Реферат по предмету "Русская литература"


Как можно понимать смысл названия комедии "Горе от ума" А.С.Грибоедова

Как можно понимать смысл названия комедии "Горе от ума" А.С.Грибоедова." Нижняя Тура, 2009 СОДЕРЖАНИЕ 1. Смысл названия комедии "Горе от ума". 2. Что думал автор, называя свою комедию "Горе от ума" ? 3. Что скрывается за названием комедии "Горе от ума" ?


1. Смысл названия комедии "Горе от ума". "Горе от ума" - первая реалистическая комедия в русской литературе. Реалистический метод пьесы заключасется не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствует одновременно несколько конфликтов: любовный (Чацкий и Софья) и общественный (Чацкий и фамусовское общество).


Название первой редакции комедии было другое - "Горе уму". Тогда смысл комедии был бы совершенно ясен: Чацкий, по-настоящему умный человек, пытается открыть глаза людям на то, как они живут и чем они живут, пытается помочь им, но закостенелое, консервативное фамусовское общество его не понимает, объявляет сумасшедшим, и в конце концов, преданный и отвергнутый,


Чацкий бежит от ненавистного ему мира. В этом случае можно было бы сказать что в основе сюжета лежит романтический конфликт, а сам Чацкий - романтический герой. Смысл названия комедии был бы так же ясен - горе умному человеку. Но Грибоедов изменил название, и сразу же изменился смысл комедии. Чтобы его понять, нужно изучить проблему ума в произведении.


Во-первых, надо понять, насколько умён Чацкий. Пушкин в своём письме к Бестужеву вообще отказывал Чацкому в уме. Он писал, что первым отличительным признаком умного человека является то, что он способен видеть с кем он разговаривает. Только неумный человек может "метать бисер перед репетиловыми и ему подобными". "Что такое Чацкий пишет Пушкин в своём письме к Вяземскому


Пылкий, благородный добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическим материалом". Если проанализировать поведение чацкого, то можно заметить, что он совершенно не к месту произносит свои обличительные монологи, он не понимает, что это совершенно никому не интересно. часто получается так, что он не нуждается в слушателях, например, в конце третьего действия он увлекается своей речью,


не замечая, что никто его не слушает ("оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием.") Чацкий смеётся над всеми, но над собой - никогда, потому что он считает, что по-настоящему умный человек не может выглядеть смешным. Он очень глупо ведёт себя с Софьей, никак не может понять, любит ли она его или нет, а если нет, то кого она любит. Чацкий уверен, что умная девушка никогда не сможет полюбить глупого человека , отвергнув умного.


Чацкий слепо не замечает, как Софья защищает и даже произносит Молчалина, считая, что "она его не уважает", "не ставит в грош", "не любит". Чацкий принимает пафос Софьи по отношению к молчалину за иронию. Он уверен, что ум является ключом к сердцу Софьи. В итоге мы видим, что Чацкий совсем не умный человек.


А может быть Грибоедов понимает слово "ум" шире, не только как интелектуальные способности, но и как представление о жизни? Все герои комедии по-своему умные люди. И они совершенно по-разному понимают жизнь. Для Фамусова главное в жизни, к чему он стремится тихо и в то же время широко прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, не давая повода для осуждения своих поступков или поступков Софьи советскому обществу.


У Молчалина цель жизни - медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице. Он совсем не любил Софью, для него Софья - ещё одна возможность для осуществления его замыслов. Софья мечтает о робком тихом влюблённом. Её идеал - "муж-мальчик", "муж слуга". У каждого из этих героев свои идеалы, у каждого из них разный ум, и поэтому они не понимают друг друга. В конце концов каждый герой пьесы оказывается несчастным.


Фамусов, Молчалин, Софья, Чацкий несчастны из-за своих неправельных представлений о жизни. Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызыватьосуждения, неодобрения света. И что же он получает в конце? Его опозорила собственная дочь. Его волнует только один вопрос : "Ах! Боже мой! что станет говарить Княгиня Марья Алексеевна!" Молчалин несчастлив оттого, что все его старания пропали даром.


Софья - из-за того, что её предал любимый человек, что она разочаровалась в своём идеале достойного мужа. Но самым несчастным оказывается Чацкий, пылкий вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закостенелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он всё-таки не может со своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Всё, во что он верил: в свой ум, передовые идеи не только не помогло завоевать сердце


любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло её от него. И именно из-за этих свободолюбивых мыслей фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим. Грибоедов показывает, что причина несчастья Чацкого и других героев в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. А возможно ли это соответствие и реально ли счастье вообще?


Образ Чацкого, по-моему, даёт отрицательный ответ на этот вопрос. Чацкий симпатичен Грибоедову, он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста, но его взгляды далеки от реальной жизни, они не приводят его к счастью. Может быть, А.С.Грибоедов предчувствовал, предвидел трагический конец и поражение декабристов, веривших в свои передовые идеи, которые, однако, были оторваны от раельной жизни.


2. Что думал автор, называя свою комедию "Горе от ума" ? Название любого произведения - ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание - прямое или косвенное - на основную мысль, проложенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально


звучавшего как "Горе уму", восходит к руской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом вообще всегда был очнь важен и актуален для комедиографов, принадлежавших к школе классицизма, предшественников А.С.Грибоедова . Вспомним тех же Мольера и Бомарше, в их комедиях этот конфликт присутствует, он обозначен там довольно зримо. В "Горе от ума" этот конфликт выглядит иначе, переосмысляется.


Современники не могли не почувствовать этого, поскольку возникло несколько мнений. Например, мнение Гончарова и Пушкина о Чацком и о том, кто же, по замыслу Грибоедова, является носителем ума в комедии. Гончаров в статье "Мильон терзаний" писал: "Сам Грибоедовприписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме< >.


Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён. Пцшкин же действительно говорил в письме Бестужеву о том, что"умное действующее лицо" в комедии - Грибоедов, а Чацкий - это только "пылкий", благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями". Итак, что же такое ум в комедии


Грибоедова и кто является в ней умным человеком? Ум является теоретической добродетелью. Для предшествовавших комедиографов он не был недостатком (Фимент, умный человек резонёр в "Мизантропе" Мольера; положительными героямигероями являются Стародум, Правдин в "Недоросле" Фонвизина и т.д.). Отклонениями, которые высмеивались авторами, были глупцы (Митрофан у


Фонвизина, например). Важно отметить, что только соблюдение меры считалось умом (поэтому для Мольера умник Альцест не является идеалом, достойным поражения). Умом как чувством меры обладает Молчалин, Чацкому же его ум (а"речь его кипит умом, остроумием", как говорит Гончаров) только вредит, он сродни безумию для окружающих. Удобный ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму


Чацкого, но это уже не борьба ума и глупости. В пьесе Грибоедова нет глупцов, её конфликт строится на противостоянии разных типов ума. "Горе от ума" - комедия, перешагнувшая классицизм. Категория ума имеет отношение к филосовскомустрою пьесы, невозможному в комедии классицизма, ориентированному на уже заданные абсодютные истины. В произведении Грибоедова задаётся вопрос: что же есть ум.


Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый говорит об уме (Фамусов: "Скромна, а ничего, кроме проказ и ветру на уме"; Софья: "Остёр, умён, красноречив", "ах, если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко"). У каждого героя есть своё представление об уме. Эталона ума нет в пьесе Грибоедова, потому нет в ней и победителя. "


Комедия даёт Чацкому только "мильон терзаний" и оставляет, по-видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, ничего не говоря о последствиях борьбы". Чацкий отличается от окружающих не тем, что он умнее, а тем, что он человечнее, чувствительнее ("чувствителен, и весел, и остёр", как говорит Лиза). Для Чацкого существуют две несовпадающие категории: ум и чувство (он говорит


Софье, что у него "ум с сердцем не в ладу"); описывая Молчалина, он снова разграничивает эти понятия: "Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, но есть ли в нём та страсть? то чувство? пылкость та " Чувство оказывается выше ума светского (Чацкий в конце пьесы говорит: "Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок!"


Он убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесённых его чувству). Любовная драмма становится выражением идейного одиночества героя. "Личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме". "Горе от ума" Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума советского, а чувством ("


У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен" как говорит Гончаров а "Мильоне терзаний") он привязан к свету. Заглавие пьесы Грибоедова "Горе от ума" содержит в себе необычайно важный вопрос: что такое ум для Грибоедова. Ответа на этот вопрос автор не даёт. Назвав "умным" Чацкого, Грибоедов перевернул понятие ума и осмеял старое его понимание.


Грибоедов показал человека, полного просветительского пафоса, но наталкивающегося на нежелание понимать его, проистекающее именно из традиционных понятий "благоразумия", которые в "Горе от ума" связываются с определённой социальной и политической программой. Комедия Грибоедова, начиная с названия, обращена не к Фамусовым, а к Чацким - смешным и одиноким ("один умный человек на 25 глубцов"), стремящимся


изменить неизменяемый мир. Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и традиционные для комедии классицизма проблемы, его метод близок к реалистическому, но всё же не достигает реализма во всей его полноте. 3. Что скрывается за названием комедии "Горе от ума" ? Комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума" носит необычное, интригующее, прямо-таки из ряда вон


выходящее по тем временам (а она писалась в двадцатые годы девятнадцатого столетия) заглавие. На первый взгляд высказывание "горе от ума" - это парадокс, что сразу же и настораживает читателя, как бы подталкивает его к мысли о том, что за приевшимся словом "комедия" должно скрываться нечто большее, чем пьеска в духе Бомарше или Мольера, нечто свежее, ни на что не похожее, новаторское.


Заглавие играет немалую роль и в осмыслении произведения, в понимании его конфликта. В названии комедии прослеживается основная проблема - проблема ума. Но нельзя забывать, что "Горе от ума", написанная на рубеже эпох классицизма, романтизма и реализма, содержит черты этих эпох (соблюдено правило "трёх единств", в то же время введён вольный ямб, показана личность, которая противостоит обществу).


Поэтому в отличие от комедий классицизма, где есть только противостояние ума и глупости, в "Горе от ума" Грибоедов противопоставляет несколько типов ума, а главную проблему освещает с точки зрения России. Автор показывает, что смешным может быть и умнейший Чацкий, и неглупая Софья. Грибоедов хотел показать, что и умный человек бывает одинок и глубоко несчастен. В обществе закоснелых крепостников-Фамусовых ума боятся, как чумы.


В таком обществе Чацкий не только не понят, но и осмеян, обьявлён сумасшедшим. И всё-таки главный герой Грибоедова - не идеальный герой. Чацкий смешон из-за некой оторванности от живой жизни (говорит он книжными речами, а сердце у него с умом не в ладу), Репетилов же - это его снижающий двойник. Главный герой Чацкий в идейном плане не согласен в "высшим светом", но не боится высказывать


своё мнение, пренебрегая общественным. Он открыто обличает нравственное убожество крепостников, их поклонение богатству, всему иностранному ("нам без немцев нет спасенья"). Неглупая же Софья Фамусова уже подверглась влиянию общества, к которому принадлежит (она проявляет властность по отношению к служанке). Софья по-своему несчастна. Её судьба заранее определена отцом ("Будь плохонький, да если наберётся душ тысячки две родовых


Тот и жених"). В среде московского барства все панически боятся и сторонятся передовых людей: Вот рыскают по свету, бьют баклуши, Воротятся, от них порядка жди. Эта фраза Фамусова показывает, что Чацкий не одинок. Но несмотря на свои симпатии к Чацкому, Грибоедов допускает в финале поражение умного героя, как бы предопределяя этим поражение декабристов. Показывая, что как в комедии


Фамусовы повержены морально, но не физически, так и в России на тот момент ещё невозможно победить реакционное большинство одними словами. Само название произведения "Горе от ума", которое содержит даже какую-то нотку трагизма, и слово "комедия" создают ощущение некоторого несоответствия. По-моему, этот диссонанс очень метко выражает суть общественных отношений в преддекабристкой


России, когда застойное состояние крепостников настолько становится нелепым, что вызывает уже не только гневную критику, но и смех, который чем-то напоминает гоголевский "смех сквозь слёзы". По словам Белинского, "Горе от ума" А.С.Грибоедова и "Евгений Онегин" А.С.Пушкина положили начало всей последущей литературе.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.