ДИПЛОМНАЯ РАБОТА по курсу «Экономика» по теме: «Комплексный анализ издержек обращения торгового предприятия» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1 Издержки как качественный показатель хозяйственной деятельности предприятия 1.2 Система показателей издержек обращения торгового предприятия 1.3
Факторы, определяющие размер издержек обращения в торговле 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия 2.2 Оценка динамики издержек обращения предприятия 2.3 Факторный анализ издержек обращения 3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 3.1 Резервы снижения издержек обращения предприятия 3.2
Направление оптимизации структуры издержек обращения предприятия 3.3 ЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В управленческом учете на первый план в деятельности менеджеров и бухгалтеров выдвигаются управленческие задачи, требующие для своего решения не только знаний традиционной бухгалтерии, особенно учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), издержек
обращения, но и технико-экономического планирования, статистики, анализа хозяйственной деятельности, развитого математического аппарата и современной вычислительной техники. При таком понимании управленческого бухгалтерского учета собственно бухгалтерский учет, планирование, статистика и анализ хозяйственной деятельности рассматриваются как единое целое. Для обеспечения прибыльной работы коммерческого предприятия руководству необходимо: · знать сумму затрат,
приходящихся на каждый вид товара, с тем, чтобы определить предельно возможное снижение цены с учетом затрат по конкретному их виду; · отказаться от использования в коммерческом обороте товаров, не пользующихся достаточным спросом при данной цене, если дальнейшее снижение цен на эти товары невозможно из-за высоких затрат по этому товару; · устанавливать торговую наценку дифференцированно по каждому виду товаров не ниже затрат на их реализацию (если позволяет спрос).
Для этого требуется калькулирование издержек. Под калькуляцией издержек обращения понимают исчисление издержкоемкости по группам товаров. Это определяет актуальность темы данной дипломной работы. Степень изученности данной темы очень высока. За рубежом в изучении потоварногрупповых издержек обращения в торговле в начале XIX в. были сделаны лишь первые попытки, связанные с именем профессора Шера. По данным российских ученых, он проанализировал в 1910 г. калькуляции
Базельского общества потребителей в Швейцарии по 12 группам товаров за 11 лет - с 1898 по 1908 гг. Калькуляции рассматривались по 8 группам продовольственных и 4 группам непродовольственных товаров. Исследование проводилось с целью: · определения издержкоемкости и рентабельности торговли по отдельным товарным группам; · оценки конкурентоспособности кооперативов; · изыскания мер к удешевлению торгового аппарата, улучшения системы цен. Позднее в США и Германии были проведены специальные исследования по
данной проблеме, преимущественно в оптовой торговле. В США такие исследования вело министерство торговли под руководством Дж. Милларда, ими также занималось и министерство земледелия. Американские разработки в начале 30-х годов были опубликованы в российских научных изданиях. Исследования того времени еще не давали удовлетворительных методов калькулирования, расходоемкость
по товарным группам определялась в них весьма условно. Распределение общих издержек между группами товаров производили пропорционально объему или стоимости товарных запасов, товарообороту, весу реализованных товаров и др. Метод учета прямых расходов не применяли. Впоследствии внимание зарубежных экономистов к крупным оптовым и розничным предприятиям угасает. Снижение интереса к данной проблеме, по мнению профессора
М.И. Баканова, объясняется все более последовательной товарной специализацией отделов и секций. В результате бухгалтерия фирмы имеет возможность получать достоверные данные об издержках обращения по каждому из этих подразделений, а, значит, и товарным группам. Позднее в зарубежной экономической литературе стали оживленно обсуждаться методы подсчета торговых расходов по товарным группам на мелких и средних розничных предприятиях.
Например, предметом исследования докторской диссертации Марианны Биттинг стала разработка практически приемлемых методов исчисления себестоимости товарного обращения. Первые попытки исследовать потоварногрупповые издержки в СССР были предприняты в конце 20-х - в начале 30-х годов. В 1931-1932 гг. Центросоюзом и центральным институтом экономических исследований (ЦИЭИ)
Наркомснаба СССР были разработаны методические указания, по которым изучались издержки обращения по товарным группам в нескольких регионах страны. Собранные данные, хотя и давали некоторое представление о структуре цен отдельных товаров, все же были весьма условны, так как затраты в основном распределялись по товарным группам с помощью ряда грубо исчислявшихся коэффициентов. В конце 30-х годов проблемой изучения потоварногрупповых издержек обращения занимался научно-исследовательский
институт торговли и общественного питания (НИИТОП) Наркомторга СССР. В разработке методических материалов участвовал научный сотрудник института Н.Н. Ряузов. Институт рекомендовал два принципиально различных метода изучения издержек обращения: один - расчетный для пищеторгов, второй - его назвали отчетной калькуляцией - для промторгов. Первый путь сглаживал различия между магазинами. Его результаты имели сравнительно невысокую достоверность.
Второй путь отличался чрезмерной трудоемкостью. Для определения издержкоемкости были также разработаны метод коэффициентов, метод экономико-математического моделирования, метод прямого счета. Однако всесторонняя экспериментальная проверка показала, что метод экономико-математического моделирования не обеспечивает необходимой достоверности. При использовании метода коэффициентов в процессе эксперимента было выявлено, что уровень издержек оказался завышенным на 35-80% по одним товарам и заниженным на 40-85%
по другим, что делает и этот метод непригодным. Идею о системном бухгалтерском потоварногрупповом учете издержек обращения впервые высказал и обосновал М.И. Баканов. Первые статьи, в которых эти вопросы обстоятельно освещались, появились в 1938 г. Ее осуществимость была экспериментально подтверждена. Результаты опыта были представлены в журнале «Бухгалтерский учет»
М.И. Бакановым и Н.И. Сахановским - старшим бухгалтером магазина конторы «Мосгастроном», где проводился эксперимент. Большое внимание проблеме товарной издержкоемкости, доходоемкости, рентабельности в торговле и общественном питании уделено М.И.Бакановым в его кандидатской и докторской диссертациях, которые были изданы самостоятельными книгами, а также в многочисленных журнальных публикациях (45 статей). Лично М.И.Бакановым разработан с необходимым теоретическим обоснованием учетно-распределительный метод
потоварного и потоварно-группового изучения издержек обращения. Позднее профессор Баканов привлек преподавателей кафедры, многих своих аспирантов и студентов-дипломников к получению уникальных данных по этой проблеме. Накопленные материалы использованы правительственными органами для обоснования торговых скидок (наценок) в оптовой и розничной торговле, общественном питании, что предположительно обеспечило дополнительное получение 2,6 млрд. руб. торгующими организациями системы
Министерства торговли РСФСР (Письмо Минторга РСФСР от 09.11.76 №17/94-590). Достаточно глубокая проработка проблемы потоварногруппового учета и анализа издержкоемкости, доходоемкости и рентабельности в общественном питании нашла отражение в исследованиях Д.И.Илинзера (1973), Г.А.Чистяковой (1974) и А.И.Левиной (1978). Проблема потоварногрупповой издержкоемкости, доходоемкости и рентабельности приобретает особую актуальность
в системе рыночных отношений. Калькулирование издержек обращения требуется в сфере обращения по той причине, что почти во всех торговых предприятиях непосредственно учесть затраты по каждому виду товаров невозможно, а других способов достаточно точного определения расходов, связанных с доставкой и реализацией конкретных видов товаров, не существует. Цель данной работы - изучить порядок организации учета издержек обращения и провести анализ издержек обращения ООО «Фирс».
На основании цели поставлены следующие задачи: рассмотреть экономическую сущность издержек обращения, провести их классификацию, изучить вопросы организации их бухгалтерского учета, на основании анализа издержек обращения конкретного предприятия дать рекомендации по их снижению. Предмет исследования данной работы - вопросы, связанные с сущностью издержек обращения. Объект исследования - ООО «Фирс», предприятие, занимающееся продажей канцелярских товаров.
Информационной базой данной работы является бухгалтерская и статистическая отчетность ООО «Фирс». Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения. 1. ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1 Издержки как качественный показатель хозяйственной деятельности предприятия Хозяйственная деятельность связана с производством товаров (работ, услуг) и их продвижением в результате
реализации от производства до потребителей. На всех этих этапах имеют место затраты живого и овеществленного труда. В процессе создания продукции (товаров) определяется ее фактическая производственная себестоимость, включающая сумму затрат на изготовление продукции (товаров). А затраты, связанные с движением товаров от производства до потребителей, включая и их реализацию конечным потребителям, представляют собой издержки обращения
Баканов М.И Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник 4-е изд М 1997 Их следует рассматривать как себестоимость закупки, доставки и реализации товаров. К издержкам обращения не относят налоги (кроме налогов, сборов, отчислений в бюджет и во внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком за счет издержек обращения и производства (например, налогов на пользователей автомобильных дорог, с владельцев транспортных средств,
единого социального налога»)), штрафы, пени и неустойки; убытки от безнадежных долгов, потери от стихийных бедствий, а также расходы по содержанию объектов социально-культурной сферы и др. Их следует рассматривать как себестоимость закупки, доставки и реализации товаров. В реальной действительности понятие затрат является многофункциональной категорией. На предприятиях торговли различают затраты на закупку товаров, капитальные вложения в расширенное воспроизводство
основных фондов и текущие затраты на организацию хозяйственной деятельности (транспортировку, хранение, подработку, подсортировку, упаковку, рекламу, реализацию товаров). Средства на закупку товаров постоянно находятся в обороте. Их вкладывают, авансируют в товарные запасы за счет собственных средств и запасов (краткосрочных кредитов банков, привлечения денег пайщиков или акционеров, займов у других предприятий и т. п.).
В конечном счете, все они возмещаются за счет прибыли, полученной в результате хозяйственной (коммерческой) деятельности. Из приведенных положений можно сделать вывод, что издержки обращения представляют собой стоимостную оценку материальных, трудовых и иных затрат (потребленную часть ресурсов и затрат на хозяйственную деятельность). Все виды расходов (затрат) в зависимости от экономического содержания учитывают, анализируют и планируют по элементам и статьям затрат. В качестве источника информации об издержках в сфере товарного
обращения следует использовать данные бухгалтерского учета, первичной документации о расходах, данные аналитического учета затрат, сведения об изменении цен, тарифов и ставок за услуги, уровне инфляции и т. д.; годовой и квартальной бухгалтерской отчетности - «Отчет о прибылях и убытках», ф. №2, где издержки обращения отражают по строке «Коммерческие расходы»; данные по элементам затрат из раздела 6 приложения к бухгалтерскому балансу годовой бухгалтерской отчетности (ф. №5); а также статистическую отчетную ф.
№2 П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» и др. Основными целями учета издержек обращения являются: контроль расходов и доходов предприятия, обеспечение экономии и эффективности производства, выработка учетной информации для анализа и управления предприятием, обеспечение полноты, своевременности и достоверности учетной информации, ее соответствие целям управления, правильному исчислению налогов. Учет издержек обращения базируется на четырех принципах:
1) соответствие учета целям и задачам управления. Организация учета и формирование учетной информации должны осуществляться с целью улучшения работы предприятия, и поэтому соответствовать требованиям совершенствования контроля, анализа, управления и планирования на предприятии; 2) единство учетной номенклатуры. Для обеспечения сопоставимости различных расходов организациями вырабатывается единая номенклатура статей издержек обращения для внутреннего управления.
Эта номенклатура позволяет охватить различные особенности расходов торговой отрасли и обеспечивает единообразие в их обозначениях для всех подразделений организации; позволяет использовать номенклатурные статьи при распределении издержек по классификационным группам; 3) адекватность отчетного периода. Возникающие в текущем периоде затраты должны быть верно распределены между периодами, к которым они относятся; 4) оценка товаров по себестоимости.
Издержки обращения в торговле подразделяются на относящиеся к реализованным товарам и к остатку товаров. Это связано с тем, что размеры расходов по реализованным товарам и оставшимся на предприятии не одинаковы. Первые из них относят собственно к издержкам, которые непосредственно влияют на финансовый результат от реализации товаров. Расходы по остаткам товаров считаются составной частью их себестоимости. При этом к себестоимости относят расходы на приобретение товаров до их реализации.
От соблюдения этих принципов зависит правильность и эффективность учета издержек обращения. 1.2 Система показателей издержек обращения торгового предприятия Деление издержек обращения по основным признакам (их классификация) позволяет улучшить учет, углубить анализ, повысить обоснованность плановых показателей и сделать действенным контроль за их состоянием. Классификация издержек обращения предполагает их группировку по элементам, статьям; по группам расходов,
разделяемым по отношению к товарообороту (переменные, постоянные); группировку в зависимости от способа их отнесения на затраты отдельных товарных групп и структурных подразделений (центрам ответственности); группировки по периодам; по отношению к остаткам товаров; разделение затрат в зависимости от их влияния на налогооблагаемую прибыль и др. Виды классификации издержек обращения представлены на рис. 1.1. Рис 1.1. Виды классификации издержек обращения.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденным приказом Минфина РФ от 06.05.99 №33н расходы по обычным видам деятельности, к которым и следует относить издержки обращения, группируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты. Как уже отмечалось выше, сгруппированные по элементам затраты отражают в разделе 6 приложения к бухгалтерскому
балансу годовой бухгалтерской отчетности (ф. №5) в соответствии с приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности» от 13.01.2000 г. №4н. Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно (п. 8 ПБУ 10/99). При этом возможно использование номенклатуры из основных статей издержек, предложенных
Методическими рекомендациями с учетом изменений, предусмотренных ПБУ 10/99. Рассмотрим группировку издержек по элементам. К элементу «Материальные затраты» относятся затраты по следующим статьям указанной номенклатуры: · транспортные расходы; · расходы на ремонт основных средств; · расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд; · расходы на хранение, подсортировку, подработку и упаковку товаров; · потери
товаров и технологические отходы; · расходы на тару. В управленческом учете из элемента «Материальные затраты» в свою очередь можно выделить затраты, связанные с основными средствами и затраты, относящиеся к оборотным (мобильным) средствам, т. е. дифференцировать по степени мобильности. При этом к расходам по основным средствам следует добавить также расходы из элемента «амортизация». Таким образом, затраты, связанные с основными средствами, включают расходы на
аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря, амортизацию основных средств, расходы на ремонт основных средств. В затраты, относящиеся к оборотным активам, входят остальные статьи элемента «Материальные затраты» (не относящиеся к основным средствам). К элементам «Затраты на оплату труда» и «Отчисления на социальные нужды» относят одноименные статьи рекомендуемой номенклатуры. По элементу «Амортизация» отражают расходы по статье «Амортизация основных
средств». В элемент «Прочие затраты» входят издержки обращения, не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат. В соответствии с п. 10 Положения о составе затрат в этот элемент следует включать также плату за аренду, лизинговые платежи, амортизацию по нематериальным активам, номенклатурные статьи: «Расходы на рекламу», «Расходы на оплату процентов за пользование займом» (в части коммерческого или товарного кредита, не предусматривающих получение денежных сумм), если учетной политикой предприятия
не предусмотрено их включение в состав себестоимости запасов, по которой они принимаются к учету Организации, образующие ремонтный фонд для обеспечения в течение ряда лет равномерного включения затрат на проведение особо сложных видов ремонта основных производственных фондов в состав издержек обращения, в составе элемента «Прочие затраты.» отражают также отчисления в ремонтный фонд, определяемые исходя из балансовой стоимости основных производственных фондов и нормативов отчислений, утверждаемых в установленном
порядке самими организациями. Группировка по периодам предполагает деление издержек на расходы отчетного периода и расходы будущих периодов. Расходы отчетного периода относятся к текущему отчетному периоду, в котором они произведены. Расходы будущих периодов возникают в текущем периоде, но относятся к будущим периодам, например, арендная плата, внесенная в текущем месяце, но относящаяся к последующим месяцам или уплачиваемая за несколько месяцев вперед; оплаченные отпускные, приходящиеся на дни следующих месяцев
(если предприятие не создает резерв на эти цели); плата по подписке за периодические издания, используемые в основной деятельности организации, и др. Используемые в учете статьи разделяют по группам расходов, различающимся по отношению к товарообороту (переменные, постоянные). Деление издержек на переменные и постоянные связано с тем, что статьи и элементы затрат зависят от объема товарооборота не одинаково. Условно-переменные издержки увеличиваются с ростом товарооборота
и уменьшаются с его снижением. Изменение условно-постоянных издержек, как правило, не зависит от товарооборота. Деление затрат на переменные и постоянные условно потому, что с изменением обстоятельств переменные издержки могут стать постоянными, а постоянные - переменными. Выбор переменных и постоянных издержек осуществляется на предприятии, исходя из сложившихся условий. Среди перечисленных статей к переменным можно отнести транспортные расходы, так как увеличение объема
продаж требует больших объемов завоза товаров, и, следовательно, роста транспортных расходов. Увеличение товарооборота сопровождается ростом заработной платы, обеспечивающей стимулирование продаж, а с ростом расходов на оплату труда увеличиваются и суммы отчислений на социальные нужды (единый социальный налог), так как их размер зависит от суммы начисленной заработной платы. Поэтому расходы на оплату и отчисления на социальные нужды тоже относят к переменным затратам.
К переменным обычно также относят расходы на хранение, подсортировку, подработку и упаковку товаров, расходы на рекламу, расходы на оплату процентов за пользование займами (кроме денежных), потери товаров и технологические отходы. Статьи 13 «Расходы на тару» и 14 «Прочие расходы» частично могут учитываться в составе переменных и частично в составе постоянных издержек. Группировка затрат в зависимости от способа их отнесения на издержки отдельных товарных групп и структурных
подразделений организаций называется калькуляционной группировкой. Она выделяет прямые и косвенные расходы. Прямыми называют такие расходы, которые можно непосредственно отнести на издержки обращения конкретных структурных подразделений организации (магазинов, складов), определенные товарные группы или другие объекты, по отношению к которым рассчитываются затраты, например, расходы на подработку, упаковку конкретных товаров, расходы на оплату труда продавцов конкретных видов
товаров, на рекламу можно отнести к соответствующим товарным группам без дополнительных расчетов. Косвенные - общие или дополнительные расходы, относящиеся ко всей организации, соотнести которые с отдельными товарами или подразделениями организации можно лишь посредством особых методов распределения или расчетным путем (расходы по заработной плате управленческого персонала, на хранение товаров, на топливо, газ, электроэнергию, амортизация и ремонт административных зданий и др.).
Отнесение издержек к прямым или косвенным зависит от конкретных ситуаций. В одних случаях одни и те же затраты могут относиться к прямым издержкам, в других - к косвенным. Причем в розничных торговых предприятиях, в которых не ведется учет потоварной реализации, калькуляционная классификация будет особенно отличаться от классификации оптовых торговых предприятий или розничных предприятий, учитывающие продажи по отдельным наименованиям товаров или товарным группам.
Такое отличие объясняется трудностями выделения прямых затрат из-за отсутствия данных о реализации по видам или группам товаров. Группировка по отношению к остаткам товарных запасов разделяет затраты на издержки обращения, приходящиеся на остаток товаров и издержки, относящиеся к реализованным товарам. Причем в издержки на остаток товаров включают лишь расходы, связанные с их приобретением (доставкой), и не включают расходы по их реализации, так как товары еще не проданы.
Данное разделение позволяет определить сумму издержек, непосредственно участвующих в формировании финансового результата. В основе группировки по отношению к остаткам товарных запасов лежит классификация по так называемому «бухгалтерскому принципу», применяемому в германской и американской торговой практике. В соответствии с бухгалтерским принципом издержки делят на накладные и общеторговые. Накладные издержки представляют собой наращение расходов покупной цены товаров до их себестоимости.
С учетом требований п. 6 ПБУ 5/98 к ним следует относить расходы, связанные с приобретением товаров, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Это транспортные расходы и проценты за пользование неденежным (товарным) кредитом. К общеторговым издержкам относятся все остальные издержки, включая затраты по доведению товара до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (хранение, подсортировка,
подработка, упаковка) и издержки, связанные с продажей товара. Они представляют собой наращение расходов до полной стоимости товара, компенсируемой продажными ценами. Таким образом, расходы, приходящиеся на остаток товаров, состоят лишь из накладных издержек, а расходы, относящиеся к реализованным товарам, включают в свой состав, как накладные, так и общеторговые издержки. Группировка по бухгалтерскому принципу способствует определению нижней границы (порога рентабельности)
продажной цены (торговой надбавки), ниже которой реализация окажется убыточной. Классификация издержек по их влиянию на налогооблагаемую прибыль предусматривает деление затрат на участвующие и не участвующие в уменьшении налогооблагаемой прибыли. В составе издержек выделяют нормируемые и ненормируемые расходы. В отличие от ненормируемых расходов нормируемые расходы не в полной мере уменьшают налогооблагаемую
часть прибыли, а лишь в пределах нормативов, установленных государством. К расходам, не уменьшающим налогооблагаемую прибыль, относят сверхнормативные суммы нормируемых расходов, т. е. расходов на рекламу, процентов за пользование товарным кредитом, представительских расходов, компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, командировочных расходов, расходов на подготовку кадров и других в части превышения нормативных сумм.
Расходование средств в пределах законодательно установленных норм обеспечивает снижение налога на прибыль. Этим объясняется значимость группировки издержек в зависимости от их влияния на налогооблагаемую прибыль. В составе калькуляционных статей издержки можно распределять по товарным группам на основе коммерческой калькуляции. Такое распределение издержек требуется для регулирования прибыльности каждой группы или наименования товаров, извлечения максимума прибыли на основе выявления наиболее прибыльных и убыточных
товаров в ассортименте и правильного активного продвижения товаров на рынке посредством регулирования их конкурентоспособности. Калькулирование издержек по товарным группам предполагает разделение товаров на группы. Выбор товарных групп, их детализация и размеры следует определять исходя из текущих и перспективных потребностей и интересов предприятия. Но для этого можно также использовать и статистическую номенклатуру товарных групп. Единая статистическая номенклатура, входящая в ранее действовавшую форму статистической
отчетности «Отчет о продаже и остатках товаров» (ф. № 3-торг), состоит из 35 групп продовольственных и 52 групп непродовольственных товаров. Номенклатура товарных групп, различающихся уровнем торговой надбавки (скидки), содержала 82 группы продовольственных и 139 групп непродовольственных товаров. Статистическая ф. №3-торг хотя и не является в настоящее время обязательной для предприятий, однако она предусматривает отражение ценной для управления информации, и ее можно составлять для анализа товарооборота
и издержек обращения в рамках управленческого учета. В настоящее время инструкцией по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения введена ф. № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», утвержденная Постановлением Госкомстата от 19.01.2000 г. № 4. Для заполнения сведений о розничной продаже и запасах раздела 4 ф. № П-l указанной инструкцией предусмотрен перечень из 33 групп продовольственных и 28 групп
непродовольственных товаров, который также можно использовать при калькулировании затрат по товарным группам. Для заполнения сведений об оптовой продаже и запасах предусмотрено 23 группы продовольственных и 39 групп непродовольственных товаров. Для управленческого учета актуальным представляется группировка затрат по степени их участия в торговых процессах (в обращении). Данная группировка предусматривает деление издержек на оперативные, т.е. непосредственно участвующие
в производственно-торговых функциях; расходы по управлению и прочие расходы относительно участия в обращении. Такое деление позволит оценить экономию и эффективность управленческих расходов. Чем меньшей долей расходов, непосредственно не связанных с производственными функциями, обходится предприятие при достижении цели, тем эффективнее осуществляется управление. Постатейный учет управленческих расходов позволяет также делать необходимые сопоставления фактических
расходов с утвержденными на предприятии нормами, сметами. Среди расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды к оперативным затратам следует относить заработную плату оперативного персонала, включая продавцов, кассиров, контролеров, фасовщиков, складских работников, работников по обслуживанию холодильных установок, подсобных рабочих, оформителей витрин, заведующих секциями, отделами; прочих работников, связанных с обслуживанием покупателей; транспортные
расходы. К оперативным относят также расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря, амортизацию основных средств; расходы на ремонт основных средств (кроме занятых аппаратом управления). В их состав включают и расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд; расходы на рекламу, расходы на оплату процентов за пользование займом (кроме денежных); расходы на тару и другие расходы, непосредственно относящиеся к производственным процессам в составе прочих затрат.
К расходам по управлению (управленческие) относят заработную плату бухгалтерских, экономических, коммерческих служб, хозяйственного персонала, управленческого персонала, прочих работников, связанных с организацией, планированием (прогнозированием) и управлением; расходы по аренде и содержанию основных средств, занятых службами управления, амортизацию этих средств, канцелярские, почтово-телеграфные, телефонные расходы; расходы на командировки, представительские расходы, выписка периодической печати и справочных изданий;
другие расходы, относящиеся к организации, планированию (прогнозированию) и управлению. Прочие расходы относительно участия в обращении состоят из отчислений на подготовку кадров, социальных взносов, не планируемых расходов и потерь, расходов, не относящихся к оперативным или управленческим и не включенных в предшествующие статьи. Среди расходов в аналитическом управленческом учете можно выделить и две другие группы расходов: 1) связанные с продолжением процессов промышленного производства в сфере
обращения, 2) связанные с обслуживанием актов купли-продажи или реализацией стоимости. Такое деление важно для выявления финансовых резервов повышения прибыли от реализации, оценки целесообразности приобретения товаров промышленной упаковки, определения оптимальной наценки на эти товары. К первой из них можно отнести расходы по подработке, упаковке товаров и другие аналогичные расходы по доведению товаров до состояния, наиболее пригодного для реализации, придания им формы, удобной для
покупателей, и т. п.; а также оплата труда работников, занятых в указанных процессах и часть управленческих расходов, условно относящихся к процессам промышленного производства. Поступление товаров в удобном виде или упаковке от поставщиков в среднем сокращает уровень данных расходов при отсутствии завышения покупных цен на такие товары. К издержкам, связанным с обслуживанием актов купли-продажи, можно отнести, например, заработную плату
продавцов, кассиров, контролеров, расходы по рекламе, а также соответствующую долю управленческих расходов. Издержки можно группировать также по их отношению к качеству торгового обслуживания. При этом их разделяют на расходы, связанные и не связанные с качеством торгового обслуживания. С качеством торгового обслуживания связаны: затраты, влияющие на рост товарооборота, соблюдение нормативов товарных запасов, широту и стабильность ассортимента, завершенность покупки, скорость и ритмичность
продаж, совершенствование торговых технологий, применение наиболее прогрессивных методов и форм реализации товаров, улучшение сохранности товарных запасов, и др. К таким расходам при соответствующих условиях может быть отнесена каждая из статей затрат кроме потерь товаров и технологических отходов и ряда других расходов, относящихся к статье «Прочие расходы». Критерием отнесения к одной из этих двух групп издержек может быть лишь конкретное участие или не участие
рассматриваемой статьи в улучшении качества и культуры обслуживания. На основе такого распределения руководство может оценить целесообразность осуществления тех или иных затрат по критерию их влияния на качество работы предприятия. С целью выявления издержек, на величину которых может влиять руководство для улучшения коммерческого результата издержки можно группировать по степени их зависимости от работы руководства и предприятия
в целом. При этом расходы подразделяют на две группы: зависимые и не зависимые от деятельности предприятия. Не зависимые включают: суммы затрат по уплате налогов, сборов, отчислений в бюджет и во внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком за счет издержек обращения и производства (например, налоги на пользователей автомобильных дорог, с владельцев транспортных средств); · арендная плата (в отдельных случаях); · амортизация; · расходы на отопление, освещение, водоснабжение,
канализацию и другие коммунальные услуги; · расходы на уборку примыкающих участков территории (дворы, улицы, тротуары), вывоз мусора; · расходы на проверку и клеймение весов, водомеров, электрогазовых счетчиков и других измерительных приборов; · плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану (складов, магазинов, столовых и т. п.). К зависимым следует отнести: · транспортные расходы; · расходы на оплату труда и социальные отчисления; · расходы на содержание помещений в чистоте, отопление; · на
ремонт основных средств; · расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд; · расходы на хранение, подсортировку, подработку и упаковку товаров; · расходы на рекламу; · расходы на оплату процентов за пользование займом (кроме денежных); · потери товаров и технологические отходы; · расходы на тару и др. Наиболее распространенным вариантом определения издержкоемкости является учетно-расчетный метод. При этом все издержки делятся на прямые и косвенные.
К прямым расходам относятся те, которые можно непосредственно на основе документов отнести на конкретные товары. Косвенные расходы невозможно отнести на отдельные группы товаров и поэтому их, на основе специальных расчетов, распределяют между этими группами. Принципы и методы их распределения строятся на учете содержания статей издержек обращения и факторов, под влиянием которых они формируются. Уровень издержек обращения по товарным группам зависит от грузоемкости, трудоемкости, потребительских
и других свойств товаров, скорости их обращения и многих других факторов. Во всех случаях определение издержкоемкости осуществляется по следующей схеме: первоначально необходимо исключить из фактической суммы издержек обращения, выявленные в результате анализа нерациональные затраты; отнести отдельные виды расходов, на основе данных бухгалтерского учета, прямо на товарные группы; все другие расходы относить на товарные группы на основе специальных расчетов и использования информации
нормативного характера (структуры товарооборота и грузооборота, размеров товарных запасов, норм естественной убыли и т.п. с учетом влияния основных факторов). Кратко рассмотрим методику расчета отдельных видов расходов в разрезе товарных групп. Так транспортные расходы частично при наличии возможности относят прямо на товарные группы, а остальные распределяют пропорционально доле грузооборота. По непродовольственным товарам транспортные расходы распределяют пропорционально их стоимости или весу.
Расходы по оплате труда можно распределять по-разному. Так, отдельно распределяют расходы по оплате труда, начисленные по сдельным расценкам. Особо выделяют товарные группы, по которым установлены индивидуальные расценки (сейчас таких групп немного). Другие виды расходов по оплате продавцов (доплаты, надбавки, премии и т.п.) и других работников относят на отдельные товарные группы пропорционально зарплате, рассчитанной по сдельным расценкам.
Расходы отчислений на государственное социальное страхование распределяют в процентах к расходам на оплату труда. Амортизацию основных средств целесообразно разделить на следующие субстатьи: амортизация специальных хранилищ для хранения картофеля, овощей, соли и т.п. (относится на указанные товары); амортизация холодильного оборудования (распределяется по весу товаров, хранящихся в холодильниках); остальные расходы (амортизация зданий, прочего оборудования и т. д.).
Величину остальных расходов распределяют пропорционально доле средних запасов по товарным группам, выраженных в условном объеме грузообороте в его общей величине (физический вес запасов товаров по группам, умноженный на коэффициент габаритности - отношения тарифных ставок по классам грузов к 1-му классу грузов). Общая величина грузооборота устанавливается путем его суммирования по товарным группам. Затраты по оплате процентов за пользование займом и платежи по страхованию имущества зависят от величины
товарных запасов. Поэтому фактическую сумму издержек по указанным статьям распределяют по группам товаров пропорционально их доле в совокупной сумме запасов в целом по предприятию. Потери товаров и технологические отходы определяют в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке. Подробно подходы к расчетам этих расходов предприятия устанавливают в соответствии с методическими указаниями по бухгалтерскому учету затрат.
Расходы на рекламу относятся на те группы, которые рекламировались. Многие статьи включают различные расходы. Поэтому расчеты следует выполнять по отдельным видам затрат. Так раздельно следует определять затраты на хранение товаров, их упаковку, подработку и т.п. Такой же дифференцированный подход к установлению расходов по товарным группам по затратам на топливо, электроэнергию и т.п. Их относят на группы пропорционально товарным запасам, выраженным в условном
грузообороте. Прочие расходы можно установить исходя из сложившегося их уровня в процентах к товарообороту в целом по предприятию. Этот же уровень можно установить по каждой товарной группе. При планировании издержек наибольшее распространение на практике получил метод обоснования плановых расчетов по статьям затрат. В этом случае отдельные статьи обосновывают опытно-статистическим методом. Однако большинство из них устанавливают на основе конкретных технико-экономических расчетов.
В процессе планирования издержек обращения торговые предприятия учитывают: · результаты анализа отдельных статей издержек обращения и выявленные резервы их экономии; · показатели, разрабатываемые торговыми предприятиями на предстоящий (плановый) период (объем товарооборота по объему и отдельным статьям, необходимые товарные запасы, доходы, прибыль и др.); · нормативы расходования средств, материалов, действующие тарифы на грузовые перевозки, коммунальные услуги и др.; · факторы, которые будут влиять на изменения издержек
обращения по отдельным статьям в планируемом периоде; · показатели издержек обращения за отчетный период по другим предприятиям, в целом по торговле региона и страны; · прогнозные расчеты издержек обращения и основные направления экономии издержек обращения в планируемом периоде. Синтетический учет расходов ведется на активном счете 44 «Расходы на продажу». По дебету счета 44 «Расходы на продажу» собираются все производственные расходы, а по кредиту осуществляется
их списание. При этом дебетовое сальдо показывает остаток издержек обращения на остаток товаров на конец отчетного периода. В конце отчетного периода издержки обращения, приходящиеся на реализованные товары, списываются на счет 90 «Продажи». При частичном списании в торговых организациях подлежат распределению расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца). В учете издержки обращения собираются по дебету счета 44 «Расходы на продажу», при этом с данным счетом
корреспондируют различные счета в зависимости от источника расходов и затрат: Кт 02 «Амортизация основных средств»: 05 «Амортизация нематериальных активов» - начисляется износ по основным средствам, нематериальным активам; Кт 10 «Материалы» - списываются материалы, израсходованные, например, при хранении товара; Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами» получен счет за услуги производственного характера
(по охране объектов, по осуществлению транспортировки, за информационные, консультационные и прочие услуги и т. д.); Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам» - начисляются налоги и отчисления, относящиеся на издержки обращения (земельный и др. налоги); Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - начисляется заработная плата сотрудникам; Кт 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - начислено единого социального налога на оплату труда и выплаты, относящиеся на издержки обращения;
Кт 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - списываются командировочные, представительские расходы, отнесенные к производственным, по авансовым отчетам сотрудников; Кт 96 «Резервы предстоящих расходов» - образование резервов на оплату отпусков, ремонт. Кт 97 «Расходы будущих периодов» - отнесение данных расходов к расходам отчетного периода при наступлении его, Собранные на счете 44 расходы на продажу списываются в части реализованных товаров на счет учета
реализации, что отражает проводка: Дт 90 «Продажи» Кт 44 «Расходы на продажу». Кроме того, отметим, что данные расходы могут быть списаны как недостающие - дебетуется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», а также при стихийных бедствиях отнесены на счет 99 «Прибыли и убытки». Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведется по видам и каждой статье расходов. Каждое предприятие самостоятельно выбирает для себя организацию аналитического
учета. Это могут быть многографные карты или ведомости, где каждой отдельной статье отводится специальная графа. Итог записанных в каждой графе сумм показывает размер произведенных расходов. В отдельной итоговой графе показывается общая сумма издержек. Таким образом, по дебету счета 44 «Расходы на продажу» постепенно накапливаются все производственные расходы торгового предприятия, относящиеся как к уже реализованным товарам, так и к товарам, оставшимся
на конец месяца еще не проданными. Разграничение расходов между реализованными товарами и товарными запасами осуществляется с помощью ежемесячного расчета издержек обращения на остаток товаров. При расчете соответствующих издержек учитываются транспортные расходы (для торговых предприятий), расходы по заготовке (для заготовительных предприятий). Другие затраты, в силу их незначительности, не выделяются и в полной сумме списываются через счет реализации на финансовые результаты.
1.3 Факторы, определяющие размер издержек обращения в торговле Для анализа издержек обращения необходима оценка их с позиции рациональности и выявление возможностей по их экономии в текущем и предстоящем периодах. Рациональным является такое использование затрат, которое способствует улучшению конечных результатов - непрерывному росту товарооборота и увеличению прибыли. Для достижения указанной цели торговым предприятиям необходимо: · оценить величину издержек обращения
предприятия в сумме и в процентах к товарообороту за отчетный период, в динамике, по сравнению с другими предприятиями (особенно конкурентами) и с показателями издержек обращения в регионе и в целом по отрасли; · изучить расходы по отдельным статьям в сумме и в процентах к товарообороту, установить их долю (оценить структуру) в совокупных издержках обращения за отчетный период и тенденции изменения этой доли в динамике; · исследовать влияние основных факторов на изменение издержек обращения отчетного периода в динамике
и оценить действие затрат на конечные результаты; · выявить резервы экономии по отдельным статьям расходов и определить меры по их использованию в текущей деятельности и предстоящем периоде. Резервами сокращения издержек могут быть: · рациональное размещение подразделений организации по отношению к местам хранения и закупок товаров с учетом спроса, что минимизирует транспортные расходы; · рациональная организация перевозок с наименьшими транспортными расходами, поиск партнеров с минимальными тарифами
и ставками транспортных услуг; · оптимизация товарных запасов; · рациональное расходование средств на рекламу, проценты за коммерческий кредит, подработку, подсортировку, упаковку товаров, хранение, на тару; · минимизация товарных потерь; · повышение производительности труда, технической оснащенности процессов товарного обращения. По ходу практического решения этих задач предприятия должны выполнить анализ: · суммы и уровня издержек обращения по общему объему и отдельным статьям; · размера изменения
уровня издержек обращения по общему объему и отдельным статьям в динамике; · темпов изменения (снижения или повышения) уровня издержек обращения, определяемого путем отношения размера изменения к уровню базисного периода; · суммы экономии или перерасхода, которая определяется, путем умножения размера изменения (в процентах к товарообороту) издержек обращения отчетного периода по сравнению с кризисным периодом или их плановых показателей на величину товарооборота отчетного периода; · доли издержек обращения в доходах
торгового предприятия. · данных об эффективности текущих затрат, исчисляемые как отношение товарооборота к издержкам обращения и как отношение прибыли к издержкам обращения (рентабельность текущих затрат) за отчетный период, в динамике и по сравнению с другими предприятиями, аналогичными показателями по торговле в целом по региону и по отрасли страны. При анализе и планировании издержек обращения торговыми предприятиями используются следующие показатели: · абсолютная сумма расходов;
Этот показатель находит применение при оценке совокупных издержек обращения и их величины по отдельным статьям и элементам затрат. · уровень издержек обращения по общему объему и отдельным статьям; Рассчитывается как отношение суммы издержек обращения к товарообороту в процентах. Его величина характеризует размер затрат в рублях на каждые 100 руб. товарооборота. · показатель экономичности; Основан на достижении определенного результата при наименьших затратах (принцип минимизации) или на
обеспечении при заданном объеме затрат наибольшего результата (принцип максимизации). · показатели эффективности использования потребленных ресурсов; Величина этих показателей как отношение товарооборота или прибыли отчетного (планового) периода к потребленным ресурсам (издержкам обращения) за этот же период. Таким образом исчисляются обобщающие показатели. Определенное значение имеют и локальные показатели, исчисленные как соотношение конечных результатов к отдельным статьям издержек обращения (к расходам
на оплату труда, расходам на содержание и использование основных фондов и т.д.). · издержкоемкость, которую характеризуют уровни издержек обращения по товарным группам. Предприятия не имеют данных о расходах по реализации товаров и товарных групп. В условиях конкуренции, происходящих изменений в конъюнктуре, становления прибыли в качестве главной цели большинство предприятий стремятся владеть информацией о доходах и расходах по торговле каждой группой
товаров. Наличие такой информации позволяет предприятиям обосновать свои решения в области регулирования цен в зависимости от спроса и предложения. При снижении спроса на те или иные товары нужно знать, каковы же возможные размеры снижения розничной цены, которые обеспечат рентабельную торговлю этими товарами. Данные об издержкоемкости являются важным условием обоснования размеров доходов по товарным группам, позволяют углубить анализ издержек обращения и учесть влияние изменений структуры товарооборота.
В теории финансового менеджмента разработаны различные критерии эффективного управления издержками обращения. Основными из них являются следующие: 1. Минимизация текущей кредиторской задолженности. Этот подход сокращает возможность потери ликвидности. Однако такая стратегия требует использования долгосрочных источников и собственного капитала для финансирования большей части оборотного капитала. 2. Минимизация совокупных издержек финансирования.
В этом случае ставка делается на преимущественное использование краткосрочной кредиторской задолженности как источника покрытия активов. Этот источник самый дешевый, вместе с тем для него характерен высокий уровень риска невыполнения обязательств в отличие от ситуации, когда финансирование оборотного капитала осуществляется преимущественно за счет долгосрочных источников. 3. Максимизация полной стоимости фирмы. Эта стратегия включает процесс управления оборотным капиталом
в общую финансовую стратегию фирмы. Суть ее состоит в том, что любые решения в области управления оборотным капиталом, способствующие повышению экономической стоимости предприятия, следует признать целесообразными. Специфика предприятий торговли состоит в большой доле издержек обращения и в значительном объеме оборотных средств в составе их активов. Поэтому для предприятий этой отрасли проблемы организации и эффективность использования оборотных средств носят еще более насущный характер, чем для фондоёмких отраслей.
Можно выделить также следующие особенности торговых предприятия с позиции издержек обращения: · сезонность ряда подотраслей и производств; · высокая материалоемкость; · с учетом требований рынка необходимость широкого ассортимента выпускаемой продукции; · ограниченность времени хранения многих видов продукции; · ежегодное освоение новых видов продукции. 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия
Компания «Фирс» является филиалом московской компании «Смистар» - эксклюзивного импортера европейских и азиатских торговых марок канцтоваров и офисных принадлежностей. Торговые марки, представляемые компанией «Смистар» включены в обязательный ассортимент таких сетей, как «METRO», «Ашан», «Рамстор». Компания «Смистар» была основана в 1992 году, занимает лидирующее положение на рынке канцтоваров СНГ. Компания «Смистар» имеет филиалы в
Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Ростове-на-Дону, Минске, Киеве.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |