Реферат по предмету "Социология"


Социальная работа и профилактика преступности среди детей и подростков

Содержание
 
Введение
Глава I. Основные чертыдевиантного поведения детей
§1 Понятие детскойпреступности
§2 История детскойпреступности
§3 Причины детскойпреступности
Глава II. Характеристикадетской преступности
§1 Динамика детскойпреступности в России
§2 Профилактика детской преступностив России
Глава III. Социальнаяработа с детьми девиантного поведения
Заключение
Список литературы

Введение
 
Во всевремена общество пыталось устранять нежелательные для него формы человеческойжизнедеятельности путем воздействия на их носителей. Методы и средствавоздействия определялись социально-экономическими отношениями, общественнымсознанием, идеологией, господствующих в обществе сил, обычаями, традициями.Отклонение поведения от нормы, всегда привлекали внимание ученых. Философы июристы, медики и педагоги, психологи и биологи, а в последнее время исоциальные работники – каждый с позиций своей науки изучал и оценивал различныеантиобщественные явления: преступность, наркотизм, проституцию, алкоголизм идр. При этом отсутствовал общий подход к изучаемой проблеме, царящей вобществе.
Социальнаяработа с детьми отклоняющегося поведения, в частности преступниками, имеетбольшое значение для общества, так как это отклонение от нормы в столь раннемвозрасте постоянно прогрессирует и очень опасно для социума.
Цель работы –показать какая социальная работа проводится с детьми отклоняющегося поведения ипроанализировать ее.
Задача –изучить соответствующую литературу по данной теме, изучать статистическиеданные; указать какие факторы влияют на становление такого поведения и к чемутакое поведение приводит; а также делать выводы в соответствии с полученнойинформацией.
Объект работы– это дети с отклоняющимся преступным поведением.
Предметомработы является социальная работа с детьми девиантного поведения.
Работанаправлена на выявление такого социального явления, как преступность детей.

Глава I.Основные черты девиантного поведения детей
 
§1 Понятиедетской преступности
 
Поддевиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимаются: 1) поступок,действия человека, не соответствующие официально установленным или фактическисложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальноеявление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, несоответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данномобществе нормам (стандартам, шаблонам).
В первомзначении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики,психиатрии. Во втором значении – предмет социологии и социальной психологии.Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.[1]
Общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофическибыстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер. Важновникнуть в суть этого феномена, понять, почему так все происходит. Не толькопотому, что с развалом СССР, кризисом общества и государственности распаласьранее существовавшая система профилактики, и не только в связи с действием рядасоциальнонегативных факторов, на что указывали и указывают криминологи, но ипотому, что мы не знаем современной подростковой преступности, не знаем, чтоона из себя представляет. Судим о ней поверхностно на основе лишь яркобросающихся в глаза признаков. При всей схожести этих признаков сегодняшняяпреступность несовершеннолетних совершенно иная, чем 10, 5 и даже 2 года назад.Она количественно и качественно быстро меняется. При этом ни педагоги, ни практическиепсихологи, ни сотрудники правоохранительных органов психологически не готовы кее быстрым изменениям. А отсюда — серьезные упущения в профилактической работе.[2]
Как отмечаютисследователи, развитие преступности в нашей стране по основным качественнымпоказателям приближается к общемировым тенденциям. Хотя пока регистрируемыйуровень преступности у нас ниже, чем в индустриальных странах, но очень высоктемп прироста преступлений. В этой связи нужно учитывать, что преступностьимеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она изкриминологической, правоохранительной проблемы превращается в проблемуполитическую.
В России насостояние преступности большое влияние оказывает переход к рыночным отношениями появление таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция.Специалисты отмечают, что пока еще характер преступности в нашей стране можноопределить как «патриархальный», но уже заметны процессы, говорящие об«индустриализации» девиантности.
При кажущейсяясности понятия «преступность», в действительности оно отражает очень сложноесоциальное явление и относится к числу наиболее спорных и в социологиидевиантного поведения, и в криминологии – науке о преступности.
Вотечественной криминологии под преступностью принято было понимать совокупностьвсех преступлений, совершенных в государстве (регионе) за определенный периодвремени. Очевидно, что такое определение носит описательный характер, невскрывая содержательную специфику рассматриваемого феномена.
И это неудивительно. Преступность – сложное социальное явление, не имеющее«естественных» границ (в отличие от алкоголизма, наркотизма или же самоубийств)и определяемое с помощью двух разнопорядковых критериев: общественной опасностии предусмотренности уголовным законом.[3]
В основном жепод преступностью понимается относительно распространенное, статистическиустойчивое социальное явление, разновидность(одна из форм) девиантногоповедения, достигшего степени общественной опасности, определяемой,законодательством в уголовном законе.
А также, преступность— массовидноеявление, включающее в себя совокупность всех лиц в обществе совершившихпреступления и совокупность совершенных ими преступлений, которые могут (и дажекак правило) не совпадать. Так, одно лицо может совершить несколькопреступлений, и одно преступление может совершить группа лиц. Это расхождениеважно для познания закономерностей преступности.[4]
Рассмотрениепреступности как разновидности девиантного поведения позволяет изучать общиепричины, генезис, закономерности всех его форм, взаимосвязи между преступностьюи другими проявлениями девиантного поведения, а также находить общие механизмысоциального контроля. По этому пути идет и большинство современных зарубежныхисследователей.
Противоправныедействия детей до 14 лет не влекут за собой для них уголовную ответственность.Отвечают за детей родители или воспитатели. В период от 14 до 18 лет школьникисудебно наказуются только за тяжелые преступления, причем меры пресечения к нимприменяются существенно менее строгие, чем по отношению к взрослым.Противоправное поведение школьников чаще всего выражается в агрессивности иприсвоении чужого.[5]
Девиантноеповедение подростков не соответствует закономерностям «взрослого»отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятыхнорм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящейофициально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализпреступности, прежде всего профессиональной, опирается на теорию асоциальныхсубкультур. Но применительно к несовершеннолетним такой подход правомерен невсегда. Чаще бывает, например, что подросток, не отрицая самого фактасодеянного, не признает свою вину или нарушает правовой запрет, который впринципе не отвергает.
Дляобъяснения таких явлений обычно обращаются к теории нейтрализации, суть которойзаключается в том, что подросток становится правонарушителем, усваивая приемынейтрализации общепринятых норм, а не моральные требования и ценности, противоположныеэтим нормам. Иначе говоря, подросток стремится бессознательно как бы расширитьв отношении себя действие смягчающих обстоятельств, оправдать свои действия,даже внести в них элемент рациональности. Так, опросы показывают, что большинствоподростков видят причину своего преступления во внешних обстоятельствах,четвертая часть опрошенных убеждена: в аналогичной ситуации каждый совершил быподобное. Характерна также неадекватная оценка степени нанесенного вреда.
Кроме того,довольно часто используются методы «осуждения осуждающих» (а судьи кто!),отрицания наличия жертвы (сама виновата!), обращение к более важнымобязательствам (не мог бросить товарищей, не имел права трусить и т.д.). Всеэто свидетельствует о высоком уровне инфантилизма, неспособности сопереживать,сочувствовать. К сожалению, подобное отношение к своему поведению в значительнойстепени обусловливается особенностями юридической практики и правовоговоспитания, приводящими нередко к формированию у несовершеннолетнихпредставления о своей безнаказанности. Это не может не беспокоить, так каксегодня на общем фоне роста различных форм девиантного поведения имеет местотенденция «омолаживания» преступности. Так, среди несовершеннолетних правонарушителейзаметно (на 46 %) увеличилась доля школьников, возрастает вероятностьрецидивов: двое из трех подростков после возвращения из мест заключения вскоревновь преступают закон.
Средиподростков появились новые виды преступности, в частности рэкет. Все большеераспространение получают половая распущенность, детская проституция,извращения. В стране среди молодежи растет число алкоголиков, наркоманов.Опросы учащихся (возраст 14—17 лет, половина — девочки) показали, что 52,8 %достаточно часто употребляют спиртные напитки, 10,2 % хотя бы раз в жизнипробовали наркотические, а 9,8 % — токсические вещества. Фактически каждый десятыйиз них рискует стать хроническим алкоголиком, нарко — или токсикоманом.[6]
В основе жевсех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурныхпотребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но молодежная девиация естьслепок с социальных отношений в обществе.
§2 Историяизучения детской преступности
 
Преступность– в современном понимании – появилась с первыми актами, устанавливающиминаказание за определенные деяния.
Значительнопозже сформировалась криминология как наука о преступности.
Зарождениекриминологии социологического направления связывают с именем математика А.Кетле, который на основании статистических исследований выступил в 1831 году сдокладом, обосновывающим положение: «общество… подготовляет преступления, апреступник есть только орудие». Социологическое объяснение преступности каксоциального явления присуще многим криминологическим концепциям: марксизму;теории «дифференцированной ассоциации» (связи) Э. Сатерленда(преступномуповедению обучаются у тех, с кем поддерживают связь); чикагской школе (изучениесоциально-экономических условий города и районов с различным уровнем преступности);теория аномии и «социальной дезорганизации» Э. Дюркгейма – Р.Мертона(дезорганизация личности в условиях конфликта норм или их отсутствия, атакже в условиях конфликта принимаемых целей и легальных средств); теориистигматизации или интеракционистскому подходу Ф. Танненбаума, Э. Лемерта, Г.Беккера, Е. Гофмана и др. (каждое общество само определяет, какое поведениесчитать противоправным и кого признавать правонарушителем – наклеивать ярлык,стигму. При этом стигматизованный, «заклейменный» будет и впредь вести себясогласно стигме) и др., а также радикальной криминологии (Г. Блох, Д. Гейс, Д.Конгер, В. Миллер, Р. Куинни, У. Чемблис, Я. Тейлор) представители которойрезко критикуют современное общество, порождающее преступность, и требуют социальныхпреобразований.[7]
Динамизмсоциальных процессов в период перестройки, кризисная ситуация во многих сферахобщественной жизни неизбежно приводят к увеличению девиаций, проявляющихся вповеденческих формах, отклоняющихся от норм. Наряду с ростом позитивныхдевиаций (политическая активность населения, экономическая предприимчивость,научное и художественное творчество) усиливаются девиации негативные –насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизациянаселения, подростковая делинкветность, аморальность. Растет социальнаянезащищенность граждан. В этих условиях объективно повышается спрос (не всегдаи не всеми субъектами социального управления осознаваемый) на научныеисследования девиаций, их форм, структуры, динамики взаимосвязей. Тем более,что социальная патология – чуткий барометр общественной жизни.[8]

§3 Причиныдетской преступности
 
В социологиидевиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причинывозникновения такого поведения. Так, Р. Мертон, используя выдвинутое Э.Дюркгеймом понятие «аномия» (состояние общества, когда старые нормы и ценностиуже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причинойотклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемымиобществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения. Другоенаправление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения,культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны нанормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носительопределенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данномобществе типу культуры.
В современнойотечественной социологии несомненный интерес представляет позиция Я.И.Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе социальногонеравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворенияпотребностей для разных социальных групп. Каждая из позиций имеет право на существование,т.к. дает срез реально действующих общественных отношений. В то же время ихавторов объединяет стремление найти единый источник причинности для различныхформ девиаций.[9]
Отечественныепсихологи и многие современные зарубежные ученые отрицают решающее влияние наповедение трудных детей генетического фактора, наследственной отягощенности ихсознания и действий. Природные предпосылки определенных особенностей психики,конечно, имеются. Но действуют они не прямо, а через социальные факторы. Междутем многие учителя считают, что это не так. Они связывают появление трудныхдетей с,' наследственностью. Подобные утверждения свидетельствуют о не- достаточнойпедагогической грамотности и умелости таких учителей, нежелании серьезноразобраться в проблеме и затратить побольше времени на трудного школьника.
Основныепричины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношенияхв семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптациивообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Частодействует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередкобывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызываетпренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобнаяобстановка приводит к нежелательным изменениям в сознании и поведении такогоученика.
Агрессивностьможет проявляться уже в дошкольном возрасте в драках детей из-за игрушек. Некоторыемладшие школьники пускают в ход кулаки, когда им не хватает логическихдоказательств в споре. Во всех этих случаях повышенная агрессивность отмечаетсяредко. Поэтому, естественно, такие действия не представляют собой серьезнойсоциальной угрозы, хотя воспитатель должен стремиться их не допускать. Агрессиякак проявление неприспособленности к социальной среде отчетливо проявляется ввозрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках приразрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе,лишенных родительской защиты учащихся.
В старшемшкольном возрасте агрессивность отмечается в основном у юношей, у девушек —значительно реже. Агрессия у юношей обычно отмечается в следующих ситуациях:при противопоставлении себя детям, взрослым или старикам; в конфликтах междуотдельными молодежными группами; при регуляции отношений внутри молодежнойгруппы с помощью физической силы.[10]
Проблемы«причин» преступности могут быть переформулированы в виде трех основныхвопросов: 1) почему в обществе распространены (сформированы) такие именносоциальные потребности (витальные потребности у всех относительно одинаковы)?2) почему в обществе возможны такие именно формы (способы) удовлетворенияпотребностей? 3) почему общество так именно оценивает те или иные формы(способы) удовлетворения потребностей. Впрочем, есть еще пара немаловажныхвопросов: почему представители таких именно социальных групп (слоев) чащедругих прибегают к тем или иным способам удовлетворения потребностей и почемупредставители таких именно групп (слоев) чаще других попадают в поле зренияправоохранительных органов?..[11]
Ответы напоставленные таким образом вопросы непросты, они высвечиваются в ходесоциологических (криминологических) исследований.
Итак, косновным причинам преступного поведения относятся: несогласованность между целямии средствами; наличие социального неравенства; неправильные отношения в семье.

Глава II.Характеристика детской преступности в современной России
 
§1Динамика детской преступности в России
 
Качественнымипоказателями социальных отклонений являются структура и динамикарассматриваемого массива. Под структурой понимается соотношение внутриданного массива отклонений разного вида: преступлений, иных правонарушений,случаев злоупотребления алкоголем, аморальных поступков и т. п. Это соотношениеможет быть выражено как в долях (процентах), так и в абсолютных числах; причемоно может быть подсчитано по числу зарегистрированных актов поведения или же почислу совершивших их лиц. Динамика — совокупный качественный показатель,характеризующий изменения состояния, уровня и структуры всего массивасоциальных отклонений (или его части) во времени на той или иной территории.Динамика дает возможность раскрыть тенденции в движении социально-негативныхявлений, что весьма важно для научной организации борьбы с ними.
Изучениегеографии, а также структуры и динамики поведения, отклоняющегося от социальнойнормы, показывает, что практически наблюдаются два вида наиболее важныхизменений этого явления в пространстве и во времени.
Первый вид — изменениеуровня отклонений: общий подъем или спад числа актов социальноотклоняющегося поведения, например, рост преступлений, увеличение числа лиц,зарегистрированных в связи со злоупотреблением спиртными напитками, или же,наоборот, снижение этих показателей, связанное с укреплением моральных иправовых норм поведения в обществе.
Второй вид — изменениеструктуры социальных отклонений, происходящее как на фоне подъема или спадаих числа, так и при его стабильности. Эти структурные изменения могут бытьразного рода: рост более тяжких видов за счет менее тяжких либо наоборот;переход одних видов отклонений в другие виды, например, пьянства впреступность; возрастание негативного поведения лиц одних возрастов (или пола)по сравнению с другими и т. п. Как правило, структурные изменения позволяютболее глубоко вскрыть те социальные и психологические процессы, которыепорождают социальные отклонения и влияют на их географию и динамику.[12]
Преступность несовершеннолетних растет непропорционально быстро. Дляхарактеристики этого роста используют такие термины: «катастрофический»,«обвальный», «бурный» рост. Что это означает? Обычно уровень преступностисопоставляют с динамикой роста населения подросткового возраста. Есть такаязакономерность, когда рост преступности соответствует приросту или уменьшениюнаселения подросткового возраста. Возросло количественно подростково-юношескоенаселение страны, выросло и количество совершаемых им преступлений, и наоборот,уменьшилось численно подростково-юношеское население — уменьшилось и количествосовершаемых им преступлений. Тогда пропорция остается приблизительноодинаковой, т.е. коэффициент преступности не изменяется. А сейчас приростпреступности среди подростков и юношей значительно опережает ростподростково-юношеской популяции: преступность среди несовершеннолетних за 10лет выросла приблизительно в два раза. А подростково-юношеское населениеуменьшилось на 15-20%. С конца 80-х годов фиксируется заметный рост преступности в России.На фоне увеличения общей преступности неуклонно растет преступность срединесовершеннолетних. Так, в период с 1988 по 1992 год она увеличилась в 1,5раза. По оперативным данным МВД РФ на 1997 год было выявлено общее число лицсовершивших преступления 1 372 161. Анализ возрастного состава показывает, чтона время совершения преступления лиц в возрасте 14-15 лет было 45 916 человек;в возрасте 16-17 лет — 116 062. В целом, среди всех выявленных лиц, совершившихпреступления, доля подростков в возрасте 14-17 лет составляет 11,8 %. Причем,важно иметь в виду, что среди всех видов совершенных преступлений «особотяжкие» и «тяжкие» составляют наиболее высокую долю именно в«молодой» когорте, по сравнению с другими возрастными группами.
Это по данным нашей несовершенной и щадящей статистики. Фактически жеточные данные получить трудно, поскольку в подростково-юношеской преступностивысок уровень латентности, когда преступление совершено, но правоохранительныморганам об этом неизвестно. Например, не все жертвы изнасилований, рэкета,карманных и квартирных краж, мошенничества заявляют о совершенном на них фактепреступного посягательства. Причины высокого уровня латентности самыеразличные, что зависит от характера совершенного преступного посягательства:так, при изнасилованиях действует ложный стыд; нежелание обнародовать о себекомпрометирующие сведения; угрозы со стороны насильников; выплата родителяминасильников родителям пострадавших «откупных»; чувство неловкости, испытываемоедевушкой перед следователем (большинство из которых мужчины), и т.п. При рэкете,карманных кражах, мошенничестве действуют другие причины. Очень часто — этоневерие в возможности органов милиции изловить и привлечь к уголовнойответственности преступников; выбор наименьшего зла («по следствию и судамзатаскают»), самообвинение («сам виновен, что обманули») и т.п. Даже не о всехквартирных кражах пострадавшие заявляют, особенно те, кому есть что скрывать изсвоих неправедных доходов от правоохранительных органов. Так, группа подростковчерез наводчиков изучила богатые квартиры лиц, наживших состояние незаконнымиспособами. Совершив кражу, оставила записку, в которой информировалапострадавших о наличии у группы на них «компромата». При этом действовал напострадавших и определенный «гуманизм» грабителей. Они брали только «своюдолю», а не забирали все подчистую.
В связи с уменьшением 14-17 лет назад рождаемости в настоящее времянаблюдается уменьшение численности подростково-юношеского населения (очереднойдемографический спад), а количество преступлений в этой среде растет. Сегодня всреднем по стране каждое десятое преступление совершается подростком илиюношей. По некоторым регионам — каждое четвертое. В 1994 году этой группойнаселения было совершено свыше 210 тысяч преступлений.
Что скрывается за этой щадящей статистикой? Прежде всего то, что оченьрано значительная часть подростково-юношеского населения попадает в преступныймир и приобщается к его страшным законам жизни. Отсюда наибольшая вероятностьрецидива: чем раньше встанет человек на этот путь, тем быстрее достигнет уровняособо опасного рецидивиста. Это —закономерность. Поэтому за последние 15 летсредний возраст особо опасного рецидивиста снизился на 4-5 лет (с 28-30 лет до23-25 лет). Рецидивист опасен не только и не столько потенциальной возможностьюсовершения им нового преступления, сколько возможностью приобщения неустойчивыхподростков и юношей к преступному образу жизни. Он в одиночку не действует, аорганизует преступные группы, втягивая в них новичков, т.е. начинаеткриминализировать подростково-юношеское население, порождать первичнуюпреступность. Рецидивист становится учителем и наставником подростков и юношейв сфере преступного промысла. Молодой рецидивист опасен и тем, что по своемувозрасту (23-25 лет) он недалеко «ушел» от подростков и юношей и поэтому какличность психологически привлекателен для них. Значит, чем большенесовершеннолетних становится на путь преступлений, тем больше опасностьэскалации преступности, т.е. ее самопорождения, саморазвития по присущим ейвнутренним законам.
Вместе с тем преступность несовершеннолетних характеризуется неравномерностьюдинамики по различным временным показателям (времени суток, дням недели,сезонам года), что объясняется не только рядом объективных факторов, но ивозрастными психологическими особенностями подростков. Чаще всегонесовершеннолетние совершают преступления в свободное от учебы время в учебныедни (с 15.00 до 24.00). Интересно отметить, что «пик» преступных проявленийприходится на 20.00-21.00. В этот же промежуток времени фиксируется наибольшееколичество обращений подростков в службу «Доверие» по возникающим у нихтрудностям в разрешении жизненных ситуаций. До 7% преступлений совершается вучебное время, когда подростки должны были быть на занятиях в школе. До 10%преступлений совершается в период производственной практики и других работ. Приэтом до 18-20% преступлений совершается в выходные и праздничные дни. Меньшевсего совершается преступлений в понедельник. В течение года «пик» преступныхпроявлений приходится на каникулы, что связано с ослаблением социальногоконтроля за несовершеннолетними, свертыванием работы лагерей труда и отдыха,разрушением ранее существовавшей системы работы с учащимися в каникулярноевремя. Еще один всплеск преступности несовершеннолетних приходится на мартмесяц, что предположительно можно объяснить перестройкой организма подростка всвязи с наступлением весеннего времени и изменением уровня тестостерона вкрови.
Знание динамики преступности несовершеннолетних имеет практическуюзначимость для более эффективной разработки стратегии и организации системыпрофилактики, распределения обязанностей и ответственности между субъектамипрофилактической работы. Действительно, если подростки совершают преступления вто время, когда они должны находиться дома (например, после 21.00), то спросдолжен быть прежде всего с родителей, не контролирующих своих детей, а также сработников милиции, не обращающих внимания на шатания подростков в такое времяпо улицам. Ну, а за совершение преступлений в учебное время, конечно же, должныотвечать как родители, так и педагогические коллективы, порой не обращающиевнимания на пропуски занятий и прогулы, совершаемые подростками. Что касаетсявсплеска преступности несовершеннолетних в каникулярное время, то этопоказатель социальной «болезни» общества в целом, требующий разработки иреализации долговременных региональных и федеральных программ социальнойподдержки подрастающего поколения[13]
Динамика детской преступности характеризуется высоким уровнем латентности,неравномерности по различным временным показателям, а также динамика имеетпрактическую значимость для профилактической работы с детьми-девиантниками.
§2 Профилактика детской преступности в России
 
Профилактика детской преступности осуществляется рядом следующих мер.Прежде всего – это реализация на уровне региона (района, области, города,республики) общесоциальных, экономических, организационных мер, осуществляемыхместными органами власти. Так, в ряде мест, где уровень преступности учащихсязначительно ниже, чем по другим регионам, существенную роль играли координационныесоветы, создаваемые в каждой области из представителей правоохранительныхорганов, общественных организации и системы образования, здравоохранения,которые обеспечили планомерность и комплексность используемых мер, направленныхна устранение условий жизни и воспитания, способствующих возникновению и формированиюкриминальных групп несовершеннолетних. Одной из глобальных профилактических мерпреступности несовершеннолетних, является ликвидация детской и подростковойбеспризорности. Оказавшиеся на улицах городов и поселков несовершеннолетние безсредств существования вынуждены совершать корыстные и корыстно-насильственныепреступления.
Общие меры профилактики включают повышение качествавсего учебного процесса, совершенствование его организации,методического уровня. Сюда относятся: четкое выполнение учебного плана,предупреждение пропусков занятий учащимися без уважительных причин и прогулов,обеспечение повседневной занятости учащихся после занятий и в свободное времяполезными видами деятельности, активизация деятельности органов ученическогосамоуправления и др.
Общие меры включают также меры воспитательные. Сюда относятся нетолько «повышение воспитывающей роли обучения», но и гуманизация межличностныхотношений педагогов с учащимися. Это весьма острая проблема, поскольку «поофициальным данным Министерства образования 46 % учителей даже не скрывают, чтопользуются авторитарными методами без учета Конвенции о правах ребенка».
Система профилактики включает также организационно-правовыемеры:
воссоздание в каждом учебном заведении соответствующих органовпрофилактики правонарушений учащихся (как бы они ни назывались –
советами, секциями, комиссиями профилактики и т.п.);
воссоздание общественных формирований из числа взрослых учащихся ипедагогов молодежного возраста (по типу бывших ОМОД – оперативных молодежныхотрядов дружинников);
воссоздание различных групп, отрядов (скаутских, зеленых патрулей и т.п.)из числа несовершеннолетних;
создание органов профилактики из учащихся, проживающих в общежитиях(советов, секторов, бригад и т.п.);
закрепление за учащимися, состоящими на учете в ОППН и КДН, и лиц,которые могут оказать на них позитивное влияние (тоже дело не в названии –шефов, наставников или общественных воспитателей);
воссоздание других правоохранительных формирований из числа учащихся(природоохранные, охраны памятников истории и культуры и т.п.);
обеспечение тесного взаимодействия внутришкольных и внутриучилищныхорганов профилактики между собой и с внешними организациями.
Для успешной деятельности этих формирований нужна элементарная правоваябаза. В одних случаях можно воспользоваться неотменными нормативными актами одеятельности некоторых формирований, в других требуется разработка новыхдокументов, соответствующих требованиям сегодняшнего дня.
К специальным психолого-педагогическим мерамотносятся:
психодиагностические: изучение поступающего на учебуконтингента и выявление лиц с повышенным криминальным риском (трудных и педагогическизапущенных учащихся, состоящих на учете в ОППН и КДН, а также имеющихсудимости, прибывших из специальных школ или колоний), выявление их дружескихсвязей внутри училища (школы) и за ее пределами;
психокоррекционные: систематическая правовоспитательнаяработа с этими учащимися с использованием индивидуальных и коллективных формработы, руководство их межличностным общением;
психопрофилактические: использование широкогодиапазона мер ранней профилактики групповых правонарушений со стороныподростков, «вытесненных» из неблагополучных семей, а также из учебныхколлективов групп; обеспечение систематического контроля за их поведениемвнутри школы, училища и за их пределами.
К специальным криминологическим мерам относятся:
выявление асоциальных, криминогенных и криминальных групп,установление их внутриучилищных (внутришкольных) и внешних связей;
выявление роли каждого члена группы и разработка мер его отрыва отгруппы;
выявление фактических и потенциальных лидеров и разработка мер попресечению их лидерской деятельности в подобных группах;
разработка тактики работы сасоциальными и криминогеннымигруппами.
Очень важно соблюдать принципы профилактической работы с несовершеннолетними.Это такие принципы как: принцип компетентности; принцип взаимодействия всех сили средств, ведущих борьбу с преступностью несовершеннолетних; принципсвоевременности; принцип упреждаемости; принцип дифференциации мерпрофилактики.[14]
Система профилактики детской преступности включает в себя: общие меры,организационно-правовые, специальные психолого-педагогические и специальныекриминологические – а также важно соблюдать принципы профилактической работы снесовершеннолетними преступниками.
 

Глава III. Социальная работа с детьми девиантного поведения
 
Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих другихстранах является частью государственной молодежной политики. Эффективностьгосударственной молодежной политики и социальной работы с молодежью во многомопределяется установлением гарантированного минимума социальных услуг молодежи.
В молодежной среде приобретают ярко выраженный характер явлениясоциальной патологии. Эксперты с обеспокоенностью отмечают рост криминализациисреди молодежи: в 1996 г. возраст 62,6 тыс. преступников составлял 14-15 лет,129,6 тыс. – 16-17 лет, 367,5 тыс. – 18-24 года, 244,3 тыс. – 25-29 лет. Запоследние пять лет заметно увеличилось число подростков, совершивших групповыепреступления: в среднем по России они составляют более 60%, а в отдельныхрегионах – 70%.
С распадом пионерской и комсомольской организаций образовалсясвоеобразный застой в воспитательной работе с молодыми людьми. В этой связимолодежная политика и социальная работа направлены на создание системы социальныхслужб для молодежи, с одной стороны, и развитие детского и молодежного движения–с другой. В регионах России, особенно после принятия Федерального закона «Обосновах социального обслуживания населения в Российской Федерации», сталисоздаваться социальные службы: если к середине 1994 г. по линии комитетов(отделов) по делам молодежи в 150 населенных пунктах было организовано 265социальных служб, тот в 1997 г. в стране насчитывалось 95 служб трудоустройстваи профориентации молодежи (молодежные биржи труда), около 2000 социальных службдля детей и молодежи, 41 информационный центр для молодежи, 12 центров содействиямалому предпринимательству молодежи.
В соответствии с утвержденной номенклатурой органов по делам молодежисуществует следующая структура социальных служб:
центр социально-психологической помощи молодежи дляоказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисныесостояния, находящейся в конфликтных ситуациях, профилактики и предупреждениядевиантного и суицидного поведения данной категории молодежи;
консультативный центр для подростков и молодежи, оказывающийквалифицированную, экстренную, анонимную, бесплатную психологическую помощь потелефону;
приют для подростков, создающий условия дляжизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным илисубъективным причинам от благоприятных условий своего развития в семье, воспитательномучреждении, обществе;
центр ресоциализации молодежи, предназначенный для лиц,вернувшихся из мест заключения, и оказывающий им консультативную,социально-правовую, профориентированную и психологическую помощь, в первуюочередь несовершеннолетним, оказавшимся в дезаптированном состоянии;
центр информации для молодежи, оказывающий информационныеи методические услуги органам исполнительной власти по делам молодежи,организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различными группамимолодежи.
Значительные успехи в области организации социальной работы с молодежьюдостигнуты в Астрахани, Новосибирске, Волгограде, Тюменской области и другихрегионах России. Среди общественных формирований несомненный интереспредставляет деятельность Московского городского клуба инвалидов «Контакт-1», врамках которого реализуется концепция «независимой жизни» детей с ограниченнымивозможностями с опорой на создание соответствующих социальных служб.
Таким образом, система социальных служб для молодежи состоит как изгосударственных структур, так и неправительственных организации. По данным Министерстваюстиции Российской Федерации, к началу 1997 г. было зарегистрировано 96молодежных и детских общественных объединений общероссийского уровня, а нарегиональном уровне – более 500 объединений. Пик формирования новыхобщероссийских организаций приходится на 1991 и 1992 гг. Общественныеорганизации – и прежде всего те, которые входят в состав Национального советамолодежных и детских объединений России (образован в январе 1992 г.), — постоянно контактируют с органами государственной власти, решая вопросы своейдеятельности.
Успешно развиваются информационные услуги для молодежи в Свердловской,Новосибирской, Белгородской, Астраханской, Волгоградской областях. В центрыинформации для молодежи, по данным исследований, обращались менее 6%опрошенных, и более 50% опрошенных не знают о существовании таких центров.
Наиболее перспективным путем создания такой системы стала поддержка нафедеральном уровне сети опорных и экспериментальных центров в регионах, основнаязадача которых – обобщение и распространение накопленного опыта, проведение мероприятийпо повышению квалификации специалистов, работающих в данной сфере,организационная и методическая помощь при создании социальных служб длямолодежи. В 1997 г. по итогам конкурса социальных учреждений органов по деламмолодежи 20 комплексам социальных молодежных служб и подростково-молодежныхклубов были присвоены статусы: опорный центр, опорно-экспериментальный центр,экспериментальный центр.[15]
Направлениями их работы являются:
• оказание социально-психологической помощи подросткам и молодежипутем создания бесплатных анонимных кабинетов психологической разгрузки,центров и служб (Служба социально-психологической помощи детям и подросткам«Форпост» Екатеринбурга; Башкирский республиканский центрсоциально-психологической помощи семье, детям, молодежи);
• правовая помощь молодежи и молодой семье (Центрсоциальной поддержки молодежи Курска; Комплекс социальных служб молодежи Астрахани)
• профилактическая воспитательная работа снесовершеннолетними (Комплекс служб социальной помощи несовершеннолетнимНовосибирска; Центр «Четвертый мир» в Москве; Комплекс социальной помощи подростками молодежи Перми);
• медицинская и медико-социальная помощь молодежи (Центр«Ювентус» в Новосибирске; центры реабилитации и планирования семьи вХабаровске; Реабилитационный центр для детей, подростков и молодежи Самары);
• информационное обеспечение социальных служб (Социальныйцентр молодежи Кузбасса; Городской центр социально-психологической помощиподросткам и молодежи «Шанс» в Туле).
Расширяется сеть социально-психологических центров для молодых людей,страдающих различными формами химической зависимости, наркологических служб,анонимных наркологических кабинетов для молодежи и подростков. Такие центрыдействуют в Республике Башкортостан, Хабаровском крае, Новосибирской,Свердловской, Кемеровской областях и других регионах. Квалифицированнаяэкстренная психологическая помощь по телефону оказывается в подмосковныхгородах Щелкове и Подольске.
В Красноярском крае созданы целевые программы: «Профилактика безнадзорностии правонарушений несовершеннолетних» (цель программы – создание в краеэффективной системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних и др.), «Дети – сироты» (профилактика социального сиротства,формирование системы социальной поддержки и адаптации к самостоятельной жизнидетей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)[16]
Несмотря на создание и развитие сети социальных служб различного профиля,сегодняшнее их количество не соответствует объективной потребности в них.Созданные учреждения удовлетворяют запросы не более 10% нуждающихся всоциальных услугах. Необходимо создать в социуме условия и механизмыоптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы– от отдельных центров и традиционных технологий к государственноймежведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальныхслужб с разветвленной инфраструктурой.[17]
 

Заключение
 
На сегодняшний день общество оказалось перед фактом: преступность срединесовершеннолетних растет катастрофически быстро, а также меняется ее структураи характер. А в основе этих отклонений лежит неразвитость социально-культурныхпотребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но вообще молодежныеотклонения есть следствие социальных отношений в обществе.
Причина же становления девиантного поведения являются: несогласованностьмежду целями и средствами, наличие социального неравенства в обществе,неравноправные отношения в семье.
А вот динамика детской преступности характеризуется высоким уровнемлатентности, неравномерностью по временным показателям, также динамика имеетпрактическую значимость для проведения профилактических работ с девиантами.
Сама же профилактика включает в себя ряд мер: общего характера, организационно-правовые,специальные психолого-педагогические и специальные криминологические.
За последние годы создана сеть социальных служб различного профиля, новсе-таки они не удовлетворяют полностью запросы общества. Специфика социальнойработы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не какобъект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.
 

Списоклитературы
 
1.  Алмазов Б.Н.Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних/Б.Н. Алмазов.Свердловск,1986.
2.  Бадмаев С.А.Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников/С.А. Бадмаев. М.:1997.
3.  Башкатов И.П. Психологиягрупп несовершеннолетних правонарушителей: Социально-психологическиеособенности/И.П. Башкатов. М.:1999.
4.  Белкин А.С. Отклонение вповедении школьников: Учебное пособие/А.С. Белкин. Свердловск, 1973.
5.  Бузько Н.М. Преступностьнесовершеннолетних и ее предупреждение/Н.М. Бузько. Кубанский институт, 1999.
6.  Буянов М.И. Ребенок изнеблагополучной семьи: Записки детского психиатра/М.И. Буянов М.: 1998. 207с.
7.  Васильева Е. Молодежь инасилие/Е. Васильева// Социс.1995.№2.
8.  Верин В.В. Статистическоеизучение преступности подростков и несовершеннолетних в современной России/В.В.Верин. М:1999.
9.  Гуров А.И.Профессиональная преступность: Прошлое и современность/А.И. Гуров. М:Прогресс,1990.
10.  Ильинский Я. Социологиядевиантного поведения/Я. Ильинский, В. Афанасьев. СПб: институт социологии РАН,1993.
11.  Клейберг Ю.А Социальнаяработа и профилактика девиантного поведения подростков/Ю.А. Клейберг, Н.В.Шахзадова.Тверь; Нальчик: 2000.
12.  Клейберг Ю.А. Психологиядевиантного поведения: Учебное пособие для ВУЗов/Ю.А. Клейберг.М.: ТЦ Сфера приучастии «Юрайт-М»,2001. 160с.
13.  Клейберг Ю.А. Социальнаяработа и коррекция девиантного поведения подростков/Ю.А. Клейберг. Кемерово:1996.
14.  Ковалева А.И.Социализация личности: норма и отклонение/А.И. Ковалева. М:1996.
15.  Ланцова Л.А…Социологическая теория девиантного поведения /Л.А. Ланцова, М.Ф. Шурупова// Социально-политическийжурнал.1993.№ 4.
16.  Львова М.В.Социально-психологические особенности профилактики девиантного поведенияподростков: Автореф. дис. канд. психол. наук/М.В. Львова. Ярославль: 2000.
17.  Отклоняющееся поведениемолодежи: Краткий словарь-справочник/ Под. ред. В.А. Попова, С.А.Завражина.1994.
18.  Пирожков В.Ф. Законыпреступного мира молодежи/В.Ф. Пирожков. Тверь: 1994.
19.  Пирожков В.Ф.Криминальная психология/В.Ф. Пирожков. М.: Ось-89, 2001. 702 с.
20.  Пискарев Д.П.Социально-психологические стереотипы противоправного поведения молодежи/Д.П.Пискарев. М.:1999.
21.  Психолого-педагогическаякоррекция и психотерапия девиантного поведения и дисгармония в развитииличности детей и подростков. Воронеж, 1993.
22.  Социальные отклонения/Подред. В.Н. Кудрявцева. М.: Юрид. лит., 1989. 365с.
23.  Степанов В.Г. Психологиятрудных школьников/В.Г. Степанов. М: Академия, 2001. 336 с.
24.  Тузов А.П. Мотивацияпротивоправного поведения несовершеннолетних/А.П. Тузов. Киев: 1982.111с.
25.  Холостова Е.И. Социальнаяработа: теория и практика: Учеб. пособие/Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М.:ИНФРА-М, 2001. 427с.
26.  Чиганова С.Д. Целевыепрограммы как инструмент реализации социальной политики: Учеб. пособие длястудентов, обучающихся по специальности «Социальная работа»/С.Д. Чиганова.Красноярск: Изд-во «Универс»,2002. 80 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.