ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВЛАДИВОСТОТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА МАРКЕТИНГА И КОММЕРЦИИ ФАКУЛЬТЕТ МАРКЕТИНГА КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Организация и техника внешнеторговых операций» на тему: «Проблемы развития франчайзинга в
России» Выполнила студентка IV курса Н.Е. Сим гр. МА-04-02 Проверил преподаватель В.П. Сидоров кафедры МиК Владивосток 2007 Содержание 1. Введение… … ….2. История возникновения франчайзинга… 3. Понятие франчайзинга… 1. Предмет договора франчайзинга… 2. Основные виды сделок по франчайзингу… 4. Проблемы развития франчайзинга в
России… 11 5. “Баскин Роббинс”, как пример франшизы. История возникновения “Баскин Роббинс”….1. Появление Баскин Роббинс в России… 2. Баскин Роббинс во Владивостоке…6. Заключение… 7. Список используемой литературы и источников ….1. Введение Даная курсовая работа посвящена теме “Проблемы развития франчайзинга в
России”. Сегодня в России уже все знакомы с товарами и услугами, таких фирм как “Coca-Cola”, “Adidas”, “Baskin Robbins”, “Ile De Beaute”, “McDonalds” и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и которые указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по
всему миру, является малоизвестный у нас франчайзинг. Если обратиться с вопросом “Что такое франчайзинг?” к нашим соотечественникам, вряд ли наберется и 30% тех, кто сможет уверенно объяснить суть данного явления. Те, кто знаком с франчайзингом, несомненно, удивятся, узнав, что в США фактически каждое второе предприятие малого бизнеса работает по договору франчайзинга.
Современный франчайзинг является относительно новым явлением в экономике, хотя его корни уходят в средневековье. До сих пор юридический термин “франшиза” в США и Австралии обозначает передачу кому-либо прав государственной властью, а в Великобритании - передачу прав от имени короля. На данный момент франчайзинг характеризуют, как организацию бизнеса, в которой компания (франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау
и операционные системы) передает независимому человеку или компании (франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора) право на продажу продукта и услуг этой компании. И так франчайзинг можно охарактеризовать, как предоставление прав на использование торговой марки или фирменного наименования, а так же оказание услуг по технической
помощи, повышению квалификации рабочей силы, организации торговли и управлению. В России же он только начинает свое развитие. Начало использования франчайзинга было обусловлено становлением на российском рынке цивилизованных отношений, что с необходимостью требовало применения новых методов ведения бизнеса. В бизнес-терминологию России термин “франчайзинг” был введен около 13 лет назад во многом благодаря известному российскому предпринимателю
Владимиру Довганю, который первым попытался внедрить на российском рынке франчайзинг. На сегодняшний день франчайзинг активно внедряется в отечественную экономику. В данной курсовой работе мне бы хотелось подробнее рассмотреть проблемы развития франчайзинга в России. Для этого необходимо изучить мировую историю франчайзинга, его понятие и разновидности, а так же виды проблем, связанные с ним. Цель работы: рассмотрение франчайзинга, как бизнес-системы нашей страны.
Задачи: 1. Изучить виды проблем развития франчайзинга в России. 2. Анализ возможностей развития франчайзинга, как бизнес-системы. 3. Анализ изученного материала. Структура курсовой работы: введение, семь пунктов, заключение, список использованной литературы, приложения. 2. История возникновения франчайзинга Франчайзинг – это система контрактных отношений, при которых одна сторона – франчайзер на определенных
условиях предоставляет право другой стороне – франчайзи использовать свое имя, технологию и (или) ноу-хау для ведения своего дела при сохранении полной юридической и экономической самостоятельности. В отличие от распространенного мнения франчайзинг не возник вместе с резким расцветом франшизных предприятий питания с едой быстрого приготовления (“fast-food franchises”) типа ресторанов “Макдоналдс” в 1950 годах. Скорее всего, его появление относится к началу 1800 годов.
В средневековой Англии король предоставлял знати различные права, например, собирать налоги на определенной территории в обмен на требуемые власти услуги. Гражданам давались разрешения (франшиза) продавать товары на рынках, участвовать в ярмарках. И в наши дни в Великобритании еще продолжают действовать древние франшизы, предоставляющие их владельцам права на содержание рынков, проведение ярмарок, содержание паромов и мостов. Таким образом, издревле власть вверяла исполнение части своих полномочий в обмен на капитал
или требуемые услуги, закладывая тем самым фундамент современного франчайзинга на протяжении веков. Что касается торговой практики, то в Лондоне в XVII веке были учреждены системы торговых гильдий, отдаленно похожих на современные системы франчайзинга. В начале XIX века в той же Великобритании была введена система “связанных домов”, сущность которой заключалась в предоставлении властями право на торговлю спиртными напитками только владельцам постоялых дворов по
специальной лицензии. Большинство владельцев не имело достаточно средств для приведения постоялых дворов в порядок и оплату лицензии. Эту систему прекрасно использовали пивовары, предоставляя владельцам постоялых дворов заем или сдавая им в аренду имущество, а получая взамен рынок сбыта своего пива и других спиртных напитков. Однако современный франчайзинг испытал свой первый действительный подъем в 1898 г когда компания “Дженерал Моторс” начала применять франчайзинговое дилерство.
Все еще действующая и процветающая сегодня, ее франшизная система может похвастаться 10900 дилерами, рассеянными по всей стране. Аналогичные франшизные системы были созданы компаниями “Рексолл” в 1902 году и “Говард Джонсон” в 1926 г как и многие другие нефтяные, бакалейные, мотельные и закусочные франшизные заведения в начале столетия. С этого времени франчайзинг развивался настолько быстро, что проник в большинство отраслей. Слово франчайзинг (франшизирование) происходит от французского “franchir”, которое значит
“освобождать”. Сегодня оно имеет несколько разных значений в зависимости от отрасли. Некоторые даже называют франчайзинг отраслью самой по себе, как будто это товар или услуга. Однако типичная франшиза представляет собой договор между продавцом и покупателем договор, который позволяет покупателю (франчайзи, франшизодержателю, франшизиару) продавать товар или услугу продавца (франшизера, франшизодателя). Международная франшизная ассоциация (International
Franchise Association) дает следующее определение: “Франшиза представляет собой непрерывное взаимоотношение между франшизером и франчайзи, при котором все знания, образ, успех, производственные и маркетинговые методы предоставляются франчайзи за встречное удовлетворение интересов”. В сущности, франчайзинг процветает потому, что совмещает стимул к владению малым предприятием с управленческим мастерством крупного бизнеса. А личная собственность представляет лучший стимул, когда-либо созданный
для побуждения к тяжелой работе. От франчайзинга выгадывает не только франчайзи, но и франшизер, который быстро разрастается, используя денежные средства франчайзи. В большой степени именно поэтому такие гиганты, как “Макдоналдс” и “Баскин-Роббинс”, стали крупнейшими предприятиями за такое короткое время. 3. Понятие франчайзинга, предмет договора франчайзинга и его виды
Франчайзинг называют “успешным способом ведения бизнеса”, “одной из форм продвижения продукции”, “экономическим инструментом производства и сбыта конкретного товара”, формой “территориальной экспансии устойчивого бизнеса” и “клонирования бизнеса”, кто-то даже использует термин “бизнес-индульгенции”. Многочисленные источники предлагают обширное число определений, и все они сводятся к одному: Франчайзинг (от французского “franchise” - льгота, привилегия - и производного английского “franchising”
- право, привилегия) - это система отношений (контрактных, перманентных) между франчайзором и франчайзи, регулирующих организацию совместного бизнеса с целью удовлетворения интересов обеих сторон. Основным интересом головной компании (франчайзора), как правило, является распространение собственного бизнеса, повышение узнаваемости бренда (торговой марки) и, соответственно, увеличение прибыли; интересом франчайзи (малой компании, предпринимателя) - возможность начать свой бизнес “в тепличных условиях”
- в рамках крупной компании, используя ее бренд (торговую марку), технологии, методы производства, маркетинговые механизмы и другие преимущества. В свою очередь франшизой является контракт, заключаемый между франчайзором и франчайзи, содержащий условия ведения бизнеса с использованием конкретной торговой марки и фирменных технологий франчайзора, то есть дающий право франчайзи на продажу определенной продукции или услуг на условиях франчайзора. Покупка франшизы происходит в несколько этапов, на которых франчайзи выплачивает
франчайзору стоимость франшизы, инвестиции в оборудование и материалы; ежемесячные выплаты: роялти, рекламный сбор. Взамен франчайзи получает так называемый франчайзинговый пакет, стандартно включающий права на использование торговой марки, условия поставки оборудования/материалов и обучение технологии бизнеса. Юридически условия сделки регулируются франчайзинговым договором (договором коммерческой концессии), который является основополагающим документом взаимодействия сторон и заключается в среднем на 3-5 лет
(для России). 3.1. Предмет договора франчайзинга Договор обычно включает определение “интеллектуальной собственности” франчайзора. Под интеллектуальной собственностью франчайзора понимается торговый знак, ноу-хау, специальные детали производственного процесса, торговые и производственные секреты и другая конфиденциальная информация. По договору у каждой из сторон есть сови обязанности: 1. франчайзор обязан раскрыть франчайзи все детали функционирования предприятия;
2. франчайзор обязан обучить франчайзи вести данный бизнес; 3. франчайзи обязан следовать всем стандартам производства; 4. франчайзор может время от времени модифицировать и обновлять франчайзинговую систему (но это не значит, что франчайзор может отклоняться от операционного пособия). 3.2. Основные виды сделок по франчайзингу Из шести основных видов франчайзинга (видов сделок по франчайзингу)
наиболее часто выделяют следующие: 1. Товарный франчайзинг. Способ ведения биз¬неса, при котором франчайзи покупают у ведущей компании право на продажу товаров с ее торговой маркой, называет¬ся товарным франчайзингом. 2. Производственный франчайзинг. Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводов является франчайзи от
основной компании. “Coca-Cola”, “Pepsi”, и другие продают концентраты и другие продукты, необходимые для производства местным разливочным компаниям, которые затем смешивают концен¬траты с другими составными продукта¬ми и разливают в бутылки или банки для распределения по местным дилерам. 3. Деловой франчайзинг. Деловой франчайзинг является наиболее популярным способом франчайзинга. При этом способе франчайзер продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов,
киосков или целых групп ма¬газинов для продажи покупателям набо¬ра продуктов и услуг под именем франчайзера. Существует много вариантов классического франчайзинга. В каждом из этих случаев франчайзи получает все преимущества, которые обычно связаны с франчайзингом: использование торговой марки и логотипа франчайзера, системы его бизнеса, первоначальное обучение, выбор места, поддержка и т.д. Основные отличия их друг от друга заключаются в следующих характеристиках:
1) продолжительность отношений франчайзера и франчайзи; 2) к кому франчайзи может обращаться за поддержкой; 3) кому он платит установленные взносы. Кратко рассмотрим несколько вариантов классического франчайзинга. А) Региональный (корпоративный) франчайзинг. Выбирая региональный франчайзинг, франчайзер решает охватить своей деятельностью какой-то географический район, которым может быть столичная область, штат или страна.
Осознавая, что он не обладает такими средствами или коллективом, чтобы развиваться быстро, как хотелось бы, он опирается на поддержку главного франчайзи. Главный франчайзи имеет право не только подбирать новых франчайзи в своем географическом районе, но и обеспечивать их первоначальное обучение, и прочие услуги. Контракт между франчайзером и главным франчайзи устанавливает, что ожидается от каждой стороны, и какой определенный период франчайзи будет выполнять эту специфическую роль.
В ответ на первоначальную уплату франчайзеру взносов за деятельность на исключительной территории рынка главный франчайзи в будущем получает от франчайзера роялти. Б) Суб-франчайзинг. В суб-франчайзинге суб-франчайзер также осваивает какую-то определен¬ную территорию и обеспечивает перво¬начальное обучение, выбор помещения и т.д. Разница только в том, что франчайзи работает напрямую с суб-франчайзером на долгосрочной основе и име¬ет
очень ограниченный контакт с франчайзером. Он платит роялти и реклам¬ные взносы суб-франчайзеру, который, в свою очередь, часть этих денег платит франчайзеру. Суб-франчайзер, таким образом, становится франчайзером на своей территории и франчайзи зависит от его долгосрочной поддержки. То, что суб-франчайзер может иметь не ограниченные средства, управленческие и маркетинговые способности, отразится на франчайзи.
Следовательно, потенциаль¬ный франчайзи должен очень тщательно выбирать суб-франчайзинговые отноше¬ния, так как он зависит от деловой и жизненной хватки как франчайзера, так и суб-франчайзера. В) Развивающийся франчайзинг. В соглашении по развитию территории франчайзер передает эксклюзивные права на развитие какого-то географического района группе франчайзеров. В ответ на право развития эксклюзивной террито¬рии лицо, владеющее этим правом, пла¬тит франчайзеру
взносы и обязано от¬крыть определенное количество точек в оговоренный период времени. Вла¬дельцы открытых франчайзи платят роялти и рекламные взносы франчайзеру. Лицо, обладаю¬щее эксклюзивными правами, не имеет доли в этих взносах, его доля рентабельность индивидуальных франчайзов, которые он открыл. Г) Конверсионный франчайзинг. Такой способ расширения франшизной сети, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит
на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франчайзера. 4. Проблемы развития франчайзинга в России Ситуация, сложившаяся на рынке на сегодняшний день позволяет с уверенностью говорить о том, что в данный период наблюдается ускоренный рост применения бизнес-технологии франчайзинга на российском рынке товаров и услуг. Максимально эффективному развитию франчайзинга на российском рынке способствует
созданная инфраструктура, как обеспечивающая консультирование субъектов франчайзинга, так и осуществляющая пропаганду франчайзинга в качестве эффективного метода ведения бизнеса. Основная роль по выполнению вышеперечисленных функций принадлежит Российской ассоциации развития франчайзинга (РАРФ - Российская ассоциация развития франчайзинга) и Российской ассоциации франчайзинга (РАФ -
Российская ассоциация франчайзинга), которые регулярно проводят конференции и семинары с целью создать благоприятную информационную среду, способствующую развитию франчайзинга в России. Для состоявшихся компаний франчайзинг - хороший способ завоевания рынка. Предприятие одновременно увеличивает зону распространения бренда и рынок сбыта своей продукции. Во многих странах франчайзинг - особая статья заботы властей.
В России франчайзинг появился только в 1992 году. Пионером выступила компания “Дока-пицца”, возглавляемая Владимиром Довганем. Развернутая франчайзинговая сеть насчитывала около тысячи пиццерий. Однако процесс вскоре пошел вспять: имидж торговой марки был подорван ухудшением качества товара со стороны недобросовестных партнеров, продукт вскоре стал выпускаться франчайзи “Дока-пицца” с такими
нарушениями рецептуры и технологии, что качество, а скоро и вся технологическая пирамида рухнули. В 1993 г. известный всем “Baskin Robbins” продала первую в России франшизу. Позже к иностранным примерам добавились еще российские примеры. Обувные магазины “Эконика”, предприятия быстрого питания “Ростикс”, “Теремок - Русские блины”, “Ням-ням”, бензозаправки “ЛУКОЙЛ.
Данные, проводимые РАФ, свидетельствуют о постоянном увеличении числа предприятий, использующих франшизу как средство ведения бизнеса. Несовершенство законодательства, заключающееся как в отсутствии понятия “франчайзинг” в правовой базе России, так и в желании ряда законодателей поставить знак равенства между понятиями “франчайзинг” и “коммерческая концессия”, а также спонтанность в развитии российского рынка вынудили ряд иностранных франчайзеров вообще отказаться от применения франчайзинга на российской территории
или потребовали разработки новых условий для внедрения бизнес-схемы франчайзинга на российский рынок. Вместе с тем за последние несколько лет произошло изменение в структуре франшиз, функционирующих на отечественном рынке, в сторону увеличения доли российских франшиз по отношению к иностранным. Удельная доля российских предприятий, начинающих применять франчайзинг, постоянно растет. Франчайзинг активно применяют такие известные сети магазинов, как “Перекресток”, “Копейка”, “Кодак”,
“Ile De Beute”, “Картридж Мастер” и многие другие. Развитие франчайзинга на территории России происходит неравномерно. К сожалению, на сегодняшний день можно назвать только несколько российских регионов, где франчайзинг используется достаточно широко. Основными из них являются: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и
Омск. Применения франчайзинга в регионе неразрывно связно с экономическим положением данной территории и уровнем развития бизнеса на рынке. Решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время – единственный известный инструмент, позволяющий объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Система франчайзинга основана на использовании конкретного
товара, имеющего известную торговую марку и ограниченную номенклатуру. Как известно, объектом франчайзинга могут быть: продукт (изделие с материальной формой), услуга, производственный процесс, бизнес-процесс (набор управленческих, коммерческих, финансовых, организационных действий), комплексный товар, в котором могут сочетаться друг с другом в различной степени ранее названные товары. Франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности внедрения
его достаточно широки. Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения: 1) Экономические проблемы. Франчайзинг – экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично. К данным проблемам можно отнести: - нестабильность развития экономики
России; - отсутствие у большинства предпринимателей – потенциальных франчайзи – необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему; - сложность получения кредитов для создания стартового капитала. Важнейшей экономической проблемой франчайзинга в России становится отсутствие стабильности. Если вернуться к определению франчайзинга, то это в первую очередь система отношений, закрепленная опять-таки системой договоров.
Естественно, что подобная система, к тому же объединяющая экономически независимых предпринимателей, становится инерционной. Последнее десятилетие, в котором началось ускоренное развитие франчайзинга в России, отличается отсутствием стабильности в экономике, постоянными скачками в развитии экономики страны, что приводит к таким же резким колебаниям спроса на все виды товаров, регулярными переделами собственности, что не может не задевать франчайзи. 2)
Организационно-правовые проблемы. Хотя франчайзинг – это экономический инструмент и его проблемы в первую очередь следует искать в сфере экономики, в России сдерживание развития франчайзинга происходит прежде всего в правовой сфере. Эти проблемы, связаны с почти полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России. Основные проблемы франчайзинга в России в настоящее время концентрируются в области права. Это вызвано тем, что система отношений франчайзинга основан на системе договорных отношений и должен
быть подкреплен серьезной правовой базой. В современной правовой системе РФ термин “франчайзинг” встречается только один раз, в 54 главе ГК РФ, где утверждается: “коммерческая концессия” является синонимом франчайзинга. Однако самый поверхностный анализ этой главы позволяет утверждать: - “коммерческая концессия” значительно уже понятия “франчайзинг”; - франчайзинг в нашей стране приходится базировать на комплексном договоре,
основанном на ряде статей ГК РФ и законодательных актов, то есть на “обходных” правовых схемах. Все это затрудняет использование франчайзинга в отечественной экономике. Повышение эффективности и развитие франчайзинга в России требует внесения изменений в законодательство. 3) Социально-психологические проблемы. К ним можно отнести: - отсутствие отечественного опыта и боязнь
провала у субъектов франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи; - отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности; - боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное “лицо” предпринимателя и менеджера. Особое место среди проблем франчайзинга занимает образование, как механизм разрешения социально-психологических проблем. Эта проблема вызвана слабой подготовкой представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга. Первое, с чем сталкиваются организаторы франчайзинговых систем
в России, – это отсутствие собственного отечественного опыта франчайзинга и боязнь предпринимателей-потенциальных франчайзи провала во франчайзинговой системе в целом. Ссылка на зарубежный опыт воспринимается, как правило, достаточно скептически, и на него следует возражение, что не весь западный опыт работает в России, особенно в современных условиях. Преодолеть эту проблему можно только путем скрупулезного сбора и обобщения отечественного опыта франчайзинга
как в отечественных системах, так и с участием иностранного капитала, причем и успешных, и неудачных. Очень серьезной проблемой франчайзинга в нашей стране становится традиционное пренебрежение к интеллектуальной собственности. У нас ценится товар, имеющий материальную форму, а франчайзинг предполагает передачу и оплату интеллектуальной собственности, такой как: торговая марка; технология производства; организация бизнес-процессов и ряда других. Предстоит длительная и систематическая работа, подкрепленная равовыми
и экономическими методами, прежде чем в России начнут уважать интеллектуальную собственность, а без этого франчайзинг будет недостаточно эффективен. Как уже упоминалось выше, большая часть проблем франчайзинга, причем не только социально-психологических, связана со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи. Решение этих проблем достаточно тривиально: необходимо создать образовательную
систему, которая позволила бы значительно расширить подготовку отечественных предпринимателей в области франчайзинга. Эта система должна иметь два направления: широкое, обеспечивающее пропаганду франчайзинга как экономического инструмента и узкое, обеспечивающее целевое консультирование субъектов франчайзинговых систем (франчайзера и франчайзи) по конкретным экономическим проблемам франчайзинга. Эти два направления должны дополнять друг друга. Естественно, что рассмотренные проблемы нельзя анализировать
локально, они тесно связаны и оказывают серьезное влияние друг на друга. Так, экономические проблемы франчайзинга вызваны не только состоянием экономики, но и влиянием других проблем, в первую очередь организационно-правовых. Отечественное законодательство практически не оперирует понятием “франчайзинг”. Коммерческая концессия, которой посвящена глава в
Гражданском кодексе РФ, далеко не эквивалентна понятию “франчайзинг”. Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно усложняет возможность кредитования франчайзи. Развитие правового обеспечения франчайзинга требует опять-таки р
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |