Реферат по предмету "Психология"


Проблема личности в работах В.С. Мерлина

1.    Общее понятие личности.
2.    Влияние социальных взаимоотношений наформирование и развитие личности.
3.    Роль психологических конфликтов вразвитии личности.
4.    Личность как целостное единствопсихологических свойств.
5.    Методологические проблемыисследования личности.
6.    Заключение

Не укаждого человека личность выражена достаточно ярко. Мы можем говорить о человеке как о личности в той степени, вкакой он сумел выразить свои желания, идеи, чувства через конкретные достиженияв науке, искусстве, т.е. через то, какой след он оставит в этой жизни.Организация психики, помогающая человеку активно преобразовать и изменятьокружающую среду в соответствии с какими-то своими внутренними представлениями,желаниями понимается в психологии как личность. Различные проявления личности,ее свойства, как и в целом сама психика, — результат работы мозга, высшейнервной деятельности. Для того, чтобы человек мог проявить свои способности,мог самосовершенствоваться нужны не отдельные психические проявления, адеятельность всего сознания; нужно и размышлять, и чувствовать, и хотеть, инаблюдать. Пожалуй, самой существенной характеристикой личности является еенаправленность. Курс, которому следует человек по жизни и вообще вся еготворческая активность, зависят прежде всего от направленности личности.Личность – это перекресток на котором уживаются индивидуально-своеобразное исоциально-типичное. Важно, чтобы социальные догмы не довлели надиндивидуальными, т.к. именно индивидуальность является источником развитияличности. Но если окружающие внешние условия не способствуют развитию тех илииных свойств личности, то они остаются лишь «склонностями». Психическиесвойства личности – «это то, чем может оказаться человек при определенныхвнешних условия. Поэтому характеристика психики личности, является вместе с теми предсказанием, как может вести себя человек при данных обстоятельствах». [Мерлин,1959]
Особое влияние на формирование личности оказываютсоциальные взаимоотношения. Несомненно, от того какие общественные отношениягосподствуют в обществе будут зависеть и отношения личность – общество. Иуспешность таких взаимоотношений во многом определяется и социальной группой, ккоторой принадлежит человек, и биографическими условиями, и характеромвоспитания в семье, школе и т.п. в трудовой деятельности проявляется главнаяформа общественной функции – деловая роль. Практическая деятельность позволяетосуществить возникающие цели и задачи. И по мере того как эти цели и задачинаходят свое отражение в действительности, они формируют обобщенные иустойчивые отношения личности. Однако, лишь когда объективное значениедеятельности  совпадает со значимым для человека  деловая роль оказываетвлияние на стержневые свойства личности. Осознанность деятельности напрямуюсвязана с вкладыванием в нее смысла. Успешность учебной деятельности тембольше, чем больше ученик самостоятельно ищет и находит дополнительныеисточники приобретения знаний, не ограничиваясь только предлагаемой емуинформацией. Следующим не менее важным звеном в формировании отношений личностипод воздействием деловой роли является так называемый закон градиента цели (Халл, 1958). В этом законе утверждается, что по мере приближения к завершающейцели мотив действия становится сильнее. Из двух одновременно актуальных мотивовчеловек выберет тот, который может быть раньше удовлетворен. « Чем болееглубокими и активными становятся общественные мотивы, тем более отдаленнойможет быть та цель или задача деятельности, которая усиливает активностьмотива» ( Мерлин. 1977). Большое влияние на возникновение новых мотивов иформирование отношений личности оказывает похвала и порицание. Основнымипричинами возникновения психологических  конфликтов являются воздействующиенепосредственно в данный момент или предполагаемые в будущем отрицательныеоценки, или обусловленные ими самооценки. В психологическом конфликтепроисходят резкие преобразования мотивов и отношений личности. Но насколькоглубокими будут эти трансформации и какой характер они приобретут зависит отуровня развития социальной группы и личности. Благодаря определеннымпредставлениям, суждениям, понятиям об окружающей действительности и о самомсебе человек обосновывает социальные взаимоотношения. Межличностные отношениявозникающие в социальной группе во многом определяются не столько социально-экономическимиотношениями существующими в обществе, сколько специфическими взаимоотношениямигосподствующими в данной группе; в свою очередь зависящие от происхождения,состава группы, характера деятельности и т.п.  Особенно заметно влияние,которое оказывают межличностные отношения в группе на личность человека, припереходе его из одной социальной группы в другую. Но почему происходитизменение свойств личности под воздействием другой социальной группы и каковывнутренние психические механизмы этих изменений известны лишь гипотетически. Содной стороны предполагается, что межличностные отношения определяются всоответствии с тем эталоном идеальной группы, который имеется в представлениичеловека и на который ориентируется его личность. С другой стороны лишьсамосознание определяет межличностные отношения личности в социуме. «Объективная детерминация всей психической деятельности всегда осуществляетсячерез посредство внутреннего, уже сложившегося ранее в психике человека»(С.Л.Рубинштейн). О самосознании человека можно судить по самооценке, какнаиболее выраженной его стороне. «Свойства личности представляют собой неслепок общественных условий, не зеркальное их отражение, а отражениесубъективное, преобразованное сознанием» (Мерлин,1988). Отношения личностиявляясь активными мотивами деятельности не просто отражают объективныеотношения, а воздействуют и видоизменяют их по своему усмотрению. Происходит иобратное воздействие отраженных самосознанием общественных отношений наотношения личности, и как следствие на результате деятельности. Свойстваличности обязательно проявят себя несмотря на отсутствие разделения труда иразделения существующих функций, когда все участники совместной деятельностивыполняют совершенно одинаковые действия. И от того насколько гармоничносложатся их взаимоотношения и насколько психические свойства личностей будутсоответствовать друг другу, зависит успешность выполняемой ими деятельности.
Личность во время приспособления к социальнойдеятельности находится в состоянии динамического неустойчивого равновесия. Принарушении этого равновесия в процессе деятельности возникает состояние болееили менее длительной дезинтеграции личности, состояние дискомфорта и начинаютобостряться старые или возникать новые противоречия между различнымиотношениями, свойствами, сторонами и действиями личности. Это состояниеназывается психологическим конфликтом. Психологический конфликт не можетвозникнуть на пустом месте, для него нужны одновременно и внутренние и внешниепредпосылки. Внешние условия конфликта создаются при наличии каких-то глубокихи достаточно активных мотивов и отношений личности, удовлетворение которыхставится под угрозу. И внешние предпосылки к возникновению конфликта возникаютнеизбежно в жизни любого индивидуума, любого общества.
1.      необходимостьборьбы с природой – неизбежное возникновение препятствий на пути удовлетворениямотивов и отношений личности;
2.      если удалосьудовлетворить одни мотивы, неизбежно появляются новые, требующиеудовлетворения;
3.      социум иногдаставит личность перед необходимостью подавления или ограничения жизненно важныхмотивов
. Но на основе тольковнешних предпосылок психологический конфликт невозможен, необходимовозникновение внутренних условий. Внутренние условия конфликта создаются припротиворечивых, иногда противоположных тенденциях личности. Таких например, какмежду различными мотивами и отношениями личности; долга и личных интересов;возможностями и стремлениями. Внутренние условия психологического конфликта какбы обусловлены внешними ситуациями и историей развития личности. Развитие иразрешение конфликта выражает собой острую, критическую форму развитияличности. Под воздействием психологического конфликта может измениться самаструктура личности, построиться новые отношения личности. Психологическийконфликт оказывает существенное влияние на развитие самосознания и зачастую егонеобходимым условием. Главный путь развития личности в психологическомконфликте (Розенцвейг,1944)  -  это акт самосознания, очищающий подавленныймотив (катарсис). Несомненно, только в процессе деятельности можетразвиваться   личность человека. Этапный или фазный характер этого процессапредполагает наличие необходимых физиологических и психологических условий длявозникновения последующей фазы на предыдущей или предшествующей ей фазе.«Бездеятельность первой фазы создает условия для снятия парабиотическогосостояния и делает таким образом возможным возникновение доминант»( Мерлин,1988). В конечном результате приобретает прежнее значение частное отдельныемотивы, регулирующие процессуальную деятельность (занятие). Повышениефункционального уровня нервной деятельности становится возможным благодарядлительным и устойчивым доминантам, лежащим в основе целенаправленных трудовыхи предметных действий. В действиях закладываются обобщенные отношения личности,которые влияют на формирование более или менее далекой перспективыдеятельности, необходимой для совершения поступков. Психофизиологическиепредпосылки, которые создаются при переходе к следующей фазе дают основанияговорить о бессознательном механизме предрасположенности человека к тому илииному виду деятельности. Фундаментально закладывающиеся в каждой фазе конфликтапредрасположения определяют не только характер деятельности, но и образывосприятия и памяти, ход рассуждений. В фазе действия человек распознает плюсыи минусы результатов своей работы, в сфере его внимания находятся такие деталиработы, которые раньше, когда деятельность носила процессуальный характер егосовершенно не интересовали. В этой фазе при выборе поступка он уже активно иохотно рассуждает о социальном значении и привлекательности деятельности, болеевзвешено обдумывает достижения цели деятельности, всего этого не было впредыдущих фазах. О присутствии основной установки говорит прерывный характер сменыфаз в психологическом конфликте. Возникновением эти конфликты обязаны непротиворечию между неосознанными подавленными влечениями и осознаннымисоциальными требованиями, а противостоянию, противоречию между различнымиосознанными и бессознательными мотивами внутри самого сознания. Этипротиворечия внутри самого сознания привели к дезинтеграции деятельности и витоге дезинтеграции произошли неподотчетные бессознательные установки. Втечении самой же деятельности старые установки могут исчезать и на их местевозникать новые. От того поступка, который совершит человек во время конфликтаво многом зависит дальнейшее развитие его личности. Большое значение оказываетна протекание конфликта и направленность личности, образованная всейпредшествующей историей развития. Направленность личности определяетпсихологическое содержание возникшего конфликта при одной и той же объективнойситуации. От нее же зависит и весь ход протекания конфликта и сам исход. Хотяроль совершенно случайных сочетаний условий, которые могут полностью изменитьожидаемый исход событий, не зависит от направленности личности. Этинеожиданные, случайные переменные факторы могут быть и субъективные, иобъективные. «В каждом психологическом конфликте, переживаемом человеком напротяжении всей его жизни, он вновь и вновь создает свою личность своимипоступками»(Мерлин,1998).
Все психическиесвойства играют кто более главную, кто менее роль в обеспечениифункционирования субъекта. Огромное значение возможности активной деятельностииндивидуума играют особенности его психических процессов: остроты зрения ислуха, качества хранения информации в памяти, умение концентрировать внимание ит.п. все эти признаки не только обслуживают систему свойств личности, но всевместе являются и характеристикой сознания в целом. Личность – не набор, несовокупность отдельных психических свойств с характерными для каждого свойствапризнаками, а целостное их единство. Все свойства личности формируют единуюсистему, отличительной чертой которой является закономерность связей междусвойствами. Эта система личности обладает следующими признаками: «1. В неевходит большое количество психических свойств и определена она большимколичеством многообразных условий; 2. Личность характеризует человека каксубъекта, активно преобразующего действительность, поэтому система еепсихических свойств является саморегулирующейся; 3. Человек не рождаетсяличностью, а становится ею. Личность – система саморазвивающаяся»(Мерлин,1988).
Зависимостькакого-либо психического свойства от конкретного условия может быть ненепосредственная, а опосредованная. Влияние на свойства личности оказывают идругие ее подсистемы, хотя влияние это многозначное. Успешное функционированиеэтой саморегулирующейся системы зависит от качества обратной связи между системойи средой. В свою очередь и общество рассматривается как еще более общаясистема, в которой каждый отдельный индивид и социальная группа являются ееподсистемами. Психологическое содержание является необходимым условием дляформирования психических закономерностей структуры и развития личности исубъективном и объективном плане общественных отношений. Лишь развивающаясяпостоянно личность может быть предметом психологического исследования.Психические свойства предстают как последние кирпичики в фундаменте строениясистемы личности. Одной из основных характеристик этих свойств является то, чтоони всегда выражают отношение человека к определенной стороне действительности.Психологически каждое отношение можно разделить на две различные стороны. Однасторона является результатом воздействия объекта на субъект и выражает собойреакции человека на определенные стороны действительности такие как мысли,образы, эмоции, психические состояния, которые появляются в сознании приопределенном специфическом отношении. Другая сторона предстает результатомвоздействия субъекта на объект и выработки такого отношения, котороехарактеризуется сознательным направлением действий, активным побуждением,избирательностью в отражении окружающей среды. Каждый психический процесспредопределен свойствами личности и ее отношениями. Это предопределениевыражается в активном избирательном характере каждого процесса, которыйотражает внешний мир и не является отношением. Отсюда следует, что отношенияличности не появляются из психических процессов, а напротив сами обуславливаютнаправленность психических процессов. И лишь одно отношение представленопсихическим процессом – это потребность в функционировании, т.е. активнымотношением к процессу. Возможность что-либо ощущать, воспринимать или мыслитьявляется основным направлением активного отношения человека к процессу. Номежду тем отношение личности направлено  всегда на объект. Важным признакомсвойств личности и является направленность на объекты окружающейдействительности и именно от этого строится определенное отношение. « Отношениеличности – это обобщенное отношение к широкому кругу предметов и определеннойстороне действительности, направленное на удовлетворение не одного какого-либомотива, а целой системы мотивов» (Мерлин,1990). Отношения личности предполагаютне простую совокупность мотивов, а определенную их структуру, организацию. Потому какой мотив выдвинулся на передний план можно судить о личности человека вцелом. Отличить психические свойства личности от остальных психических свойствможно по их главным признакам: устойчивость и постоянство. «Поэтому, чем болеевыражены обобщенные и сознательные мотивы, чем большую роль они играют во всейсистеме мотивов, тем ярче выражена личность человека» (Мерлин,1990). 
          Именноотношение к деятельности определяет психологические свойства личности. Уотношения личности всегда есть цель и направление. Это целенаправленноеотношение характеризуется задачами, целями и тенденциями деятельности. Связьмежду целью и результатом носит индивидуальный, единичный, неповторимыйхарактер, поэтому познание психологии  личности требует не обобщающего, аиндивидуализированного мышления. Найти причинную зависимость отношений личностиот социальных отношений и взаимоотношений является одной из основных задачпсихологии. Цель действия совпадает с причиной, которая лежит внутри самогодействующего субъекта. Единство внутренних и внешних причин основополагаютлюбое материальное явление. Цели, являющиеся внутренними причинами действий,сами по себе не могут детерминировать поведение человека. Причина и следствиемогут иметь взаимооднозначные функциональные связи, т.е. от одних и тех жепричин зависит одно и только одно следствие и наоборот. Так как личностьодновременно есть индивидуальность возникает другая методологическая проблемаисследования личности. Задача теории психологии личности состоит не в простомописании какой-либо конкретной, единичной индивидуальности, а в разъясненииобщих закономерностей происхождения, развития и структуры каждойиндивидуальности. С позиций материальной действительности при воспитательномили психотерапевтическом воздействии на личность индивидуальностьрассматривается как основной фактор, с помощью которого можно судить обэффективности этого воздействия. Затем возможно обобщение практического опыта.И соотнося между собой однородные похожие опыты практического воздействия наличность и выискивая общие моменты, мы определяем какую роль для образованияиндивидуального фактора в общих закономерностях развития или структуры личностиони сыграли. Психические свойства личности формируются и обусловлены всейисторией развития личности. Наличная ситуация лишь играет роль пусковогомеханизма, вызывающего тот или иной вид проявления личности, она же определяети само содержание психического процесса. У каждого человека своя историяличности и обусловленных ею свойств. Общим является лишь социальный строй,социальное положение, общественные цели и задачи воспитания и т.п., определяясоциальный тип личности. Перед исследователями психологии личности встаетпроблема распознания истинной сущности человека, а не маски, которую он частоодевает, узнать каким он хочет себя видеть. Основным признаком свойств личностиявляется степень их устойчивости под воздействием неблагоприятных условийдействительности, т.е. длительность их сопротивления. Психические свойстваличности напрямую зависят от свойств нервной системы. В зависимости от свойствнервной системы происходит влияние на свойства личности, вызывая различныепроявления. Эвристическое значение для психологии личности имеютфизиологические исследования.      
Предметом психологического исследования личностиявляется система обобщенных отношений личности в окружающей действительности итех способов действия с помощью которых  осуществляются эти отношения. Системасвойств личности входит в свою очередь в подсистему большой системыобщественных взаимоотношений. Подсистема свойств личности стоит в многозначнойзависимости от подсистем нижестоящего уровня – физиологических свойств организмаи психических свойств человека как индивидуума. В такой же взаимосвязинаходятся психические свойства личности и социально-психологическаяхарактеристика социальной группы. Свойства личности тоже находятся ввзаимооднозначной или многозначной зависимости друг от друга. Эти зависимостиформируют характерные психологические закономерности личности. Самовыражениеличности происходит через взаимосвязанное единство и физиологических свойстворганизма, и психических свойств личности, и психологии социальной группы,общества в целом. Каждая подсистема в большой социальной системе «организмчеловека – общество» следует своим специфическим закономерностям. Конечно жесуществуют многочисленные противоречия между подсистемами личности, например,свойства личности могут противоречить свойствам темперамента. Стремлениеизменить условия своего существования в процессе деятельности даетпредставление о личности как о субъекте. Но возможность повлиять на условиясвоего существования возникает только в коллективной деятельности. Самаличность может лишь переживать условия существования в социальной группе илиобществе. И без отсутствия активной коллективной деятельности сознание исамосознание в состоянии создать лишь иллюзию свободы от природных иобщественных закономерностей, воздействующих на жизнь человека. Субъектом вколлективной деятельности личность становится при наличии общих стремлений,целей, отношений, т.е. при ее социальной типичности. И то насколько личностьсумеет сохранить в себе индивидуально-своеобразного и преобразовать всоответствии с этим коллективную деятельность можно судить о личности как осубъекте, стремящимся улучшить окружающую действительность.
Список используемой литературы:
1.    Мерлин В.С. «Очерк психологииличности», Пермь, 1959 г.
2.    Мерлин В.С. «Основы психологииличности», Пермь, 1977 г.
3.    Мерлин В.С. «Личность как предметпсихологического исследования», Пермь, 1988 г.
4.    Мерлин В.С. «Личность иобщество», Пермь, 1990 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Iv форум московской молодёжи
Реферат Страховые взносы
Реферат Западнохристианский суперэтнос в теории этногенеза Л.Гумилева
Реферат Инфляция в переходной экономике:специфика происхождения и способы преодоления.
Реферат Соционика: про Дуалов
Реферат Archetypal Criticism Essay Research Paper Archetypal Criticism
Реферат Развитие хроматографии
Реферат Бюджетная политика РФ на современном этапе 2
Реферат Creative Story Positraction Essay Research Paper Creative
Реферат Мировоззренческо-философские основы идеологии современного белорусского государства
Реферат People Accused Of Violent Crimes Should Not
Реферат Политические и правовые учения немецкого и итальянского просвещения XVII-XVIII вв
Реферат Особенности психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей
Реферат Такты истории, как основные элементы структуры исторических процессов
Реферат 24 сентября 2009 г. N 465 о некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в республике беларусь