Реферат по предмету "Менеджмент"


Правовое обеспечение защиты прав и интересов потребителей.

Министерство образования Российской Федерации Сыктывкарский государственный университет Факультет Управления Кафедра корпоративного управления Контрольная работа по управлению качеством Правовое обеспечение защиты прав и интересов потребителей. Исполнитель Козькина И. А. студент 440 группы Руководитель Ботош Н. Н. к.э.н. Сыктывкар 2004 Содержание Введение 3 1.


Защита прав и интересов потребителей 1. Историческая справка .2. Органы, осуществляющие защиту прав и интересов потребителей 2. Действующее законодательство и его недостатки 1. Нормативно-правовая база защиты прав потребителей 2. Ответственность за нарушение прав потребителей9 2.3.


Недостатки действующего законодательства 10 Заключение.14 Список литературы 15 Введение Тема данной контрольной работы Правовое обеспечение защиты прав и интересов потребителей. Фундаментальные знания в области защиты прав потребителей необходимо иметь всем гражданам, так как все мы являемся потребителями в любом случае. Это и обуславливает актуальность данной темы.


Целью является ознакомление с основами защиты прав и интересов потребителей. Для достижения данной цели, можно выделить несколько задач - дать историческую справку перечисление органов, осуществляющих защиту прав и интересов потребителей, а также адрес в нашем городе ознакомление с нормативно-правовой базой в области защиты прав и интересов потребителей выяснение ответственность за нарушение прав и интересов потребителей рассмотрение примеров о нарушении прав потребителей выявление


недостатков в действующем законодательстве. Информационной базой для написания работы явились периодические издания, такие как Законность, учебники и нормативно-правовые документы. 1. Защита прав и интересов потребителей 1. Историческая справка Защита прав потребителей понятие, сравнительно недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-


экономической политики государства. До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии. Судебная защита практически отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права.


Первой серьезной попыткой комплексного решения вопросов оптимизации правового регулирования в области охраны прав потребителей явилась разработка проекта Закона СССР О качестве продукции и защите прав потребителей. Начало реализации фундаментальных прав потребителя было положено с принятием Закона СССР от 22 мая 1991 г. О защите прав потребителей, который, однако, в связи с распадом


СССР так и не вступил в силу. Важно отметить, что и после распада СССР союзный закон о защите прав потребителей оставался моделью для законодателя отдельных стран-членов СНГ. В частности, для закона Российской федерации от 7 февраля 1992 г а также его редакции от 9 января 1996 г. 3-Ф2. Органы, осуществляющие защиту прав и интересов потребителей Экономическая реформа значительно расширяет рынок оказания потребительских услуг, что в современных


условиях, к сожалению, сопровождается такими негативными явлениями, как обман потребителей, продажа фальсифицированной, а подчас и опасной для здоровья людей продукции и лекарственных препаратов, а также повсеместное оказание некачественных услуг. Особую роль в защите прав потребителей играют органы прокуратуры. Реагируя на новые условия хозяйствования, прокуроры проводят проверки по поводу нарушений прав потребителей в различных областях оказания услуг общественного питания бытового, туристического, наземного транспортного


обслуживания населения жилищно-коммунального хозяйства охраны здоровья населения предоставления социальных льгот определенным категориям населения поставки продукции предоставления населению телефонной и радиосвязи получения образования и др. Особое внимание уделяется надзору за деятельностью органов, контролирующих безопасность товаров, работ услуг, соблюдение законодательства о защите прав потребителей, обладающих правами по пресечению нарушений прав потребителей, а также по привлечению к ответственности правонарушителей.


Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти создана специальная Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в составе Министерства здравоохранения и социального развития РФ. На ее территориальные органы возложены одноименные функции в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. Соблюдение специфических прав потребителей контролируется другими


органами Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Федеральной службой по надзору в сфере связи и др. Несмотря на многочисленность контролирующих органов, наблюдается увеличение количества нарушений законодательства о правах потребителей. Так, если в 1999 г. Органы прокуратуры выявили 7547 правонарушений, то в 2003


г. 19 636. Не в полной мере исполняются требования ФЗ от 22 июня 1998 г. О лекарственных средствах аптечные учреждения осуществляют деятельность без лицензий продают фальсифицированные и пришедшие в негодность, с истекшим сроком годности лекарственные препараты зафиксированы многочисленные случаи нарушения права потребителей на получение своевременной, необходимой и достоверной информации о продаваемых товарах. Нередко аптечные учреждения реализуют лекарственные


средства, не зарегистрированные в России и не включенные в Государственный реестр лекарственных средств. В нарушение постановления Правительства РФ от 26 октября 1999 г. О Программе государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью лечебные стационарные учреждения из-за отсутствия необходимых лекарств вынуждают граждан, находящихся на лечении, самостоятельно приобретать лекарства 1 с.14.


Распространены нарушения законодательства об энергетике. Имели место случаи, когда энергоснабжающие организации, нарушая антимонопольное законодательство, использовали свое доминирующее положение и требовали от предприятий-потребителей заключения договора залога имущества в обеспечение договора энергоснабжения, а в случае отказа прекращали подачу электроэнергии. К примеру, энергоснабжающие организации Ставропольского края, нарушая требования законодательства,


отключали от подачи электроэнергии объекты, входящие в перечень стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства и финансируемых за счет средств федерального бюджета 1 с.15. 2. Действующее законодательство и его недостатки 2.1. Нормативно-правовая база защиты прав потребителей Существующее законодательство о защите прав потребителей не исчерпывается одним только Законом РФ О защите прав потребителей.


Это целая группа нормативных актов, как законов, так и постановлений правительства, регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства. Нормы потребительского законодательства содержатся не только в различных законах, но и принадлежат к различным отраслям законодательства. Перечень нормативных актов открывает Конституция Российской Федерации, которая закрепляет права граждан на отдых, охрану здоровья, жилище, образование и т.д а также


устанавливает гарантии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. В Уголовном кодексе России недавно появилась специальная статья, которая устанавливает ответственность за обман потребителей. Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение прав потребителей, содержатся и в Кодексе Об административных правонарушениях. Основное регулирование отношений с участием потребителей


все-таки осуществляется нормами гражданского законодательства, и в частности Гражданского Кодекса Российской Федерации. Действующий ГК состоит из нескольких частей. Первая часть действует с 8 декабря 1994г. и устанавливает правовые основы участия граждан и организаций в гражданском обороте, правовое положение различных субъектов гражданских правоотношений, а также определяет общие условия заключения гражданско-правовых договоров.


Вторая часть ГК РФ вступила в силу с 1 марта 1996 года и содержит нормы, определяющие особенности отдельных видов гражданско-правовых договоров. Кроме ГК РФ и Закона РФ О защите прав потребителей в сфере потребительского законодательства действует несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Прежде всего, это Закон РФ О страховании, Закон О сертификации, Закон


РФ Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур Закон РФ О естественных монополиях и ряд других нормативных актов. Там, где действует несколько нормативных актов, неизбежно возникает вопрос об их соотношении. По общему правилу Гражданский Кодекс Российской Федерации имеет преимущественную силу при регулировании любых правоотношений в сфере гражданского оборота.


В то же время, понимая важность установления особенностей правового регулирования отношений с участием граждан, законодатель оговаривает, что в дополнение к правам, предоставленным Гражданским Кодексом, гражданин-потребитель пользуется также правами, предоставленными Законом РФ О защите прав потребителей. Таким образом, ГК РФ и рассматриваемый Закон действуют в комплексе и дополняют друг друга.


Основное требование к другим нормативным актам, затрагивающим интересы потребителей, заключается в том, что эти документы не должны содержать норм, противоречащих Закону РФ О защите прав потребителей и не должны снижать гарантий прав потребителей, уже предусмотренных действующим законодательством. Для того чтобы исключить ограничение прав потребителей ведомственными инструкциями, в закон был введен прямой запрет передавать органам исполнительной власти право принимать


нормативные акты, в которых содержатся нормы, касающиеся потребителей. Это означает, что только Правительство России имеет право принимать правила и инструкции, регулирующие отношения с участием граждан-потребителей и это право не может быть передано никаким другим субъектам исполнительной власти. 2.2. Ответственность за нарушение прав потребителей В Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность за нарушение прав потребителей, связанных с качеством


товара работ, услуг и его безопасностью ст. 200 и 238. Диспозиция ст. 200 практически совпадает с диспозицией ст. 14.7 КоАП РФ. Поэтому субъекты, субъективная сторона, объективная сторона этих правонарушений совпадают. Разграничение проводится по последствиям, точнее по размеру ущерба, причиненного потребителю. Обманом в значительном размере признается обман, причинивший потребителю ущерб в сумме, превышающей


одну десятую минимального размера оплаты труда, в крупном размере в сумме не менее одного минимального размера оплаты труда. По ч. 2 ст. 200 квалифицируется также обман потребителя, независимо от размера причиненного ему ущерба кроме небольшого, если он совершен лицом, ранее судимым за обман потребителей п. а, или группой лиц по предварительному сговору или организованной группой п. б 4 с. 52. В новом УК произошли существенные изменения. Федеральным законом от 8 декабря 2003 года признана


утратившей силу ст. 200 УК РФ Обман потребителей, поскольку он представляет собой специальный случай мошенничества ст. 159 УК. Статья 14.7 КоАП предусматривает административное наказание в виде штрафа за обман потребителей, однако не указывает на размер ущерба, который отграничивает административный проступок от уголовно преследуемого наказания. В связи с изложенным, ст. 14.7 КоАП следует дополнить указанием на то, что обман потребителей является административным проступком


в случае причинения ущерба на сумму не более одного минимального размера оплаты труда 1 с.16. 2.3. Недостатки действующего законодательства Практика прокурорского надзора свидетельствует о существовании пробелов в действующем законодательстве о защите прав потребителей, для устранения которых целесообразно принять ряд мер. В случае приобретения товара дистанционным способом, когда покупатель приобретает товар на основании описания, содержащегося в каталогах, проспектах, буклетах, представленного по телевидению,


через Интернет и др он должен быть наделен правом на отказ от товара в течение определенного срока после его получения. Необходимо установить ответственность импортеров за ненадлежащее качество импортных товаров, перечень которых утверждается Правительством РФ, если на территории РФ отсутствует организация, уполномоченная на удовлетворение требований потребителей по поводу качества импортного товара. На федеральном уровне не закреплен порядок возмещения организациям


связи расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам и инвалидам, пенсионное обеспечение которых осуществляется силовыми министерствами и ведомствами. Действующие правила возмещения в 2000 г. операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение льгот, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г устанавливают этот порядок только в отношении граждан, пенсионное


обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты либо территориальные органы Пенсионного фонда РФ. Необходима разработка и принятие нормативного акта, предусматривающего порядок реализации положений законодательства о льготном обслуживании указанных категорий ветеранов и инвалидов. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. признана утратившей силу ст. 200 УК РФ Обман потребителей, поскольку он представляет собой специальный случай мошенничества ст.


159 УК. Статья 14.7 КоАП предусматривает административное наказание в виду штрафа за обман потребителей, однако не указывает на размер ущерба, который отграничивает административный проступок от уголовно преследуемого наказания. В связи с изложенным, ст. 14.7 КоАП следует дополнить указанием на то, что обман потребителей является административным проступком в случае причинения ущерба на сумму не более одного минимального размера оплаты труда 1 с.16.


Способ защиты прав потребителей можно проиллюстрировать на пример. Так, при оценке состояния оказания туристических услуг туристическими фирмами в г. Москве наглядно вырисовывается тенденция несоблюдения различными туристическими фирмами требований законодательства РФ о предоставлении потребителю полной и достоверной информации. Список фирм, подобным образом нарушающих законодательство


РФ, очень большой. Принцип работы значительной части данных организаций Максимальная абстрактность в доведении до сведения потребителя и отсутствие детализации прейскуранта за предлагаемые услуги и сосредоточение лишь на итоговой цифре, определяющей весь расчет. Нелепость данного принципа столь очевидна, что ни одному нормальному человеку не придет в голову опровергать его абсурдность никто же не приходит в магазин и не набирает продуктов без наличия ценников на них,


а окончательную цену всего набранного товара данному человеку объявят в кассе единой строкой без расшифровки на составляющие компоненты. Справедливость и реальность функционирования вышеуказанного принципа легко устанавливаема как при непосредственном обращении в значительную часть турфирм, так и при прочтении значительной части рассказов на интернетовском сайте, публикующем рассказы очевидцев 100 дорог. При этом обращении потребителю чтобы, еще не выезжая в турпоездку, ощутить всю прелесть туристического


обслуживания, достаточно элементарно усложнить маршрут, а точнее не приобретать стандартный турпакет в виде обкатанного автобусного тура или многократно апробированной поездки в Турцию 3 с.73. Кроме того, и обкатанные туры могут быть до неузнаваемости испорчены их безобразной организацией в виде размещения за чертой планируемого города проживания, за пределами туристических центров и в значительной отдаленности от пляжа или бесконечными длительными остановками вне туристических маршрутов, а именно


у обменных пунктов, придорожных магазинов и т.д. При этом указанные виды услуг туристы могут легко получить гораздо более удобным и быстрым способом непосредственно по месту прибытия, а не в навязываемом ему гидом торговом центре. Если же маршрут турпоездки носит индивидуальный характер и элементарно усложнен два города в одной стране чудеса от организации деятельности турфирм в виде переноса тура, невозможности организации данного маршрута, предоставления информации о предлагаемой 4-х звездочной гостинице путем


демонстрации обычного альбомного листа с указанием цены, дней проживания и количества звезд при этом вид гостиницы, ее расположении, удаленность от пляжа, информация о наличии соседних объектов может полностью отсутствовать, значительного и ничем не обоснованного либо обоснованного необходимостью замены 4-х звездочной на 3-х звездочную гостиницы с выдачей последней за 4-х звездочную, повышения цен долго ждать не приходится. Порой лишь угроза судебного разбирательства с последующей оглаской его результатов заставляют турфирмы


выполнять принятые обязательства и преодолевать чемоданные настроения в отношении туриста. Значительная часть турфирм следует принципам сиюминутной выгоды нередко представляющей собой сверхприбыль в ущерб интересам клиента, предоставления неполной и недостоверной информации о предстоящей турпоездке, невыполнения принятых обязательств по организации и проведению оплаченного клиентом тура. Возможно, что представителям турфирм указанная информация покажется спорной, но в ее правоте нетрудно


наглядно убедиться, и в большинстве случаев непоколебимость позиции турфирм прочна лишь в силу отсутствия у потребителя туруслуг специальных познаний и необходимого опыта 3 с.74. Реализация и защита, как личных неимущественных прав гражданина, так и прав потребителя должны ощущаться человеком в повседневной жизни посредством принципа неотвратимости ответственности и эффективного наказания правонарушителя 3 с.75. Заключение Защита прав потребителей заключается в информировании о товарах и


услугах, имеющихся на рынке, об их изготовителях исполнителях, продавцах. Кроме того, законодательство предусматривает имущественную гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за нарушение прав потребителей. Вопросы защиты прав потребителей и ответственности за их нарушение получили дальнейшее развитие в разъяснениях О некоторых вопросах, связанных с применением Закона


Российской Федерации О защите прав потребителей в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О защите прав потребителей и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, утвержденных приказом Государственного антимонопольного комитета Российской


Федерации от 20.05.98 г. N 160. Целесообразно было также выяснить реквизиты Отдела по защите прав потребителей в нашем городе. Эта информация может быть полезна всем, поскольку мы все являемся потребителями. Адрес отдела по защите прав потребителей 167000, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая -11. телефон 8212 24-22-18, факс 8212 44-61-24.


Список литературы 1. Ашиткова Т Викторов И. Защита прав потребителей. Законность. 2004. 9. С.14-16. 2. Гражданский кодекс РФ по состоянию на 15 августа 2003 года. 3. Гривков О. Д Шичагин А. В. Права человека и права потребителя конституционный и практический аспекты. Право и политика. 2002. 6. С.61-75. 4. Прокш М. Ответственность за нарушение прав потребителей.


Законность. 2003. 10. С.52-55. 5. Закон Российской Федерации О защите прав потребителей от 7 февраля 1992 года 2300-1 ред. от 30.12.2001.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.