Реферат по предмету "Менеджмент"


Роль внешней трудовой миграции в формировании рынка труда Ставропольского края

РОЛЬ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ РЫНКА ТРУДА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика народонаселения и демография) Ставрополь, 2007 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ… 2 ГЛАВА 1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И СПРОС НА ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ В СТАВРОПОЛЬСКОМ


КРАЕ … 1. Демографическая ситуация и численность трудовых ресурсов в регионе… 2. Спрос на рабочую силу на региональном рынке труда………… ……16 ГЛАВА 2. ЛЕГАЛЬНАЯ И НЕЛЕГАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В РЕГИОНЕ… 1. Причины трудовой миграции в регион….2. Масштабы и структура привлечения иностранной рабочей силы в


Ставропольский край… 3. Нелегальная трудовая миграция в регионе… 41 ГЛАВА 3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИЕЙ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ: ПОДХОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ… … 1. Система учета иностранных граждан - трудовых мигрантов России… 3.2 Система привлечения и использования иностранной рабочей силы в


России и рекомендации по ее совершенствованию … … 94 ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 109 ЛИТЕРАТУРА…117 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. В современной демографической ситуации международная миграция для России – один из возможных источников пополнения убывающего населения и трудовых ресурсов. По прогнозам демографов с 2007 г. страну ожидает сокращение численности населения трудоспособного возраста,


что может негативно отразится на состоянии рынка труда и привести к дефициту трудовых ресурсов внутри страны. Россия в принципе должна быть заинтересована в притоке трудовых мигрантов из-за рубежа, выработать стратегию, а также четкие и прозрачные условия их привлечения. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы формирования миграционной политики в отношении временных трудовых мигрантов из-за рубежа. В частности, актуальны позиции определения потребностей рынка


труда в иностранной рабочей силе, отраслей их привлечения, условий размещения, соблюдения прав и пр. В настоящее время временная трудовая миграция на территории России происходит в стихийном режиме, многие мигранты находятся вне легального статуса, работают в теневой экономике. В стране в целом и отдельных регионах не учитываются реальные потребности рынка труда и возможности социальной инфраструктуры, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди


российского населения идей национальной нетерпимости и ксенофобии по отношению к мигрантам разных национальностей. Сами трудовые мигранты не имеют регистрации, их права нарушаются, они подвергаются эксплуатации со стороны некоторых работодателей. Важным приоритетом в этом направлении должно стать формирование четкой, прозрачной и понятной мигрантам и работодателям процедуры привлечения временных трудовых мигрантов в страну, его реальное облегчение, сокращение времени и затрат российских работодателей для получения


необходимого количества временных трудовых мигрантов в качестве легальной рабочей силы. Миграционная политика в данной сфере требует научного обоснования и совершенствования. Объектом исследования в настоящей работе являются иностранные мигранты, осуществляющие трудовую деятельность на территории Ставропольского края. Предмет исследования – международная трудовая миграция (легальная и незаконная), ее влияние на социально-экономическое развитие региона и подходы к регулированию трудовой


миграции на региональном и государственном уровне. Цель исследования – оценить влияние международной трудовой миграции на социально-экономическое развитие Ставропольского края и разработать рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования привлечения иностранной рабочей силы в Россию. Задачи исследования: - установить динамику численности трудовых ресурсов в Ставропольском крае в 2000-2006 гг.; - оценить объем спроса на рабочую силу на региональном


рынке труда на 2006-2008 гг.; - выявить причины трудовой иммиграции в регион; - определить масштабы легальной и незаконной международной трудовой миграции на региональном уровне; - определить подходы к регулированию международной трудовой миграции на национальном и региональном уровнях; - разработать рекомендации по совершенствованию управления международной трудовой миграцией в России на федеральном и региональном уровнях. Теоретическая и методологическая база.


Данная диссертационная работа базировалась на научных трудах ведущих демографов и социологов, описавших научные аспекты обозначенных выше проблем на межгосударственном, общероссийском и региональном уровнях. В их числе работы Витковской Г.С Воробьевой О.Д Зайончковской Ж.А Ивахнюк И.В Ионцева В.А Каменского А.Н Красинца Е.С Лукьяновой А.Ю Метелева С.В Моисеенко В.М Мукомеля


В.И Орловой И.Б Регент Т.М Рыбаковского Л.Л Рязанцева С.В Ткаченко М.Ф Топилина А.Н Тюрюкановой Е.В. Источниками информации стали данные Федеральной миграционной службы Российской Федерации, Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю, Территориального органа федеральной службы государственной статистики по


Ставропольскому краю, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управления федеральной государственной службы занятости населения по Ставропольскому краю, Информационного центра Главного управления внутренних дел Ставропольского края, администраций муниципальных районов и городских округов края. В работе также использованы материалы монографий российских ученых, специальных периодических изданий,


а также всемирной информационной сети Интернет. Нормативно-правовую базу исследования составили законы Российской Федерации, указы и постановления Президента и Правительства Российской Федерации, ведомственные акты Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел, а также нормативно-правовые акты иных министерств и ведомств Российской Федерации. Научная новизна результатов исследования заключается в следующем: -


уточнено понятие «нелегальные трудовые мигранты», под которыми мы понимаем иностранных граждан и лиц без гражданства, которые пересекли границу РФ добровольно или принудительным образом, легально или нелегально, осуществляющие трудовую деятельность с нарушением законодательства РФ, регулирующего вопрос трудоустройства иностранных граждан на территории России; - разработана классификация причин международной трудовой миграции на региональном уровне с


точки зрения их значимости для страны и региона, в том числе выделены геополитические, социально-экономические и нормативно-правовые причины миграции; - определена структура спроса на рабочую силу на региональном рынке труда, в которой более 2/3 составляют рабочие специальности и 1/3 - работники с высшим образованием, прежде всего, инженерно-технических работников и менеджеров; - выявлены масштабы нелегальной миграции в Ставропольском крае, которые составляют не менее 25 тыс. человек, в большинстве своем из стран


СНГ с безвизовым режимом; - определены подходы к регулированию и обоснованы рекомендации по совершенствованию управления международной трудовой миграцией в России на федеральном и региональном уровнях. Практическая значимость исследования состоит в том, что отдельные положения работы могут быть использованы при выработке национальной концепции и программ по привлечению иностранной рабочей силы на национальном и региональном уровнях, а также специалистами, работающими в сфере управления миграционными процессами.


Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для подготовки учебных курсов по демографии и международной миграции, а также использованы научными работниками и аспирантами, занимающимися исследованием проблем международной трудовой миграции. Апробация работы. Основные положения работы докладывались, как на региональном уровне, так и на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2007».


Опубликована статья в научном журнале «Вестник Ставропольского государственного университета». Всего по теме исследования опубликованы 5 работ, общим объемом 1,5 п.л. Результаты диссертационного исследования использовались при составлении аналитических отчетов Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю. Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, содержащих 7 параграфов,


заключения, списка литературы из104 источников, содержит 21 таблицу, 7 рисунков. ГЛАВА 1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И СПРОС НА ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ 1.1 Демографическая ситуация и численность трудовых ресурсов в регионе В последние годы для большинства регионов Северного Кавказа характерны сокращение численности безработных, рост количества занятого населения.


Современная ситуация на рынке труда и в сфере занятости населения Ставропольского края характеризуется следующими особенностями и тенденциями, которые носят как позитивную, так и негативную направленность. По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю численность лиц, не имеющих работы или доходного занятия, активно его ищущих и готовых приступить к работе, которые в соответствие с методологией


МОТ классифицируются как безработные, в 2006 г. составили 116 тыс. человек. Это на 55,1 тыс. человек, или 67,7% меньше, чем в 2000 г. Общий рост количества занятого населения составил (111%). Численность экономически активного населения края с 1237.1 тыс. человек в 2000 г. увеличилась до 1300 тыс. человек в 2006 г что составило 48% всего населения края.


Таким образом, в целом произошло увеличение численности экономически активного населения на 62,9 тыс. человек (табл. 1). Увеличение числа занятого населения отмечается не во всех секторах экономики Ставропольского края. Наибольший рост числа занятых отмечается в торговле, общественном питание, материально-техническом снабжение и сбыте, заготовках. Так, начиная с 2000 г количество занятых в этой сфере увеличилось на 61,1 тыс. человек (табл. 2). Во всех остальных отраслях существенных изменений не наблюдается.


Таблица 1. Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (по данным обследования домашних хозяйств по проблемам занятости), тыс. человек 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Экономически активное население – всего 1237.1 1205.1 1163.7 1225.7 1267.0 1289.0 1300.0 Женщины 574.4 574.4 551.5 586.0 604.0 619.2 637.0 Мужчины 662.7 630.7 612.2 639.7 663.0 670.5 663.0 в том числе: занятые в экономике – всего 1066.0 1087.1 1052.1 1099.6 1146.0 1199.7 1184.0


Женщины 489.5 509.9 502.1 528.2 541.0 569.7 585.0 Мужчины 576.5 577.2 550.0 571.4 605.0 630.0 599.0 безработные – всего 171.1 118.0 111.6 126.1 121.0 90.0 116.0 Женщины 84.9 64.5 49.4 57.8 63.0 49.5 52.0 Мужчины 86.2 53.5 62.2 68.3 58.1 40.5 64.0 Увеличение численности экономически активного населения в Ставропольском крае произошло, скорее всего, из-за существенного роста числа работающих студентов, учащихся


и некоторых других категорий населения, традиционно относящихся к экономически пассивному населению. Таблица 2. Среднегодовая численность занятого населения по отраслям экономики, тыс. человек 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Занято в экономике - всего 1020,5 1025,3 1044,9 1077,3 1124,9 1159,6 в том числе: промышленность 162 163,7 163,6 162,3 161,9 186,2 сельское хозяйство 249,3 250,9 240,6 232,1 229,1 225,6 транспорт и связь 71 69,2 69,3 71,5 77,8 87,8 строительство 74,1 76,1 72,9 73,9 80,7 79,3 2000 2001 2002 2003 2004 2005 торговля, общественное питание,


материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки 151,4 152,6 179,7 198,9 209,5 212,5 жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения 45,6 46 48,2 48 53,7 40,6 здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 76,8 76,6 78,2 84,5 88,1 91,8 образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание 113,4 112 113,6 117,8 121,2 103,9 кредитование, финансы, страхование 10,3 11,2 11,7 13,3 16,2 10,9 органы управления 44,2 45 46,4 46,8 53,6 51,3 другие отрасли 22,4 22 20,7 28,2 33,1 69,7


При этом следует иметь в виду, что в официальной отчетности многие работодатели по разным мотивам не показывают реального числа занятых, прежде всего за счет вышеперечисленных категорий. Наряду с увеличением численности занятого населения, незначительно возросло и число населения трудоспособного возраста. Начиная с 2000 г. и до первого полугодия 2006 г этот рост составил 85,8 тыс. человек (табл. 3). Таблица 3. Численность населения трудоспособного возраста, тыс. человек 2000 2001 2002 2003 2004 2005


Первое полугодие 2006 года Всего 1598,2 1621,6 1645,2 1665,0 1678,2 1688,3 1684,0 мужчин 803,8 813,6 826,7 838,7 850,0 858,5 857,0 женщин 794,4 808,0 818,5 826,3 828,2 829,8 827,0 Следует заметить, что динамика численности трудоспособного населения напрямую зависит от характера и динамики воспроизводства населения в стране или конкретном регионе. Воспроизводство населения происходит непрерывно и определяется сочетанием и динамикой естественных и механических процессов. Уменьшение численности населения страны и территории происходит за счет смертей


и убытия эмигрантов, но одновременно увеличивается за счет рождений и прибытия иммигрантов. Следовательно, величина абсолютного прироста численности населения зависит от четырех составляющих: чисел рождений и смертей, а также чисел иммигрантов и эмигрантов. Разность между числом рождений и смертей за период называется естественным приростом. Баланс между иммиграцией и эмиграцией называется миграционным приростом, или сальдо миграции.


Можно сказать, что численность населения территории изменяется под действием только двух процессов – естественного прироста и миграции. Численность населения в Ставропольском крае на 1 января 2007 г. составила 2705,7 тыс. человек. Если принимать во внимание данные 2000 г то численность населения сократилась на 35,2 тыс. человек (табл. 4). Таблица 4. Численность населения Ставропольского края за 2000-2006 гг тыс. человек 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006


Всё население 2740.9 2736.2 2732.5 2726.4 2718.0 2710.3 2705,7 из общего итога мужчины 1283.9 1281.1 1278.4 1274.3 1269.3 1264.1 - женщины 1457.0 1455.1 1454.1 1452.1 1448.7 1446.2 - При этом наибольшими темпами сокращалось сельское население. Это было вызвано, с одной стороны, естественной убылью населения, с другой стороны, набиравшими темпы процессами урбанизации (табл. 5). По прогнозам Росстата, численность населения в крае будет сокращаться


и составит на начало 2016 г 2685 тыс. человек, 2026 г 2656 тыс. человек. Таблица 5. Численность постоянного населения на 1 января 2000-2006 гг. в Ставропольском крае, тыс. человек 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Всё население 2740,9 2740,9 2736,2 2732,5 2726,4 2718,0 2710,3 из общего итога 1532,2 1531,3 1530,5 1529,6 1529,3 1527,0 1527,7 городское население 1208,7 1209,6 1205,7 1202,9 1197,0 1190,9 1182,5 сельское население 2740,9 2740,9 2736,2 2732,5 2726,4 2718,0 2710,3


Сокращение численности населения происходит из-за естественной убыли, которая в 3 раза перекрыла миграционный прирост, возросший в 1,5 раза по сравнению с 2004 г. (с 2,5 до 4,1 тыс. человек с учетом оценки объемов неконтролируемой миграции) (рис. 1). Рис. 1. Изменение численности населения Ставропольского края за счет естественного движения и миграции, тыс. человек. Роль миграции в общем приросте в последние годы претерпела существенные изменения.


Если ранее, в 1970-80-е гг она наряду с естественным движением способствовала общему приросту населения, то сейчас миграция полностью его обеспечивает. Начиная с 1993 г на Ставрополье наблюдается стабильная естественная убыль населения, и общий прирост обеспечивается только миграцией. Достигнув своего пика в 1994 г. и начав сокращаться в последние годы, миграционный прирост остается, тем не менее, единственным источником пополнения населения края, поскольку в естественном


движении наметилась тенденция превышения числа умерших над числом родившихся (табл. 6). Таблица 6. Показатели естественного движения населения, рождаемости, смертности, в расчете на 1000 населения 1995 1997 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 рождаемость Всего по краю 10.7 9.6 8.9 9.2 9.3 9.9 10.2 10.3 10.0 10.1 в том числе городская местность 9.8 8.7 8.3 8.6 9.0 9.5 9.7 10.0 9.8 9.9 сельская местность 11.7 10.6 9.7 10.0 9.7 10.4 10.7 10.6 10.3 10.5 смертность


Всего по краю 13.5 13.1 13.4 13.9 14.0 15.0 14.9 14.3 14.4 14.2 в том числе городская местность 13.3 12.5 13.1 13.5 13.8 14.7 14.4 13.8 13.8 13.8 сельская местность 13.8 13.9 13.8 14.4 14.3 15.3 15.6 14.8 15.2 14.7 младенческая смертность (на 1000 человек родившихся) Всего по краю 21.5 17.6 15.9 13.8 14.0 13.0 11.6 11.1 11.1 10.1 в том числе городская местность 23.0 16.7 16.2 14.4 15.4 13.6 11.5 10.8 10.7 9.8 сельская местность 20.2 18.5 15.5 13.2 12.4 12.4 11.7 11.5 11.6 10.4 Смертность экономически активного населения – один из важнейших демографических факторов, оказывающих


определенное влияние на численность трудовых ресурсов и на социально-экономическое развитие региона в целом. В табл. 7 представлены данные по смертности населения в распределении по полу и местности проживания. Таблица 7. Число умерших в 2000-2006 гг. в Ставропольском крае, тыс. человек 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 оба пола все население 37,3 37,6 40,0 40,8 38,9 39,1 38,4 городское население 20,2 20,6 21,8 22,1 21,1 21,1 21,1 сельское население 17,1 17,0 18,2 18,7 17,7 18,0 17,3 женщины все население 18,1 17,9 18,8 19,2 18,3 18,3 18,2


городское население 9,8 9,8 10,3 10,4 10,0 10,0 10,0 сельское население 8,3 8,1 8,5 8,7 8,3 8,4 8,2 мужчины все население 19,2 19,7 21,2 21,6 20,6 20,8 20,2 городское население 10,4 10,8 11,5 11,7 11,2 11,1 11,1 сельское население 8,8 8,9 9,6 10,0 9,4 9,7 9,1 Как видно из табл. 7, тенденции в смертности не имеют устойчивой динамики. Очевидным остается факт, что мужчин умирает больше, чем женщин.


Причем, этот показатель выше среди городских жителей, чем среди сельских. В 2006 г. по сравнению с предыдущими годами ситуация несколько улучшилась по всем признакам. Особо острой проблемой остается смертность населения в трудоспособном возрасте. Так, за 2005 г. в крае умерло 10224 тыс. человек, это на (119%) процентов больше, чем в 2000 г. В структуре причин смертности трудоспособного населения преобладают болезни системы кровообращения


(34,2%), несчастных случаев, отравлений и травм (30,3%) и новообразования (13,4%) (табл. 8). Таблица 8. Динамика смертности населения Ставропольского края трудоспособного возраста, человек 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Всего умерших 8536 8803 9767 10373 9938 10224 в том числе от инфекционно - паразитических болезней 466 476 474 523 416 441 новообразований 1264 1275 1317 1266 1324 1299 болезней системы кровообращения 2720 2871 3273 3563 3514 3756 болезней органов дыхания 355 329 421 458 403 395 болезней органов пищеварения 426 520 596 715 696 768


несчастных случаев, отравлений и травм 2834 2758 3017 3134 2844 2854 Из них от убийств 387 376 373 437 355 298 самоубийств 486 485 476 441 374 403 Продолжается процесс старения населения, который выражается в ухудшении соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста (табл. 9). Демографическое старение (высокая доля лиц в возрасте 60 лет и старше в общей численности населения)


уже длительное время характеризует население многих регионов Российской Федерации и, в том числе, Ставропольского края. Уровень в 12% и выше свидетельствует о наступлении этого явления; 16-18% – высокий уровень старения. Процесс этот обусловлен постепенным сокращением числа детей вследствие снижения рождаемости, так называемое «старение снизу», а также ростом числа людей старших возрастов


в результате уменьшающейся их смертности, или «старение сверху». Таблица 9. Показатели демографической нагрузки в Ставропольском крае за 2000-2005 гг. Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 на 1000 человек трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособного возраста 715 687 661 637 620 605 на 1000 человек в возрасте 0-15 лет приходится лиц старше трудоспособного возраста 1017 1068 1108 1139 1174 1206 доля пожилых и старых людей в общей численности населения 19,1 19,2 19,0 18,5 18,0 18,5


Таким образом, естественные демографические процессы не могут способствовать пополнению численности трудоспособного населения в регионе. Компенсация естественной убыли населения происходит в основном за счет миграционного прироста, который на протяжении длительного периода остается единственным источником пополнения населения в Ставропольском крае. При этом нужно более четко определиться с качественными и количественными характеристиками рабочей силы, которая может быть привлечена в регион из-за рубежа.


1.2. Спрос на рабочую силу на региональном рынке труда Рынок труда представляет собой механизм согласования интересов работодателей (предъявителей спроса на труд) и наемной рабочей силы (продавцов рабочей силы). Спрос на рабочую силу выражается потребностью в работниках для заполнения вакантных рабочих мест на постоянных условиях или временно (по совместительству).


Министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края совместно с Управлением Федеральной государственной службы занятости населения по Ставропольскому краю и администрациями муниципальных районов и городских округов края проведена работа по изучению спроса на рабочую силу в организациях Ставропольского края на 2006-2008 гг. Работа по изучению спроса проводилась путем анализа банка вакансий за предшествующий прогнозу период


времени и обследования предприятий на территории края, проведенным выборочным методом. В выборку обследования включались предприятия, численность которых превышала 100 человек. Дополнительная потребность в рабочей силе определялась с учетом замены выбывшего персонала. Спрос на рабочую силу изучен в 11 основных отраслях экономики края с общей численностью занятых более 300 тыс. человек. Итоги развития экономики Ставрополья за 2005 г. свидетельствует о достаточно высоких темпах


роста макроэкономических показателей. Улучшилась работа многих предприятий и организаций края. Увеличились поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней. Повысились денежные доходы и покупательская способность населения. Развитие экономики края, рост спроса на рабочую силу, новых рабочих мест в различных видах деятельности позволили только за последний год увеличить число занятых в экономике на 1,2%.


В 2005 г. (по предварительным данным) в экономике края было занято около 1,2 млн. человек, или 90,6% от числа экономически активного населения. По данным проведенного обследования на 1 мая 2006 г. потребность в рабочих кадрах составила 44,8 тыс. человек, а к 2008 г. она возрастет на 3,2% и составит 46,3 тыс. человек. Наиболее емкими по потребности в рабочей силе остаются рынки труда краевого центра, а так же Кавказских Минеральных Вод, промышленных районов края.


Для них характерен широкий спектр имеющихся вакансий как для инженерно-технических рабочих и служащих, так и по рабочим специальностям. Сельские районы в силу недостатка рабочих мест, менее развитой инфраструктуры имеют незначительное число и разнообразие в структуре потребностей. Наибольшую потребность в квалифицированных кадрах будут испытывать организации торговли и общественного питания края, а также потребность будет существовать в организациях промышленности, строительства, жилищно-


коммунального, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и других отраслей (табл. 10). Таблица 10. Потребность отраслей края в квалифицированных кадрах Наименование отраслей 2006 г. 2007 г. 2008 г. Торговля, общественное питание 11375 11993 12797 Промышленность 6194 6569 6767 Строительство 5670 5669 5844 Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения 4922 5065 5277


Сельское хозяйство 5164 5030 5102 Транспорт, связь 3275 3267 3596 Здравоохранение 1625 1372 1409 Образование 1463 1150 1242 Культура 319 325 314 Финансы, кредитование, страхование 325 259 262 Управление 026 103 115 Другие отрасли 4357 3615 3594 Итого: 44715 44417 46319 Оценивая структуру потребности, можно отметить, что повышенным спросом у работодателей


пользуются профессии квалифицированных рабочих. По данным исследования, 64% из всей потребности составляют рабочие специальности. Среди этих профессий стабильно высок спрос на рабочих промышленных специальностей (слесарь, электросварщик, фрезеровщик, токарь). Также требуются рабочие строительных специальностей: каменщики, штукатуры, электрогазосварщики, плиточники-облицовщики, электромонтеры; рабочие жилищно-коммунального хозяйства: слесари-электрики,


слесари-сантехники, швеи, операторы, парикмахеры; в торговле и общественном питании: продавцы, кондитеры, официанты; в сельском хозяйстве: животноводы, механизаторы, слесари по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования и другие (табл. 11). Таблица 11. Спрос на рабочие профессии в Ставропольском крае Наименование профессии (специальности) Потребность в 2008 г. (человек) Удельный вес в числе вакансий квалифицированных рабочих, % 1


Слесарь 4887 17,8 2 Продавец, контролер-кассир 4185 15,2 3 Повар, кондитер 1939 7,0 4 Электрогазосварщик 1914 7,0 5 Штукатур, маляр, плиточник 1669 6,1 6 Механизатор, тракторист 1503 5,5 7 Водитель 1398 5,1 8 Станочник (токарь, фрезеровщик, шлифовщик и др.) 1049 3,8 9 Портной, швея, закройщик 732 2,7 10 Животновод 704 2,6


Итого: 19989 72,8 На вышеназванные массовые профессии приходится большая часть спроса рабочей силы. Кроме этого, на рынке труда требуется и работники без специального образования и подготовки: грузчики, вахтеры, курьеры, сторожа, санитары, подсобные рабочие. Как правило, это низкооплачиваемые рабочие места, и в связи с этим текучесть кадров на этих местах высокая. В структуре потребностей спрос на специалистов и служащих составляет лишь третью часть от общей


потребности. Динамично развивающиеся отрасли промышленности и строительства способствуют росту спроса на инженерно-технический персонал. Будут требоваться технологи, программисты, энергетики, конструкторы, механики, строители, проектировщики, бухгалтеры. Учреждениям бюджетной сферы потребуется квалифицированный персонал в следующих областях: - лечебно-профилактическим учреждениям – врачи-специалисты и средний медицинский персонал; - образовательным учреждениям – педагогические работники, воспитатели дошкольных


учреждений; - заведениям культуры и искусства – музыкальные работники, хореографы, библиотекари, режиссеры и др.; - органам социальной защиты – психологи, социальные работники, методисты. В табл. 12 представлены наиболее востребованные в крае специальности, требующие высшего или среднего профессионального образования. Таблица 12. Десять наиболее востребованных в Ставропольском крае специальностей, требующих высшего или среднего профессионального образования


Наименование профессии (специальности) Потребность в 2008 г. (человек) Удельный вес в числе вакансий для специалистов, ИТР и служащих, % 1 Менеджер в торговле 1364 9,0 2 Инженер по организации эксплуатации и ремонту зданий и сооружений 798 5,3 3 Инженер по эксплуатации газовых объектов 605 4,0 4 Товаровед 502 3,3 5 Инженер по эксплуатации сооружений и оборудования водопроводно-канализационного


хозяйства 369 2,4 6 Инженер-строитель 350 2,3 7 Инженер-программист 320 2,1 8 Инженер-механик 286 1,9 9 Менеджер по маркетингу 263 1,7 10 Инженер-технолог 216 1,4 11 Воспитатель дошкольных учреждений 216 1,4 Итого: 5289 34,8 Как видно из табл. 12, наибольшим спросом пользуются менеджеры, а также инженерно-технические работники. Причем, дефицит высококвалифицированных кадров – проблема многих организаций.


Сделанные на основании обследования выводы подтверждаются результатами контент-анализа, проведенного в рамках исследования «Ограничения по созданию рабочих мест в Южном Федеральном округе (на материалах Ставропольского края и Северной Осетии)». Наибольший спрос предъявляется на представителей рабочих специальностей. Основными факторами, влияющими на спрос на рабочую силу, являются пол, возраст, образование, опыт работы,


специальные профессиональные требования (знание иностранных языков, умение работать на персональном компьютере, коммуникабельность и т.п.). При этом для работодателя наиболее важным оказывается фактор опыта работы (19% объявлений). Если подобный анализ произвести в разрезе двух групп (высоко и низко квалифицированных работников), то можно обнаружить существенные отличия. При найме работников низкой квалификации приоритетными со стороны работодателя являются демографические


характеристики (пол и возраст), а при найме высококвалифицированных работников наиболее важное место занимают качественные (квалификационные) характеристики рабочей силы (образование, опыт работы, специальные профессиональные требования). Каждый из перечисленных факторов имеет определенное значение при найме работников. 1. Пол. Только 7% объявлений не акцентируют внимание на половой принадлежности работника. Перевес явно на стороне мужчин (56%), причем как при найме работников административно-управленческого


и инженерного профиля, так и рабочих специальностей. Однако, существуют определенные профессиональные ниши, где доминирует спрос на женский труд: финансы и право (бухгалтера); рабочие специальности в сфере автосервиса и транспорта (автомойщики, автозаправщики); пищевое производство, ресторанный бизнес, общепит (официанты, повара); информационные технологии (операторы ПК). В остальных сферах мужчины-работники оказываются предпочтительнее женщин.


2. Возраст. Доля объявлений с указанием возраста потенциальных работников составляет 16%, в том числе наиболее востребованными являются критерии «до 35 лет» (20%), «до 40 лет» (21%), «до 45 лет» (18%), до 30 лет (13%). Самая нижняя возрастная граница установлена на уровне – 18 лет, а самый крайний возрастной предел – на уровне 60 лет. В наименьшей степени возрастной ценз определяет спрос на работников в сфере бытового обслуживания (3%) и рекламы (3%). В наибольшей степени фактору возраста работодатели уделяют


внимание при найме работников торговли рабочих специальностей (14%), финансово-правовой сферы (11%). Для административно-управленческого персонала средний возраст, указанный в объявлениях, составляет 35 лет, хотя предельная возрастная планка находится на уровне 50 лет. В сфере финансов и права допускается использование в незначительном количестве случаев труда работников в возрасте 55-60 лет (всего 2% объявлений). При найме инженеров на производство, работодатели пытаются


найти специалистов более зрелого возраста – до 45-60 лет (51% объявлений). Это связано со сложностью технологического процесса на производстве и с недостатком молодых специалистов инженерных специальностей. Для представителей рабочих занятых на производстве, в строительстве, верхний возрастной предел устанавливается на границе 60 лет. Это объясняется дефицитом рабочей силы в связи со значительным оттоком молодежи в сферу образования,


низкой зарплатой. Именно поэтому работодатели предъявляют минимальные требования по возрасту к работникам. В тех профессиональных сферах, где представители рабочих специальностей могут получать достойную заработную плату (пищевое производство, ресторанный бизнес, автосервис и транспорт, информационные технологии), и куда, соответственно, устремляется молодежь, возрастной ценз несколько повышается – основная масса объявлений в этих сферах ориентирована на возрастную группу от 20 до 40 лет.


Определенные возрастные ограничения существуют в таких мало престижных сферах деятельности как работа дворником, грузчиком, техническим работником. Здесь большинство объявлений устанавливают возрастной предел на уровне 40 лет (78%). Достаточно жесткий возрастной ценз устанавливается для работников охраны и служб безопасности – до 45 лет. Таким образом, любой работодатель заинтересован в работниках молодых возрастов, а снижение возрастного ценза в большей степени обусловлено дефицитом кадров, низкой оплатой


труда. 3. Образование. Является одним из основополагающих условий найма высококвалифицированной рабочей силы. На него указывается в 10% объявлений. При этом специалистов с высшим образованием требует примерно 85% объявлений, специалистов со средним специальным образованием – около 15%. Спрос на работников с высшим образованием для административных и инженерных специальностей составляет – 90% объявлений, для рабочих специальностей – 10%.


Спрос на специалистов со средним специальным образованием среди рабочих специальностей составляет 45%, а для работников управленческих и инженерных специальностей он составляет 55%. Наибольшие требования к образованию работников предъявляются в финансах и праве (33% объявлений), инженерным специальностям (26%). 4. Опыт работы. Является важным при найме на работу работников высокой квалификации и имеющих специальное образование, для работников, занятых неквалифицированным и низкоквалифицированным


трудом находится на втором месте. В большинстве объявлений, где упоминается фактор опыта работы, не указывается, какой конкретно стаж работы важен для работодателя. Доля таких объявлений составляет 63%. Опыт работы сроком 1 год оказывается предпочтительным в 10% объявлений с указанием данного фактора. Опыт работы, длительность которого составляет 2 года, считается необходимым для найма на работу в 5% объявлений. Три года считается необходимым сроком стажа в 14% случаев, а более 3


лет – в 5% случаев. Наибольшие требования работодатели по опыту работы предъявляют к административно-управленческому и инженерному персоналу (61% от общего количества объявлений, где указывается фактор «опыт работы»). Здесь наряду с категорией «любой опыт работы» доминирует категория «три года опыта работы» (73% от общего количества объявлений в данной категории). Категория «опыт работы больше трех лет» превалирует при найме инженерных работников в строительстве


(1,5%). Соответственно, для представителей рабочих специальностей фактор «опыт работы» считается обязательным условием найма на работу в 40% случаев. Для представителей рабочих специальностей наиболее жесткие требования к опыту работы предъявляются к специалистам, работающим в автосервисе (здесь преобладает категория «опыт три года»), торговле и общепите. 5. Специальные профессиональные требования. Доля объявлений с указанием специальных профессиональных требований составляет 4%.


Знание основ работы на персональном компьютере считается необходимым элементом профпригодности в основном для специалистов административно-управленческого профиля, а также инженерных работников сферы торговли (63%). Знание английского языка считается необходимым для инженерных работников сферы торговли (56% объявлений с указанием на данную профессиональную характеристику). К числу специальных требований, которые предъявляются к работникам неквалифицированного или низкоквалифицированного


труда, является отсутствие вредных привычек (в особенности это характерно для грузчиков, водителей, дворников и т.д.) – на это указывает почти треть объявлений. Для административно-управленческого персонала также считается важным наличие такого навыка как коммуникабельность. В целом исследование показало, что, во-первых, спрос на неквалифицированных рабочих значительно превосходит спрос на специалистов высокой квалификации, но при этом подобрать специалиста высокой квалификации на


порядок сложнее; во-вторых, для работодателей, нанимающих административно-управленческий и инженерный персонал, наиболее важными характеристиками специалистов являются образование и опыт работы; в-третьих, при всей редкости специалистов высокой квалификации при найме на работу предприниматели предъявляют именно этой категории работников наиболее жесткие требования. В результате был составлен обобщенный социально-демографический портрет потенциального работника, востребованного


работодателями в регионе. Потенциальный работник административно-управленческого и инженерного профиля – это мужчина в возрасте в среднем до 45 лет, имеющий высшее образование, любой опыт работы и обладающий специальными профессиональными требованиями (знание ПК, коммуникабельность и т.д.). Потенциальный работник из числа рабочих – это мужчина в возрасте до 55-60 лет, имеющий среднеспециальное образование или не имеющий его вообще, не имеющий опыта работы или имеющий


сравнительно небольшой опыт работы по своей специализации . Несмотря на существующий дефицит на рабочие кадры в регионе и наличие вполне конкретных требований, предъявляемых работодателями к работникам, сохраняются проблемы, связанные с безработицей. Произошло некоторое увеличение количества безработных с 90 тыс. человек в 2005 г. до 116 тыс. человек в 2006 г. При этом серьезной проблемой становится невостребованность на рынке труда дипломированных


специалистов. Если принять во внимание численность официально зарегистрированных Управлением федеральной государственной службы занятости населения по Ставропольскому краю, то на 1 мая текущего года в службе занятости официально зарегистрировано 33,5 тыс. безработных, что на 22% больше, чем на эту дату в 2005 г. Соответственно, возникает парадоксальная ситуация, когда при большом числе безработных организации


не в состоянии обеспечить себя кадрами. Основная причина: несоответствие спроса и предложения рабочей силы в территориальном и профессионально-квалифицированном разрезе. Показатель напряженности на рынке труда в 2005 г. составил 2,6 (отношение численности незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости в целях поиска подходящей работы к количеству заявлений рабочих мест и вакантных должностей). В отдельных районах он в десятки раз превышает среднекраевой уровень.


Так, в Грачевском районе на одно место претендует более 25 человек, Андроповском – около 30, Кочубеевском – 47, Степновском – 44, Туркменском – 53, Труновском – 268, Арзгирском – 325 человек. В прошлом году был отмечен рост числа граждан, ищущих работу за пределами края. Банк вакансий свободных рабочих мест и вакантных должностей в 2005 г. составил 93,1 тыс. мест и увеличился


по сравнению с 2004 г. на 3 тысячи. На рынке труда наибольшим спросом пользовались рабочие профессии водителя, продавца, официанта, секретаря-референта, повара, закройщика, механизатора, электрогазосварщика. Среди специалистов были нужны бухгалтера, менеджеры, инженеры, страховые агенты. Больше всего вакансий поступило для следующих отраслей: здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и науки – 24,4%, торговли – 14,1%, промышленности – 13,0%, сельского хозяйства – 11,3%, строительства


– 10,8%. Как правило, обращаясь в службу занятости, организации заинтересованы в найме только рабочей силы. Около 80% всех вакансий, имеющихся в службе занятости, составляют рабочие специальности. На рынке труда увеличивается спрос на высококвалифицированных рабочих, который все больше превышает предложение. Специалисты, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, часто остаются невостребованными на рынке труда. Это такие специалисты с распространенными сегодня профессиями, как: экономисты, юристы,


менеджеры, работники социально-гуманитарного профиля. Существующие противоречия между растущим уровнем образования населения в крае в целом, невостребованностью дипломированных специалистов на рынке труда, с одной стороны, и нехваткой квалифицированных рабочих, крайне недостаточной подготовкой квалифицированных рабочих кадров, с другой стороны, начинает превращаться в реальный тормоз развития экономики края. Наметившийся в крае рост объемов производства в промышленности


и строительстве привел к увеличению потребности в квалифицированных рабочих. В 2005 г. в профессионально-технических училищах края было подготовлено только 650 сварщиков, тогда как по этой специальности в службу занятости было заявлено 1050 вакансий, станочников (токарей, фрезеровщиков) было выпущено 107 человек, а вакансий по этим специальностям- 587, штукатуров, маляров, плиточников подготовлено 453 человека, а вакансий – 1200 единиц, электромонтеров


соответственно – 231 человек и 548 вакансий, плотников, столяров, паркетчиков – 217 человек и 1350 вакансий, автомехаников, водителей и слесарей по ремонту автомобилей – 700 человек и 3885 вакансий, каменщиков – 207 человек и 1070 вакансий, продавцов – 370 человек и 2560 вакансий и т.д. Между тем существует обратный дисбаланс в подготовке швей, портных, закройщиков, бухгалтеров, поваров на базе профтехучилищ. Среди 5793 выпускников высших учебных заведений, обучающихся за счет бюджетных


средств, направления на работу получили 39%. Наиболее востребованными оказались экономисты, юристы, психологи, социальные работники, воспитатели и другие, обратившиеся по вопросу трудоустройства. Процессы воспроизводства трудовых ресурсов и управления ими имеют для экономики важнейшее значение, поэтому прогноз спроса на рабочую силу, должен стать неотъемлемой составной частью разработки экономической стратегии. Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.


В последние годы для Ставропольского края характерны сокращение численности безработных, рост количества занятого населения в отдельных секторах экономики. Тем не менее, при росте числа занятого населения, по данным проведенного исследования, на региональном рынке труда существует потребность в рабочих кадрах, прежде всего, рабочих специальностей. Основная причина: несоответствие спроса и предложения рабочей силы в территориальном и профессионально-


квалифицированном разрезе. Существующий дисбаланс можно сократить только за счет привлечения иностранной рабочей силы вследствие нежелательных тенденций, наблюдающихся в демографической ситуации на региональном уровне. Процесс естественной убыли населения, являющийся следствием высокого процента смертности и низкого процента рождаемости, самым негативным образом сказывается на воспроизводстве трудоспособного населения и демографической нагрузке. Сокращение численности населения можно преодолеть только через использование


механизма международной трудовой миграции как источника трудоспособного населения. ГЛАВА 2. ЛЕГАЛЬНАЯ И НЕЛЕГАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В РЕГИОНЕ 2.1. Причины трудовой миграции в регион Явление международной трудовой миграции напрямую связано с глобализацией. Наряду с международным рынком товаров, услуг и капиталов все большую силу приобретает теперь и международный рынок рабочей силы. Национальные рынки труда постепенно утрачивают свою замкнутость


и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер. Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала между странами образуют верхний (над национальными рынками) международный уровень рынка труда. И речь идет в данном случае не об эпизодическом перемещении рабочей силы из одной страны в другую (это


случалось и раньше). Появляются покупатели и продавцы рабочей силы, которые на более или менее постоянной основе заняты поиском и продажей рабочей силы за границей. Таким образом, международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы заграничной рабочей силы, участвующие в процессе отбора необходимой рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса-предложения рабочей силы.


Формирование международного рынка труда – свидетельство того, что процессы мировой интеграции идут не только в экономической и технологической областях, но начинают затрагивать неизмеримо более сложную область социальных и трудовых отношений, которые приобретают теперь глобальный характер. Международная трудовая миграция начинает набирать значительные обороты и на региональном уровне. Среди основных причин трудовой миграции в Ставропольский край можно выделить, как общие для страны,


так и региональные факторы. На общенациональном уровне в качестве причин трудовой иммиграции можно назвать следующие. Первый важный фактор трудовой иммиграции в Россию – ее относительная привлекательность с точки зрения более высокого по сравнению со странами исхода уровня жизни, возможности получения более высоких заработков. Второй важный фактор, определяющий приток трудовых мигрантов - это ситуация на рынке труда, устойчивый


спрос на иностранную рабочую силу в России, сохраняющиеся возможности занятости для иностранцев в формальном и неформальном секторах экономики. К числу региональных причин можно отнести следующие факторы: 1. Геополитическое положение Ставропольского края. После распада СССР Ставропольский край стал приграничным регионом на южных рубежах России. И хотя непосредственно у края нет границы, совпадающей с государственной границей


России, Ставропольский край принимает на себя или пропускает через свою территорию различные категории и этнические группы мигрантов из сопредельных стран СНГ и государств дальнего зарубе¬жья. При этом регион можно сравнить со своеобразным миграционным «филь¬тром», который абсорбирует на себя значительную часть мигрантов. 2. Природно-географический фактор, который определяет наличие благоприятных климатических условий.


Вполне закономерно, что при выборе мигрантом места жительства эти условия иногда служат решающими. 3. Стабилизация социально-экономической ситуации на территории края, что позволяет развиваться таким отраслям экономики, как строительство, сельское хозяйство, коммерция, которые привлекают мигрантов достаточно стабильными заработками. Основными причинами использования в крае иностранной рабочей силы являются: 1. Потребность в рабочей силе в отдельных секторах экономики региона, обусловленная большими объемами


низкооплачиваемых ручных работ (строительные и сельскохозяйственные разнорабочие, подсобные, сезонные и вахтенные рабочие). 2. Реализация иностранными юридическими лицами договоров на осуществление каких-либо работ, в основном, договоров-подрядов на строительные работы, или на оказание различного рода услуг, например, изучение иностранных языков. Это способствует привлечению иностранного капитала в край, созданию дополнительных рабочих мест для российских граждан, внедрению новых ресурсо - и природосберегающих технологий.


3. Необходимость в привлечении специалистов для новых и перспективных отраслей (программисты, узкоспециализированные инженеры и архитекторы), представителей редких профессий (ювелиры, дирижеры), специалисты с мировым именем (ученые, спортсмены, врачи). 4. Монтаж, шефмонтаж и обслуживание иностранцами поставляемого иностранного оборудования с последующим обучением российского персонала. К числу основных факторов, стимулирующих работодателей к выбору и привлечению иностранной рабочей силы


из республик бывшего СССР, можно отнести следующие обстоятельства: 1. Низкий, по сравнению с Россией, уровень жизни населения в странах исхода, заставляющий потенциальных работников самим предлагать свои услуги, создавая тем самым возможность конкурсного отбора для работодателей. 2. Сравнительно низкая оплата труда. 3. Отсутствие характерного для иностранных рабочих из стран «дальнего» зарубежья языкового барьера и необходимости вводить в штат фирмы – работодателя переводчиков.


4. Приспособленность к условиям жизни в России, культурная близость, знание обычаев и т.п. По данным Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю (УФМС по Ставропольскому краю), в течение 2000-2006 гг. масштабы привлечения и использования в регионе иностранной рабочей силы в силу ряда причин менялись. Анализ статистики по привлечению и использованию иностранной рабочей силы на территории края выявляет


увеличение числа иностранных работников практически в три раза (2000 г. – 1205 человек; 2006 г. – 3364 человека). В целом же, количество легального использования иностранных работников не превышало 3,5 тыс. человек в год (рис. 2). Рис. 2. Динамика привлечения иностранной рабочей силы в Ставропольский край в 2000-2006 гг. В 2001 г. наблюдается незначительный рост числа иностранных работников.


Это происходило, несмотря на такие сдерживающие приток в край иностранных инвестиций факторы, как близость границы с Чеченской Республикой, наличие дешевой рабочей силы за счет въезда на территорию края вынужденных переселенцев. Одной из причин такого увеличения явилось проведение югославской строительной компанией «Путеви» работ по реконструкции санаториев в городах – курортах края, использовавшей на строительных площадках до пятисот граждан стран бывшей Югославии ежегодно.


Последующее незначительное снижение числа иностранных работников связано, в основном, с вступлением в юридическую силу с 1 ноября 2002 г. Федерального закона РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и, как следствие, изменением порядка получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников: оформление разрешений осуществлялось в


ФМС МВД РФ, независимо от страны гражданства привлекаемых иностранных работников, что являлось особенно проблематичным при кратковременных сезонных работах; увеличение государственной пошлины за выдачу соответствующих документов со 100 рублей до 4000 рублей за 1 человека. В силу указанных изменений руководителями сельхозпредприятий неоднократно высказывались претензии к установившемуся порядку, т.к. вопрос о необходимости привлечения иностранных рабочих к выполнению сельхозработ


и их требуемом количестве решался ими в зависимости от видов на урожай, который позволял сделать такое заключение за три-четыре недели до начала самих работ, в то время как на оформление необходимых документов требовалось два и более месяцев. Кроме того, привлекая сезонных рабочих на один - три месяца, сельхозпредприятия вынуждены были оплачивать получение разрешений наравне с работодателями, привлекающими иностранных специалистов на год. К примеру, колхоз имени Чапаева Кочубеевского района


Ставропольского края в июне 2002 г. привлекал иностранных рабочих из Украины в количестве 60 человек, при этом все работники отработали в хозяйстве всего три недели, после чего убыли в свою страну. Их заработная плата составила от 3,5 до 4 тыс. рублей, за привлечение иностранных работников предприятием была внесена госпошлина в размере 6 тыс. рублей. В соответствии с Федеральным законом РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных


граждан в Российской Федерации» госпошлина за такое же количество иностранных сельхозрабочих в 2003 г. составляла уже 240 тыс. рублей, что было нереально для сельхозпредприятий, т.к. значительно поднимало себестоимость конечного продукта и делало его нерентабельным и неконкурентоспособным. Поэтому большая часть сельхозпредприятий в последующем отказалась от использования труда иностранцев. Наиболее существенный рост иностранной рабочей силы отмечается с 2004 г.


Причинами такого положения послужили: 1. Передача в соответствии с Приказом МВД РФ от 13 мая 2003 г. № 325 «Об организации выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников» с 1 июля 2003 г. подразделениям по делам миграции функции по выдаче, переоформлению, приостановлению действия, продлению срока действия и аннулированию разрешений на привлечение и использование иностранных работников из государств – участников СНГ;


2. В связи с вступлением в юридическую силу с 1 ноября 2002 г. Федерального закона РФ № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», значительно расширился круг лиц, подпадающих под разрешительный порядок трудоустройства иностранцев на территории России. К иностранцам, работающим по трудовым договорам, добавились иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность посредством заключения договоров гражданско-правового


характера, а также иностранные граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Очевидно, что выгодные геополитические и социально-экономические условия для привлечения иностранной рабочей силы должны сочетаться с разумными действиями властей по регулированию порядка въезда и пребывания гастарбайтеров на территории региона. При этом меры по управлению международной трудовой миграцией напрямую зависят от качественных и количественных характеристик прибывающей на территорию


Ставропольского края рабочей силы. 2.2. Масштабы и структура привлечения иностранной рабочей силы в Ставропольский край Иностранная рабочая сила привлекается в Ставропольский край из 35 стран. Согласно официальным данным крупнейшим поставщиком рабочей силы в край является Турция (18,2%), на второе место вышел Вьетнам (13,8%). Растет приток рабочей силы из Китая. Значительно снизилось число привлекаемых иностранцев из стран


бывшей Югославии. Это обусловлено завершением югославской фирмой «Путеви» реконструктивных работ в районе КМВ. Масштабы привлечения работников из развитых европейских стран, а также США, Канады, Японии крайне незначительны (табл. 12). Таблица 12. Численность привлеченной в Ставропольский край иностранной рабочей силы из стран дальнего зарубежья, человек Страны происхождения 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 всего %


Страны дальнего зарубежья: 1062 970 649 969 1198 1155 1451 7454 56 Афганистан 16 4 - 1 2 - 25 48 0,4 Болгария 68 47 49 3 - - 17 184 1,4 Великобритания 3 1 1 - 2 2 1 10 0,1 Вьетнам 82 85 78 412 524 287 382 1850 13,8 Германия 4 2 2 2 1 3 4 18 0,1 Греция 2 - - - - - 2 0,01 Израиль 10 27 28 28 27 33 41 194 1,4 Индия 4 4 3 2 2 2 5 22 0,2


Индонезия - - - - - - 4 4 0,03 Иран 1 5 4 - - 2 2 14 0,1 Ирландия 1 1 - - - - - 2 0,01 Страны происхождения 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 всего % Канада 1 2 2 1 - - - 6 0,04 Кипр - - 1 2 1 - - 4 0,03 Китай - 2 6 116 241 296 380 1041 7,8 Турция 217 187 208 348 375 524 577 2436 18,2 Франция 3 2 - - 2 1 8 0,06 Швейцария - - - 1 1 - 2 0,01


Нидерланды 1 - - - - 1 3 5 0,03 Пакистан - - - - - - 1 1 0,01 Сирия 7 5 1 - - - 13 0,1 США 3 3 - 3 5 4 7 25 0,2 Южная Африка - - - - - - 1 1 0,01 Чехия 3 - - - - - - 3 0,02 Из стран бывшей Югославии: 636 593 266 50 15 - 1 1561 12 Анализ привлекаемой в край иностранной рабочей силы по странам происхождения отмечает тенденцию


к увеличению роста количества иностранных работников из стран СНГ и Балтии (рис. 3). Рис. 3. Численность иностранной рабочей силы на территории Ставропольского края по странам происхождения за 2000-2006 гг. Наметилась тенденция существенного роста численности рабочей силы из Азербайджана, Армении, Кыргызстана, Узбекистана. Увеличение количества легально работающих граждан


Азербайджана, Армении, Узбекистана связано с тем, что, занимаясь в своем большинстве индивидуальной трудовой деятельностью, они в соответствии с изменениями в миграционном законодательстве РФ обязаны оформлять разрешения на работу. Так, с начала 2000 г. их число увеличилось более чем в 13 раз и составило (44%) от общего числа привлеченной иностранной рабочей силы. В основном иностранные рабочие прибывали из Азербайджана (10,6%),


Армении (7,7%), Узбекистана (5,4%), Молдовы (4,5%), от общего числа привлеченных. Страной с наибольшим числом исхода трудовых мигрантов, несомненно, является Украина (11,9%) (табл. 13). Таблица 13. Численность привлеченной в Ставропольский край иностранной рабочей силы из стран СНГ и Балтии, человек Страны происхождения 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006


Всего % Из стран бывшего СССР: 143 619 769 391 795 1235 1913 5865 44 Азербайджан 11 19 19 13 186 425 747 1420 10,6



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Палитра рекламных стратегий: семь основных подходов
Реферат Деятельность пресс служб политический партий
Реферат Особенности свойств аморфного углеродного материала как носителя электродных катализаторов для топливных элементов
Реферат Газета як тип видання
Реферат Теоретическая сущность и экономическое значение реструктуризации предприятия
Реферат Финансы и кpедит: Государственный долг РФ
Реферат Журналистское расследование 2
Реферат Паисий Величковский
Реферат Социально-политическая борьба в Риме в период кризиса республиканского строя (60-е годы 1 в. до н. э.)
Реферат Жанрово-стилистические особенности радио в 60-79гг
Реферат Журналистская деятельность АП Чехова
Реферат Этические идеи в творчестве Платона
Реферат Заголовковий комплекс на сторінках газети "Запорізька Правда"
Реферат Жанровое своеобразие произведения А.С. Свирского "Ростовские трущобы"
Реферат Инновационная инфраструктура - бизнес-инкубатор на примере Иркутска