на стимулировании и активизации

сознания и подсознания человека. Подсознание - область неясных, не совсем осознанных мыслей, чувств и представлений. Сознание - это мышление, отражение действительности психическая деятельность, как отражение действительности. Подсознательное не является центром смысловой деятельности, но оказывает влияние на течение смысловых процессов. Философская основа такого подхода была дана 3. Фрейдом. Довольно плодотворным является механистический подход к сознанию и подсознанию.

Суть этого подхода в следующем память человека - это основа его мыслительной деятельности. Условно память человека можно представить в виде восьми директорий информационного массива рисунок 8 . Первая директория - это память, относящаяся к сознанию живущего человека. Внешняя среда 2-8 Рисунок 8 - Схема расположения информационных директорий в памяти человека Он - создатель и владелец этой информации. Семь остальных - это память предшествующих поколений, переданная

ему генным путем. Доступа к памяти предшествующих поколений в нормальных условиях у живущего человека нет. Однако она оказывает влияние на обработку информации из первой директории. Иногда проявление этого влияния называют менталитетом человека. При рождении ребенка наступает перемещение директорий информация персональной директории родителей занимает второе место в его памяти, остальные директории перемещаются на следующее по порядку место,

а последняя директория безвозвратно теряется, и так поколение за поколением. Первая директория определяет сознание, а остальные - подсознание человека. Психологические методы призваны активизировать в большей мере сознание и насколько возможно - подсознание человека. Именно в подсознании заложен колоссальный опыт, интуиция, основные навыки. Метод конференции идей. Этот метод основан на стимулировании процесса мышления на уровне сознания.

Базовые правила использования данного метода состоят в следующем запрещается любая критика, в том числе позитивная и насмешки число участников от 4 до 12 формулируются 1 или 2 зависимые друг от друга задачи время обсуждения ограничивается 30-50 минутами ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных. В Европе и в США распространен метод мозговой атаки, в основе которого лежит стимулирование мышления на уровне подсознания. Для этой цели приглашаются психологи, психотерапевты, гипнотизеры.

Работая в одной команде с разработчиками решения, они пытаются активизировать их подсознание, то есть обеспечить доступ человека к информации, заложенной в других директориях. Считается, что подсознание является неиссякаемым источником человеческого духа, базой для интуиции и блестящих идей. Метод вопросов и ответов. Основан на предварительном составлении набора вопросов, ответы на которые могут сформировать новый подход к решению заданных проблем, в частности

Можно ли получить тот же результат, не используя данный продукт? Можно ли достичь тех же результатов, вообще не делая этой работы? Можно ли сделать продукт или работу более легкими? Можно ли сделать что-либо для ускорения процесса? Можно ли сделать это более приятным? Можно ли найти непортящуюся или более прочную форму?

Можно ли сделать это более безопасным? Этот метод позволяет рассмотреть проблему и найти пути ее решения с разных сторон и точек мнения, т.е. из множества ответов складывается оптимальное и рациональное решение. Теоретико-игровой метод при ПРУР. В его основе функционирует человеко-машинная система разработки решений. Теоретико-игровой метод весьма плодотворен, так как использует большой интеллектуальный потенциал в виде программного и информационного обеспечения поддержки решений.

Метод опирается на интеллектуальную модель компании, включающую концептуальную модель компании и аппарат экономико-математических соотношении. В состав интеллектуальной модели входят справочные данные например, полные данные о потенциальных поставщиках и их продукции имитационная модель компании методики экономического расчета и прогнозирования информация о решениях в аналогичных ситуациях других организаций и реальных полученных при этом результатах набор законодательных актов и др.

Метод предусматривает проведение совещания в форме игры, которая продолжается несколько сеансов, обычно 10-12. На первом сеансе все участники директор, маркетолог, главный инженер, заместитель директора по социальным вопросам и др. вводят в компьютер свои максимальные требования рисунок 9 . После обработки этих данных компьютер выдаст вариант решения каждому участнику совещания. Если данный вариант с точки зрения заложенной модели является некорректным или невыполнимым, то каждому

участнику даются рекомендации о желательных изменениях первоначальных требований. После обсуждения участники вводят коррективы и процесс продолжается либо до достижения консенсуса, либо до принятия общего решения о неэффективности нового изделия и нецелесообразности его производства отрицательное решение . Следует отметить, что любая формальная модель компании обедняет содержательный аспект исследуемого объекта и не в полной мере учитывает особенности его развития.

Поэтому опыт профессионального руководителя служит дополнительным источником корректировки модели. Директор Главный инженер Главный экономист Интеллектуальная модель Другие специалисты Маркетолог Зам. по социальным вопросам Рисунок 9 - Схема взаимодействия при теоретико-игровом методе ПРУР. Использование данного метода эффективно при при принятии очень ответственных решений, определяющих

развитие компании или судьбу персонала в крупных по численности персонала компаниях при большом объеме информации, трудностях или недостатке времени на ее обработку при высокой достоверности и эффективности математических или логических зависимостей, а также при большом доверии к ним со стороны руководителя при подготовке и реализации типовых УР. Профессионализм выполнения задания определяется как квалификацией участников такого совещания, так и интеллектуальной мощностью имитационной модели компании.

Т.о. теоретико-игровой метод гарантирует высокую эффективность УР и достижение цели. Метод подключения новых интеллектуальных источников. Методы подключения новых интеллектуальных источников основаны на приобщении человека к коллективному мышлению под надзором высококвалифицированного специалиста. К ним относятся метод наставничества и работа с внешними консультантами.

Наставником признается специалист, который на практике может передавать ученику свой опыт, знания и методику, а также имеет склонности к самообразованию и повышению своего профессионализма. Метод наставничества реализует сильный эффект сочетания высокого профессионализма и свежего взгляда на проблему с позиций стороннего наблюдателя. Это стимулирует мышление всех участников процесса ПРУР Схематично процесс развития мышления иллюстрируется рисунок 10 и рисунок 11 .

Методика реализации данного метода состоит в том, что для решения конкретной проблемы формируется группа, состоящая из 6-10 человек, она включает 1 2 признанных специалистов в данном направлении 2-3 со средним уровнем профессионализма середнячки 4-5 начинающих работников в данном направлении аутсайдеров . Уровень современных знаний Уровень современных знаний 1 1 2 2 Время Время Рисунок 10 - Обычная динамика Рисунок 11 -

Повышение профес- повышения профессионализма . сионализма при использовании метода наставничества. 1 повышение уровня качества знаний у профессионалов, 2 у новичков В такой группе наиболее полно реализуется потребность в самовыражении, самопроявлении, информации и знаниях. Работа с внешними консультантами в последние 5 10 лет получила широкое развитие. Консультант это знаток передового опыта и методологии, специалист, накопивший навыки решения на практике

разнообразных управленческих задач. Важной особенностью консультанта является то, что он имеет большую практику работы с разнообразными компаниями, различными руководителями и специалистами. Консультанты используют в своей работе достижения широкого круга дисциплин статистики, психологии, социологии, менеджмента и информационных технологий. Метод работы с внешними консультантами раскрепощает специалистов компании, дает им возможность высказать

давно назревшие решения и получить независимые от руководства компании оценки. Часто наиболее эффективные решения предлагаются именно специалистами своей компании. Консультант обеспечивает их лишь авторитетной поддержкой. Управленческое консультирование это один из видов квалифицированной помощи со стороны с целью совершенствования и развития систем управления, результатом которого является разработка набора решений либо по созданию

нового процесса это развитие, либо по усилению сильных сторон реального процесса и уменьшению слабых это совершенствование. Разработке предшествуют сбор информации, контроль, исследование и диагностика. За управленческим консультированием следует внедрение конкретных мероприятий. Таким образом, обобщенно весь цикл работы с компанией будет выглядеть так, как показано на рисунке 12. Оценка информации относительно норм или стандартов

Сбор информации о деятельности компании Исследование влияния параметров друг на друга и ситуацию в компании Практическая реализация разработанных мероприятий Проведение диагностики деятельности компании Осуществление управленческого консультирования Рисунок 12 - Бесконечный цикл совершенствования деятельности компании Основные условия эффективного использования данною метода наличие системы наставничества или системы

работы с внешними консультантами потребность в ответственных решениях, определяющих развитие подразделений компании или судьбу их персонала. Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией наставника или внешнего консультанта. Метод подключения новых интеллектуальных источников гарантирует высокую эффективность УР и достижение цели. Вывод большинство из рассмотренных мною методов гарантируют высокую эффективность УР. Для выбора конкретного метода необходима правильная и конкретная постановка проблемы, от которой

и зависит выбор метода, целей и задач для ее решения. Правильный выбор метода гарантирует рациональное и оптимальное управленческое решение. 2. Анализ процессов разработки и принятие управленческих решений в сфере торговли и услуг на примере предприятия ООО Леруа Мерлен 2.1 Характеристика предприятия ? В основу эмпирической практической части своей работы я решил взять за пример свое место работы магазин

Леруа Мерлен Красногорск , на котором я проработал около трех лет на должности продавца-консультанта. Леруа Мерлен - французская компания, существующая с 1923 года Это общество с ограниченной ответственностью, которое представлено по всему миру сетьюмагазинов, в которых можно найти все необходимое для ремонта, строительства, декорирования и обустройства дома и сада Миссия компании состоит в том, чтобы каждый мог построить дом своей мечты

Задачи компании на 2010 год потребительская корзина не менее 9 артикулов снижение уровня известных потерь снижение уровня неизвестных потерь Фирма придерживается политики низких цен каждый день на весь ассортимент представленных товаров. Кроме этого многочисленные услуги большая и вместительная парковка, доставка, возврат товара, резка стекла и дерева, пошив штор, сервисное обслуживание, монтаж, кредит, профессиональная помощь продавцов-консультантов, а такжеудобное время работы магазины работают без выходных.

В настоящее время сеть развивается и открывает новые магазины в разных регионах и городах России Самара, Уфа, Ростов, Воронеж, Новосибирск, Омск и т.д. Это предполагает рискованные управленческие решения в условиях неопределенности и экономической нестабильности в России. Но компания находит оптимальные подходы и управленческие решения, которые помогают адаптироваться к российской среде существования организации. 2.2 Анализ состояния процессов разработки и принятия управленческих

решений в ООО Леруа Мерлен Для анализа процессов принятия управленческих решений в ООО Леруа Мерлен я решил взять за основу сайт компании, на котором можно выделить как уже принятые и реализованные управленческие решения, так и планируемые, стратегические решения. Используя теоретические и практические материалы, проработанные в учебном процессе, представлю УР ООО Леруа Мерлен в виде схемы или дерева решений в соответствии с типологией управленческих решений

рисунок 13 . На рисунке 13 мы видим схематичное представление управленческих решений компании в соответствии с теоретической типологией, которых достаточно много и которые являются решающими и эффективным для деятельности организации. Проработав в этой организации около трех лет, хотелось бы отметить, что каждое принятое управленческое решение имеет свой положительный результат. В совокупности эти решения приносят достаточно хороший объем реализации, который, например, равен 30

млн.руб. день. 17мая 2008 год , что по сравнению с 17 мая 2007 года в два раза больше. Изученный мною сайт компании, ООО Леруа Мерлен дает, на мой взгляд, достаточно много информации о своей деятельности, намерениях, стратегиях и плана, партнерах, целевом сегменте, ценой политике и т.д. Из перечисленного можно проследить принятие очень важных управленческих решений тактического и стратегического характера. Сайт демонстрирует следующие управленческие решения 1.

Рисковое правленческое решение покорения российского рынка и создание сети магазинов. На мой взгляд, в данном случае, такое управленческое решение оправдало себя. Считаю такое решение рациональным и эффективным. Каждый год компания открывает 1-3 магазина. Ближайшее открытие в городе Уфе 2. Управленческие решения, направленные на удовлетворение потребностей потребителей всех категорий. Это можно проследить в цели организации, которая заключается в том, чтобы

каждый мог построить дом своей мечты , а также в множестве предоставляемых услуг недавно вступила в действие новая услуга установка и монтаж 3. Также отслеживаются управленческие решения по организационной культуре политике. У компании Леруа Мерлен персонал это главная ценность. Внутренняя политика это политика групповой, командной сплоченности 4. Хочу еще отметить управленческие решения, связанные с ценовой политикой.

Это отражается в таком лозунге как НИЗКИЕ ЦЕНЫ КАЖДЫЙ ДЕНЬ , а также ежемесячные акции, распродажи по разным отделам 5. Далее отмечу управленческое решение по организации связи с общественностью, учитывающей обратную связь. На сайте присутствует ссылка Вопросы-ответы . Каждый может задать компании интересующий его вопрос и получить на него ответ или пожелание Email , или потребность.

Одновременно с этим есть возможность посмотреть вакансии каждого магазина и оставить свое резюме 6. На сайте представлено управленческое решение на поиск контактной аудитории поставщиков, партнеров и т.д в котором наблюдаются стратегические УР длительное и надежное сотрудничество полноценное участие в развитии нашей сети в России реализацию ваших идей, направленных на улучшение удовлетворенности наших покупателей открытый и доверительный диалог друг с другом объединение усилий для предложения нашим клиентам

лучших цен. Все-таки, хотелось бы отметить, что принятые ранее рискованные управленческие решения, связанные с покорением просторов России, которые дают свои результаты и оправдывают себя открытие магазинов в различных регионах России . Компания ООО Леруа Мерлен уже более 5 лет на российском рынке, и она хорошо зарекомендовала себя. 3. Выявление и оценка влияния ключевых факторов внешней и внутренней среды на принятие управленческих решений в ООО Леруа Мерлен

На мой взгляд, одними из ключевых факторов при принятии управленческих решений в компании являются такие факторы внешней и внутренней среды как потребители и персонал, т.к. без этих звеньев невозможен процесс торговли. Начнем с потребителей. Единственная подлинная цель бизнеса это создавать потребителя. Под этим понимается, что само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы.

Значение потребителей для бизнеса очевидно. Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации почти все, относящееся к результатам ее деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Воздействие потребителей на внутренние переменные структуры может быть довольно значительным. Приведу конкретный и реальный пример влияния этого фактора на принятие

управленческих решений в магазине Леруа Мерлен Красногорск . Месторасположение Красногорского Леруа Мрлен предполагает интенсивный и большой поток потребителей, так как находится на западе Московской Кольцевой Автомобильной Дороги, где свою очередь находятся основные дачные направления Новорижское шоссе, Волоколамское шоссе, Рублевское шоссе,

Можайское шоссе и т.д. Из-за большого количества покупателей в магазине скапливались огромные очереди в кассы, что приводило к недовольству, жалобам, полной парализации внутренней логистики и работы продавцов. Многие покупатели просто оставляли товар и уходили ни с чем. Например во Франции такие ситуации не возникают . Магазины Леруа Мерлен в России ,с точки зрения здания, построены по типовому плану как и во

Франции, и они не рассчитаны на такой поток покупателей. В данной ситуации мы можем наблюдать влияние такого внешнего фактора как потребители. Руководство магазина, заметив данную ситуацию, проанализировало возможности решения этой проблемы и приняло следующее управленческое решение чтобы улучшить систему массового обслуживания покупателей было решено увеличить линию касс на 5шт. в ущерб торговой площади отдела каминов, при этом увеличились затраты

на найм дополнительного персонала кассиров и оплату труда. Но при этом всем, это управленческое решение оказалось эффективным увеличилась пропускная способность системы массового обслуживания, удовлетворенность покупателей возросла, объем продаж увеличился на 3 . Если это представить в цифрах то в среднем объем продаж магазина в день составляет 21 млн.руб. рассчитаем 210 руб. 0,03 630000 руб. Единовременные затраты на приобретение оборудования и установку составили 30 руб.

наем пяти кассиров и их оплата труда составили 10 руб. мес в сумме 40 руб. Из этого следует, что за один день магазин не только покрыл затраты, но и получил прибыль 230000 руб. Отмечу следующий не менее важный, а скорее самый главный фактор внутренней среды компании это персонал. Персонал организации - совокупность физических лиц, состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма, и обладающих определенными качественными характеристиками

способности, мотивация, деловые и личностные качества , позволяющими обеспечить достижение целей организации. Для эффективной деятельности организации, для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей, необходимо ее обеспечение персоналом нужных специальностей и квалификации. В компании Леруа Мерлен персонал является главной ценностью, основным ресурсом, внутренним двигателем. Магазин Леруа Мерлен Красногорск открылся в 2005 году.

В 2007 году руководство магазина столкнулось с такой проблемой как интенсивная и прогрессивная текучка персонала. Была поставлена задача отделу кадров провести внутреннее исследование и выяснить, в чем же дело. В итоге выяснилось, что 70 оставшихся работников не удовлетворены своей заработной платой и подумывают об увольнении. В результате был проведен совет директоров, в ходе которого было принято решение об увеличении заработной платы на 15 15000 руб. 5 .17250руб В итоге, это решение только лишь приостановило текучку

и не решило проблему полностью. Тогда была разработана политика приобщения работников к общему результату, которая заключается в ежеквартальном премировании персонала по итогам работы в основном премия составляет оклад . Таким образом средняя зарплата в месяц отчетного квартала составляет з п1 з п2 з п3 Премия 23000 руб. мес. 3 месяца Управленческое решение, принятое по совершенствованию системы мотивации персонала оказалось затратным, но эффективным текучка сотрудников прекратилась, кроме этого вернулись

ранее уволившиеся сотрудники качество обслуживания покупателей возросло. Представленная ситуация стала уроком для руководства компании. Персонал стал главной ценностью. Чтобы сохранить сложившийся штат сотрудников, совет директоров Леруа Мерлен приняло решение о ежегодной индексации заработной платы. Последняя индексация была произведена 1 марта 2010 года на 4 .

Заключение Принятие управленческих решений это сложный психический и организационный процесс, который находится под влиянием большого числа факторов, обусловленных как психологическими особенностями личности руководителя, так и конкретной ситуацией принятия решения. Поэтому для достижения успеха руководитель организации должен не только хотеть, но и уметь принимать решения, т.е. делать выбор альтернативы осознанно с учетом знаний о себе и знаний о ситуации, в которой

он находится. Процесс принятия решения подвержен влиянию факторов, отражающих особенности руководителя, принимающего решения, особенности внешней среды, в том числе условия определенности, риска или неопределенности, а также связанные с ними негативные последствия, информационные ограничения, взаимозависимость и взаимосвязанность принимаемых решений и другие факторы. Как и любой человек живет в обществе, так и любая организация находится во взаимодействии с внешней средой и внутренней средой.

Цели и задачи должны быть реальными, соотноситься с располагаемыми ресурсами и их видами для решения конкретных задач, а также теми способами и технологиями, которые предполагается применять. Это предполагает использование различных видов нормирования при прогнозировании и планировании решений. Сложность принятия управленческого решения является признанным фактом в силу сложной рыночной среды, в которой действует сегодня любое предприятие. Нет ничего более подвижного, чем социальная среда со

сложными взаимоотношениями и факторами функционирования. Управленческие решения должны опираться на объективные законы и закономерности общественного развития. В соответствии с поставленной целью можно сделать вывод, что ключевым фактором при принятии УР является человек, будь он в роли персонала или потребителя и т.д. Список литературы 1. Разработка управленческих решений ,

Э.А.Смирнов. Москва, 2002 г. ЮНИТИ 2. Разработка управленческого решения , Б.Г. Литвак, 3-е издание, исправленное М. Дело , 2002 3. Разработка управленческих решений , Р.А. Фатхутдинов, 2-е изд М. Интел-Синтез, 1998 г. 4. Управленческие решения , Р.А. Фатхутдинов, 5-е изд Инфра-М, 2002 г. 5. Менеджмент ,

Учебное пособие, Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов, 4-е изд AKADEMIA. 2004г. 6. Управленческие решения , Учебник для студентов Ю.И.Башкатова, Москва, 2003г. 7. Андрейчиков А.В Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М. Финансы и статистика, 2000, 368 с. 8. Глущенко

В.В Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование - планирование. Теория проектирования экспериментов. М. Крылья, 1997- 400 с. 9. Карданская Н.Л. Принятия управленческого решения М. ЮНИТИ, 1999. 407 с. 10. Управление организацией Учебник Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.

Саломатина 2-е изд перераб. и доп М. ИНФРА-М, 1998 669 с. 11. Юкаева В.С. Управленческие решения. Учебное пособие. М. Дашков И К, 1999. 292 с. 12. М.Эддоус, Р.Стэнфилд. Методы принятия решений, Перевод с англ М. Аудит, ЮНИТИ, 1997 590 с. 13. Интернет сайт компании ООО Леруа

Мерлен http www.leroymerlin.ru.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Заработная плата и "золотое сечение"
Реферат Конструкция тепловоза ТЭП70
Реферат Cols=2 gutter=4> договір про перевезення вантажів автомобільним транспортом у місцевому та міжміському сполученні (багаторазовий)
Реферат Экономическая сущность инвестиционного проекта, стадии его реализации, организация финансирования
Реферат Понятие и виды преступлений
Реферат Дети герои Великой Отечественной войны
Реферат Обґрунтування судово-медичних діагностичних критеріїв визначення ступеня тяжкості посттравматичних кохлеарних невритів
Реферат Анализ начальных сумм и сумм контрактов на закупаемую продукцию и услуги в Управлении за 1 квартал 2012 год
Реферат Психология общения медицинского работника и больного
Реферат Програма переводу з однієї системи числення у іншу
Реферат Анализ мотивации РТБ ОАО "СТПС"
Реферат Определение и содержание термина Электронная коммерция 2
Реферат Kiss Essay Research Paper Eyes are said
Реферат Земское самоуправление в 1907-1914 гг
Реферат Анализ основных техникоэкономических показателей работы предприятия на примере РУП Информационный